Научная статья на тему 'Проблемы оценки конкурентоспособности технологического оборудования'

Проблемы оценки конкурентоспособности технологического оборудования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ / НАБОР КРИТЕРИЕВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Нина Александровна, Попов Виктор Дмитриевич

В настоящее время технологическое оборудование на имущественном рынке является наиболее распространенным и активным товаром. Появился рынок появилась потребность в оценке конкурентоспособности оборудования. В статье на конкретном примере рассмотрены основные проблемы, возникающие при оценке конкурентоспособности технологического оборудования. Авторы предлагают пути решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки конкурентоспособности технологического оборудования»

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Титова Нина Александровна

кандидат химических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет», кафедра «Экономика и управление»

г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: boychenkosa@ystu.ru

Попов Виктор Дмитриевич

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет», кафедра «Экономика и управление»

г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: boychenkosa@ystu.ru

Аннотация. В настоящее время технологическое оборудование на имущественном рынке является наиболее распространенным и активным товаром. Появился рынок - появилась потребность в оценке конкурентоспособности оборудования. В статье на конкретном примере рассмотрены основные проблемы, возникающие при оценке конкурентоспособности технологического оборудования. Авторы предлагают пути решения проблем.

Ключевые слова: конкурентоспособность; технологическое оборудование; методы оценки; комплексный подход; параметрические индексы; набор критериев

Код УДК: 339.137.2

Annotation. Currently, production equipment on property market is the most common and active product. Along with the market a need has appeared to assess the competitiveness of the equipment. Main problems of assessing competitiveness of the equipment are analyzed on a specific example. The authors suggest solutions to these problems.

Keywords: competitiveness; technological equipment; methods of assessment, an integrated approach; parametric indices; set of criteria

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Предприятий, выпускающих однородную продукцию, огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция, и выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции по сравнению с аналогами - главная задача любого предприятия в любой стране.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнить обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Понятие конкурентоспособности многозначно, поэтому универсального ее определения не существует.

Предлагаются следующие определения конкурентоспособности:

• конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя [1, с. 36];

• конкурентоспособность - более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента [2, с. 45].

Общая эмпирическая формула конкурентоспособности товара имеет вид:

КПС = К + Ц + О

где,

КСП - конкурентоспособность;

К - качество;

Ц - цена;

О - обслуживание.

Конкурентоспособность продукции - понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении, как с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров-конкурентов.

На рынке товаров конкурентоспособность рассматривается с точки зрения потребителя. При этом совершенно очевидно, что покупателя прежде всего интересует эффективность потребления, определяемая как отношение суммарного полезного эффекта, т.е. суммарных потребительских свойств товара к полным затратам на приобретение и использование товара. Следовательно, условия конкурентоспособности товара со стороны потребителя принимают вид:

Э п = р / С ^ тах

где,

Эп - эффективность потребления;

Р - суммарные потребительские свойства товара;

С - полные затраты на приобретение и использование товара;

При оценке конкурентоспособности товара предприятия-производители учитывают показатели (экономические, технологические, организационные). Для производящих товар предприятий важны большие объемы, чтобы снизить издержки и увеличить прибыль.

Показатели конкурентоспособности товаров, учитываемые потребителем, - качество, новизна изделий, сервисные услуги, внешнее оформление, упаковка, марочное название, товарный знак,

реклама, стимулирование сбыта.

При оценке уровня конкурентоспособности применяются следующие методы: дифференциальный, комплексный и смешанный [3, с. 83].

1. Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности.

При дифференциальном методе строятся параметрические индексы по формулам:

Чг = Р / Р*Ь 0' = 1..., П)

= Р'*Ь / Рг

где,

Р, - значение 1-го показателя;

Р,*Ь - базовое значение 1-го показателя;

п - количество показателей;

Из этих формул выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя отвечает повышение конкурентоспособности продукции. Например: относительное значение мощности изделия вычисляется по первой формуле , а для удельного расхода топлива по второй формуле.

Как правило, по величинам единичных показателей не представляется возможным однозначно оценить уровень конкурентоспособности продукции. В этой связи широкое применение нашли комплексный и смешанный методы оценки.

2. Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей. Узловым моментом при оценке конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (К). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле:

К (I) = I (I)/ 1Ь (I) = (П £ /ПЬ £ ) * (ЗЬ / З)

где,

1(1), 1Ь(1) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;

ПХ, ПЬ! - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;

3. ЗЬ - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.

3. Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей.

Наиболее важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели

объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.

На основе полученной совокупности групповых и единичных показателей качества оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом.

Авторами была предпринята попытка изучить возможности применения перечисленных методов на примере технологического оборудования для производства лакокрасочной продукции. Собранные исходные данные по пяти видам оборудования и результаты расчетов представлены в таблице.

Оценка конкурентоспособности осуществлялась в два этапа: формирование набора критериев и построение интегрального показателя (комплексный и смешанный методы) или работа с единичными показателями (дифференциальный метод). Помимо достаточно хорошо известных проблем, таких как: наличие критериев, не поддающихся количественной оценке («неметризуемых факторов»); необходимость привлечения экспертов к процедуре оценки и т.д., был выявлен ряд других, носящих как принципиальный, так и частный характер.

Если исходить из представлений о количественной оценке конкурентоспособности как мере (степени) приближения характеристик технологического оборудования к потребностям потребителя, то возникает задача измерения этой самой потребности. Когда потребитель один, то задача формирования набора показателей и их интеграции достаточно ясна, даже если эти показатели достаточно специфичны. Например, возможна ситуация, когда из приведенного перечня оборудования будет реально приобретен заводом-потребителем (окажется наиболее конкурентоспособным) образец, у которого наилучшим окажется показатель «габариты», так как из -за недостатка производственных площадей необходимо устанавливать аппарат на уже имеющихся. Проблема же возникает в случае, если создаваемое технологическое оборудование может быть использовано для удовлетворения разных потребностей. Например, авиационный двигатель может быть использован кроме своего прямого назначения в качестве силовой установки для станции по перекачке нефти и для выработки энергии. В этом случае у предприятия-создателя подобной продукции возникает задача достижения максимально возможного объема производства, то есть создания оборудования, покрывающего в максимальной степени гораздо более широкий круг потребностей, отвечающие гораздо более широкому кругу требований. Очевидно, что дифференциальный метод оценки конкурентоспособности здесь не применим, а использование комплексного и смешанного и на этапе формирования критериев оценки и их интеграции имеет свою специфику. При этом при выборе метода оценки конкурентоспособности технологического оборудования необходима предварительная классификация сравниваемых образцов с этой точки зрения.

Как уже отмечалось выше, одной из составляющих конкурентоспособности промышленного оборудования является сервисное обслуживание. При этом оно понимается в широком смысле -сюда относится широкий спектр характеристик, которые не может не учитывать потребитель: возможности транспортировки оборудования до потребителя, содействие в строительных, монтажных, пуско-наладочных работах, подготовка и обучение персонала, сроки гарантийного обслуживания, объем и качество послегарантийного обслуживания, возможности использования оборудования через лизинг и т.д. Отсюда важное следствие: конкурентоспособность продукции конкретного предприятия-производителя оказывается результатом совместных усилий совокупности взаимосвязанных организаций: транспортных, строительных, страховых, банков, обеспечивающих эксплуатацию оборудования через лизинг или кредитование, и даже средств массовой информации.

Близкую к данной позиции точку зрения высказывает и ряд других авторов, в частности, В. А. Гордеев и С.В. Шкиотов в своей монографии пишут: «... и теория, и практика международных

экономических отношений указывают на то, что понятие конкурентоспособности связано не столько с повышением экономической эффективности производственных процессов, сколько несет в себе значительный социальный аспект, непосредственно связывая уровень жизни граждан и уровень национальной конкурентоспособности. Практика показывает, что большинство стран пришли к пониманию того, что уровень конкурентоспособности страны в глобальной экономике, прежде всего, определяется технологическими и институциональными факторами, и в гораздо меньшей степени инвестициями и наличием природных ресурсов» [4, с. 77].

Изучение опыта ведущих зарубежных производителей промышленного оборудования для различных отраслей производства показало, что при реализации проектов разработки, производства и продажи оборудования вся совокупность перечисленных выше структур выступает единым фронтом и конечная цель - реализация продукции потребителю достигается не только (а зачастую и не столько) за счет более высоких технических характеристик, но и за счет комплексного подхода совершенно различных организаций. Подобный опыт в настоящее время нарабатывается и рядом отечественных производителей.

