Научная статья на тему 'Пути оптимизации содержания общеобразовательного курса информатики в основной школе'

Пути оптимизации содержания общеобразовательного курса информатики в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ И ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразаков Магомед Мусаевич

Курс информатики как общеобразовательный предмет, в содержании которого присутствует значительная фундаментальная научная составляющая, должен быть ориентирован не только на изучение основ науки информатики, но и на образование обучающегося с помощью методов и средств информатики. В этом ракурсе в статье рассматривается проблема формирования знаний, умений и ИКТ-компетенций в основной школе как предпрофильного этапа социализации обучаемых. При этом отмечается, что при обучении информатике сами средства ИКТ становятся инструментом предпрофильной подготовки в плане формирования предпрофессиональной и профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации содержания общеобразовательного курса информатики в основной школе»

Абдуразаков М.М.

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» г.Москва, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник центра теории и методики обучения математике и информатике, abdurazakov@ inbox. т

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Информатика, информационные процессы, информационные технологии, образовательный стандарт, предпрофильная и профильная подготовка.

АННОТАЦИЯ

Курс информатики как общеобразовательный предмет, в содержании которого присутствует значительная фундаментальная научная составляющая, должен быть ориентирован не только на изучение основ науки информатики, но и на образование обучающегося с помощью методов и средств информатики.

В этом ракурсе в статье рассматривается проблема формирования знаний, умений и ИКТ-компетенций в основной школе как предпрофильного этапа социализации обучаемых. При этом отмечается, что при обучении информатике сами средства ИКТ становятся инструментом предпрофильной подготовки в плане формирования предпрофессиональной и профессиональной компетенции.

Перспектива развития образования заключается в том, что «образование должно измениться», знания становятся главным ресурсом экономики и общество предъявляет новые жесткие требования как общеобразовательной, так и к профессиональной школе. В условиях рыночной экономики каждому человеку приходится не только часто менять место работы, но и неоднократно менять профессии, а «накопление знаний, развитие науки, создание новых технологий и наукоемких производств неизбежно повышает требования к общеобразовательному уровню и профессиональной квалификации каждого отдельного специалиста» [3, с. 21.].

Таким образом, для обеспечения качественного обновления образования необходимо четко определить существо и основные составляющие современных результатов образования. Это станет методологической основой, смысловым ориентиром его обновления и совершенствования.

В рамках традиционной системы обучения образовательные результаты относили в основном к когнитивной сфере и рассматривали их как совокупность предметных знаний, умений и навыков учащихся. Новый взгляд на требования к образовательным результатам вытекает из понимания того, что развитие личности — это главный смысл и результат образования. Таким образом, современные требования к образовательным результатам носят личностный характер — конечным образовательным результатом общего образования является мобильная, разносторонне развитая личность, способная адаптироваться в современном жизненном пространстве [6].

Следовательно, важнейшим вопросом, без ответа на который нельзя обоснованно определить пути совершенствования методики изучения информатики и средств ИКТ, является вопрос, на какие образовательные результаты ориентированы методика обучения информатике в общеобразовательной школе. Более того, если в подавляющем большинстве школьных учебных предметов можно и нужно сохранить фундаментальность образования, в курсе информатики, сохраняя «фундаментальное ядро», содержание обучения должно быть дополнено и усилена через изучения средств ИКТ, так как на старшей ступени в условиях профилизации обучения прикладная направленность информатики усиливается, а местами становится доминирующим.

Отсюда необходимость, таким образом, оптимизации обучение информатике в основной школе связана с очевидной потребностью в методологическом обосновании структуры и содержания изучения «фундаментального ядра» курса информатики как предпрофильного, а средств ИКТ как процесс формирования инструментария в жизни и ИКТ-компетенций для

профессиональной деятельности выпускника школы.

Указанные тенденция и внутренние противоречия методики преподавания школьного курса информатики в основной школе (и не только) актуализирует необходимость поиска путей оптимизации изучения курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.

В качестве основных элементов содержания «фундаментального ядра» информатики и средств ИКТ можно выделить три принципа:

• единство представления информации для всех технологий;

• единство в методах и средствах преобразования информации;

• построение ИКТ на основе алгоритмов, обеспечивающих автоматизацию обработки

информации с использование средств ИКТ

Все сказанное выше определяет, на наш взгляд, основные направления совершенствования методики изучения информатики. Очевидно, что все они одновременно и во всех своих аспектах не могут стать предметом исследования одной работы. В своем исследовании мы рассмотрим те их стороны и компоненты, которые непосредственно связаны с проблемами изучения содержания образования в основной школе.

