Научная статья на тему 'Пути преодоления кризиса в традиционном охотоустройстве'

Пути преодоления кризиса в традиционном охотоустройстве Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
120
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF RESOLVING CRISIS IN TRADITIONAL HUNTING GROUND IMPROVEMENT

Traditional hunting ground improvement based on the quality evaluation of hunting grounds on the 5point scale has certain shortcomings:  A revision period is set in the main for a term of 10 years during which game animal numbers as a rule drastically change due to certain factors, including those that can’t be predicted, e. g., unfavourable weather conditions.  Phases of wild ungulate population status that cause drastic changes in reproduction and numbers of individuals (rise, depression) are set, and are not taken into account when planning the stock.  More promising is the improvement of hunting grounds based on taking into account phases of population status that gives an opportunity to correct optimum numbers of wild ungulates and also limits of their harvesting that are planned in accordance with these numbers and schedules of biotechnical measures.

Текст научной работы на тему «Пути преодоления кризиса в традиционном охотоустройстве»

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В ТРАДИЦИОННОМ ОХОТОУСТРОЙСТВЕ

А.Д.Самусев

Институт леса Национальной академии наук Беларуси, г. Гомель, Республика Беларусь

Основоположниками охотоустрой-ства на территории бывшего СССР были С.В.Лобачев, В.Г.Стахровский и Д.Н.Данилов (2, 7). Принципы, на которых базируется традиционное охотоу-стройство, хорошо известны специалистам охотничьего хозяйства. Они заключаются в бонитировке качества охотугодий для важнейших видов охотничьих зверей и птиц по пятибалльной шкале. Не будем останавливаться на существующих подходах к проведению охотоустройства, а лишь укажем, что на территории Беларуси применяется традиционное охотоустройство. При помощи его планируется численность и изъятие диких копытных животных, бобра, зайцев, глухаря, тетерева, серой куропатки. Также в отношении их планируются биотехнические и охотохозяйственные мероприятия.

С течением времени охотоустройство обрастает дополнительной детализацией, т.е. усложняется и, как следствие, неизбежно дорожает. В настоящее время его проведение для среднего по размерам охотхозяйства стоит 30-40% доходов охотничьего хозяйства, которые оно может получить за 10 лет. Напрашивается вывод: в существующем виде охотоустройство стоит слишком дорого, что-то из видов работ в нем нужно убрать, а что-то оставить.

Обязательными для включения во все проекты охотоустройства должны быть главы, касающиеся планирования работы в отношении диких копытных животных и бобра. За счет диких копытных животных охотхозяйства в Беларуси в 70 - начале 80 годов прошлого столетия получали 30-50% от охотхозяй-ственной деятельности. Доходы от пушнины в настоящее время в республике охотхозяйства не планируют. Даже тогда, когда сдача пушнины охотниками была обязательной, поступления денежных средств за счет ее составляли менее 10% доходов охотхозяйств.

Планирование численности глухаря, тетерева, зайцев, как и других видов дичи, является бесперспективным занятием, поскольку она резко (в разы) меняется в связи с изменением погодных условий.

Должны быть нормативы минимальной плотности населения копытных, при которой охота разрешается, с учетом региональных особенностей их распространения, а для тетерева и глухаря - минимальная численность самцов на току.

Обязательным должно быть деление охотничьих угодий на охотхозяй-ственные зоны. Выделение зоны покоя, на наш взгляд, необязательно. Как правило, такие зоны после их выделения

существуют десятилетиями, поскольку в натуре их ограничивают столбами с аншлагами и не хотят менять из-за трудоемкой работы. С начала сезона охоты копытные уходят в них, скрываясь от беспокойства причиняемого охотой, а обратно возвращаются после ее окончания, примерно в течение месяца. Молодняк, переходящий на самостоятельный образ жизни, чаще всего в них остается. Из-за повышенной концентрации оленьих в этой зоне возрастают темпы использования ключевых древесно-веточных кормов за осенне-зимний сезон питания. Если отстрел оленьих в зонах покоя не проводится, воспроизводство ключевых кормов нарушается уже через 4-6 лет. Это вызывает стрессовое состояние в локальных популяциях животных с последующим развитием депрессий, которые распространяются и на соседние территории. О том, что стрессы, вызывающие депрессии, способны распространяться, свидетельствует тот факт, что в Беларуси сильная депрессия лося, вызвавшая снижение его поголовья в 2,2 раза, прошла в течение шести лет (1991-1996 гг.). В предшествующие ей 5 лет отстрел лося в республике планировался менее 3% от поголовья. В таких условиях численность резко снижается в результате развития инфекционных и паразитических заболеваний. Гораздо резче проявляется воздействие на оленьих волка и браконьеров (Корочкина, 1969; Тимофеева, 1974). Наглядных примеров этому в республике достаточно. Во многих местах выпуска после достижения высокой плотности населения практически полностью исчез олень, резко снизилась численность лося.

