Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / международная конкурентоспособность / венчурный бизнес / инновационная политика / small and medium-sized businesses / international competitiveness / venture business / innovation policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова Ольга Александровна, Поздеева Дарья Александровна

Малый и средний бизнес является основой экономики большинства стран, включая Республику Корея, и его конкурентоспособность напрямую влияет на общее состояние экономики, уровень занятости, инновации и технологическое развитие. В условиях глобализации и растущей конкуренции, особенно в азиатском регионе, малый и средний бизнес Кореи сталкивается с серьезными вызовами для своего развития. В статье предлагается рассмотреть различные пути повышения конкурентоспособности корейского малого и среднего бизнеса, такие как улучшение условий для экспорта, развитие инноваций и технологий, развитие стартапов, а также укрепление международных связей и сотрудничества. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью анализа и использования зарубежного опыта для повышения международной конкурентоспособности корейских компаний. Исследование может быть полезным для представителей малого и среднего бизнеса Кореи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE INTERNATIONAL COMPETITIVENESS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES OF THE REPUBLIC OF KOREA

Small and medium-sized businesses are the backbone of the economy of most countries, including the Republic of Korea, and their competitiveness directly affects the overall state of the economy, employment, innovation and technological development. In the context of globalization and growing competition, especially in the Asian region, small and medium-sized businesses in Korea face serious challenges for their development. The article proposes to consider various ways to increase the competitiveness of Korean small and medium-sized businesses, such as improving export conditions, developing innovations and technologies, developing start-ups, as well as strengthening international relations and cooperation. The relevance of this article is due to the need to analyze and use foreign experience to improve the international competitiveness of Korean companies. The study may be useful for representatives of small and medium-sized businesses in Korea.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ»

Введение

Сектор малого и среднего бизнеса играл важную роль в сфере занятости и производства еще с самого начала динамичного роста экономики Республики Кореи. За довольно короткий период времени Корея смогла развить мощную экспортно-ориентированную индустрию, которая стала значимой составляющей региональных и глобальных экономических связей.

До начала 1990-х гг. правительство Кореи в основном поддерживало создание крупных конгломератов и рассматривало малый бизнес как второстепенный элемент экономики, служащий лишь для решения проблем, таких как безработица и отставание некоторых регионов. Большая часть малого бизнеса была сосредоточена в традиционных секторах (переработка сельскохозяйственного сырья, строительство) и была отделена от основных финансовых потоков. Кризис 1997–1998 годов заставил правительство Кореи оказывать финансовую и административную помощь малому бизнесу, содействовать оптимизации и упрощению взаимодействия между малым и крупным бизнесом в сфере кредитования, передачи технологий и обмена кадрами. Так одним из приоритетов развития страны Правительство Южной Кореи выбрало поддержку малого предпринимательства.

Сегодня Республика Корея является одним из лидеров в мировой тенденции развития сектора малого и среднего бизнеса (далее МСБ, МСП). Согласно данным, МСБ Кореи формирует более 50% ВВП (для сравнения в России этот показатель составляет около 20%).

Говоря о текущем положении, в 2022 году МСБ Кореи составлял 99% об общего числа предприятий страны, на них приходилось более 82% занятых населения. По статистике, большая доля в МСБ принадлежит оптовой и розничной торговле, что составляет 19,1%. Далее следует производство – 18,9%, строительство – 10.2%, также сфера гостиничного хозяйства и общественного питания – 9,7%. Из этого следует вывод, что на три отрасли –производство, торговля и ресторанно-гостиничный бизнес – приходится почти половина всех занятых в МСБ Кореи. С каждым годом МСП постепенно начинает брать на себя большую роль в корейской экономике. Региональное распределение МСБ также имеет свои закономерности – большая его часть сконцентрирована в столице, в провинции Кёнгидо, а также в городе Пусан. В этих же городах работает и большая часть людей, занятых в этой сфере [1].

Международную конкурентоспособность данных предприятий можно объяснить изначально заложенным в них потенциалом, который отличает их от Чеболей. Среди них выделяют мобильность и гибкость. Малые фирмы оперативнее реагируют на изменения ситуации на рынке, на запросы рынка, а также учитывают локальные потребности потребителей. МСБ в большей степени подходит для производства небольших партий уникальной, нестандартизированной продукции. Если затраты не слишком велики, то небольшие компании могут быстрее осваивать новые направления деятельности и разрабатывать новые виды товаров и услуг. Также корейские товары и услуги часто имеют конкурентные цены на мировом рынке благодаря эффективному использованию ресурсов и низким затратам на производство.

