Научная статья на тему 'Пути повышения качества жизни бедного и беднейшего населения за счет обеспечения доступности услуг: Международный опыт'

Пути повышения качества жизни бедного и беднейшего населения за счет обеспечения доступности услуг: Международный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1445
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СФЕРА УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / POVERTY / POVERTY REDUCTION / HUMAN DEVELOPMENT INDEX / QUALITY OF LIFE / SERVICES / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Татьяна Викторовна

Статья представляет собой аналитическое исследование проблем бедности и обеспечения качества жизни бедного и беднейшего населения нашей планеты. Основную информационную базу исследования составили материалы ООН и входящих в ее состав подразделений. В статье рассматриваются и уточняются понятия абсолютной и относительной бедности, а также представлен депривационный подход к определению бедности. Представлены основные показатели бедности, следующие из Доклада ООН о мировом развитии. Автор статьи увязывает индикаторы доступности услуг с обеспечением базовых потребностей людей согласно теории А. Маслоу. Также в статье исследуется основные экономические причины бедности, в том числе в ряде стран третьего мира. Далее автором показан вклад ООН и экономически развитых стран в решение проблемы бедности и абсолютной нищеты. В этой связи приводятся стратегии борьбы с бедностью, реализация которых должна привести к достижению намеченных целей к 2015 году, то есть к настоящему времени. Практически все цели связаны с обеспечением доступности социально значимых услуг для бедного и беднейшего населения. В статье доказано, что регулирующую роль в данном процессе должно взять на себя государство, а сам процесс должен осуществляться на основе механизма социального партнерства государства, поставщиков услуг и основных групп потребителей услуг. В заключительной части статьи приводятся критерии выбора поставщиков и механизмы финансирования услуг для этих категорий населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE LIVES OF THE POOR AND POOREST BY PROVIDING AVAILABLE SERVICES: INTERNATIONAL EXPERIENCE

The article presents an analytical study of the problems of poverty and quality of life of the poor and the poorest of our planet. Basic information database of the research are materials of the UN and its constituent units. This article discusses and clarifies the concept of absolute and relative poverty, and presents an approach to the definition of deprivation poverty. The main indicators of poverty, according to the report of the UN World Development, are highlighted. The author links the indicators of availability of services with the provision of basic human needs according to Maslow's theory. The article also examines the main economic causes of poverty, including in a number of Third World countries. Further, the author shows the contribution of the United Nations and the developed countries in addressing the problem of poverty and absolute poverty. In this regard, suggested is the poverty reduction strategy, the implementation of which should lead to the achievement of the goals by 2015, that is, to the present time. Almost all of the goals are related to the availability of socially important services for the poor and the poorest. It is proved that a regulatory role in this process should be undertaken by the state, and the process should be based on the mechanism of social partnership between government, service providers and major consumer groups. In the final part of the article highlighted are criteria for selecting suppliers and funding mechanisms for services for the populations concerned.

Текст научной работы на тему «Пути повышения качества жизни бедного и беднейшего населения за счет обеспечения доступности услуг: Международный опыт»

стр. 108 из 194

УДК 330.59; 338.266 DOI: 10.12737/8253

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ БЕДНОГО И БЕДНЕЙШЕГО НАСЕЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, naceka@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Статья представляет собой аналитическое исследование проблем бедности и обеспечения качества жизни бедного и беднейшего населения нашей планеты. Основную информационную базу исследования составили материалы ООН и входящих в ее состав подразделений. В статье рассматриваются и уточняются понятия абсолютной и относительной бедности, а также представлен депривационный подход к определению бедности. Представлены основные показатели бедности, следующие из Доклада ООН о мировом развитии. Автор статьи увязывает индикаторы доступности услуг с обеспечением базовых потребностей людей согласно теории А. Маслоу. Также в статье исследуется основные экономические причины бедности, в том числе в ряде стран третьего мира. Далее автором показан вклад ООН и экономически развитых стран в решение проблемы бедности и абсолютной нищеты. В этой связи приводятся стратегии борьбы с бедностью, реализация которых должна привести к достижению намеченных целей к 2015 году, то есть к настоящему времени. Практически все цели связаны с обеспечением доступности социально значимых услуг для бедного и беднейшего населения. В статье доказано, что регулирующую роль в данном процессе должно взять на себя государство, а сам процесс должен осуществляться на основе механизма социального партнерства государства, поставщиков услуг и основных групп потребителей услуг. В заключительной части статьи приводятся критерии выбора поставщиков и механизмы финансирования услуг для этих категорий населения.

