Научная статья на тему 'ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
окружающее пространство / экономическая теория / модернизация экономики / Россия / surrounding space / economic theory / modernization of the economy / Russia
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

Новиков В.Е.

д.э.н., профессор, начальник отдела НИИ Российской таможенной академии

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: окружающее пространство, экономическая теория, модернизация экономики, Россия.

Keywords: surrounding space, economic theory, modernization of the economy, Russia.

Международное регулирование глобальных экономических процессов в своей сущности должно предопределяться действиями экономических законов. Однако четкое, однозначное понимание экономической теории в настоящее время отсутствует. и каждая страна действует в рамках имеющихся у неё представлений о закономерностях экономических процессов. Поэтому очень важно при разработке международных соглашений в части регулирования экономических вопросов учитывать требования экономической теории.

В настоящее время выдвинут, обсуждается и готовится к реализации ряд международных соглашений на основе перехода к устойчивому развитию, сохранению благоприятного климата на Земле и перехода к зеленой экономике как условия существования человека на Земле. В связи с этим возникает вопрос о теоретической обоснованности этих соглашений и получение от них экономических выгод отдельными странами. Реализация этих соглашений исходит из необходимости использования ресурсов на Земле, сохранения окружающей среды путем сокращения потребления.

С точки зрения экономической теории такая постановка вопроса некорректна. Экономическая теория, как уже об этом было сказано, вытекает из аксиом существования человека на Земле, ограниченности доступных ресурсов и постоянного расширения доступности ресурсов за счет использования генерируемых человеком знаний, возрастания интеллектуального потенциала. Отсюда следует, что существование человека возможно только в условиях максимизации темпов экономического роста, а не его ограничения за счет перехода к устойчивому развитию. Максимизация экономического роста - это реально существующее явление, а устойчивое развитие - это специальная идеологическая конструкция, которая используется для воздействия ложных теоретических представлений на реальные действия человека.

Сейчас уже совершенно ясно, что человек не может существовать вне условий для максимизации экономического роста, и устойчивое развитие является эфемерным нереализуемым представлением. Это, например, видно из доклада «Наше общее будущее» (1987 г.), подготовленного Комиссией ООН по окружающей среде и развитию, где сказано, что концепция устойчивого развития действительно предполагает определённые ограничения в области эксплуатации природных ресурсов, но эти ограничения являются не абсолютными, а относительными и связаны с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности. Но данный процесс не является простым и беспрепятственным, а болезненная процедура выбора неизбежна. В конечном итоге в основе устойчивого и долговременного развития должна лежать политическая воля1.

Но в этом случае остаётся непонятным положение «о политической воле». Если экономическую выгоду получают все страны, то «политическая воля» нужна, чтобы какие-то страны не получали этой выгоды, и определённая её часть доставалась другим странам.

Таким образом, совмещение стратегии экономического роста и устойчивого развития невозможно без использования «политической воли» для достижения каких-то других целей. Поэтому пути модернизации экономики России в условиях устойчивого развития предполагают обеспечение максимизации темпов её экономического роста.

В Конституции Российской Федерации, в статье 58 записано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам2.

В преамбуле Закона «Об охране окружающей среды» записано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации3.То есть в основе этих законов лежит идея бережного отношения к природным богатствам, что должно обеспечить устойчивое развитие вне рамок достижения максимального экономического роста.

Для достижения тех же целей, которые предусматривались концепцией устойчивого развития, выдвигается глобальная проблема в виде потепления климата в связи с ростом выброса парниковых газов из-за деятельности чело-

1 Курс лекций по устойчивому развитию / Миркин Б.Н., Наумова Л.Г. 2005. - С. 54-55.

2 Конституция российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации. - Publicationpravo.gov.ru/ БосишеПМе^7000120900704000№аех= 188га^е8ке=1

3 № 342-ФЗ в редакции от 02.01.2021.

