Научная статья на тему 'Пути повышения конкурентоспособности объектов инфраструктуры туристских услуг (на примере объектов размещения туристов)'

Пути повышения конкурентоспособности объектов инфраструктуры туристских услуг (на примере объектов размещения туристов) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ГОСТЕПРИИМСТВА / СИНЕРГИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ / SWOT И SPACE-АНАЛИЗЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марьин Александр Владимирович, Фомин Павел Алексеевич

Анализируется инфраструктура гостеприимства в качестве одного из важнейших элементов индустрии туризма. Выявлены особенности содержания понятия конкурентоспособности соответствующего объекта инфраструктуры туристских услуг. Обращено внимание на синергию конкурентных преимуществ, позволяющих обеспечить достижение наиболее значительного уровня конкурентоспособности гостиничного предприятия. Рекомендовано для определения конкурентной позиции объекта размещения применяить SWOT и SPACE-анализы. Выделены группы факторов и направления повышения конкурентоспособности объектов размещения, обусловленные представленными группами факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марьин Александр Владимирович, Фомин Павел Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения конкурентоспособности объектов инфраструктуры туристских услуг (на примере объектов размещения туристов)»

УДК 378.14

Марьин Александр Владимирович

Преподаватель.

Государственный университет управления

mb_tyrism@mail.ru

Фомин Павел Алексеевич

доктор экономических наук, Государственный университет управления iupsibkguu.ru

Alexander V. Mariin

Teacher,

State university of management

mb_tyrism@mail.ru

Pavel A. Fomin

Doctor of Economic Sciences,

State university of management

iupsibkguu.ru

Пути повышения конкурентоспособности объектов инфраструктуры туристских услуг (на примере объектов размещения

туристов)

Ways of increase in competitiveness of infrastructure facilities of tourist services (on the example of subjects to accommodation of tourists)

Аннотация: Анализируется инфраструктура гостеприимства в качестве одного из важнейших элементов индустрии туризма. Выявлены особенности содержания понятия конкурентоспособности соответствующего объекта инфраструктуры туристских услуг. Обращено внимание на синергию конкурентных преимуществ, позволяющих обеспечить достижение наиболее значительного уровня конкурентоспособности гостиничного предприятия. Рекомендовано для определения конкурентной позиции объекта размещения применяить SWOT и SPACE - анализы. Выделены группы факторов и направления повышения конкурентоспособности объектов размещения, обусловленные представленными группами факторов.

Ключевые слова. Инфраструктура гостеприимства, синергия конкурентных преимуществ, SWOT и SPACE - анализы, конкурентоспособность гостиничного предприятия.

Annotation: Hospitality infrastructure as one of the most important elements of the industry of tourism is analyzed. Features of maintenance of a concept of competitiveness of the corresponding infrastructure facility of tourist services are revealed. The attention to synergy of the competitive advantages

allowing to provide achievement of the most considerable level of competitiveness of the hotel enterprise is paid. It is recommended to primenyait for definition of a competitive position of a subject to placement SWOT and SPACE - analyses. The groups of factors and the direction of increase in competitiveness of subjects to placement caused by the presented groups of factors are allocated.

Keywords: Hospitality infrastructure, synergy of competitive advantages, SWOT and SPACE - analyses, competitiveness of the hotel enterprise.

В России достаточно динамично развивается инфраструктура туристских услуг, что формирует на рынке серьезную конкуренцию. Предоставление туристских услуг невозможно при отсутствии средств размещения туристов. Одним из элементов инфраструктуры туристских услуг являются объекты размещения туристов.

В настоящее время наблюдается высокий уровень конкуренции между объектами, специализирующимися на предоставлении коллективных и индивидуальных услуг по размещению туристов [4].

Стимулируя улучшение условий функционирования объектов размещения, конкуренция обуславливает потребность внедрения передовых методов и технологий в систему управления объектами размещения на фоне наличия скрытых резервов повышения конкурентноспособности.

В условиях новой реальности объекты туристической инфраструктуры должны в своей финансово - хозяйственной деятельности использовать накопленный международный опыт по формированию собственных конкурентных преимуществ.

Понятие конкурентоспособности объекта инфраструктуры туристских услуг осуществляющей деятельность по размещению туристов наиболее емкое, и состоящее не только из преимуществ по качеству предоставляемых объектом размещения услуг, но и достоинств, среди которых:

- выгодное расположение объекта размещения;

- профессиональный уровень персонала;

- эффективные маркетинговые мероприятии;

- качественные критерии принятия управленческих решений;

- финансовое положение и другие.

