Научная статья на тему 'ПУТИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ С ПОМОЩЬЮ РАСЧЕТА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ'

ПУТИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ С ПОМОЩЬЮ РАСЧЕТА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежная политика / математические модели / молодежь / социальные явления / эффективность / потенциал / стимулирование / развитие / youth policy / mathematical models / youth / social phenomena / efficiency / potential / stimulation / development

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Неделькина Полина Алексеевна, Мусиенко Дарья Денисовна, Косникова Оксана Владимировна

В настоящее время на фоне интеграции гуманитарных и социальных наук формируется новое научное направление изучение сложных проблем с использованием математики в качестве инструмента решения задач. Математика это инструмент для решения проблем. Однако разнообразие и объем материалов, представляющих интерес для социальных наук, создают определенные трудности для математического моделирования процессов, происходящих в такой среде. Модели социальных и общественных процессов. Модели социальных и общественных процессов не являются замкнутыми, их протекание зависит от поведения людей и процессов принятия решений. Многофакторность, историчность и сильное взаимодействие социальных явлений и процессов. Эти и другие характеристики социальных явлений и процессов определяют, что социальные модели как инструменты познания принципиально отличаются от моделей, используемых в естественных и технических науках. В данной статье показана важность освоения будущими социальными работниками методов математического моделирования как одного из инструментов изучения социальных явлений. Социальные явления и показатели уровня их развития в сфере молодежной политики могут быть разбиты на изучение количественных и качественных характеристик с помощью математического моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Неделькина Полина Алексеевна, Мусиенко Дарья Денисовна, Косникова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DEVELOPMENT OF YOUTH POLICY IN RUSSIA BY CALCULATING A MATHEMATICAL MODEL

Currently, against the background of the integration of the humanities and social sciences, a new scientific direction is being formed the study of complex problems using mathematics as a tool for solving problems. Mathematics is a tool for solving problems. However, the variety and volume of materials of interest to the social sciences create certain difficulties for mathematical modeling of processes occurring in such an environment. Models of social and social processes Models of social and social processes are not closed, their flow depends on the behavior of people and decision-making processes. Multifactoriality, historicity and strong interaction of social phenomena and processes. These and other characteristics of social phenomena and processes determine that social models as tools of cognition are fundamentally different from models used in natural and technical sciences. This article shows the importance of future social workers mastering mathematical modeling methods as one of the tools for studying social phenomena. Social phenomena and indicators of their level of development in the field of youth policy can be divided into the study of quantitative and qualitative characteristics using mathematical modeling.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ С ПОМОЩЬЮ РАСЧЕТА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ»

Научная статья

УДК: 323:330.47(470+571)

DOI: 10.26118/2782-4586.2024.29.21.005

Неделькина Полина Алексеевна

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина Мусиенко Дарья Денисовна

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина Косникова Оксана Владимировна

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

ПУТИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ С ПОМОЩЬЮ РАСЧЕТА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Аннотация. В настоящее время на фоне интеграции гуманитарных и социальных наук формируется новое научное направление - изучение сложных проблем с использованием математики в качестве инструмента решения задач.

Математика - это инструмент для решения проблем. Однако разнообразие и объем материалов, представляющих интерес для социальных наук, создают определенные трудности для математического моделирования процессов, происходящих в такой среде. Модели социальных и общественных процессов.

Модели социальных и общественных процессов не являются замкнутыми, их протекание зависит от поведения людей и процессов принятия решений.

Многофакторность, историчность и сильное взаимодействие социальных явлений и процессов.

Эти и другие характеристики социальных явлений и процессов определяют, что социальные модели как инструменты познания принципиально отличаются от моделей, используемых в естественных и технических науках.

В данной статье показана важность освоения будущими социальными работниками методов математического моделирования как одного из инструментов изучения социальных явлений. Социальные явления и показатели уровня их развития в сфере молодежной политики могут быть разбиты на изучение количественных и качественных характеристик с помощью математического моделирования.

Ключевые слова: молодежная политика, математические модели, молодежь, социальные явления, эффективность, потенциал, стимулирование, развитие.

Nedelkina Polina Alekseevna

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin Musienko Daria Denisovna

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

Kosnikova Oksana Vladimirovna

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

WAYS OF DEVELOPMENT OF YOUTH POLICY IN RUSSIA BY CALCULATING A MATHEMATICAL MODEL

Annotation. Currently, against the background of the integration of the humanities and social sciences, a new scientific direction is being formed - the study of complex problems using mathematics as a tool for solving problems.