Таблица 1

Количество малых и средних предприятий РК с 2008 по 2022 год [2]

Год Количество предприятий МСБ

2008 75,856

2010 80,107

2012 86,207

2014 88,486

2016 91,855

2018 94,162

2020 94,900

2022 92,488

Согласно статистическим данным с 2008 по 2022 год количество малых и средних предприятий Кореи увеличилось примерно на 16 тысяч, что является достаточно высоким показателем для такой небольшой по численности населения страны. Тем не менее, последние годы наблюдается нестабильная динамика в виде сокращения числа предприятий, по сравнению с 2020 годом. В связи с чем необходимо изучить основные проблемы, с которыми сталкивается МСП, а также выявить ряд мер, принимаемых государством для поддержания стабильного роста, а также международной конкурентоспособности.

Результаты исследований

Мировая практика показывает, что без специальных мер государственной поддержки развитие малого и среднего предпринимательства невозможно. Уже в 1960-е годы в Корее возникла необходимость разработки мер по стимулированию малого и среднего предпринимательства. Политика, принятая для поддержки малого и среднего бизнеса (МСП) в 1960-х годах, была частью стратегии по развитию и укреплению МСП в структуре, где крупные фирмы и МСП взаимодействуют друг с другом. Эта стратегия была ориентирована на стимулирование роста крупных предприятий и компаний. Базовый закон «О малом и среднем предпринимательстве» определил основные направления правительственной помощи (финансовой и административной), позднее в документ неоднократно вносились дополнения. Согласно данным, приведенным в таблице 2, только с конца 1990-х годов был взят курс на расширение возможностей малого и среднего бизнеса (выход продукции на мировой рынок, развитие международной конкурентоспособности, а также поддержка стартапов и венчурного бизнеса. Также из таблицы видно, что политика в сфере МСП разрабатывалась в соответствии с изменяющейся деловой средой в стране и за её пределами. Сегодня политика направлена на создание благоприятных условий для бизнеса, которые помогут МСП адаптироваться к изменениям в мировой экономике и поспособствуют приходу молодых предпринимателей в бизнес [3].

Таблица 2

Эволюция политики по отношению в МСБ в Корее [4]

Годы Основные направления политики РК

1960-е Начало политики МСП

Разработка законодательной базы Базовый закон «О малом и среднем предпринимательстве» (1966)

1970-1980-е Настроены вертикальные отношения между крупным и малым бизнесом

*в основном, машиностроение, электронная и текстильная промышленность Корпорация малого и среднего бизнеса (1979)

Пересмотр закона «О малом и среднем предпринимательстве»

1990-е Усиление возможностей самопомощи (упрощение процедур бюрократии, налоговые льготы) Администрация Малого и Среднего бизнеса (1996)

2000-наше время Усиление конкурентоспособности МСБ

Улучшение условий для экспорта

Меры поддержки венчурного бизнеса Закон «О стимулировании технологий и инноваций в малых и средних предприятиях» (2001)

Министерство по делам малого и среднего бизнеса и стартапов Республики Корея (образовано в 2017 г. на смену Администрации Малого и Среднего бизнеса)

Несмотря на базовую политику поддержки малых предприятий данных сектор имеет ряд проблем. Среди них выделяют кадровую проблему, проблему выживаемости. В ходе опроса, проведенного с 4 по 23 октября 2016 года, были отражены мнения опрошенных МСП о поддержке правительства с точки зрения развития МСП и о том, чему необходимо уделять больше внимания. В результатах исследования, проведённого Корейской федерацией предпринимательства (KEF, представляет интересы малых и средних предприятий) показано, что наибольшее внимание уделяется трем областям: укреплению конкурентоспособности технологий; повышению стабильности и выживаемости бизнеса; и повышению эффективности государственной поддержки. Более 60 процентов отобранных малых и средних предприятий подчеркнули эти три фактора [5].

Таблица 3

Основные области, которые правительство должно поддерживать (%) [6]

Область 1 2 3 4 5 6

% 25.3 22.1 18.9 14.9 8.2 10.6

1. Укрепление конкурентоспособности технологий, 2. Повышение стабильности и выживаемости бизнеса, 3. Повышение эффективности государственной поддержки, 4. Создание справедливой торговой среды, 5. Поддержка в получении международных сертификатов и лицензий, 6. Улучшение условий для экспорта.

Таким образом, результаты опроса позволяют понять наиболее острые проблемы для предпринимателей, работающих в сфере малого и среднего бизнеса. Поскольку конкурентоспособность МСБ на внутреннем и на внешнем рынках непрерывно связана с политикой государства через различные механизмы поддержки и стимулирования, основываясь на результатах опроса можно определить основные пути повышения международной конкурентоспособности.