Отсюда и принципиально новый пласт проблем оценки конкурентоспособности технологического оборудования, которые, на наш взгляд, еще только предстоит решить. Во-первых, необходимо определиться с набором показателей конкурентоспособности, которые непосредственно не связаны с традиционно учитываемыми техническими и эксплуатационными (например, такими как возможность лизинга, подготовка и обучение персонала и т.д.) показателями. Во-вторых, найти их «вес», значимость в комплексной оценке конкурентоспособности.

Еще одна проблема, не носящая, правда, принципиального характера, возникает на этапе построения параметрических индексов по частным критериям конкурентоспособности и их дальнейшей интеграции. Дело в том, что использование некоторых критериев, отобранных для процедуры сравнения, даже при незначительном их удельном весе, при соблюдении формальной процедуры построения параметрического индекса может существенно исказить картину.

Речь идет о случаях, когда есть существенная количественная разница между значениями критериев по базовому и конкретному образцу. Например, в нашем случае по критерию №4 («масса») первый образец в 7,68 раза превосходит базу. Даже при самой низкой весомости - 10%, он становится определяющим и делает первый образец наиболее конкурентоспособным. Расчеты, проведенные авторами, показали, что только существенным понижением весомости критерия, можно получить адекватную реальности картину. В частности, при значениях весомости критериев 95%, 2%, 2%, 1% первый образец становится менее конкурентоспособным, чем третий: относительные значения интегрального показателя 0,9775 и 1,004 соответственно. По нашему мнению, выход может состоять в применении по подобному ряду критериев не натуральных показателей, а балльных оценок (табл. 1).

Таблица 1

Оценка конкурентоспособности оборудования по экономическим и техническим параметрам

(три метода)

Конкурентоспособность (КСП)

Дифференциальный метод Комплексный метод Смешанный метод

Технические параметры Экономические параметры Единичные показатели Групп. показ. по технич парам Групп.

Модель (тип) машины По техническим параметрам По экон ом. пара м. показ. по эконом ич парам. Интегр альн. показ. Един ич. показ Групп овой показ Сум марн ый

Объе м конте йнер а, л Мощ ность , кВт Скорос ть вращен , об/ мин Масса, кг Цена, тыс. руб. Годов. эксп.. расх., тыс. руб. 41 42 43 44 4i 1тр 1эп К 41 42 4сум

1. Диссольвер СПЕМП-1/0,05-ВК-Р1 70 7,5 3000 450 597 17927 0,5 0,3 2 7,7 2,0 2,2 0,9 2,6 0,2 6,0 6,2

2. Бисерная мельница МТ-70 70 22 1500 1760 1000 19434 0,5 0,7 1 2,0 1,2 0,9 0,9 1,0 0,2 2,2 2,4

3. Бисерная мельница МШПМ-2/0,1-ВК-37 100 45 550 800 1100 22359 0,7 1,5 0,4 4,3 1,1 1,5 1,1 1,4 0,3 3,7 4,0

4. Бисерная мельница МШПМ-1/0,050-ВК-04 50 37,8 800 1000 1556 21179 0,4 1,3 0,5 3,5 0,8 1,2 1,0 1,2 0,1 3,1 3,3

5. Бисерная мельница МТ-140 140 30 1500 3460 1200 20828 база

Коэффицие нт весомости, % 40 20 20 20

ЛИТЕРАТУРА

1. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: эксклюзивные технологии формирования стратегии повышения конкурентоспособности организации: теория, методика, практика: учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. - Москва: ЭКСМО, 2004. - 541 с.

2. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Менеджмент» / Р. А. Фатхутдинов. - 7-е изд., испр. и доп. -Москва: Академия народ. хозяйства при Правительстве Рос. Федерации ; Дело ; ОАО Чебоксарская типография, 2005. - 445 с.: ил., табл.

3. Сафиуллин Н.З. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность / Н.З. Сафиуллин, Л.Н. Сафиуллин. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2002. - 103 с.: ил., табл.

4. Гордеев В.А. Национальная конкурентоспособность в условиях глобализации / В.А. Гордеев, С.В. Шкиотов ; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический университет». - Ярославль: Яросл. госуд. техн. ун-т, 2009. - 174 с.

5. Портал «Мировое машиностроение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр:// www.allmash.ru/content/view/3268/26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.