Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОТУРИЗМ / СЕТЬ / ЭКСПОРТ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВИДЫ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова Юлдуз Сайдалиевна

В статье особое внимание уделяется совершенствованию теоретико-методологической базы механизма управления экотуризмом в развитии экотуризма, повышению его экономической и социальной эффективности, развитию нормативно-правовой базы экотуризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE THE EFFICIENCY OF ECOTOURISM IN UZBEKISTAN

This article pays special attention to improving the theoretical and methodological basis of the mechanism of ecotourism management in the development of ecotourism, increasing its economic and social efficiency, the development of the regulatory framework of ecotourism.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

УДК 338.242 https://doi.org/10.33619/2414-2948/73/35

JEL classification: L83; O18; Q26 AGRIS P01

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ

©Шакирова Ю. С., ORCID: 0000-0001-6566-4455, Ферганский политехнический институт,

г. Фергана, Узбекистан, y.shokirova@ferpi.uz

WAYS TO INCREASE THE EFFICIENCY OF ECOTOURISM IN UZBEKISTAN

©Shakirova Yu., ORCID: 0000-0001-6566-4455, Fergana Polytechnic Institute, Fergana, Uzbekistan, y.shokirova@ferpi.uz

Аннотация. В статье особое внимание уделяется совершенствованию теоретико-методологической базы механизма управления экотуризмом в развитии экотуризма, повышению его экономической и социальной эффективности, развитию нормативно-правовой базы экотуризма.

Abstract. This article pays special attention to improving the theoretical and methodological basis of the mechanism of ecotourism management in the development of ecotourism, increasing its economic and social efficiency, the development of the regulatory framework of ecotourism.

Ключевые слова: экотуризм, сеть, экспорт, маркетинговые исследования, эффективность, виды туризма.

Keywords: ecotourism, network, export, marketing research, efficiency, types of tourism.

Экотуризм — одна из самых быстрорастущих туристических отраслей в мире. Экотуризм постепенно входит в мировую туристическую индустрию с конца прошлого века и на сегодняшний день стал одним из самых быстрорастущих секторов экономики. «По данным Всемирной туристской организации, ежегодный рост экотуризма составляет 30%, а его доля в мировых доходах от туризма составляет 10-15%».

Экотуризм вносит значительный вклад в эффективное использование потенциала разнообразных и богатых рекреационных ресурсов страны, сохранение и защиту природного и культурного наследия, занятость и благосостояние местного населения.

В этом процессе важно разработать направления повышения эффективности экотуризма, доли экотуризма в национальной экономике и использования маркетинговых исследований для повышения эффективности экотуризма в экономике.

Сегодня одним из приоритетов в Узбекистане является «ускорение развития туризма, диверсификация и повышение качества туристических услуг, превращение туризма в ведущий стратегический сектор экономики за счет расширения туристической инфраструктуры».

Развитие экотуризма, являющегося одним из видов туризма в нашей стране, в частности, организация выездов в предгорья, на особо охраняемые территории, такие как национальные парки, заповедники, государственные памятники природы, общественные места, может быть включено в список нерешенных проблем. В связи с этим актуальным

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

является использование маркетинговых исследований для повышения эффективности развития экотуризма.

Необходимо было определить социально-экономический характер понятий «туризм» и «экотуризм». Концепция «туризма» обеспечивает прибытие платежеспособного клиента в страну и передачу его местным предприятиям сферы услуг. Здесь туризм участвует в качестве основного организатора и получает лишь небольшую часть дохода в качестве компенсации. Большая часть экономического дохода отражается в других секторах национальной экономики, которые создают сегменты прибыльности, связанные с расходами на туризм. Здесь денежные потоки от туризма следует отличать от денежных потоков, полученных от продажи их продукции в регионе, поскольку последняя не приводит к росту капитала в регионе.

Таблица

Группы факторов, влияющих на развитие системы экотуризма

Развитие системы экотуризма

Социально-демографические: Организационно- Интеграция:

•ускорение процессов институциональные: •особенности государственной

урбанизации; • законы и законодательство, политики поддержки процессов

•быстрый рост населения; регулирующие экотуризм и экологической интеграции;

• рост количества смертей, экологическое развитие; •уровень сотрудничества страны

связанных с чистотой • государственная политика в с другими странами в области

окружающей среды; области экологического развития; экологии и экотуризма;

• Уменьшение зеленых •организация охвата системы •Развитие процессов

насаждений в городах. экологического туризма для всех глобализации в сфере экологии и

слоев населения. экотуризма.

