ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМОГО ЭКОЛОГО-КУРОРТНОГО РЕГИОНА АГЛОМЕРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Прижигалинский Владимир Павлович,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации
Ставропольский государственный аграрный университет,
г. Ставрополь, Россия Prijigalinski@yandex. ги
В статье рассматривается новый подход к повышению экономической эффективности особо охраняемого эколого-курортного региона агломерации Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды в воспроизводственной динамике. Исследуются приоритеты социально-экономического развития региона агломерации. Актуальность работы обусловлена тем, что в ней изложены основные направления повышения финансово-экономической эффективности, специфические факторы и пути развития, особо охраняемого экологокурортного региона.
Ключевые слова: эколого-курортный регион; приоритеты; трансформация; курортно-рекреационный; особо-охраняемый; туристская политика; регион агломерация; государственное стимулирование; особая зона; социальноэкономическая политика региона-агломерации; регион агломерации Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды.
THE WAYS OF INCREASE OF ECONOMIC EFFECTIVENESS OF SPECIALLY PROTECTED ECOLOGICAL RESORT REGIONAGGLOMERATION OF RUSSIAN FEDERATION KAVKAZSKIYE MINERALIZE VOID
Vladimir Prizhiqalinsky, Doc. Econ. Sci., professor Honoured economist of Russian Federation
Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia Prijiqalinski@yandex
The articles consider f new approach to the increase of economic effectiveness of specially protected ecological resort region agglomeration of Russian Federation Kavkazskiye Mineralize Void in reproducing dynamics. The author of the article researches priorities of social-economic development of region- agglomeration. The actuality of the work is conditioned by that it is expounded in it the main directions of increase of financial - economic effectiveness specific factors and ways of development of specially protected ecological resort region.
Keywords: ecological resort region; priorities; transformation; resort and recreational; specially protected; tourist s policy; region aqqlomeration; state stimulation; special zone; social-economic policy of aqqlomerations region; region of aqqlomeration of Russian Federation Kavkazskiye Mineralize Void.
Современный этап развития России требует адекватной социальноэкономической политики, которая соответствовала бы рыночным законам и специфики их реализации в агломерациях.
В субъектах России между центром и субъектами созданы принципиально новые отношения, что обусловило особую роль и место регионов-агломераций в их жизнедеятельности. Передача части функций социально-экономических проблем на агломерационный уровень, распределение полномочий между цен-
тром и субъектами Российской Федерации предопределяют необходимость включения последних в контекст социально-экономической политики страны [1]. Возникает необходимость исследования не только самого содержания региона-агломерации, но и управления современной социально-экономической политики, как возможного регулятора территориальных образований.
Специального изучения заслуживает вопрос о социально-экономической политике, как форме государственного регулирования процессами развития региона-агломерации. Дальнейшего научного анализа требует как усложнение рыночных отношений на уровне региона-агломерации, так и значительные расхождения в понимании теоретиками и практиками сущности социальноэкономической политики, механизмов её реализации.
В федеральном центре и регионах страны приняты программы стратегического развития до 2020г. [5]. Туристская политика определяет долгосрочные цели и ориентиры развития субъектов РФ, систему действий и инструментов решения стратегических задач, которые являются основанием для последующей разработки комплекса региональных программно-целевых документов на долгосрочный и среднесрочный период.
Для реализации разработанной туристской политики предполагается проведение дифференцированной политики в отношении ведущих отраслей экономики и социальной сферы на основе использования различных механизмов и инструментов достижения стратегических целей и задач. Г осударство выступает как основной гарант решения проблем социально-экономической политики региона-агломерации.
Рыночная самоорганизация, спонтанное формирование новых институтов, отсутствие действенного государственного регулирования приводит к неизбежному общественному и экономическому хаосу, обособлению регионов страны. Регулирование экономики, должно иметь четко выраженную социальную направленность. Для этого требуются глубокие изменения в понимании сущности современного государства.
Новая парадигма трактует властные институты как систему, ориентированную на удовлетворение запросов населения и предполагает новые отношения федерального центра и регионов. Социально-экономическая политика регионов является сложной системой взаимосвязанных целей, приоритетов, новых отношений, затрагивающую все отрасли и сферы субъектов РФ, и отражающая особенности региона-агломерации, направления и образ действий территориальных органов управления. Она дополняет и конкретизирует государственную социально-экономическую политику, является её составляющей, оказывает существенное влияние на региональную структуру хозяйства, которая определяется рациональным размещением производительных сил. Анализ организации региональной социально-экономической политики в развитых государствах показывает многообразие особенностей и применяемых методов. Весь спектр современных подходов мы условно подразделяем на несколько видов:
1) политика специализации территорий;
2) политика выравнивания;
3) саморегулирование.
