Педагогика
УДК:796.42
кандидат биологических наук, доцент Сегал Михаил Семенович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Матюхов Дмитрий Михайлович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ ТРОЙНЫМ ПРЫЖКОМ
Аннотация. В настоящее время в Российском спорте вообще и в ациклических видах на примере тройного прыжка с разбега в частности, испытывается дефицит тренировочных программ, составленных на основе физиологических и биохимических механизмов адаптации спортсменов во время воздействия на организм максимальных стресс-нагрузок скоростно-силовой направленности.
Ключевые слова: тренировка, методы, тройной прыжок, адаптация.
Annotation. At present, in Russian sports in general and in acyclic forms, in the example of a triple jump from a takeoff run in particular, there is a shortage of training programs based on physiological and biochemical mechanisms of adaptation of athletes during the impact on the body of maximum stress loads of speed and strength.
Keywords: training, methods, triple jump, adaptation.
Введение. В скоростно-силовых видах спорта, в частности у прыгунов тройным прыжком наибольшая нагрузка падает на ЦНС и опорно-двигательный аппарат. Стрессовые нагрузки максимальной интенсивности характеризуются значительной, нередко избыточной активностью гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной и адренергической систем. Нагрузки подобного типа характеризуются включением в работу максимально возможного количества активных моторных единиц, значительным ростом уровня биохимических процессов в мышечных клетках, повышением уровня кровоснабжения в работающих мышцах, обеспечивающих приток кислорода, субстратов и удаление метаболитов. Именно подобные нагрузки способны вызвать активизацию метаболических процессов и в конечном итоге повышение скоростно-силовых качеств [1].
Поэтому возникла необходимость физиологически обосновать с целью повышения соревновательной подготовки у прыгунов тройным прыжком стресс-нагрузок в течение годового периода и найти формы и способы тренировочных режимов, вызывающих наиболее значительное повышение адаптационных возможностей организма.
Изложение основного материала статьи. Двигательные качества прыгунов тройным прыжком развиваются в основном благодаря ведущей роли прыжковой подготовки, а также упражнениям, направленным на развитие качества силы и скорости бега. Определенное внимание отводится, естественно, и средствам общефизической подготовки [2].
Повышение объемов тренировки в микро - и мезоциклах приносит свои результаты, пока спортсмен не подошел к пределу своих силовых возможностей. Выполнение же больших объемов силовых упражнений становится невозможен в физическом и психическом планах.
Контрастный метод. Контрастный метод имеет важное значение для развития одного из дефицитных качеств, каким является взрывная сила. Именно это качество и есть одно из жизненно необходимых для прыгунов тройным прыжком как впрочем, и специалистам в других прыжковых видах. Именно это качество считается наиболее сложным по возможности развития. Суть метода заключается в том, что помимо преодолевающей работы используются изометрические напряжения и работа в уступающем режиме.
При этом наиболее рациональным оказалось соотношение, когда из общего объема работы в 100% - 17% - это работа изометрического режима, 10% - работа уступающего характера и естественно 73% - приходилось на преодолевающий характер работы.
Примером такой тренировки можно привести отдельное занятие:
1. Выпрыгивание со штангой на плечах 6x6/100 кг;
2. Изометрическое давление вверх на опору 2x6 сек.;
3. Приседание со штангой 60 кг в уступающем режиме.
Внедрение подобной, в последствии более усовершенствованной методики, позволило нам значительно повысить силовой потенциал спортсменов, что непосредственно повлияло на результаты в прыжках. Данный режим тренировки полностью соответствовал режимам работы мышц в отталкивания в тройном прыжке.
При отталкивании прыгун силой инерции движения своего тела давит на дорожку. Под действием этой нагрузки толчковая нога сгибается, вызывая растяжение и напряжение работающих мышц (уступающий режим работы). Сгибание опорной ноги значительно снижает давление (действие сил инерции) тела. Как только сопротивление (напряжение) растягиваемых мышц превысит это давление, начинается их мощное сокращение (преодолевающий характер работы). В период перехода от уступающего характера работы к преодолевающему характеру, естественно, и существует пусть и в течении сотых долей секунды положение двигательной системы близкое к статическому.
Метод гипернагрузок. Тройной прыжок включает в себя разбег и три последовательных отталкивания. При этом первое отталкивание с планки по нагрузке относительно невелико. Во втором отталкивании после «скачка» прыгун активно приземляется на дорожку толчковой ногой и испытывает колоссальные напряжения.