Производство: Экологический: Экономический:

•быстрый рост •общая экологическая ситуация; •уровень развития экономики

производственного процесса; •уровень экологической страны;

•состояние нерационального грамотности; • номинальные и реальные

использования природных •природно-климатические доходы населения;

ресурсов; условия; • показатели бедности;

•соответствие •санитарно-гигиенические условия • распределение доходов по

производственного процесса в сфере экотуризма; группам;

экологическим требованиям; •наличие рекреационных ресурсов. •уровень использования услуг

• Уровень социального Социально-экономические: экотуризма;

развития населения, занятого •уровень экологического • размер чистой прибыли на

на производстве. образования и профессиональной душу населения;

подготовки населения; •региональное размещение

• уровень здоровья и культуры; производительных сил;

• стабильный рост доходов; •широкое использование

• уровень развития социальной природных ресурсов в

инфраструктуры предприятий и производстве.

организаций;

•уровень использования

предприятиями возобновляемых

источников энергии.

Эти факторы делятся на внешние и внутренние группы, делятся на социально-демографические, производственные, организационно-институциональные, экологические, социально-экономические, интеграционные, экономические факторы. Эти факторы отражают уровень развития системы экотуризма и экотуризма в стране на сегодняшний день. Таким

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

образом, система экотуризма основана на принципах, которые могут применяться в различных сферах туризма. К ним относятся: ознакомительные или приключенческие поездки (походы, верховая езда, водные, горные, пешие прогулки и т. д.), Студенческие каникулы, орметологические туры, научные туры и экспедиции, экскурсии выходного дня, летние детские лагеря и многое другое.

Маркетинговые исследования в сфере экотуризма в Узбекистане практически отсутствуют. Исследования деятельности крупных туроператоров, потребительских тенденций и конъюнктуры рынка не в полной мере отражают состояние развития отрасли и не позволяют делать научно обоснованные прогнозы для отрасли. В ходе исследования были определены следующие ключевые направления маркетинговых исследований для туроператоров по экотуризму:

1. Разработать рейтинг популярности туристического бренда среди туристов и турагентов.

2. Раздельный разбор ситуации в разделе конкретного туроператора. Прежде всего, целесообразно определить присутствие на рынке экотуризма ведущих туроператоров (с большим опытом и авторитетом в данной сфере), определить взаимоотношения с ведущими туроператорами, оценить маржинальную ценность способности рынка привлекать туристы и туроператоры.

3. Оцените текущее и будущее состояние рынка с точки зрения совершенно новых направлений. Акцент будет сделан на развитии и внедрении новых туристических направлений для узбекского рынка экотуризма, оценке и выявлении рыночного потенциала, выявлении отношения и интересов потенциальных клиентов к новым программам в данной ситуации.

4. Оцените эффективность рекламы. В этом случае сегмент анализирует рекламную деятельность туроператора в целом (формирование положительного имиджа компании среди туристов и турагентов) или по отдельным направлениям.

5. Анализ взаимоотношений с агентами. Он анализирует уровень удовлетворенности (удовлетворенности) туристических агентств сотрудничеством с различными туроператорами и определяет основные проблемы и недостатки, сильные и слабые стороны, которые время от времени повторяются.

6. Анализ качества продукции экотуризма. Мониторинг качества туристических услуг, предлагаемых туроператорами в этой сфере, выявление негативных сторон отдыха и экскурсионных программ (в том числе предоставление туристам необходимой информации с точки зрения принимающей стороны и работы менеджеров).

7. Анализ проблемных ситуаций. На этом этапе исследования могут быть рассмотрены любые вопросы, которые мешают туроператору решить существующие проблемы и их уровень. В этом случае основная задача маркетингового исследования - дополнительно прояснить эти вопросы и получить четкое представление о ситуации.

Одним из важных направлений развития экотуризма в Узбекистане является разработка туристических маршрутов и их оформление в соответствующих управленческих структурах. Перечень действующих в Республике Узбекистан туристических маршрутов состоит из 149 маршрутов, каждый из которых разработан стандартным образом.

Доля иностранцев, посещающих Узбекистан с туристическими целями, очень мала — 7,1%, и в 2019 г только 450,3 тыс из 6433,0 тыс иностранцев посетили с туристическими целями. Согласно анализу, проведенному профессором О. Хамидовым, количество иностранцев, приезжающих с целью экотуризма, составляет 30%. Это означает, что в 2019 г.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

количество туристов, приехавших непосредственно с целью экотуризма, составило 135 тыс человек. Для Узбекистана, обладающего огромным природным экологическим потенциалом, эта цифра (135 тыс чел) не отвечает современным требованиям для развития туризма в стране.

Охраняемые природные территории (ООПТ), являющиеся одним из основных факторов, влияющих на развитие экотуризма в Узбекистане, занимают 2604,1 тыс га или 5,8% территории страны. Однако в Узбекистане особо охраняемые природные территории и природные объекты находятся в ведении различных министерств, ведомств и местных администраций. Такая ситуация вызывает ряд неудобств с точки зрения управления экотуризмом.