Mathematics is a tool for solving problems. However, the variety and volume of materials of interest to the social sciences create certain difficulties for mathematical modeling of processes occurring in such an environment. Models of social and social processes

Models of social and social processes are not closed, their flow depends on the behavior of people and decision-making processes.

Multifactoriality, historicity and strong interaction of social phenomena and processes.

These and other characteristics of social phenomena and processes determine that social models as tools of cognition are fundamentally different from models used in natural and technical sciences.

This article shows the importance of future social workers mastering mathematical modeling methods as one of the tools for studying social phenomena. Social phenomena and indicators of their level of development in the field of youth policy can be divided into the study of quantitative and qualitative characteristics using mathematical modeling.

Keywords: youth policy, mathematical models, youth, social phenomena, efficiency, potential, stimulation, development.

Введение. В первую очередь необходимо определится, что такое государственная молодежная политика, «Государственная молодежная политика - это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации, и эффективной самореализации молодежи, развития их потенциала в интересах России и, как следствие, социально-экономического и культурного развития, развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности» [6].

Целями многочисленных программ является раскрытие потенциала, помощь в достижение высот и успеха, реализация идей и вы -полнение поставленных перед самим собой задач в любом интересующем направлении.

«Специфика государственно-управленческих усилий в данной области выражается в инициировании и поддержке самодеятельных инициатив молодежных объединений, движений и организаций в сочетании с сохранением их автономии как гражданских ин-

ститутов.» [2].

На данный момент сложились следующие ценности экосистемы молодежной политики:

1. Прежде всего - человекоцентричность. Молодежная политика - для всех и для каждого. Учитываются интересы, особенности и потребности всей молодежи.

2. Во-вторых, смелость в идеях и действиях. Предлагаются самые смелые пути и решения, чтобы каждый мог получить наилучший результат.

3. Еще одна важная ценность - непрерывное развитие. Рост, развитие и постоянное изучение чего-то нового. Человек и общество по своей природе изменяется все время и в свою очередь молодежь перенимает новые идеи, мысли и технологии в разы быстрее, и для того, чтобы не потерять контакт необходимо постоянно развитие, изучение интересов и трендов.

4. Молодежная политика - это не работа - это миссия: желание сделать мир лучше и помощь в раскрытие потенциала.

5. Быть, а не казаться. Партнерские отношения, просить только о выполнимых задачах и учиться не только на собственных ошибках.

Данное выше краткое описание понятий, целей, и миссии рассматриваемого вопроса, дает точное примерное понимание рассматриваемой системы, также можно сразу выявить наиболее сложные и проблемные места в работе с молодежной политикой исходя из

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Модель отражает представление конкретного субъекта. Это главное отличие от исследования рефлексивных систем.

Методы

«Недостаточное развитие инфраструктуры молодежной политики непосредственно сопряжено с дефицитом кадрового резерва сферы молодежной политики. Только в минувшие года в высших учебных заведениях стали усердно готовить кадровый состав по работе с молодыми людьми» [3]. Для получения степени бакалавра в области организации работы с подростками, на ровне со смежными профессиями уже существует относительно новое направление, а именно программа курса "Методы обработки и анализа информации в области молодежной политики". Курс предназначен для использования статистических исследований закономерностей, полученных в процессе решения конкретных проблем в области молодежной политики.

нынешней тенденции ее развития, также сто -ит отметить, что сложности в работе с чем бы то ни было связанным с человеческой жизнедеятельностью крайне непредсказуемы в силу субъективности взглядов. «Совершенствование всей системы государственной молодежной политики (определение приоритетов, принципов, задач, механизмом осуществления) входит в решение комплекса молодежных проблем» [1]

«К важной особенности моделирования социальных процессов, протекающих в обществе, относится изучение поведения отдельных личностей и групп людей. На поведение людей, их действий в определенных ситуациях по отношению к какому-либо объекту, во многом оказывает влияние их восприятие и отношение к объекту.» [5].

Применение методов математического моделирования при изучении социально-экономических процессов широко и хорошо изучено. Однако многие эксперты, также, как и студенты, проходящие обучение по данной специальности, утверждают, что учебная литература по моделированию социально-экономических процессов либо слишком сложна, либо чрезмерно упрощена, поскольку предназначена для технических специалистов, которые в свое время уже изучили подобные методы в полной мере и могут применять их в различных сферах.

