Рисунок 4. Многоуровневая функциональная система управления прибылью пищевого предприятия
4. Многовариантность подходов к разработке управленческих решений. Это требование вытекает из необходимости поиска оптимального решения и его комплексного характера (третье требование). Для оценки тех или иных решений с целью выбора оптимального варианта необходимо разработать критерии оценки, которые могут устанавливаться самим предприятием исходя из его специфики.
5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными ни казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если вступают в противоречие со стратегическими целями предприятия на длительную перспективу.
В соответствии с перечисленными требованиями предлагается система управления прибылью предприятия (см. рис. 4).
Анализ формирования и распределения прибыли на пищевых предприятиях показал наличие противоречивых тенденций. С одной стороны, спад производства, отсутствие стимулов для его развития в силу давления импорта, снижение конкурентоспособности продукции, несбалансированность спроса, большой моральный и физический износ оборудования, и т.п. С другой, падение объемов получаемой прибыли и снижение рентабельности производства происходит на фоне увеличения заработной платы и социальных выплат в ущерб развитию производства и повышению его технического уровня. Можно сделать вывод, что в условиях спада производства и низкой конкурентоспособности продукции, пищевые предприятия должны руководствоваться получением, так называемой, удовлетворительной прибыли, а не максимальной, как это принято.
Абрамова Т.М., Даудова З.М., Исрапилова Э.А., Муртилов Н.А.
Пути повышения конкурентоспособности продукции пищевой промышленности
Для российской экономики в современный сложный период становления и развития цивилизованных рыночных отношений, либерализации внешнеэкономических связей, тяжелого финансового положения многих производственных предприятий, интеграции отечественной экономики в систему мировых хозяйственных связей вопросы повышения конкурентоспособности отечественной продукции приобретают все большее значение. При существующих условиях отечественной пищевой промышленности необходим рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. В этой связи актуальной становится задача организации и развития производства конкурентоспособной отечественной продукции. Многое в вопросах выбора рыночного поведения предприятия зависит от конкурентоспособности производимой им продукции, так как привлечь потребителя можно только предложением товара, имеющего преимущества по сравнению с товарами-конкурентами по удовлетворению нужд потребителя.
Анализ литературы по практическому маркетингу и бизнес планированию позволяет выявить определенную общность позиций различных авторов (к примеру, в работах [1-3] в сфере понятийного аппарата конкурентоспособности продукции и её оценки. Это является отправным моментом для разработки принципов и подходов к практическому решению проблемы количественной оценки уровня конкурентоспособности конкретной номенклатуры продукции и степени его возможного повышения в результате проведения соответствующих мероприятий.
Под понятием конкурентоспособность подразумевается соответствие продукции требованиям рынка, совокупность потребительских и стоимостных характеристик продукции, определяющая ее сравнительные возможности реализации на рынке и получения прибыли, а также отражающая ее отличие от продукции-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Конкурентоспособность продукции является относительной и обобщенной характеристикой продукции, многогранным понятием, на величину которого оказывает влияние большое количество факторов. Конкурентоспособной является та продукция, которая удовлетворяет потребности покупателя оптимальным образом.
Уровень конкурентоспособности продукции зависит как от ее потребительских свойств, так и от цены. Чем лучше потребительские свойства продукции, выше ее полезный эффект и ниже цена, тем выше реальная возможность ее реализации. Сопоставление цены и полезного эффекта продукции с аналогичными показателями другой продукции дает представление об уровне ее конкурентоспособности. Конкурентоспособная продукция должна не просто обладать способностью противостоять продукции-конкуренту, но и превосходить ее. Продавец конкурентоспособной продукции не испытывает затруднений при ее реализации. При попытках сбыть неконкурентоспособную продукцию процесс реализации прерывается либо осуществляется с трудностями, перебоями, что ведет к возрастанию торговых издержек.
Важнейший фактор, определяющий конкурентоспособность продукции, - ее качество, то есть совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в конкретных условиях потребления и эксплуатации.
