Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ЖЕНЩИН ПЕРВОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕСОМ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ЖЕНЩИН ПЕРВОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕСОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВЫ / ЖЕНЩИНЫ / ФИТНЕС / ИНСТРУКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романенко Наталия Николаевна, Ладейщикова Дарья Валерьевна, Остапчук Анастасия Сергеевна, Кудяшев Наиль Хасанович

Проблемой изучения мотивации к видам двигательной активности занимались многие специалисты, однако на данный момент существует мало исследований, которые изучают механизм формирования здорового образа жизни и ценностных ориентаций женщин. Используемые методики повышения мотивации недостаточно изучены, систематизированы и не дают должного результата. В данной статье представлены эффективные пути вовлечения женщин к занятиям фитнесом, основанные на регулярном мониторинге физического состояния, фиксации показателей самочувствия, активности, настроения; проведение бесед с целью вооружение знаниями о механизмах воздействия физических упражнений; постановке личностных целей и определение путей их достижения; проведения мотивационных тренингов для создания благоприятного психологического климата при проведении физкультурно-оздоровительных занятий, которые осуществляются при активном сотрудничестве инструкторов и методистов фитнес-клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Романенко Наталия Николаевна, Ладейщикова Дарья Валерьевна, Остапчук Анастасия Сергеевна, Кудяшев Наиль Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE MOTIVATION OF WOMEN OF THE FIRST MATURE AGE ENGAGED IN FITNESS

The problem of studying motivation for types of motor activity has been studied by many specialists, but at the moment there are few studies that study the mechanism of forming a healthy lifestyle and value orientations of women. The methods used to increase motivation are insufficiently studied, systematized and do not give the proper result. This article presents effective ways to involve women in fitness classes, based on regular monitoring of their physical condition, recording indicators of well-being, activity, and mood; conducting conversations with the aim of acquiring knowledge about the mechanisms of the impact of physical exercise; setting personal goals and determining ways to achieve them; conducting motivational trainings to create a favorable psychological climate during physical culture and wellness classes, which are carried out with the active cooperation of instructors and methodologists of the fitness club.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ЖЕНЩИН ПЕРВОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕСОМ»

УДК 796.011.1

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ЖЕНЩИН ПЕРВОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕСОМ

Наталия Николаевна Романенко, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Валерьевна Ладейщикова, студентка, Анастасия Сергеевна Остапчук, студентка, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Наиль Хасанович Кудяшев, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны

Аннотация

Проблемой изучения мотивации к видам двигательной активности занимались многие специалисты, однако на данный момент существует мало исследований, которые изучают механизм формирования здорового образа жизни и ценностных ориентаций женщин. Используемые методики повышения мотивации недостаточно изучены, систематизированы и не дают должного результата. В данной статье представлены эффективные пути вовлечения женщин к занятиям фитнесом, основанные на регулярном мониторинге физического состояния, фиксации показателей самочувствия, активности, настроения; проведение бесед с целью вооружение знаниями о механизмах воздействия физических упражнений; постановке личностных целей и определение путей их достижения; проведения мотивационных тренингов для создания благоприятного психологического климата при проведении физкультурно-оздоровительных занятий, которые осуществляются при активном сотрудничестве инструкторов и методистов фитнес-клуба.

Ключевые слова: мотивация, потребности, мотивы, женщины, фитнес, инструкторы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p389-392

INCREASING THE MOTIVATION OF WOMEN OF THE FIRST MATURE AGE

ENGAGED IN FITNESS Natalia Ivanovna Romanenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Darya Valerievna Ladeishchikova, the student, Anastasia Sergeevna Ostapchuk, the student, Kuban

State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar; Nail Khasanovich Kudyashev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer. The Kazan (Volga) Federal

University, Naberezhnye Chelny branch

Abstract

The problem of studying motivation for types of motor activity has been studied by many specialists, but at the moment there are few studies that study the mechanism of forming a healthy lifestyle and value orientations of women. The methods used to increase motivation are insufficiently studied, systematized and do not give the proper result. This article presents effective ways to involve women in fitness classes, based on regular monitoring of their physical condition, recording indicators of well-being, activity, and mood; conducting conversations with the aim of acquiring knowledge about the mechanisms of the impact of physical exercise; setting personal goals and determining ways to achieve them; conducting motivational trainings to create a favorable psychological climate during physical culture and wellness classes, which are carried out with the active cooperation of instructors and methodologists of the fitness club.

