Научная статья на тему 'Пути повышения инвестиционной привлекательности региона Республика Татарстан'

Пути повышения инвестиционной привлекательности региона Республика Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1038
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / РЕГИОН / REGION / ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / INVESTMENT APPEAL / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мубаракзянова Алия Равилевна

Республика Татарстан входит в число развитых преуспевающих регионов РФ, уверенно продвигаясь в направлении инновационного развития. С этим ориентиром производятся преобразования экономического, законодательного характера. Развитие инновационной инфраструктуры для Республики Татарстан становится одним из основополагающих для дальнейшего развития, совершенствования науки, промышленности, предпринимательства. Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан, включающая создание системы взаимосвязанных подсистем инновационной инфраструктуры, выполняется вполне успешно: подготовлена законодательная и инвестиционная база для дальнейшего развития и расширения масштабов инновационной деятельности. Создание условий для более масштабного привлечения инвестиций в наукоемкие отрасли промышленности, несомненно, будет способствовать трансформации результатов научных исследований и разработок в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мубаракзянова Алия Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ENHANCING THE INVESTMENT APPEAL OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

According to the author, the Republic of Tatarstan is included into the pool of successfully developing regions of the Russian Federation, due to its impressive innovative development successes. Towards this end, transformations of the local economy and legislation have been completed. Development of the innovative infrastructure is a core constituent of further development and improvement of the scientific, industrial and business environment of the republic. The programme of innovative activities is successfully implemented in the Republic of Tatarstan. It incorporates a network of interconnected subsystems that represent a legislative and investment base for further development and expansion of the regional economy. Arrangement of conditions designated to assure more intensive inflow of investments into knowledge-intensive industries will undoubtedly promote transformation of results of scientific researches into new or advanced products and technologies. The top-priority objectives of the investment policy assumed by the local authorities include the restructuring of the local industry, improvement of its competitive strengths and provision of proven benefits to international investors.

Текст научной работы на тему «Пути повышения инвестиционной привлекательности региона Республика Татарстан»

УДК 69:330.32

А.Р. Мубаракзянова

ФГБОУВПО «КГАСУ»

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Республика Татарстан входит в число развитых преуспевающих регионов РФ, уверенно продвигаясь в направлении инновационного развития. С этим ориентиром производятся преобразования экономического, законодательного характера. Развитие инновационной инфраструктуры для Республики Татарстан становится одним из основополагающих для дальнейшего развития, совершенствования науки, промышленности, предпринимательства. Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан, включающая создание системы взаимосвязанных подсистем инновационной инфраструктуры, выполняется вполне успешно: подготовлена законодательная и инвестиционная база для дальнейшего развития и расширения масштабов инновационной деятельности. Создание условий для более масштабного привлечения инвестиций в наукоемкие отрасли промышленности, несомненно, будет способствовать трансформации результатов научных исследований и разработок в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы.

Ключевые слова: инвестиции, инновации, конкурентные преимущества, регион, пути повышения, инвестиционная привлекательность региона.

Наращивание инвестиционного потенциала субъектов РФ является безальтернативным вариантом развития страны в целом [1]. Республика Татарстан (РТ) выступает одним из регионов-лидеров в данном процессе [2].

С 1992 по 1998 г. инвестиционный процесс в Республике Татарстан был в кризисной ситуации. Предприятия работали на грани банкротства и убыточности, что являлось сдерживающим фактором для государственной политики в области привлечения инвестиций, оздоровления и реструктуризации экономики.

Для предотвращения последующего оттока капитала органам власти необходимо было предпринять меры по привлечению инвестиций в подъем промышленной отрасли, снижению ставок налога на инвестируемую прибыль, разработке программ страхования и ипотечного кредитования.

С 1998 г. наблюдается положительная динамика роста инвестиционных вложений в экономику республики. Наибольшие объемы зарубежных инвестиций были привлечены за период с 2002 по 2008 г. По итогам 2006 г. Москва и Республика Татарстан привлекли 75 % общего объема инвестиций в России. В 2006 г. поступление инвестиций в Республику Татарстан было зафиксировано в размере 65 млн долл. (по результатам года РТ тогда заняла 4-е место по РФ). В 2007 г. поступление выросло и составило 142,9 млн долл. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. произошел рост (в 4,6 раза), и инвестиции составили 651 млн долл. По данным Государственного комитета Республики Татарстан по статистике на конец 2008 г. в республике было накоплено 1138 млн долл. инвестиций [3].

Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ подсчитало, что по итогам 2007 г. объем инвестиционных вложений в Республику Татарстан превысил суммарный объем вложений во все регионы Приволжского федерального округа и составил 4,6 % всех инвестиций в РФ. Превалирующая часть инвестиций из-за рубежа поступила в форме кредитов [4].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что шаги по преодолению кризисной ситуации конца 1990-х гг. в успешном регионе Республика Татарстан были сделаны в правильном направлении.

© Мубаракзянова А.Р., 2012

207

вестник 812012

По общепринятым критериям оценки инвестиционная привлекательность определяется инвестиционным потенциалом, инвестиционным риском и законодательными условиями [5]. По инвестиционному рейтингу Республика Татарстан находится в числе десяти наиболее привлекательных для инвестирования регионов РФ.

Инвестиционная составляющая социально-экономического развития предполагает постоянное наращивание производственных капиталовложений. Происходит постоянный рост объемов инвестиций в основной капитал [6].

В 2006 г. объем инвестиций составил 136 млн р., в 2007 г. — 143 млн р., в 2008 г. — 210,06 млн р., в 2009 г. — 271,3 млн р.

Согласно прогнозам, объем привлеченных инвестиций в основной капитал за 3 года составит 1 трлн 223 млрд р., из них 328 млрд — в 2011 г. Наибольший объем инвестиций в 2009 г. в экономику республики поступил из Швейцарии (323,8 млн долл.); из Великобритании (162 млн долл.), Германии (126 млн долл.) и Австрии (28,5 млн долл.) [7, 8].

Динамика снижения основных показателей социально-экономического развития Республики Татарстан в 2008 г. обусловлена влиянием мирового финансового кризиса. После 10 лет быстрого роста экономика республики в последние месяцы 2008 г. испытала некоторое замедление. При этом темпы роста валового регионального продукта оставались выше среднероссийских. В течение января-сентября 2008 г. в Татарстане наблюдались высокие темпы роста валового регионального продукта — 108,3 % в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года, что явилось отражением хороших фундаментальных макроэкономических условий. Падение мирового спроса и снижение цен на нефть обусловили снижение темпов роста валового регионального продукта в 2008 г. до 107,1 % к уровню 2007 г. При этом объем валового регионального продукта составил 930 млрд р. В отраслевой структуре валового регионального продукта по сравнению с 2007 г. увеличился удельный вес сельского хозяйства (на 0,3 %), строительства (на 0,5 %), торговли (на 0,2 %), транспорта и связи (на 0,2 %), сократился удельный вес промышленности (на 1,9 %). Например, в 2006 г. объем ВРП был на уровне 620 млрд р., в 2007 г. произошло его увеличение на 7 %. Валовой региональный продукт на 1 занятого в экономике в республике ежегодно растет и в 2008 г. составил 512 тыс. р., что в сопоставимом исчислении на 6,7 % выше уровня предыдущего года [7].

Главными приоритетами государственной инвестиционной политики, проводимой в Республике Татарстан, являются содействие качественной и структурной перестройке производства, повышение конкурентоспособности промышленности, содействие ускоренному инвестиционному развитию основополагающих секторов экономики и социальной сферы. Например, средства, привлеченные в основной капитал, привели к уменьшению износа основных средств. В частности, на заводе «Кварт» износ основных средств снизился на 4,1 %, на «Татэнерго» на 5,3 %, на «Казаньоргсинтез» износ основных фондов снизился на 9 %. Хотя, в общем по Республике Татарстан основные средства характеризуются процентом износа, близким к 50.

В современных условиях высокий уровень конкурентоспособности означает переход к инновационному типу развития экономики, предприятий и предполагает наличие в регионе определенных условий и движущих сил. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Татарстан магистральный путь развития РТ — инновационная экономика. Перед республикой поставлена задача увеличения доли инновационной продукции в валовом региональном продукте темпами не менее 2 % ежегодно.

При соотнесении инвестиций на душу населения с другими регионами РФ Республика Татарстан уступает по этому параметру Москве и Тюменской области. Если же сравнить столицу Республики Татарстан с другими региональными центрами,

то Казань по инвестициям на душу населения (76,4 тыс. р.) имеет параметры, сопоставимые с Москвой и Санкт-Петербургом [9].

По доле инвестиций в основной капитал в общероссийском объеме инвестиций Республика Татарстан занимает пятое место. Ее доля составляет почти 4 %. В то же время по иностранным инвестициям Татарстан находится всего лишь на десятом месте в общефедеральном рейтинге.