2018 2019 2020 2021 2022

График 1 - Численность молодежи России (млн. человек)

60 50 40 30 20 10 0

54,4

53

33,9

35,

2018

2019

2020

2021

2022

График 2 - Доля молодежи России на рынке труда (%).

При моделировании социальных процессов выделяют 3 группы моделей следующим образом:

1) Важные модели для реализации на основе участия людей (например, игровые модели);

2) Идеальная модель (неформальная и формализованная);

3) Смешанная модель, то есть человеко-машинная модель.

В зависимости от использования математических устройств формализованные модели классифицируются следующим образом:

-Модель, заданная дифференциальными уравнениями;

-Использование линейной алгебры при построении математических моделей социальных свойств;

-Функциональные модели в задачах социально-экономического содержания;

-Модель оптимизации;

-Распределенный параметрический и непараметрический анализ;

-Применение теории игр при моделировании проблем социологического содержания.

Результаты

Наиболее популярными в области социологии являются модели описания, анализа и обобщения эмпирических данных, но в свою очередь, моделирование направляется на подготовку, разъяснение и понятие статистических данных и эмпирической информации для познания конкретных сторон объекта с течением времени, т.е. на основе готовой математической модели осуществляется оценка прошлого и нынешнего состояний

системы и прогнозируется дальнейшие пути развития сложившейся ситуации.

Модели, сформированные на различных методах анализа данных, играют важную роль в изучении социальных систем и процессов. Некоторые из основных типов моделей и их назначение включают:

- Модели регрессионного и дисперсионного анализа, которые используются для де-коммунизации наиболее важных факторов и зависимостей между переменными.

- Модели факторного и структурного анализа могут помочь сузить информацию, обнаружить факторы и структуры, скрытые в ваших данных, и помочь вам при изучении сложных социальных явлений.

- Классификационные модели используются для анализа структуры расположения объектов в пространстве объектов.

Так же можно отметить, что с развитием моделей набирают популярность модели, изучающие, описывающие и разрабатывающие решения механизмов социальных явлений. Данные модели помогают легче ориентироваться в структуре социальных процессов и системе управления ими.

Например, большое значение в социологии придается исследованиям создания и дальнейшего использования различных социальных инструментов

Признаны наиболее перспективными имитационные модели для изучения социальных процессов и явлений. Но для рационального моделирования социальных систем необходимо учитывать следующие аспекты:

- Экстернализационные и аксиоматиче-

ские подходы

- Структурный и функциональный анализ

- Паритетное применение количественной и качественной парадигм-в свою очередь, «Трудности абстрагирования количественных отношений при исследовании таких сложных процессов, как социальные, не исключают возможности применения математических методов.» [4]

Таким образом, весь спектр социальных систем и задач требует создания моделей для их последующего изучения. Моделирование социальных явлений остается важным инструментом социальных процессов.

На сегодняшний день моделирование оставляет за собой немаловажную роль в анализе социальных явлений, процессов.

Особенностями являются:

- Это мощный инструмент для изучения социальных явлений, в частности в изучении поведения людей в сложных социальных условиях;

- Проблема пробелов между эпистемологическими характеристиками и формальными моделями (решается с помощью использования формальных моделей и разрабатывания методологических подходов);

- Многообразие социальных систем и при -менение гибкости подхода к моделированию.

Выводы

Математическое моделирование используется в социальных процессах в сфере молодежной политики и активно применяет такой инструмент, как использование математических методов и моделей в работе. Молодежная политика является частью социальной деятельности молодежи, активно занимающаяся развитием социальной сферы общества и определения дальнейшего развития молодежной политики.

Управление процессом создания и реализации молодежной политики осуществляется путем взаимодействия между субъектами и объектами: субъектами выступают государственные органы, органы власти, молодежные объединения и молодых граждан. Они играют ключевую роль в разработке и реализации молодежной политики; объектом в свою очередь выступает потребность в развитии государственной молодежной политике. Она также является объективным критерием успешности управления в данной сфере.

В области молодежной политики как объекта изучения молодежи определяют следующие основные социальные явления и показатели их уровня развития:

1. Для молодежи показателями развития как субъекта производства будут является: Социальный статус в обществе, личностный потенциал, показатели социальной активности.

2. ВНП или же валовый национальный продукт на душу населения также будет являться одним из показателей, пусть и обобщенным.

3. Показатели уровня жизни молодежи, если говорить точнее, то расходы и доходы, сбережения, жилище и товары длительного пользования, условия труда и досуга, здоровье, условия службы в армии, также будут относится к показателям развития.