Величина нагрузки на одну ногу превышает полторы тонны и более. Таких нагрузок не присутствует ни в одном из известных видов спорта. Естественно, что уже в тренировочном процессе необходимо искать пути к способности преодолевать нагрузки соревновательного характера, ведь мы уже останавливались на том, что между соревновательными и тренировочными нагрузками нужно искать момент соответствия.
Упражнения, направленные на развитие силы, относительно действенны, но по нагрузкам несравненно ниже. Бесконечно наращивать объем нагрузки с предельными и околопредельными отягощениями невозможно. Неслучайно в тяжелой атлетике, например, нагрузка в подъемах максимального и субмаксимального веса во всех тренировках составляет 10-13% от общей нагрузки.
Метод максимальных усилий приросту мышечной массы не способствует. В предложенном нами варианте гипернагрузок это положение также соответствует. Прыгуну очень важна относительная сила, то есть обладание максимальными силовыми возможностями и желательно меньшим весом. Важность этого момента для прыгуна очевидна. Огромные выпирающие мышцы не гарантируют большой силы, так как их составляющими могут быть механизмы и субстанции, не связанные впрямую с большой силой. Белые мышечные волокна имеют большую способность увеличивать содержание мышечных фибрилл, и, следовательно, необходимо, как можно больше времени уделять скоростной, взрывной направленности в тренировке.
Если спортсмен не способен (для примера) встать из положения полу приседа со штангой 150-200 кг, он способен присесть (уступающий режим) с весом, превышающим и большие показатели. Так как в тройном прыжке в опорной фазе уступающий момент наиболее важен, то данным упражнением мы решаем и проблему развития силы, и проблему переноса упражнения силового характера на отталкивание в прыжках.
В результате при применении подобного метода в нашей практике, тем более в синтезе с контрастным методом, приведенным выше, позволяло нам динамично развивать силовые возможности необходимого типа и реализовать возросшие силовые качества в тройном прыжке на соревновательном этапе.
Метод попеременного воздействия. Метод максимальных усилий для силового направления оправдан. Есть данные, которые позволяют заключить, что чем чаще тренируется атлет с максимальными весом, тем больше у него прирост силы. Ограничения связаны в основном с индивидуальной переносимостью нагрузки.
Идея состоит в том, что обычно на тренировках максимальной интенсивности суммарный объем нагрузки может доходить до 15 тонн. Мы же решили выполнить подобный объем (имеется в виду упражнения выпрыгивания, приседания) в одном тренировочном занятии на одну ногу. Логика состоит в том, что тройной прыжок — вид достаточно уникальный: обе ноги прыгуна являются толчковыми, значит и требования должны быть завышенными. Естественно, выполнить такой объем силовой нагрузки на одну ногу в тренировочном занятии нелегко. Искусственно создаем настрой на высокие напряжения, создавая практически экстремальную стрессовую ситуацию для личности. Требования для психического и физического напряжения достаточно высокие. Создание подобных ситуаций потребует от прыгуна привычку преодоления стрессового состояния на соревнованиях по своему избранному виду. Говоря о росте физических качеств, мы, бесспорно, делаем значительный прорыв (при его выполнении) в развитии силы. Нагрузки подобного типа способствуют активному процессу метаболизма в работающих мышцах, в которых задействовано максимальное количество мышечных волокон. Естественно, что подобная работа локальной силовой направленности вызывает и повышенную усталость. В самих участвующих в работе мышцах это приводит к снижению уровня доставки кислорода и питательных веществ, потере уровня кровообращения. Постоянно поступающие импульсы из ЦНС, естественно возбуждая нейроны в проводящих путях, активно сокращают мышцы, что ведет к истощению всей нервной цепи. С другой стороны количество нервных импульсов напряжений при тренировке на обе ноги и на одну ногу одинаково [3; 4].
Метод критического воздействия в упражнениях спрыгивания.
В тренировках прыгунов тройным прыжком определенное место отводится достаточно сложному и действенному способу развития мощности отталкивания - способу спрыгивания.