Ключевые слова: бедность, борьба с бедностью, индекс человеческого развития, качество жизни, сфера услуг, государственная поддержка

Бедность - не порок? Из бессмертной комедии А.Н. Островского следует, что в морально-нравственном смысле бедность не является пороком, если у человека есть честь, достоинство, любовь, стремление изменить свою жизнь к лучшему.

Но есть и другие аспекты данной проблемы. Например, что представляет собой бедность с точки зрения экономики.

По данным ООН в ряде стран Африки и Азии подавляющее большинство населения живет за чертой бедности. Например, в 2014 году странами с наименьшим уровнем индекса человеческого развития (ИЧР) - до 2013 года индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - были признаны: Сьерра-Леоне (ИЧР - 0,374), Чад

стр. 109 из 194

(0,372), Центрально-Африканская Республика (0,341), Демократическая Республика Конго (0,338), Нигер (0,337) [2].

По данным независимых исследователей в пятерку беднейших стран мира на данный момент вошли: Свазиленд (уровень бедности - 69,2%), Демократическая Республика Конго (71,3%), Зимбабве (72%), Экваториальная Гвинея (76,8%), Гаити (77%) [4].

Но бедное и даже беднейшее население есть и во вполне благополучных с точки зрения экономического и человеческого развития странах. Например, по данным ЦРУ в США, Канаде и ряде стран Западной Европы процент бедного населения варьируется в интервале от 10 до 20%. Такой же процент бедного населения отмечается и в России. Согласно данному показателю, рейтинг России как государства с высоким уровнем жизни был бы достаточно весомым, если бы не уточнение - от национальной черты бедности.

Так что же такое бедность? Бедность можно определить как экономическую категорию, характеризующую состояние социальной группы или общества в целом, при котором становится практически невозможным удовлетворение минимальных потребностей, необходимых для жизнедеятельности.

Как следует из Доклада о мировом развитии 2004 года [1], характерными чертами бедности являются:

—низкий уровень подушевого дохода (менее 1 долл. в день - в 2008 году показатель минимального уровня подушевого дохода был скорректирован Всемирным банком относительно паритета покупательной способности за 2005 год и составил 1,25 долл. в день);

—практически повсеместная неграмотность;

-высокая заболеваемость;

—неравенство полов;

—ухудшение состояния окружающей среды и др.

В числе прочих показателей для оценки минимальных потребностей можно оценивать показатель прожиточного минимума, т.е. такого уровня дохода, ниже которого человек просто не может существовать. В разных странах этот показатель приравнивается к принятому уровню жизни. В 1995 году ООН были предприняты попытки ввести показатель интернационального прожиточного минимума, который характеризует общепринятый уровень бедности независимо от страны проживания. Как уже было

стр. 110 из 194

отмечено, сегодня в абсолютном выражении этот показатель составляет

1,25 долл. в день. Такой подход к определению бедности принят как абсолютный.

Однако наиболее интересными подходами с точки зрения исследования проблем бедности, на наш взгляд, считаются относительный и депривационный подходы.

