Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ / МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базаров К. Т.

В данной статье приведены подходы по изучению налогового потенциала регионов. В современных условиях увеличение налогового потенциала регионов является одним из приоритетных направлений реформирования налоговой системы, что требует применения и развития наиболее эффективного инструментария его оценки. В работе дана подробная характеристика различных подходов к определению термина налогового потенциала, проанализировано влияние источников информации на достоверность определения налогового потенциала, разработаны основные пути повышения налоговых доходов регионов. Сделан вывод о том, что достоверное определение налогового потенциала и реализация мероприятий по его повышению в целом будут способствовать улучшению социально-экономической ситуации в регионе и в целом в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE THE TAX POTENTIAL OF THE REGIONS

This article presents approaches to studying the tax potential of the regions. In modern conditions, increasing the tax potential of the regions is one of the priority areas for reforming the tax system, which requires the use and development of the most effective tools for its assessment. The paper gives a detailed description of various approaches to the definition of the term tax potential, analyzes the influence of information sources on the reliability of determining the tax potential, and develops the main ways to increase the tax revenues of the regions. t is concluded that a reliable determination of the tax potential and the implementation of measures to increase it will generally improve the socio-economic situation in the region and in the country as a whole.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ»

Базаров К. Т. преподаватель Ташкентский государственный экономический университет

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ

Аннотация: В данной статье приведены подходы по изучению налогового потенциала регионов. В современных условиях увеличение налогового потенциала регионов является одним из приоритетных направлений реформирования налоговой системы, что требует применения и развития наиболее эффективного инструментария его оценки. В работе дана подробная характеристика различных подходов к определению термина налогового потенциала, проанализировано влияние источников информации на достоверность определения налогового потенциала, разработаны основные пути повышения налоговых доходов регионов. Сделан вывод о том, что достоверное определение налогового потенциала и реализация мероприятий по его повышению в целом будут способствовать улучшению социально-экономической ситуации в регионе и в целом в стране.

Ключевые слова: налоговый потенциал, прогнозирование налоговых поступлений, методика определения, методы оценки, региональная налоговая политика.

Bazarov K. T. teacher

Tashkent State University of Economics WAYS TO INCREASE THE TAX POTENTIAL OF THE REGIONS

Annotation: This article presents approaches to studying the tax potential of the regions. In modern conditions, increasing the tax potential of the regions is one of the priority areas for reforming the tax system, which requires the use and development of the most effective tools for its assessment. The paper gives a detailed description of various approaches to the definition of the term tax potential, analyzes the influence of information sources on the reliability of determining the tax potential, and develops the main ways to increase the tax revenues of the regions. t is concluded that a reliable determination of the tax potential and the implementation of measures to increase it will generally improve the socio-economic situation in the region and in the country as a whole.

Key words: tax potential, tax revenue forecasting, determination methodology, assessment methods, regional tax policy.

«Современные тенденции развития мировой экономики, меры по сглаживанию воздействия на экономику Республики Узбекистан негативных внешних факторов, демографических тенденций и напряженности на рынке труда, необходимость наращивания производственного потенциала территорий, обеспечение роста занятости и улучшение условий жизни населения рассматривается важным ориентиром в комплексном решении вопросов перехода экономики страны на путь устойчивого развития и повышения благосостояния населения путем укрепления доходного потенциала местных бюджетов» [1].

Новый этап совершенствования налогового администрирования и бюджетной системы Республики Узбекистан, укрепление ее налогового потенциала предопределили необходимость пересмотра подхода к выбору новых факторов обеспечения устойчивости доходной базы регионов и создания условий для их использования.

Однако достижение устойчивого роста на основе реальной реструктуризации методов регулирования доходной базы местных бюджетов и повышения бюджетной способности региональных образований сдерживается одним из важнейших ограничителей обеспечения экономического роста и развития - финансовыми ресурсами, роль которых постоянно возрастает. Особенно остро нехватка финансовых ресурсов ощущается на региональном уровне, поскольку, с одной стороны, имели место негативные тенденции и проблемы развития отдельных звеньев местного бюджета страны на фоне усиления экономических, социальных, демографических и экологических диспропорций. С другой стороны, регионы оказались втянутыми в конкурентную борьбу за привлечение финансовых ресурсов в виде налогов и бюджетных средств. В этой связи представляется целесообразным учитывать не только поиск эффективных методов финансовых отношений, но и условия, механизмы и инструменты, с помощью которых эти факторы могут быть комбинированы и наиболее эффективно использованы, т.е. следует учитывать факторы роста и развития налогового потенциала регионов позволяющий обеспечить их в долгосрочном периоде.