Быстрое обновление номенклатуры предлагаемых пищевой промышленностью товаров, их широкий выбор, жесткая конкуренция постоянно ставят перед предприятием вопросы: как покупатель воспримет произведенную продукцию, в чем основные причины успеха или неудачи реализации продукции, каковы факторы ее конкурентоспособности? Необходимость глубокого исследования этих вопросов вызвана увеличивающейся стоимостью разработки новых видов продовольственных товаров, а среди выпущенных на рынок видов продукции только около 60% новинок завоевывает признание. Кроме того, на внутренний рынок России хлынул большой поток конкурентоспособной импортной пищевой продукции. Это побуждает предприятия внимательно изучать и контролировать конкурентоспособность выпускаемой продукции, ее продвижение на рынок.
Набор параметров, определяющих конкурентоспособность продовольственной продукции, относительно стабилен. В то же время в зависимости от сложившихся на рынке условий конкуренции их значимость (весомость) меняется. Так, на первой стадии появления на рынке тетрапаков интерес к ним со стороны покупателей и соответственно объемы реализации изделий определялись прежде всего новизной товара. В дальнейшем по мере насыщения рынка все новыми, более современными видами упаковки основными параметрами конкурентоспособности стали качество изготовления, размер упаковки, внешний
вид, их надежность при транспортировке и максимальная длительность хранения. Помимо надежности, важное значение приобрели свойства товаров, определяющие уровень затрат потребителя на их доставку, хранение и потребление.
На мировом рынке в качестве параметра конкурентоспособности для многих видов продукции решающим фактором становится уровень эксплуатационных затрат при потреблении, особенно если учесть резкий рост цен на топливно-энергетические ресурсы. В этих условиях главным показателем конкурентоспособности продовольственных товаров стала наряду с качеством их готовность к непосредственному потреблению и возможность длительного хранения у конечного потребителя без потери качественных характеристик. Как мы уже отметили, важными факторами конкурентоспособности продукции являются также ее внешний вид, упаковка, удобство применения, уровень сервисного обслуживания использования.
Оценка конкурентоспособности продукции — это расчет количественного интегрального показателя конкурентоспособности продукции, показателя
К).
Показатель К в общем виде определяется отношением полезного эффекта (Э) к суммарным затратам (3), которые включают расходы, связанные с приобретением и потреблением (в том числе производственным) продукции:
К=Э / З (1)
Чем лучше это соотношение (т. е. чем больше величина интегрального показателя К), тем выше конкурентоспособность анализируемой продукции. Наибольшей конкурентоспособностью обладает тот товар, у которого величина показателя К является максимальной по сравнению с показателями К других аналогичных товаров. Но определить, соответствует ли анализируемый товар этому условию, можно лишь в процессе сравнения с другими имеющимися на рынке товарами. Следовательно, интегральный показатель К является относительным показателем.
Сопоставительный показатель конкурентоспособности (К12) исследуемой продукции (К1) по отношению к конкурирующей продукции (К2) можно определить по формуле:
К1,2 =К1 / К 2 (2)
Если К12< 1, то исследуемая продукция уступает конкурирующей продукции по конкурентоспособности; если К12 > 1, то исследуемая продукция по конкурентоспособности превосходит конкурирующую продукцию; при равной конкурентоспособности К12= 1.
Практика определения конкурентоспособности основывается на сравнительном анализе совокупных характеристик исследуемого товара с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.
При определении интегрального показателя конкурентоспособности продукции (К) в показателе ее полезного эффекта (Э) учитываются параметры продукции, характеризующие потребительские свойства (потребительную стоимость) данной продукции (ПС), а в показателе затрат (3) — параметры, характеризующие ее экономические свойства (стоимость. С), т.е.:
К= ПС / С (3)
Стоимость продукции (С) характеризует цену потребления данной продукции для потребителя (Цпотр ).
