Научная статья на тему 'ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ В ДАГЕСТАНЕ'

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ В ДАГЕСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ / ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ / REGIONAL POLICY / REGIONAL ECONOMY / INSTRUMENTS OF STATE REGULATION OF REGIONAL DEVELOPMENT / WAYS TO OVERCOME THE ECONOMIC DEPRESSION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Магомедов Расул Магомедович, Абдулаева Заира Запировна, Гаджимагомедова Саида Гаджимагомедовна

Архиважное значение для экономического развития России имеет развитие ее регионов. Однако сегодня более семидесяти процентов субъектов Российской Федерации являются дотационными, состояние их экономик являются отсталыми или депрессивными и не в состоянии обеспечить нормальное социальное развитие населения территорий. Одним из таких субъектов России является Дагестан. Для вывода экономики республики из депрессивного состояния необходимо выявить причины, приведшие республику в такое состояние и определить пути преодоления депрессивного состояния экономики. Целью настоящей работы является анализ состояния экономики и социальной сферы Дагестана в различные периоды его исторического развития и определение путей преодоления депрессивного состояния. Предмет исследования - совокупность организационно-экономических, административных и управленческих отношений, возникающих при решении проблемы обеспечения ускоренного экономического развития субъектов России. Методологической основой исследования послужили экономическая теория, региональная экономика и управление, экономическая статистика. Среди общенаучных методов использовались логико-теоретические методы. Результаты исследования: Проведен ретроспективный анализ социально-экономического развития республики Дагестан в период с середины XIX века по настоящее время и определены пути преодоления депрессивного состояния экономики республики с разработкой конкретных мероприятий. Область применения. Полученные результаты могут быть использованы: органами государственной власти и местного самоуправления при разработке и реализации стратегии экономическогоразвития республики; научными организациями при дальнейших исследованиях проблемы управления региональным развитием; в учебных заведениях при преподавании курсов: региональная экономика и управление и региональная политика. Выводы. Сегодня экономическое развитие большинства регионов России не в состояние обеспечить самостоятельно достойное социальное развитие населения территории. Объясняется такое положение неэффективностью проводимой в стране региональной политики, а также недостатками управления экономикой на местах. Определенные в работе направления будут способствовать ускорению развития экономики и социальной сферы республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Магомедов Расул Магомедович, Абдулаева Заира Запировна, Гаджимагомедова Саида Гаджимагомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO OVERCOME THE ECONOMIC DEPRESSION IN DAGESTAN

The development of its regions is of crucial importance for Russia's economic development. However, today more than seventy percent of the subjects of the Russian Federation are subsidized, the state of their economies is backward or depressed and is not able to ensure normal social development of the population of the territories. Dagestan is one of these Russian regions. To bring the economy of the Republic out of a depressed state, it is necessary to identify the reasons that led the Republic to this state and determine ways to overcome the depressed state of the economy. The purpose of this work is to analyze the state of the economy and social sphere of Dagestan in various periods of its historical development and identify ways to overcome the depressive state. The subject of the research is a set of organizational, economic, administrative and managerial relations that arise when solving the problem of ensuring accelerated economic development of Russian regions. The methodological basis of the research was economic theory, regional Economics and management, and economic statistics. Among the General scientific methods, logical and theoretical methods were used. Research results: a retrospective analysis of the socio-economic development of the Republic of Dagestan in the period from the middle of the XIX century to the present time has been Conducted and ways to overcome the depressed state of the economy of the Republic have been identified with the development of specific measures. Application. The results obtained can be used by: state and local authorities in the development and implementation of the strategy of economic development of the Republic; scientific organizations for further research on the problem of regional development management; in educational institutions for teaching courses: regional Economics and management and regional policy. Conclusions. Today, the economic development of most regions of Russia is not able to provide a decent social development of the territory's population on its own. This situation is explained by the inefficiency of the regional policy implemented in the country, as well as by the shortcomings of local economic management. The directions defined in this work will help to accelerate the development of the economy and social sphere of the Republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ В ДАГЕСТАНЕ»

УДК 332.142.2. МАГОМЕДОВ РАСУЛ МАГОМЕДОВИЧ

д.э.н., профессор, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail: rasul.zamir@mail.ru

АБДУЛАЕВА ЗАИРА ЗАПИРОВНА

к.э.н., старший научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН», доцент ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: zaira-76@yandex.ru

