СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОТ-Д'ИВУАРА
С.А. Камагате, М.Г. Макарова
Российский университет дружбы народов Подольское шоссе, 8/5, Москва, Россия, 115093
Кот-д'Ивуар, страна Гвинейского залива, сталкивается с многочисленными социальными и экономическими проблемами. Эти проблемы делают страну одной из беднейших стран мира и приводят к увеличению нагрузок на окружающую среду. Национальная стратегия устойчивого развития страны включает семь разделов с упором на институциональные индикаторы. Комиссия ООН по устойчивому развитию рекомендует использовать также экономические, социальные и экологические индикаторы. На основе проведенного эколого-экономического анализа состояния страны авторы предлагают систему показателей, включающих все группы индикаторов.
Ключевые слова: Кот-д'Ивуар, устойчивое развитие, уровень бедности, продолжительность жизни, рост населения, разрушение окружающей среды
Кот-д'Ивуар, являясь одной из беднейших стран мира, в своих усилиях по улучшению благосостояния своего населения и сохранению окружающей среды сталкивается с многочисленными проблемами. Первая из этих проблем — продолжающееся ухудшение экономической ситуации в стране, что приводит к увеличению нагрузок на окружающую среду и, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на уровень бедности, особенно для сельских жителей, в частности, потому, что их выживание напрямую зависит от состояния природных ресурсов. Вторая проблема — рост численности населения, который приводит к расширению и усилению антропогенной нагрузки и препятствует сохранению природных ландшафтов. Третья проблема — низкий уровень социального обеспечения, который снижает возможности реализации мероприятий по охране природной среды и тем препятствует устойчивому развитию страны.
В 2000 году была принята Декларация тысячелетия, в которой определено восемь целей развития тысячелетия (ЦРТ). Эти цели конкретизируются рядом целевых показателей и индикаторов, уточненных в 2002 г. (Йоханнесбург, ЮАР). Они определяют три основных направления действия: ликвидация нищеты, изменение неустойчивых моделей потребления и производства, охрана и рациональное использование природных ресурсов для достижения экономического и социального развития. На основании этих индикаторов правительством Кот-д'Ивуара была разработана стратегия устойчивого развития страны. Национальная стратегия включает семь разделов с упором на институциональные индикаторы. Но Комиссия ООН по устойчивому развитию рекомендует использовать также экономические, социальные и экологические индикаторы. В данной статье приведен анализ некоторых аспектов, которые относятся к группам социальных и экономических индикаторов устойчивого развития.
Группа социальных индикаторов базируется, в частности, на данных о демографической динамике (темпы роста населения, ожидаемая продолжительность жизни, структура населения, детская смертность), об уровне занятости, благосостояния (бедности), образовательном уровне, иммиграции, о здравоохранении и комфортности селитебных территорий.
Главной демографической проблемой страны является быстрый рост численности населения. По данным переписей населения численность населения за последние 40 лет выросла на 253%.
Высокие темпы роста населения Кот-д'Ивуара связаны со значительным естественным и механическим приростом, хотя по первому показателю в последние годы наблюдается некоторое снижение. Так, в период с 1975 по 1988 гг. он составлял 3,8%, затем снизился до 3,3% (1988—1998 гг.) [15; 8] и к настоящему времени составляет 2,6% (1998—2014 гг.) [10; 11], вместе с тем оставаясь одним из самых высоких показателей в мире (среднемировое значение — 1,7%).
Высокое значение естественного прироста связано прежде всего с традиционно высокой рождаемостью. Коэффициент рождаемости составляет 37,9%с [14], а коэффициент суммарной рождаемости на одну женщину — 4,5 [5], при среднемировом показателе 2,5 ребенка на одну женщину [19]. Такое положение в целом характерно для всех африканских стран и объясняется традиционно ранним возрастом материнства. С учетом очень низкой продолжительности жизни и очень высокой смертности возрастная структура населения типична для страны, где высока доля первой возрастной группы (до 15 лет) — 41,5% и крайне низка третьей группы (свыше 65 лет) — 2,5% [10]. Данная возрастная структура населения является для такой бедной страны очень серьезной демографической проблемой. Она определяет большую нагрузку на работающее население, обеспечивающее содержание многодетных семей, низкий душевой доход и предполагает в ближайшие годы увеличение потребности в рабочих местах, к чему не готова современная экономика страны. Это в перспективе также не способствует борьбе с бедностью населения и безработицей.