Потребительная стоимость продукции (ПС) характеризуется качественными (техническими) параметрами потребления данной продукции, а ее стоимость (С) — экономическими параметрами. С учетом этого, интегральный показатель конкурентоспособности продукции (К) представляет собой отношение группового показателя конкурентоспособности продукции по техническим параметрам (Ктп) к групповому показателю конкурентоспособности данной продукции по экономическим параметрам (Кэп) т. е:
К= Ктп / Кэп (4)
В практическом экономическом анализе оценка конкурентоспособности продукции с выявлением влияния на ее уровень отдельных факторов обычно производится посредством проведения расчетов соответствующих аналитических индексов. С учетом этого:
К= и / 1эп (5)
где: 1т — индекс технических параметров продукции (индекс качества); 1эп — индекс экономических параметров продукции (индекс цен).
Для того, чтобы продукция была пригодна для удовлетворения исследуемой потребности и представляла интерес для покупателя, она должна обладать набором соответствующих параметров.
Комплексная система параметров, характеризующих конкурентоспособность продукции, в общем виде включает три группы параметров: технических, экономических и социально-организационных (см. рис. 1).
К группе технических параметров продукции относятся параметры, характеризующие потребительские свойства каждого товара, из которых складывается его полезный эффект, описываемые набором "жестких" и "мягких" потребительских параметров.
"Жесткие" параметры отражают важнейшие функции товара и связанные с ними основные характеристики, заданные конструктивными принципами изделия. Они включают три подгруппы параметров, а именно:
1. Параметры назначения продукции, характеризующие: принадлежность продукции к определенному виду (классу); свойства продукции, области ее потребления (применения), выполняемые функции.
2. Параметры, характеризующие технико-конструкторское (дизайнерское) решение.
3. Нормативные параметры, характеризующие соответствие продукции действующим нормативным актам, определяющим границы изменения технических параметров: стандартам, нормам, правилам, законодательным актам.
"Мягкие" потребительские параметры ориентированы на "человеческий фактор" потребления продукции. Они включают две подгруппы параметров, а именно:
1. Параметры, характеризующие эстетические свойства продукции, ее внешнее восприятие человеком:
дизайн, цвет, упаковка и т. п.
2. Эргономические параметры, характеризующие степень соответствия продукции свойствам человеческого организма и его психики: удобство работы, скорость утомления, степень стыковки человека с машиной.
К группе экономических (стоимостных) параметров продукции относятся параметры, характеризующие цену потребления продукции — затраты покупателя на приобретение и использование продукции на протяжении всего периода ее эксплуатации (потребления).
Для многих видов продукции реализация полезного эффекта достигается в ходе эксплуатации, что связано с дополнительными расходами для покупателя. Таким образом, приобретая продукцию (т. е. оплатив цену ее продажи), покупатель несет расходы как по ее приобретению, так и по ее потреблению. В совокупности эти расходы составляют цену потребления продукции — объем средств, нужных потребителю в течение всего срока службы (потребления) продукции. Сюда относятся следующие затраты на производство, реализацию и эксплуатацию продукции: цена продукции, расходы на ее транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала.
Подгруппа нормативных параметров
Подгруппа эстетических параметров
Подгруппа эргономических параметров
Подгруппа параметров, суммарных расходов потребителя за весь срок службы продукции
«Жесткие» потребительские параметры продукции
«Мягкие» потребительские параметры продукции
Подгруппа параметров национальных особенностей организаций произ-ва, сбыта, рекламы продукции
Рис. 1. Система параметров, характеризующих конкурентоспособ-ность продукции
Цена потребления продукции, как правило, существенно выше цены ее продажи. Например, удельный вес цены продажи в цене потребления составляет: для грузового автомобиля — 15%, трактора — 19%, бытового холодильника — 10%, пищевых продуктов в рознице - до 8%, а в общественном питании -до 20%. Наиболее конкурентоспособным является не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь период потребления (срок его службы) у покупателя.
Таким образом, в группу экономических параметров входят следующие две подгруппы параметров (стоимостных характеристик) продукции:
1) цена продажи;
2) суммарные расходы потребителя за весь срок службы продукции.
Группа социально-организационных параметров в соответствующей мере характеризует конъюнктуру рынка продукции. В состав этой группы входят две подгруппы параметров, а именно:
1. Параметры, характеризующие социальную структуру потребителей продукции.