ГАДЖИМАГОМЕДОВА САИДА ГАДЖИМАГОМЕДОВНА

соискатель ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail: rasul.zamir@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2020-04-48-55 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ В ДАГЕСТАНЕ

Аннотация. Архиважное значение для экономического развития России имеет развитие ее регионов. Однако сегодня более семидесяти процентов субъектов Российской Федерации являются дотационными, состояние их экономик являются отсталыми или депрессивными и не в состоянии обеспечить нормальное социальное развитие населения территорий. Одним из таких субъектов России является Дагестан. Для вывода экономики республики из депрессивного состояния необходимо выявить причины, приведшие республику в такое состояние и определить пути преодоления депрессивного состояния экономики. Целью настоящей работы является анализ состояния экономики и социальной сферы Дагестана в различные периоды его исторического развития и определение путей преодоления депрессивного состояния. Предмет исследования - совокупность организационно-экономических, административных и управленческих отношений, возникающих при решении проблемы обеспечения ускоренного экономического развития субъектов России. Методологической основой исследования послужили экономическая теория, региональная экономика и управление, экономическая статистика. Среди общенаучных методов использовались логико-теоретические методы. Результаты исследования: Проведен ретроспективный анализ социально-экономического развития республики Дагестан в период с середины XIX века по настоящее время и определены пути преодоления депрессивного состояния экономики республики с разработкой конкретных мероприятий. Область применения. Полученные результаты могут быть использованы: органами государственной власти и местного самоуправления при разработке и реализации стратегии экономическогоразвития республики; научными организациями при дальнейших исследованиях проблемы управления региональным развитием; в учебных заведениях при преподавании курсов: региональная экономика и управление и региональная политика. Выводы. Сегодня экономическое развитие большинства регионов России не в состояние обеспечить самостоятельно достойное социальное развитие населения территории. Объясняется такое положение неэффективностью проводимой в стране региональной политики, а также недостатками управления экономикой на местах. Определенные в работе направления будут способствовать ускорению развития экономики и социальной сферы республики Дагестан.

Ключевые слова: региональная политика, региональная экономика, инструменты государственного регулирования развития регионов, пути преодоления экономической депрессии.

MAGOMEDOVRASUL MAGOMEDOVICH,

Dr.Sc. of Economics, Professor, Dagestan state technical University,

e-mail: rasul.zamir@mail.ru

ABDULAEVA ZAIRA ZAPIROVNA,

PhD in Economics, Senior Researcher, Federal State Budgetary Institution «Institute for Social and Economic Research, DSC RAS», Associate Professor FSBEI HE «Dagestan State University», e-mail: zaira-76@yandex.ru

GADZHIMAGOMEDOVA SAIDA GADZHIMAGOMEDOVNA,

applicant of Dagestan state technical University, e-mail: rasul.zamir@mail.ru

WAYS TO OVERCOME THE ECONOMIC DEPRESSION IN DAGESTAN

Abstract. The development of its regions is of crucial importance for Russia's economic development. However, today more than seventy percent of the subjects of the Russian Federation are subsidized, the state of their economies is backward or depressed and is not able to ensure normal social development of the population of the territories. Dagestan is one of these Russian regions. To bring the economy of the Republic out of a depressed state, it is necessary to identify the reasons that led the Republic to this state and determine ways to overcome the depressed state of the economy. The purpose of this work is to analyze the state of the economy and social sphere of Dagestan in various periods of its historical development and identify ways to overcome the depressive state. The subject of the research is a set of organizational, economic, administrative and managerial relations that arise when solving the problem of ensuring accelerated economic development of Russian regions. The methodological basis of the research was economic theory, regional Economics and management, and economic statistics. Among the General scientific methods, logical and theoretical methods were used. Research results: a retrospective analysis of the socio-economic development of the Republic of Dagestan in the period from the middle of the XIX century to the present time has been Conducted and ways to overcome the depressed state of the economy of the Republic have been identified with the development of specific measures. Application. The results obtained can be used by: state and local authorities in the development and implementation of the strategy of economic development of the Republic; scientific organizations for further research on the problem of regional development management; in educational institutions for teaching courses: regional Economics and management and regional policy. Conclusions. Today, the economic development of most regions of Russia is not able to provide a decent social development of the territory's population on its own. This situation is explained by the inefficiency of the regional policy implemented in the country, as well as by the shortcomings of local economic management. The directions defined in this work will help to accelerate the development of the economy and social sphere of the Republic of Dagestan.

