Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности России как единой туристской дестинации (на основе зарубежной методики)'

Оценка конкурентоспособности России как единой туристской дестинации (на основе зарубежной методики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
932
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ / TOURIST DESTINATION / INFRASTRUCTURE / INTERNAL ENVIRONMENT / EXTERNAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Татьяна Викторовна, Вапнярская Ольга Игоревна, Голикова Ольга Михайловна

В рамках данной статьи под туристской дестинацией понимается территория со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для удовлетворения нужд и потребностей достаточно широкой группы туристов. В отечественной практике для определения состояния и уровня развития туристкой дестинации чаще всего используются методы стратегического анализа, такие как, например, PEST и SWOT. В зарубежной практике для подобной оценки применяют систему показателей конкурентоспособности туристской дестинации. Данная система включает в себя 14 независимых групп показателей. Для удобства их использования в процессе анализа и максимального приведения к традиционной системе стратегических показателей следует рассматривать как показатели внешнего окружения туристской дестинации; показатели ресурсного потенциала туристской дестинации; показатели туристской инфраструктуры. В качестве эмпирической базы авторами статьи использовались данные Росстата, характеризующие факторы, оказывающие непосредственное влияние на сферу туризма. В частности, к факторам внешнего окружения можно отнести: обеспечение экологической устойчивости; состояние экономики и ее влияние на уровень жизни населения; развитие человеческого потенциала. К ресурсному потенциалу туристской дестинации относятся природные и культурные ресурсы. Инфраструктуру туристской дестинации характеризует состояние и развитие транспортной сети; телефонной сети; ИКТ-технологий; сети коллективных средств размещения; состояние внутренней безопасности в регионе. Все показатели представлены в динамике. По ряду показателей приведены международные сравнения. На основе полученных результатов и данных из зарубежных источников авторами сделан вывод о конкурентоспособности России как единой туристской дестинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харитонова Татьяна Викторовна, Вапнярская Ольга Игоревна, Голикова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA COMPETITIVEVENESS EVALUATION AS A COMMON TOURIST DESTINATION (BASED ON FOREIGN METHODS)

The tourist destination is regarded in this article as a territory with all sorts of commodities, services facilities for wide tourist consumers groups needs. The strategic analysis methods, such as, for example, PEST and SWOT, are using most of all in domestic practice for tourist destination development level and status. In the foreign practice is using the tourist destinations competitiveness indicators system for such evaluation. This system includes 14 independent groups of indicators. It is necessary to regard the external tourist destination indications, the tourist destination resource potential indications, the tourist infrastructure indications for using them in analysis process and coordination to the strategic indications system.As an empirical basis the authors used data of Rosstat, characterizing the factors that have a direct impact on the tourism industry. In particular, the external environment factors include: ensuring environmental sustainability; state of the economy and its impact on the living standards of the population; human development. The tourist destination resource potential includes the natural and cultural resources. The tourist destination infrastructure characterizes the transport networks state and development; a telephone network; ICT technologies; collective accommodation facilities network; the state of internal security in the region. All indications are presented in dynamics. A number of indicators are international comparisons. The authors drew a conclusion about the competitiveness of Russian as a single tourist destination, based on the results and data from foreign sources.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности России как единой туристской дестинации (на основе зарубежной методики)»

УДК 338.48

DOI: 10.12737/6693

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ КАК ЕДИНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ (НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОЙ МЕТОДИКИ)

Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, naceka@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Вапнярская Ольга Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, vap.olga@gmail.com

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Голикова Ольга Михайловна, ст. преподаватель кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, ogolikova@bk.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В рамках данной статьи под туристской дестинацией понимается территория со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для

удовлетворения нужд и потребностей достаточно широкой группы туристов. В отечественной практике для определения состояния и уровня развития туристкой дестинации чаще всего используются методы стратегического анализа, такие как, например, PEST и SWOT. В зарубежной практике для подобной оценки применяют систему показателей конкурентоспособности туристской дестинации. Данная система включает в себя 14 независимых групп показателей. Для удобства их использования в процессе анализа и максимального приведения к традиционной системе стратегических показателей следует рассматривать как показатели внешнего окружения туристской дестинации; показатели ресурсного потенциала туристской дестинации; показатели туристской инфраструктуры. В качестве эмпирической базы авторами статьи использовались данные Росстата, характеризующие факторы, оказывающие