Детали исчезновения оленя заключаются в следующем. Места его выпуска с целью их реакклиматизации, как правило, превращают в зоны покоя. Там создается локальная популяция особей данного вида, которая обитает на территории одного-двух лесничеств. Это вызывает необходимость расчета плотности населения особей не на всю территорию охотхозяйства, а на фактическую площадь обитания. К сожалению, этого не делается. Следствием такого планирования являются сильно заниженные лимиты отстрела особей, а часто их полное отсутствие.

Зоны преимущественного ведения охотничьего хозяйства на диких копытных животных при соблюдении режима пользования отлично выполняют функции по воспроизводству диких копытных животных.

Отстрел лося планируют, начиная с плотности 3 особи на 1000 га. Это не совсем правильно в связи с особенностями распространения этого вида на территории Беларуси и в связи с состоянием кормовой базы в конкретном охотхозяйстве. Плотность населения лося в пределах республики снижается по мере продвижения в северо-востока на юго-запад в 3-4 раза потому, что в этом направлении недалеко проходит граница его ареала. Вблизи границ ареала вид занимает территорию пятнами, т.е. обитает только в местах, где имеются благоприятные условия, близкие к существующим в центре ареала (Бипон, и др.,1989). В основном они имеются на территории лесничеств, где есть обширные массивы низинных болот или пойменных угодий. По этой причине расчет плотности его населения в юго-западных районах Беларуси следует делать не на всю лесопокрытую площадь охотничьих хозяйств, а так же, как и оленя, на фактическую площадь обитания. Кроме того, для территории Беларуси в целях качественного планирования должна быть разработана своеобразная координатная сетка, в которой каждый район республики имеет в пределах возможностей кормовой базы свои показатели соотношения плотности населения оленьих.

В двух охотничьих хозяйствах Гомельской области нами проведена оценка ресурсов ключевых древесно-веточных кормов для лося на осенне-зимний сезон питания (ивы, осина, рябина, крушина, бересклеты, черемуха, яблоня, груша, калина) и учет его численности. С учетом 50% ресурсов кормов, которые должны оставляться для воспроизводства кормовой базы, и соотношения с плотностью населения косули, оптимальная плотность населения лося в одном из них 1, а в другом - 3 особи на 1000 га. Фактическая плотность населения лося в этих угодьях близка к той, которую позволяют иметь ресурсы кормов. Естественно, что там нужно планировать отстрел лося, чтобы избежать дальнейшей депрессии его поголовья.

Наиболее трудоемкая часть камеральной работы охотоустройства, занимающая в ней около 30% времени, - объединение по материалам лесоустройства лесохозяйственных выделов в охотхозяйственные. Между тем в ней нет необходимости, поскольку оценка качества угодий выполняется путем обследования их в натуре.

Традиционное, даже идеально выполненное охотоустройство в вопросах планирования численности и размеров изъятия диких копытных животных

Международная научно-практическая конференция

§

8.

$

£*

а

I

1

С

£

I

I

§.

2

ж

§

®*

£

сроком на 10 лет заказчику мало что дает. Запланированную расчетную колею численность этих видов чаще всего выдерживают только в течение первого года ревизионного периода. Дальше следуют непредусмотренные изменения. С одной стороны,это определяют погодные условия. За суровые зимы численность копытных резко снижается из-за гибели молодняка. Воспроизводство зайцев, тетерева, глухаря, серой куропатки резко снижается в годы с холодной дождливой весной и таким же началом лета. С другой стороны -это изменения фаз состояния популяций копытных, при которых резко меняется воспроизводство их поголовья. Традиционное охотоустройство фазы состояния вообще не учитывает. Между тем это важнейшее условие для качественного планирования численности и размеров изъятия диких копытных животных.

Фазы состояния длятся в основном 3-7 лет. У лося в первые годы фазы роста прирост поголовья составляет 2428%, у косули - 32-33% (Романов, и др., 2004). За фазу депрессии (3-5 лет) поголовье этих животных снижается на 30-50%. В результате непредусмотренных изменений численности копытных планирование объемов заготовки и выкладки кормов превращается в бросовую работу.

Только в тех условиях, когда в фазе роста численности диких копытных животных пользователь охотничьими угодьями ежегодно изымает весь прирост поголовья, их численность будет возобновляться быстрыми темпами. Естественно, что плотность населения оленьих в этом случае должна соответствовать ежегодному полноценному освоению ресурсов ключевых древесно-веточных кормов за осенне-зимний сезон питания. Низкая плотность населения оленьих при хорошей кормовой базе - показатель влияния неблагоприятных факторов (развитой охоте с собаками, склонным к длительному преследованию оленьих; развитому браконьерству и высокой численности волка).

Численность диких копытных животных выше оптимума - это мина замедленного действия, которая рано или поздно сработает в виде депрессии, когда поголовье резко снижается в результате действия внутрипопуляцион-ных механизмов.