Keywords: regional policy, regional economy, instruments of state regulation of regional development, ways to overcome the economic depression.

Введение. Характерной для современной России является депрессивное состояние экономик многих субъектов, не состоятельность их обеспечить достойный уровень социального развития собственного населения. Дагестан является одним из ярких представителей таких субъектов. Для определения путей преодоления депрессивного состояния экономики Дагестана прежде всего необходимо выяснить причины, приведшие республику в такое состояние.

Анализ экономического развития Дагестана. Проведенный анализ показывает, депрессивное состояние возникло не вдруг и не сейчас, оно имеет глубокие, далеко идущие корни.Дагестан, не смотря на наличие потенциальных возможностей хозяйственного развития, во все времена представлял собой одну из наиболее отсталых национальных окраин страны.

Характерными чертами экономического развития Дагестана во второй половине XIX века и до октябрьской революции 1917 года можно отнести:

- застойный характер экономики, свойственный патриархально-феодальным общественным отношениям;

- преобладающая доля сельского хозяйства в экономике;

- слабо развитое земледелие с примитивной техникой обработки земли;

- полукочевое скотоводство;

- массовое отходничество;

- зачаточное состояние промышленности и развитие кустарных промыслов;

- отсутствие развитой сети дорог и средств связи;

- неравномерность развития производительных сил в пределах самого Дагестана.

Анализ развития Дагестана в период с 1917 по 1988 годы показывает, что за 70 лет на территории республики единый хозяйственный комплекс так и не сформировался. В конце 80-х, начале 90-х годов Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика (ДАССР) являлась трудоизбыточным регионом с невысокими показателями уровня жизни населения, наблюдающимися высокими показателями усеченности воспроизводственных циклов, а также характеризующаяся преобладанием в структуре производства промежуточного продукта. Все это приводило к тому, что в этот период ДАССР находилась на одном из последних мест в РСФСР по уровню развития производительных сил. Показатель фондовооруженности труда также был весьма низкими и составлял в 1988 году 65% среднего по РСФСР уровня. Экономика республики не была ориентирована на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Почти 90% промышленной продукции, которая производилась в республике, вывозилась за ее пределы. А те многочисленные средства, которые были вложены для развития сельского хозяйства, были использованы крайне неэффективно^].

Как следствие не получила своего должного развития и социальная сфера республики. Об этом говорит и тот факт, что в 1988 г. стоимость основных фондов непроизводственного назначения, которая приходилась на одного жителя республики, была самой низкой в РСФСР и составляла порядка 1666 рублей. По уровню потребления товаров Дагестан также занимал весьма низкие позиции - это 72-е место в РСФСР; по такому очень важному показателю, как обеспеченность населения больничными койками - 64-е место; по обеспечению амбулаторно-поликлиническими учреждениями - 73-е место; по охвату детей дошкольными учреждениями -72-е место. [2]

Разрушение СССР и объявленная в стране перестройка не имела для Дагестану положительных последствий. Период с 1991 по 1999 гг. ознаменовался разрушением практически всех отраслей экономики республики. Реформы, проводимые по методу «шоковой терапии», остановка оборонных заказов, являющихся основными для республики, потеря большинства хозяйственных связей предприятиями и последующее обесценение их оборотных средств, полное отсутствие инвестиций, ослабление управления, криминальная приватизация - это причины, которые в итоге привели практически к полному разрушению экономики. В результате этого и под воздействием некоторых других негативных процессов объем производства в целом за данный период снизился. Так, снижение показателей в промышленности составило на 83,3%, в сельском хозяйстве - на 36,0%; сильно возросли показатели безработицы - до 22,8% от численности экономически активного населения, более 60% населения республики оказалось за чертой бедности. [6]

Наиболее сильно этот спад экономики затронул такие основополагающие для республики отрасли, как электроэнергетика (более 23%), химическая промышленность (65%), стекольная (85%), легкая (30%) и т.д. [6]. В целом, за период 1990-1999гг.. объем сельскохозяйственного производства в ДАССР сократился более чем в 1,5 раза. Инвестиции в основной капитал сократились более чем в 3 раза. [6]