Укрепление позиций на мировой арене и развитие новых технологий являются ключевыми задачами для политики малого и среднего бизнеса. Они способствуют экономическому росту и создают условия для эффективного использования инноваций. В этом контексте основной акцент делается на разработку новых технологий и внедрение последовательных бизнес-инноваций, которые позволят адаптироваться к постоянно меняющимся условиям глобальной экономической среды. Поддержка малого и среднего бизнеса, в частности, через инновационные проекты, является не только способом снижения зависимости от крупных компаний, но и способствует социальной стабильности и экономическому процветанию. В последние два десятилетия, задачи развития МСБ тесно переплетались с тенденциями цифрового преобразования и научно-технологического прогресса. Государство стимулировало создание инновационных предприятий и активное использование научного и технического прогресса другими отраслями. Закон «О стимулировании развития технологий и инноваций среди малого и среднего бизнеса», принятый в 2001 году, стал важным шагом в этом направлении [7].

Далее, необходимо принять меры для повышения стабильности и выживаемости бизнеса. Именно МСП чаще всего закрываются, даже не начав полноценно работать. В 2017 г. 88 % всех самозанятых прекратили свою деятельность в первый же год работы. Большому риску выживаемости подвержены предприятия общественного питания, которых в РК больше, чем в других странах. Например, в 2018 г. в РК насчитывалось 600 тыс. ресторанчиков при населении чуть более 50 млн человек, тогда как, например, в Японии – 700 тыс. таких заведений при населении около 127 млн человек. В условиях жёсткой конкуренции многие начинающие рестораторы в РК банкротятся, закрывают свой бизнес, попадая при этом в долговую яму. В связи с этим правительство выделяет ряд льгот и финансовых послаблений, среди которых система дотационных кредитов с более низкой ставкой, на 2,5-3% ниже банковской, сроком вплоть до 8 лет, а также льготный порядок налогообложения. Эти и другие меры способствуют удержанию места компаний в быстро развивающейся экономике [8].

Другой необходимой мерой является улучшение условий для экспорта. Объём экспорта МСП РК растёт, однако его доля в общем объеме экспорта страны за минувшие 15 лет снизилась. Если в 2005 г. доля экспорта, приходящаяся на МСП, составляла 32%, то в 2020 г. она сократилась до 19 %. Современная торговая политика и дипломатия РК нацелены на стимулирование экспортной активности и достижение показателя 30% для удельного веса МСП в экспорте. Малые и средние предприятия РК поставляют продукцию в 227 стран. Этому способствует большое число соглашений о свободной торговле, заключенных Кореей. Характерно, что экспорт малого и среднего бизнеса направлен в крупнейшие страны-партнёры РК – Китай, США, Японию, Германию. Вторым магистральным направлением экспорта МСП РК являются страны ЮВА – Вьетнам, Гонконг, Тайвань, Индия, Индонезия. 10 ведущих статей экспорта МСП составляют пластик, косметика, автозапчасти, резина, оборудование для производства полупроводников, медикаменты, полупроводники, стальной прокат, автомобили, контроллеры. В связи с этим государству необходимо проводить систему целевого кредитования малому бизнесу в интересах содействия экспорту.

Заключительным пунктом является поддержка венчурного бизнеса и стартапов. В Республике Корея понятия венчурного бизнеса и стартапа используются, как правило, в одном и том же значении. Поэтому образованное в 2017 г. Министерство МСП и стартапов в корейском названии содержит слово «венчурный бизнес» (벤처기업), а в официальном переводе на английский – слово «стартап» (startups). Отличительная особенность стартапов заключается в том, что здесь, в отличие от традиционных отраслей малого и среднего бизнеса, создаются привлекательные для молодёжи рабочие места. Открытие стартапов и венчурное инвестирование является модным и престижным занятием для южнокорейской молодёжи, и это поддерживается на государственном уровне программами поощрения предпринимательской активности. привлекает молодых специалистов и способствует решению проблемы безработицы среди молодежи. Такая поддержка обеспечивает привлекательные условия для развития бизнеса и создает возможности для долгосрочного экономического роста страны [9].

Вывод

Малый и средний бизнес играет ключевую роль в экономике Республики Корея, начиная с ее динамичного роста и развития экспортно-ориентированной индустрии, которая стала важной частью региональных и глобальных экономических связей. Несмотря на первоначальное предпочтение в поддержке крупных конгломератов, правительство признало важность малого бизнеса для решения проблем безработицы и регионального неравенства. Несмотря на это, данный сектор экономики имеет ряд проблем, такие как проблема выживаемости бизнеса, кадровая проблема и другие. Сегодня Республика Корея активно проводит политику поддержки малого и среднего бизнеса. Такой подход создает новые рабочие места и выступает в качестве движущей силы будущего роста. Были выявлены основные пути повышения международной конкурентоспособности: развитие инноваций и технологий, улучшение условий для экспорта, упрощение процедур и бюрократии, поддержка в получении международных сертификатов и лицензий, развитие венчурных предприятий. Учитывая, что задачи развития МСБ переплетаются с тенденциями цифровизации и научно-технического прогресса, государство должно продолжать стимулировать создание инновационных предприятий, использовать научный и технический прогресс в других отраслях, и поддерживать МСБ через инновационные проекты.