непосредственное влияние на сферу туризма. В частности, к факторам внешнего окружения можно отнести: обеспечение экологической устойчивости; состояние экономики и ее влияние на уровень жизни населения; развитие человеческого потенциала. К ресурсному потенциалу туристской дестинации относятся природные и культурные ресурсы. Инфраструктуру туристской дестинации характеризует состояние и развитие транспортной сети; телефонной сети; ИКТ-технологий; сети коллективных средств размещения; состояние внутренней безопасности в регионе. Все показатели представлены в динамике. По ряду показателей приведены международные сравнения. На основе полученных результатов и данных из зарубежных источников авторами сделан вывод о конкурентоспособности России как единой туристской дестинации.

Ключевые слова: туристская дестинация, инфраструктура, внутренняя среда, внешнее окружение

Любую туристскую дестинацию следует рассматривать как открытую систему, находящуюся в постоянном взаимодействии с внешним окружением.

Поскольку факторы внешнего окружения не поддаются непосредственному изменению со стороны данной системы, то процесс управления в этом случае сводится к учету их влияния. Перспективы, которые открываются для развития туристской дестинации, следует использовать; угрозы - предупреждать и по возможности нивелировать [2].

Оценка факторов, определяющих конкурентоспособность туристской дестинации, стала объектом научных исследований за рубежом достаточно давно. Причем данные исследования ведутся в двух направлениях. Во-первых, опубликован ряд работ, направленных на объективную, количественную оценку конкурентоспособности туристской дестинации, разработаны показатели и индексы конкурентоспособности туристской дестинации, проведены прикладные исследования [5, 7, 8]. Во-вторых, осуществляются попытки оценки конкурентоспособности туристской дестинации через призму мотивации и восприятия туристов [3, 4, 6, 9]. В настоящей статье, в соответствии с методическими рекомендациями первого направления [10], проведен анализ отдельных факторов, оказывающих непосредственное влияние на сферу туризма.

Обеспечение экологической устойчивости

В России наиболее традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем, являются государственные природные заповедники и национальные парки. На территории заповедников деятельность человека (охота, массовый туризм) практически полностью запрещена. На территорию национальных парков допускаются туристы и в ограниченных масштабах разрешена хозяйственная деятельность.

Благодаря действующему законодательству [1] число государственных природных заповедников и национальных парков в последнее время постоянно увеличивается (рисунок 1).

За период 1993-2013 гг. площадь государственных природных заповедников увеличилась на 17,8% и составляет в настоящее время около 34 млн. га. Площадь национальных парков за этот период возросла в 2,7 раза и составила 11,5 млн. га.

Рисунок 1 - Число государственных природных заповедников и национальных парков [11]

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации государственные природные заповедники и национальные парки силами своих инспекторских служб проводят работы по обеспечению режима охраны территорий.

Особо следует подчеркнуть деятельность государства по охране охотничьей фауны и промысловых рыб, так как эти ресурсы имеют важное значение для развития туризма.

Динамика затрат на мероприятия по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов и воспроизводство водных биологических ресурсов приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Затраты на мероприятия по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов

и воспроизводство водных биоресурсов [11]

Как можно видеть, величина затрат постоянно увеличивается (даже без учета инфляции), что можно оценивать как фактор, благоприятный для развития туризма. Еще одним благоприятным фактором, формирующим экологическую ситуацию в туристской дестинации, следует считать сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (рисунок 3).

Рисунок 3 - Выбросы загрязняющих атмосферу веществ (стационарными и передвижными источниками) [11]

К неблагоприятному фактору, имеющему тем не менее важное значение для развития туристской дестинации, следует отнести сокращение объемов потребления свежей воды (рисунок 4).

сц _

*

>* ■за 51,3 52,2 5. 5 52,9 57,7 59,5 53,5 56,9 53,6 -

j и 1

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

■ Объем используемой свежей воды

Рисунок 4 - Использование свежей воды по Российской Федерации [11]

Сокращение использования свежей воды является следствием более глобальных проблем. Так, при достаточности в целом в России водных ресурсов имеются проблемы регионального характера с водообеспечением экономики и населения. Эти проблемы обусловлены весьма неравномерным распределением водных ресурсов по территории страны, значительной их временной изменчивостью (особенно в южных районах), а также достаточно высокой степенью загрязнения.