Ситуация с занятостью населения также пришла практически в катастрофическому положению. В республике наблюдались высокие показатели естественного прироста населения (в среднем данный показатель составлял более 25 тыс. человек в год), а также положительное сальдо миграции (более 500 человек вгод). При этом, произошел обвальный спад промышленного производства в городах, а также ликвидация колхозов и совхозов в сельской местности. В итоге, под воздействием всех этих факторов более 200 тыс. человек (а это составляло 22,8% экономически активного населения республики ) в начале 1999 года просто не имели какой либо работы; почти 42тыс. человек (а это 4,5% экономически активного населения), имели официальный статус безработных (в то время, когда данный показатель в среднем по России составлял 2,6%). [6]

Как следствие, появление и обострение всех вышеперечисленных негативных процессов и факторов в экономике привело к резкому падению уровня и качества жизни населения республики, когда более половины населения оказалось за чертой бедности. В 1998 год реальная сред-

немесячная заработная плата составляла 35.9% к уровню 1991 года. [6].

Благодаря активной поддержке федерального центра с 2000 г. экономика республики начала восстанавливаться. При чем темпы роста экономики по многим отраслям и показатели социального развития были выше чем по Северокавказскому федеральному округу (СКФО) и по стране в целом. Правда, в последние годи эта разница в темпах роста показателей по Дагестану и по стране выравниваются. Индексы основных показателей социально-экономического развития за 2018 год по РФ, СКФО и РД приведены в таблице 1. [3]

Таблица 1

Индексы основных социально-экономических показателей за 2018г.

№ Наименование показателя Значение показателя

По РФ По СКФО По РД

1. Среднегодовая численность занятых 108,5 108,3 113,4

2. Валовой региональный продукт в 2017 г. 102,9 102,1 107,6

3. Промышленное производство 102,9(103,5) 102,1/101,0 107,6 / 104,2

4. Сельское хозяйство 99,8/99,4 99,3/98,0 101,1/100,7

5. Строительство 106,3 86,5

6. Ввод в действие жилых домов, 95,5 97,4 100,5/45,9

7. Оборот розничной торговли 102,8/102,6 101,6/97,4 101,7/87,9

8. Объем платных услуг 101.1/102,5 /101,2 100,2

9. Доходы консолидированного бюджета /115,2 /111,2 /111,7

10. Среднедушевые денежные доходы (в месяц), 101,8 101,1 102,9/95,3

11. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников 111 (109,9) 110,9 114,7/113,1

Индексы основных показателей социально-экономического развития по Дагестану и Российской федерации в целом за 2019 год носят такой же характер. Выглядят они следующим образом: ВРП - (РД-102,4%, РФ- 101,3%); Промышленное производство - (РД - 81,2%, РФ -102,3%); Сельское хозяйство - (РД-101,4%, РФ-100,1%); Строительство - (РД-114,9%, РФ-100,6%); Оборот розничной торговли - (РД-101,1%, РФ-101,6%); Инвестиции в основной капитал - (РД- 103,2%, РФ- 101,7%); Реальные денежные доходы - (РД-105,1%, РФ-101,5%). [4]

Как видно из данных таблицы 1 и основных показателей развития за 2019 год по темпам развития Дагестан опережает или находится на среднероссийском уровне. Однако при этом социально-экономическое положение республики по сравнению с Российской Федерацией и СКФО остается весьма сложным. На 1 января 2019 года в республике проживало 1,6% экономически активного населения страны. При этом удельный вес субъекта в общероссийских основных социально-экономических показателях в 2018 год составил: объем произведенного ВРП - 0,03% (в расчете на душу населения -в 2,5 раза ниже среднероссийского уровня); объем промышленной продукции - 0,16%; объем продукции сельского хозяйства - 2,3%; объем основных фондов в экономике - 0,39%; объем СМР -1,6%; доля в розничной торговле - 1.8%.

[3].

Как уже отмечалось выше, социальное состояние населения региона напрямую связано с уровнем его экономического развития. Так: общая площадь жилых помещений на 1 человека была ниже чем в среднем по стране на 33%, среднемесячная номинальная начисленная зарплата в 1,8 раза ниже среднероссийского, денежные доходы на душу населения - в 1, 3 раза ниже чем в среднем по России. [3].

