Проблемы экономики и менеджмента
щитно-наступательная) стратегии.
Инновация требует сравнительно продолжительного времени и предприятие сможет успешно реагировать на рыночные изменения, если оно подготовилось и в его распоряжении имеются необходимые научно-технические разработки. Следовательно, предприятие должно основывать свое будущее на долгосрочной стратегии, т.е. может рассчитывать на успех лишь в случае своей наступательной стратегии, которая считается с накопленным знанием и опытом, с внешними и внутренними условиями развития предприятия и его состязательными преимуществами.
Стратегически управленческие решения во многом зависят от принципов управления фирмой, перспектив его развития и принятых методов планирования. Успешная реализация стратегических инновационных задач зависит от уровня управления на фирме в целом, от способностей и умения команды менеджеров, принципов их поведения и стиля управления.
Список литературы:
1. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 295 с.
2. Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие / В.В. Кокосов, А.Н. Барыкин, Л.М. Гохберг [др.] под общ. ред. В.В. Кокосова. - М.: Магистр, 2009 - 429 с.
3. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005 - 356 с.
List of references:
1. Medinsky V.G. Innovative management: A Textbook. - M.: INFRA-M, 2005. - 295 p.
2. Fundamentals of Innovation Management: Textbook. manual / V. Coconuts, AN Barykin, LM Ho-chberg [etc.], ed. Ed. VV Coconut. - M.: Master, 2009 - 429 p.
3. Trifilova AA Evaluating the effectiveness of innovative development of an enterprise. - Moscow: Finances and Statistics, 2005 - 356 p.
Н.М. Логачева
кандидат экономических наук, доцент, НВПОУ «Уральский институт экономики, управления и права», Курган
ПУТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ
Аннотация. В статье выделяются особенности социальной инфраструктуры регионов и определяются возможные пути ее развития. Подчеркивается необходимость комплексного и системного подхода при выборе направлений развития, а также важность установления системы государственных стандартов и нормативов обеспеченности элементами социальной инфраструктуры.
Ключевые слова: инфраструктура региона, особенности социальной инфраструктуры, направления развития социальной инфраструктуры, государственные стандарты и нормативы обеспеченности.
N.M. Logacheva, The Ural Institute of Economics, Management and Law, Kurgan
WAYS OF REGIONS SOCIAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT
№ 4 - 2011
41
Проблемы экономики и менеджмента
Abstract. The article highlights regional social infrastructure specialties and gives possible ways of its development. It emphasizes the need for comprehensive and systematic approach in choosing ways of development and importance of establishing a system of government standards elements of social infrastructure availability.
Keywords: regional infrastructure, specialties of social infrastructure, ways of social infrastructure development, government standards of availability.
В настоящее время осуществляются попытки модернизации и развития социальной инфраструктуры, однако они осуществляются точечно и несистемно. Это происходит потому, что не сформировано единого понимания в отношении особенностей и путей развития социальной инфраструктуры.
Элементы социальной инфраструктуры обладают рядом особенностей:
1. Услуги, оказываемые ею, «нетранспортабельны» и предоставляются, как правило, местному населению.
2. Спрос на услуги социальной инфраструктуры подвержен периодическому колебанию (так как люди в разные периоды жизни предъявляют спрос на разные услуги)
3. Различные виды услуг не являются взаимозаменяемыми (не относятся к типу благ субститутов), а многие из них оказываются на индивидуальной основе. В этом смысле нельзя одни инфраструктурные элементы заменить другими - они действуют только в комплексе, взаимодействуя и дополняя друг друга.
4. Социальная инфраструктура позволяет удовлетворять потребности населения в сохранении здоровья, получении образования, проведении досуга и прочие, гарантировать необходимый уровень и качество жизни в регионе, обеспечивать воспроизводство человеческих ресурсов и профессионально подготовленных кадров для различных сфер экономики [1].
Таким образом, социальная инфраструктура выступает важным интегрирующим фактором регионального экономического роста. Чем больше развита инфраструктура, тем более гибкой является вся экономика региона.
Учитывая сложную территориальную организацию России (значительную территориальную протяженность и федеративное государственное устройство) целесообразно говорить не о развитии инфраструктуры в целом, а выделять уровни: федеральный, региональный, муниципальный. Это разделение имеет значение еще и потому, что единое направление развития социальной инфраструктуры практически невозможно, так как регионы и тем более муниципальные образования существенно дифференцированы по уровню и по возможностям развития элементов социальной инфраструктуры [2]. В таких условиях важно определить направления, пути дальнейшего развития:
1. Развивать социальную инфраструктуру на всех территориях, так как граждане РФ независимо от региона проживания должны быть равны (примерно равны) в доступах к социальным благам, так как это их право по Конституции. Следовательно, инфраструктура может быть различной, но она должна быть.
2. Должны существовать регионы «локомотивы» социально-экономического развития (где будут развиваться инновационные предприятия и пр.), в которые необходимо привлечь профессиональные трудовые ресурсы, следовательно, развивать социальную инфраструктуру нужно именно в них, в остальных - поддерживать те объекты инфраструктуры, которые имеются.