Отсутствие в регионах комплексного подхода к формированию и использованию финансовых потоков обусловлено, прежде всего, отсутствием региональных разделов в большинстве государственных документов, где финансовые составляющие прописаны ограничено. Кроме того, имеет место недоучет отдельных элементов доходного потенциала местных бюджетов, поскольку в настоящее время основной акцент сделан на формировании и использовании налогового потенциала местных бюджетов при полном игнорировании и слабости методов бюджетного выравнивания. В результате разрабатываемые программы и стратегии развития регионов зачастую оказываются финансово необеспеченными.

Общеизвестно, что возможности регионов Республики Узбекистан в формировании доходного потенциала местных консолидированных бюджетов различны в силу природно-климатических условий, сложившейся системы разделения труда и структуры экономики, уровня развития производства и т.д. Действующая практика «перевода» с республиканского на региональный уровень большинства экономических проблем при отсутствии в регионах достаточных ресурсов финансирования их решения еще в большей степени усилила региональную дифференциацию, ослабив финансовые возможности экономического развития регионов. Важность корректировки подхода к формированию и использованию доходного потенциала консолидированных местных бюджетов состоит и в том, что на основе учета финансовых возможностей государства и всех звеньев местных бюджетов региона необходимо обеспечить повышение уровня его финансовой самодостаточности. Такой подход предполагает выделение, разработку и учет при формировании и реализации государственной политики в отношении регионов таких аспектов как бюджетно-налоговая политика, банковская политика, политика по развитию страхового рынка, рынка ценных бумаг и т.д., постоянное развитие которых приводит к деформации структуры и состава доходного потенциала, величина и роль которого недостаточно учитываются при разработке стратегии развития регионов.

В процессе изучения современных теоретических и нормативно-правовых основ, а также сложившейся практики формирования налогового потенциала имеет широкое толкование.

В экономическом аспекте изыскания и привлечения дополнительных резервов роста налоговых и неналоговых доходов это вопрос не только дополнительного формирования местных бюджетов, это еще и вопрос формирования современного правового пространства, условий для развития бизнеса и реализации различных социально-ориентированных региональных программ. По мнению Прокопенко Р.А. «Налоговый потенциал региона является наиболее разработанной категорией среди других видов потенциалов (фискальный, бюджетный, рыночный, экономический и финансовый). При формировании и оценке налогового потенциала целесообразно учитывать возможность трактовать это понятие в широком и узком смысле слова. В широком смысле «налоговый потенциал» - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

Следует отметить, что трактовка понятия «налоговый потенциал» зависит от самой методики оценки потенциала. Вместе с тем при определении налогового потенциала региона (или любого

административно-территориального образования - АТО) следует учитывать, что это понятие возможно использовать в целях:

- определения размера мобилизации потенциально возможных доходов в соответствующие бюджеты;

- межбюджетного выравнивания, т. е. способности властей АТО (региона) оказывать государственные услуги на своей территории.» [2].

Худойкулов С. К. считает, что «налоговой потенциал означает национальные экономические зоны и юридические и физические лица, как часть налоговой ответственности лиц, отнесенных к государственной бюджетной и налоговой политики и налогового законодательства, а также возможность оплачивать свои налоговые обязательства, налагаемые за счет государственного бюджета, не нарушая принцип налоговой справедливости желательно понять потенциал максимального налогообложения. Это означает, что общий налоговый потенциал физических и юридических лиц представляет собой налоговый потенциал конкретного региона, а налоговый потенциал регионов представляет собой налоговый потенциал национальной экономики.» [3]. Как отметила Н.Н., Протасова «Налоговый потенциал - это одна из бюджет образующих экономических категорий, являющаяся ориентиром для реализации налоговой политики.» [4].

По мнению О.В. Калина, Р.В. Оскорков налоговый потенциал «финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджет через налоговые платежи в соответствии с действующей системой налогообложения в стране» [5];

А.А. Волков считает что, налоговый потенциал «количественно выраженный объем налоговых доходов государства, который может быть получен в результате оптимального использования ресурсной базы территории в условиях существующей или перспективной системы налогообложения» [6];

В Финансово-кредитный энциклопедическом словаре налоговый потенциал это «условная возможность государства собрать в бюджет налоги и сборы за определенное время» [7] и др.

На наш взгляд, данные подходы к определению налогового потенциала не учитывают результативности работы органов местной власти по мобилизации налоговых поступлений: усиление налогового администрирования, легализация теневых доходов и т. д. Именно уровень «работы на местах» при неизменных показателях ресурсной базы регионального образования способен повысить или снизить размер налогового потенциала территории.

