Научная статья на тему 'ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ'

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / УЧИТЕЛЬ / ИНФОРМАТИКА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАНИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРЕС / PROBLEM / MASTER / INFORMATICS / CREATIVITY / HUMANITY / PERSONALITY / INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибуллаева Р.Р., Минкин А.В.

В данной статье рассмотрена проблема несоответствия учебной программы по информатике с интересами учеников. Приведены примеры решения данной проблемы учителями школ. Описано мнение программистов о том, чему должны учить в школе. Даны практические советы решения дилеммы. В выводе рекомендуется использовать творческий подход и руководствоваться принципами гуманизма и личностно-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPLEMENTING A MODERN LESSON IN INFORMATICS

The article deals with the problem of discrepancy between the curriculum in computer science and the interests of students. Examples of the decision of this problem the teachers of the schools. The opinion of programmers about what should be taught at school is described. Practical tips for solving the dilemma are given. In conclusion, it is recommended to use a creative approach and be guided by the principles of humanism and personality-oriented approach.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ»

УДК 37.01

Хабибуллаева Р.Р. студент 4 курса Минкин А.В., к.ф.-м.н.

доцент

кафедра «Математики и прикладной информатики»

Елабужский институт КФУ Россия, г. Елабуга ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО

ИНФОРМАТИКЕ

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема несоответствия учебной программы по информатике с интересами учеников. Приведены примеры решения данной проблемы учителями школ. Описано мнение программистов о том, чему должны учить в школе. Даны практические советы решения дилеммы. В выводе рекомендуется использовать творческий подход и руководствоваться принципами гуманизма и личностно-ориентированного подхода.

Ключевые слова: проблема, учитель, информатика, творческий подход, гуманизм, личность, интерес

Khabibullaeva R.R. 4th year student Elabuga Institute, Kazan Federal University

Russia, Elabuga

Minkin A. V., candidate of physical and mathematical sciences

associate Professor

associate Professor of "Mathematics and applied Informatics» Elabuga Institute, Kazan Federal University

Russia, Elabuga WAYS OF IMPLEMENTING A MODERN LESSON IN INFORMATICS

Abstract: the article deals with the problem of discrepancy between the curriculum in computer science and the interests of students. Examples of the decision of this problem the teachers of the schools. The opinion of programmers about what should be taught at school is described. Practical tips for solving the dilemma are given. In conclusion, it is recommended to use a creative approach and be guided by the principles of humanism and personality-oriented approach.

Key words: problem, master, Informatics, creativity, humanity, personality, interest

Должность учителя информатики является многозадачной. Обществу приходится работать с большим объемом информации, постоянно повышаются требования к информационной грамотности, а учебные часы и темы для усвоения в школьных программах не меняются. И перед

преподавателем информатики возникает дилемма: слепо следовать учебным планам или на свой страх и риск по возможности давать реально важные знания. Вопрос достаточно спорный.

Рассмотрим на какие темы делается упор при изучении курса информатики (рис .1) [1].

■ Алгоритмы и программирование ■ Текстовый редактор

27% 26% ■ Интернет ■ Электронные таблицы Flash

4% 4% 5% 7% 7% 11% 9% ■ Создание презентаций ■ Базы данных ■ Веб-конструирование

■Другие

Рисунок 1. Часовое планирование курса информатики 7-11 класс.

Судить о правильности данного распределения можно только после уточнения одного момента - кого готовит школа: программиста или пользователя. Данные споры среди учителей информатики не утихают до сих пор. По-нашему же мнению, исходя из реальных фактов жизни, программистами становятся не все выпускники, а вот пользователями большинство. Поэтому упор необходимо делать на подготовку уверенных пользователей ПК. В связи с этим, распределение часов между темами является крайне некорректным.

Куда более важно научить школьников работать с информацией, находить ее, обрабатывать и представлять в удобном виде, а уж затем обучать алгоритмам и программированию. Основная задача учителя при этом - заинтересовать учащихся. Интересы развития ученика как личности должны всегда стоять на первом месте. Это не значит, что надо потакать прихотям подростков. Учитель должен понимать, какие знания и навыки для них будут полезны и, исходя из этого, планировать свой урок. От программы мы далеко уйти не можем, но варьировать ее мы в состоянии.

Мария Плоткина - учитель информатики из Санкт-Петербурга, автор видеоблога для педагогов уверенна, что учеников надо увлекать занятиями. Она сама создает контент для своих занятий: записывает обучающие видео, выкладывает конспект урока и задания на обучающую платформу, создает электронные опросы. Вместе с этим она обучает ребят полезным вещам и дает им реальные задания, которые имеют применения в жизни. Например, создать сайт класса [2].

