СОВРЕМЕННЫЕПРОГРАММЫ И МЕТОДЫОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Дмитриева Ирина Сергеевна доцент кафедры «Экономическая теория и экономическая политика» «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ, г. Набережные
Челны
Герасимов Владислав Олегович
студент кафедры «Экономическая теория и экономическая политика» «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ, г. Набережные
Челны
E-mail: tigrurus@mail. ru Шарафутдинов Рустам Ильфарович
студент кафедры «Экономическая теория и экономическая политика» «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ,
г. НабережныеЧелны
MODERN PROGRAMS AND TECHNIQUES TO STATE AND MUNICIPAL SERVICES FOR THE POPULATION AND CITIZENS OF THE REPUBLIC TATARSTAN GOVERNMENT AND MUNICIPAL AUTHORITIES
Irina Dmitrieva
Associate Professor of "Economic theory and economic policy" Kazan (Volga region)
Federal University, Russia, Naberezhnye Chelny
Gerasimov Vladislav
student of the chair of "Economic theory and economic policy" Kazan (Volga region)
Federal University, Russia, Naberezhnye Chelny
Sharafutdinov Rustam
student of the chair of "Economic theory and economic policy" Kazan (Volga region)
Federal University, Russia, Naberezhnye Chelny
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена вопросам по оказанию государственных и муниципальных услуг населению республики Татарстан органами государственной и муниципальной власти через внедрение инновационных способов оказания услуг, модернизацию уже существующих программ и контролю над процессом их выполнения.
ABSTRACT
This article deals withthe issuesof rendering stateand municipalservices to the populationof the Republicof Tatarstanby stateand municipal authoritiesthrough
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
theintroduction of innovativeways ofproviding services, modemization of existing programsand controlover the process oftheir implementation.
Ключевые слова: Республика Татарстан; государственная и муниципальная услуга; «Открытая Казань»; «Народный инспектор»; информационный портал; Многофункциональный центр;
Keywords: The Republic of Tatarstan; state and municipal services; "OpenKazan"; "PeopleInspector"; information portal; Multifunctional center.
Улучшение качества оказания государственных и муниципальных услуг играет важную роль в развитии органов государственной власти и органов местного самоуправления в России. Но особое значение имеет создание мощной организационной базы в сфере оказания государственных и муниципальных услуг в субъектах Российской Федерации. В республике Татарстан серьезно подошли к этому вопросу и за короткие сроки были созданы новые программы по оказанию государственных и муниципальных услуг — Портал государственных и муниципальных услуг республики Татарстан: Народная экспертиза, отчеты ведомостей, народный контроль, а также усовершенствованы старые: Услуги для администраторов информационных систем, услуги в электронном виде для жителей [5].
Благодаря инновационному развитию, в сектор государственных услуг стали внедряться новые методы, позволяющие изменить процедуры оказания государственных и муниципальных услуг, делая их быстрее, проще и прозрачнее для населения. В ввиду активной борьбы с коррупцией, данные программы позволят уменьшить влияние коррупционных воздействий на население и поднять статус государственных и муниципальных служащих, а также доверие людей к официальным органам. Это имеет большое значение, так как по итогам проведенных исследований в электронных ресурсах государственных органов было выявлено, что большая часть населения республики Татарстан рассматривает коррупцию в виде получения взятки должностными лицами при
оказании государственных и муниципальных услуг (около 78 %) [6]. Для борьбы с данными проявлениями и профилактики, идея оказания услуги основываются на электронном способе их оказания в виде информационного поля, что позволяет проводить контроль над процессом оказании услуг непосредственно самим населением, а следовательно, позволяет исключать возможность использования должностных ресурсов с личной выгодой.
В конце декабря 2011 года, в Татарстане в городе Казань был открыт информационный портал «Открытая Казань». Данный сервис создан для решения проблем горожан в сфере ЖКХ. Запуск этого проекта позволил сделать процедуру приема, обработки и выполнения запросов от населения города Казань более прозрачными и эффективными. Запуск данного интернет портала позволил более чем в 3 раза сократить срок реагирования жилищных органов на заявки населения. За два года работы с помощью сервиса обработано свыше пятисот тысяч заявок, поступающих через интернет портал «open.kzn.ru». За время работы сервиса «Открытая Казань» более чем в 4 раза снизилось число просроченных заявок [4]. «Открытая Казань» увеличила результативность всей городской системы ЖКХ, упростила допуск к ней для жителей города, а так же управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Кроме того, система позволяет значительно усилить контроль со стороны контролирующих органов и населения. На данном портале каждый житель имеет возможность сообщить о проблемах, которые возникли в отдельных квартирах, подъездах или во всем доме, а так же следить за стадией выполнения заявки в режиме реального времени, оплачивать жилищно-коммунальные услуги. До внедрения портала «Открытая Казань» все заявки принимались управляющими компаниями, находящиеся на подведомственных территориях, что приводило к разрозненности данных, различных неточностей и порой не соответствовало действительности, учет и контроль заявок велся почти в «ручном» режиме, просрочке решения проблем, что приводило к не эффективному распределению муниципальных ресурсов. В связи с этим, осуществлять контроль по выполнению заявок было весьма проблематично. Около 50% всех заявок
выполнялось с нарушением указанных ими сроков, а 20% не выполнялись вовсе. На сегодняшний день, на сайте «Открытая Казань» заявки принимают диспетчеры, которые проходят специальное обучение и основная задача которых помочь людям. В среднем, время ожидания ответа респондентом составляет около 15 секунд. Человеку достаточно подать заявку, и она в ту же секунду отображается в режиме реального времени и поступает в работу. Каждый день от жителей Казани поступает свыше одной тысячи заявок. На конец 2014 года, казанцы успели оставить более 830 тысяч заявок, из которых выполнено порядка 824 тысяч [3].