На основании вышеизложенного напрашивается вывод, что задача лица, проводящего охотоустройство, определить фазы состояния локальных популяций копытных. Это можно сделать по соотношениям следов взрослых особей и сеголетков или по соотношениям их экскрементов, а также по степени поедания второстепенных кормов в течение не более двух недель. Итогом работы должны стать рекомендации по

изъятию поголовья и планированию численности диких копытных животных, сроком на 3 года.

Оценку состояния локальной популяции бобров следует делать по степени использования ими второстепенных кормов (береза, ольха).

По другим вопросам выполнения проектных работ заказчик должен иметь возможность по своему усмотрению либо заказать их в целом, в объемах, которые предлагает проект новой инструкции, либо частично. Этого требует и развитие рыночных отношений в Беларуси.

В большинстве вопросов, которые изложены в инструкции по охотоуст-ройству, в том числе и в вопросах планирования биотехнических и охотохозяйственных мероприятий, заказчик может разобраться сам на основании имеющихся рекомендаций упомянутой инструкции и других нормативных документов.

Лесные насаждения более предсказуемо изменяются в течение ревизионного периода лесоустройства (10 лет), чем популяции диких копытных животных, но лесоустройство в Беларуси становится непрерывным, с ежегодным внесением корректив. Это говорит в пользу того, что ревизионный период охотоустройства должен тоже сократиться.

Внедрение предлагаемых и использование существующих принципов проведения охотоустройства в отношении диких копытных животных мало что даст, если не будет выполняться важнейшее требование - освоение запроектированных лимитов их добычи. В настоящее время в процессе согласования в нескольких природоохранных учреждениях лимиты, которые должны выделяться, урезаются так, что от них остается лишь третья или четвертая часть. Учреждениям, которые их согласуют, трудно доказать, что отстрел лося в нужных пределах планируется во имя благополучия популяции этого вида, для того, чтобы его особи были здоровыми, а воспроизводство поголовья интенсивным. То же самое можно сказать и в отношении оленя, косули, зубра. В настоящее время отстрел даже больной особи зубра сложно осуществить, поскольку для этого требуется предварительное освидетельствование его состояния комиссией, состоящей из представителей ряда учреждений республиканского уровня, а сам отстрел должен происходить под непосредственным наблюдением заместителя министра природных ресурсов. Максимум численности зубра, около 1900 голов, был в середине XIX века (Корочкина, 1969). Сейчас из-за истощения ресурсов естественных ключевых кормов стадо зубров, претерпевшее ряд депрессий, в котором много самцов, больных некротическим баланопоститом, несмотря на обильную подкормку, насчитывает около 300 особей. Для создания резервного генофонда зубр расселяется в охот-хозяйства лесхозов, в которых хорошо налажена охрана. Естественно, что в них плотность населения конкурентов зубра (лося, косули, оленя) высока, и внедрение нового конкурента создает предпосылку для их депрессии уже при достижении зубром численности в несколько десятков особей. Удельный вес сеголетков в ряде локальных популяций зубра в настоящее время составляет лишь 3-5% (Корочкина, 1969), тогда как в фазе роста ее ежегодный прирост идет на уровне 20-21% (Красочко, и др., 2004). Это свидетельствует о том, что в них уже пошли негативные популяционные процессы.

Таким образом, традиционное охотоустройство, основанное на бонитировке охотничьих угодий, из-за высокой стоимости и низкой эффективности нуждается в замене на более совершенные методы. Более перспективным, чем традиционное, является охотоустройство, основанное на оценке фаз состояния популяций важнейших видов охотничьих животных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бипон М., Харпер Дж., Таунсенд К. 1989. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 2. - М.: Мир. 477 с.

2. Данилов Д.Н. Охотничьи угодья СССР 1960. - М.: Изд-во Центросоюза. 270 с.

3. Инструкция по разработке проектов организации и ведения охотничьих хозяйств (охотоустройство) в Республике Беларусь. 2000. - Минск. 145 с.

4. Козло П.Г. 1983. Эколого-морфологический анализ популяции лося. -Минск: Наука и техника. 203 с.

5. Корочкина Л.Н. 1969. Восстановление численности зубра в Беловежской пуще // Тезисы докладов научно-практ. конф., 24-26 марта 1969. - Минск. С. 9-11.

6. Красочко П.А., Козло П.Г., Красочко И.А. и др. 2004. Экологические и ветеринарные аспекты зубров в Беларуси. - Минск: Бизнессофсет. 293 с.

7. Лобачев С.В., Стахровский В.Г. 1932. Верхне-Вычегодская экспедиция. - М. 384 с.

8. Романов В.С., Козло П.Г., Падайга В.И. 2004. Охотоведение. Учебник для вузов. - Минск: БГТУ. 470 с.

9. Тимофеева Е.К. Лось. 1974. - Ленинград: ЛГУ. 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.