В то же время сравнение современной демографической ситуации с ситуацией, которая наблюдалась 20—30 лет назад, показывает некоторые успехи в медицинском обслуживании. Так, существенно сократилась младенческая смертность (один из важнейших показателей состояния медицины). В 1970 году коэффициент младенческой смертности составлял 1,56%, в 2014 году — 0,75% и увеличилась ожидаемая продолжительность жизни с 44 лет в 1970 г. до 51 года в 2014 г., хотя по этому показателю страна занимает одно из последних мест в мире (среднемировой показатель — 70 лет).
Второй показатель — коэффициент механического прироста населения — увеличивается и в последние годы дает увеличение населения на 24,2%. Основная часть мигрантов прибывает из соседних стран Гвинейского залива и Сахели. Они создают дополнительное давление на рынок труда, усугубляя экономические сложности страны.
Рассмотрим еще два важных демографических показателя — коэффициент урбанизации и плотность населения. Для Кот-д'Ивуара первый составляет сейчас 53%, для стран Гвинейского залива это наивысший показатель. Он является кос-
венным отражением дисбаланса в размещении населения, в южной лесной части страны проживает 75,5% от общей численности населения против 24,5%, в северной саванной зоне. Средняя плотность населения составляет в настоящее время 70,3 чел/км2. Для сравнения среднемировой показатель составляет 52 чел/км2, а среднее значение этого показателя для России — 8,4 чел/км2. Но если мы будем рассчитывать отдельно эти показатели для южной и северной части страны, то получим следующие значения: 106,8 чел/км2 на юге и 32,2 чел/км2 на севере. Такой перевес южной части связан с тем, что здесь расположен самый крупный город страны Абиджан, в котором проживает 42% всего городского населения (примерно четверть населения страны). Кроме столицы, в этой части страны расположено восемь городов с численностью более 100 000 человек.
Наблюдаемая сейчас диспропорция формировалась давно, но особенно усилилась в результате военно-политического кризиса (2002—2011 гг.). За время кризиса население Абиджана увеличилось на 7% [14]. Основой такой диспропорции являются внутренние миграционные потоки, прежде всего сельского населения. Факторами, определяющими направления миграции сельского населения, являются возможность выращивания в южных, более благоприятных по агроклиматическим показателям районах, экспортных сельскохозяйственных культур, таких как кофе, какао, пальмовое масло и каучуковые деревья, и близость к торговым портам для продажи этих культур с минимальными затратами. Вторым направлением внутренней миграции является переселение в города, что вызывает ускоренную урбанизацию, за которой не успевает инфраструктура городов. Переписи населения показывают, что почти каждый второй житель страны (47,2%) не живет на месте своего рождения.
Несмотря на низкий экономический уровень страны, он выше, чем у большей части стран региона, что делает Кот-д'Ивуар привлекательной для внешних мигрантов. Перемещение населения из стран Сахеля, Буркина-Фасо и Мали стимулировалось еще в колониальный период с 1920-х гг. прошлого века для развития ресурсов колонии. До настоящего времени волны внешней миграции зависят от экономической ситуации в стране. Доля иностранного населения, проживающего в стране, выросла с 17,5% в 1965 г. до 28% в 1988 г. [2], а затем сократилась до 24,2% в 2014 г. Более 90% этого населения приезжает из стран—членов Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС).
Высокая доля мигрантов сказывается на качестве трудовых ресурсов. 73% внешних мигрантов в возрасте 15 лет и старше не умеют ни читать, ни писать на любом языке, что снижает общий уровень грамотности в стране, который составляет в среднем 56,1% [11]. Но этот показатель меняется по регионам. В городах он выше, составляя в Абиджане около 85%, а в районе Фолон (один из северных регионов страны) около 30%. Среди мигрантов в сельской местности он опускается до 18,6% [20]. Это объясняется в целом не только тем, что города концентрируют большую часть образовательных инфраструктур страны, но и тем, что приезжающие в городах мигранты имеют высокий уровень образования.
