Научная статья на тему 'Пути повышения конкурентоспособности выпускников спортивных факультетов в сфере брендинга и маркетинга'

Пути повышения конкурентоспособности выпускников спортивных факультетов в сфере брендинга и маркетинга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
187
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / PR-ТЕХНОЛОГИИ / СПОРТИВНЫЙ БРЕНДИНГ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА / МЕНТАЛИТЕТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ СПОРТИВНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ / СФЕРА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ / МЕТОДЫ АНАЛИЗА РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ / РЕКЛАМНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СЕГМЕНТИРОВАНИЕ / ПСИХОГРАФИЯ / MARKETING / PR-TECHNOLOGIES / SPORT BRANDING / FUTURE EXPERTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / MENTALITY / COMPETITIVE ABILITY OF THE SPORT DEPARTMENT GRADUATES / THE SPHERE OF SPORTING GOODS AND SERVICES / METHODS OF MARKET ENVIRONMENT AN ALYSIS / ADVERTISING COMMUNICATION / SEGMENTATION / PSYCHOGRAPHICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Клетнева Анна Анатольевна, Гладышев Александр Александрович

В статье рассмотрены проблемы компетенции будущих специалистов в области физической культуры и спорта в вопросах брендинга и маркетинговых коммуникаций, а также сопутствующих факторов, в частности фактор менталитета, которые оказывают влияние на качество их подготовки. Также затрагиваются аспекты повышения конкурентоспособности выпускников спортивных факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways of increasing the competition graduate of sport faculties students

The article is devoted to the problems of competency in branding and marketing communication of future experts in physical culture and sports. The authors also deal with some other issues, (i.e. mentality factor), which influence the quality of students’ training. Aspects of competitive ability improvement of the sport department graduates are also under consideration.

Текст научной работы на тему «Пути повышения конкурентоспособности выпускников спортивных факультетов в сфере брендинга и маркетинга»

ко-интонационное и пантомимическое сопровождение позволят приблизиться будущему учителю к педагогу-мастеру.

На втором этапе обучение продолжается в лабораторной форме: студентам предлагается создать на основе фрагментов из разных источников два различных по стилистической принадлежности репродуктивных монолога с учетом тематики, жанрово-стилистической характеристики и принципов обучения. Далее эти монологи готовятся к воспроизведению в ролевой игре, записываются на видеокамеру и анализируются по нескольким параметрам: а) соответствие монолога жанру репродуктивного высказывания; б) степень трансформации первоисточника; в) разнообразие используемых приемов адаптирования; г) уместность языковых, ритмико-интонационных и пантомимических средств воздействия. Такая работа готовит студентов к использованию чужой речи в реальных условиях урока, что отражается и на отборе тем для репродуктивных монологов (результатами своей работы студенты могут в дальнейшем воспользоваться в период предметной педагогической практики).

В связи с этим главной задачей третьего этапа становится проверка сформированности этих умений с учетом сложившейся ситуации, коммуникативной интенции и т. д. В данном случае основным предметом анализа является реальный урок, проведенный студентом-практикантом.

Наш опыт работы по предложенной системе дает основание утверждать, что, выполнив такие задания, студенты начинают свободнее пользоваться чужими источниками, сохраняя их авторство, избавляются от типичных недостатков (в частности, неэффективного использования цитат и прецедентных высказываний, однообразия в выборе приемов популяризации и введения чужой речи, неуместного смешения разностилевых элементов, способов передачи чужой речи и др.), учатся корректно использовать чужой интеллектуально-речевой опыт и проявлять при этом творческую активность. Такая работа существенно совершенствует уровень коммуникативной культуры будущих учителей-словесников.

УДК 378

А. А. Клетнева, А. А. Гладышев

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СПОРТИВНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ В СФЕРЕ БРЕНДИНГА И МАРКЕТИНГА

В статье рассмотрены проблемы компетенции будущих специалистов в области физической культуры и спорта в вопросах брендинга и маркетинговых коммуникаций, а также сопутствующих факторов, в частности фактор менталитета, которые оказывают влияние на качество их подготовки. Также затрагиваются аспекты повышения конкурентоспособности выпускников спортивных факультетов.