В процессе маркетингового исследования были проанализированы факторы, влияющие на развитие экотуризма в нашей стране, повышение его потенциала. В опросе приняли участие респонденты, в первую очередь специалисты и туристы из организаций, занимающихся туризмом в Устюртской, Аральской областях, Амударьи, Нурате, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Каракалпакской, Хорезмской, Туркестанской, Бухарской, Самаркандской и Наманганской областях.

Для проведения маркетинговых исследований туристические фирмы должны иметь систему сбора, обработки, хранения и анализа маркетинговой информации, основанную на технологиях оцифровки. В первую очередь это связано с правильным подбором маркетинговых информационных систем и эффективным использованием технологий оцифровки.

Узбекистан обладает уникальной природой, разнообразными ландшафтами (пустыни, горы, реки, озера, водопады), редкими и исчезающими видами флоры и фауны, археологическими находками, палеонтологическими остатками, петроглифами, редкими геологическими объектами для развития экотуризма в Узбекистане. Однако известно, что инфраструктура в стране недостаточно развита для привлечения туристов к природным объектам. В последние годы количество геологических парков по всему миру растет. Эти типы охраняемых природных территорий организованы с целью сохранения и изучения природных и исторических ресурсов, а также экотуризма и отдыха. В статье представлен сравнительный анализ некоторых отдельно охраняемых территорий и геопарков [11].

Геопарки организованы для трех основных целей: «сохранить геологическое наследие региона, популяризировать геологические и экологические знания среди различных слоев населения, добиться устойчивого развития региона».

В связи с этим на основании решения Кабинета Министров Республики Узбекистан разработать модель геоинформационной системы для внедрения технологий оцифровки в управление особо охраняемыми природными территориями и планируемыми геопарками, в том числе природными территориями, действующих в был предложен Узбекистан на 20192028 годы.

Выявлены следующие важные особенности, которые необходимо учитывать при разработке модели геоинформационной системы для любых особо охраняемых природных территорий при организации геопарков:

- разработка геоинформационных систем на основе общепринятой системы географических координат;

- информация, вводимая в геоинформационные системы, во-первых, для ведения в соответствии с правилами государственного кадастра на особо охраняемых территориях, во-вторых, чтобы иметь возможность максимально выразить богатство природных богатств этих

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

территорий, и каждый пользователь может самостоятельно определять необходимый объем информации;

- тщательное и четкое разграничение проектируемого геопарка, обеспечивающее охват всех памятников и природных ресурсов, которые являются его частью;

- условные обозначения и сокращения в модели должны быть понятны всем.

Модель геоинформационной системы, которая является источником информации для предлагаемых геопарков, должна включать комплексное географическое и экологическое исследование природы, населения и истории региона, картографические материалы, космические снимки, литературу и архивные материалы и источники.

Модель географической информационной системы может использоваться в различных областях, особенно в управлении особо охраняемыми природными территориями, в исследованиях, образовании и обучении, а также в развитии туризма. В последние годы использование геоинформационных систем может быть использовано при разработке туристических маршрутов в сфере туризма, при составлении различных тематических карт, буклетов, схем и презентаций регионов в электронных каталогах сети Интернет. Такие каталоги показывают всем, кто хочет знать, какие природные ресурсы накоплены и сохранены в регионах и насколько важно их сохранить.

Результаты анализа статистических данных о развитии туристической индустрии в Республике Узбекистан с целью оцифровки услуг туристических агентств и гостиничного бизнеса показали, что в стране отсутствует система маркетинговой информации по развитию экотуризма. Поэтому для улучшения маркетинговой деятельности в туристическом и гостиничном бизнесе с помощью Интернет-технологий необходимо привлечь дополнительных специалистов по маркетингу, нанять специалиста с достаточными знаниями и навыками в области электронного маркетинга, обучить специалистов современным интернет-технологиям и создать эффективную маркетинговую информационную систему.

Список литературы:

1. Kurpayanidi K., Abdullaev A., Ashurov M., Tukhtasinova M., Shakirova Y. The issue of a compétitive national innovative system formation in Uzbekistan // E3S Web of Conférences. EDP Sciences, 2020. V. 159. P. 04024. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202015904024

2. Шокирова Ю. С., Турдибеков О. И. Некоторые особенности управления инновационной деятельностью частного бизнеса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №2-3. С. 146-148.

3. Шакирова Ю. С. Пути развития корпоративного управления в Республике Узбекистан // Наука и образование сегодня. 2019. №5 (40).

