Научная статья на тему 'ПУТИ РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ'

ПУТИ РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / НОВОЕ ВРЕМЯ / Ф. БЭКОН / Р. ДЕКАРТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дадашев А.А., Кущева А.А.

В данной статье будут рассмотрены пути развития Новоевропейской науки. Будут изучены методологические программы, носившие радикальный для их времени характер, которые позволили совершить прорыв в приобретении новых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DEVELOPMENT MODERN EUROPEAN SCIENCE

This article will discuss the development of modern European science. Methodological programs, which were radical for their time, will be studied, which allowed to make a breakthrough in acquiring new knowledge.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ»

Методология научного знания всегда зарождалась в недрах философии, возводим ли мы ее возникновение к Античности или к Новому времени. Аристотель и Фрэнсис Бэкон были философами, а не теологом и естествоиспытателем, как их иногда пытаются представить, и именно они максимально полно разработали методологические принципы научного познания, которые сохранили свою актуальность для науки по сей день.

Стало быть, когда мы рассуждаем о двух концепциях становления науки в эпоху античности, по сути мы объясняем различия методологических подходов в рамках целой логико-диалектической методологии и о том, какой из этих подходов следует называть наукой.

Использованные источники:

1. Кузнецова Н.И. Наука в её истории. - М.: Наука, 1982. - С. 82.

2. Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой. - Гл. 1: Пифагореизм и истоки древнегреческой математики [Электронный ресурс]. -http://www.philosophy.ru/library.

3. Горан В.П. Что такое Философия? // Философия науки. - 1996. - № 1 (2).

4. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. - М., 2001. - С. 188-189.

5. Степин В. С. Теоретическое знание. - Гл. 1: Научное познание в социокультурном измерении.

УДК 141.132

Дадашев А.А., доктор философских наук

профессор Кущева А. А. студент магистратуры ФГБОУВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный

университет им. В.М. Кокова» ПУТИ РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ Аннотация:в данной статье будут рассмотрены пути развития Новоевропейской науки. Будут изучены методологические программы, носившие радикальный для их времени характер, которые позволили совершить прорыв в приобретении новых знаний.

Ключевые слова:философия, Новое время, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

Dadashev A.A. doctor of Philosophy, professor Kushcheva A.A. magistracy's student

Kabardino-Balkarian State Agricultural University named after. V.M.

Kokov

WAYS OF DEVELOPMENT MODERN EUROPEAN SCIENCE Abstract:this article will discuss the development of modern European science. Methodological programs, which were radical for their time, will be studied, which allowed to make a breakthrough in acquiring new knowledge.

Key words:philosophy, New time, F. Bacon, R. Descartes.

Начавшееся после Возрождения Новое время продолжило формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуального мира личности определило духовный облик эпохи, найдя выражение в философских системах английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона и французского ученого и философа Рене Декарта.

Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций сформировали свои философские концепции, основой которых была методологическая проблематика. «Целью нашего общества, — утверждал Бэкон, — является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, пока все не станет для него возможным». И для Декарта, великого философа, но и не менее великого математика, наука — высшая ценность. Она символ всемогущества человеческого разума, выраженного в технике. Техника, в определенный момент, расширяет возможности научного познания природы [1].

Главной установкой i развиваемой профессорами философии

является «принципиальная установка на познаваемость мира, какими бы условиями не ограничивалась возможность достижения истинности. Человек при этом рассматривался как субъект познания, очищенный от своих личных характеристик и выступающий в качестве конструирующего мыслящего начала» [2]. Каждый из них видел конечную задачу «в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека» [3].

Отправной точкой для начала исследования Р. Декарт и Ф. Бэкон считают очищение от налета ложных мнений. Для этого они использовали конструктивное сомнение. Бэкон выделил ряд «идолов», под действием которых человек не может получить из исследований выводы, соответствующие реальной природе вещей. После устранения «идолов» или подавления их влияния, возможен корректный переход непосредственно к предлагаемому им эмпирико-индуктивному методу. Бэкон подчеркивал, что новая логика -должна исходить не только из природы ума, но и из природы вещей, не «измышлять и выдумывать», а открывать и выражать то, что совершает природа, т.е. быть содержательной, объективной» [4].