The article is devoted to the problems of competency in branding and marketing communication of future experts in physical culture and sports. The authors also deal with some other issues, (i.e. mentality factor), which influence the quality of students' training. Aspects of competitive ability improvement of the sport department graduates are also under consideration.

Ключевые слова: маркетинг, PR-технологии, спортивный брендинг, будущие специалисты в области физкультуры и спорта, менталитет, конкурентоспособность выпускников спортивных факультетов, сфера физкультурно-спортивных товаров и услуг, методы анализа рыночной ситуации, рекламные коммуникации, сегментирование, психография.

Keywords: marketing, PR-technologies, sport branding, future experts in physical culture and sports, mentality, competitive ability of the sport department graduates, the sphere of sporting goods and services, methods of market environment an alysis, advertising communication, segmentation, psychographics.

Современные преобразования общества, в том числе системы высшего и среднего профессионального образования, вызвали необходимость в модернизации содержания учебных планов. Коммерциализация общественной жизни обусловила возрастающую потребность в конкурентоспособности выпускников, в умении представить себя и свои знания, то есть своего рода определенный продукт [1]. Существующая система высшего и среднего профессионального образования не обеспечивает достаточного уровня экономической подготовки студентов к этой сфере деятельности. Экономическое образование остается прерогативой профильных учебных заведений, тогда как необходимость владения основами брен-динга и маркетинга является насущной проблемой современных специалистов в области физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт - это массовый продукт, PR в этой сфере необходим для достижения ряда целей: положительный имидж, репу-

© Клетнева А. А., Гладышев А. А., 2011

А. А. Клетнева, А. А. Гладышев. Пути повышения конкурентоспособности выпускников.

тация спортивной компании и спортсмена, получение прибыли. В результате действия РИ-техно-логий происходит популяризация физической культуры и здорового образа жизни, а это задача социально важная, способствующая увеличению потенциальной аудитории профессионального спорта.

С каждым годом РИ-службы играют все большую роль в спортивном бизнесе, благодаря им физкультура и спорт стали одной из самых выгодных сфер спонсирования и инвестирования [2].

В российской практике роль профессиональных РИ-консультантов в спорте получила соответствующую оценку сравнительно недавно. Исследования в области данного направления находят отражения в работах Н. Ивашова, Т. Гэда, А. Уиллера, С. Крейнера.

В педагогической науке существуют как устоявшиеся, так и инновационные подходы к обучению. Известны учебные дисциплины и методики подготовки специалистов по брендингу и маркетингу. Однако внедрение этих учебных дисциплин в процесс обучения специалистов в области физической культуры и спорта требует учета ряда характеристик и типов потребителей физкуль-турно-спортивных товаров и услуг.

При исследовании характеристик и типов потребителей физкультурно-спортивных товаров и услуг, как правило, выделяются следующие основные критерии: демографические характеристики; социальная группа; медицинская группа; цели, мотивы, проблемы и амбиции потребителя; уровень спортивной квалификации и уровень платежеспособности. При изучении потребительских или маркетинговых критериев, обусловленных характером реакции потребителей на обещания, обращают внимание на индивидуализацию пакета услуг и стоимостные характеристики, не вполне учитывая своеобразие российского рынка [3].

При несомненном охвате спортивного рынка наиболее известными брендами существуют причины замедления процесса распространения современных экономических технологий, к основным из которых относят особенности российского менталитета, молодость и незрелость рыночных отношений.

В России только начинают привыкать к рекламе, к богатству выбора товаров и услуг. В то же время происходит постепенное расслоение потребителей на тех, кто уже воспитан на западных ценностях, и тех, кто их не воспринимает. К первым, как правило, относят молодежь в возрасте 19-25 лет, ко вторым - людей более старшего возраста (50 лет и старше). Возрастная группа от 25 до 50 лет (средняя) демонстрирует смешанные предпочтения [4].