4. Ашуров М. С., Шакирова Ю. С. Вопросы устойчивого развития промышленных предприятий Узбекистана в условиях риска // Проблемы современной науки и образования. 2019. №4 (137). С. 32-36.

5. Шакирова Ю. С. Анализ факторов, влияющих на неформальную занятость в Узбекистане // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №11-3. С. 173-179. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2019-11418

6. Ашуров М. С., Шакирова Ю. С., Турдибеков О. И. Тенденции формирования многоукладной экономики в Узбекистане // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №12. С. 305-311. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/35

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

7. Хонкелдиева Г. Ш. Организационно-экономический механизм управления инвестиционной деятельностью в сфере телекоммуникаций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №11-3. С. 146-150. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2019-11412

8. Khonkeldieva G. Sh. Prospects of the development of investment activity in the field of tourist services: problems and ways of solution // Theoretical & Applied Science, Philadelphia, USA. 2019. V. 10. №78. P. 160-165.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мирзаев А. Т. Оценка использования рекреационных возможностей на рынке туристических услуг //Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - Т. 17. - №. 5. -С. 990-1002. https://doi.org/10.24891/re.17.5.990

10. Mirzaev A. T. Estimation of the prospects for the use of recreational facilities in the market of tourism services //Наука сегодня: вызовы, перспективы и возможности. 2018. С. 76.

11. Корф Е. Д. Защита и эффективное использование геологического наследия России // Сборник трудов XIX Всероссийской научно-технической конференции «Энергетика: эффективность, надежность, безопасность»: сб. тр. науч.-практ. конф. 2013. Т. 1. С. 220-221.

References:

1. Kurpayanidi, K., Abdullaev, A., Ashurov, M., Tukhtasinova, M., & Shakirova, Y. (2020). The issue of a competitive national innovative system formation in Uzbekistan. In E3S Web of Conferences (Vol. 159, p. 04024). EDP Sciences. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202015904024

2. Shokirova, Yu. S., & Turdibekov, O. I. (2016). Nekotorye osobennosti upravleniya innovatsionnoi deyatel'nost'yu chastnogo biznesa. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, (2-3), 146-148. (in Russian).

3. Shakirova, Yu. S. (2019). Puti razvitiya korporativnogo upravleniya v Respublike Uzbekistan. Nauka i obrazovanie segodnya, (5 (40)). (in Russian).

4. Ashurov, M. S., & Shakirova, Yu. S. (2019). Voprosy ustoichivogo razvitiya promyshlennykh predpriyatii Uzbekistana v usloviyakh riska. Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya, (4 (137)), 32-36. (in Russian).

5. Shakirova, Yu. S. (2019). Analiz faktorov vliyayushchikh na neformal'nuyu zanyatost' v Uzbekistane. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika, (11-3), 173-179. (in Russian). https://doi.org/10.24411/2411-0450-2019-11418

6. Ashurov, M., Shakirova, Yu., & Turdibekov, O. (2019). Tendencies of Forming a Multistructure Economy in Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 5(12), 305-311. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/35

7. Khonkeldieva, G. Sh. (2019). Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm upravleniya investitsionnoi deyatel'nost'yu v sfere telekommunikatsii. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika, (11-3), 146-150. (in Russian). https://doi.org/10.24411/2411-0450-2019-11412

8. Sh, K. G. (2019). Prospects of the development of investment activity in the field of tourist services: problems and ways of solution. Theoretical & Applied Science, Philadelphia, USA, 70(78), 160-165.

9. Mirzaev, A. T. (2019). Otsenka ispol'zovaniya rekreatsionnykh vozmozhnostei na rynke turisticheskikh uslug. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika, 17(5), 990-1002. (in Russian). https://doi.org/10.24891/re.17.5.990

10. Mirzaev, A. T. (2018). Estimation of the prospects for the use of recreational facilities in the market of tourism services. Nauka segodnya: vyzovy, perspektivy i vozmozhnosti, 76.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 7. №12. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

11. Koif, E. D. (2013, December). Zashchita i effektivnoe ispol'zovanie geologicheskogo naslediya Rossii. In Sbornik trudov KhIX Vserossiiskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii "Energetika: effektivnost', nadezhnost', bezopasnost"': sb. tr. nauch.-prakt. konf (Vol. 1, pp. 220221). (in Russian).

Работа поступила в редакцию 06.11.2021 г.

Принята к публикации 10.11.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Шакирова Ю. С. Пути повышения эффективности экотуризма в Узбекистане //

Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №12. С. 264-270. https://doi.org/10.33619/2414-2948/73/35

Cite as (APA):

Shakirova, Yu. (2021). Ways to Increase the Efficiency of Ecotourism in Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 7(12), 264-270. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/73/35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.