Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 67-74
УДК 330
ПУТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННЫХ БИЗНЕС-СТРУКТУРАХ
© 2012 г. Р.А. Горячев 1, И.Б. Ромашова 2
1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Поступила в редакцию 10.05.2012
Рассматривается опыт инновационной деятельности зарубежных фирм и возможность его применения на отечественных предприятиях. Приводится характеристика инновационного потенциала организации и методология его оценки. Представлены типы инновационного потенциала предприятий и его графическая интерпретация.
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, инновационный потенциал, инновативность, инноватика, инновационное развитие.
В современных условиях глобализации экономики и возрастающей динамики внешней среды, когда обновление информации, продукции, техники и технологий происходит высокими темпами, перед Россией стоит задача изменить качество экономического роста, стать страной, обеспечивающей его за счет наукоемких факторов, сформировать экономику инновационного типа. Создание и внедрение инноваций в таких условиях превращается в важнейший фактор конкурентоспособности организаций.
Огромное влияние на развитие экономики оказывают глобальные достижения последних десятилетий в области науки и техники. Научно-технический прогресс признан в мире одним из важнейших факторов развития всех без исключения производств. При этом все чаще и в западной, и в отечественной литературе он ассоциируется с понятием инновационного процесса. В последнее время в научной литературе стали появляться также определения науки как непрерывного потока инноваций.
И хотя подобные определения носят довольно спорный характер, необходимо признать важность инновационного процесса для развития современного общества. Американский экономист Джеймс Брайт справедливо отметил, что инновационный процесс - единственный в своем роде, который объединяет сразу науку и технику, экономику, предпринимательство и управление. Он имеет, таким образом, синтетический характер и простирается от самого зарождения идеи вплоть до ее коммерческой реализации. В итоге инновационный процесс
охватывает весь комплекс хозяйственных отношений: производство, распределение, обмен и потребление [1].
Понимание НТП именно как инновационного процесса помогает нам рассматривать его не как внешнее по отношению к экономике явление, которое «падает» на субъектов хозяйственной деятельности подобно «манне небесной», а именно как процесс, генерируемый действиями индивидов, фирм и государства сознательно. По своей сути он состоит в получении нововведений, начиная от зарождения научно-технических идей до их коммерческой реализации, и преобразует научное знание в физическую реальность.
Современный этап развития нашей страны характеризуется значительными проблемами в области инновационных процессов. Во времена перестройки Россия потеряла огромную часть научно-педагогических кадров, эмигрировавших за границу, научно-технические сообщества, институты и т.д. Сейчас руководство страны ищет пути к возрождению научно -технического и инновационного потенциала. Планируется активно стимулировать инновационную деятельность на предприятиях, в том числе налоговыми льготами на производство инновационной продукции. В связи с этим представляется особенно актуальным опыт ведущих зарубежных компаний в этой сфере.
Так, в компании General Electric (GE) при инновационном процессе реструктуризации изменилась организационная структура. Это позволило сократить управленческие звенья, сделать систему управления более гибкой и от-
вечающей современным реалиям. Была реализована стратегия сужения диверсификации, продавались неперспективные и непрофильные подразделения и филиалы. Руководителям бизнес-единиц, чья судьба не была столь однозначна, предлагалась формула: исправляй, закрывай или продавай. Но самое главное - была построена новая система управления персоналом и создана новая корпоративная культура [2].
Использовались и современные информационные технологии. Первым шагом в этом направлении было внедрение программы WorkOut, нацеленной на ликвидацию барьеров между менеджерами и служащими. Поощрялось самостоятельное принятие решений линейными руководителями в рамках их компетенции и с учетом информационно-расчетных обоснований. Сотрудники получили право собираться в рабочие группы и обсуждать недостатки бизнес-процессов, а также вырабатывать новые идеи и предлагать новые технологии. Для того чтобы менеджеры лучше понимали свои управленческие задачи, глава компании внедрил культуру постоянного обучения.