В качестве инструментария развития страны должны быть использованы: стратегическое и индикативное планирование с учётом ситуации, опережающее воздействие.
Зарубежный опыт формирования и использования механизмов социальноэкономической политики подтверждает важность программного подхода к территориальному развитию государств. В большинстве зарубежных стран, в последние десятилетия, такие задачи как модернизация экономики, стабилизация регионального экономического развития, повышение уровня жизни населения, осуществлялись путём разработки и реализации экономических и социальных программ.
Изучив зарубежный опыт, мы выделяем несколько направлений совершенствования управления: создание и поддержание правовой базы; активизация производства общественных благ, включая услуги здравоохранения, образова-
ния, фундаментальной науки; преодоление чрезмерной социальной дифференциации в обществе, поддерживая социально уязвимые группы населения. Государственная региональная политика, в настоящее время, не претерпела существенных изменений и не создаёт необходимых предпосылок для качественного социально-экономического прогресса. Проводимая макроэкономическая политика затрудняет подъём производства в регионах, сохраняя их в депрессивном состоянии.
Проведение в России рациональной социально-экономической политики управления и создание социально ориентированной экономики затруднено в силу следующих обстоятельств:
1) недостаточного развития рыночных отношений и инфраструктуры;
2) существенных диспропорций и нерациональной структуры экономики страны, большого числа депрессивных регионов;
3) слабого развития видов деятельности, ориентированных на потребительский рынок;
4) значительного отставания от современного технического и технологического уровня экономики в большинстве субъектов РФ;
5) сохранения административных барьеров.
Изучение проблемы показывает, что характерной особенностью формируемых программ регионального развития являлась их акцентуация на использование достижений научно-технического прогресса, подготовку кадров, консолидацию материально-технических, информационных, организационных, финансовых ресурсов на ключевых проблемах развития регионов. В таких условиях, при реально существующем многообразии целей и приоритетов социально-экономической политики, инструментов и методов её проведения на национальном уровне может дать больший положительный эффект, чем однородное, одномерное управление, имеющее тенденцию к ослаблению социальных стандартов.
Важно добиться многообразия в единстве, обеспечить эффективное феде-
ральное законодательство, которое не только учитывало бы процесс глобализации и предусматривало применение соответствующих универсальных инструментов, но и предполагало бы возможность их дифференцированного применения с учётом региональных различий, позволило бы учитывать социальноэкономические особенности регионального развития.
Современная система регионального развития и связанное с ней государственное управление регионами страны, включает ряд специфических инструментов, основывающихся на политических методах государственного регулирования, экологического менеджмента и маркетинга. Это требует решения основных стратегических целей, включающих целый комплекс политических, социально-экономических, законодательных, экологических и чисто технологических задач. Комплексное планирование регионального развития проводится в двух направлениях - обще-территориальном и программно-территориальном. В целевых программах используются методологический подход и форма универсального метода народнохозяйственного регулирования [3].
Черты программирования, как приоритет национальных или народнохозяйственных интересов, целенаправленность, комплексность, адресность присущи как планам, так и программам (рис. 1). Анализ практики региональных программ развития регионов свидетельствует о необходимости значительного совершенствования действующего порядка их разработки. Это относится к методике определения проблемы и региональной программы.
Нецелесообразно одновременно разрабатывать большое количество программ. Необходим их отбор, надо тщательно изучать проблемы, с единых методологических позиций, научно обосновать их решения.
Включение намечаемых к разработке региональных программ, в сводный перечень первоочередных федеральных программ, должно сопровождаться их глубоким исследованием.
[
Инвестиционные проекты в рекреационной сфере региона-агломерации
Предприятия Отобранные для
рекреационного инвестирования объекты
комплекса региона развития туристско-
рекреационной деятельности
Объекты
инвестирования
рекреационной
сферы
Затраты на предпринимательский проект в рекреационной сфере:
- плата за землю;
- аренда помещений, оборудования;
- затраты на проектирование;
- затраты на внедрение
Ограничения по рекреационному проекту:
1. Федеральный уровень (законодательство);
2. Локальный уровень (система налогообложения);
3. Г арантии третьей стороны (банк)
Рекреационный институт-посредник
Рекреационный фонд развития:
- компенсация затрат по поиску и обеспечению гарантий (фонд может выступать гарантом по рекреационному проекту)
Инвестор (источник капитала)
Финансовые инструменты:
- облигации, не облагаемые налогом;
- облигации, доход от которых не освобожден от налогообложения;
- конвертируемые облигации, доход от которых хотя и не освобожден от налога, но такая возможность существует в будущем
Основные
регулирующие
документы:
- контракт между держателями акций и выпускающей их компанией;
- финансовый контракт;
- финансовый договор
Функции рекреационного института:
1. Отбор наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности в сфере рекреаций и туризма, попадающих под льготные условия инвестирования.