В структуре инвестиций в основной капитал в республике доля собственных средств предприятий в 2009 г. составила 46,8 %, бюджетные средства — 28,4 %. Также необходимо отметить, что в структуре инвестиций в основной капитал значительную долю составляют инвестиции в социальную сферу. В 2008 г. их объем составил 20 млрд р. Значительный объем инвестиций в течение пяти лет был направлен на строительство жилья, объектов транспортной инфраструктуры, культуры, образования и здравоохранения, т.е. в социальную сферу.

Одной из задач, стоящих перед инвестором, является выбор объектов инвестирования, имеющих наилучшие перспективы развития и обеспечивающих высокую эффективность вложений. Чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за инвестора, необходимы мобилизация всех ресурсов и их более эффективное использование [10]. И здесь важную роль играют такие факторы, как инвестиционная и инновационная активность, качество трудовых ресурсов, налоговая нагрузка на бизнес, эффективная производственная кооперация [11].

Перспективную инвестиционную привлекательность можно оценить, прежде всего, по наличию новых проектов. Сегодня в Республике Татарстан достаточно таких проектов (табл.) [7].

Перспективные инвестиционные проекты

Компания Проект

ОАО «Татнефть» Ведет строительство комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов по переработке 7 млн т тяжелых сернистых нефтей с дальнейшей их глубокой переработкой в продукцию нефтехимии в г. Нижнекамске. Общая стоимость проекта более 130 млрд р. Приступила к разработке битумных месторождений, используя самые современные технологии. Еще один крупный проект этой компании — завод по производству цельнометаллокордовых шин на базе ОАО «Нижнекамскшина». Мощность проекта — 600 тыс. штук в год, а его стоимость — 4,8 млрд р.

ОАО «Нижнекамскнефтехим» Завершает строительство завода по производству полипропилена мощностью 180 тыс. т в год и приступило к строительству завода по производству полиэтилена мощностью до 230, вспененного полистирола мощностью 50 и АБС-пластиков мощностью до 60 тыс. т в год в Нижнекамске

ОАО «Казаньоргсинтез» Осуществляет коренную модернизацию существующего производства, что позволит увеличить объем выпуска полиэтилена, в т.ч. линейного и бимодального, в 2,5 раза в течение трех лет, а также производств бис-фенола мощностью 70 тыс. т в год, поликарбонатов — 65 тыс. т в год и других полимеров

ЗАО «Татгазинвест» Реализует проект по производству аммиака и метанола в г. Менделеевске

ОАО «КамАЗ» Создает новые совместные производства с западными инвесторами. Например, совместно с компанией САММС — производство дизельных двигателей и с компанией 7Е-КАМА — коробки передач, а также ряда других новых конструктивных узлов и агрегатов для автомобилей серии «КамАЗ»

ВЕСТНИК

8/2012

Окончание табл.

Компания Проект

ОАО «Казанский вертолетный завод» Осуществляет комплекс новых проектов по производству вертолетов типа «Актай», «Ансат» и Ми-38

ОАО «Татэнерго» Ведет коренную модернизацию существующей энергосистемы, а также работы по подъему уровня Нижнекамского водохранилища до проектной отм. 68, что позволит более чем втрое увеличить выработку электроэнергии на Нижнекамской ГЭС

На фоне мирового интереса к инновациям в Республике Татарстан была принята Республиканская программа развития инновационной деятельности, послужившая толчком к ускорению инновационных процессов и развитию национальной инновационной системы [12]. Целью реализации данной программы было обеспечение производительных сил республики необходимой материально-сырьевой базой для внедрения новых систем, улучшение качества жизни населения за счет создания новых рабочих мест, повышения конкурентоспособности местных производителей с возможностью вытеснения импортных товаров с внутренних рынков. Для достижения намеченных целей были:

сконцентрированы имеющиеся ресурсы с целью сосредоточения их на развитии инновационной сферы;

созданы и расширены технологические, информационные научные базы для применения их в производственных целях, в форме технопарков;

создан привлекательный облик республики для инвесторов, готовых вкладывать денежные средства в разработки. Для этого созданы развитые сырьевые, ресурсные, финансовые базы и предусмотрены льготы по налогообложению (к примеру, свободная экономическая зона «Алабуга»).

Таким образом, «язык цифр» Росстата подтверждает: Татарстан по экономическим и социальным показателям на фоне других регионов России выглядит весьма неплохо, и стандарты качества жизни населения сохранены. Созданный положительный имидж, по нашему мнению, будет способствовать привлечению инвесторов в Республику Татарстан.