С опоры определенной высоты делается спрыгивание (угол атаки дорожки — отдельная тема) вниз с последующим отталкиванием от места приземления. Спортсмен делает спрыгивания с высоты двух метров в песок, чтобы не травмировать стопы и колени. Постепенно приспосабливаясь к упражнению, мы научились спрыгивать с подобной высоты на одну ногу, а затем на одну ногу с поясом 2-3 кг. Так как оттолкнуться от грунта было невозможно, ввиду непреодолимости нагрузки, приходилось по возможности удерживаться на ноге и приземляться в уступающем режиме.
Для того, чтобы не вырабатывалась низкая скорость отталкивания в самих прыжках, выполнялись спрыгивания с небольших высот без пояса с последующим качественным, быстрым отталкиванием. Естественно, при подобной последовательности упражнений срабатывал «эффект последствия» и прыгун добивался более высокой скорости отталкивания по сравнению с результатами стандартной тренировки.
Подобный подход к вопросу о спрыгивании оказался очень действенным и способствовал повышению качества отталкивания, росту мощности и быстрой силы как качества.
Метод предсоревновательной стрессовой подготовки. Уже говорилось, что ввиду специфичности тройного прыжка, его невозможно выполнить на тренировке на соревновательном уровне. Это касается как результата, так и технического исполнения. Задача в тренировке сводится к максимальному соответствию тренировочных режимов работы и нагрузок к соревновательным нагрузкам. Помимо развития физических качеств, базовыми из которых являются скорость движения и взрывная сила, мастерство спортсмена зависит от способности к их реализации.
Мы попытались смоделировать ситуацию, соответственно соревновательную, при этом, не забывая, что одной из основных задач является задача развития качеств прыгуна в частности взрывной силы. На практике нами был применен, в соответствии с целью, следующий прием.
Группе прыгунов ставится задача - провести тренировку в соревновательном режиме в определенных условиях. Тройной прыжок выполняется по дорожке с наклоном (10 градусов) с задачей показать максимально далекий результат. Спортсменам отводится три попытки, после чего определяется победитель. Задача по выполнению достаточно сложная. Первое, что испытывает спортсмен - это, естественно, страх. Действительно, разбежавшись по дорожке с наклоном, нужно четко оттолкнуться в первом отталкивании, с которого прыгуна будет буквально сносить (из-за скорости и угла разбега), затем после последующих полетов находить оптимальный угол постановки ноги на отталкивание и маховых движений ног и рук. В отталкиваниях приходится сопротивляться скорости, которая буквально срывает прыгуна, с другой стороны не терять оптимальную скорость, дающую качественное отталкивание. При этом спортсмен испытывает нагрузку в опорных фазах, соизмеримую только с соревновательной.
Естественно, в момент подготовки к прыжку, происходит значительное возбуждение в коре больших полушарий головного мозга. Подобное состояние является ответом на неспецифические условия и характер задачи. Одновременно активизируются все мышечные группы и вегетативные системы. Двигательный анализатор перерабатывает бесконечный поток импульсов проприорецепторов и интерорецепторов. При этом многочисленные мышц, не участвующие в предполагаемых движениях, также задействуются в виду недостающего напряжения. Совершенно понятно, почему первый прыжок будет скованным, нединамичным,
плохо скоординированным. Но мы не забываем, что спортсмен еще и соревнуется. В подобной стрессовой ситуации с возбуждением афферентных, моторных и вегетативных центров происходит активная мобилизация скелетной мускулатуры, непосредственно участвующей в данном виде мышечной деятельности, что вызывает активизацию обмена и метаболизм работающих мышц. Подобная нагрузка влияет на работу органов и тканей, на которые локально падает нагрузка, активизируя синтез нуклеиновых кислот и белков.
При проведении подобной тренировки, помимо высокого возбуждения, необходимым условием является собранность. Оба этих фактора как бы уравновешивают друг друга.
Таким образом, при построении нашей модели занятия соревновательный прыжок в определенной степени становится не более сложным, чем тренировочный. В плане развития качества взрывной силы подобная тренировка безусловно обеспечивает высокую степень ее роста и мобильности проявления, что способствует росту результатов в основном виде специализации - тройном прыжке с разбега.
Метод запредельных нагрузок. В середине первого этапа подготовительного периода нами была проведена тренировка по своему воздействию на мышцы, опорно- двигательную, сердечно сосудистую и вегетативные системы, а также в плане психического воздействия на центральную нервную систему не имела аналогов по воздействию за весь период тренировочной деятельности.
