Введение
Сектор малого и среднего бизнеса играл важную роль в сфере занятости и производства еще с самого начала динамичного роста экономики Республики Кореи. За довольно короткий период времени Корея смогла развить мощную экспортно-ориентированную индустрию, которая стала значимой составляющей региональных и глобальных экономических связей.
До начала 1990-х гг. правительство Кореи в основном поддерживало создание крупных конгломератов и рассматривало малый бизнес как второстепенный элемент экономики, служащий лишь для решения проблем, таких как безработица и отставание некоторых регионов. Большая часть малого бизнеса была сосредоточена в традиционных секторах (переработка сельскохозяйственного сырья, строительство) и была отделена от основных финансовых потоков. Кризис 1997–1998 годов заставил правительство Кореи оказывать финансовую и административную помощь малому бизнесу, содействовать оптимизации и упрощению взаимодействия между малым и крупным бизнесом в сфере кредитования, передачи технологий и обмена кадрами. Так одним из приоритетов развития страны Правительство Южной Кореи выбрало поддержку малого предпринимательства.
Сегодня Республика Корея является одним из лидеров в мировой тенденции развития сектора малого и среднего бизнеса (далее МСБ, МСП). Согласно данным, МСБ Кореи формирует более 50% ВВП (для сравнения в России этот показатель составляет около 20%).
Говоря о текущем положении, в 2022 году МСБ Кореи составлял 99% об общего числа предприятий страны, на них приходилось более 82% занятых населения. По статистике, большая доля в МСБ принадлежит оптовой и розничной торговле, что составляет 19,1%. Далее следует производство – 18,9%, строительство – 10.2%, также сфера гостиничного хозяйства и общественного питания – 9,7%. Из этого следует вывод, что на три отрасли –производство, торговля и ресторанно-гостиничный бизнес – приходится почти половина всех занятых в МСБ Кореи. С каждым годом МСП постепенно начинает брать на себя большую роль в корейской экономике. Региональное распределение МСБ также имеет свои закономерности – большая его часть сконцентрирована в столице, в провинции Кёнгидо, а также в городе Пусан. В этих же городах работает и большая часть людей, занятых в этой сфере [1].
Международную конкурентоспособность данных предприятий можно объяснить изначально заложенным в них потенциалом, который отличает их от Чеболей. Среди них выделяют мобильность и гибкость. Малые фирмы оперативнее реагируют на изменения ситуации на рынке, на запросы рынка, а также учитывают локальные потребности потребителей. МСБ в большей степени подходит для производства небольших партий уникальной, нестандартизированной продукции. Если затраты не слишком велики, то небольшие компании могут быстрее осваивать новые направления деятельности и разрабатывать новые виды товаров и услуг. Также корейские товары и услуги часто имеют конкурентные цены на мировом рынке благодаря эффективному использованию ресурсов и низким затратам на производство.
Таблица 1
Количество малых и средних предприятий РК с 2008 по 2022 год [2]
Год Количество предприятий МСБ
2008 75,856
2010 80,107
2012 86,207
2014 88,486
2016 91,855
2018 94,162
2020 94,900
2022 92,488
Согласно статистическим данным с 2008 по 2022 год количество малых и средних предприятий Кореи увеличилось примерно на 16 тысяч, что является достаточно высоким показателем для такой небольшой по численности населения страны. Тем не менее, последние годы наблюдается нестабильная динамика в виде сокращения числа предприятий, по сравнению с 2020 годом. В связи с чем необходимо изучить основные проблемы, с которыми сталкивается МСП, а также выявить ряд мер, принимаемых государством для поддержания стабильного роста, а также международной конкурентоспособности.
Результаты исследований
Мировая практика показывает, что без специальных мер государственной поддержки развитие малого и среднего предпринимательства невозможно. Уже в 1960-е годы в Корее возникла необходимость разработки мер по стимулированию малого и среднего предпринимательства. Политика, принятая для поддержки малого и среднего бизнеса (МСП) в 1960-х годах, была частью стратегии по развитию и укреплению МСП в структуре, где крупные фирмы и МСП взаимодействуют друг с другом. Эта стратегия была ориентирована на стимулирование роста крупных предприятий и компаний. Базовый закон «О малом и среднем предпринимательстве» определил основные направления правительственной помощи (финансовой и административной), позднее в документ неоднократно вносились дополнения. Согласно данным, приведенным в таблице 2, только с конца 1990-х годов был взят курс на расширение возможностей малого и среднего бизнеса (выход продукции на мировой рынок, развитие международной конкурентоспособности, а также поддержка стартапов и венчурного бизнеса. Также из таблицы видно, что политика в сфере МСП разрабатывалась в соответствии с изменяющейся деловой средой в стране и за её пределами. Сегодня политика направлена на создание благоприятных условий для бизнеса, которые помогут МСП адаптироваться к изменениям в мировой экономике и поспособствуют приходу молодых предпринимателей в бизнес [3].