Относительный подход интересен тем, что позволяет оценить уровень бедности с точки зрения существующего в любом стратифицированном обществе расслоения и неравенства. Поэтому бедность отдельных социальных групп и общества в целом можно определить относительно группы с наибольшими доходами. Так, по данным ООН, высокий уровень концентрации доходов, а вследствие этого и социального неравенства, отмечается в ряде стран Африки и Южной Америки. США по уровню неравенства доходов населения имеет пограничное значение, «опережая» не только страны Западной Европы, но и Россию. Относительно благоприятная ситуация в странах Северной Европы, Японии, Канаде, т.е. в тех странах, которые и по другим показателям характеризуются высоким уровнем социального развития. Из стран постсоветского пространства в эту группу можно включить Беларусь, Казахстан и Украину [3].

Относительный подход убедительно доказывает, что процент бедного населения может изменяться под воздействием ряда факторов, таких как макроэкономическая стабильность экономики, кризисы, вызванные неэффективностью внутренней и внешней политики, состояние отдельных отраслей экономики и т.п. Ярким примером является социально-экономическая ситуация в России - в 2015-2016 гг. вследствие неблагоприятной комбинации приведенных выше факторов ожидается падение уровня жизни значительной части населения, т.е. увеличение относительной бедности.

Депривационный подход позволяет оценить уровень бедности относительно принятых в обществе социально-экономических стандартов. Абсолютная нищета с позиции ООН определяется как недоступность для определенной части населения как минимум двух из приведенных в таблице 1 жизненно важных материальных благ и услуг, обеспечивающих, согласно теории А. Маслоу, низовые уровни потребностей. Другими словами, бедность - это невозможность потребления благ в необходимом количестве и требуемого качества, а нищета - это невозможность потребления в целом.

Для большинства россиян приведенные в таблице 1 индикаторы покажутся ничтожными, т.е. абсолютно или легко достижимыми. Это означает, что в обычных условиях среднестатистический житель нашей страны никогда не находился на уровне абсолютной нищеты. Исключение составляют лица, живущие попрошайничеством, склонные к бродяжничеству и асоциальному образу жизни. Однако причины этой

стр. 111 из 194

«асоциальности» не только социально-экономические, поэтому в рамках настоящего исследования мы их рассматривать не будем.

Таблица 1 - Индикаторы, характеризующие доступность материальных и нематериальных благ, обеспечивающих минимальные потребности населения

Уровень потребности Показатели Индикаторы «нормального» состояния

1. Физиологические потребности 1.1. Потребность в пище На уровне, чтобы индекс массы тела не опускался ниже 16

1.2. Потребность в питьевой воде Должна быть в «шаговой доступности», т.е. не более 15 минут ходьбы в одну сторону Должна подвергаться очистке

2. Потребность в безопасности 2.1. Потребность в жилье В одной комнате не должно проживать более 4 человек Пол в жилище не должен быть земляным

2.2. Потребность в благоустройстве жилья Санузел должен размещаться в доме или в непосредственной близости от него

2.3. Потребность в охране здоровья (медицине) Медицинские услуги должны быть доступны беременным и серьезно больным

3. Социальные потребности 3.1. Потребности в образовании Возможность научиться читать

3.2. Потребность в обеспечении информацией Доступность любого средства связи (радио, телевидение, телефон, Интернат)

3.3. Потребность в прочих услугах Не определяется

Составлено автором на основе Доклада о мировом развитии 2004 года [1].

Тем не менее в отдельных странах Африки и Азии соответствие и этим индикаторам представляется труднодостижимой задачей. Значит, бедность - это все-таки порок? Порок экономического развития, государственного управления, общественного устройства, мировоззрения в целом?

Причины экономической бедности различны. Но в ряде стран третьего мира, наряду с общими проблемами, вызванными макроэкономической нестабильностью, военными конфликтами и природными катаклизмами, следует отметить и частные причины бедности, большинство из которых связано с их экономической отсталостью, вызванной:

— длительной колонизацией;

— многоукладным характером экономики и общественной жизни, основанным на сочетании рыночных, феодальных и даже первобытнообщинных отношений;

— слабо развитой промышленностью, низким научно-техническим потенциалом, повсеместным преобладанием аграрного сектора;

— перенаселенностью, вызванной высоким уровнем рождаемости в сравнении с крайне низкой производительностью труда.