4. Качество жизни является показателем, который наиболее сильным образом влияет на уровень удовлетворенности материальными и умственными потребностями.

5. Статистические показатели демографии, такие как рождаемость, смертность, семейное положение, наличие или отсутствие детей.

6. Смертность молодежи, с учетом пола, возраста и обширного числа иных показателей.

7. Занятость - является показателем вовлеченности молодежи в различные трудовые взаимоотношения и сферы экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Индекс человеческого развития (ИЧР) рассчитывается за счет ожидаемой продолжительность жизни при рождении, которая представляет собой уровень жизни, оцениваемый по уровню грамотности взрослого населения и общему проценту учащихся, ВВП на душу населения.

9. Индекс развития молодежи - это комплексный показатель, изучающий количественные и качественные изменения социальных характеристик подростков. Таковыми являются: продолжительность жизни и здоровье, образование и уровень жизни.

10. Социальный потенциал молодежи -это характеристика возможности общества развиваться и самосовершенствоваться

11. Оценка качества работы молодых работников как инструмента управления персоналом и поощрение работы сотрудников.

Группа критериев оценки качества работы

сотрудников:

1) Критерии личностных качеств: идеологические и политические предпочтения, самоконтроль, честность, психологическая устойчивость, социальная активность;

2) Критерии отношения индивидов к труду: гибкость и адаптация, мотивация, трудовая дисциплина, работоспособность, качество выполнения служебных обязанностей.

Качественная и количественная оценка состояния и тенденций социального развития имеет отличия, так как данные показатели не представляется возможным даже сравнивать. Показатели процесса развития молодежи, разделены на 2 основные обла-

сти:

1) Развитие молодежи как средства жизнедеятельности, объектов производства условий жизни;

2) Развитие молодежи как объекта производства умственных и физических сил.

Подводя итоги, нельзя не выделить крайне серьезную проблему: «современные исследователи связывают недостаточную эффективность российской молодёжной политики, прежде всего, с отсутствием в ней системного подхода, а также с тем, что финансирование данной сферы производится по остаточному принципу» [7]

Список источников

1. Алисова Х.Х., Айгумов Т.Г. Факторные структуры интеллектуально-личностного ресурса молодых людей/ZJournal of monetary economics and management.-2023.-№3. -С. 82-90

2. Борзенко, Г. В. Государственная молодежная политика в России и перспективы ее современного развития / Г. В. Борзенко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2020. - № 45 (335). - С. 301-304.

3. Кретов А.Ю. Механизмы государственной молодежной политики в российской Федерации: проблемы практической реализации // Вестник ПАГС. 2019. №6.

4. Панова, Ю. А. Проблемы молодежной политики в Российской Федерации и пути их решения / Ю. А. Панова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый- 2019. - № 21 (259).

- С. 379-382.

5. Рахматов, А. А. Методолого-математическое моделирование управления социальными процессами / А. А. Рахматов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022.

6. Росмолодежь. Направления деятельности [Электронный ресурс]. — URL: https://fadm. gov.ru/activity/scope [дата обращения 05.10.2023].

7.Се, Тяньюй. Математическое моделирование как инструмент развития социоэкономики / Тяньюй Се. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 36 (431). - С. 53-57.

8. Соловей, А. А. Молодежная политика в современной России, основные направления и проблемы реализации / А. А. Соловей. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2022. - № 16 (411). - С. 298-300.

9. Ченских, А. А. Особенности реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации / А. А. Ченских. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020.

- № 20 (310). — С. 634-638.

Сведения об авторах

НЕДЕЛЬКИНА ПОЛИНА АЛЕКСЕЕВНА, студент, факультет управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, г. Краснодар, Россия.

МУСИЕНКО ДАРЬЯ ДЕНИСОВНА, студент, факультет управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, г. Краснодар, Россия.

КОСНИКОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА, старший преподаватель кафедры экономической кибернетики, факультет прикладной информатики, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, г. Краснодар, Россия.

Information about the authors

NEDELKINA POLINA ALEKSEEVNA, student, Faculty of Management, Faculty of Management, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

MUSIENKO DARIY DENISOVNA, student, Faculty of Management, Faculty of Management, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

KOSNIKOVA OKSANA VLADIMIROVNA, Senior Lecturer of the Department of Economic

Cybernetics, Faculty of Applied Informatics, Faculty of Management, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.