века. Общим признаком концепций «устойчивого развития» и «глобального потепления» является сдерживание возрастающей экономической деятельности ряда стран и усиливающаяся экономическая конкуренция в мировом хозяйстве. В этих условиях введение конструкции «глобальное потепление» («изменение климата») предназначено для изъятия части ресурсов менее развитых стран в пользу более развитых стран, которые продвинулись в направлении масштабного использования возобновляемой энергии и хотят использовать это преимущество для ускорения экономического роста за счет привлечения ресурсов и удерживания развития других стран.

По существу, глобальное потепление, якобы его неприемлемые последствия для человека, выступают общественной «страшилкой» для человека, не имеющего реального представления о действительности. В этих целях происходящие на Земле стихийные бедствия однозначно трактуются как результаты глобального потепления, которое является следствием экономической деятельности человека, хотя ранее, еще до появления человека, происходили глобальные изменения климата.

То, что целью введения механизма противостояния глобальному потеплению является достижение экономических, а не природоохранных целей показывает введение экономических санкций для стран, не укладывающихся в параметры выбросов, установленных в международных соглашениях, достижение экономических преимуществ в виде установления платежей за выбросы парниковых газов. Для достижения этих целей служит торговые квоты на выбросы, которые можно получить, либо создавая новые малоуглеродные технологии или сокращая хозяйственную деятельность и восстанавливая девственные покровы растительности. Ясно, что в проигрыше останутся страны, использующие высокоуглеродные технологии и страны с низким уровнем поглощения парниковых газов.

В 1996 году была принята концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, учитывающая рекомендации ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Однако ресурсодобыватели в этой ситуации перестали платить ренту за использование природных богатств и стали платить только за экологический ущерб. В результате рентабельность нефтяной отрасли стала ещё выше.

В настоящее время в охране окружающей среды на первое место выдвигается проблема ограничения выбросов парниковых газов, что, якобы, ведёт к глобальному потеплению. В 1992 году была принята Рамочная конвенция ООН об изменениях климата. Киотским протоколом 1997 года странам предлагалось ограничить выбросы углекислого газа и повысить его сток за счёт увеличения площади лесов. Страны, у которых выбросы превышают сток, должны компенсировать повышение выбросов платежами странам, у которых величина стока превышает выбросы. США вышли из Киотского протокола, так как они посчитали, что он не соответствует их национальным интересам. Китай и Азия не приняли чётких обязательств по ограничению выбросов1. Россия же подписала все документы по реализации этой Конвенции.

В Федеральном законе РФ «Об ограничении выбросов парниковых газов» № 296-ФЗ от 02.07.2021 г. сказано, что его целью является создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики РФ при снижении уровня выброса парниковых газов, что, по нашему мнению, предполагает максимизацию темпов экономического роста при снижении выбросов парниковых газов. Но реализации положений этого Закона будут препятствовать ранее согласованные условия участия России в механизме сдерживания и снижения выбросов парниковых газов.

Так, в некоторых публикациях отмечается, что в результате принятых на различных международных мероприятиях решений Россия оказалась в неблагоприятной ситуации, и она должна платить ЕС углеродный налог 5-8 млрд. долларов ежегодно. Отвечая на этот вопрос, президент РАН А. Сергеев сказал, что в свое время Россия подписала документ, где указано, сколько углекислого газа поглощают наши леса и сельхозугодия. Хотя российские ученые предлагали очень широкий диапазон данных, к сожалению, была выбрана наименьшая цифра. Тогда, наверное, мало кто

2

задумывался о последствиях, что это решение может сильно ударить по нашему карману .

