ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СЛУЖАЩИХ В РОССИИ
Руднева Наталья Валентиновна
старший преподаватель кафедры экономической теории экономической политики Набережночелнинского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета РФ, г. Набережные Челны
E-mail: rudneva_nv@mail. ru Герасимов Владислав Олегович студент кафедры экономической теории экономической политики Набережночелнинского института (филиала) Казанского (Приволжского)
федерального университета РФ, г. Набережные Челны
Юдин Дмитрий Евгеньевич студент кафедры экономической теории экономической политики Набережночелнинского института (филиала) Казанского (Приволжского)
федерального университета РФ, г. Набережные Челны
WAYS TO OVERCOME THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES IN RUSSIA.
Rudnev Natalia
senior Lecturerof the chair of Economics and Economic Policy, branch of Kazan (Volga) Federal University in NaberezhnyeChelny, RF, NaberezhnyeChelny
Vladislav Gerasimov
student of the chair of Economics and Economic Policy, branch of Kazan (Volga) Federal University in NaberezhnyeChelny, RF, NaberezhnyeChelny
Dmitry Yudin
student of the chair of Economics and Economic Policy, branch of Kazan (Volga) Federal University in NaberezhnyeChelny, RF, NaberezhnyeChelny
АННОТАЦИЯ
В данной статье говорится о современном развитии персонала в органах государственной и муниципальной власти в России и проблемах, с которыми сталкиваются при повышении квалификации работников государственных структур. Также приведены некоторые рекомендации по выходу из сложившихся ситуаций.
ABSTRACT
This article focuses on the modern staff development in state and municipal authorities in Russia and usual problems of the state employees in state structures. Also are some tips to resolve the situation.
Ключевые слова: Государственное и муниципальное управление; повышение квалификации; государственная служба; профессионализм; кадровая политика; государство.
Keywords: State and municipal management; trainin; civil service, professionalism; personnel policy; the state.
Государственная и муниципальная служба в Российской Федерации — главный инструмент преобразований во власти, политике, социальной сфере и экономике. В нашей стране становление государственной и муниципальной службы проходило в неблагоприятных условиях и заметно отставало от темпа реформ в других сферах. Из-за нерешенности проблем в государственной и муниципальной службе начала проявляться слабая эффективность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также недостаточный уровень профессионализма государственных и муниципальных служащих. Сегодня государство пытается устранить проблемы и проводит реформирование большинства подразделений. Огромное внимание уделяется их качественному совершенствованию, заметно возрастают требования к профессиональным и личностным качествам государственных гражданских служащих. Не смотря на это, многие граждане страны считают образ государственного служащего негативным.
На сегодняшний день, проблема профессиональной компетенции российских чиновников стала особо актуальна для российского общества. В сознании общества сформировалось понимание того, что крайне необходимо изменить к лучшему деятельность госаппарата, а государственным служащим более эффективно служить законным интересам граждан своей страны. Развитие компетенции является очень сложным и длительным системным процессом. Улучшать навыки «насильно» практически невозможно, так как человек стремится к равновесию и стабильности. Любые изменения в поведении требует больших усилий, а главное — времени. Более того,
прорабатывать сразу несколько компетенций не рекомендуется, иначе ни одна из них не оказывается эффективно развитой [5].
Для успешного развития и улучшения компетенций государственного и муниципального служащего можно применять следующие методы:
1. Развитие на рабочем месте — это четкое выполнение простых и специальных поручений и заданий, которые тесно связаны с ежедневной работой служащего.
2. Специальные задания (проекты, замены, стажировка, временные назначения) — это активное участие в разработке или принятии новых проектов, временные назначения на должности выше (карьерный рост).
3. Обучение на основе изучения, наблюдение за служащими, у которых компетенции развиты в значительной степени лучше чем у других.
4. Развитие служащих на основе обратной связи — это обсуждение с коллегами и подчиненными результатов своей работы.
5. Самообучение — это глубокое анализирование своей работы и поиск более эффективных форм деятельности (чтение специальной литературы, курсы).
6. Тренинги и семинары — это участие в обучающих программах в свободное время от основной работы [2].
Для того чтобы достигнуть нужного высокого уровня профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих необходимо создать систему, которая бы формировала компетентности в рамках профессиональной подготовки и переподготовки государственных гражданских служащих, а именно:
1. внедрение опыта по развитию профессиональной компетентности государственного служащего возможно осуществлять:
А. в системах подготовки профессиональных управленческих кадров государственной и муниципальной службы;
Б. в системах организации работы с кадровыми резервами с последующим их выдвижением;
В. в процессах консультирования государственных и муниципальных служащих по вопросам личностного роста и развития. В вопросах управлении персоналом и социально-психологических процессах, которые протекают в коллективе;
Г. в процессах принятия важных и сложных управленческих решений [3]. Однако учеба сама по себе не может быть эффективной, если не существует проработанной системы кадровой работы в целом, а также системы по качественной оценке персонала. Необходимо создавать профессиограммы по всем категориям занимающих должностей государственных служащих, составляющиеся на базе аттестационной работы. Затем следует оценка персонала, ориентированная строго на профессиональную пригодность. И только после проведенных исследований и получения определенного результата профессиональной оценки, будет определяться форма обучения [1].
Сегодня становление новых систем профессиональной подготовки и переподготовки, а также повышение квалификации государственных и муниципальных служащих проходит в момент серьезных структурных изменений в политической и экономической системах общества. Все это накладывает отпечаток на указанные процессы, создавая определенные организационно-управленческие и финансово-экономические и проблемы. В тоже время, преодоление противоречий между инновациями, решаемыми органами государственного и муниципального управления, а так же состоянием кадровых групп почти не реализуемо без глубокого изучения всей системы профессионального обучения. Поиск рациональных элементов в историческом опыте профессиональной подготовки управленческих кадров России и их творческое использование являются важным фактором в решении современных задач государственного строительства [4].
Список литературы:
1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2010. № 11.
2. Васютин Ю.С. Подготовка и переподготовка государственных и муниципальных служащих // Образование и общество. 2010. № 3.
3. Иванова С. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова и др. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
4. Игнатов В.Г. Государственная и муниципальная служба России. История и современность. Ростов-н/Д.: МарТ, 2010.
5. Куршиева Н.М. Оценка профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих / Н.М. Куршиева // Практика муниципального управления. 2012. № 7.