3. В целях минимизации бюджетных расходов необходимо сокращение объектов
42
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
социальной инфраструктуры на территории сел и малых населенных пунктов, так как их содержание дорого, а функционирование неэффективно. Нужно развивать эти элементы в городах, а для малых населенных пунктов увеличить транспортную доступность.
4. Социальная инфраструктура должна быть «двухслойной», двухуровневой:
1 слой: по нормативам, определенным обществом (в сфере образования, здравоохранения и пр.). Услуги, предоставляемые на этом уровне должны быть бесплатными или очень доступными для всего населения;
2 слой: сверх нормы. Такие услуги социальной инфраструктуры будут платными, и может быть окажутся доступными не всем.
Из перечисленных путей, по нашему мнению, наиболее перспективно развивать инфраструктуру, сообразуясь с первым и четвертым, так как в рамках них возможна комбинация, и они позволяют удовлетворить как потребности малообеспеченного населения, так и состоятельных жителей регионов.
Однако при ориентации на последний путь необходимо четко установить нормативы (стандарты) обеспеченности элементами социальной инфрастрктуры (для первого уровня). Целесообразно, чтобы система государственных минимальных социальных стандартов формировалась как совокупность взаимосвязанных федеральных и региональных стандартов и нормативов обеспеченности. Их определение должно проводиться в рамках действующего законодательства, с учетом отечественного и мирового опыта.
Формирование системы стандартов и нормативов обеспеченности должно быть основано на следующих основных принципах:
- безусловное соблюдение конституционных прав граждан в доступности социальной инфраструктуры;
- общедоступность социальных услуг, закрепляемых в качестве минимальных стандартов и нормативов;
- всесторонняя обоснованность устанавливаемых минимальных социальных стандартов;
- предоставление всем социальным слоям и группам равных гарантий в обеспеченности и доступности элементов социальной инфраструктуры;
- ответственность органов государственной власти и региональных властей за применение и соблюдение установленных стандартов и нормативов обеспеченности.
В целом инфраструктура в современных условиях может рассматриваться как особый общественно-рыночный институт, который играет ключевую роль в формировании единого экономического пространства со свободным перемещением товаров, трудовых, материальных и финансовых ресурсов на основе правопорядка, установленного и поддерживаемого государством.
Важнейшей стратегической задачей для регионов становится целевое развитие социальной сферы и социальной инфраструктуры, так как именно это позволяет создать благоприятные условия для проживания людей, обеспечивать удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, повысить комфортность проживания людей, привлекательность региона для населения и бизнеса. Социальная инфраструктура позволяет повысить качество жизни населения и качество самих человеческих ресурсов, проживающих на конкретной территории. Она способствует снижению социальной напряженности в регионе и развитию трудового потенциала региона.
№ 4 - 2011
43
Проблемы экономики и менеджмента
Список литературы:
1. Лысова Е.Г. Методика выбора направлений развития социальной инфраструктуры региона с использованием бюджетных средств и частного капитала // Региональная экономика. Теория и практика. - 2010. - №9(144) - С. 64.
2. Логачева Н.М. Социальная инфраструктура как фактор регионального развития // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - №2 (15), июнь. -2011. - С. 57-65.
List of references:
1. Lysova E.G. Methods of choosing ways of regional social infrastructure with the use of budget and private funds // Regional economy. Theory and practice. - 2010. - № 9 (144) - P. 64.
2. Logacheva N.M. Social infrastructure as a factor of regional development // Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law. - № 2 (15), June. - 2011. - P. 57-65.
В.А. Петров
доктор технических наук, профессор, ФГБОУВПО «Национальный исследовательскийядерныйуниверситет «МИФИ»
Е.В. Трубина
адъюнкт, ФГОУВПО «Академия Федеральной службы безопасности
Российской Федерации»
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В современных условиях развития менеджмента организации возникает потребность в функциональном подразделении, способном прогнозировать развитие ситуации и вырабатывать стратегию управления организацией для решения поставленных задач. В настоящей статье рассматриваются факторы эффективного формирования и функционирования управленческих команд как новых технологий в управленческой деятельности перспективного руководителя.
Ключевые слова: управленческие команды, менеджмент организации, новые технологии в управлении организацией.
V.A. Petrov, National Nuclear Research University “MEPhI”
E.V. Trubina, Russian FSB Academy
NEW TECHNOLOGIES OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY
Abstract. In modern conditions of development of management of the organization there is a requirement for the functional division, capable to predict development of a situation and to develop strategy of management by the organization for the decision of tasks in view. In the present article factors of effective formation and functioning of administrative teams as new technologies in administrative activity of the perspective head are considered.
Keywords: administrative teams, the organization management, new technologies in management of the organization.
Практика показывает, что в век информационного "бума", жесткой конкуренции, высокой степени неопределенности внешних условий, необходимости учета в управленче-
44
№ 4 - 2011