Изменение структуры содержания образования в основной школе. Согласно Конституции РФ обязательным уровнем общего образования стало образование в основной школе. Это требует (как обязательного для всех ценза образования), чтобы выпускник основной школы получил завершенное, функционально полное образование. Вместе с тем в нынешней школе основное звено не дает такого образования, так как до сих пор обучение построено по «линейному» принципу, предполагающему обязательно (согласно Конституции РФ) продолжение образования в старшем звене. Основным направлением модернизации образования на старшей ступени школы является введение профильного обучения.

Общим для основной и старшей ступени школьного образования являются модернизация содержания и совершенствование процедуры проведения итоговой аттестации школьников в 9-х и 11-х классов. Но согласно ФГОС ни ГИА, ни ЕГЭ не являются основной целью модернизации школьного образования. Более того требования ФГОС являются обязательными для реализации в учебно-воспитательном процессе школьного образования.

Постановка проблемы. В последние годы заметно возрастать недовольство подготовки выпускников со стороны общества, и высшей школы. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения, платные курсы, репетиторство и т.д. По данным всероссийского центра изучения общественного мнения большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.

Другим фактором, сдерживающим развитие старшей школы является устаревшие ценностные ориентации и установки педагогической деятельности, недостаточная квалификация учителей не позволяет решать выявленные проблемы новыми средствами обучения. Здесь надо говорить о том, что процесс развития общеобразовательной школы отстает от быстроменяющихся требований обновляющегося обществ.

В настоящее время стала общепризнанной структура образовательной области информатики, включающая в качестве основных элементов теоретическую информатику, средства информатизации, информационные технологии, социальную информатику.

Однако в условиях нового ФГОС в содержании обучения этим элементам в школьном курсе информатики существует глубокий разрыв между теоретической информатикой и информационным технологиями. Назрела необходимость осмысления и конкретизации тенденций развития фундаментальной и прикладной составляющих в целях и содержании школьного курса информатики.

Главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования — повышения его качества, достижения новых образовательных результатов. Как отмечает А.А.Кузнецов «образовательный стандарт сегодня должен служить не средством фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства» [4].

«Общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и

приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования» [2].

1. Каким должно быть обучение информатике в основной школе, чтобы наиболее полно отвечать запросам и потребностям старшего звена.

В настоящее время процесс создания новых информационных технологий приобрел лавинообразный характер, что влечет быструю смену поколений средств ИКТ При этом знания, умения и ИКТ-компетенция в сфере средств ИКТ, получаемые в средней образовательной школе, теряют свою актуальность и становятся невостребованными в обществе еще до ее окончания.

Важными вехами в судьбе школьной информатики в Росси были принятие ФГОС общего образования в 2004 г. и новый вариант в 2011-2012гг. Эти документы нормативно закрепили статус школьной информатики в России и предопределили ее современное состояние. Развитие предмета информатики требует структурно-функциональный анализ информационных технологий, позволяющих выделить их общие компоненты, определяющие принципы идеологии построения курса, распределенный контент информатики, математический аппарат, техническую и программную реализацию. Именно эти компоненты, на наш взгляд, являются важнейшей частью научной, технико-технологической основой оптимизации содержания общеобразовательного курса информатики в основной школе (5-9 классы). Предмет «Информатика» является обязательным, хотя во многих школах страны чаще всего изучается в 8-9 классах.

Если в подавляющем большинстве школьных предметов важно сохранить фундаментальность образования, то в курсе информатики фундаментальная составляющая должна быть дополнена и усилена, особенно при изучении информационных технологий. Это во многом обусловлено историческими особенностями развития курса информатики, т.к. прикладное направленное этого предмета было доминирующим.

Поскольку ФГОС не фиксирует содержание обучения, необходимо выделить наиболее устойчивые системно-структурные компоненты, которые будут определять основные компоненты содержания, независимо от их трактовки участниками образовательного процесса.

Для нашего исследования системный характер содержания определяется тремя сквозными направлениями:

• информация и информационные процессы;

• моделирование, информационные модели;

• области применения методов и средства информатики.

Цель ступени основной образовательной программы (5-9 классы) обучения в ФГОС определяется как задача подготовки к продолжению образования на следующей ступени обучения. Хотя ведущая роль в этом процессе принадлежит школьному курсу информатики, при этом нельзя не учитывать ряд факторов, связанных с общими тенденциями развития образования, его модернизацией. Наиболее значимым фактором является изменение целей и ценностей образовательного курса информатики и информационных технологий, его фундаментализацией.

В традиционных технологиях обучения информатике имеют два, на наш взгляд, существенных недостатка:

а) она изучается «сама по себе», т.е. без запроса на применение средств ИКТ со стороны других предметов;

б) предлагается освоение средств ИКТ, объединяющие знания в виде межпредметных модулей, что усугубляет изолированность обучения информатике.

Средства ИКТ как новая технология «синтеза знаний» предполагает объединение в единый образовательный цикл и имеет ряд существенных отличий от традиционных технологий.