Оценивая состояние питьевого водоснабжения, следует отметить, что около половины всего населения России используют для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям и нередко представляющую реальную угрозу его здоровью.

Согласно Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, гарантированное обеспечение водными ресурсами предполагает приоритетное решение задач обеспечения населения качественной питьевой водой, создание условий для гармоничного социально-экономического развития регионов, содействие инновациям, обеспечивающим ресурсосбережение, формирование реальных предпосылок к реализации конкурентных преимуществ российского водоресурсного потенциала.

Экономические факторы

Важнейшим экономическим фактором, обеспечивающим развитие туризма, в т. ч. и внутреннего, является увеличение реального дохода населения. Этот фактор напрямую воздействует на спрос на туристские услуги. При увеличении реального дохода люди получают в свое распоряжение больше денег. Если денег оказывается больше, чем это необходимо для финансирования жизнеобеспечения, увеличивается и спрос на услуги, обеспечивающие познавательные и эстетические потребности, в т.ч. потребности в путешествиях.

За период с 2011-2013 гг. потребительские расходы населения России на организацию комплексного отдыха несколько увеличились, хотя по-прежнему остаются низкими (рисунок 5).

Рисунок 5 - Доля потребительских расходов на организацию комплексного отдыха в 2011-2013 гг. [11]

Таким образом, экономическая политика, направленная на увеличение реальных доходов населения, будет способствовать и росту на туристские услуги.

Растущий спрос, как правило, формирует предложение. Поэтому число туристских фирм в России последние 6 лет неуклонно увеличивается (рисунок 6).

Рисунок 6 - Динамика изменения числа туристских фирм в 2005-2013 гг. [11]

Особенно резкое увеличение числа фирм прослеживается в 2010 году. Этот год в России знаменует начало выхода из кризиса и общее «оживление» экономики. Начиная с 2011 года, наблюдается снижение темпов роста. Это связано с общеэкономической ситуацией в России, характеризующейся снижением предпринимательской активности практически во всех отраслях. В таблице 1 представлены факторы, ограничивающие предпринимательскую активность в сфере услуг в 2013-2014 гг. Ранжирование производится от наиболее значимого фактора к наименее значимому.

Таблица 1 - Ранжирование факторов, ограничивающих предпринимательскую активность в сфере услуг [11]

Ранг По данным за I полугодие 2013 года По данным за I полугодие 2014 года

1 Недостаток финансовых средств Недостаток финансовых средств

2 Существующий уровень налогообложения Недостаточный (неравномерный) спрос на тот или иной вид услуг

3 Недостаточный (неравномерный) спрос на тот или иной вид услуг Существующий уровень налогообложения

4 Большая отчетная нагрузка Большая отчетная нагрузка

5 Недостаток квалифицированного персонала Недобросовестна конкуренция со стороны других организаций

6 Недобросовестна конкуренция со стороны других организаций Недостаток квалифицированного персонала

7 Высокая арендная плата Высокая арендная плата

8 Высокая стоимость коммерческого кредита Высокая стоимость коммерческого кредита

9 Недостаток помещений и оборудования Недостаток помещений и оборудования

10 Недостаточная нормативно-правовая база, регламентирующая тот или иной вид деятельности Недостаточная нормативно-правовая база, регламентирующая тот или иной вид деятельности

11 Коррупция органов власти Коррупция органов власти

На фоне сложившейся ситуации достаточно позитивным фактом можно считать рост прямых инвестиций в основной капитал. Причем рост отмечается как в секторе национальных, так и иностранных инвестиций. Например, за период с 2005-2013 гг. объем национальных инвестиций в основной капитал увеличился в 3,7 раза и составил в 2013 году 13255,5 млрд. рублей. Объем иностранных инвестиций за этот же период увеличился в 2 раза и составил в 2013 году 26118 млн. долларов США.