Данная система уже повысила эффективность сферы ЖКХ за счёт централизации контроля. Кроме того, данная система обеспечивает высокий уровень общественно-гражданского контроля. Основной фактор эффективного контроля заключается в том, что при отображении текущей заявки от ее принятия, обработки, хода выполнения и ее завершения, заказчик непосредственно может наблюдать за процессом выполнения работы или не выполнения, а так же дать объективную оценку, насколько быстро и качественно реализована та или иная услуга. Примером можно считать случаи, когда невыполненная в указанный срок заявка, обозначена как выполненная. Пользователь может отправить сообщение на сервис о не корректно выполненной работе. Это один из многих примеров общественно-гражданского контроля над процессом выполнения государственных и муниципальных услуг. Подобные программы следует внедрять и в другие крупные города республики Татарстан, например — Набережные Челны. Это позволит собирать данные о проблемах ЖКХ в единую информационную базу и обеспечивать качественное обслуживание населения, экономить бюджетные средства, выделенные из местного, регионального и федерального бюджетов.
Следующим примером современного метода оказания услуги и народного контроля, можно привести программу «Народный Инспектор». С 8 ноября 2014 годав Татарстане в открытом доступе начало работать приложение «Народный инспектор». Это приложение позволяет населению отправлять
заявления о нарушениях ПДД. За месяц работы программы «Народный инспектор» ГИБДД Татарстана вынесла около 144 постановлений об административных правонарушениях. Всего за время функционирования системы гражданами подано свыше одной тысячи пятисот заявок, 27 % из которых отклонены. Свыше 770 заявок передано в ГИБДД, из них 23 % заявок переданы в административно-технические инспекции. По 144 заявкам уже вынесены протоколы об административном правонарушении [2]. Считаем, что необходимо вводить подобную систему и в другие центры оказания государственных и муниципальных услуг по России, в частности в Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, а так же модифицировать уже имеющиеся услуги в данной области.
Таким образом, благодаря развитию информационных порталов, многие процессы общественной жизни становятся более открытыми и прозрачными, особенно это прослеживается в сфере оказания государственных и муниципальных услуг. Актуален вопрос и контроля над качеством оказания услуг, который возлагается непосредственно на общественно-гражданское общество. Мы считаем, что и дальше необходимо вводить инновации в процедуры государственного и муниципального управления. Необходимо делать ставку в области народного контроля, а именно со стороны граждан, ведь именно они чаще всего сталкиваются с недочетами и проблемами в программах, разработанных государством и муниципальными образованиями. Именно население может дать адекватную оценку работе программ и принимать участие в их реализации, проконтролировать процессы выполнения государственных и муниципальных услуг [1]. Это, в свою очередь, ведёт к формированию определённого мировоззрения по отношению к органам власти.
Проблема внедрения новейших методов оказания услуг в первую очередь должна возлагаться на руководство государственного или муниципального органа власти посредством издания региональных законов, где будут закрепляться основные положения и пункты по развитию сферы оказания государственных и муниципальных услуг. Все это будет способствовать
повышению уровню жизни людей, качественного развития института
гражданского общества и уменьшению коррупционных влияний в оказании
услуг населению и гражданам.
Список литературы:
1. Дмитриева И.С., Герасимов В.О., Шарафутдинов Р.И. Программы по улучшению качества оказания государственных и муниципальных услуг для населения и граждан РФ / Экономика и современный менеджмент: Теория и практика // Сибак. — 2014. — № 12 — 51 с.
2. Информационное агентство Татар-информ 2.0: Президент РТ о системе «Народный инспектор» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.tatar-inform.ru/news/2014/12/13/434425/ (дата обращения 24.01.2015).
3. Казань. Официальный портал города: Открытая Казань [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.kzn.ru/news/46521-imetsЫn-%C2%ABotkrytaya-kazan%C2%BB-eto-opyt-kotorym-my-gotovy-delitsya%C2%BB (дата обращения 28.01.2015).
4. Казань. Официальный портал города: Развитие системы «Открытая Казань» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.kzn.ru/news/42264-ilsur-metshin-poruchil-aktivizirovat-razvitie-sistemy-%C2%ABotkrytaya-kazan%C2%BB (дата обращения 25.01.2015).
5. Министерство информатизации и связи республики Татарстан: Реестр государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://mic.tatarstan.ru/rus/info.php?id=222502 (дата обращения 26.01.2015).
6. Официальный Татарстан: Изучение мнений населения и предпринимателей Республики Татарстан о коррупции [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://tatarstan.ru/research.htm (дата обращения 29.01.2015).