Целью настоящей работы является исследование компетентности будущих специалистов в области физкультуры и спорта в сфере спортивного брендинга и маркетинга, а также сопутствующих факторов, влияющих на качество их подготовки. Цель исследования обусловила постановку следующих задач:

1. Выявить уровень осведомленности в сфере спортивного брендинга будущих специалистов в области физкультуры и спорта.

2. В сфере маркетинга физкультуры и спорта -обозначить важные аспекты, требующие внимания при подготовке специалистов.

3. Изучить влияние фактора менталитета на культуру российского потребителя.

Результаты исследования осведомленности в сфере спортивного брендинга будущих специалистов в области физической культуры и спорта, выявили недостаточный уровень знаний, связанный, прежде всего, с недооценкой значимости спортивного брендинга и использования РИ-тех-нологий.

С целью выявления основных факторов, формирующих мотивы, предпочтения и амбиции потребителя, в сфере физкультурно-спортивных товаров и услуг был проведен анкетный опрос. Исследование проводилось на базе Нижневартовского государственного гуманитарного университета (среди студентов, преподавателей и сотрудников факультета физической культуры и спорта) и СОК «Теннисный корт» (среди рабочих, служащих и инженерно-технических работников предприятий нефтегазового комплекса «ТНК-Нижневартовск» и «ТНК-менеджмент», занимающихся в группах здоровья, секциях атлетической гимнастики и настольного тенниса). В анкетировании участвовали 84 человека в возрасте от 19 до 64 лет. В возрастную группу 1925 лет были объединены студенты, рабочие и служащие, в среднюю и старшую группы - рабочие, инженерно-технические работники, служащие и преподаватели. При анализе ответов на вопросы анкеты использовалась десятибалльная шкала в оценке тех или иных предпочтений [5].

Хотя многие авторы указывают на то, что ярко выраженной особенностью российского менталитета является умение вдумчиво выбирать товар и услуги, обусловленное, по всей вероятности, низкой покупательной способностью, эмоциональная составляющая рекламной коммуникации сегодня имеет гораздо меньший эффект в России, чем на Западе. Это подтверждается и данными проведенного анкетного опроса: доверие к рекламе не превышает уровня 3,9 балла, а у 17,6% респондентов падает до минимума. При этом влияние стоимости товара на желание совершить покупку или получить услугу достигает значения 8,1 балла в старшей возрастной груп-

пе, соответственно уменьшаясь до 6,4 балла в средней и 5,1 балла в молодежной возрастных группах.

Утверждение, что внимание российского покупателя направлено на «техническую» составляющую (качество, модель, цвет) и гораздо меньше внимания обращается на упаковку и марку, в основном, верно. При этом лидирует по значимости качество товара и защищенность его от подделок (уровень 8,4 и 8,5 балла соответственно, отмечает молодежь; 7,7 и 7,5 балла -средняя возрастная группа; 9,9 и 9,4 балла -старшая возрастная группа соответственно). На втором месте по значимости в возрастных группах до 50 лет находятся новизна и эксклюзивность модели (уровень 7,0 и 6,4 балла соответственно отмечает молодежь; 5,5 и 5,8 балла -средняя возрастная группа; 5,0 и 6,1 балла -старшая возрастная группа соответственно). Довольно близки к ним по значимости цветовая гамма и наличие символов на изделии (6,8 и 5,7 баллов соответственно отмечает молодежь; 7,1 и 5,2 балла - средняя группа; 8,4 и 5,8 балла - старшая возрастная группа). Следует отметить, что в старшей группе большее значение имеет цвет, чем новизна модели. Возможно, это связано с тем, что, по утверждению ряда авторов, восприятие у россиян направлено в первую очередь на исторический или метафоричный смысл символов и цвета, а затем только на непосредственный.