При этом вызывает сомнение в корректности расчета показателя дохода на душу населения в республике. Дело в том. что в структуре дохода республики 58,7% составляют прочие денежные поступления, источники и величины которых трудно проследить.[3]. Здесь попахивает приписками.

По общему рейтингу социально-экономического положения регионов России в 2018 год Дагестан (с значением показателя в 33,983) занимал 58 место (максимальный рейтинг у Москвы - 88,049, минимальный - республика Тыва 8,625 (85 место).[5]

Причины слабого экономического развития Дагестана. Отставание республики в экономическом и социальном развитии имеет как объективные, так субъективные причины. К объективным можно отнести такие причины, как:

- нерациональная, неэффективная отраслевая структура экономики,

- несоответствие экономического потенциала республики численности населения. Производственный потенциал Дагестана в расчете на одного жителя меньше в 2,7 раза, чем в России. [1].

- слабая обеспеченность основными фондами экономики и высокая их изношенность

(51%) [1].

- недостаток инвестиций в основной капитал (инвестиции в расчете на душу населения в республике ниже среднероссийского уровня в 1,83 раза) [1]

- высокий уровень безработицы (111,6% экономически активного населения безработные) [1].

- Высокий уровень дифференциации территории Дагестана по уровню экономического потенциала.

Из причин субъективного характера можно выделить :

1. Недостатки региональной политики федеральной власти. Согласно существующей системы государственного управления деятельность высших органов власти субъектов ориентирована на удовлетворение интересов чиновников федерального уровня.

2. Неэффективность республиканской власти. Деятельность руководителей органов республиканской власти в основном сводится к построению отношений с федеральным руководством, т.е. к обеспечению нужных показателей и угождению федеральному руководству. Контроль и регулирующая деятельность федерального руководства экономикой и социальной сферой республики практически отсутствует. Пример тому - деятельность республиканского руководства в период эпидемии СОУГО -19.

3. Не эффективная кадровая политика. Практика показывает, что «федеральные назначенцы» и победители конкурса «Мой Дагестан» плохо разбираются в обстановке в республике, не знают местной специфики, не учитывают местные особенности и менталитет населения, не доверяют общественности Дагестана и пренебрегают их запросами. Они на практике не стали «Лидерами России в Дагестане», для них это очередная ступень в кадровом росте.

Вышеизложенное позволяет делать заключение о депрессивном характере развития республиканской экономической системы и необходимости срочного проведения эффективных мер по ее оздоровлению.

Для определения мероприятий по подъему экономики Дагестана прежде всего необходимо выявить конкурентные преимуществ республики.

Конкурентные преимущества Дагестана. К конкурентным преимуществам Дагестана следует относить:

- уникальное геостратегическое положение: приграничное положение, расположение на пересечение международных транспортных коридоров «Запад - Восток» и «Север - Юг»;

- наличие Махачкалинского морского торгового порта - единственного незамерзающего порта России на Каспии;

- компактное сочетание моря, равнин, предгорья и гор, насыщенных природными ресурсами развития (большая часть территории республики омывается Каспийским морем, что создает условия для развития торгово-транспортно-логистического и туристско-рекреационного комплексов; территория республики представлена четырьмя рельефами: низменным, предгорным, внутренним горным и высокогорным; территория насыщена природными ресурсами развития - рекреационными, курортологическими, земельными, минерально-сырьевыми и др.;

- значительный свободный трудовой потенциал: 88,8 процентов безработных Дагестана это люди трудоспособного возраста (20-60лет), 88,1 процентов безработных имеют высшее, среднее профессиональное и среднее общее образование [3].;

- высокая мобильность населения, трудолюбие, предпринимательская активность, тяга к

успеху.

Основные направления оздоровления экономики Дагестана:

Прежде всего необходимо создать в республике условия для свободы предпринимательства и конкуренции: развитие механизмов саморегулирования предпринимательства, снижение административных барьеров в экономике, развитие государственно-частного партнерства, поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала.

Очередным этапом должен быть - определение генерального направления развития экономики и социальной сферы республики.