Список литературы

1. Экономика Республики Корея: учебник / М.П. Кукла. – Владивосток : Издательство Дальневосточного федерального университета, 2022. – С. 135-143

2. Количество малых и средних предприятий Республики Корея / [Электронный ресурс] // Индивидуальная статистика малого и среднего бизнеса: [сайт]. – URL: https://www.bandtrass.or.kr/theme/smbc.docommand=THE004View&viewCode=THE0040 (дата обращения: 01.12.2023).

3. Самсонова, В.Г. Малый и средний бизнес в Республике Корея: современное состояние, проблемы и перспективы // Корейский полуостров в поисках мира и процветания. В двух томах. Т. 1. – М.: ИДВ РАН, 2019. – C. 248-260.

4. Парк, Чеол-Кю. Доклад Корпорации МСБ Кореи SBC / Чеол-Кю Парк [Электронный ресурс] // STYDULID: [сайт]. – URL: https://studylib.ru/doc/266207/doklad-korporacii-msb-korei-sbc (дата обращения: 01.12.2023).

5. Hong, S.Y., Park, J.H. and Park, J.Y. (1999), Status and prospects of small and medium enterprises (SMEs) in Korea, Policy research paper No. 14-99-02, Korea Small Business Institute.

6. Lee, Hyun-Hoon, Harvie, Charles, Gregory, Gary. Korean SMEs in the 21st century: Strategies, constraints and performance in a global economy [Текст] / Hyun-Hoon Lee, Charles Harvie, Gary Gregory // Economic Papers A journal of applied economics and policy. – 2002. – № . – С. 274-282.

7. Park, Hun Joo. RECASTING SMALL BUSINESS IN KOREA [Текст] / Hun Joo Park // Economic Papers A journal of applied economics and policy. – 2002. – № . – С. 603-610.

8. 중소기업벤처기업부 = Ministry of SMEs and Startups. – URL: https://www.mss.go.kr/site/smba/main.do (дата обращения: 20.10.2022). Министерство малого и среднего бизнеса и стартапов РК.

9. Kim, Jong Woon, Kim, Hongkee. Korean support system for venture business creation [Текст] / Kim, Jong Woon; Kim, Hongkee // Seoul: KDI School of Public Policy and Management. – 2013. – № . – С. 94-199.

References

1. Jekonomika Respubliki Koreja: uchebnik / M.P. Kukla. – Vladivostok : Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta, 2022. – S. 135-143

2. Kolichestvo malyh i srednih predprijatij Respubliki Koreja / [Jelektronnyj resurs] // Individual'naja statistika malogo i srednego biznesa: [sajt]. – URL: https://www.bandtrass.or.kr/theme/smbc.docommand=THE004View&viewCode=THE0040 (data obrashhenija: 01.12.2023).

3. Samsonova, V.G. Malyj i srednij biznes v Respublike Koreja: sovremennoe sostojanie, problemy i perspektivy // Korejskij poluostrov v poiskah mira i procvetanija. V dvuh tomah. T. 1. – M.: IDV RAN, 2019. – C. 248-260.

4. Park, Cheol-Kju. Doklad Korporacii MSB Korei SBC / Cheol-Kju Park [Jelektronnyj resurs] // STYDULID: [sajt]. – URL: https://studylib.ru/doc/266207/doklad-korporacii-msb-korei-sbc (data obrashhenija: 01.12.2023).

5. Hong, S.Y., Park, J.H. and Park, J.Y. (1999), Status and prospects of small and medium enterprises (SMEs) in Korea, Policy research paper No. 14-99-02, Korea Small Business Institute.

6. Lee, Hyun-Hoon, Harvie, Charles, Gregory, Gary. Korean SMEs in the 21st century: Strategies, constraints and performance in a global economy [Tekst] / Hyun-Hoon Lee, Charles Harvie, Gary Gregory // Economic Papers A journal of applied economics and policy. – 2002. – № . – S. 274-282.

7. Park, Hun Joo. RECASTING SMALL BUSINESS IN KOREA [Tekst] / Hun Joo Park // Economic Papers A journal of applied economics and policy. – 2002. – № . – S. 603-610.

8. 중소기업벤처기업부 = Ministry of SMEs and Startups. – URL: https://www.mss.go.kr/site/smba/main.do (data obrashhenija: 20.10.2022). Ministerstvo malogo i srednego biznesa i startapov RK.

9. Kim, Jong Woon, Kim, Hongkee. Korean support system for venture business creation [Tekst] / Kim, Jong Woon; Kim, Hongkee // Seoul: KDI School of Public Policy and Management. – 2013. – № . – S. 94-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.