Установки, сформированные в подсознании, оказывают серьезное влияние на выбор, и их необходимо учитывать для создания маркетинговых ходов в спортивном брендинге. Это особенно важно, когда для российского рынка адаптируется реклама, разработанная на Западе. Значимость бренда и наглядно показанных его отличий имеет вес у молодежи (уровень соответственно 8,5 и 7,5 баллов), но снижается до среднего и ниже среднего уровня в других возрастных группах (4,7 и 6,9 баллов - в средней возрастной группе; 5,6 и 5,3 баллов - в старшей возрастной группе соответственно).

Анализируя особенности предпочтений, оказывающих влияние на выбор товаров и услуг по половому признаку, следует отметить, что выраженные отличия проявились в средней группе. Для мужчин этой группы меньшее значение имеет качество товара (услуг), цвет, наличие символов и знаменитость бренда (уровень значения в баллах 6,3; 5,8; 3,0 соответственно), в то время как для женщин эти позиции имеют более существенный вес (уровень значения в баллах 9,2; 8,5; 6,5 соответственно).

В старшей группе мужчины имеют более высокое доверие к рекламе (уровень 5,5 балла), тогда как женщины ей практически не доверя-

ют (уровень 1,0 балл). Также для женщин старшего возраста не имеет значения как сам бренд, так и его отличия (уровень 2,5 и 2,5 балла соответственно), но мужчины обращают внимание на эти позиции (уровни 9,8 и 8,8 балла соответственно).

Таким образом, недооценка особенностей менталитета провоцирует использование неправильных подходов как в подготовке специалистов, так и в разработке стратегии спортивного брендин-га, признаки которых можно проследить в современных рекламных образцах.

Тем не менее в практике маркетинга существуют методы анализа рыночной ситуации, учитывающие подобные факторы. Рыночные исследования предполагают как одно из основных направлений сегментирование потребителей. Сегментирование как метод исследования развилось из идеи W. R. Smith, который говорил о том, что спрос на товары зависит не только от конкуренции и цен, но и от различий между потребителями [6].

Сегментирование или разделение на однородные по пониманию преимуществ данного товара группы производится для того, что бы на эту группу можно было воздействовать одинаковыми средствами маркетинговых коммуникаций. Тип сегментирования определяется особенностями рынка и товарной спецификой. В основном сегментирование подразделяется на три основных направления: география, демография и психогра-фия [7].

Анализ публикаций свидетельствует о том, что в России сегментирование потребителей проводилось в ограниченном варианте - по принадлежности к тому или иному классу, с акцентом на исследование среднего класса [8]. В то же время специалисты уверены, что психографическое сегментирование имеет большие перспективы для практики брендинга, так как позволяет детально изучить жизненные ценности и ориентацию на уважение потребителей, чтобы использовать эти сведения для точных и эффективных маркетинговых коммуникаций.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать предположение о том, что успех маркетинговой компании и в спортивном брен-динге будет напрямую зависеть от полноты использования методов исследования рыночной ситуации, а успешное развитие спортивного брен-динга на российском рынке требует, прежде всего, сегментирования потребителей, с акцентом на психографическое направление.

При проведении анкетирования выявлены следующие результаты: 53% опрошенных не знали, что входит в понятие спортивного брен-динга, но после соответствующего разъяснения смогли продолжить отвечать на последующие

Н. Г. Шнипа. Состояние готовности студентов педагогического вуза к дидактическому исследованию

вопросы. Все опрашиваемые сошлись во мнении, что спортивный брендинг в большей степени развит за рубежом. В вопросе значимости влияния спортивного брендинга на развитие физической культуры и спорта в России 57% респондентов отметили, что влияние это весомое, однако 43% респондентов не согласились с таким ответом и утверждают, что его влияние незначительное. Такая позиция, по всей видимости, говорит о неподготовленности студентов к использованию современных технологий управления спортивной деятельностью. В то же время все без исключения опрашиваемые назвали известные бренды в избранном виде спорта, а 74% респондентов указали на то, что большое значение в развитии спортивного бренда имеет маркетинг и знание маркетинговых ходов для успешного осуществления управленческой деятельности в спорте. Тем не менее примеры подобных маркетинговых ходов респонденты привести не смогли.