Далее следует выявить отрасли, способные в краткосрочном периоде обеспечить подъем экономики и содействовать развитию других секторов регионального хозяйства. С учетом конкурентных преимуществ Дагестана, его ресурсного потенциала (11,6% населения это свободные трудовые ресурсы; гидроэнергетический потенциал оценивается в 55,17 млрд. кВт/ч в год и имеет возможности для наращивания за счет возобновляемых источников энергии; выявлены в промышленных масштабах нефть, газ, минерализованные и термальные воды, разнообразное нерудное сырье; имеет песчаные пляжи Каспия, уникальный горный комплекс Шал-буздаг - 4149 м; Базардюзи - 4466 м; Ярыдаг-4100 м и др. [ 7], а также исторических традиции развития приоритетными для республики можно выделить:

Отрасли и сферы опережающего развития. Базовой отраслью экономики республики считаем сельское хозяйство.В этом секторе основные действия должны быть направлены на создание рыночной сбалансированности системы «сельское хозяйство - хранение - транспортировка - переработка»; необходимо уделить внимание процессам, обеспечивающим переход от капиталоемких к ресурсосберегающим технологиям; следует обратить внимание вопросам обеспечения территориальной специализации сельского хозяйства. В частности, предлагается в горных районах республики развивать овцеводство, предгорные и равнинные районы специализировать на развитие садоводства, овощеводства, производство мясомолочной продукции, в равнинных районах выращивать рис, кукурузу. Для хранения и переработки сельхозпродукции предлагается строить межмуниципальные и муниципальные (в крупных муниципальных образованиях) хранилища, минизаводы и цеха, которые позволят перерабатывать необходимое количество плодов, овощей, мясомолочной продукции, кожевенно-мехового сырья и др..

Считаем целесообразным активизировать развитие туристско-рекреационного комплекса. Развитие данного сектора должно быть ориентировано на создание в республике современной туристско-рекреационной индустрии и следует строить в рамках следующих направлений: пляжный и морской туризм; лечебно-оздоровительный туризм; горный туризм; научно-познавательный туризм; индустрия спорта и развлечений.( Направления приведены в порядке приоритетности).

Важнейшее значение для развития экономики республики имеет развитие топливно-энергетического комплекса. На сегодняшний день актуальным является строительство и освоение малых ГЭС, активизация использования нетрадиционных источников энергии (солнечной, ветровой, геотермальной. Повышению эффективности экономики республики будет способствовать также развитие нефтепереработки и нефтехимии.

Считаем, что эффективное развитие всех указанных отраслей способно в полной мере обеспечить соответствующее развитие машиностроительного комплекса. В составе данного комплекса, по нашему мнению, наиболее перспективным направлением должно стать развитие судостроения.

Развитие транспорта, связи и информационной инфраструктуры также является еще одним важнейшим направлением, которое имеет большое значение для рационализации структуры всего регионального хозяйства.

Развитие всех этих отраслей и реализация направлений реструктуризации экономического потенциала Дагестана в большой степени зависят от наличия соответствующего объема инвестиций. Проблема может быть решена посредством выделения в республике территорий опережающего экономического развития. Считаем целесообразным создавать зоны опережающего экономического развития: «ЮжДаг» с центром в Дербенте, «Терек» с центром в Кизляре и «Дагестан горный» с центром в Буйнакске. Бюджетное финансирование должно быть направ-

лено в основном на повышение кадрового потенциала республики, развитие дорог, связи и информационной инфраструктуры.

Учитывая приграничное расположение республики особое внимание должно быть уделено развитию внешнеэкономической деятельности.

Архиважным для обеспечения эффективности проводимых преобразований являетсяповы-шение качества управления республикой. Деятельность органов исполнительной власти должна быть ориентированной, прежде всего, на достижение целей развития экономики. Их деятельность должна быть прозрачной и подконтрольной обществу. Оцениваться эффективность их деятельности должна по совокупности объективных критериев, отражающих выполнение или невыполнение поставленных задач в рамках указанных направлений развития.

Также считаем целесообразным создание в регионе комплексного института развития, который должен стать центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых в Дагестан, оказывать содействие и прямое сопровождение реализации инвестиционных проектов. Выводы.

