Научная статья на тему 'Пути повышения активности студентов в учебном процессе'

Пути повышения активности студентов в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1714
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕСТЫ / LECTURES / PRACTICAL CLASSES / I NNOVATIVE TECHNOLOGIES / TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Можейко Л. А., Можейко Л. М.

Рассматриваются основные пути увеличения активности студентов на лекциях и практических занятиях, проводимых с применением инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS TO INCREASE THE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The basic ways to increase the activity of students at lectures and practical classes conducted with the application of innovative technologies are considered.

Текст научной работы на тему «Пути повышения активности студентов в учебном процессе»

УДК 378-057.87

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Л.А. Можейко1, Л.М. Можейко2

1УО "Гродненский государстве нный медицинский университет", Гродно, Беларусь 2УО " Гродненский государственный университет им. Я. Купалы", Гродно, Беларусь

Рассматриваются основные пути увеличения активности студентов на лекциях и практических занятиях, проводимых с применением инновационных технологий.

Ключевые слова: лекции, практические занятия, инновационные технологии, тесты.

Формирование личности творческого плана является одной из актуальных задач высшей школы. Будущий специалист должен быть ориентирован на поиск инноваций в своей практической деятельности. Развитие в профессиональном сознании специалиста этой установ -ки лежит в основе креативного образования [1]. В настоящее время информация быстро создается, накапливается и устаревает. Наиболее сложным на пути развития творческой личности является обучение навыкам принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях. Инновационная технология формирования креативного мышления важна не только для приобретения высокого уровня практической подготовки, но и фундаментальных теоретических знаний. При этом главной целевой составляющей является качество образования. Какими же методами развивать познавательные и творческие умения студентов?

Здесь не может быть однозначного ответа. Сегодня преподавателю необходимо не только выбирать в конкретных условиях соответствующие методы и методики обучения, но и создавать свои. В современной подготовке студента всё больший акцент делается на повышение роли его самостоятельной работы. Появление новых информационных цифровых технологий, расширение технических возможностей поиска, сбора, обработки, хранения, использования презентаций информации по изучаемому вопросу изменило взаимоотношение преподавателя и студента и роль преподавателя, который становится не столько "основным источником" получения информации, сколько "координатором" учебно-познавательной деятельности. Его усилия должны быть направлены на решение трёх основных учебно-организационных задач [3]:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных, так и не подготовленных студентов;

3) установить постоянный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Как правило, в студенческой группе мотивация получения знаний и подготовки к практическим занятиям наличествует лишь у части студентов. Однако требования, предъявляемые к качеству знаний выпускаемых специалистов, не зависят от мотивов, желания работать или других субъективных причин. Поэтому даже при неподготовленности студентов необходимо найти способ для усвоения ими материала на самом занятии. Только оригинальный творческий подход преподавателя позволит задействовать пассивную, периодически или систематически неподготовленную к занятию часть группы, с одной стороны, и углубить знания у интересующихся студентов - с другой. Так, всегда продуктивна работа в малых группах, сформированных по три-четыре человека.

Им предлагаются по теме занятия задания разного характера:

1) составление тестов с определённым количеством вопросов и ответов;

2) составление логических блок-схем или таблиц;

3) составление или решение кроссвордов и т. д.

Задание не должно быть слишком сложным, чтобы

была возможность выполнить его в отведенное время. Оно может быть одинаковым для каждой группы студентов. В конце занятия результаты работы каждой группы презентуются всем студентам и коллективно - студентами и преподавателем - оцениваются. Такая форма работы вовлекает и активизирует всех студентов, повышает их мотивацию, вносит характер соревновательности и разнообразие в обучающий процесс. Интересующимся студентам можно предложить выполнение групповых исследовательских и творческих заданий в рамках учебно-исследовательской работы по дисциплине:

- написание эссе по проблемному дискуссионному вопросу;

- создание компьютерных презентаций по изучаемым темам;

- рецензирование рефератов, докладов, статей;

- аналитический обзор литературы (Интернет-ресурсов) по изучаемой теме;

- участие в разработке учебно-методических материалов.

При выполнении таких заданий студенты используют разнообразные источники информации, в том числе Интернет, что создаёт условия для самообразования, более глубокого изучения предмета, расширения кругозора, удовлетворения познавательного интереса и потребности в дистанционной коммуникации.