Прыгунам нашей группы была предложена программа тренировочного занятия с достаточно простой задачей: попытаться преодолеть три километра по глубокому снегу (не останавливаясь ни при каких условиях) только прыжками на одной ноге. Спортсмен может попеременно прыгать на правой или левой ноге, количество прыжков производно, но задача - прыгать по возможности далекими прыжками, не останавливаясь ни при каких условиях.
Когда подобная тренировка была предложена спортсменам нашей группы, сначала это вызвало недоумение, а затем и шок. Спортсменам сложно было представить, что подобную нагрузку можно реально преодолеть. Тренировка была проведена, программу тренировки спортсмены выполнили задачу в плане развития целого комплекса качеств решена, цель достигнута [4].
Основная цель данной тренировки:
1. Развитие качеств прыжковой выносливости, прыгучести, укрепление опорно-двигательного аппарата.
2. Развитие способности к преодолению экстремальных психофизических напряжений.
При предельно напряженной работе (подобно предложенной нами) наблюдается мобилизация всех участвующих в работе систем кровообращения и дыхания, обменных процессов в органах и тканях, что в конечном итоге приводит к мобилизации скелетной мускулатуры непосредственно участвующих в двигательном процессе, вызывая энергетический метаболизм работающих мышц.
Весь процесс начинается с сигнала, побуждающего к мышечной деятельности. Процессы возбуждения и торможения приводятся в определенный баланс на базе, которого избирательно мобилизуются соответствующие мышцы или группы мышц, обеспечивающие решение двигательных задач. Подобная тренировка безусловно способствует умению мышц и всей двигательной системы, начиная м кинестетической части головного мозга адекватно реагировать на реакцию возбуждения не прикладывая дополнительных усилий на поиск необходимых межмышечных связей с излишней тратой энергетических ресурсов.
Естественно при выполнении подобной работы происходит постоянный расход энергии, источником которой для мышц является АТФ. В связи с тем, что максимальные усилия продолжаются длительный период, активизируются процессы восстановления АТФ за счет распада углеводов, жирных кислот и белков. Так как прыжковая работа происходит при недостатке кислорода, активизируется гликолитическая система, играющая решающую роль в обеспечении работы очень большой мощности. В основе этой системы лежит сложная цепь химических реакций безкислородного расщепления глюкозы и гликогена, результатом которых является образование молочной кислоты лактата. Естественно, что эти составные достигают в мышцах максимального предела [4].
Выводы. Психическое состояние в условиях подобного напряжения, стресса нередко приводит к импульсивности действий, раскоординированность движений и только высокая мотивация, и высокая степень адаптации к физиологическому стрессу помогает спортсмену довести тренировку и соревнование до конца, тем самым решить задачи, поставленные на данный период времени как в физическом, так и в психологическом плане.
Литература:
1. Белоцерковский 3. Б. Адаптация спортсменов к выполнению специфических статистических нагрузок / Белоцерковский 3. Б., Любина Б. Р., Кочина Н. Г., Подливаев Б. А., Богданова Е.В. // Теория и практика физкультуры, 2000. № 7. - С. 1-5.
2. Быков Е. В. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты / Быков Е. В., Исаев А. П., Сашенков С. Л. Челябинск, 1998. - 50-65 с.
3. Матюхов, Д.М. Здоровьесберегающая направленность учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки юношей в спортивной ходьбе / Д.М. Матюхов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2010. - № 13. - С. 94-97
4. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические применение / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
Педагогика
УДК 373.1
доктор педагогических наук, профессор Сергеева Марина Георгиевна
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Дмитриченкова Светлана Владимировна Российский университет дружбы народов (г. Москва); кандидат филологических наук Варламова Ирина Юрьевна
Российский университет дружбы народов (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ К МОНИТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые детерминанты подготовки студентов педагогической магистратуры к мониторинговой деятельности. Рассмотрена роль мониторинговой деятельности в современном образовательном пространстве, проведено сопоставление данной деятельности с аналитической работой. Выявлены ключевые компетенции, условия и факторы, обуславливающие эффективность мониторинговой деятельности. Обращается внимание на содержание подготовки студентов педагогической магистратуры к мониторинговой деятельности, на основании результатов эмпирического исследования выявлены ключевые трудности, с которыми сталкиваются студенты в ходе мониторинговой деятельности и предложены способы их преодоления. Отмечается ключевая роль понимания сущности мониторинга и анализа его результатов, как базиса эффективности рассматриваемого процесса.