К настоящему времени в компании сделан ряд фундаментальных изменений в политике стимулирования инноваций со стороны работающего персонала. В прежней системе две трети финансирования инновационных разработок осуществляли непосредственно вышестоящие органы корпорации. Это приводило к тому, что появлялось немало проектов, которые не связаны с текущими нуждами корпорации. Однако с середины 80-х годов ХХ века практика управления изменилась - теперь половина финансирования инновационных проектов корпорации осуществляется менеджментом среднего звена, четверть финансирования - внешними заказчиками, и только оставшаяся четверть финансируется из централизованных фондов компании.
Важным фактором, способствующим тому, что инновационная деятельность стала ключевым направлением развития корпорации, является совмещение ролей директора лабораторий и главного технического менеджера GE. Это позволило осознать, что лаборатории не являются изолированными «хрустальными вазами», но они также ответственны и за качество продукции, и за рост продаж через улучшение сервиса.
Кроме того, следует заметить, бизнес GE не ограничился в использовании источников технологии. Ими могут быть и университеты, и национальные лаборатории, и даже конкуренты. Единственное ограничение состоит в том, что нельзя уменьшать финансирование инновационных проектов корпорации более чем на 20% в год.
Описанная система хорошо подходит для таких широко диверсифицированных компаний, примером которой является GE. Данный опыт представляется весьма актуальным и для отечественных предприятий, которые испытывают потребность реформирования высшего управленческого звена в сторону большей мобильности и гибкости, так необходимой для успешного ведения инновационной деятельности.
Наряду с активно распространяющейся глобализацией сегодня усиливается тенденция концентрации основных прибылей в сфере услуг. Благоприятной возможностью роста через сервис является использование Интернета. GE - лидер в использовании Интернета во всех приложениях - от маркетинга до поиска новых технологий и совместных проектов с потребителями и инвесторами. И снова мы должны отметить высокую актуальность данного опыта для российских предприятий. Интернет-маркетинг, активное использование интернет-ресурсов при поиске клиентов и сотрудничестве с деловыми партнерами начинает успешно осуществляться и отечественными предприятиями.
В целом описанные выше меры по улучшению инновационной деятельности корпорации можно представить в виде наглядной графической схемы (см. рис. 1).
Как видно из рисунка, в современной парадигме менеджмента компании гораздо большее внимание уделяется сервисному обслуживанию и контролю качества продукта, созданию имиджа продукта. Форма пирамиды существенно поменялась, однако роль сервиса, качества и имиджа продукта прежняя: они занимают фундаментальное положение в новой системе видения бизнеса. И если в прежней системе вершиной «пирамиды ценностей» компании считалось освоение рынков, то теперь верхнюю позицию занимает получение информации, с которой связывается контроль основных процессов, происходящих в фирме.
В другой крупной компании, 3М, глобальная стратегия развития ориентирована на то, чтобы адаптировать новые идеи и изобретения для максимального количества сегментов рынка. Тесный контакт с потребителями помогает 3М постоянно дорабатывать и улучшать свою продукцию на базе непрерывных инновационных процессов. Для достижения высокой иннова-тивности руководство компании разработало уникальную систему поощрения новаторства у служащих. В основе кадровой политики лежит принцип «найдите правильных людей и оставьте их в покое. Они сами все сделают». Также сотрудники имеют право тратить до 15% своего
Прежнее понимание бизнеса Новое понимание бизнеса СЕ
Рис. 1. Смена парадигмы развития бизнеса
рабочего времени на исследования в любой интересующей их области. Создан специальный венчурный фонд, выдающий гранты на такие проекты. Важно и то, что разработанными в различных подразделениях технологиями владеет компания в целом. Это позволяет использовать их во многих филиалах одновременно [1].
Какие уроки в целом из опыта зарубежных компаний могут извлечь отечественные предприятия? Этот вопрос более чем актуален. Как убедительно показывают статистические данные и труды российских экономистов, вплоть до 2004-2005 гг. в нашей экономике наблюдалось снижение по всем основным показателям инновационной деятельности [3]. Поскольку наша страна обладает колоссальным научнотехническим и людским потенциалом, имеются все предпосылки для улучшения инновационного климата и высокотехнологичного экономического роста. Однако для этого необходим ряд кардинальных перемен на отечественных предприятиях.