Таблица 2
Эволюция политики по отношению в МСБ в Корее [4]
Годы Основные направления политики РК
1960-е Начало политики МСП
Разработка законодательной базы Базовый закон «О малом и среднем предпринимательстве» (1966)
1970-1980-е Настроены вертикальные отношения между крупным и малым бизнесом
*в основном, машиностроение, электронная и текстильная промышленность Корпорация малого и среднего бизнеса (1979)
Пересмотр закона «О малом и среднем предпринимательстве»
1990-е Усиление возможностей самопомощи (упрощение процедур бюрократии, налоговые льготы) Администрация Малого и Среднего бизнеса (1996)
2000-наше время Усиление конкурентоспособности МСБ
Улучшение условий для экспорта
Меры поддержки венчурного бизнеса Закон «О стимулировании технологий и инноваций в малых и средних предприятиях» (2001)
Министерство по делам малого и среднего бизнеса и стартапов Республики Корея (образовано в 2017 г. на смену Администрации Малого и Среднего бизнеса)
Несмотря на базовую политику поддержки малых предприятий данных сектор имеет ряд проблем. Среди них выделяют кадровую проблему, проблему выживаемости. В ходе опроса, проведенного с 4 по 23 октября 2016 года, были отражены мнения опрошенных МСП о поддержке правительства с точки зрения развития МСП и о том, чему необходимо уделять больше внимания. В результатах исследования, проведённого Корейской федерацией предпринимательства (KEF, представляет интересы малых и средних предприятий) показано, что наибольшее внимание уделяется трем областям: укреплению конкурентоспособности технологий; повышению стабильности и выживаемости бизнеса; и повышению эффективности государственной поддержки. Более 60 процентов отобранных малых и средних предприятий подчеркнули эти три фактора [5].
Таблица 3
Основные области, которые правительство должно поддерживать (%) [6]
Область 1 2 3 4 5 6
% 25.3 22.1 18.9 14.9 8.2 10.6
1. Укрепление конкурентоспособности технологий, 2. Повышение стабильности и выживаемости бизнеса, 3. Повышение эффективности государственной поддержки, 4. Создание справедливой торговой среды, 5. Поддержка в получении международных сертификатов и лицензий, 6. Улучшение условий для экспорта.
Таким образом, результаты опроса позволяют понять наиболее острые проблемы для предпринимателей, работающих в сфере малого и среднего бизнеса. Поскольку конкурентоспособность МСБ на внутреннем и на внешнем рынках непрерывно связана с политикой государства через различные механизмы поддержки и стимулирования, основываясь на результатах опроса можно определить основные пути повышения международной конкурентоспособности.
Укрепление позиций на мировой арене и развитие новых технологий являются ключевыми задачами для политики малого и среднего бизнеса. Они способствуют экономическому росту и создают условия для эффективного использования инноваций. В этом контексте основной акцент делается на разработку новых технологий и внедрение последовательных бизнес-инноваций, которые позволят адаптироваться к постоянно меняющимся условиям глобальной экономической среды. Поддержка малого и среднего бизнеса, в частности, через инновационные проекты, является не только способом снижения зависимости от крупных компаний, но и способствует социальной стабильности и экономическому процветанию. В последние два десятилетия, задачи развития МСБ тесно переплетались с тенденциями цифрового преобразования и научно-технологического прогресса. Государство стимулировало создание инновационных предприятий и активное использование научного и технического прогресса другими отраслями. Закон «О стимулировании развития технологий и инноваций среди малого и среднего бизнеса», принятый в 2001 году, стал важным шагом в этом направлении [7].