Важнейшим социально-экономическим показателем принято считать душевое значение ВВП, которое составляет для Кот-д'Ивуара 1 528,9 долл. Основой экономики страны является сельское хозяйство, ориентированное на экспорт. В сель-
ском хозяйстве заняты 2/3 рабочей силы [16; 6], оно дает 30% от ВВП и 70% экспортных доходов страны [1; 13].
С момента получения независимости в 1960 г. до конца 1970-х гг. такая ориентировка страны с учетом массовой миграции привела увеличению объемов производства. Но к настоящему времени ситуация изменилась, так как развитие сельского хозяйства идет по экстенсивному пути, а запасы пахотных земель сокращаются.
По сравнению с соседними странами (кроме Нигерии) Кот-д'Ивуар имеет значительный промышленный сектор. Вклад этого сектора в ВВП составляет около 19—20%, против 11% в Сенегале и 8% в Гане. В промышленности работает 23% активного населения [4]. В этой отрасли существуют как крупные предприятия, так и малые. В последние годы страна вышла на третью позицию по величине экспорта нефтяного сырья в Африке к югу от Сахары, после Южной Африки и Нигерии. Важную роль играет сектор услуг, на долю которого приходится около 50% ВВП [14]. Но активная добыча и экспорт нефти иностранными коам-паниями приводит к загрязнению акватории и береговой зоны Гвинейского залива, деградации береговых экосистем и кризису рыбного хозяйства.
Экономический кризис, который последовал после нескольких лет военных конфликтов, привел к уходу из экономики многих иностранных инвесторов, сокращению рабочих мест и разрушению социальной инфраструктуры (больницы, школы и т.д.), что имело серьезные последствия для населения. В частности, кризис вызвал перемещение всех социальных групп населения и прежде всего образованной части населения, включая учителей и работников здравоохранения, на юг страны и особенно в Абиджан. Это ухудшило возможности доступа населения как севера, так и юга к образованию и здравоохранению. Дезорганизация социальных и экономических систем привела к тому, что часть образованного и квалифицированного населения не может получить доступ к достойной работе, что увеличивает бедность населения.
Несмотря на социальную и политическую стабилизацию с 2011 г., экономическая ситуация населения по-прежнему очень хрупка, потому что отсутствуют реальные перспективы. Сегодня в Кот-д'Ивуаре около 60% активного населения исключены из стабильной занятости и социальной защиты. Стагнация в экономике в стране проявляется в стабилизации коэффициента занятости на уровне 2010 [8], отражая экономические трудности и увеличивая сложности на рынке труда, увеличение прожиточного минимума и недостаточность государственных инвестиций в социальных и производственных секторах по сравнению с огромными потребностями населения.
Важнейшим показателем устойчивости развития страны считают уровень бедности, под которым понимают процент населения, находящегося за чертой бедности. С 1985 до 2014 гг. уровень бедности в стране увеличился от 10 до 46,3% [12], т.е. беден каждый второй человек против одного человека из десяти в 1985 г. Цель сокращения бедности до 16,2% в 2015 г. [15; 8; 16] не достигнута.
Высокий уровень бедности в стране определяется демографическими и экономическими факторами. Экономические факторы связаны со слабостью государственной политики в обеспечении основных необходимых услуг и высокой
стоимостью качественных социальных услуг (образование, здравоохранение). Кроме этого, трудности национальной экономики связаны с низким уровнем инвестиций, институциональной слабостью и плохим государственным управлением. По расчетам Transparency International, Кот-д'Ивуар рассматривается как одна из самых коррумпированных стран в мире и занимает 115-е место из 175 стран (индекс восприятия коррупции (CPI) составляет в 2014 г. 3,2) [18].
В демографическом плане бедность объясняется соотношением низкого экономического роста и высокого темпа роста населения, увеличивая демографическое давление и социальный дефицит.
Анализ регионального распространения уровня бедности показывает его более острое проявление в сельской местности, несмотря на большую роль сельского хозяйства в национальной экономике. Так, в период 1985—2002 гг. уровень бедности вырос в сельских районах с 15,8 до 49%, (в городах с 5 до 24,0%) [17; 7] и составил 62,45% в 2008 г. (в городах — 29,45%). О большей бедности среди сельского населения говорит тот факт, что около 60% фермеров, производящих какао (основной экспортной культуры), живут ниже порога бедности и они представляют около 28% всех бедных в стране [4]. В настоящее время городской уровень бедности растет быстрее — от 29,5% в 2008 г. до 35,9% в 2015 г. В сельской местности он снизился — от 62,5% в 2008 г. до 56,8% в 2015 г. [12]. Это снижение уровня бедности сельского населения не является результатом улучшения благосостояния, оно объясняется тем, что люди уезжают в города в поисках лучшей жизни. Таким образом, происходит «передача» бедности из сельской местности в городские районы.