Keywords: motivation, needs, motivations, women, fitness, instructors.

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья населения является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны. Понятию здоровье американский медик Г. Сигерист дал следующее определение: «Здоровый человек отличается гармоничным развитием и хорошей адаптацией к окружающей его физической и социальной среде» [6]. Добиться данного состояния возможно с помощью занятий физической культурой, суть которых заключает-

ся в укреплении здоровья через совершенствование адаптационных возможностей организма человека посредством увеличения двигательной активности в форме физических упражнений [2, 3].

Включенность взрослого человека в занятия физическими упражнениями обусловлена уровнем развития физкультурно-оздоровительной мотивации, которая побуждает и направляет к данному виду деятельности, определяет уровень и динамику проявляемой человеком психической и двигательной активности [1, 4]. С учетом этого Правительством Российской Федерации поставлена задача осуществления научных исследований по выявлению интересов, потребностей и мотиваций различных групп населения в занятиях физическими упражнениями. Особое внимание необходимо уделять женщинам, поскольку они наименее вовлечены в занятия физическими упражнениями и характеризуются менее развитой потребностью в организованной физической активности [5].

Целью исследования - определить пути повышения мотивации женщин первого зрелого возраста к занятиям фитнесом.

Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, методы социологического исследования: анкетирование, опрос, интервьюирование позволили определить особенности мотивации женщин, занимающихся фитнесом.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в городе Краснодаре на базе фитнес-клуба «Fit Line». В исследовании приняло участие 32 женщины в возрасте 25-35 лет имеющие стаж занятий фитнесом от 6 до 9 месяцев, которые были поделены на две равные группы. В течение 5 месяцев женщины контрольной и экспериментальной групп 3 раза в неделю занимались групповыми фитнес-программами. Различия состояли в том, что в работе с женщинами экспериментальной группы реализовывались разработанные нами средства повышения мотивации.

Анализ исходных данных мотивационной сферы двух групп показал однородность по всем показателям. Обнаружены доминирующие мотивы: среди эстетических лидирующее место занимает улучшение внешнего вида (2,01 баллов в ЭГ и 2,11 в КГ), коррекция фигуры (1,65 баллов в ЭГ и 1,55 в КГ); оздоровительных - улучшение самочувствия (2,10 баллов в ЭГ и 2,19 в КГ), развитие физических качеств (1,83 баллов в ЭГ и 1,97 в КГ), психоэмоционального состояния (1,96 баллов в ЭГ и 2,07 в КГ); психологических -удовлетворенность физической нагрузкой (2,04 баллов в ЭГ и 2,17 в КГ). У женщин обеих групп наблюдались относительно низкие значения в повышение самооценки (1,03 баллов в ЭГ и 1,12 в КГ), в возможности самореализации (1,09 баллов в ЭГ и 1,17 в КГ), в повышение профессиональной работоспособности (1,02 баллов в ЭГ и 1,22 в КГ). По результатам исследования общий уровень мотивации испытуемых женщин к занятиям физической культуры соответствует «низкому».

Анализ поведения женщин, занимающихся фитнесом позволил выявить потребности и мотивы, которые можно разделить на три группы:

- ситуативные, формирующие желания, испытываемые в настоящий момент;

- постоянные, формирующие желания в течении длительного периода времени;

- отсроченные, предполагающие истечение, какого-либо промежутка времени до их реализации.