1. Дагестан, несмотря на наличие потенциальных возможностей хозяйственного развития, во все времена представлял собой одну из наиболее отсталых национальных окраин страны. Характерными чертами экономического развития во второй половине XIX века и до октябрьской революции 1917 года были: застойный характер экономики; преобладающая доля сельского хозяйства в экономике; слабо развитое земледелие с примитивной техникой обработки земли; полукочевое скотоводство; массовое отходничество; зачаточное состояние промышленности; отсутствие развитой сети дорог и средств связи; неравномерность развития производительных сил в пределах самого Дагестана. В социалистический период развитияДагестан являлся трудоизбыточным регионом с очень невысокими показателями уровня и качества жизни населения и наблюдающимися высокими показателями усеченности воспроизводственных циклов. В переходной к рыночным отношениям период произошло разрушение практически всех отраслей экономики республики. Реформы, проводимые по методу «шоковой терапии», остановка оборонных заказов, являющихся основными для республики, потеря большинства хозяйственных связей предприятиями и последующее обесценение их оборотных средств, полное отсутствие инвестиций, ослабление управления, криминальная приватизация - это причины, которые в итоге привели практически к полному разрушению экономики.

2. Благодаря активной поддержке федерального центра с 2000 г. экономика республики начала восстанавливаться. При чем темпы роста экономики по многим отраслям и показатели социального развития были выше чем по Северокавказскому федеральному округу (СКФО) и по стране в целом. Однако при таких темпах роста показателей социально-экономическое положение республики по сравнению с Российской Федерацией и СКФО оставалось весьма сложным.

З.Отставание экономического развития республики вызвано как объективными так и субъективными причинами.

4.Дагестан имеет потенциальные возможности для развития экономики и выхода на уровень самообеспеченных субъектов РФ. Для этого необходимо обеспечить реализацию указанных выше мер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Особо необходимо отметить важность и необходимость концентрации усилий Государственных органов и общественности Дагестана при реализации предложенных мер, что в итоге приведет к безусловному повышению уровня социально-экономического положения РД и выводу его из депрессии.

Литература

1. Итоги социально-экономического развития Республики Дагестан за 2019 год. Вестник-чарадаРФ/newsreg/ media/

2. Основные показатели развития Северо-Кавказского экономического района в 1988 г.: Материалы Министерства экономики Республики Дагестан. Махачкала, 1988. С. 4.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2018. Demoscope.ru/weekly/2019/0799

4. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2019. Uisrussia.msu.ru/star

5. Рейтинг социально-экономического положения регионов - итоги 2018 года.riaratig.ru/regions/20190604

6. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Январь-июль 2011/ ТОФСГС «Дагестанстат» - Махачкала 2011 - 352с.

7. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года - Махачкала, 2007г.

8. Ахмедуев А.Ш., Иляшенко С.В. Теневая экономика Дагестана: проблемы и пути легализации// Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - № 1 (35). С. 120-127.

Я. Ахмедуев А. Ш. Концептуальные основы новой стратегии социально-экономического развития Дагестана

http://dagpravda.ru/ekonomika/konceptualnye-osnovy-novoj-strategii-socialno-e-konomicheskogo-razvitiya-

dagestana/

10. Гаджиева А.Г., Керимов С.Г. Оценка эффективности исполнения регионального бюджета по доходам. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 6 (80). С. 91-97. 10.

11. Программа «Финансового оздоровления и социально-экономического развития Республики Дагестан на 2018-2020 годы» от 31 октября 2018г. http://docs.cntd.ru/document/550233164

12. Регионы России. Социально-экономические показатели 2018г. http://www.gks.ru

13. Толчинская М. Н. Преодоление депрессивности в отсталом регионе на основе активизации инвестиционного процесса: на примере Республики Дагестан: дисс... канд. экон.наук: 08.00.05.-Махачкала, 2011.- 115 с.

14. Экономика Дагестана: проблемы и пути развития// https://mahachkala.bezformata.com/listnews/ekonomika-dagestana-problemi-i-puti/3708116/.

15. Перспективы развития Дагестана: Основные драйверы экономического роста// www.riadagestan.ru/news/ analytics/ perspektivy_razvitiya_dagestana_osnovnye_drayvery_ekonomicheskogo_rosta/

16. Проект Стратегии-2035 и закон о Стратегии-2025 для Дагестана: "Было гладко на бумаге..." https:// yandex.ru/turbo/s/riaderbent.ru/proekt-strategii-2035-i-zakon-o-strategii-2025-dlya-dagestana-bylo-gladko-na-bumage.html

17. Как вытащить Дагестан из экономической депрессии? На примере Юждага// https://yandex.ru/turbo/s/ riaderbent.ru/kak-vytashhit-dagestan-iz-ekonomicheskoj-depressii-na-primere-yuzhdaga.html

18. Ашуров Т.Ш., Мейланов И.М. Региональные аспекты потенциала экономики Южного Дагестана и проблемы его использования //Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 6. - с. 1075-1081

1Я. Гуруева ЗМ. Оценка уровня территориальной асимметрии социально-экономического развития республики Дагестан в разрезе муниципальных образований // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 13. - № 12. - с. 184-188.

