ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
Кыдырмолдина Саина Талгатовна
преподаватель, магистр пед.наук, Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет, г. Семей WAYS OF ENSURING PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS
Kydyrmoldina Saina, Teacher, master of pedagogical sciences of Kazakh Humanitarian Juridical, Innovative University, Semey
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема обеспечения психологического здоровья студентов, обучающихся в Высшем учебном заведении с учетом современного состояния Высшей школы. Уделяется особое внимание определению причин ухудшения психологического здоровья студентов в личностной и эмоциональной сфере, а также в системе взаимоотношений с окружающим миром. На основе установленных причин выделены эффективные методы, приемы и техники психологического сопровождения и психологической помощи по обеспечению психологического здоровья студентов в условиях обучения. Рассмотрены содержательные стороны психологического индивидуального и группового консультирования.
ABSTRACT
In article the problem of ensuring psychological health of the students who are trained in the Higher educational institution taking into account a current state of the Higher school is considered. The special attention to definition of the reasons of deterioration of psychological health of students in the personal and emotional sphere, and also in system of relationship with world around is paid. On the basis of the established reasons effective methods, receptions and technology of psychological maintenance and psychological assistance on ensuring psychological health of students in the conditions of training are allocated. The substantial parties of psychological individual and group consultation are considered.
Ключевые слова: психологическое здоровье; психическое здоровье; студент; психологическая помощь; здоровый образ жизни.
Keywords: psychological health; mental health; student; psychological assistance; healthy lifestyle.
Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур человека, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа. [1, с.35]
К основным критериям психологического здоровья относятся адекватное восприятие окружающей среды, осознанное совершение поступков, активность, работоспособность, целеустремлённость, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности.
Студенты - это молодые люди, активно развивающиеся в личностной, мотивационной, социальной сфере. В студенческие годы молодые люди сталкиваются с разными проблемами, которые в свою очередь, не дают возможность ему полноценному саморазвитию, самоактуализации. Поэтому очень важно обеспечить им психологическое здоровье в этот кризисный период жизни. Эффективная и систематизированная психологическая работа кураторов по улучшению психологического здоровья может дать приемлемый результат.[2, с. 45]Психологиче-ское здоровье студентов напрямую связано с успешностью или неуспешностью в учебной деятельности. Длительное пребывание студента в ситуации неудачи, субъективное ощущение неподконтрольности результата могут привести к ожиданию неудач (сценарий "неудачника"); способствовать формированию повышенной тревожности, снижению самооценки.
Нестабильная самооценка при неуспехах в учебе может негативно влиять на учебную мотивацию и качество работы до полной дезорганизации деятельности. Внешне это выражается в виде излишней медлительности, заторможенности, отказа от трудных заданий. В каждой группе встречаются студенты со слабым типом нервной системы. Они склонны неадекватно реагировать на учебные трудности. Отрицательное оценивание не повышает, а сильно понижает качество учебной работы. Кроме того, высокая эмоциональность, стремление к творчеству требуют интересного, эмоционально окрашенного процесса обучения. На занятиях, где этого нет, могут наблюдаться отвлекаемость, склонность к саморазвлечниям. [3,с. 132]
Со студентами, имеющими нарушения психологического здоровья нужно проводить индивидуальную кор-рекционную работу. Для решения данной задачи мы предлагаем Программу работы по психолого-педагогическому сопровождению студентов с нарушением психологического здоровья, в которой мы представляем конкретные технологии работы с учащимися, имеющимися или демонстрирующими: страхи различного плана; ситуативная тревожность; личностная тревожность; переживание по поводу физической привлекательности; поиск или утрата смысла жизни. Проблемы взаимоотношений со сверстниками: переживание сложных отношений со сверстниками; проблемы выбора референтной группы; переживание нарушений отношений с другом (подругой); переживание невозможности следовать ожиданиям группы. Проблемы любовных отношений: переживание по поводу неразделенной любви; переживание по поводу ревности или измены; переживание по поводу затруднений в появлении любовных чувств; переживание по поводу психологической несовместимости с любимым человеком; переживание по поводу первого сексуального опыта. Учебные проблемы: переживание затруднений в учебном процессе; неудовлетворенность уровнем преподавания;
неудовлетворенность человеческими качествами педагога; переживание неспособности справиться с учебной нагрузкой. Проблемы социальной адаптации: переживание по поводу социальной напряженности; переживание в связи с нарушениями социальных норм. [4, с. 76]
Характер помощи может иметь различные виды: общая эмоциональная поддержка; анализ и обсуждение данной жизненной ситуации; информация по проблеме, расширение сведений по ней; поддержка принятого решения; мотивирование на поиск психотерапевтической помощи; расширение сознания и повышение психологической грамотности; повышение стрессовой и кризисной толерантности.