Отдельно следует остановиться на динамике инвестиций в основной капитал предприятий, осуществляющих деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (рисунок 7). Как можно видеть из рисунка, в целом за рассматриваемый период отмечается рост объема инвестиций, однако в периоды 20092010 гг. и 2012-2013 гг. наблюдается стагнация. Такая ситуация соответствует экономической конъюнктуре России в целом. Как уже было отмечено, кризисный период сменяется небольшим оживлением, а затем наступает снижение деловой активности.

Рисунок 7 - Инвестиции в основной капитал предприятий, осуществляющих деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта [11]

Развитие человеческого потенциала

Человеческий потенциал является чрезвычайно важным фактором для развития туристской дестинации. В первую очередь это связано с формированием трудовых ресурсов из местного населения. Для оценки развития человеческого потенциала обычно учитывается состояние здравоохранения и образования в регионе. Первый фактор характеризует потенциальные трудовые ресурсы с точки зрения физической способности и готовности к труду. Второй фактор указывает на уровень профессиональной подготовки, способность и готовность к квалифицированному труду.

На рисунке 8 представлена динамика отдельных показателей, характеризующих охрану здоровья населения в России. При несущественных колебаниях значений

показателей следует отметить к 2012 году увеличение нагрузки как на 1 врача, так и на 1 больничную койку.

Рисунок 8 - Показатели, характеризующие охрану здоровья населения [11]

Сравнивая данные показатели с показателями других стран, следует отметить, что Россия опережает такие страны, как Великобритания, Австрия, США и даже Норвегия, которая лидирует по индексу человеческого развития.

Рассмотрим другой важнейший показатель - доля ВИЧ-инфицированных, состоящих на диспансерном учете, от общего числа выявленных. Этот показатель важен не только с точки зрения здоровья потенциальной рабочей силы. Он является также одним из показателей эпидемиологического благополучия региона, что крайне важно для развития сферы туризма и формирования благоприятного образа страны как туристской дестинации. Ситуация с ВИЧ-инфицированными лицами в России представлена на рисунке 9.

Рисунок 9 - Доля ВИЧ-инфицированных лиц в России [11]

К сожалению, сложившуюся ситуацию нельзя считать удовлетворительной. Особую обеспокоенность вызывает ее ухудшение в 2013 году по сравнению с 2012 годом.

Уровень образования представлен показателем численности студентов на 1000 человек населения. Динамика данного показателя за период 2007-2012 гг. представлена на рисунке 10.

Рисунок 10 - Численность студентов в России [11]

Данный показатель складывается с учетом численности студентов начального, среднего и высшего профессионального образования. Как можно видеть, к 2012 году численность студентов сокращается. Однако такая ситуация объясняется общим демографическим спадом в России в 1991-1996 гг. Следует заметить, что даже при минимальном значении данного показателя Россия опережает большинство развитых и развивающихся стран и уступает лишь США, Новой Зеландии, Республике Корея, Беларуси, Казахстану.

При формировании конкурентоспособности туристской дестинации нельзя не отметить важность ее внутренней среды или ресурсного потенциала. Ресурсный потенциал туристской дестинации характеризуется:

— наличием и состоянием природных ресурсов;

— наличием и состоянием культурных ресурсов.

Инфраструктура и ресурсный потенциал туристской дестинации являются прямыми объектами управления.

Остановимся на характеристике наиболее важных показателей.

Культурные ресурсы

В Российской Федерации расположено 24 объекта из Списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. К объектам культурно-исторического наследия относятся следующие:

— в г. Москве - Московский Кремль и Красная площадь; Церковь Вознесения в Коломенском; ансамбль Новодевичьего монастыря;

— в г. Санкт-Петербург - исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников;

— в Московской области — архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры;

— во Владимирской области — белокаменные памятники Владимира и Суздаля;

— в Республике Карелия — архитектурный ансамбль Кижского погоста;

— в Новгородской области — исторические памятники Новгорода и окрестностей;

— в Архангельской области — культурно-исторический ансамбль «Соловецкие острова»;

— в Вологодской области — ансамбль Ферапонтова Монастыря;

— в Ярославской области — исторический центр Ярославля;

— в Республике Дагестан — Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента;

— в Республике Татарстан — историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль».

Объекты литературного наследия имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но представляют все же значительный туристский мотив и позволяют организовывать интересные разноплановые туристские программы и маршруты.