стр. 112 из 194

На фоне неспособности правительств стран третьего мира собственными силами решить проблемы нищеты и бедности население пытается сделать это самостоятельно путем миграции в более развитые страны. Даже не учитывая возникающие проблемы социальной напряженности, в странах-реципиентах можно констатировать повышение процента бедного населения и снижение уровня жизни коренного населения в связи с ограниченность экономических ресурсов.

Международные организации серьезно обеспокоены возникшей проблемой. Так, в документе «Цели ООН в области развития на пороге нового тысячелетия» четко обозначены основные стратегические направления борьбы с нищетой и бедностью, которые необходимо реализовать к 2015 году (таблица 2). Следует отметить, что все эти цели и стратегии носят долгосрочный характер, т.к. впервые были заявлены в 1990 году, когда было предложено рассчитывать ИРЧП.

Таблица 2 - Цели и стратегии ООН в области борьбы с мировой нищетой и бедностью

Составляющие человеческого развития Цели развития Стратегии достижения целей

Ликвидация крайней нищеты и голода Повышение среднедушевых доходов населения Сокращение в 2 раза доли населения, имеющего минимальный среднедушевой доход. Сокращение в 2 раза доли населения, страдающего от голода

Обеспечение экологической устойчивости Снизить в 2 раза долю людей, не имеющих постоянного доступа к чистой питьевой воде. Обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 млн. обитателей трущоб

Развитие здравоохранения Сокращение детской смертности Сократить на 2/3 смертность среди детей в возрасте до 5 лет

Улучшение охраны материнства Снизить на 3/4 коэффициент материнской смертности

Борьба с ВИЧ/СПИД, малярией и другими болезнями Остановить распространение ВИЧ/СПИД

Развитие образования Обеспечение всеобщего начального образования Обеспечить равные возможности для девочек и мальчиков в получении в полном объеме начального образования

Социальное развитие Поощрение равенства мужчин и женщин Обеспечить расширение прав женщин. Ликвидировать неравенство между полами на всех уровнях образования

Формирование глобального партнерства в целях развития Обеспечение государственной помощи развитию Включить принципы устойчивого развития в стратегии развития стран и остановить процесс утраты природных ресурсов. Расширить доступ производителей услуг на рынок

Составлено автором на основе материалов Доклада о мировом развитии 2004 года [1].

стр. 113 из 194

Реализация стратегий, приведенных в таблице 2, т.е. предоставление услуг в сфере здравоохранения, образования и социального развития для бедного и беднейшего населения, является непосредственной задачей государства. Объяснить это можно следующими обстоятельствами:

1) «невидимая рука рынка» без регулирования со стороны государства не может обеспечить нужный обществу уровень вышеперечисленных услуг, он всегда будет «тяготеть» к коммерческим интересам;

2) такие услуги, как базовое медицинское обслуживание и основное образование, рассматриваются во Всеобщей декларации прав человека как важнейшие права, поэтому государство просто не может игнорировать проблемы, связанные с данным сектором экономики и общественного развития.

Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что основная задача государства состоит в выработке стратегии предоставления услуг для данных категорий населения в сотрудничестве с рыночными структурами, местными сообществами и внешними партнерами.

В этой связи следует отметить, что в России советского периода развитию здравоохранения и образования населения уделялось самое пристальное внимание со стороны государства. Естественно, что с позиции современной экономики эти меры носили ярко выраженный директивный характер, но результаты были впечатляющими. Так, в 1990 году, когда впервые было принято решение учитывать ИРЧП, наша страна, будучи еще СССР, занимала 26 место и была отнесена в группу стран с очень высоким значением данного показателя. В таблице 3 представлены рейтинги бывших союзных республик по уровню ИЧР в постсоветский период.

