учебного предмета «Иностранный язык», так и данных единиц номинации английского языка и,
специфику начального этапа обучения в языко- соответственно, развитию иноязычной комму-
вом вузе, способствует эффективности усвоения никативной компетенции студентов.
Литература
1. Аничков И. Е. Идиоматика идиом и идиоматика идиоматизмов (к учению о словосочетаниях) // Проблемы фразеологии. -М.;Л.: Наука, 1964. - С. 37-56.
2. Англо-русский словарь глагольных словосочетаний / под ред. Э.М. Медниковой. - 2-е изд., испр. - М. : Русский язык, 1990. - 672 с.
3. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 1988. -256 с.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2004. -336 с.
5. Голубкова Е.Е. Фразовые глаголы движения (когнитивный аспект). - М.: ГЕОС, 2002. - 175 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: направление подготовки 035700 - Лингвистика. - М., 2010. - 25 с.
Нина Александровна Бохач, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии Бурятского гос университета., E-mail: nina [email protected]
Нина Жамсуевна Дагбаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры педаггоики Бурятского госуниверситета. Е-mail: ndagbaeva@hotmail. com
Nina Alexandrovna Bokhach, candidate of education sciences, associate professor of English Philology of the Buryat State University., E-mail: nina [email protected]
Nina Zhamsuevna Dagbaeva, doctor of pedagogical sciences, professor of pedagogy, Buryat State University. E-mail: ndagbaeva@hotmail .com
УДК 796
Г.Я. Галимов, Г.А. Краснояров
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Статья отражает одну из основных проблем сохранения и поддержания здоровья студентов высшей школы. Весь учеб-но-воспитательный процесс в современной высшей школе находится в поиске моделей, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности студента. В статье обосновывается проблема внедрения программы «Основы здоровья», стратегическим направлением которой является самооценка и самоанализ показателей резервов здоровья и поведенческих рисков его снижения. Это позволяет осуществить поиск новых резервов личностного становления и возможностей адаптации студента на его мотивационную и когнитивную сферы.
Ключевые слова: образовательная среда, резервные возможности, психическое и физическое здоровье, адаптация, основы здоровья, тесты.
G. Ya. Galimov, G.A. Krasnoyarov
THE WAYS OF SOLVING THE PROBLEMS OF PRESERVING THE STUDENTS’ HEALTH IN PHYSICAL EDUCATION
G. Y. Galimov, G.A. Krasnoyarov
WAYS OF SOLVING PROBLEM OF THE MAINTENANCE OF THE STUDENTS’ HEALTH IN
THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION
The article depicts the maintenance of the students’ health in the higher institutions as one of the main problems nowadays. The educational process is searching for the models which could ensure the comprehensive development of students’ personality. The article concerns the problem based on the introduction of the program “Bases of the health”. Its strategic direction is self-assessment and introspection of the indexes of person’s health and behavioral risks of its becoming worse. It helps to find new ways of personal formation and possibilities of students’ adaptation in motivational and cognitive spheres.
Keywords: the educational medium, the reserve possibilities, psychological and physical health, the adaptation, the basis of the health, tests.
Глубокие изменения, происходящие в личности студента, свидетельствуют о широких его возможностях на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал студента как активного субъекта, познающего самого себя. Желание развить творческую активность за счет интенсивности учебных программ и нагрузок не всегда сочетается с физическими и психическими возможностями студентов [1, 3].
На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией студента к условиям образовательной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Б.Г. Ананьев, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, О.Н. Московченко, H.A. Фомин и др.). У психологов и педагогов в последнее время вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих студентов попадают внешне благополучная молодежь, имеющая достаточно высокий уровень умственного и физического развития [6].
Сейчас остро стоит вопрос о состоянии здоровья студенческой молодежи - настоящего и будущего интеллектуального и трудового потенциала нашего государства. Исследования состояния здоровья студентов выявляют крайне неблагоприятную ситуацию. Вместе с тем накапливается все больше данных о том, что сама образовательная среда выступает одним из наиболее мощных факторов риска и здоровья студентов, которые чаще, чем другие социальные группы, страдают различными заболеваниями. Успешная социальная адаптация студентов к условиям вузовской среды помогает сформировать систему их отношений с сокурсниками и взрослыми и дает возможность личностной самореализации [2].
Преподаваемая в вузах дисциплина «Физическая культура» не в состоянии поддерживать здоровье студентов. Одна из причин здесь заключается в том, что человек, поступивший в университет, как правило, приходя на учебные занятия по физическому воспитанию, ничего нового не находит, а значит, перед ним нет ориентира, к которому надо стремиться и который бы соответствовал высшей школе [6].
