Ярославский педагогический вестник. 2001. № 2 (27)
Т
2. Рид Г. Образование через искусство. М.: Искусство, 1978.
3. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.
Л. Н. Серебренников, В. В. Солдатов, И. В. Курицына
Пути реализации технологического образования в условиях сельской школы
Общеобразовательная школа призвана подготовить учащихся к интегрированию в современное общество. Важнейшей задачей технологического обучения является обеспечение профессионального становления школьников з процессе общего образования. Особое значение оно приобретает в реальных условиях сельской школы при отсутствии значимой инфраструктуры профессионального образования. Осуществляя функции трудового обучения и воспитания, профессиональной информации, диагностики, ориентации и адаптации, образовательная область "Технология" может решать вопросы начальной профессиональной подготовки, объективно значимой сферой которой для сельской молодежи является агропроизводство со спектром соответствующих специальностей.
В сложившихся на селе социально-экономических условиях одной из важнейших проблем образования является возрождение культуры хозяйствования на земле, сохранение традиций и обычаев народа, приумножение его исторического духовного и материального наследия.
Учитывая стоящие задачи, коллектив средней общеобразовательной школы с.Воскресенское Некоузского района Ярославской области принял решение осуществить реорганизацию ее деятельности с целью выполнения не только функций обучения, но и подготовки подростков к практической жизни в сельской местности. В отсутствие в округе профессиональных образовательных учреждений и возможностей родителей обеспечить обучение детей в отрыве от дома определилась потребность предоставления возможности профессиональной подготовки учащимся в процессе получения общего среднего образования. Воскресенская средняя общеобразовательная школа
имеет десять классов-комплектов, в которых обучаются в среднем около 130-140 детей поселка и близлежащих деревень. Школа в основном обеспечена кадрами педагогических работников и вспомогательного персонала, имеет удовлетворительную учебно-материальную базу. Площадь школьного учебного и производственного участков составляет около 3 га. Школа арендует 22,2 га сельскохозяйственных угодий для обеспечения кормами животноводческого учебно-производственного сектора.
В свете новых ценностей образования были исследованы потребности учащихся и их родителей, возможности и направления развития педагогического коллектива и материальной базы учебного процесса. Результаты проделанной работы позволили определить следующие цели и задачи развития школы:
Цели:
• Развитие ребенка и его адаптация к жизни на селе в реальных социально-экономических условиях. Формирование у учащихся крестьянского образа жизни.
• Становление школы центром образования и культуры на селе.
Задачи:
• Приближение содержания общеобразовательных предметов и программ к практическим потребностям сельского жителя.
• Построение системы методической работы по реализации принятых программ.
• Создание условий для индивидуализации процесса обучения детей.
• Создание системы преемственности общего и профессионального образования (детский сад - школа - учреждения профессионального Образования).
• Ориентация процесса общего образования на будущую профессиональную деятельность учащихся.
• Формирование действенного воспитательного процесса через привлечение школьников к самоуправлению и реально оплачиваемому труду путем организации учебно-опытного предприятия.
« Развитие и совершенствование учебно-производственной базы школы.
• Самообеспечение школы сельскохозяйственной продукцией.
В связи с поставленными задачами дисциплины учебного плана были дополнены практикоориентированными разделами с уклоном на сельскохозяйственное производство: биология с основами сельского хозяйства, хи-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
мия с основами сельского хозяйства, физика и сельскохозяйственное производство, экономика сельского хозяйства, география и сельскохозяйственная метеорология и др.
Планирование и обеспечение дисциплин технологического обучения было построено в соответствии с задачами профильной подготовки по направлениям "хозяин сельского дома" и "хозяйка сельского дома".
В цикл дисциплин трудовой и допрофес-сиональной подготовки были включены основы животноводства, основы земледелия и растениеводства, устройство тракторов и автомобилей, сельскохозяйственных машин и оборудования, управления к обслуживания сельскохозяйственной техники.
Приближение программ и содержания предметов к практическим потребностям сельского жителя позволило актуализировать учебный процесс, создать условия для ориентации подростков на будущую профессию, для обучения с учетом индивидуальных способностей учащихся, формирования у детей крестьянского образа жизни.
Согласно учебному плану Воскресенской средней общеобразовательной школы занятия по разделам общеобразовательной области "Технология" проводятся на основе и в развитие программы под ред. Симоненко [1] в объеме 2 часов в неделю объединенными классами в начальной школе и в условиях раздельного обучения юношей и девушек с 5 по 11 класс. В дополнение к этому один час в неделю планируется на выполнение проектов, расширение плановых и введение новых тем. Еще один час недельной нагрузки отводится производительному сельскохозяйственному труду с реализацией блоками по сезонным периодам. Общий объем технологического и производственного обучения составляет 136 часов в год.
В процессе обучения решаются задачи воспитания трудолюбия и осознанного отношения к учебе и труду, формирования общетрудовых знаний и умений для самообеспечения и обустройства личного хозяйства, развития творческих способностей и профессиональных потребностей учащихся.
Технологическое обучение учащихся производится по основным разделам обработки материалов, экономическому образованию и эстетическому развитию на основе теоретической и практической подготовки в условиях учебно-производственной деятельности.