Ключевые слова: педагогический мониторинг, мониторинговая деятельности, педагогическая магистратура.
Annotation. The article deals with the key determinants of training of students of pedagogical magistracy for monitoring activity. The role of monitoring activity in modern educational space is considered, the comparison of this activity with analytical work is carried out. The key competencies, conditions and factors that determine the effectiveness of monitoring activities are identified. Attention is drawn to the content of training of students of the pedagogical magistracy to monitoring activity, on the basis of results of empirical research the key difficulties faced by students during monitoring activity are revealed and ways of their overcoming are offered. The key role of understanding the essence of monitoring and analysis of its results as a basis for the effectiveness of the process is noted.
Keywords: pedagogical monitoring, monitoring activity, pedagogical magistracy.
Введение. Педагогический мониторинг, представляет собой технологию, без которой оптимальное развитие современного образования представляется немыслимым. Данный тезис объясняется тем, что образование, как институт информационного общества нуждается в перманентной оценке своего состояния, отдельных факторов эффективности (качества, рентабельности и т.п.), динамики изменений для того, чтобы принимаемые на всех уровнях управленческие решения соотносились с целями, задачами и нуждами современной образовательной системы [6]. В данном контексте чрезвычайно важной предстает проблема подготовки кадров, для организации и проведения педагогического мониторинга, самого широкого спектра направлений. Подготовка к мониторинговой деятельности имеет свою специфику, продиктованную, прежде всего, особенностями образовательной системы на современном этапе. Так, существует два принципиально различных подхода к организации мониторинга, первый подразумевает полную регламентацию целей, задач, особенностей проведения мониторинга, второй же демонстрирует обратную тенденцию, базируясь на понимании субъектом проведения мониторинга его сущности с опорой на разумную инициативу. Современное образовательное пространство становится столь сложным, что использование первого метода представляет более не эффективным, поскольку оценку столь высоко динамичной системы сложно регламентировать. Это диктует необходимость в подготовке компетентных и инициативных специалистов, для данного рассматриваемого типа деятельности [2]. Содержание описываемой подготовки должно базироваться на общих принципах обучения аналитической работе, наиболее должно представленных в трудах П.Ю. Конотопова [3]. Их экстраполяция на проблематику данной статьи позволяет выделить компетенции, обуславливающие успешность к мониторинговой деятельности: наличие глубоких теоретических и практических знаний об объекте мониторинга; наличие представлений о специфике управленческой деятельности; наличие опыта педагогической деятельности; наличие представлений о применяемой технологии, т.е. педагогическом мониторинге; развитые рефлексивные умения [1]. Исходя из анализа данных компетенций, можно сделать вывод о том, что подготовка к мониторинговой деятельности целесообразна в случае, когда будущий субъект его проведения обладает базовыми знаниями об образовании, образовательных процессах, педагогической деятельности. А значит, минимальный уровень его изначально подготовленности должен соответствовать минимум студенту, окончившему бакалавриат по соответствующей специальности [4]. Тем самым, можно сделать вывод о том, что оптимальным является именно подготовка студентов педагогической магистратуры к мониторинговой деятельности, поскольку данный субъект обучения подходит под вышеописанные требования. С целью определения направленности и ключевых элементов содержания подготовки студентов педагогической магистратуры к мониторинговой деятельности, необходимо определить не только базовые компетенции, знания и умения, необходимые для эффективной мониторинговой деятельности, но другие факторы, которые оказывают значимое влияние на ее эффективность. С этой целью нами было проведено исследование тех или иных затруднений, которые возникают в ходе проведения мониторинга, как у студентов педагогической магистратуры, так и у экспертов. Подобный подход, в перспективе позволит изначально учесть возможные трудности мониторинговой деятельности студентов педагогической магистратуры и подготовить их к преодолению данных трудностей.
Изложение основного материала статьи. В ходе исследования была создана фокус-группа из 32 человека, 16 студентов магистратуры и 16 педагогических работников, имеющих существенных опыт в проведении педагогического мониторинга. В ходе работы группы, участникам было предложено назвать и ранжировать трудности, возникающие в ходе проведения педагогического мониторинга. Исходя из результатов работы фокус группы, полученные данные были сведены в несколько совокупностей, представленные в таблицах 1 и 2.