Таким ориентиром должна быть более высокая ступень знаний о физической культуре, здоровье и здоровом образе жизни. В связи с этим представляется целесообразным использование в качестве реабилитационного средства студентов метода релаксации как легко доступного и позволяющего частично или полностью изба-
виться от физического или психического напряжения. Слово «релаксация» означает «расслабление». Это понятие чаще всего упоминается в литературе как составляющая часть различных психотехник: например, аутотренинга или иде-омоторной тренировки. Сущность этого метода заключается в том, что расслабляя с помощью специальных приемов напряженные мышцы своего тела, человек приходит в состояние глубокого расслабления, называемого состоянием релаксации. Когда мышцы глубоко расслаблены, заметно снижается тонус центральной нервной системы, всех органов и систем человеческого тела, что создает благоприятные условия для восстановления после любых видов утомления, будь то физическое или психическое. Доказано, что при релаксации восстановление организма происходит в 1,5- 2 раза быстрее, чем после обычного сна [4].
Современная высшая школа находится в поиске моделей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности студента. В настоящее время многие авторы экспериментальных образовательных программ подтверждают необходимость преобразования педагогического процесса в вузах с таким расчетом, чтобы любая лекция, занятие, независимо от учебного предмета, способствовали бы не только интеллектуальному развитию студента, но и сохранению его физического и психического здоровья. По данным клинико-диагностического обследования, среди выпускников 9-11-х классов только 8% признаны здоровыми, число имеющих различные функциональные нарушения и заболевания позвоночника увеличилось до 67% и в специальных медицинских группах (СМГ) данные отклонения занимают 2-е место после сердечнососудистых [3,5].
Профессиональная нагрузка у студентов (например, вынужденное длительное пребывание за рабочим столом) в современном образовании высшей школы способствует развитию факторов риска различных рациональных нарушений. Этот фактор является наиболее значимым, так как их учебная деятельность студентов сопряжена с огромной психоэмоциональной нагрузкой и хроническим недостатком времени в силу возрастных особенностей и образа жизни.
Особенно неблагоприятно вышеперечисленные факторы воздействуют на студентов СМГ с уже имеющимися нарушениями и заболеваниями, которые снижают их функциональные возможности, ограничивая сферу физической тренировки.
Необходимость решительного улучшения си-
туации в области укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний актуальна и не вызывает никакого сомнения. Вопрос заключается в том, как это осуществить наиболее эффективно и экономно
В этом направлении на первый план выступает профилактика заболевания, основой которой является предупреждение дальнейшего прогрессирования имеющейся патологии, снижение частоты обострений, продление ремиссии, стойкой компенсации безболевого периода и, следовательно, улучшения качества жизни.
Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, - одна из предпосылок успешной вузовской учебной деятельности, причем ведущая для студентов, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, связанную с изменением социального статуса.
Изменение сознания, по мнению многих ученых, видится в гуманизации всех видов образования, так как выполнение профессиональных функций современным специалистом на высоком уровне подразумевает соответствующую современным требованиям психофизиологическую выносливость, компетентность и способность к высокоинтенсивному труду, что возможно только при наличии хорошего здоровья.
Реализация технологии педагогической поддержки процесса адаптации студентов в системе физического воспитания предусматривает диф-ференцированность программного материала: характера и объема нагрузки, средств педагогического воздействия и контроля в зависимости от индивидуальных особенностей, уровня подготовленности студентов [1].
Отношение студентов к физической культуре и спорту - одна из социальных педагогических проблем, так как в настоящее время интерес к занятиям физической культурой в учебных заведениях падает. Такие традиционные виды спорта как легкая атлетика, лыжи, конькобежный спорт, спортивная гимнастика, ныне крайне непопулярны среди студентов.
Сегодня, когда в обществе отмечается демографический спад, и как следствие сократился приток абитуриентов, вузовские коллективы вплотную занялись оптимизацией условий обучения студентов. Однако проанализированная нами за последние 7 лет литература свидетельствует, что до сих пор в исследованиях даже гигиенистов по данной проблематике преобладает микроподход, когда главенствующими направлениями являются изучение и усреднение требований к условиям обучения студента вообще, его режиму занятий, нормированию нагрузки, в
частности [5, 7].
Остается открытым вопрос, вскрывающий психологические несоответствия личности и учебного процесса в эффективности профилактических мер.
Исходя из этих позиций, необходимы новые пути привлечения студентов к занятиям физической культурой. Выход из создавшегося положения, на наш взгляд, надо искать в приобщении студентов к самостоятельным занятиям. Для того чтобы самостоятельные занятия стали неотъемлемой частью здорового стиля жизни студентов, необходимо на занятиях развивать познавательную, творческую активность, направленную на постоянное использование физических упражнений для активного отдыха, профилактики заболеваний.
Обучение технологии слежения за своим здоровьем, достаточный уровень умений и навыков самоконтроля - одна из главных задач физической культуры в техническом вузе.
Нами была составлена и апробирована индивидуальная программа «Основы здоровья». Программа предполагает многоаспектные связи с такими предметами, как психология, педагогика, физическая культура, безопасность жизнедеятельности.