Как можно видеть из таблицы 3, рейтинга СССР не достигла ни одна из бывших советских республик. В группу стран с высоким уровнем ИЧР вошли прибалтийские республики, характеризующиеся сравнительно высоким уровнем жизни населения и в советский период.

При этом следует заметить, что ни одна из бывших советских республик не опустилась по данному индексу ниже среднего уровня, что, по мнению автора, является следствием достаточного уровня стартового социально-экономического потенциала, достигнутого за годы существования СССР.

И еще один важный вывод. Ряд бывших союзных республик, вставших на путь либерализации, по прошествии четверти века выбрали в качестве основной модели развития социальное партнерство, которое основано на усилении государственного

стр. 114 из 194

регулирования социально значимых отраслей экономики. Это можно наблюдать на примере России, Беларуси, Казахстана, Украины (до политического кризиса). Но, как уже было отмечено ранее, методы государственного регулирования должны учитывать современные тенденции развития и передовой опыт отдельных стран.

Таблица 3 - Рейтинг стран по уровню ИЧР, входивших до 1991 года в состав Союза Советских Социалистических Республик

Название страны Рейтинг страны, место

2007 год* 2011 год 2014 год

Азербайджан 97 91 76

Армения 83 86 87

Беларусь 67 65 53

Грузия 93 75 79

Казахстан 71 68 70

Кыргызстан 122 126 125

Латвия 44 43 48

Литва 43 40 35

Молдова 113 111 114

Россия 73 66 57

Таджикистан 124 127 133

Туркменистан 108 102 103

Узбекистан 119 115 116

Украина 82 76 83

Эстония 42 34 33

Страны с очень высоким уровнем Индекса человеческого развития Страны с высоким уровнем Индекса человеческого развития Страны со средним уровнем Индекса человеческого развития

Составлено автором на основе материалов Центра гуманитарных технологий. [2]

Примечание: в 2007 году не выделяли страны с очень высоким уровнем индекса человеческого развития.

Основные принципы, на которых должно строиться социальное партнерство государства, производителей социально значимых благ и их основных потребителей, заключаются в следующем:

—стимулирование поставщиков услуг для обслуживания бедного и беднейшего населения;

—обязательный мониторинг достигнутых результатов;

—определение показателей для оценки результатов при проведении мониторинга.

Одним из эффективных методов стимулирования коммерческих организаций к предоставлению услуг бедному и беднейшему населению являются долгосрочные договорные отношения. В России такие отношения принято называть государственночастным партнерством [5]. Задача государства как основного заказчика услуг состоит в правильном выборе поставщиков. Каждая из сторон, преследуя свои цели, все-таки в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стр. 115 из 194

большей степени ориентируется на две из них: 1) цена контракта; 2) требования к результатам. Достижимость результата чаще всего становится основным оценочным показателем при осуществлении мониторинга.

В практике оценки результата выработалось два подхода:

1) ориентация на количественные аспекты проблемы;

2) ориентация на качественные аспекты решаемой задачи.

Коммерческие организации в большей степени открыты сотрудничеству, если оценка результатов базируются на каких-либо количественных показателях, а основной объект договора - услуги бедному и беднейшему населению - представляют собой одноразовый продукт, который ориентирован на весь потребительский сегмент, легко подвергается стандартизации и мониторингу. Например, если цель социального заказа -вакцинация населения, то результат должен быть измерен процентом людей, охваченных вакцинацией. Пропорционально этому показателю определяется и оплата за оказанные услуги. Так, в 80-х гг. ХХ в. в ходе кампании по проведению всеобщей вакцинации детей с дополнительным снабжением их витамином А в Египте, Мексике и Индонезии удалось охватить свыше 90% детей из нуждающихся семей.