В первую очередь опыт показывает, как важна гибкость и мобильность административной системы предприятия, которое желает достичь успеха в инноватике. Отказ от жесткой централизованной системы управления необходим для лучшего реагирования на меняющиеся рыночные условия. Во-вторых, это - описанная выше смена парадигм в менеджменте, одновременно - широкий шаг в сторону использования Интернета и других современных технологий маркетинга.
Повышенные требования предъявляет современный социум и к инновационной подсистеме управления предприятием, поскольку освоение нововведений сопровождается увеличением хозяйственных рисков. Для предупреждения или снижения этих рисков целесообраз-
но опираться на принцип опережающего отражения в менеджменте, предусматривающий выявление угроз в деловой среде организации с их погашением за счет превентивного обновления структурно-функционального механизма и роста инновационного потенциала предприятия.
В сложившейся ситуации особый интерес представляют исследования состояния инновационно-активных организаций, имеющих способности к созданию и практическому использованию инноваций, что характеризует их как компании с развитым инновационным потенциалом, высокий уровень которого является необходимым условием качественно нового экономического роста, научно-технического и общественного прогресса, обеспечения непрерывности эффективных инновационных процессов. Объективно необходимыми становятся систематизация новых явлений в управлении инновационной подсистемой предприятия, исследование сущности и факторов роста инновационного потенциала и разработка предложений по улучшению его использования в условиях трансформации целей и изменения факторов развития российской экономики.
Инновационный потенциал предприятия, являющийся одним из важнейших элементов механизма управления его развитием, представляет собой способность коллектива предприятия к индуцированию непрерывного инновационного процесса, к усовершенствованию и обновлению производственной и организационной подсистем, к созданию технологий, определяющих технологическое лидерство.
Инновационный потенциал компании проявляется в ее сильных сторонах, внутренних и внешних возможностях внедрения нововведений и характеризует максимальный объем нового или модернизированного продукта, кото-
Системный подход
! Целевой''
Реализация ; инновационного проекта . _ _ ,
Ситуационный
подход
Методология оценки инновационного потенциала предприятия
Стратегический анализ внутренней и внешней среды организации
Рис. 2. Методология оценки инновационного потенциала предприятия
рый может быть получен при использовании всех видов инновационных ресурсов. Согласно этому определению, разрыв между полученными результатами и возможностями интеграции имеющихся инновационных ресурсов характеризует уровень использования инновационного потенциала.
По своей сути инновационный потенциал -это возможность, которая позволяет нарастить инновационную активность предприятия в настоящем, а также охарактеризовать перспективы ее увеличения в будущем. К таким возможностям следует отнести целую совокупность ресурсов, требуемых для эффективного осуществления инновационной деятельности, таких как:
- интеллектуальные ресурсы (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и др.);
- материальные (оборудование и базы для проведения исследований и разработок);
- финансовые (инвестиции, финансирование текущих затрат с использованием собственных и заемных средств, грантов, субсидий и пр.);
- кадровые (руководители с гибким, новаторским стилем управления; персонал со специальным образованием и опытом проведения исследований и разработок; персонал со специальными знаниями в области маркетинга и прогнозирования потребностей в новом продукте, а также навыками реализации инновационных проектов);
- инфраструктурные (поддерживающие подсистемы отраслевого, межотраслевого, регионального и федерального уровней, включая различные ассоциации и союзы, технопарки, центры трансфера технологий и пр.);
- организационные (собственные подразделения стратегического развития; исследовательские и конструкторские отделы; технологические лаборатории; отдел маркетинга; службы менеджмента качества; патентный и лицензионный, информационный и аналитический отделы) и пр. [4].
Методология оценки инновационного потенциала компании складывается из системного и целевого подходов, а также ситуационного метода, так как при этом рассматривается комплекс факторов, возникающих в инновационных процессах. Кроме того, учитываются преобразования в жизненных циклах системы предприятия, связанных с ними потоками стратегических и тактических изменений, необходимых для создания инновационного продукта (реализации инновационного проекта) (рис. 2).
Таким образом, инновационный потенциал предприятия можно рассматривать как основополагающий фактор его способности генерировать инновационные процессы, готовности выполнить поставленные инновационные цели и реализовать проекты или программы, провести инновационные преобразования в техникотехнологической, организационно-экономической и социальной подсистемах. Оценка иннова-
/ Рынок
Рынок
Рис. 3. Группы факторов для оценки инновационного потенциала предприятия
ционного потенциала должна строиться на анализе групп факторов, представленных на рис. 3.