При чтении лекций, по предмету «физическая культура» тема самоконтроля по отношению к своему здоровью является основной, т.к. составляет основу процесса становления будущего специалиста. Роль студента как пассивного слушателя - это улица с односторонним движением. Совсем по другому руслу идет процесс обучения, когда знания приобретаются самими студентами самостоятельно. Когда студенты вполне сознательно делают вывод, зачем им это нужно, - в этом случае преподаватель является наставником, консультантом.
Данная программа «Основы здоровья» реализуется в рамках авторской программы, являющейся составной частью учебного пособия «Сохрани здоровье» в 2-х частях, имеющих гриф Сибирского регионального УМЦ высшего профессионального образования РФ; «Здоровье студента», имеющего гриф УМО по образованию в области физической культуры и спорта по дисциплине «Физическая культура», а также учебных пособий «Физическая культура - теория, практика, здоровье», «Учиться беречь здоровье». Специфика заключается в инновационном пс ихо лого-педагогическом подходе к повышению мотивации студентов к оздоровительному поведению, что составляет авторскую основу программы.
Стратегическим направлением этого подхода
является самооценка и самоанализ показателей резервов здоровья и поведенческих рисков его снижения. Для реализации стратегического направления отобраны и разработаны анкеты и тесты по ведущим структурным компонентам здорового образа жизни. Алгоритм разработки индивидуальной программы «Основы здоровья» (ИПОЗ):
- рекомендации к составлению индивидуальной программы здоровья;
- изучить учебную литературу по проблеме «воспитание культуры здоровья и здоровьесберегающих технологий;
- провести самооценку поведенческих рисков для здоровья и работоспособности;
- изучить учебную и научную литературу по отдельным составляющим здорового образа жизни, которые подлежат коррекции, с целью выбора оптимальных для себя оздоровительных методик и приемов;
- завести дневник и вносить в него конкретные данные по изменению поведения (время завтрака, продолжительность ночного сна, комплекс упражнений для утренней зарядки, тренировочных занятий с целью динамического на-
блюдения);
- выбор определенных элементов программы здоровья, направленных на коррекцию либо устранение факторов риска.
Таким образом, главной задачей преподавателя при такой организации учебного процесса становится стимулирование интереса, развитие творческих способностей, инициативы у студентов, способствование формированию критического склада ума и представление сущности основных направлений здорового образа жизни.
На наш взгляд, информация по организации проведения самостоятельных занятий позволит быстрее адаптироваться и сформулировать у студентов мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, вооружить студентов знаниями о научно-практических основах физической культуры и здорового образа жизни для всестороннего развития личности и подготовки ее к профессиональной деятельности. Именно это позволит осуществить поиск новых резервов личностного становления и возможностей адаптации студента на его мотивационную и когнитивную сферы.
Литература
1. Балашов В.В. Здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании студентов Тольяттинского государственного университета. - Теор. и практ. физ. культ. - 2005. - №3. - С.43-45.
2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2002. - 275 с.
3. Бартновская Л.А., Попованова H.A. Программа по физической культуре как средство личностно ориентированного обучения в сфере физического образования // Физическая культура и спорт в системе образования: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2007. - С.8-11.
4. Дроздова Л.Н., Селезнева Н.Т. Комплексный подход при оценке состояния здоровья студентов. - М.:Теор. и практ. физ. культ. - 2007. - №7. -С. 13-14.
5. Дюкарева А.М. Особенности здоровья и образа жизни // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1997. -№2.-С. 23-26.
6. Евсеев A.B., Тропина Л.К. Социальные проблемы студенчества и физическое воспитание в вузе // Актуальные проблемы укрепления и сохранения здоровья молодежи Сибирского региона: материалы междунар. науч. практ. конф. (18-23 июня 2006 г., Иркутск). - Иркутск, 2006. - С. 36-37.
7. ЛяхВ.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. -М.: Просвещение, 2001. - 153 с.
Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор теории физической культуры Бурятского госуни-верситета. Тел. (301-2)213744.
Краснояров Геннадий Алексеевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры спортивной медицины Бурятского гос-университета. Тел.(301-2) 448555
УДК 796.83
A.B. Гаськов, Г.А. Краснояров, С. Жамц, В. С. Самсонов
МОДЕЛИРОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ В МАКРОЦИКЛЕ
Наряду с совершенствованием технико-тактического мастерства в многолетней подготовке спортсменов главнейшую роль играет факторная структура средств общей физической и специальной подготовки. Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что факторная структура общей физической подготовки квалифицированных боксеров не изменяется в зависимости от этапов подготовки. Поэтому при распределении тренировочных средств и величин их нагрузки необходимо равномерно дозировать соотношение самих средств на все выделенные факторы, характеризующие различные стороны подготовленности.
Ключевые слова: общая и специальная тренировка, вовлекающая стадия, общеподготовительная стадия, специально-подготовительная стадия, восстановительная стадия.