20. Хадисов Д.А. Состояния взаимодействия банковского и реального секторов экономики Республики Дагестан // Российское предпринимательство. - 2014. - Том 15. - № 21. - с. 87-91.

References:

1. Itogi social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan za 201Я god. Vestnik-charadaRF/newsreg/ media/

2. Osnovnye pokazateli razvitiya Severo-Kavkazskogo ekonomicheskogo rajona v 1Я88 g.: Materialy Minister-stva ekonomiki Respubliki Dagestan. Mahachkala, 1Я88. S. 4.

3. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskiepokazateli, 2018. Demoscope.ru/weekly/2019/0799

4. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli, 201Я. Uisrussia.msu.ru/star

5. Rejting social'no-ekonomicheskogo polozheniya regionov - itogi 2018 goda.riaratig.ru/regions/20190604

6. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie Respubliki Dagestan. YAnvar'-iyul' 2011/ TOFSGS «Dagestanstat» -Mahachkala 2011 - 352s.

7. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan do 2020 goda - Mahachkala, 2007g.

8. Ahmeduev A.SH., Ilyashenko S.V. Tenevaya ekonomika Dagestana: problemy i puti legalizacii// Region-al'nye problemypreobrazovaniya ekonomiki. - 2013. - M 1 (35). S. 120-127.

Я. Ahmeduev A. SH. Konceptual'nye osnovy novoj strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Dagestana

http://dagpravda.ru/ekonomika/konceptualnye-osnovy-novoj-strategii-socialno-e-konomicheskogo-razvitiya-

dagestana/

10. Gadzhieva A.G., Kerimov S.G. Ocenka effektivnosti ispolneniya regional'nogo byudzheta po dohodam. // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. M 6 (80). S. Я1-Я7. 10.

11. Programma «Finansovogo ozdorovleniya i social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan na 2018-2020 gody» ot 31 oktyabrya 2018g. http://docs.cntd.ru/document/550233164

12. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli 2018g. http://www.gks.ru

13. Tolchinskaya M. N. Preodolenie depressivnosti v otstalom regione na osnove aktivizacii investicionnogo processa: naprimere Respubliki Dagestan: diss... kand. ekon.nauk: 08.00.05.-Mahachkala, 2011.- 115 s.

14. Ekonomika Dagestana: problemy i puti razvitiya// https://mahachkala.bezformata.com/listnews/ekonomika-dagestana-problemi-i-puti/3 708116/.

15. Perspektivy razvitiya Dagestana: Osnovnye drajvery ekonomicheskogo rosta// www.riadagestan.ru/news/ analytics/ perspektivyrazvitiyadagestanaosnovnyedrayveryekonomicheskogorosta/

16. Proekt Strategii-2035 i zakon o Strategii-2025 dlya Dagestana: "Bylo gladko na bumage... " https:// yandex.ru/turbo/s/riaderbent.ru/proekt-strategii-2035-i-zakon-o-strategii-2025-dlya-dagestana-bylo-gladko-na -bumage.html

17. Kak vytashchit' Dagestan iz ekonomicheskoj depressii? Na primere YUzhdaga// https://yandex.ru/turbo/s/ riaderbent.ru/kak-vytashhit-dagestan-iz-ekonomicheskoj-depressii-na-primere-yuzhdaga.html

18. Ashurov T.SH., Mejlanov I.M. Regional'nye aspekty potenciala ekonomiki YUzhnogo Dagestana i problemy ego ispol'zovaniya //Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2017. - Tom 18. - M 6. - s. 1075-1081

1Я. Gurueva Z.M. Ocenka urovnya territorial'noj asimmetrii social'no-ekonomicheskogo razvitiya respubliki Dagestan v razreze municipal'nyh obrazovanij //Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2018. - Tom 13. - M 12. -s. 184-188.

20. Hadisov D.A. Sostoyaniya vzaimodejstviya bankovskogo i real'nogo sektorov ekonomiki Respubliki Dagestan //Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2014. - Tom 15. - M 21. - s. 87-Я1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.