Экономическую оценку указанных групп факторов можно провести с помощью показателей, представленных в таблице 1.
Одной из самых важных в представленной системе факторов является интеллектуальная составляющая, или характеристика персонала предприятия. Люди, занятые на предприятии, определяют возможности генерирования и восприятия идей, замыслов инноваций, доведения их до уровня новых технологий, конструкций, организационных и управленческих решений. Эта составляющая имеет количественную и качественную стороны, в связи с чем рекомендуется использовать совокупность социальнопсихологических тестов для оценки творческого потенциала персонала и его готовности к нововведениям.
Количественно оцениваемые показатели инновационного потенциала сравнивают с показателями других предприятий в стране и в мире, анализируют их в динамике. Представляется целесообразным значение всех компонент в группе сводить в комплексный показатель оценки, используя следующую формулу:
V = V /7 * Л
^компл ^ 11г иг >
где г = 1... п , п - количество показателей в группе; ёг - вес г-го показателя; Пг - относительная оценка г-го показателя, определяемая
как отношение его величины по предприятию к мировому или российскому уровню.
Аналогичные расчеты можно провести для всех анализируемых факторов инновационного потенциала предприятия. По степени отклонения фактических значений от среднего (в мире или в стране) можно сделать вывод об уровне той или иной составляющей инновационного потенциала компании, а значит, и степени инновационности его бизнес-процессов.
Посредством оценки составляющих инновационного потенциала организаций можно идентифицировать его основные типы на: высокий уровень, средний уровень, низкий или нулевой уровень, а также степень мирового и национального уровня развития [4].
Поскольку факторы менеджмента компании и ее организационной структуры имеют преимущественно качественные характеристики, которые сложно сравнивать с мировыми и национальными достижениями, то тип инновационного потенциала рекомендуется определять, используя показатели трех основных групп: НИОКР, финансы и персонал.
При этом интегральный уровень инновационного потенциала можно определить как вектор, имеющий три характеристики (Бк, I, р):
N - степень развития НИОКР;
I - уровень инвестиций в инновации;
Р - уровень квалификации персонала.
Таблица 1
Показатели оценки инновационного потенциала
Персонал - текучесть кадров высокой квалификации; - доля научных и инженерно-технических работников в общем объеме занятого персонала на предприятии; - показатель изобретательской (рационализаторской) активности; - показатель образовательного уровня; - уровень физического старения кадров; - уровень квалификации персонала
НИОКР, их результаты - доля затрат на НИОКР в общем объеме товарной продукции; - уровень прогрессивности технологий; - уровень прогрессивности продукции (товаров, услуг); - количество патентов, изобретений, рационализаторских предложений; - количество внедренных инноваций
Финансы, инвестиции - уровень инвестиций в инновационный процесс; - показатели доходности, оборачиваемости активов инновационного предприятия; - показатели финансовой устойчивости инновационного предприятия; - показатели доходности акций инновационного предприятия
Руководство, менеджмент компании - достижение или недостижение инновационной цели промышленного предприятия; - квалификация аппарата управления в области инноваций; - склонность руководителей к инновационному развитию
Организационная структура - выполнение функций управления инновационным процессом; - выделение подразделений, выполняющих функции управления инновационным потенциалом и его использованием; - гибкость и адаптивность организационной структуры при внедрении изменений
Характеристика принимает значение, равное
1, если уровень равен или выше мирового или среднероссийского, и равна 0, если уровень ниже мирового или среднероссийского показателя.
Несмотря на то что в данной методике используются субъективные оценки экспертов, она позволяет примерно оценить тип иннова-
ционного потенциала предприятия, а следовательно, его способность формировать непрерывный поток инноваций, из которого можно будет отбирать лучшие идеи и проекты для реализации.
В таблице 2 представлены типы инновационного потенциала предприятия.