Результаты, основанные на качественных показателях, всегда более трудно достижимые и трудно контролируемые. Как уже было отмечено, основная цель деятельности государства - ликвидация нищеты, выражающаяся в таких результатах, как сокращение детской и материнской смертности, снижение процента ВИЧ-

инфицированных и больных СПИДом, повышение процента населения, владеющего основами грамотности и т. п. Как правило, результаты такой деятельности проявляются не сразу, а по истечении какого-либо периода времени, что затрудняет их оценку, контроль и, следовательно, оплату. Тем не менее опыт Мадагаскара и Сенегала в осуществлении программ питания для бедных в 1997-1998 гг. достаточно убедительно подтверждает реальность такой возможности. Программы включали в себя комплекс мероприятий, направленных на реализацию услуг здравоохранения и питания для матерей, патронаж, дополнительное питание для ослабленных детей, улучшение водоснабжения. За 18 месяцев с начала реализации проекта практически до нуля снизилось число детей в возрасте до года с критическим уровнем недоедания, а число детей в возрасте до 3-х лет с умеренным уровнем недоедания сократилось с 28% до 24%.

Следует заметить, что мировая практика не дает однозначного ответа на вопрос, какие поставщики услуг для бедного населения действуют наиболее эффективно. Все зависит от специфических условий государственного заказа, методов регулирования и

стр. 116 из 194

контроля предоставляемых услуг, а также их содержания. Например, вакцинацию населения в Таджикистане и Тунисе осуществляют преимущественно государственные организации здравоохранения, в Камбодже и на Гаити - это функция некоммерческих организаций. Деятельность коммерческих организаций наиболее эффективна в части услуг, направленных, например, на обеспечение бедного населения товарами первой необходимости. Несмотря на необходимость государственного регулирования данного сегмента рынка, максимальная результативность будет достигнута только в том случае, если реализация услуг будет осуществляться в условиях здоровой конкуренции, что пока еще в большинстве своем труднодостижимо.

И в заключение следует указать механизмы финансирования услуг для бедного и беднейшего населения. В международной практике выделяют несколько основных механизмов (таблица 4).

Таблица 4 - Основные механизмы финансирования услуг для бедного и беднейшего населения

Механизм финансирования Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность

1. Государственное субсидирование (в отношении общин и значительных групп населения) Услуги стандартизированы, а их количество и качество подлежит мониторингу (вакцинация населения, обеспечение питьевой водой, начальное образование, пропаганда и социальная реклама)

2. Адресное государственное субсидирование (в отношении отдельных лиц, семей, небольших общин) Услуги «немассового спроса», маловероятны при рыночном регулировании (высокотехнологичная медицинская помощь, среднее или высшее профессиональное образование, материальнотехническое обеспечение)

3. Социальное или государственное страхование (в отношении общин и значительных групп населения) Услуги частично стандартизированы, вследствие чего возникают трудности при мониторинге результатов (медицинские услуги)

4. Перекрестное субсидирование, доплаты и микрострахование (в отношении общин) Услуги оказываются автономными поставщиками при общинном владении, управлении и/или мониторинге (общинный суд, общинный обращающийся фонд медикаментов и лекарств, образование внутри общины)

Составлено автором на основе Доклада о мировом развитии 2004 года [1].

Бороться с бедностью, особенно абсолютной нищетой, можно и нужно, иначе число бедного населения будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Как это не парадоксально звучит, но существование на грани нищеты - наиболее простой путь развития. Однако в современных условиях это становится глобальной общественной проблемой, угрозой цивилизации.

стр. 117 из 194

Путь борьбы с бедностью не может быть быстрым и легким. Но как говорил китайский мудрец Конфуций: «Неважно, как медленно вы продвигаетесь вперед, лишь бы не останавливаться на своем пути» [1].

Литература

1. Как повысить эффективность услуг для бедного и беднейшего населения: доклад о мировом развитии 2004 года / пер. с англ. - М.: изд-во «Весь Мир», 2004.

2. ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2014 году: Центр

гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]: URL:

http://gtmarket.ru/news/2014/07/24/6843 (дата обращения: 15.11.2014).