2. Параметры, характеризующие национальные особенности в организации производства, сбыта, рекламы продукции.
Как отмечалось выше, на практике определение интегрального показателя конкурентоспособности продукции (показателя К) производится на основе расчета соотношений групповых показателей технических и экономических параметров (см. формулы 4, 5).
Указанная система представляет собой комплекс показателей конкурентоспособности продукции по ее параметрам, включающий единичные, групповые (сводные) и интегральные показатели, а также аналитические параметрические индексы конкурентоспособности продукции (см. рис. 2). Все рассматриваемые показатели имеют сопоставительный, относительный характер, как и сама конкурентоспособность продукции, уровень которой они предназначены
оценивать (см. формулу 2). На практике они обычно используются применительно к потребительским (техническим) и экономическим (стоимостным) параметрам продукции (см. формулы 4, 5 и рис.1). При этом величины параметров исследуемой продукции (в дальнейшем обозначены индексом " I") сопоставляются с величинами аналогичных параметров продукции-образца (в дальнейшем обозначены индексом "2"). К продукции-образцу (аналогу) относится либо реально производимая продукция-конкурент, либо условная (прогнозируемая) продукция, теоретически полностью удовлетворяющая потребность покупателя по рассматриваемым параметрам.
Единичный показатель конкурентоспособности того или иного параметра исследуемой продукции характеризует уровень конкурентоспособности данной продукции по этому параметру. Он представляет собой отношение (в процентах или долях единицы) величины какого-либо параметра (обычно технического или экономического) исследуемой продукции к величине того же параметра продукции-образца (аналога). При этом, если аналогом является производимая продукция-конкурент, то единичный показатель характеризует уровень соответствующей конкурентоспособности исследуемой продукции по отношению к продукции-конкуренту. Если за аналог принята условная продукция, то единичный показатель характеризует уровень (степень) удовлетворения исследуемой продукцией соответствующей полной потребности покупателя.
Рис. 2. Система показателей конкурентоспособности параметров продукции для количественной оценки уровня ее конкурентоспособности.
Численное значение единичного показателя конкурентоспособности (Е) определяется следующим образом:
Е= П1/ П2 (6) или Е=П2 / П1 (7)
где: П1,П2 — абсолютные значения рассматриваемого параметра (технического или экономического) исследуемой продукции и продукции-аналога, соответственно.
При этом, если повышение конкурентоспособности продукции происходит при увеличении абсолютного значения рассматриваемого параметра, то определение единичного показателя производится по формуле (6), а если при уменьшении значения параметра — то по формуле (7). К примеру, при определении единичного показателя конкурентоспособности продукции по такому ее параметру, как "надежность" используется формула (6), так как увеличение надежности повышает конкурентоспособность продукции, а при определении этого показателя по параметру "материалоемкость" используется формула (7), так как при уменьшении материалоемкости изготовления продукции ее конкурентоспособность повышается.
Групповой (сводный) показатель конкурентоспособности параметров исследуемой продукции объединяет однородные единичные показатели конкурентоспособности и характеризует уровень конкурентоспособности данной продукции по определенной группе, ее параметров (технических, экономических, социально-организационных, см. рис. 1). Объединение единичных показателей в групповой показатель предполагает взвешивание параметров: ранжирование (определение коэффициентов) значимости ("веса") влияние того или иного параметра продукции на уровень ее конкурентоспособности по рассматриваемой группе параметров. Определение указанных коэффициентов значимости ("весомости") производится экспертным путем. При этом на первые места иерархии рассматриваемых параметров выдвигаются имеющие наибольшую значимость ("вес") для потребителя.
На практике групповые показатели параметров продукции обычно определяются как соответствующие групповые индексы следующим образом.
Групповой (сводный) показатель конкурентоспособности продукции по техническим параметрам (1тп) - групповой индекс технических параметров
(групповой индекс качества): п
1т = 2>хаь (8)
1=1
где: Е— единичный параметрический показатель конкурентоспособности продукции по ьму техническому параметру;
а! — коэффициент значимости ("вес") ьго параметра в группе технических параметров; п — число технических параметров продукции, подлежащих рассмотрению.