Самыми бедными регионами в стране являются северные районы страны, где уровень бедности почти удвоился в период кризиса — от 40% в 2002 г. до 77% в 2008 г. [16; 17], и сейчас он составляет 71,7% в северо-западном регионе [12]. Самый низкий уровень бедности в столице, городе Абиджан, (22,7%) [12]. В 22 регионах из 33 в стране на долю бедных приходится более половины населения.
Уровень бедности различных групп населения зависит от уровня образования этих групп, составляя 54,3% среди неграмотного населения до 9% среди людей с высоким уровнем образования [12]. Положительное влияние образования на состояние бедности подтверждается тем фактом, что 38,35% из тех, кто учился в школе, бедны, в то время как эта доля составляет 58,18% среди тех, кто никогда не ходил в школу [15]. Другими словами, образование является одним ключевым фактором сокращения бедности.
Уровень бедности сельского населения и состояние окружающей среды взаимосвязаны. Необходимость обеспечения жизненных потребностей сельского населения приводит к чрезмерной эксплуатации земельных ресурсов, уничтожению лесов. Это проводит к обострению таких экологических проблем страны, как обезлесение, эрозия почв и снижение биоразнообразия. Деградированные экосистемы, в свою очередь, усугубляют бедность, так как не дают бедным достаточных ресурсов для удовлетворения потребностей. В этом контексте экологические перспективы Кот-д'Ивуара остаются очень тревожными.
В 1997 году правительство Кот-д'Ивуара начало национальную демографическую политику, целью которой были, во-первых, контроль естественного роста
населения и, во-вторых, контроль внутренней и внешней миграции. В декабре 1998 г., был принят закон о сельских землях [3]. Согласно этому закону, только граждане страны и органы государственной власти теперь имеют право собственности на землю. Но этот закон никогда не работал и усугубил противоречия между мигрантами и коренными народами.
Таким образом, анализ социально-демографических показателей позволил определить ключевые проблемы Кот-д'Ивуара, затрудняющие переход к устойчивому развитию и сохранению экологической стабильности страны. Это бедность населения и высокие темпы роста его численности. Эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены и требуют совместного решения. Но в предлагаемой правительством стратегии институциональных мер этим проблемам не уделяется достаточного внимания. Для решения всех проблем необходимо иметь полную информацию о состоянии населения и экономики. Для это необходимо создать специализированный комитет статистики окружающей среды и повысить эффективность структур, участвующих в производстве статистических данных; расширить образовательные инфраструктуры и готовить исследователей в области экологии и устойчивого развития; координировать исследовательскую деятельность и управлять научной информацией.
В области демографических проблем необходимо сократить региональное неравенство между регионами и исправить неравное распределение населения по территории страны; сократить темпы роста населения через программы планирования семьи и управления иммиграции; повысить доступ к здравоохранению; пробудить экологическое сознание населения.
В области управленческих решений необходимо укрепить и обеспечить соблюдение всеми гражданами закона о сельских землях, чтобы стимулировать устойчивое сельское хозяйство; развивать общины в их местах происхождения путем децентрализации.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Banque Mondiale, Côte d'Ivoire // Analyse environnementale pays, Rapport Final, Juin 2010. 60 p.
[2] Commission européenne, Profil environnemental de la Côte d'Ivoire // Rapport final, Août 2006. 150 p.
[3] Côte d'Ivoire, Loi relative au domaine foncier rural, Loi n°98-750 du 23 décembre 1998 modifiée par la loi du 28 juillet 2004.
[4] Côte d'Ivoire — Un Agenda pour la croissance basée sur les exportations et les ressources naturelles // Document de la Banque Mondiale — Côte d'Ivoire, mars 2012. 97 p.
[5] Guengant J.-P. and May J.F. Proximate determinants of fertility in sub-Saharan Africa and their possible use in fertility projections, Population Division, Department of Economic and Social Affairs, United Nations, New York, 2011. 45 p.