Особый интерес во всем мире представляет литературное творчество Александра Пушкина, Льва Толстого, Александра Куприна.

Нобелевская премия по литературе в разные годы была вручена Генрику Сенкевичу, Ивану Бунину, Борису Пастернаку, Михаилу Шолохову, Иосифу Бродскому, Александру Солженицыну.

Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация памятников нематериальной культуры. В России к таким объектам относится устное народное творчество старообрядцев Забайкалья.

В 2013 году Русское географическое общество при поддержке ведущих теле- и радиоканалов страны и других средств массовой информации реализовало мультимедийный проект-конкурс «Россия-10». Победителями конкурса стали: Мамаев Курган, Коломенский кремль, Троице-Сергиева лавра, Нижегородский кремль, Псковский кремль, Ростовский кремль, Кижи, Петергоф, мечеть «Сердце Чечни», озеро Байкал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако аттрактивность данных объектов зачастую не соответствует ценовой доступности их посещения. Приведем данные Росстата о стоимости посещения приведенных выше объектов в 2013 году (таблица 2).

Таблица 2 - Данные о стоимости посещения объектов - победителей конкурса «Россия-10» [11]

Объект Регион России Среднесуточная стоимость пребывания в регионе (размещение, питание - завтрак и обед, посещение объекта показа)

1. Мечеть «Сердце Чечни» Чеченская Республика 85 €

2. Петергоф г. Санкт-Петербург 65 €

3. Троице-Сергиева лавра Московская область 59 €

4. Коломенский кремль Московская область 59 €

5. Ростовский кремль Ярославская область 57 €

6. Кижи Республика Карелия 53 €

7. Мамаев курган Волгоградская область 51 €

8. Нижегородский кремль Нижегородская область 49 €

9. Псковский кремль Псковская область 47 €

10. Озеро Байкал Республика Бурятия 40 €

Следует заметить, что стоимость переезда (перелета) при составлении данного рейтинга не учитывается, принимая во внимание огромную территорию России.

Для полноты анализа ситуации приведем данные о стоимости жизни в регионах размещения объектов туристской аттракции (рисунок 11).

Стоимость жизни в среднем по России принята за 100%. Как можно видеть из рисунка, самая высокая стоимость жизни в Москве (на 24-29% выше среднероссийского уровня). Также достаточно высокая стоимость жизни в Санкт-Петербурге и Сергиев Посаде (город в северной части Московской области, примерно 60 км от Москвы). Примерно на уровне среднероссийского стоимость жизни в Ярославле, а из наиболее удаленных от центра регионов - в Грозном (Республика Чечня).

Однако именно Москва, Санкт-Петербург и города «Золотого кольца России» являются наиболее предпочтительными туристскими маршрутами как в сегменте внутреннего, так и въездного туризма.

Рисунок 11 - Индекс стоимости жизни по отдельным городам России [11]

В настоящее время в рамках Государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. предпринимается попытка популяризировать и другие российские турпродукты, в частности:

— «Серебряное кольцо России», охватывающее древнерусские города Северной части России: Новгород, Псков, а также Кижский погост и Валаамский монастырь в Карелии;

— Старинные русские города на реке Волге — Самара, Саратов, Ульяновск, Казань, Нижний Новгород, Волгоград, Астрахань — хранят в себе не только древнюю историю, но и интересны как центры становления и развития предпринимательства в России;

— Республика Тыва — один из немногих центров буддистской культуры в России; в тувинских степях сохранились также каменные языческие идолы, которым около двух тысяч лет;

— Города Краснодарского края (Анапа, Тамань и др.) являются частью античной истории России. В античный период эти территории были частью греческих колоний-поселений, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки.

В качестве других основных результатов вышеуказанной программы ожидается:

— повышение конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса России;

— рост внутренних и въездных туристских потоков (например, потенциальные возможности России - принимать до 40 млн. иностранных туристов в год);

— повышение качества туристских услуг;

— дальнейшая интеграция российской туристской индустрии в мировое туристское хозяйство;

— рост доли международного туристского рынка, занимаемого российскими компаниями;

— улучшение образа России как страны, благоприятной для туризма;

— повышение уровня развития международного сотрудничества Российской Федерации в области туризма;

— повышение информированности зарубежных граждан о возможностях и преимуществах российского туристского комплекса.