Повысить активность студентов можно и на лекциях. С позиций инновационности заслуживает внимания несколько форм лекций. Наиболее часто нами применяется лекция-беседа или лекция "диалог с аудиторией", которая является распространённой и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Такая лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Она позволяет обращать внимание студентов на наиболее важные вопросы темы. К участию в лекции студентов можно привлечь различными приёмами. Например, вопросами по ходу лекции, с помощью которых выявляется осведомлённость студентов по рассматриваемой теме, степень усвоения прошлого и готовности к восприятию нового материала. Вопросы обычно адресуются всей аудитории, студенты отвечают с мест. Можно обратиться и индивидуально с вопросом к какому-то студенту, особенно, если преподаватель замечает, что он отвлечён и не участвует в лекции. Для экономии времени вопросы должны быть конкретными. Такие лекции повышают интерес студен-

Педагогический процесс

тов и степень восприятия ими материала. Рекомендуется использование и так называемых комбинированных лекций, сочетающих традиционный и инновационный подходы - когда студент (с использованием презентаций) самостоятельно раскрывает один из вопросов темы лекции перед аудиторией. Это способствует расширению его базы знаний, обучению творческому поиску, развитию умений аргументировать свою точку зрения, чётко формулировать и излагать свои мысли. Возможны также такие формы, как проблемная лекция, в которых выносится для решения определённая актуальная проблема; лекции-дискуссии с вовлечением в обсуждение аудитории; лекции-консультации и др. [4].

Внедрение компьютерных технологий резко расширило сектор самостоятельной работы студента. Новшества, вносимые компьютером - развитие именно актив-но-деятельностных форм обучения. Использование ресурсов телекоммуникаций (чат, форум и др.) для организации управляемой самостоятельной работы студента, консультаций, учебных студенческих конференций и олимпиад, работы на занятии позволяет преподавателю не только вовлечь студентов в активный образовательный процесс, но и производить его непрерывный мониторинг. На кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии внедрены информационно-образовательные технологии для организации управляемой работы студента по всем темам в соответствии с учебной программой по дисциплине для лечебного факультета и частично для других факультетов, за исключением отделения медицинских сестёр медико-диагностического факультета. Очень важно, чтобы процесс управляемой самостоятельной работы был двунаправленным. Это подразумевает активное участие в нём и преподавателя, и студента. Известно, что "креативность студентов напрямую зависит от креативности преподавателя" [2]. При таком подходе информационно-образовательные технологии более эффективны, позволяют студенту шире реализовать себя, не

только приобрести навыки самостоятельной работы по дисциплине и навыки работы в компьютерных сетях, но и рассуждать, дискутировать, находить правильные решения.

В настоящее время на кафедрах проводится активная работа по созданию электронных учебно-методических комплексов в программной оболочке. Первый опыт внедрения в учебный процесс лекции, размещённой в сетевой образовательной платформе МооШе, показал, что она имеет большие возможности для активации работы студентов. Им представляется не только содержание лекции с демонстрационным материалом, но и несколько заданий, контролирующих усвоение материала по теме лекции. Причём, не выполнив предыдущего задания, студент не допускается к следующему. Он должен возвратиться к материалу лекции и работать с ним, пока не ответит на все вопросы задания. Несомненно, это одна из наиболее эффективных и результативных форм усвоения материала, повышение активности студента и качества образовательного процесса.

В заключение следует подчеркнуть, что применение тех или иных методов активации не должно быть самоцелью, а использовано там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление студентов, их познавательные способности.

Литература

1 . Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов / Э.М. Коротков. - М.: Мир, 2006. - 278 с.

2 . Красновская, И.В. К вопросу о понятии "креативность" в контексте высшего образования / И.В. Красновская // Материалы межд . н ауч.-практ. конф. "Наука . О бразова ние. Технологии ". -Книга 2. - Барановичи: БарГУ, 2008. - С. 49-52.

3. Погребная, Е.Н. Психолого-педагогические основы креативных методов обучения / Е.Н . Погребная. - Режим доступа: www.userline.ru. - Дата доступа: 15.01.2009.

4 . Тонкович, И.Н. Инновационные подходы в обеспечении учебного процесса / И.Н. Тонкович // Инновационные образовательные технологии. - 2010. - № 2. - С. 32-36.

THE WAYS TO INCREASE THE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL

PROCESS L.A. Mozheiko1, L.M. Mozheiko2

Educational Establishment "Grodno State Medical University" , Grodno, Belarus ^Educational Establishment "Yanka Kupala State University of Gr odno ", Grodno, Belarus

The basic ways to increase the activity of students at lectures and practical classes conducted with the application of innovative technologies are considered.

Key words: lectures, practical classes, i nnovative technologies, tests.

Поступила 20.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.