Стремясь соединить «мысль и вещи», Ф. Бэкон создал принципы новой философско-методологической программы. Традиционные индуктивные методы ставили своей задачей из небольшого количества наблюдений и экспериментов выявлять общие законы, тогда как Бэкон пытался создать подлинно индуктивный метод, позволяющий получать достоверные знания на основе возможно большего числа фактов, а также придания серьезного значения отрицательным результатам экспериментов. Философы говорят в таких случаях об экспериментальных законах, которые отличаются от теоретических законов. Ф. Бэкон установил, что теплота всегда связана с движением частиц. Это экспериментальный закон. Таким

образом, метод индукции позволяет обнаружить экспериментальные зависимости.

Однако Бэкон сознает, что у метода индукции есть пределы применимости. Уже в силу своей конечной природы человек может иметь контакт лишь с какой-то частью явлений, следовательно, индукция будет неполной. В то же время, может случиться так, что одни данные будут подчиняться общему правилу, а другие - противоречить этому правилу. И тогда, даже из-за одного отрицательного результата придется отказываться от применения общего правила.

Данное ограничение Ф. Бэкон не считал недостатком метода, напротив, по его мнению, это было его особенностью - метод индукции дает знание таковым, каковым оно является.

Декарт первый представитель рационализма в новоевропейской школе - считает основой истинного познания разум, истиной для него - полные и окончательные знания. Мыслитель представляет философию как дерево: метафизика - корни; физика - ствол; этика, механика, медицина и другие науки крона. При этом как едино дерево, так и философия должна быть единой: всем её разделам следует использовать общие теоретические знания и использовать один и тот же метод познания. Именно поэтому - учение Декарта начинается с вопроса о методе [5].

Рассмотрение метода начинается, как и у Бэкона, с критики старых принципов познания: в частности, Декарт обрушивается на силлогизмы Аристотеля как основу схоластической логики: по его мнению, сочетанием двух посылок нельзя получить чего-то принципиально нового; нужны иные приемы. Философ формулирует четыре правила метода: первое следует принимать за истинное всё, что воспринимается ясно и отчётливо, не даёт повода сомневаться ни одному здравомыслящему человеку. Таким образом, Декарт абсолютизирует рациональную интуицию - то, что ясно и очевидно любому; такая интуиция истинна по определению это самый надёжный метод познания. Второе правило заключается в том, что любое сложное следует разбивать на более простое до тех пор, пока части не станут простыми и очевидными (здесь имеются в виду не только вещи, но и любые другие вопросы или понятия).Третье правило метода выделив простое, следует начать обратный путь к сложному. При этом нужно не использовать силлогизмы, а сравнивать различные утверждения; необходимо постоянно следить за сохранением логических связей, а также использовать полученные выводы по максимуму, чтобы получить большее число новых выводов. Четвертое правило заключается в необходимости постоянно классифицировать все части, на которые разбивается сложное; это облегчит последующее «собирание» частей в целое. «Собирание» должно представлять собой именно такое полное перечисление, чтобы обеспечить полную достоверность; полная индукция непосредственно связана с дедукцией, из-за чего она и получила второе название - противоположная дедукция. На основе этих четырех правил Декарт выстраивает свою

философскую систему, где отдельные разделы знания сводился к физике, физика к геометрии, а геометрия - к алгебре.

Положительными моментами в методологиях Бэкона и Декарта были отказ от спекуляций с логикой и слепого верования в догмы, и акцент на нахождение истины через грамотное руководство разумом. Принципы, включенные в метод Декарта, эффективно применяются в области математики, Метод Бэкона применим в тех случаях, когда необходимо нахождения эмпирических закономерностей на основании данных, полученных в ходе проведения большого количества опытов. Как показало время, эти методы являются взаимодополняющими и не потеряли своей познавательной силы, а применение элементов описанных выше методологических программ в ходе современных исследований в области естественных и технических наук сохраняет свою актуальность.

Использованные источники:

1. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века: учеб. пособие для студентов филос. фак. ун-тов. - М.: Высш. шк., 1986. - 400 с.

2. Алексеев П.А., Папанин А.В. Философия. Учебник. - М.:ПБОЮД Грачев С.М., 2001, с.128.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981, с. 87.

4. Штанько В.И. Философия и методология наук: Учеб. пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. Харьков: ХНУРЭ, 2003, с. 39. 5. Ковенько А.А., Бакланов И.С. Философско-правовые концептуализации свободы в новое время, Приоритетные научные направления: от теории к практике 2015, № 20-2, С. 71-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.