К сожалению, до настоящего времени преобладающими в структуре российского рынка туристских услуг остаются услуги выездного туризма. Информация о количестве реализованных туристских путевок представлена на рисунке 12.

Рисунок 12 - Число реализованных туристских путевок населению России [11]

Как можно видеть из рисунка, к 2013 году наметился резкий рост услуг выездного туризма и незначительный рост услуг внутреннего туризма. В целом рынок демонстрирует развитие «по принципу параболы».

В структуре услуг внутреннего туризма преобладают услуги оздоровления, отдыха и релаксации в специализированных санаторно-оздоровительных учреждениях. На втором месте - экскурсионные услуги.

В структуре зарубежных туров преобладает пляжный отдых на курортах Турции и Испании. Следующими по популярности являются автобусные экскурсии по городам Европы. На третьем месте - экскурсионные поездки во Францию, Германию и Финляндию и поездки в Китай.

Непосредственное окружение туристской дестинации или инфраструктура -

это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, обеспечивающих основу ее функционирования.

Рассмотрим уровень развития инфраструктуры туризма в России.

Транспортная сеть

Количественная характеристика (протяженность) транспортной сети в России представлена на рисунке 13.

Рисунок 13 - Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования

в России [11]

Как можно видеть, основным средством сообщения в России являются автомобильные дороги. По сравнению с 2000 годом в 2012 году длина автомобильных дорог с твердым покрытием значительно увеличилась. Длина железнодорожных путей и внутренних водных судоходных путей осталась практически неизменной.

Состояние автомобильных дорог

Состояние автомобильных дорог является важнейшим фактором развития туристской дестинации. К сожалению, этот показатель всегда был слабой стороной национальной экономики. На рисунке 14 показана доля автомобильных дорог общего пользования в России, отвечающих нормативным требованиям.

Рисунок 14 - Доля автомобильных дорог общего пользования в России, отвечающих нормативным требованиям [11]

Как можно видеть из рисунка, фактическое состояние автомобильных дорог значительно отстает от нормативных требований, особенно это касается дорог регионального значения. Аналогичный показатель по автомобильным дорогам местного значения более позитивный, однако, по сравнению с 2007 годом, в 2013 году значение и этого показателя снижается.

Развитие телефонной сети

В настоящее время одним из показателей конкурентоспособности любого региона является развитие телефонной сети. Значение показателей состояния телефонной сети в целом по России представлено на рисунке 15.

Из рисунка можно видеть, что за последние 12 лет сотовая связь в России получила колоссальное развитие. В 2012 году на каждого жителя а России приходилось в среднем 1,82 телефонных аппарата. Это почти в 6 раз больше, чем по аналогичному показателю стационарной связи. В отношении показателя количества стационарных телефонных аппаратов на 1 жителя, напротив, наметилась тенденция к снижению. Максимальное значение данный показатель достиг в 2008 году.

Рисунок 15 - Развитие телефонной сети в России [11]

Доступ к сети Интернет

Повсеместное развитие ИКТ-технологий делает показатель широкополосного доступа к сети Интернет важнейшим показателем конкурентоспособности для современного бизнеса. В полной мере относится это и к индустрии туризма и гостеприимства. На рисунке 16 представлена доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет.

Рисунок 16 - Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет,

в общем объеме организаций по России [11]

Как можно видеть, за период 2007-2012 гг. данный показатель имеет тенденцию к устойчивому росту, что следует оценивать как благоприятный фактор развития. Внутренняя безопасность

Внутренняя безопасность чрезвычайно важна с точки зрения посещения туристами того или иного региона. На рисунке 17 показана динамика числа зарегистрированных

преступлений в целом по России. Значительный удельный вес в структуре зарегистрированных преступлений имеют кражи и грабежи (их количество также показано на рисунке). Именно эти виды преступлений представляют наибольшую опасность для туристов.

Рисунок 17 - Число зарегистрированных преступлений в России (всего и по видам) [11]

Как можно видеть из рисунка, количество зарегистрированных преступлений, начиная с 2006 года, имеет устойчивую тенденцию к снижению. Это свидетельствует об улучшении общей криминогенной ситуации в России, что, в свою очередь, является благоприятным фактором для развития туризма.