Таблица 2
Типы инновационного потенциала предприятий
Интегральный критерий инновационного потенциала и источники покрытия затрат на инновации Краткая характеристика типа инновационного потенциала предприятий Характеристика инновационного развития
Высокий инновационный потенциал мирового уровня
Бм = (1, 1, 1) Собственные средства Инновации мирового уровня. Высокая обеспеченность всеми ресурсами. Реализацию стратегий инновационного развития предприятие может осуществлять без внешних заимствований Мировой лидер в создании новой продукции и освоении новых технологий
Средний инновационный потенциал мирового уровня
Ям = (1, 0, 1) Бм = (0, 1, 1) Собственные средства и долгосрочные кредиты Инновации мирового уровня. Нормальная обеспеченность необходимыми ресурсами. Для эффективного использования инновационного потенциала необходимо использование заемных средств Мировой лидер или известный последователь в освоении новых или улучшающих технологий
Высокий инновационный потенциал национального уровня
= (1, 1, 1) Собственные средства Инновации российского масштаба. Высокая обеспеченность инновационными ресурсами. Реализацию стратегий инновационного развития предприятие может осуществлять без внешних заимствований Российский лидер в создании новой продукции и освоении новых технологий
Средний инновационный потенциал национального уровня
Як = (0, 1, 1) = (1, 1, 0) Собственные средства и долгосрочные кредиты Инновации российского уровня. Нормальная обеспеченность предприятия основными ресурсами. Для эффективного использования инновационного потенциала необходимы заемные средства Российский лидер или известный последователь в освоении новых или улучшающих технологий
Окончание таблицы 2
Интегральный критерий инновационного потенциала и источники покрытия затрат на инновации Краткая характеристика типа инновационного потенциала предприятий Характеристика инновационного развития
Низкий инновационный потенциал национального уровня
= (0, 0, 1) Собственные средства, а также долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы Инновации регионального уровня. Удовлетворительная финансовая поддержка текущих производственных запасов и затрат. Для реализации стратегий инновационного развития требуется привлечение значительных финансовых средств из внешних источников Последователь в освоении новых или улучшающих технологий
Нулевой инновационный потенциал национального уровня
Бк = (0, 0, 0) Средств нет Отсутствие инноваций в последние годы. Инновации местного уровня. Дефицит или отсутствие источников финансирования затрат на инновации Самостоятельное внедрение инноваций маловероятно. Необходима интеграция с лидером отрасли и/или сотрудничество с властью
Мировой уровень ^^1 - Россиийский уровень
N
2
Рис. 4. Диаграмма оценки характеристик инновационного потенциала предприятия (на примере ООО «Альфа»)
Интегральная оценка инновационного потенциала предприятия графически интерпретирована в виде трехлучевой диаграммы (рис. 4).
Несмотря на то что в типологии инновационного потенциала отсутствуют качественные показатели, характеризующие менеджмент предприятия и его организационную структуру, при выборе инновационной стратегии целесообразно расширить диапазон исследуемых показателей и проверить выбранные пути развития на возможность реализации с позиций управленческой составляющей инновационного потенциала.
В целом современные подходы к оценке инновационных процессов в компании, измерению ее инновационного потенциала позволяют перейти к этапу активного, осознанного управления инновациями, ибо нельзя управлять тем, что не измеряется. Только измерение, накопление динамики измеряемых показателей, анализ
восходящих и нисходящих трендов позволяет осуществить осознанное целеполагание, расстановку приоритетов и внутренних нормативов по таким сложнейшим процессам в компании, как инновационные.
Список литературы
1. Управление инновациями: Учебник / В.П. Ба-ранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
2. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. М.: Эксмо, 2008.
3. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: Учеб. пособие / И.Л. Тук-кель, С.Н. Яшин, Е.В. Кошелев, С.А. Макаров. СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
4. Лебедев А.Л. Состояние и приоритеты развития инновационного потенциала предприятий в современных российских условиях. Дисс. ... к.э.н. М., 2011.
SOME WAYS FOR DEVELOPING INNOVATION PROCESSES IN MODERN BUSINESS STRUCTURES
R.A. Goryachev, I.B. Romashova
We consider the experience of innovation activities of foreign companies and the possibility of its application to domestic enterprises. Characteristics of the innovation capacity of an organization and a methodology for its evaluation are discussed. The types of innovation capacity of enterprises and its graphical interpretation are presented.
Keywords: innovation, innovation process, innovation capacity, innovativeness, innovative development.