2. Финансовая, техническая, организационная и др. помощь.
3. Функции посредника, консультанта, финансовое участие в проектах.
Рис. 1. Комплексный механизм реализации целевой программы развития региона Кавказских Минеральных Вод
Как нам представляется, основными критериями отбора программ должны быть следующие:
- связь с крупными структурными преобразованиями, повышение эффективности хозяйства и уровня жизни населения, обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования;
- межотраслевой и многоплановый характер, наличие многих участников решения и необходимость координации их действий;
- принципиальная новизна и прогрессивность технических, организационных и других программных мероприятий, ожидаемые высокие народнохозяйственные результаты.
Несмотря на рекомендации методических документов, при определении программных направлений, количественные методы не применяются. Один из возможных приёмов отбора проблем, их ранжирование по количеству баллов, «собираемых» по каждой проблеме в данном регионе или каждым регионом.
Процедура выполняется по всем критериальным признакам с последующим суммированием полученных баллов.
Методы определения приоритетных признаков программ и её отбор требуют дальнейших уточнений, в том числе и шкалы балльных оценок. Вероятно, в число обязательных признаков следует включать «отзывчивость» на рыночную конъюнктуру и сравнительную эффективность. Четко выраженный целевой характер региональной программы проявляется в строгой ориентации любого мероприятия, использовании всякого ресурса и деятельности каждого участника [6]. При этом генеральная цель, доводится в процессе разукрупнения или декомпозиции до уровня конкретных адресных заданий.
Для разработки программ рекомендуется использовать графоаналитический метод «дерева целей». С его помощью главная цель делится на задачи первого, второго и последующих уровней, которые количественно оцениваются с помощью относительных величин удовлетворения региональных потребностей, что одновременно выражает сравнительную значимость целевых устано-
вок. В настоящее время, недостаточно полно разработан такой важный вопрос регионального программирования, как оценка эффективности программ [4]. Общая результативность разработки и реализации региональной программы, её экономическая, социальная, научно-техническая, экологическая и иная эффективность, выражаемая конкретными показателями: абсолютными, относительными, стоимостными, итогов достижения программной цели.
Анализ соотношения результатов и затрат отражается в общих и частных показателях экономической эффективности, показателях абсолютной и сравнительной эффективности, национального дохода на душу населения, соотношения фондов накопления и потребления. С учётом отечественной и мировой практики, адаптации к условиям рыночной экономики, для оценки её эффективности, рекомендуется использовать многие показатели.
К показателям конечных результатов относятся объёмы производства важнейших видов продукции: услуги, ввод в действие производственных мощностей, объектов непроизводственной сферы, показатели развития науки, техники.
В социальных и экологических программах, применяются характеристики качественных изменений: увеличение продолжительности жизни, улучшение структуры питания, оздоровление окружающей среды. Подобного рода оценки являются прогнозными и в нестабильной, экономической ситуации возможны как условные. Это предопределяет пользоваться услугами экспертов, которые оценивают результативность предложений разработчиков программы.
Под эффективностью программы логично понимать, во-первых, прямую экономическую эффективность решения поставленных задач, на основе реализации включенных в программу заданий; во-вторых, эффективность предложенных в программе специальных механизмов: стимулов и льгот; в-третьих, эффективность затрат в программном варианте по сравнению с периодом, когда подобная программ не разрабатывалась и не выполнялась.
Результативность программы можно трактовать, во-первых, как меру соот-
ветствия ожидаемых результатов поставленной цели; во-вторых, как степень приближения к последней; в-третьих, как прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию в регионе, а также на определяющие её параметры экономического развития. При оценке результативности программы, по второму из трех указанных критериев, необходимо максимально, корректно выразить качественное определение программной цели и конкретизирующих её задач [7].
Используемые методы государственного регулирования территориального развития и селективной поддержки регионов, как правило, исходят не из системного представления о критических региональных ситуациях, а исключительно из бюджетной обеспеченности отдельных субъектов Федерации [3]. Целевые программы, как механизм быстрого и эффективного решения острой региональной проблемы, к сожалению, не применяются. Поэтому, следовало бы составить перечень потенциальных зон программного регулирования, на которых, либо отсутствуют рыночные механизмы и естественно-природные условия саморазвития, либо, напротив, всё это имеется и требуется целевая поддержка будущих «точек роста». Методы целевых программ необходимо дополнить и переориентировать на реальные механизмы решения приоритетных, преимущественно социальных и экономических задач.