Характерно, что наличие отдельных конкурентных преимуществ не всегда влияет на безоговорочный выбор потребителем туристической услуги в пользу определенного объекта размещения. Такой выбор при предпочтении объекта размещения достигается только в комплексе. Немаловажное влияние на конкурентоспособность объекта размещения оказывают изменения на рынке, не связанные с деятельностью объекта размещения (колебания спроса, международная обстановка, экономические и политические факторы в стране посещения). Синергия

конкурентных преимуществ позволяет обеспечить достижение более высокий уровень конкурентоспособности [1].

Для оценки конкурентных преимуществ объектов размещения можно применять различные методы анализа [5].

SWOT - анализ - наиболее известный из всех методов анализа конкурентных позиций. Заключается в учете преимуществ, недостатков, угроз и возможностей. Поэтому он позволяет выявить слабые и сильные стороны компании (товара) и найти способы решения возникающих проблем. С помощью SWOT-анализа компания может разработать стратегию поведения. Выделяют 4 основные типы стратегий [2]:

- СВ - стратегия - заключается в использовании сильных сторон компании;

- СлВ - стратегия - предусматривает преодоление слабых сторон;

- СУ - стратегия - позволяет использовать сильные стороны компании для защиты от угроз;

- СлУ - стратегия - дает возможность найти способ избавиться от слабых сторон, чтобы избежать угроз.

SPACE - анализ - основывается на мнении, что конкурентоспособность и финансовая сила компании являются основополагающими факторами стратегии ее развития, а преимущества отрасли и стабильность рынка имеют значение в масштабах отрасли. В результате анализа определяется группа признаков (позиция предприятия), которым компания соответствует в большей степени.

Это конкурентная, агрессивная, консервативная и оборонительная позиции [3].

Конкурентная характерна для нестабильных рынков при наличии высокой конкурентоспособности продукции фирмы.

Агрессивная, часто встречается при работе в стабильной и активной отрасли, позволяет быстро реагировать на изменения рынка.

Консервативная позиция обычна для стабильной области и компаний, не имеющих значительных конкурентных преимуществ.

Оборонительная характерна для экономически невыгодных видов деятельности и означает неблагоприятный период жизни компании, из которого необходимо искать пути выхода.

PEST - анализ - позволяет выявить экономические, политические, социальные и технологические факторы окружающей среды, которые оказывают влияние на компанию. По результатам анализа составляется матрица, в которой видна степень влияния того или иного фактора на компанию.

Наиболее известным приемом для оценки рыночной позиции объектов размещения является SWOT анализ.

В рамках SWOT-анализа рассматриваются наиболее существенные сильные и слабые бизнеса и благоприятные возможности и угрозы во внешней среде. Эти данные могут отражаться в виде матрицы SWOT (табл.1).

Таблица 1 - Пример матрицы SWOT

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Необходимые финансовые возможности Высокое качество обслуживания гостей Налаженная система сбыта услуги объекта размещения Наличие источников инвестиций Профессиональный менеджмент Эффективный маркетинг Положительный имидж Устаревшая материальная база и отсутствие инвестиций для ее обновления Неудачное расположение Слабая маркетинговая деятельность Недостаточно обученные кадры и невысокая культура обслуживания Невысокий уровень прибыли Неэффективное управление Неблагоприятный имидж

ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ

Выходы на новые рынки или сегменты Обслуживание дополнительных групп потребителей Мероприятия по повышению уровня профессионализма персонала Развитие комплекса дополнительных услуг Эффективная реклама Рациональное использование финансовых ресурсов объекта размещения Усиление позиций конкурентов Неблагоприятные изменения законодательной и регулирующей базы Спад в экономике, политические кризисы.

С целью расширенного SWOT- анализа элементы квадрантов матрицы сопоставляют между собой с целью разработки мероприятий (табл.2).

Таблица 2 - Пример расширенного SWOT-анализа

OPPORTUNITIES / ВОЗМОЖНОСТИ THREATS / УГРОЗЫ

STRENGTHS / СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ SO-стратегии Мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании ST-стратегии Мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз

WO-стратегии Мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности?

WT-стратегии Мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз

В целях характеристики резервов повышения конкурентоспособности объектов инфраструктуры туристских услуг, возможно, выделить ряд факторов, способных оказывать такое влияние.

Применительно к объектам размещения следует выделить группы факторов, характеризующие:

1.Объект размещения;

2.Услуги, предоставляемые объектом размещения;

3.Качество обслуживания;

4.Маркетинг.

Направлениями повышения конкурентоспособности объектов размещения, обусловленными представленными группами факторов, будут являться.