Индивидуальная работа осуществляется с преимущественной ориентацией на собственные резервы человека. Всегда важно помнить,что не бывает двух одинаковых ситуаций. Для обозначения каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет одного универсального и стабильного.
Рассматривая содержательную сторону консультативного процесса, можно выделить в нем несколько этапов [5, с. 56]:
1. Установление эмоционального контакта. Ориентация в проблеме: техники расспроса, подсказки. Психолог помогает учащимся преодолеть свои страхи, недоверие, демонстрирует принятие, ободрение. Чувство безопасности и доверие позволяет ученику преодолеть барьер закрытости.
2. Формулировка проблемы, понимание установок, заключение договора. Здесь мастерство проявляется в эмпатии, выборе метода, который поможет учащемуся увидеть новую перспективу.
3. Анализ проблемы, формулировка гипотезы, ее проверка в беседе. На этом этапе важно уметь показать противоречия или искажения в высказываниях; содействовать появлению у человека ответственности за свою судьбу; держать паузы, уметь быть спонтанным и свободным.
Одним из направлений работы является снижение уровня негативного эмоционального реагирования на встречающиеся трудности, подчеркивание важности встречающихся проблем. Формирование устойчивого положительного качества проходит ряд этапов, каждому их которых соответствуют свои методические ходы. [6, с. 78]
1. Этап мотивации: у обучающегося должна возникнуть потребность в формировании новой способности, новых качеств. Пока мы не сделаем его нашим союзником, не поставим его в ситуацию, в которой он сам почувствует необходимость изменений, внешнее не перейдет во внутренне, воспитание как таковое не состоится. Методические ходы этого этапа - создание проблемных ситуаций, рефлексия удач и неудач.
2. Этап знакомства с качеством: студент знакомится с качеством, каково оно изнутри ("на вкус и цвет"), как оно проявляется в поведении других. Знание -начало воспитания, от него начинается восхождение к личному действию. У него появляется "картинка" той модели поведения, которую мы хотим у него сформировать. Методы работы - беседы, упражнения, на осознание, обращение к кино-видеоматериалу.
3. Этап тренировки в проявлении данного умения, способности. Это организуется в специально созданных ситуациях общения и деятельности детей.
Важная составляющая этапа - рефлексия нового опыта поведения и общения, использованных способов, своих эмоций. Здесь подходят игровые и тренинговые методы.
4. Применение нового качества в реальной деятельности. Здесь происходит положительная оценка изменений, которые происходят в деятельности, общении, внутреннем состоянии благодаря приобретению нового качества.
5. Индивидуальные качества, присвоение нового опыта. Новая модель поведения осваивается человеком изнутри, окрашиваются его индивидуальными черточками, его "изюминками". Здесь уместны методы диалога, рефлексии, впрочем, это уже процесс интимный, происходящий в глубине души человека.
Метод позитивного подхода можно использовать в консультировании, ориентированном на решении проблемы. Мы предлагаем следующий алгоритм использования технологии [7, с. 37]:
1. Выяснение проблемы. Цель этого этапа - обозначить в общем виде труднорешаемую ситуацию. Задача психолога - перевести человека на обсуждение ресурсов самой ситуации.
2. Психологическое интервью. Психолог формулирует вопросы так, чтобы помочь человеку выяснить в его жизни ситуации, которые могут помочь решить данную проблему.
3. Исследование особенностей самого клиента, его социального окружения. Задача - получить сведения о ресурсных возможностях человека.
4. Совместное моделирование поведения человека, направленное на решение его проблем.
Обучать студентов здоровому образу жизни, формировать осознанное отношение к психологическому здоровью нужно так, как обучают любому предмету. У нас в стране, к сожалению, еще нет такого специального предмета. Поэтому именно психолог может стать и носителем, и проводником, и организатором, и координатором работы по сохранению, укреплению и профилактике психологического здоровья личности. Бесспорен тот факт, что для успешной реализации задач психологического здоровья необходим комплексный подход, включающий разнообразные психолого-педагогические методы и средства.
Литература
1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. - СПб, 2006.
2. Ананьев В.А. Психология здоровья, - СПб, 2000.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкоте-рапии. - СПб, 2005.
4. Колосова С.Л. Психокоррекция. Учебное пособие. -Сыктывкар, 2001.
5. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - СПб., 1998.
6. Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье. -СПб., 2006.
7. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб., М.
8. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.П. Культура, эмоции и психологическое здоровье// Вопросы психологии, 1999, №2.
9. Хухлаева О.В. Метавоздействие // Школьный психолог. 2009, №12.