Введение нормативов выбросов и установление платы за отклонение от этих нормативов путем различного ряда соглашений в принципе не учитывает, что каждая страна обладает различным уровнем знаний для понимания и разрешения того или иного вопроса, и, в связи с этим, страны оказываются в неравных условиях с точки зрения защиты своих законных интересов. Поэтому каждая страна имеет право выйти из невыгодных для нее соглашений. В свое время США вообще вышли из Киотского протокола, заявив, что он наносит ущерб национальным интересам страны, а, например, Индия и Китай формально поддержав цели Протокола, не приняли на себя конкретных обязательств по ограничению выбросов. Предпосылки для торговли квотами на выбросы парниковых газов возникли после подписания Киотского протокола (1997 г.). Возможность использования рыночного подхода при контроле за выбросами была реализована в США3.

Крупнейшая программа торговли эмиссионными квотами в целях борьбы с климатическими изменениями была разработана в Европейском союзе для выполнения Киотского протокола. В 2004 г. она охватывала 25 стран, включая 10 стран-«кандидатов», большинство из которых являются бывшими членами Советского блока (там же).

В США торговля выбросами осуществлялась в рамках национального рынка страны и, следовательно, экономическая самостоятельность страны не нарушалась. В европейской системе торговля эмиссионными квотами будет осуществляться на международном рынке. В этом случае каждая страна должна охранять свою экономическую самостоятельность и иметь экономическую выгоду от этой торговли за счёт применения малоуглеродных технологий. Ка-

1 Курс лекций по устойчивому развитию / Миркин Б.Н., Наумова Л.Г. 2005. - С. 54-55.

2 Медведев Ю., Тихонов С. Грязные игры // Российская газета. - М., 2021. - 24 ноября.

3 Титенберг Т. Эволюция торговыми квотами на выбросы // Как экономическая наука помогает делать нашу жизнь лучше / Под. ред. Дж. Зигфрида. Пер. с английского Н. Эдельмана 2011. - С. 67-68.

ждая страна поставляет на международный рынок более эффективную технологию и имеет право защищать свой рынок от импортных товаров системой таможенных пошлин.

Экспортные товары одного и того же назначения в этом случае должны реализовываться по мировым ценам с учётом условий сделки, а не по индивидуальным ценам, установленным на рынке ЕС, исходя из собственных оценок этого товара, в зависимости от количества выброшенного углерода.

Такой подход не согласуется с теорией внешней торговли, а имеет характер санкций. Таможенная пошлина устанавливается применительно к потребительной стоимости товара, но не зависит от способа его производства, а импортного налога как экономической категории не существует. Торговля выбросами и взимание импортного налога не имеет никакой экономической основы, а является конструкцией для извлечения доходов у экономически более слабых стран в пользу более развитых стран.

Произвольная величина, взимаемая в пользу ЕС с других стран, декларируется как импортный налог, то есть устанавливается исходя не из принципов функционирования рынка, а из субъективной оценки Европейским союзом экономических отношений с конкретной страной, из которой ввозится товар. Тем самым, подчёркивается внерыночный санкционный подход в торговле с отдельными товарами.

Поэтому торговля выбросами на основе квот и с применением импортных налогов не может рассматриваться как рыночный механизм обмена товарами на основе формирования рыночных цен. Следовательно, Россия вправе противопоставить применению этого санкционного механизма свои антисанкционные меры.

Санкции можно рассматривать как некоторое наказание партнера, участника какого-то процесса за действия отрицательного характера по отношению к источнику санкций. Но чтобы применить санкцию, нужно обладать определённой силой экономического, финансового, военного или какого-либо другого давления. При этом нужно учитывать, что действий, за которые применяются санкции, в реальности может не быть, они могут иметь предположительный характер, например, глобальное потепление как результат выброса углекислого газа и отрицательный результат этого потепления. Поэтому механизм санкций за выбросы углекислого газа можно рассматривать как один из составляющих элементов глобальной конкуренции в мире, где, как известно, используются не только естественные механизмы конкуренции, направленные на экономическое развитие, но и элементы сдерживания экономического развития путём ориентации конкурента на проведение действий, которые препятствуют его развитию. В сложившейся ситуации, когда отсутствуют прямые доказательства того, что антропогенные выбросы углекислого газа являются фактором глобального потепления, России необходимо внимательно анализировать действия ведущих стран по сокращению выброса углекислого газа.