[6] L'Etude prospective du secteur forestier en Afrique (FOSA) Côte d'Ivoire, Bureau régional de la FAO pour l'Afrique (Ghana) — Accra, 2001. 34 p.
[7] Programme des Nations Unies pour le Développement (PNUD), Rapport national sur le développement humain en Côte d'Ivoire. Cohésion sociale et reconstruction du pays, PNUD, 2004. 191 p.
[8] Rapport pays de suivi des Objectifs du Millénaire pour le Développement, document de travail — version finale, République de Cote d'Ivoire, août 2010. 96 p.
[9] Rapport sur le développement humain 2014, Pérenniser le progrès humain: réduire les vulnérabilités et renforcer la résilience, Programme des Nations Unies pour le développement (PNUD), Communications Development Incorporated, Washington DC — USA, 2014. 259 p.
[ 10] Recensement Général de la Population et de l'Habitat 2014 (RGPH 2014), Principaux résultats préliminaires, Secrétariat Technique Permanent du Comité Technique du RGPH, Côte d'Ivoire — Abidjan, 29/11/2014. 26 p.
[11] Recensement Général de la Population et de l'Habitat 2014 (RGPH 2014), Principaux résultats du RGPH 2014, Secrétariat Technique Permanent du Comité Technique du RGPH, Côte d'Ivoire — Abidjan, 29/11/2014. 5 p.
[12] République de Côte d'Ivoire, Enquête sur le niveau de vie des menages en Côte d'Ivoire (ENV 2015) // Profil de pauvreté, Ministère d'Etat, Ministère du plan et du développement, Institut National de Statistiques (INS) en colabiration avec la direction générale du plan et de la lutte contre la pauvreté, Juillet 2015. 91 p.
[13] République de Côte-d'Ivoire, Ministère d'état, Ministère de l'environnement, Comité de Coordination de la Convention des Nations Unies Pour la Lutte Contre la Désertification (CCD), Mise en œuvre de la Convention des Nations Unies de Lutte Contre la Désertification (UNCCD), 3e rapport national , Janvier 2005. 48 p.
[ 14] République de Côte d'Ivoire, Santé, Nutrition et Population // Rapport Analytique Santé Pauvreté, Le Groupe Banque Mondiale — Région Afrique Développement Humain & Ministère de la Santé et de l'Hygiène Publique, Côte d'Ivoire, Décembre 2010. 185 p.
[15] République de Côte d'Ivoire, Stratégie de Relance du Développement et de Réduction de la Pauvreté, Fonds monétaire international. Washington, D.C., janvier 2009. 198 p.
[16] Stratégie de partenariat pour la République de Côte d'Ivoire 2010—2013. //Groupe de la Banque mondiale, Côte d'Ivoire, 2010. 64 pages.
[17] Toh A., Kouyate S., Banegas R. et Bardeletti J., Caractérisation des Classes Moyennes en Côte d'Ivoire, Étude réalisée à Abidjan entre janvier et mars 2009, mars 2009. 27 p.
[18] Transparency International — the global coalition against corruption, Corruption perceptions index 2014, Germany — Berlin, December 2014. 12 p.
[19] United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division, World Population Ageing 2013, New York, 2013. 111 p.
[20] Zanou B. et Nyankawindemera A., XXIV Congrès général de la population, Séance 69: Les données du recensement au 21ème siècle, Migration et répartition spatiale de la population en Côte-d'Ivoire, Août 2001. 13 p.
SOCIAL AND ECONOMIC INDICATORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF IVORY COAST
S.A. Kamagate, M.G. Makarova
Peoples' Friendship University of Russia Podolskoe shosse, 8/5, Moscow, Russia, 115093
Ivory Coast, the Gulf of Guinea country, faces numerous social and economic problems on the road to its development. These problems make the country one of the poorest countries in the world, and lead to an increase in load on the environment. National Sustainable Development Strategy of the country consists of seven sections, focusing on institutional indicators. Commission on Sustainable
Development recommends using economic, social and environmental indicators. Therefore, in this article, on the basis of ecological and economic analysis of the country, we offer a system of indicators covering all groups of indicators.
Key words: Ivory Coast, sustainable development, poverty levels, life expectancy, population growth, environmental destruction