Темпы роста инвестиций в основной капитал в республике — 4 %, в РФ — 9,8 %. Доля Татарстана в объеме инвестиций РФ — 3,1 %. Для сравнения: доля Башкортостана — 2,4, Самарской области — 1,7, Саратовской — 0,9 %. Здесь республика находится на седьмом месте в РФ, а в ПФО два года удерживает первое место. Кроме того, доля инвестиций в объеме ВРП составляет 15,8 %. Очень важно, что в Татарстане есть накопленные инвестиции, это в условиях мирового финансово-экономического кризиса может обеспечить стабильность в обществе. По иностранным инвестициям республика занимает в РФ 9-е место и в ПФО — второе (после Самарской области) [9].

Рост доходов населения поставил серьезную задачу создания условий и расширения возможностей для привлечения не использованных на текущее потребление доходов населения в различные инвестиционные проекты [13, 14]. Их объем практически равен консолидированному бюджету республики. Для решения этой задачи на уровне правительства была создана конкурентная среда в сфере потребительских услуг, ЖКХ, здравоохранения, образования, социального обслуживания и других.

Для увеличения объемов инвестирования в Республику Татарстан происходит формирование кластерного подхода к развитию функционально связанных производств. Упор делается на территориальные кластеры, предполагается, что взаимос-

вязанная работа всех отраслей и сфер жизни общества обеспечит сильный каркас и увеличит интерес инвестирующей стороны. Важным моментом является создание такой массы предприятий, которая была бы готова к кооперации. На данный момент на территории республики функционируют нефтехимический и машиностроительный кластеры, демонстрируя положительные результаты.

Правительство Татарстана верно определило дальнейшие пути развития региона и сохранило всесторонний экономический контроль с удержанием курса на экономический рост. Были прежде всего обозначены точки роста, в которых реализуются наиболее удачные программы и проекты, обеспечивающие эффективное использование инвестиционных ресурсов. Стремления правительства по привлечению инвестиций в регион, материализация Программы инновационного развития создают еще более привлекательный образ региона в глазах инвесторов.

С точки зрения территориального развития республики считаем целесообразным создать систему мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории муниципальных образований. Здесь определяющая роль принадлежит местному самоуправлению. В 2009 г. создан районный перечень наблюдаемых органами статистики предприятий, которые для конкретного муниципального образования являются бюджетообразующими.

В настоящее время поиск путей повышения конкурентоспособности является наиболее важной задачей, над которой работают ведущие мировые и отечественные экономические школы и эксперты [15].

Итак, основные макроэкономические задачи в Татарстане выполняются, но необходимо работать на перспективу, так как конкурентоспособность — это вопрос будущего благополучия. Для последовательной реализации этой стратегической задачи правительству необходимо проводить комплексную работу по выводу конкурентоспособных товаров на внешние рынки.

Библиографический список

1. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ. 3-е изд. М. : Дело, 2004. 280 с.

2. Официальный Татарстан : сайт. Режим доступа: http://www.Tatar.Ru. Дата обращения: 13.03.2012.

3. Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru. Дата обращения: 03.02.2012.

4. Сайт Российского центра содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Режим доступа: http://www.fipc.ru. Дата обращения: 21.09.2010.

5. БалабановИ.Т. Финансовый менеджмент. М. : Финансы и статистика, 1994. 224 с.

6. Басов А.И. Инновации — главное направление инвестиционного процесса // Финансы и кредит. 2003. № 5. С. 28—34.

7. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в РТ : стат. сб. / Госкомстат РТ, 2007—2010.

8. Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 9. С. 60—66.

9. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М. : Тандем; ГНОМ-ПРЕСС, 1998. 467 с.

10. Данн М. Маркетинг для профессионалов / пер. с англ. под ред. В. Домнина. СПб. : Питер, 2005. 320 с.

11. Загидуллина Г.М. Управление экономическим развитием строительных организаций различных форм собственности : автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. М., 1996. 40 с.

12. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. М. : Муниципальная власть, 2000.

13. Ковалев В.В., Иванов В.В., Лялина В.А. Инвестиции. М. : Проспект, 2005. 440 с.

14. МацкулякИ.Д. Государственные и муниципальные финансы. М. : РАГС, 2007. 640 с.

ВЕСТНИК 8/2Q12

15. DollarD., Wolf E. The Global Competitive // Journal of International Economics. 2003. № 27 (3-4). Oxford university press. Pp. 199—220.

16. Инвестиции России : сайт. Режим доступа: http://www.investmentrussia.ru. Дата обращения: 19.06.2011.

Поступила в редакцию в июне 2012 г.

Об авторе: Мубаракзянова Алия Равилевна — кандидат экономических наук, ассистент кафедры экономики и управления в городском хозяйстве, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (ФГБОУ ВПО «КГАСУ»), 420043, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1, корп. 4-217 а, a-li-a@mail.ru.