Ситуативные потребности, как правило, не осознаются или, по крайней мере, не афишируются женщинами. Однако удовлетворение желаний этой группы имеет наиболее сильное воздействие, потому что происходит преимущественно на эмоциональном уровне. Особенно это важно для начинающих, которые находятся на этапе вовлечения в физкультурно-оздоровительную деятельность, адаптации к физической нагрузке. Для создания мотивации необходимо, чтобы в течение и сразу после физкультурно-оздоровительного занятия занимающаяся чувствовала значительный эмоциональный

подъем: радость, эйфорию, облегчение, удовольствие и т.д. Для получения данного эффекта от инструктора требуются умения организовать тренировочное занятие с использованием разнообразного инвентаря и оборудования, грамотно распределить время на подготовительную, основную и заключительные части занятия, регламентировать физическую нагрузку, подобрать музыкальное сопровождение в соответствии с возрастом и предпочтениями занимающихся для улучшения психоэмоционального состояния [2, 3].

Поскольку посетительницы фитнес-клуба как правило сами в полной мере осознают свои цели, касающиеся постоянных и/или отсроченных желаний, то для повышения их заинтересованности в занятиях, инструктору необходимо обсуждать перспективы и возможности достижения желаемого результата постоянно. Важно ставить сроки, объяснять этапы тренировочного процесса, предлагать варианты участия в соответствующих мероприятиях, самому показывать пример заинтересованного человека с похожими целями, взглядами и «рекламируемым» здоровым образом жизни.

В связи с выше изложенным с женщинами экспериментальной группы проводился ряд мероприятий по повышению мотивации к занятиям фитнесом. До начала и по окончанию занятий регистрировались показатели самочувствия, настроения, активности, фиксировались значения функционального состояния сердечно-сосудистой (АД, ЧСС), дыхательной систем (глубина и частота дыхания). Еженедельно проводились беседы о закономерностях и механизмах воздействия физических упражнений на организм человека. Формировались перспективы личностно значимых и реально достижимых целей при занятиях фитнесом. Применялись мотивационные тренинги с целью достижения поставленных целей в физкультурно-оздоровительной деятельности. Ежемесячно проводилась оценка физического развития, физической подготовленности.

Через 5 месяцев регулярных занятий был проведен сравнительный анализ мотива-ционной сферы женщин, представленный в таблице. Выявлено достоверное преимущество женщин экспериментальной группы.

Таблица - Мотивация женщин 25-35 лет после эксперимента

№ Мотивы занятий фитнесом ЭГ (п=16) КГ (п=16) Р

М±т М±т

1 Коррекция телосложения 3,55±0,6 2,95±0,4 >0,05

2 Улучшение внешнего вида (коррекция осанки) 4,37±0,2 3,17±0,2 <0,01

3 Развитие физических качеств 5,83±0,3 4,13±0,3 <0,01

4 Повышение функциональных возможностей организма 3,16±0,6 1,44±0,6 <0,05

5 Улучшение самочувствия 3,83±1,9 2,58±0,2 <0,05

6 Повышение психоэмоционального состояния 2,16±1,1 1,96±1,3 >0,05

7 Удовлетворенность физической нагрузкой 2,94±0,9 1,96±0,9 >0,05

8 Самооценка 2,71±0,1 1,98±0,2 <0,01

9 Возможность самореализации 2,49±0,2 1,71±0,1 <0,01

10 Проведение досуга в кругу единомышленников 2,73±1,8 2,17±1,8 >0,05

11 Возможность завести новые знакомства 1,41±0,9 1,12±0,9 >0,05

12 Повышение профессиональной работоспособности 2,36±0,1 2,06±0,1 <0,05

Примечание: достоверность различий рассчитывалась по 1-критерию Стьюдента.

Среди оздоровительных мотивов лидирующее место занимает развитие физических качеств (26,1%), повышение функциональных возможностей организма (19,7%), повышение профессиональной работоспособности (19,8%), коррекция осанки 18,9% и психоэмоционального состояния (14,4%).