При этом следует отметить и ряд негативных моментов, в частности, увеличение случаев нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В 2012 году этот показатель возрос по сравнению с 2005 годом на 10,5% и составил 29,4 тыс. нарушений. В 2013 году этот показатель немного снизился. Начиная с 2010 года, снова наметилась тенденция к увеличению числа преступлений, связанных с террористической деятельностью. В 2013 году было зарегистрировано 31 преступление. Самым неблагоприятным за рассматриваемый период был 2005 год (203 преступления), наиболее благоприятным - 2008 год (10 преступлений).

Развитие сети гостиниц и аналогичных средств размещения

Состояние гостиничной сети является инфраструктурным фактором прямого воздействия на развитие туристской дестинации. За период 2005-2013 гг. сеть гостиниц и других аналогичных средств размещения получили значительное развитие как в количественном, так и в качественном отношении. Динамика числа организаций

индустрии гостеприимства и их единовременная вместимость представлены на рисунках 18 и 19.

Рисунок 18 - Число гостиниц и других аналогичных средств размещения [11]

Как можно видеть из рисунка, за рассматриваемый период число гостиниц возросло более чем в 2 раза. Количество мест в гостиницах и других аналогичных средствах размещения увеличилось на 67,4%. Такую динамику можно считать очень благоприятным фактором для развития туристской дестинации.

Рисунок 19 - Единовременная вместимость гостиниц и других аналогичных

средств размещения [11]

По мнению зарубежных исследователей, конкурентоспособность России как единой туристской дестинации на международном туристском рынке оценивается чуть выше среднего уровня, а по ряду показателей даже ниже среднего. Ранг России с учетом Travel & Tourism Competitiveness Index (индекса конкурентоспособности туристской дестинации) в 2013 году составил 63 из 140. Следует отметить, что по сравнению с 2011 годом ранг России снизился на 4 пункта [10].

Наиболее неблагоприятными факторами в глазах иностранцев являются:

— неэффективная политика и нормативно-правовое регулирование;

— низкая экологическая устойчивость;

— низкий уровень безопасности и защиты;

— отсутствие приоритетности отдельных видов туризма;

— низкая обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами;

— слабая предрасположенность (открытость) населения к туризму.

Литература

1. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. посл. изм. и доп.).

2. Харитонова, Т.В. Стратегическое планирование: учеб. пособие. - М.: МГУС,

2007.

3. Chen, Ch.-M., Chen Sh. H., Lee H.T. Assessing Destination Image Through Combining Tourist Cognitive Perceptions with Destination Resources // International Journal of Hospitality & Tourism Administration. Volume 11, Issue 1, February 2010, pages 59-75.

4. Chen, Ch.-M., Chen, Sh. H., Lee H.T. The destination competitiveness of Kinmen's tourism industry: exploring the interrelationships between tourist perceptions, service performance, customer satisfaction and sustainable tourism // Journal of Sustainable Tourism. Volume 19, Issue 2, February 2011, pages 247-264.

5. Dwyer, L., Kim, Ch. Destination Competitiveness: Determinants and Indicators // Current Issues in Tourism. Volume 6, Issue 5, October 2003, pages 369-414.

6. Hallmann, K., Muller, S., Feiler, Sv. Destination competitiveness of winter sport resorts in the Alps: how sport tourists perceive destinations? // Current Issues in Tourism. Volume 17, Issue 4, April 2014, pages 327-349.

7. Hudson, S., Ritchie, Br., Timur, S. Measuring destination competitiveness: an empirical study of Canadian ski resorts // Tourism and Hospitality Planning & Development. Volume 1, Issue 1, April 2004, pages 79-94.

8. Kayar, £.H., Kozak, N. Measuring Destination Competitiveness: An Application of the Travel and Tourism Competitiveness Index (2007) // Journal of Hospitality Marketing & Management. Volume 19, Issue 3, March 2010, pages 203-216.

9. Pansiri, J. Tourist Motives and Destination Competitiveness: A Gap Analysis Perspective // International Journal of Hospitality & Tourism Administration. Volume 15, Issue 3, July 2014, pages 217-247.