Групповой (сводный) показатель конкурентоспособности продукции по экономическим параметрам (1эп) — групповой индекс стоимостных параметров (групповой индекс цен):
1эп= П2 / П1 (9) или 1эп=Ц1 / Ц2 (10),
где Ц1, Ц2 - абсолютные значения цены потребления исследуемой продукции и продукции-аналога, соответственно.
Показатель цены потребления продукции (Ц) складывается из двух стоимостных единичных параметрических показателей продукции, а именно: цены продажи продукции (Цпр) и суммарных расходов потребителя за весь срок службы продукции (Рэ). В состав суммарных расходов Рэ включаются затраты потребителя на транспортировку продукции, ее установку, ремонт, эксплуатацию, техническое обслуживание.
Таким образом: Ц = Цдр + Рэ (11).
Выше отмечалось (см. п. 1.2), что уровень конкурентоспособности продукции (К) тем выше, чем ниже уровень цены ее потребления (Ц). С учетом этого, области применения формул (9) и (10) выглядят следующим образом.
Для оценки конкурентоспособности продукции только по ее экономическим параметрам используется формула (9), так как при уменьшении цены потребления исследуемой продукции (показателя Ц1, т. е. знаменателя формулы) повышается ее конкурентоспособность по экономическим параметрам (показатель 1эп).
При комплексной оценке конкурентоспособности продукции по ее техническим и экономическим параметрам в целом используется формула (10), так как общая конкурентоспособность исследуемой продукции по сравнению с продукцией-аналогом (интегральный показатель К в формуле 5) при одинаковой их конкурентоспособности по техническим параметрам (групповой показатель 1тп в формуле 5) тем выше, чем меньше ( в долях единицы) групповой показатель 1эп в формуле (5), т. е. чем ниже цена потребления исследуемой продукции (показатель в числителе формулы 10) по сравнению с ценой потребления продукции-аналога (показатель Ц2 в знаменателе формулы 10).
Интегральный показатель конкурентоспособности продукции (показатель К) характеризует общую конкурентоспособность продукции по ее техническим (потребительским) и экономическим (стоимостным) параметрам в целом. Численное значение этого показателя равно отношению величины группового параметрического показателя конкурентоспособности продукции по техническим параметрам (величины параметрического группового индекса 1тп) к величине группового параметрического показателя конкурентоспособности этой продукции по экономическим параметрам (к величине параметрического группового индекса 1эп). Оно определяется по формуле (5):
К !тп / !эп
Для исследования влияния различных факторов и параметров на уровень конкурентоспособности продукции и оценки его динамики за определенный период на практике рассчитываются соответствующие аналитические параметрические индексы конкурентоспособности параметров и продукции в целом (единичные, групповые интегральные индексы).
Схема оценки конкурентоспособности продукции представлена на рис. 3.
Базой для оценки конкурентоспособности продукции пищевой промышленности является исследование конъюнктуры рынка анализируемой продукции, существующей и прогнозируемой потребности покупателей, требований рынка, состояния и перспектив производства аналогичной продукции у конкурентов.
Одним из основных условий выбора продукции потребителем является совпадение технических и экономических параметров этой продукции с характеристиками прогнозируемой потребности (требованиями) покупателя. Следовательно, во-первых, конкурентоспособность исследуемой продукции определяется только в результате ее сравнения с другой продукцией, т. е. является относительным показателем. Во-вторых, для того, чтобы выяснить конкурентоспособность исследуемой продукции, необходимо не только сравнить ее с другой продукцией, но и учесть затраты потребителя.
Для оценки конкурентоспособности исследуемой продукции необходимо сопоставить уровни параметров этой продукции и производимой продукции-конкурента или условной продукции, обеспечивающей полное удовлетворение конкретных потребностей покупателя, а затем сравнить полученные результаты.
Подробно изложенные выше принципы были рассмотрены выше. Поэтому в дальнейшем тексте остановимся только на дополнительных моментах, поясняющих рассматриваемую общую схему оценки конкурентоспособности продукции пищевой промышленности.