Совершенно одинаковы взгляды студентов на то, что РИ-технологии необходимы в современном спорте. В то же время мнения студентов о том, на что преимущественно должны быть направлены РИ-технологии, различны. Так, 43% респондентов считают, что их следует использовать для создания положительного имиджа, 10% думают, что для поддержания репутации спортивного коллектива, и 47% уверены, что для получения прибыли. Ни один из респондентов не указал более одного варианта ответа. Полученные результаты анкетного опроса свидетельствуют о том, что студенты имеют недостаточный уровень владения информацией о современных способах управления в спорте и недооценивают значение спортивного бренда для развития физической культуры и спорта в России. Несмотря на это 100% студентов согласны, что популяризация физической культуры и спорта средствами РИ-технологий имеет социальное значение.

Таким образом, результаты анкетного опроса выявили недостаточный уровень осведомленности студентов факультета физической культуры и спорта о результативности, целях, задачах и значении спортивного брендинга, бренда, маркетинга и РИ-технологий, а также о способах их использования. По всей вероятности, это негативно влияет на уровень конкурентоспособности выпускников спортивных факультетов. Решение этой проблемы возможно за счет введения специализированной дисциплины в учебные планы спортивных факультетов, охватывающей вопросы брендинга, РИ-технологий и маркетинга в области физической культуры и спорта, в том числе с учетом особенностей современного рынка услуг.

Примечания

1. Добрыднев С. И. К вопросу определения продукта вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 4.

2. Чемпионат по маркетингу // PR в России. 2007. № 12. URL: http://www.marketing.spb.ru

3. Голубков Е. П. Изучение потребителей // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 5; Лукашо-ва Е. В. Проблемы ценностного сегментирования российского потребительского рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 1; Степанова О. И. Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности: учеб. пособие. М., 2008. 480 с.

4. Лукашова Е. В. Указ. соч.

5. Гладышев А. А. Брендинг в физической культуре. Фактор менталитета // Студент и научно-технический прогресс. Экономика: материалы XLIX Меж-дунар. науч. студ. конф. Новосибирск: Изд-во Ново-сиб. гос. ун-та, 2011. С. 206-210.

6. Smith W. Product differentiation and market segmentation as alternative marketing strategies // Journal of Marketing. 1956. Vol. 20. Р. 3-8.

7. Костерин А. Г. Практика сегментирования рынка. 1-е изд. СПб.: Изд. дом Питер, 2002. 288 с.; Траут Дж. Большие бренды - большие проблемы. Учитесь на чужих ошибках. СПб., 2002. 240 с.

8. Лукашова Е. В. Указ. соч.

УДК 378

Н. Г. Шнипа

СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ДИДАКТИЧЕСКОМУ исследованию

В данной статье представлены и проанализированы результаты констатирующего эксперимента по выявлению готовности к дидактическому исследованию. Эксперимент проводился на базе ГОУ ВПО «АлтГПА» г. Барнаула со студентами III, IV, V курсов филологического факультета в соответствии с критериями и уровнями, разработанными в ходе построения модели формирования такой готовности.

In this article are presenting and analysing the results of the ascertained experiment by the revelation of the preparedness to the didactic research. The experiment was conducted on the basis SEI HPE «Altai state pedagogic academy»in Barnaul city with the students of the third, fourth, fifth courses the philological department in compliance with criterias and levels developed in the caerse of the modeling of forming such preparedness.

Ключевые слова: готовность к дидактическому исследованию, критерии и уровни готовности к дидактическому исследованию.

Keywords: preparedness to the didactic research, criterias and levels of the preparedness to the didactic research.

В современных условиях развития образовательных учреждений и внедрения инновационных технологий роль исследовательской подго-

© Шнипа Н. Г., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.