В настоящее время в России сложился механизм, ориентированный на экстенсивный слабый экономический рост. Однако следует учитывать, что рост валового внутреннего продукта еще не свидетельствует об экономическом росте, когда обеспечивается все более полное удовлетворение общественных потребностей. Поэтому уже сейчас становится очевидным, что необходимо принять решительные меры по переходу от экстенсивного к интенсивному экономическому росту. Это достигается в том случае, когда возрастает производство продукции, обеспечивающей максимальную экономическую выгоду от использования взамен ранее производимой продукции, что требует применения всё более квалифицированного труда. Поэтому увеличение производства товаров, требующих применения малоквалифицированного труда фактически означает замедление экономического роста при увеличении ВВП.

Уплата импортного налога и торговля выбросами углекислого газа существенно снижают инвестиционные возможности России в развитии отраслей, требующих применение труда высококвалифицированных работников.

Оценить объем потерь от выплаты России в пользу ЕС углеродного налога в размере 5-8 млрд. долл. в год можно из следующих данных. По мнению экспертов, российская микроэлектронная промышленность может занять гораздо более важное место в мировом производстве чипов. Старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Е. Гранкин считает, что в среднем стоимость завода для производства чипов, например, для автомобилей, оценивается в 4 млрд. долл. Большой завод для производства чипов по наиболее современной технологии может стоить около 10 млрд. долл. и доходить до 20 млрд. долл. В АО «Микрон» признают, что сейчас даже в госсекторе технологические решения строятся на микросхемах иностранного производства, в том числе в критической инфраструктуре. В компании указывают, что работа микроэлектронного предприятия зависит от продукции более 10 отраслей и что их необходимо развивать комплексно, в том числе строить свои соответствующие производства, что дорого и долго, но это единственный путь в технологической самостоятельности1. Без создания в кратчайшие сроки развитой микроэлектроники и других отраслей обрабатывающей промышленности с современной технологией шансы России остаться в числе конкурентоспособных стран весьма невелики. Именно сейчас необходимо сконцентрировать все ресурсы страны, включая Фонд национального благосостояния, частные источники на реиндустриализации экономики. Одновременно нужно ввести контрсанкции на экспорт и импорт товаров из ЕС и переключиться в торговле на другие мировые рынки.

Одновременно нужно учитывать, что ограничение экспорта в ЕС российского металла будет способствовать снижению внутренних цен на него и развитию обрабатывающих отраслей в России. Кроме того, снижение объема товарного предложения на рынке ЕС приведет к росту цен на внутреннем рынке ЕС и будет сдерживать его развитие.

В качестве контрсанкций от введения ЕС импортного налога на российские товары целесообразно ввести импортные налоги на товары, ввозимые из ЕС с повышенным углеродным следом. К ним следует отнести товары, бывшие в употреблении, товары низкого качества и требующие значительных затрат на утилизацию. В этом случае будет неправомерным не учитывать Положение ВТО о применении уравновешивающих налогов. Кроме того, в свете введе-

1 Маркелов Р. Чипу не спешат на помощь // Российская газета. - М., 2021. - 6 сентября. - С. 1, 11.

481

ния санкционного импортного налога Европейским союзом, должны быть пересмотрены многие положения о вступлении России в ВТО как несоответствующие ее национальным интересам.

Выход России из Соглашений с ЕС по изменению климата является единственной возможностью для дальнейшего ее развития. Здесь следует учитывать стратегические изменения на мировом рынке энергоресурсов, которые произошли вследствие научно-технического прогресса, когда энергия ветра, солнца и воды постепенно начинает занимать ведущее место на энергетическом рынке мира.