К методам государственного управления, в области регионального развития мы отнесли следующие:
- метод стратегического приоритета. Суть которого заключается в том, что вопросы социально-экономического развития должны включаться в число наиболее приоритетных задач государства;
- метод комплексного оперативного управления. Включает в себя комплексное экономически ориентированное, стратегическое и оперативное управление, доведение выработанной экономической политики государства, федеральных и региональных программ и планов до каждого ведомства;
- метод совершенствования. Заключается в систематическом совершенст-
вовании стратегии и тактики деятельности, улучшении и совершенствовании социально-экономической политики;
- метод отчетности и аудита. Метод заключается в организации достоверной статистической отчётности об экономической деятельности и регулярных ревизиях предприятий (аудит);
- метод достоверной информации. Сводится к обеспечению четкой системы информации о потенциальных, экономических угрозах и возможных последствиях, отходов или услуг, мерах по их устранению.
Вышеуказанные методы, используемые на практике, составляют систему мер государственного социально-экономического управления и направлены на обеспечение здоровья и благосостояния населения [4].
Социально-экономическая политика региона-агломерации должна включать следующие программные мероприятия:
- создание на территории региона-агломерации КМВ современной конкурентоспособной, рекреационно-туристической отрасли в качестве одной из ведущих отраслей воспроизводственного комплекса;
- становление КМВ в качестве одной из наиболее привлекательных рекреационно-туристических территорий Российской Федерации;
- существенное увеличение числа отдыхающих;
- увеличение продолжительности пребывания отдыхающих;
- увеличение числа отдыхающих, повторно посещающих регион-агломерацию;
- существенное увеличение качества обслуживания туристов, в том числе за счёт расширения номенклатуры предоставляемых услуг;
- значительное увеличение доходов рекреационно-туристических предприятий и бюджетов всех уровней;
- привлечение значительных отечественных и иностранных инвестиций в экономику и социальную сферу территорий;
- развитие малого предпринимательства;
- улучшение качества жизни местного населения, путём обеспечения благоприятных условий для активного, разнообразного и полноценного отдыха;
- создание современной и эффективной системы управления рекреационнотуристической отраслью (рис. 2).
(Механизм реализации социальноэкономической политики региона-агломерации КМВ
1 Г і і Институцио- і і 1Г Ресурсы Инструментарий
і і нальные основы і :
Рис. 2. Механизм реализации социально-экономической политики эколого-курортного региона-агломерации КМВ
Как представляется, эффективная реализация программы развития курортно-рекреационного комплекса КМВ, позитивно скажется на состоянии политической и социально-экономической ситуации в Ставропольском крае, СевероКавказском регионе, в России. Увеличение сегмента рекреационно- туристической отрасли, в экономике Ставропольского края, значительно интенсифицирует экономический рост в смежных отраслях: пищевой и перерабатывающей промышленности, легкой промышленности, строительстве, торговле, общест-
венном питании, сфере услуг, поскольку они взаимосвязаны с курортнорекреационным комплексом, важнейшим в регионе-агломерации КМВ [2].
Стратегическое взаимодействие внутри региона-агломерации должно осуществляться по следующим направлениям:
- объединение санаториев, здравниц и туристических комплексов, в целях координации политики развития, согласованного маркетинга лечебнооздоровительных и туристических возможностей региона-агломерации;
- партнерство государственной власти региона (администрации КМВ) и органов местного самоуправления с целью координации стратегии развития;
- взаимодействие власти и общества, представителей различных конфессий, диаспор для поддержания мира в регионе-агломерации и согласованных действий.
Литература
1.Указ Президента Российской Федерации "Об особо охраняемом экологокурортном регионе Российской Федерации", № 309, от 27 марта 1992г.: Сб. законодательства РФ по региону КМВ. Ессентуки: Адм. КМВ, 1995. С.303.
2. Прижигалинский В. П. Экономика и финансы Ставропольского края [Текст]: Учебное пособие / В.П.Прижигалинский.- Ставрополь: ООО «Мир данных», 2011. - 266с.
3. Прижигалинский В. П. Пути повышения эффективности использования инвестиций в туристско-рекреационной и природоохраняемой среде особого региона Кавказских Минеральных Вод.- Ставрополь: ООО «Мир данных», 2007. - 50с.
4. Экономика Ставропольского края: учебное пособие.- Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2007. - 480с.
5. www.region.kmv.ru - Официальный сайт администрации Кавказских Минеральных Вод.
6. Unctad. Commission on international investment and transnational corporations. Report, tventy-first session, Geneva, 24-28 UN Publ. off, 2006. 37p.
7.World Investment Report.New York and Geneva, 2007. 550 p.
Рецензент:
Банникова Н.В., д-р экон. наук, проф.