При выборе продукции-аналога (образца) для сравнения в общем случае за базу сравнения берется конкретная потребность. Поэтому в принципе возможно сопоставление и неоднородных товаров, удовлетворяющих данную потребность, поскольку они представляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.
Исследуемая продукция
..Выбор продукции-аналога для сравнения
Определение набора сравниваемых параметров продукции
Сопоставительный анализ параметров исследуемой продукции и продукции-аналога
Технические (потребительские) параметры
Экономические (стоимостные) параметры цены потребления
Социально-организационные параметры
Определение единичных параметрических показателей конкурентоспособности исслсдусой продукции по конкретным параметрам
Определение групповых(сводных) параметрических показателей конкурентоспособности исследуемой продукции по отдельным группам параметров
Определение интегрального показателя конкурентоспособности исследуемой продукции по всем группам параметров в целом
Анализ влияния различных факторов и параметров на общий уровень конкурентоспособности исследуемой продукции Определение направлений и мер, способствующих повышению конкурентоспособности исследуемой продукции
Определение проектируемых показателей, конкурентоспособности продукции в результате реализации разработанных мероприятий
Рис.3. Общая схема оценки конкурентоспособности продукции
57
Однако, на практике, в целях обеспечения большей сопоставимости, продукция-аналог (образец), принимаемая в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности исследуемой продукции, должна принадлежать к той же группе (укрупненной номенклатуре) продукции. Кроме того, продукция-аналог (образец) должна отвечать следующим требованиям:
• иметь наибольшую представительность для данного целевого рынка;
• иметь наибольшее число покупательских предпочтений;
• быть наиболее конкурентоспособной на данном целевом рынке.
При определении набора сравниваемых параметров исследуемой продукции и продукции аналога (образца) устанавливается экспертным методом иерархия этих параметров. Причем, обладающие наибольшим "весом" параметры (приоритетные с точки зрения конкурентоспособности) в первую очередь становятся объектами тщательного изучения при проведении последующего сопоставительного анализа параметров.
Определение величины единичных и групповых (сводных) параметрических показателей конкурентоспособности продукции производится по всем количественно оцененным ее параметрам.
Определение величин единичных, групповых и интегрального показателей конкурентоспособности товара производится не только при сравнении параметров исследуемого товара и товара - аналога, но также и при сравнении параметров:
• других товаров данного целевого рынка продукции между собой в целях выбора среди них товара-аналога, обладающего наибольшей конкурентоспособностью;
• исследуемого товара при существующем и прогнозируемом (в результате реализации разработанных мероприятий по повышению его конкурентоспособности) вариантах производства, сбыта и эксплуатации данного товара. Указанные взаимосвязи обозначены в рассматриваемой схеме соответствующими стрелками.
При анализе влияния различных факторов и параметров на общий уровень конкурентоспособности исследуемой продукции необходимо, в частности, иметь в виду, что, с учетом зарубежного опыта, для обеспечения конкурентоспособности продукции необходимо, чтобы расходы на ее качество составляли не менее 15—20% совокупных затрат.
Практика показывает, что к направлениям и мерам повышения конкурентоспособности можно отнести:
совершенствование применяемых материалов, технологии, организации производства и управления;
создание принципиально новых по конструкции средств удовлетворения нужд людей (например, переход к производству сублимированных продуктов питания или блюд быстрого приготовления для СВЧ-печей);
улучшение существующих или создание новых товаров, используемых в комплексе с основными, например, поколение сельскохозяйственных машин, рассчитанное на работу в едином комплексе с трактором);
улучшение всей совокупности условий приобретения и дальнейшего использования товара потребителем.
Реализация указанных направлений и мер позволяет улучшить потребительские свойства продукции (т. е. повысить ее потребительную стоимость) и снизить цену ее потребления (т. е. стоимость), что, в конечном итоге, повышает уровень конкурентоспособности данной продукции.