1.Объект размещения:

1.1. Меры, направленные на укрепление репутации и повышение имиджевой составляющей объекта размещения путем формирования фирменного стиля и культивирования корпоративной культуры;

1.2. Мероприятия, обеспечивающие рос эффективности использования кадрового потенциала объекта размещения посредством кадровой политики и совершенствования системы управления персоналом;

1.3. Укрепление финансового состояния путем улучшения управления и повышения эффективности использования финансовых ресурсов объекта размещения;

1.4.Повышение эффективности уровня менеджмента и качества принимаемых управленческих решений, формирование оптимальных организационных структур управления объектом размещения, обеспечение распределения функций управления по уровням менеджмента и по должностям на каждом уровне, что обеспечит ответственность между руководителями различных уровней управления;

1.5.Повышение квалификации управленческого персонала, специалистов и прочих служащих, связанных с изменениями в бизнес -процессах объекта размещения.

2.Услуги, предоставляемые объектом размещения:

2.1. Анализ цен на услуги и обслуживание, использование различных способов и методов ценообразования;

2.2.Обеспечение соответствия классности услуг заявленному уровню.

3.Качество обслуживания:

3.1.Совершенствование структуры и состояния номерного фонда объекта размещения, обновление интерьера;

3.2.Повышение качества инженерно - технического и хозяйственного обеспечения объекта размещения за счет совершенствования организации работы соответствующих служб, повышение уровня квалификации работников задействованных в инженерно - техническом и хозяйственном обеспечении объекта размещения;

3.3.Внедрение современных систем снабжения и управления запасами, складским и транспортным хозяйством;

3.4.Соблюдение норм и правил оказания услуг объектами размещения;

3.5.Обеспечение сохранности имущества получателей услуг объекта размещения;

3.6.Расширение спектра оказываемых дополнительных услуг, в том числе и бесплатных;

3.7.Повышение этики и культуры обслуживания;

3.8.Внедрение международных стандартов обслуживания для объектов размещения;

3.9.Внедрение современных информационных технологий, расширяющих доступность услуг объектов размещения;

3.10.Внедрение современных технологий оказания услуг объектами размещения;

3.11.Повышение квалификации персонала, непосредственно связанного с организацией основных и дополнительных услуг, оказываемых объектом размещения.

4.Маркетинг:

4.1.Меры, направленные на совершенствование ценовой политики объекта размещения (использование различных систем скидок и дифференциации цен на услуги, ориентация на конъюнктуру рынка и другие макроэкономические факторы и конкуренцию);

4.2.Повышение коммуникационной политики, использование эффективных средств и видов рекламы, регулярное участие в выставках и других стимулирующих акциях, усиление связей с общественностью;

4.3.Совершенствование ассортиментной политики на основе формирования структуры оказываемых услуг в строгом соответствии с потребностями рынка и требованиями потребителей услуг;

4.4.Стимулирование сбытовой политики посредством мониторинга эффективности сбытовых каналов, их необходимого стимулирования и расширения;

4.5.Повышение квалификации маркетингового персонала;

Следует отметить, что однонаправленные меры, например,

ориентированные только на маркетинг или на финансовое оздоровление, не окажут желаемого эффекта повышения конкурентоспособности. При разработке стратегических и оперативных решений необходимо учитывать все факторы, влияющие на конкурентную позицию объекта размещения.

Литература

1.Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / Пер. с англ.; под ред. А.Н. Петрова /И. Ансофф. СПб.: Питер, 2009.

2.Актуальный стратегический менеджмент: Учебно - практическое пособие для вузов под редакцией Попова С.А. / М.: Юрайт 2010.

3.Грибов В.Д. Экономика предприятия сервиса. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Менеджмент туризма: учебник / А. Д. Чудновский, Н. В. Королев, Е.А. Гаврилова, М. А. Жукова, Н. А. Зайцева. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014.

5.Портер М.Э. Конкуренция. Обновленное и расширенное издание. М.: Вильямс, 2010.

Literature:

1. Ansoff I. Strategic Management. Classical edition / Trans. From the English; Ed. A.N. Petrova /1. Ansoff. St. Petersburg: Peter, 2009.

2.Actual strategic management: Educational and practical manual for universities under the editorship of Popov S.A. / M.: Yurayt 2010.

3. Gribov V.D. Economics of service enterprise. Tutorial. Moscow: Knorus, 2011.

4. Tourism management: a textbook / AD Chudnovsky, N. V. Korolev, E.A. Gavrilov, MA Zhukov, and NA Zaitsev. - M.: Federal Agency for Tourism, 2014.

5. Porter M.E. Competition. Updated and expanded edition. M: Williams, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.