Обучение школьников изготовлению изделий народных промыслов предполагает рас-
крытие истоков народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества, привитие уважения и любви к народному искусству, обучение детей навыкам и приемам традиционной художественной обработки материалов.
Раздел "Основы домашней экономики" направлен на изучение основных понятий и терминов рыночной экономики, сведений о доходах, бюджете, расходах и планировании экономической жизни семьи, роли и месте домашней экономики в системе общественных отношений.
Раздел "Основы предпринимательства" знакомит учащихся с основными понятиями практической экономики, менеджмента и маркетинга, современного агропромышленного производства и сферы услуг, с умением применять их при производстве и реализации собственной продукции.
Профильная подготовка учащихся по направлению "Фермерское хозяйство" предполагает подготовку юношей к обслуживанию автотракторной техники и механизированному обеспечению сельскохозяйственных работ.
Она базируется на технологической подготовке основной школы и продолжается в процессе профильного обучения в 10-11 классах в школьных учебных мастерских, в кабинетах механизации, школьном гараже, автоклассе, на полигоне, участках, полях и закрепленных угодьях.
Подготовка девушек по профилю "Хозяйка сельского дома" по разделам домашнего растениеводства и животноводства осуществляется в объеме основной школы. В 10-11 классах она завершается вторым уровнем специализации "Культура дома".
Все направления подготовки учащихся базируются на систематической учебно-опытной и производственной сельскохозяйственной деятельности в течение всего периода обучения.
Для обеспечения учебного процесса, деятельности по самообеспечению и товарному производству продукции сельского хозяйства школой приобретены 2 автомобиля, 3 трактора и набор сельскохозяйственных машин и инвентаря.
Стратегия развития школы определила необходимость пересмотра содержания учебного процесса и учебной нагрузки педагогов, создания новых должностей, изменения штатного расписания, переподготовки и повышения квалификации педагогичеких кадров.
Ярославский педагогический вестник. 2001. № 2 (27)
Для реализации поставленных задач были приняты на педагогическую работу специалисты сельского хозяйства: преподаватель автотракторного дела (инженер-механик), учитель основ животноводства и растениеводства (зоо-инженер), механик школы (инженер-механик), мастер производственного обучения и др.
На основе учебно-производственной базы школы создано трудовое объединение учащихся, под руководством учителя технологии обеспечивающее школу сельскохозяйственной продукцией.
Школьники непосредственно участвуют не только в производстве, но и в распределении результатов труда. Организованная по интересам, в том числе материальным, практическая деятельность способствует развитию социально-экономической активности молодежи, формирует содержание внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Проводимая опытническая и организационная деятельность обеспечивают неуклонное повышение эффективности работы участка, увеличение урожайности овощных культур.
Это позволяет школе полностью обеспечивать себя продукцией сельского хозяйства и реализовать ее излишки для развития материальной базы учебного процесса.
По результатам деятельности учебно-производственного сектора и детского трудового объединения было принято решение расширить рамки трудового обучения и через развитие образовательной области "Технология" создать условия для приобретения школой статуса фермерской. Работа по формированию средней школы фермерского профиля позволит при отсутствии условий доступного профессионального образования молодежи взять на себя не только функции обучения, но и профессиональной подготовки учащихся к практической жизни в сельской местности с возможностью получения специальности в процессе полноценного общего среднего образования.
Литература
1. Трудовое обучение. Технология. Программа для средних общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1997. 223 с.
2. Дидактика технологического образования / Под ред. П.Р. Атутова. М.:ИОСО РАО, 1997. 203 с.
М. Н. Аверина
Совершенствование межпредметных связей в системе методической подготовки учителей иностранного языка для малочисленной сельской школы
Реальная методическая подготовка к самостоятельной работе будущих учителей иностранного языка для сельской школы осуществляется на основе межпредметных связей методической подготовки с дисциплинами психолого-педагогического цикла, языковой специальности, непрерывной педагогической практики в течение всего периода обучения и управляемого самообразования. Единство овладения студентами методикой обучения иностранным языкам обеспечивается их сквозной профессионально-педагогической подготовкой, собственно процессом обучения иностранным языкам, опытом конкретных преподавателей вуза, непрерывной педпрактикой, индивидуальной работой студентов (УИРС, НИРС, самообразование, общественная педагогическая деятельность). Этот процесс должен управляться программами (планами) межпредметных связей для каждого курса.
Методическое содержание межпредметных связей фокусируется в следующих компонентах профессиональной подготовки будущих учителей сельских школ: профессионально-педагогическая ориентация преподавателя иностранного языка; работа языковых кафедр по внедрению в учебный процесс новых методик обучения иностранным языкам как в рамках школы, так и вуза; формирование «Методического портфеля учителя иностранного языка» с 1 по 5 курсы; выполнение индивидуальных заданий методического характера в течение всего срока обучения; реализация методминимумов для каждого периода педпрактики; проведение дней по подготовке к педпрактике; управляемое самообразование; изучение и практическая работа в рамках спецкурса «Особенности работы учителя иностранного языка в малокомплектной сельской школе», учебная и научно-исследовательская работа студентов; написание курсовых и дипломных работ.
Исходя из задач, стоящих перед высшей педагогической и средней общеобразовательной школой, целесообразно совершенствование