Еще один преподаватель Балибардина Н.Н. рассматривает возможности реализации современного курса информатики в рамках модернизации образования. Она полагает, что одним из наиболее продуктивных методов в обучении является метод учебных проектов, основанный на исследовательской деятельности учащихся по решению задач из выбранной предметной области. Он способствует развитию познавательной деятельности, самообучения, а также умению работать в коллективе [3].

По мнению программистов, в школе должны учить следующим вещам:

1) Методу слепой печати для экономии времени.

2) Базовым теоретическим вещам: например, сколько битов в байте, для чего нужен компьютер и кто его придумал.

3) Умению работать с информацией: оформление рефератов в Word, создание презентаций в PowerPoint.

4) Желанию автоматизировать процессы: для этого прекрасно подойдет Excel с его формулами.

5) Информационной культуре. Сохранять информацию на нескольких носителях, не заходить на опасные сайты, не отправлять личные данные неизвестным серверам.

6) Логическому мышлению с помощью алгоритмирования и простейшего программирования.

7) Работе в интернете с веб-ресурсами [4].

Для того, чтобы совместить учебную программу с реальными знаниями, необходимыми ученикам, придется немало потрудиться. Программисты, например, считают, что школьников не стоит сильно нагружать алгоритмами, а учебная программа говорит обратное. Преподаватель не может в полной мере удовлетворить эти два условия, но выход все же есть.

Во-первых, к делу необходимо применить творческий подход тогда, когда тема для изучения является скучной для учеников и не вызывает у них интереса. Например, при изучении основных единиц измерения информации, можно дополнить учебный материал историческими справками, которые объясняют, почему в байте именно 8 бит или задать тот же вопрос классу, чтобы они нашли ответ в интернете.

Во-вторых, время для освоения темы можно сжать, и в освободившееся научить детей тому, что им действительно необходимо. Например, по истории им задали подготовить реферат, но они еще не умеют работать с текстом. Поэтому можно уделить минут 15 от свободного времени и наглядно показать, как работать в Word. Таким образом, план урока вы выполните и ученикам поможете.

В-третьих, не стоит бояться говорить с учащимися на «цифровом языке». Они - это поколение Y, которое уже родилось в эпоху цифровых технологий, порой они знают больше, чем их может научить школа, поэтому необходимо давать им как можно больше творческих и самостоятельных

заданий, которые, возможно, даже опережают школьный курс. Но все зависит от ситуации и от способностей конкретных учеников. Здесь правило одно - способствовать их личностному развитию.

В-четвертых, использовать современные технологии обучения. Проектная деятельность, проблемное обучение, электронные курсы - все приходит на помощь учителя, чтобы заинтересовать школьников в обучении. Конечно, каждый урок особенным не сделаешь, но разнообразить классические методики все же стоит. Мир меняется, дети меняются, и школа тоже должна за этим успевать.

Таким образом, преподаватель информатики является в первую очередь учителем и наставником, а не слепым исполнителем учебных планов. В связи с этим, он должен руководствоваться идеями гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода. Для того, чтобы решить дилемму несоответствия почасовой нагрузки между темами в учебной программе с интересами учеников, необходимо применять творческий подход к планированию и организации занятий, находить время для изучения интересующих тем, применять современные технологии обучения и способствовать самообучению учеников.

Использованные источники:

1. Попко Т. П. Проблемы урока информатики и их решение [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 15-20. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3384/ (дата обращения: 01.10.2018).

2. Плоткина М. Молодой учитель без IT-комплексов. Интерес - главный критерий хорошего урока. Статья от 20.06.2017 // Newtonew - сайт об образовании и обучении [Электронный ресурс]. URL: https://newtonew.com/opinion/geek-teacher (дата обращения: 02.10.2018).

3. Балибардина Н.Н. Реализации современного курса информатики в рамках модернизации образования. Статья от 4.09.2016 // Видеоуроки в интернет -сайт для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://videouroki.net/razrabotki/riealizatsiia-sovriemiennogho-kursa-informatiki-v-ramkakh-modiernizatsii-obrazovaniia.html (дата обращения: 02.10.2018).

4. Информатика: чему учить в школе. Статья от 24.12.2017// Хабр - сайт для программистов [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/post/345426/ (дата обращения: 03.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.