Разработанные мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности исследуемой продукции и результаты соответствующих расчетов по проектируемому уровню параметрических показателей конкурентоспособности включаются в бизнес-план предприятия.
С учетом рассмотренной выше общей схемы оценки конкурентоспособности продукции можно рекомендовать для практики следующие укрупненные этапы последовательности проведения данной оценки.
1. Изучение конъюнктуры целевого рынка исследуемой продукции и выбор продукции-аналога (образца) в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности исследуемой продукции.
2. Определение набора сравниваемых технических и экономических параметров исследуемой продукции и продукции-аналога, установление коэффициентов их значимости (весомости), сбор, обобщение и сопоставительный анализ величин параметров по их группам.
3. Расчет параметрических показателей (единичных, групповых, интегрального) конкурентоспособности исследуемой продукции.
4. Анализ влияния различных факторов, а также технических и экономических параметров на общий уровень конкурентоспособности исследуемой продукции.
5. Определение направлений и мер, способствующих повышению конкурентоспособности исследуемой продукции. Расчет параметрических показателей проектируемого уровня ее конкурентоспособности, достигаемого в результате реализации разработанных мероприятий. Включение указанных мероприятий и результатов расчетов в бизнес-план предприятия.
Перечисленные укрупненные этапы при практической необходимости могут определенным образом либо разукрупняться с разбивкой на отдельные подэтапы, либо частично или полностью совмещаться попарно.
Литература:
1. Крылова Г.Д., Соколова М. И. Практикум по маркетингу ситуационные задачи и тест-контроль: Учебное пособие под ред. акад. А.Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1995.
2. Пелих А. С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. (Анализ. Методика. Практикум.) — М.: Ось-89, 1996.
3. Пешкова Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы (Практические рекомендации. Методические основы. Порядок проведения) — М.: Ось-89, 1996.
Юнусов С. А.
Конъюнктура регионального рынка кондитерской продукции.
Кондитерская отрасль России была хорошо организована и развивалась, однако за годы реформ производство кондитерской продукции заметно сократилось. Тенденцию производства кондитерской продукции можно проследить по таблице 1.
На спад производства в кондитерской отрасли повлияли как причины экономического характера - ухудшение финансовой ситуации в стране, недостаток оборотных средств (в связи с высоким уровнем кредитных ставок), повышение цен на энергоносители и транспортные услуги, сокращение поставок сырья, так и падение уровня жизни населения, повлекшее уменьшение спроса на кондитерские изделия.
Заметный рост в 1997 году в кондитерской отрасли в некоторой степени связан с активной концентрацией производства в отрасли, которую проводят как отечественные, так и иностранные компании. Однако в 1998 году производство кондитерской продукции снизилось по сравнению с 1997 годом на 4,4 %. Это было вызвано объективными причинами. В 1998 году произошло значительное сокращение потребление кондитерской продукции. В связи с изменением курса доллара к рублю и увеличением более чем в два раза цен на эти виды продукции. В Республике Дагестан динамика производства кондитерской продукции аналогична. На региональном рынке наиболее широко представлены кондитерские изделия российских предприятий. Прежде всего, это предприятия с большими традициями и известной торговой маркой: ОАО "Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь", ОАО "Кондитерский концерн "Бабаевский", ОАО "Рот Фронт", ОАО "Ударница", ОАО "Большевик", АОЗТ "Азарт" (Санкт - Петербург), ОАО "Фабрика им. Н.К. Крупской" (Санкт - Петербург), ОАО "Кондитерское Объединение "Россия" (Самара). Также представлены фирмы: ОАО "Конфил""" (Волгоград), ОАО "Галан" (Курганинск), ОАО "Виктория" (Белореченск), ОАО "Экон" (Пятигорск), АООТ "Воронежская кондитерская фабрика", ТОО "Кондитер" (Курск), ЗАО "Южная звезда"(Динск), ООО "Фирма Русский шоколад" (Санкт - Петербург), ОАО "Кондитерская фабрика" (Армавир).
Таблица 1
Производство кондитерской продукции, тысяч тонн.
Российская Федерация Республика Дагестан
1970 1647,2 -