Для цитирования: Мубаракзянова А.Р. Пути повышения инвестиционной привлекательности региона Республика Татарстан // Вестник МГСУ. 2012. № 8. С. 207—213.

A.R. Mubarakzyanova

METHODS OF ENHANCING THE INVESTMENT APPEAL OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

According to the author, the Republic of Tatarstan is included into the pool of successfully developing regions of the Russian Federation, due to its impressive innovative development successes. Towards this end, transformations of the local economy and legislation have been completed. Development of the innovative infrastructure is a core constituent of further development and improvement of the scientific, industrial and business environment of the republic. The programme of innovative activities is successfully implemented in the Republic of Tatarstan. It incorporates a network of interconnected subsystems that represent a legislative and investment base for further development and expansion of the regional economy. Arrangement of conditions designated to assure more intensive inflow of investments into knowledge-intensive industries will undoubtedly promote transformation of results of scientific researches into new or advanced products and technologies. The top-priority objectives of the investment policy assumed by the local authorities include the restructuring of the local industry, improvement of its competitive strengths and provision of proven benefits to international investors.

Key words: investments, innovations, competitiveness, region, investment appeal.

References

1. An'shin V.M. Investitsionnyy analiz [Investment Analysis]. Moscow, Delo Publ., 2004, 280 p.

2. Official web-site of the Republic of Tatarstan. Available at: http://www.tatar.ru. Date of access: 13.03.2012.

3. Official web-site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: http://www.economy.gov.ru. Date of access: 03.02.2012.

4. Web-site of the Russian centre of foreign investments at the web-site of the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation. Available at: http://www.fipc.ru. Date of access: 21.09.2010.

5. Balabanov I.T. Finansovyy menedzhment [Financial Management]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1994, 224 p.

6. Basov A.I. Innovatsii — glavnoe napravlenie investitsionnogo protsessa [Innovations as the Top Direction of the Investment Process]. Finansy i kredit Publ., 2003, no. 5, pp. 28—34.

7. Osnovnye pokazateli investitsionnoy i stroitel'noy deyatel'nosti v RT [Main Indicators of Investment and Construction Activity in the Republic of Tatarstan]. Goskomstat [State Statistics Committee], 2007-2010.

8. Belous T. Pryamye inostrannye investitsii v Rossii: plyusy i minusy [Direct Foreign Investments in Russia: Pluses and Minuses]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [The World Economy and International Relations]. 2003, no. 9, pp. 60—66.

9. Yudanov A.Yu. Konkurentsiya: teoriya i praktika [Competition: Theory and Practice]. Moscow, Tandem Publ., GNOM-PRESS Publ., 1998, 467 p.

10. Dann M. Marketing dlya professionalov [Marketing for Professionals]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005, 320 p.

11. Zagidullina G.M. Upravlenie ekonomicheskim razvitiem stroitel'nykh organizatsiy razlichnykh form sobstvennosti [Management of Economic Development of Construction Organizations of Various Types of Ownership]. Moscow, 1996, 40 p.

12. Metodicheskie rekomendatsiipo formirovaniyu kontseptsii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nogo obrazovaniya [Methodical Recommendations concerning Development of the Concept of Social and Economic Development of the Municipality]. Moscow, Munitsipal'naya vlast' Publ., 2000.

13. Kovalev V.V., Ivanov V.V., Lyalina V.A. Investitsii [Investments]. Moscow, Prospekt Publ., 2005, 440 p.

14. Matskulyak I.D. Gosudarstvennye i munitsipal'nye finansy [Public and Municipal Finances]. Moscow, RAGS Publ., 2007, 640 p.

15. Dollar D., Wolf E. The Global Competitive. Journal of International Economics, 2003, no. 27 (34). Oxford University Press, pp. 199—220.

16. Web site: Investitsii Rossii [Investments of Russia]. Available at: http://www.investmentrussia. ru. Date of access: 19.06.2011.

About the author: Mubarakzyanova Aliya Ravilevna — Candidate of Economics, Assistant Lecturer, Department of Urban Economics and Management, Kazan State Unniversity of Architecture and Civil Engineering (KSUACE), 1 Zelenaya st., Building 4, Kazan, 420043, Russian Federation; a-li-a@mail.ru.

For citation Mubarakzyanova A.R. Puti povysheniya investitsionnoy privlekatel'nosti regiona Respublika Tatarstan [Methods of Enhancing the Investment Appeal of the Republic of Tatarstan]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 8, pp. 207—213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.