Задача. Обосновать возможность усиления фундаментальной («ядро информатики») и сохранения прикладной направленности школьного курса информатики на основе выделения в содержании обучения трех взаимосвязанных частей:

• изучение теоретических основ информатики, формирующая целостное представление об

окружающем мире, понимание сущности информации и информационных процессов

различной природы;

• изучения основы информационных технологий, направленная на формирование знаний,

умений и ИКТ-компетенций у обучаемых на предпрофильном уровне обучения в школе;

• освоения прикладных информационных технологий, направленная на формирование

профессионально направленных знаний, умений и ИКТ-компетенций у обучаемых на

профильном уровне обучения в школе.

Эти три направления, на наш взгляд, в единстве призваны обеспечить предпрофессиональную и профессиональную подготовку обучаемых и сохранить целостность в структурном плане компонентов непрерывного курса информатики в общеобразовательной школы.

Анализ. Структура и содержание обучения информатике на старшей ступени обучения в

школе.

Обучение информатике и ИКТ в основной школе. Новым стандартом «Информатика и ИКТ» как самостоятельный учебный предмет представлена в 8-9 классах. Однако за счет регионального компонента можно изучать этот предмет как в начальной школе, так и 5-7 классах, т.е. реализовать непрерывный курс.

Главное (для этого этапа обучения). Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для постановки задачи формирования информационного процесса.

Цель: Формирование знаний и умений полного цикла практического решения задачи с использованием средств ИКТ

Как достичь?

Общеобразовательный курс «Информатика и ИКТ» включает следующие содержательные

линии:

• компьютер;

• информация и информационные процессы;

• алгоритмизация:

• моделирование и формализация;

• информационные технологии;

• коммуникационные технологии.

Как следует из анализа структуры содержания приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы являются информационные процессы и информационные технологии. Очень важно, чтобы учащиеся основной школы понимали, что любой целенаправленный процесс является технологией, осознавали общность закономерностей протекания информационных процессов любой природы.

Эти цели достигаются, если при изучении информатики уделять внимание именно технологической стороне информационных процессов (например, моделирование как универсальный информационный процесс формирования самих ИТ и способов их применения для достижения цели).

Усилению практико-ориентированного характера обучения информатике в основной школе должна способствовать система специальным образом подобранных практических задач, направленных на формирование, развитие, обеспечение востребованности новых представлений об информационных технологиях. При этом важно не ограничиваться только этапом решения этой задачи от постановки, т.е. выделения информационного через формализацию и моделированию до получения конкретного результат. Здесь надо говорить о полном цикле решения задачи. При этом результат решения задачи должен отвечать поставленной цели и быть может личностно-значимым.

Фундаментальным для курса информатики является понятие задачи. Именно в процессе решения задач происходит, с одной стороны, формирование универсальных учебных действий, с другой, реализация сформулированных во ФГОС образовательных задач. При этом речь идет об освоении полного цикла решения задач, а именно:

• постановки задачи;

• построение и анализ моделей рассматриваемых в задаче объектов и процессов;

• выбор метода решения задачи;

• формализация;

• реализация выбранного метода решения, в том числе программная;

• анализ полученных результатов, коррекция моделей и метода решения;

• использование полученных результатов.

Обучение информатике и ИКТ в старшей школе.

Главное (для этого этапа обучения). Уметь использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного освоения и использования методов и средств информатики для решения различного уровня практических задач из разных областей знания.

Цель: Формирование знаний и умений полного цикла практического решения задачи с помощью методов и средств информатики. Как достичь?

Особую значимость при обучении в старшей школы приобретают ценностно-ориентационная деятельность обучаемого. Одной из основных особенностей процесса развития личности на старшей ступени обучения является развитие самосознания.

Ведущая деятельность старшеклассника — учебно-профессиональная, благодаря которой у учащихся формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских и проектных умений.

На старшей ступени школы приоритетной цель изучения информатики — подготовка к последующей профессиональной деятельности, продолжению образования. Информатика на этой ступени изучается в соответствии «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования», согласно которой дифференциация содержания обучения в старших класса осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных и элективных.

Содержание: Информатика и ИКТ для старшей ступени школы (базовый курс):

• компьютер;

• информация и информационные процессы;

• алгоритмизация:

• моделирование и формализация;

• информационные технологии;

• средства и технологии создания и преобразования информационных объектов;

• средства и технологии хранения, поиска и сортировки информации;

• основы социальной информатики;

• компьютерные коммуникационные сети.

Содержание: Информатика и ИКТ для старшей ступени школы (профильный уровень):

• информация и информационные процессы;

• информационные и коммуникационные технологии;

• средства ИКТ и их применение;

• телекоммуникационные технологии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• роль средств ИКТ в современном обществе.