Далее, необходимо принять меры для повышения стабильности и выживаемости бизнеса. Именно МСП чаще всего закрываются, даже не начав полноценно работать. В 2017 г. 88 % всех самозанятых прекратили свою деятельность в первый же год работы. Большому риску выживаемости подвержены предприятия общественного питания, которых в РК больше, чем в других странах. Например, в 2018 г. в РК насчитывалось 600 тыс. ресторанчиков при населении чуть более 50 млн человек, тогда как, например, в Японии – 700 тыс. таких заведений при населении около 127 млн человек. В условиях жёсткой конкуренции многие начинающие рестораторы в РК банкротятся, закрывают свой бизнес, попадая при этом в долговую яму. В связи с этим правительство выделяет ряд льгот и финансовых послаблений, среди которых система дотационных кредитов с более низкой ставкой, на 2,5-3% ниже банковской, сроком вплоть до 8 лет, а также льготный порядок налогообложения. Эти и другие меры способствуют удержанию места компаний в быстро развивающейся экономике [8].
Другой необходимой мерой является улучшение условий для экспорта. Объём экспорта МСП РК растёт, однако его доля в общем объеме экспорта страны за минувшие 15 лет снизилась. Если в 2005 г. доля экспорта, приходящаяся на МСП, составляла 32%, то в 2020 г. она сократилась до 19 %. Современная торговая политика и дипломатия РК нацелены на стимулирование экспортной активности и достижение показателя 30% для удельного веса МСП в экспорте. Малые и средние предприятия РК поставляют продукцию в 227 стран. Этому способствует большое число соглашений о свободной торговле, заключенных Кореей. Характерно, что экспорт малого и среднего бизнеса направлен в крупнейшие страны-партнёры РК – Китай, США, Японию, Германию. Вторым магистральным направлением экспорта МСП РК являются страны ЮВА – Вьетнам, Гонконг, Тайвань, Индия, Индонезия. 10 ведущих статей экспорта МСП составляют пластик, косметика, автозапчасти, резина, оборудование для производства полупроводников, медикаменты, полупроводники, стальной прокат, автомобили, контроллеры. В связи с этим государству необходимо проводить систему целевого кредитования малому бизнесу в интересах содействия экспорту.
Заключительным пунктом является поддержка венчурного бизнеса и стартапов. В Республике Корея понятия венчурного бизнеса и стартапа используются, как правило, в одном и том же значении. Поэтому образованное в 2017 г. Министерство МСП и стартапов в корейском названии содержит слово «венчурный бизнес» (벤처기업), а в официальном переводе на английский – слово «стартап» (startups). Отличительная особенность стартапов заключается в том, что здесь, в отличие от традиционных отраслей малого и среднего бизнеса, создаются привлекательные для молодёжи рабочие места. Открытие стартапов и венчурное инвестирование является модным и престижным занятием для южнокорейской молодёжи, и это поддерживается на государственном уровне программами поощрения предпринимательской активности. привлекает молодых специалистов и способствует решению проблемы безработицы среди молодежи. Такая поддержка обеспечивает привлекательные условия для развития бизнеса и создает возможности для долгосрочного экономического роста страны [9].
Вывод
Малый и средний бизнес играет ключевую роль в экономике Республики Корея, начиная с ее динамичного роста и развития экспортно-ориентированной индустрии, которая стала важной частью региональных и глобальных экономических связей. Несмотря на первоначальное предпочтение в поддержке крупных конгломератов, правительство признало важность малого бизнеса для решения проблем безработицы и регионального неравенства. Несмотря на это, данный сектор экономики имеет ряд проблем, такие как проблема выживаемости бизнеса, кадровая проблема и другие. Сегодня Республика Корея активно проводит политику поддержки малого и среднего бизнеса. Такой подход создает новые рабочие места и выступает в качестве движущей силы будущего роста. Были выявлены основные пути повышения международной конкурентоспособности: развитие инноваций и технологий, улучшение условий для экспорта, упрощение процедур и бюрократии, поддержка в получении международных сертификатов и лицензий, развитие венчурных предприятий. Учитывая, что задачи развития МСБ переплетаются с тенденциями цифровизации и научно-технического прогресса, государство должно продолжать стимулировать создание инновационных предприятий, использовать научный и технический прогресс в других отраслях, и поддерживать МСБ через инновационные проекты.
Список литературы
1. Экономика Республики Корея: учебник / М.П. Кукла. – Владивосток : Издательство Дальневосточного федерального университета, 2022. – С. 135-143
2. Количество малых и средних предприятий Республики Корея / [Электронный ресурс] // Индивидуальная статистика малого и среднего бизнеса: [сайт]. – URL: https://www.bandtrass.or.kr/theme/smbc.docommand=THE004View&viewCode=THE0040 (дата обращения: 01.12.2023).