3. Официальный сайт ПРООН [Электронный ресурс]: URL: http://www.undp.org/ (дата обращения: 16.11.2014).

4. Рейтинговая система Перша. [Электронный ресурс]: URL:

http://www.rate1.com.ua/obshchestvo/uroven-zhizni/2340/ (дата обращения: 15.11.2014).

5. Харитонова, Т.В. Формирование социальной стратегии как фактора повышения

качества жизни малообеспеченного населения // Сервис в России и за рубежом. - 2012. -№ 10(37). [Электронный ресурс]: URL:

http://old.rguts.ru/electronic_journal/number37/contents (дата обращения: 18.11.2014).

WAYS TO IMPROVE THE LIVES OF THE POOR AND POOREST BY PROVIDING AVAILABLE SERVICES: INTERNATIONAL EXPERIENCE

Kharitonova Tatyana Viktorovna, PhD (Can. Sc.) in Economics, Associate Professor at the Department of business technologies in tourism and hospitality, naceka@mail.ru

Russian State University of Tourism and Service,

Moscow, Russian Federation

The article presents an analytical study of the problems of poverty and quality of life of the poor and the poorest of our planet. Basic information database of the research are materials of the UN and its constituent units. This article discusses and clarifies the concept of absolute and relative poverty, and presents an approach to the definition of deprivation poverty. The main indicators of poverty, according to the report of the UN World Development, are highlighted. The author links the indicators of availability of services with the provision of basic human needs according to Maslow's theory. The article also examines the main economic causes of poverty, including in a number of Third World countries. Further, the author shows the contribution of the United Nations and the developed countries in addressing the problem of poverty and absolute poverty. In this regard, suggested is the poverty reduction strategy, the implementation of which should lead to the achievement of the goals by 2015, that is, to the present time. Almost all of the goals are related to the availability of socially important services for the poor and the poorest. It is proved that a regulatory role in this process should be

стр. 118 из 194

undertaken by the state, and the process should be based on the mechanism of social partnership between government, service providers and major consumer groups. In the final part of the article highlighted are criteria for selecting suppliers and funding mechanisms for services for the populations concerned.

Keywords: poverty, poverty reduction, human development index, quality of life, services, government support

References

1. Kak povysit' effektivnost' uslug dlia bednogo i bedneishego naseleniia: doklad o mirovom razvitii 2004 goda [How to improve services for the poor and the poorest: World Development Report 2004] / per. s angl. - M.: izd-vo «Ves' Mir», 2004.

2. OON: Indeks chelovecheskogo razvitiia v stranakh mira v 2014 godu: Tsentr

gumanitarnykh tekhnologii [The UN Human Development Index in the world in 2014: Centre for Humanitarian Technologies.]. [Elektronnyi resurs]: URL:

http://gtmarket.ru/news/2014/07/24/6843 (data obrashcheniia: 15.11.2014) [Accessed on

November 15, 2014].

3. Ofitsial'nyi sait PROON [The official website for UNDP] [Elektronnyi resurs]: URL: http://www.undp.org/ (data obrashcheniia: 16.11.2014) [Accessed on November 16, 2014].

4. Reitingovaia sistema Persha [Persh rating system]. [Elektronnyi resurs]: URL:

http://www.rate1.com.ua/obshchestvo/uroven-zhizni/2340/ (data obrashcheniia: 15.11.2014)

[Accessed on November 15, 2014].

5. Kharitonova, T.V. Formirovanie sotsial'noi strategii kak faktora povysheniia kachestva

zhizni maloobespechennogo naseleniia [Formation of social policies as a factor in improving the quality of life of the poor] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. -2012. - № 10(37). [Elektronnyi resurs]: URL:

http://old.rguts.ru/electronic_journal/number37/contents (data obrashcheniia: 18.11.2014)

[Accessed on November 18, 2014].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.