10. The Travel & Tourism Competitiveness // Edited Jennifer Blanke and Thea Chiesa. // Report 2013.

11. Федеральная государственная служба статистики: официальный сайт.

[Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.06.2014; 28.08.2014).

RUSSIA COMPETITIVEVENESS EVALUATION AS A COMMON TOURIST DESTINATION (BASED ON FOREIGN METHODS)

Kharitonov Tatiana Victorovna, PhD in Economics, assistant professor of business technologies in tourism and hospitality, naceka@mail.ru

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

Vapnyarskaya Olga Igorevna, Ph.D.in Economics, Associate Professor,

Senior research associate, vap.olga@gmail.com

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

Golikova Olga Mihaylovna, Art. Lecturer, Department of Business Technology tourism and hospitality, ogolikova@bk.ru

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The tourist destination is regarded in this article as a territory with all sorts of commodities, services facilities for wide tourist consumers groups needs. The strategic analysis methods, such as, for example, PEST and SWOT, are using most of all in domestic practice for tourist destination development level and status. In the foreign practice is using the tourist destinations competitiveness indicators system for such evaluation. This system includes 14 independent groups of indicators. It is necessary to regard the external tourist destination indications, the tourist destination resource potential indications, the tourist infrastructure indications for using them in analysis process and coordination to the strategic indications system .As an empirical basis the authors used data of Rosstat, characterizing the factors that have a direct impact on the tourism industry. In particular, the external environment factors include: ensuring environmental sustainability; state of the economy and its impact on the living standards of the population; human development. The tourist destination resource potential includes the natural and cultural resources. The tourist destination infrastructure characterizes the transport networks state and development; a telephone network; ICT technologies; collective accommodation facilities network; the state of internal security in the region. All indications are presented in dynamics. A number of indicators are international comparisons. The authors drew

a conclusion about the competitiveness of Russian as a single tourist destination, based on the results and data from foreign sources.

Keywords: tourist destination, infrastructure, internal environment, external environment

Reference:

1. Federalny zakon from 14031995 № 33-FZ "Ob osobo ohranyaemyh prirodnyh The territory" (in red Seq Rev and dop).

2. Haritonova TV Strategicheskoe planirovanie: ucheb allowance - M : MGUS 2007.

3. Chen, Ch-M, Chen, Sh H, Lee HT Assessing Destination Image Through Combining Tourist Cognitive Perceptions with Destination Resources // International Journal of Hospitality & Tourism Administration Volume 11, Issue 1, February 2010, pages 59-75.

4. Chen, Ch-M, Chen, Sh H, Lee HT The destination competitiveness of Kinmen's tourism industry: exploring the interrelationships between tourist perceptions, service performance, customer satisfaction and sustainable tourism // Journal of Sustainable Tourism Volume 19, Issue 2, February 2011, pages 247-264.

5. Dwyer, L, Kim, Ch Destination Competitiveness: Determinants and Indicators // Current Issues in Tourism Volume 6, Issue 5, October 2003, pages 369-414.

6. Hallmann, K, Muller, S, Feiler, Sv Destination competitiveness of winter sport resorts in the Alps: how sport tourists perceive destinations? // Current Issues in Tourism Volume 17, Issue 4, April 2014, pages 327-349.

7. Hudson, S, Ritchie, Br, Timur, S Measuring destination competitiveness: an empirical study of Canadian ski resorts // Tourism and Hospitality Planning & Development Volume 1, Issue 1, April 2004, pages 79-94.

8. Kayar, £H, Kozak, N Measuring Destination Competitiveness: An Application of the Travel and Tourism Competitiveness Index (2007) // Journal of Hospitality Marketing & Management Volume 19, Issue 3, March 2010, pages 203-216.

9. Pansiri, J. Tourist Motives and Destination Competitiveness: A Gap Analysis Perspective // International Journal of Hospitality & Tourism Administration Volume 15, Issue 3, July 2014, pages 217-247.

10. The Travel & Tourism Competitiveness // Edited Jennifer Blanke and Thea Chiesa // Report 2013.

11. Federalnaya gosudarstvennaya sluzhba statistiki: ofitsialny sayt. [Electronic resource]: URL: http://wwwgksru (date accessed: 06.01.2014; 28.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.