Нужно отметить что при определении налогового потенциала нужно особое внимание обратит на налоговую политику.

Налоговая политика в регионе представляет собой совокупность экономических и правовых мер на уровне региона по совершенствованию

налоговой системы в целях обеспечения финансовых потребностей региона и государства в целом, реализации запланированных политических, социальных и экономических стратегических программ путем перераспределения финансовых ресурсов и изменения направления финансовых потоков.

Региональная налоговая политика разрабатывается в соответствии с принятой программой социально-экономического развития на стратегические периоды в зависимости от состояния экономики и других факторов, а также от целей, которые на данном этапе развития приняты как приоритетные.

Таким образом, налоговый потенциал находится в тесной взаимосвязи с другими экономическими показателями, характеризующими эффективность налоговой политики: общая налоговая нагрузка, уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков, удельная налоговая нагрузка, уровень налогоемкости и норма налогообложения. Наиболее полно взаимосвязь показателей раскрывается через их определения.

По нашему мнению роль оценки налогового потенциала регионов в процессе разработки и реализации стратегии социально-экономического развития обусловлена самим механизмом принятия стратегических и оперативных решений, обеспечивающих достижение устойчивости и стабильности социально-экономического развития региона.

При этом, с одной стороны, налоговый потенциал регионов характеризует возможности реализации целей развития региона, а, с другой, величина потенциала зависит от эффективности их реализации. Для наглядной аргументации методики определения налогового потенциала регионов рассмотрим одну из его структурных элементов -бюджетно-налоговый потенциал местных бюджетов с помощью коэффициентов бюджетно-налогового потенциала регионов.

1. Отсутствие единого понятийного аппарата и единого теоретического подхода к выделению элементов доходного потенциала региона сдерживает возможности его формирования и наращивания. Налоговый потенциал региона в широком смысле может быть определен как совокупность максимально возможных финансовых ресурсов, а также условия их вовлечения, создаваемые государством и субъектами экономики региона для формирования, распределения и накопления этих ресурсов с целью обеспечения роста и социально-экономического развития в долгосрочной перспективе, достижения определенных финансовых результатов.

2. В качестве элементов налогового потенциала регионов целесообразно выделять такие составляющие потенциала как бюджетно-налоговый, организаций, каждого элемента системы регионов необходимо проводить оценку абсолютной и относительной величины, а также выявлять риски, обуславливающие снижение величины потенциала.

3. При разработке стратегии развития регионов необходимо учитывать величину его финансово налогового потенциала. При этом должны быть выделены такие этапы как идентификация бюджетов; оценка состояния бюджетно-налогового потенциалов; выявление внешних и внутренних факторов и угроз экономического роста как количественных, так и качественных; оценка доходного потенциала местных бюджетов и подготовка отчета о его состоянии; анализ и оценка инвестиционных потребностей и инвестиционного климата региона; анализ результатов использования доходного потенциала местных бюджетов и оценка бюджетного менеджмента в регионе, разработка стратегии развития доходного потенциала местных бюджетов, которая должна быть увязана со стратегией развития бюджетно- налоговой системы страны.

4. Учитывая постоянные изменения внешней и внутренней среды необходимо разработать механизм управления налоговым потенциалом регионов, предусматривающий управление его формированием, использованием и наращиванием, а также управление финансовыми отношениями, возникающими рисками и угрозами. Оно должно базироваться на взаимосвязанных и взаимообусловленных принципах: синхронности развития макро-, мезо- и микроуровней; адаптации к изменениям внешней среды; стратегической гибкости; частно -государственного и социального партнерства; аккумуляции временно свободных финансовых ресурсов; экономической безопасности; стимулирования; транспарентности.

Использованные источники:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан №5614 от 8 января 2019 года «О концепции комплексного социально -экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года».

2. Прокопенко Р.А. Понятие и роль налогового потенциала в экономическом развитии региона Журнал Современные наукоемкие технологии. - 2007. -№ 12- С. 113-115 https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25850.

3. Худойкулов С. Совершенствования оценки налогового потенциала регионов в Узбекистане. SESSION 4E: Макроэкономика INTERNATIONAL CONFERENCE ON EURASIAN ECONOMIES 2018 https://www.avekon.org/papers/2172.pdf

4. Протасова Н.Н. Налоговый потенциал региона: методические и структурные проблемы оценки. http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2017/10/taxes/Protasova.pdf

5. Калина О.В., Оскорков Р.В. Налоговый потенциал территорий: теория и методы оценки. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2007.

6. Волков А.А. Формирование и использование налогового потенциала в регионе: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Саранск, 2012.

7. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.