Элективные курсы (свободна тема и зависит от профиля, за счет регионального и школьного компонента), направленные на формирование профессионально ориентированных знаний, умений и ИКТ-компетенций. Содержание элективных курсов должно быть направлено на расширение (и/или дополнение) знаний и компетенций по тому или иному учебному предмету, способствуя самоопределению обучаемого относительно профиля обучения на старшей ступени обучения.

Характеристика старшего звена обучения информатике (три уровня):

1. базовый курс, обеспечивающий предпрофильную подготовку как этап самоопределения и социализации обучаемого.

2. профильный курс, обеспечивающий личностно-ориентированное обучение, индивидуализацию как возможность для учения реализовать собственную образовательную траекторию освоения учебных дисциплин, (максимально полно удовлетворить запросы учащихся с минимальными временными затратами.

3. углубленный (профильный курс + внеклассная деятельность и т.д.) как форма обеспечения связь профиля и проведения занятий по ряду предметов преподавателями вуза с целью углубленного изучения основных профильных дисциплин.

Направления профилизации обучения информатике:

• программирование;

• углубленное изучение или профильный курс информатики;

• использование средств ИКТ в различных областях человека (текстовый редактор, издательская система, БД, ЭТ (экономика, статистика), геоинформационные системы,

робототехника и т.д.)

Настоятельной становится необходимость анализа в вузах для какой специализации (будущей профессии) является обязательным ЕГЭ по информатике, чтобы определить приоритеты обучения информатики на старшей ступени обучения в школе. 2. Какие задачи решает курс информатики в основной школе?

2.1. Формирование мировоззрение, научной картины мира, место человека в окружающем мире. Какие важнейшие мировоззренческие идеи раскрываются в этом курсе. Какие информационные процессы характерны для разнообразных систем (общество, природа и т.д.).

2.1. Развитие мышления и интеллекта. Бесспорно, что информатика фундаментальная наука, но информатику можно рассматривать и как метапредмет, но при этом средства ИКТ в любом случае остаются как инструмент познавательной деятельности, развития мышления.

2.3. Подготовка человека к продолжению образования, к жизни в информационном обществе. Особенностью требований к качеству образования является его востребованности не только на рабочем месте, но и в личном плане «... для разрешения возникающих социально— экономических проблем человеку необходимо обладать и развитой способностью к приобретению знаний, достаточно высокими индивидуально-личностными качествами» [7, с. 26]

2.4. Гармония некоторых курсов, оптимизация содержания. Стандарт не создает условия для оптимизации, а только фиксирует планируемые учебные результаты. На наш взгляд, в основе программ обучения информатике должна лежат некая методическая идея обучения, включающие:

• теоретические основы создания и использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования;

• методы, средства, формы и технологии предметного образования обучения, воспитания и самообразования;

• история становления, анализ эффективности, классификация, оптимизация, разработка, практическое внедрение методов и технологий предметного образования обучения, воспитания и самообразования;

• технология мониторинга оценки качества обучения и воспитания по разным предметам и на разных уровнях образования;

• анализ эффективности реализации учебных образовательных программ различного уровня и содержания.

Одной из приоритетных задач общеобразовательной школы в целом является социализация, подготовка к жизни, труду и продолжению образования. Формирование знаний основных закономерностей реализации любой информационной технологии, общих принципов и методов построения информационного процесса способствует развитию личности учащихся как приоритетная цель всего образования, подготовки их жизнедеятельности и продолжению образования в течении всей жизни.

Разработка учебных программ по предметам для образовательных учреждений разного вида и уровня образования, они должны отражать:

• проблемы формирования положительной мотивации учения, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира у субъектов образовательного процесса;

• развивающие и воспитательные возможности учебных дисциплин, в том числе при использовании информационных технологий;

• общие закономерности образовательного процесса в условиях реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий;

• взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и старшего образования;

• теория и практика руководства самостоятельным творчеством и т.д.

Естественно, что учебный план предпрофильной подготовки будет строиться на основе принципа преемственности с профильным обучением на старшей ступени. Это означает, что при обучении информатике в основной школе необходимо учитывать не только уровневая и профильная дифференциация, но перспективы развития самих средств ИКТ и их влияние на формирование целостного представления об окружающем мире и социализации обучаемых в условиях информационного общества.

Литература

1. Абдуразаков М.М., Дзамыхов А.Х. Изучение теории и методики преподавания непрерывного курс информатики в системе повышения квалификации учителей. Информатика и образование. №3. 2013. -С. 75-78.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». №273-ФЗ. 29 декабрь 2012. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2012. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. 2012. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/

5. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. -М., 2000. — 272 с.

6. Основы общей теории и методики обучения информатике: Учебное пособие. /Под ред. А. А. Кузнецова. — М., -2010. -270 с.

7. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руководителей образовательных учреждений. -М., 2006, -592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.