Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО / ENTERPRISE / EFFICIENCY / PERSONNEL POLICY / INNOVATION / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаулина В.Ю.

Статья посвящена актуальности темы повышения эффективности предприятия. Описаны основные принципы и направления деятельности предприятия. Описано определение и направление кадровой политики предприятия. Сформированы принципы эффективно функционирующего предприятия. Обоснована значимость развития инновационных процессов для повышения эффективности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE ENTERPRISE EFFICIENCY

The article is devoted to the relevance of the topic of improving the efficiency of the enterprise. The basic principles and activities of the enterprise are described. Describes the definition and direction of personnel policy of the enterprise. The principles of an effectively functioning enterprise are formed. The significance of the development of innovative processes to improve the efficiency of the enterprise has been substantiated.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 338.001.36

Шаулина В. Ю. студент магистратуры 2 курс Институт экономики и управления Тихоокеанский государственный университет

Россия, г. Хабаровск Научный руководитель: Гришина Н.А. Кандидат экономических наук, доцент ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация: статья посвящена актуальности темы повышения эффективности предприятия. Описаны основные принципы и направления деятельности предприятия. Описано определение и направление кадровой политики предприятия. Сформированы принципы эффективно функционирующего предприятия. Обоснована значимость развития инновационных процессов для повышения эффективности предприятия. Ключевые слова: предприятие, эффективность, кадровая политика, инновации, производство.

Shaulina V. Y.

Student of magistracy 2 course Institute of Economics and Management Pacific National University Russia, Khabarovsk Scientific adviser: Grishina N.A.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor WAYS TO IMPROVE ENTERPRISE EFFICIENCY Annotation: the article is devoted to the relevance of the topic of improving the efficiency of the enterprise. The basic principles and activities of the enterprise are described. Describes the definition and direction of personnel policy of the enterprise. The principles of an effectively functioning enterprise are formed. The significance of the development of innovative processes to improve the efficiency of the enterprise has been substantiated.

Keywords: enterprise, efficiency, personnel policy, innovation, production.

Одной из основных целей работы любого предприятия является предоставление качественной, конкурентоспособной, быстро реагирующей на пожелания и требования потребителей продукции.

Немаловажную роль в выполнении этой задачи играет формирование на предприятии согласованно работающего коллектива, нацеленного на отличный результат своей деятельности. Основные принципы деятельности такого предприятия представлены на рисунке 1.

Основные принципы деятельности предприятия

Постоянная, систематическая и продуманная работа по развитию организации на всех уровнях Взаимодействие на различных уровнях: между отделами организации, а также с предприятиями на региональном и мировом уровне

¡¿г

Создание и поддержание заинтересованного и компетентного коллектива. Принципы управления, которые ценят человеческие ресурсы Современная, отвечающая мировым требованиям инфраструктура организации деятельности и различных технологических систем

Рисунок 1 - Основные принципы деятельности предприятия

Довольно эффективными также являются принципы демократии участия, которые предоставляют возможность внести свой личный вклад в общий процесс производства и результат каждому сотруднику. Необходимым условием является постоянное взаимодействие и прямая связь между персоналом и руководством.

При формировании кадрового штата играет роль степень открытости по отношению к окружающей среде. По этому принципу выделяют открытую и закрытую кадровую политику предприятия.

При открытой кадровой политики предприятие готово принять на работу любого специалиста соответствующей квалификации без учета опыта работы в других предприятиях. Как правило, такую кадровую политику применяют новые предприятия, ориентированные на быстрый рост и быстрый выход на передовые позиции своей отрасли.

При закрытой кадровой политике, предприятие ориентировано на включение будущего персонала только с самого низшего уровня должности, а замещение происходит только из числа работников предприятия. Такая политика характерна для организаций, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности к делу.

Таким образом, разработка кадровой политики - ключевой сегмент деятельности организации и повышения ее эффективности.

Кадровая политика - это система норм и правил, которые приводят кадровые ресурсы в соответствие со стратегией предприятия. Отсюда

следует, что все мероприятия по работе с кадровыми ресурсами - отбор, адаптация, составление штатного расписания, аттестация, развитие, продвижение и другое - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации.