Также у женщин экспериментальной группы существенно выше показатели самооценки (24%), возможность самореализации (21,5%), удовлетворенность в общении, в частности проведения досуга с единомышленниками (20,7%) и в возможности завести новые знакомства (19,3%).

По результатам исследования у женщин в экспериментальной группе выявлен «высокий» общий уровень мотивации к занятиям фитнесом, в контрольной группе «средний».

ВЫВОДЫ

Выявлены эффективные пути вовлечения женщин к регулярным занятиям фитне-сом при активном сотрудничестве инструкторов и методистов фитнес-клуба заключающиеся в:

- регулярном мониторинге физического развития, функционального состояния, физической подготовленности, фиксирование показателей самочувствия, активности, настроения;

- проведение бесед с целью вооружение знаниями о механизмах воздействия физических упражнений;

- постановке личностных целей и поиске путей их достижения;

- проведении мотивационных тренингов для создания благоприятного психологического климата при проведении физкультурно-оздоровительных занятий.

Применение данных мероприятий в комплексе способствовало достоверному повышению заинтересованности женщин к физкультурно-оздоровительной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова, А.О. Особенности структуры мотивации женщин 40-45 лет, занимающихся силовым тренингом / А.О. Анисимова, Е.И. Ончукова // Тезисы докладов ХЬУ научной конференции студентов и молодых ученых вузов ЮФО. - Краснодар : КГУФКСТ, 2018. - С. 158.

2. Калина, И.Г. Визуальная коммуникация в физкультурном образовании / И.Г Калина, Р. А. Айдаров // Коммуникативные стратегии информационного общества. Труды Х Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 398-400.

3. Сударь В.В. К вопросу о критериях профессиональной подготовки фитнес-инструкторов / В. В. Сударь // Физическая культура и спорт, олимпийское образование. Материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар : КГУФКСТ, 2020. - С. 60-61.

4. Трофимова, О.С. Исследование мотивации женщин второго зрелого возраста к занятиям в фитнес-клубе / О.С. Трофимова, М.А. Маринович // Физическая культура и спорт, олимпийское образование. Материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар: КГУФКСТ, 2020. - С. 78-80.

5. Тумаров, К.Б. Характеристика спортивной культуры общества и личности / К.Б. Тума-ров, А.Н. Кудяшева, Н.Х. Кудяшев // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-7. - C. 447-454

6. Sigerist H.E. Medicine and health in the Soviet Union / H.E. Sigerist - New York : Citadel Press, 1947. - XIX, 360 с.

REFERENCES

1. Anisimova, А.О. and Onchukova E.I. (2018), "Features of the structure of motivation of women 40-45 years old engaged in strength training", Abstracts of the ХЬУ scientific conference of students and young scientists of universities of the Southern Federal District, Krasnodar, pp. 158.

2. Kalina, I.G. and Aidarov R.A. (2018), "Visual communication in physical education", Communication strategies of the information society. Proceedings of the X International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 398-400.

3. Sudar, V.V. (2020), "On the question of the criteria for professional training of fitness instructors", Physical culture and sports, Olympic education. Materials of the international scientific and practical conference, Krasnodar, pp. 60-61.

4. Trofimova O.S. and Marinovich M.A. (2020), "Study of the motivation of women of the second mature age to take classes in a fitness club", Physical culture and sports, Olympic education. Materials of the international scientific and practical conference, Krasnodar, pp. 78-80.

5. Tumarov. K.B., Kudyasheva A.N. and Kudyashev N.Kh. (2016), "Characteristics of the sports culture of the society and the individual", Problems of modern pedagogical education, No. 52-7, pp.447-454.

6. Sigerist H.E. (1947), Medicine and health in the Soviet Union, Citadel Press, New York.

Контактная информация: romanenko_ni@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.