3. Самсонова, В.Г. Малый и средний бизнес в Республике Корея: современное состояние, проблемы и перспективы // Корейский полуостров в поисках мира и процветания. В двух томах. Т. 1. – М.: ИДВ РАН, 2019. – C. 248-260.
4. Парк, Чеол-Кю. Доклад Корпорации МСБ Кореи SBC / Чеол-Кю Парк [Электронный ресурс] // STYDULID: [сайт]. – URL: https://studylib.ru/doc/266207/doklad-korporacii-msb-korei-sbc (дата обращения: 01.12.2023).
5. Hong, S.Y., Park, J.H. and Park, J.Y. (1999), Status and prospects of small and medium enterprises (SMEs) in Korea, Policy research paper No. 14-99-02, Korea Small Business Institute.
6. Lee, Hyun-Hoon, Harvie, Charles, Gregory, Gary. Korean SMEs in the 21st century: Strategies, constraints and performance in a global economy [Текст] / Hyun-Hoon Lee, Charles Harvie, Gary Gregory // Economic Papers A journal of applied economics and policy. – 2002. – № . – С. 274-282.
7. Park, Hun Joo. RECASTING SMALL BUSINESS IN KOREA [Текст] / Hun Joo Park // Economic Papers A journal of applied economics and policy. – 2002. – № . – С. 603-610.
8. 중소기업벤처기업부 = Ministry of SMEs and Startups. – URL: https://www.mss.go.kr/site/smba/main.do (дата обращения: 20.10.2022). Министерство малого и среднего бизнеса и стартапов РК.
9. Kim, Jong Woon, Kim, Hongkee. Korean support system for venture business creation [Текст] / Kim, Jong Woon; Kim, Hongkee // Seoul: KDI School of Public Policy and Management. – 2013. – № . – С. 94-199.
References
1. Jekonomika Respubliki Koreja: uchebnik / M.P. Kukla. – Vladivostok : Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta, 2022. – S. 135-143
2. Kolichestvo malyh i srednih predprijatij Respubliki Koreja / [Jelektronnyj resurs] // Individual'naja statistika malogo i srednego biznesa: [sajt]. – URL: https://www.bandtrass.or.kr/theme/smbc.docommand=THE004View&viewCode=THE0040 (data obrashhenija: 01.12.2023).
3. Samsonova, V.G. Malyj i srednij biznes v Respublike Koreja: sovremennoe sostojanie, problemy i perspektivy // Korejskij poluostrov v poiskah mira i procvetanija. V dvuh tomah. T. 1. – M.: IDV RAN, 2019. – C. 248-260.
4. Park, Cheol-Kju. Doklad Korporacii MSB Korei SBC / Cheol-Kju Park [Jelektronnyj resurs] // STYDULID: [sajt]. – URL: https://studylib.ru/doc/266207/doklad-korporacii-msb-korei-sbc (data obrashhenija: 01.12.2023).
5. Hong, S.Y., Park, J.H. and Park, J.Y. (1999), Status and prospects of small and medium enterprises (SMEs) in Korea, Policy research paper No. 14-99-02, Korea Small Business Institute.
6. Lee, Hyun-Hoon, Harvie, Charles, Gregory, Gary. Korean SMEs in the 21st century: Strategies, constraints and performance in a global economy [Tekst] / Hyun-Hoon Lee, Charles Harvie, Gary Gregory // Economic Papers A journal of applied economics and policy. – 2002. – № . – S. 274-282.
7. Park, Hun Joo. RECASTING SMALL BUSINESS IN KOREA [Tekst] / Hun Joo Park // Economic Papers A journal of applied economics and policy. – 2002. – № . – S. 603-610.
8. 중소기업벤처기업부 = Ministry of SMEs and Startups. – URL: https://www.mss.go.kr/site/smba/main.do (data obrashhenija: 20.10.2022). Ministerstvo malogo i srednego biznesa i startapov RK.
9. Kim, Jong Woon, Kim, Hongkee. Korean support system for venture business creation [Tekst] / Kim, Jong Woon; Kim, Hongkee // Seoul: KDI School of Public Policy and Management. – 2013. – № . – S. 94-199.