Основное направление кадровой политики - достижение основных целей предприятия: удержание его устойчивого функционирования, повышение конкурентоспособности, стремление к лидерству в отрасли. Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления.

Организация деятельности предприятия, как стратегическая функция должна быть нацелена, скорее, на предупреждение возможных проблем, чем на их оперативное решение.

Например, говоря о предприятии, из которого «бегут» люди, можно рассматривать два разных сценария: либо все силы бросить на работу по поиску и подбору нового персонала, либо пойти путем предупреждения текучести и усиления работы по закреплению работников в организации. При этом и издержки предприятия в целом значительно сократятся.

Можно выделить следующие направления деятельности предприятия:

- проведение маркетинговой политики;

- планирование потребности предприятия в кадрах;

- прогнозирование создания новых мест для будущего персонала;

- прогнозирование внедрения новейших технологий;

- организация привлечения, отбора, оценки и аттестации персонала,

- профориентация и трудовая адаптация кадров;

- подбор и расстановка кадров;

- разработка политик стимулирования и мотивации, повышения заинтересованности и удовлетворенности работой, оплаты труда;

- снижение затрат предприятия;

- разработка программ развития деятельности организации и повышения ее эффективности;

- служебное продвижение сотрудников и подготовка кадрового резерва;

- организация труда и рабочего места для персонала;

- разработка занятости и социальных программ;

- эффективное распределение и использование занятых на предприятии работников, рационализация их количества;

- управление нововведениями в деятельности предприятия;

- обеспечение безопасности деятельности;

- обеспечение охраны здоровья сотрудников;

- обеспечение высокого уровня качества услуг, товаров и иного результата деятельности организации;

- обеспечение широкой клиентской базы.

Экономисты, опираясь на опыт прошлых лет, сформировали портрет эффективно функционирующего предприятия:

1) наличие листинга своих акций на одной из международных фондовых бирж, расширяя тем самым свои возможности мобилизации капитала. То есть предприятие осуществляет поиск капитала не только на своем рынке, но и в глобальных масштабах;

2) уровень прибыли предприятия может колебаться под воздействием различных факторов. Отклонения от планируемых величин прибыли означает, что предприятие недостаточно контролирует внешнюю среду и можно ожидать нестабильность нормы прибыли в ближайшем будущем, что, в свою очередь, подрывает взаимоотношения с банками. Последние предпочитают иметь дело с организациями, деятельность которых предсказуема;

3) предприятие должно быть в состоянии эффективно защищать себя;

4) предприятие постоянно занимается реструктурированием. Освобождаясь от убыточных и слабо прибыльных отделов и подразделений, предприятие повышает свою рентабельность;

5) эффективное функционирование предприятия предполагает оживление активности акционеров. Те, в свою очередь, должны контролировать деятельность управляющих. Данная проблема актуальна не только для международных, но и для отечественных фирм. Приватизация в России привела к исчезновению государственного контроля над организациями.

В современных условиях появилась возможность повысить эффективность деятельности организации за счет развития инновационных процессов: использование новейших технологий позволяет создание новых видов конкурентоспособного товара.

Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятии на сегодняшний день является актуальной проблемой. Развитие новейших технических и организационно-технологических решений,

совершенствование основных принципов управления применительно к специфике российского рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный шанс для эффективного экономического роста.

Инновации, по своей природе, включают в себя не только технологические или технические разработки, но также положительные изменения во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянный процесс обновления технологий и техники делает инновационный процесс основным условием производства конкурентного товара, завоевания и сохранения доли рынка и повышения производительности, и, как следствие, эффективности организации.

Использованные источники:

1. Бурый А.С. Качество информации в организационно-технических системах управления // Транспортное дело России, 2012. - №6.

2. ГОСТ Р 50779.11-2000. Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения.

3. ИСО 9000:2000. Международный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

4. Ломакин М.И. Экономические механизмы развития информационной инфраструктуры предприятия // Транспортное дело России, 2011. №4. С.84 -87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.