Когда возобновляемая энергетика начинала принимать промышленные масштабы, Россия исходила еще из конъюнктурных соображений незыблемости на энергетическом рынке мира традиционных источников энергии, рассматривая колебания мировых цен на нефть и газ как чисто конъюнктурные явления спадов и подъемов мировой экономики.

Поэтому внутренние цены на нефть искусственно поддерживались на повышенном уровне путем поддержания биржевого валютного курса рубля. Такой подход позволял создавать финансовые источники для развития нефтегазодобывающей промышленности, бюджета, но одновременно сдерживал развитие обрабатывающей промышленности, способствовал росту потребительских цен и снижению потребления населения.

В то время конкурентоспособность импортных товаров на внутреннем рынке поддерживалась нулевыми или отрицательными пошлинами, применялись преференции на внутреннем рынке для импортных товаров и экспорта отечественных сырьевых товаров.

В настоящее время проведение такой политики осложняется тем, что цены на энергоресурсы на отдельных мировых рынках, например, европейском будут приближаться к ценам на ветровую и солнечную энергию, а рентабельность добычи нефти в России будет снижаться.

Выплаты импортного налога и оплаты квот по выбросу углекислого газа в пользу ЕС намечается осуществлять за счет повышения внутренних цен на сырьевые товары, которые будут экспортироваться. В этом случае уплата экспортером импортного налога будет компенсироваться продажей аналогичных товаров на внутренний рынок по более высоким ценам, что, в конечном итоге, будет способствовать развитию инфляции, снижению реальных доходов населения, стагнации и деградации экономики.

Минфин ожидает, что в 2022-2024 гг. в бюджет дополнительно поступит 546 млрд. руб. от металлургов, угольной промышленности и производителей удобрений. Декан факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета В. Засько отмечает, что введение акциза на жидкую сталь не может не вызывать определённых опасений на фоне и так сверхвысоких внутренних цен на металл1.

В сложившейся ситуации России необходимо действовать с учетом экономических законов, из которых следует, что конкурентные преимущества получает тот, кто вкладывает средства в развитие человеческого капитала. Участие России в реализации Соглашения ЕС по климату нацелено на поддержание экспорта сырьевых товаров и поддержание неконкурентной экономики. В этом плане следует обратить внимание на активизацию действий по повышению конкурентоспособности экономик ряда стран на основе совершенствования государственных мер управления экономикой и вложения средств в развитие человеческого капитала. Например, в США в ближайшие 10 лет реализуется повестка президента США Дж. Байдена по улучшению инфраструктуры. В итоговой версии законопроекта сумма инвестиций состоит из 1 трлн. долл. на инфраструктурные проекты (дороги, мосты, широкополосный Интернет и др.) и 3,5 трлн. долл. на финансирование социальной инфраструктуры (медицина, бесплатное образование, профессиональное образование и переобучение, уход за детьми, преобразования энергетической системы страны - зеленая энергия). Основное финансирование планируется реализовать за счёт крупных американских компаний через повышение ставки корпоративного налога с 21 до 28% и ставки налога на прирост капитала с 20 до почти 40% для инвестиционной прибыли свыше 1 млн. долл. Дополнительные ресурсы ожидаются от увеличения темпов роста экономики, который сгенерирует дополнительные налоговые поступления. Последствия для России реализации планов Байдена оцениваются автором статьи положительно в связи с хорошей ценовой конъюнктурой экспорта российских товаров. В долгосрочной перспективе вектор разворачивается: постепенно набирает темп замещение невозобновляемых источников энергии возобновляемыми2.

Таким образом, из статьи Е. Винокурова следует, что в перспективе Россия получит лишь кратковременный выигрыш от улучшения ценовой конъюнктуры для своего экспорта, но не получит каких-либо преимуществ, когда в мире ускорится темп замещения невозобновляемых источников энергии возобновляемыми, поскольку, по нашему мнению, развитие экспорта сырьевых ресурсов обусловливает неконкурентоспособность страны, но сохраняет доходы сырьевых экспортёров.

Поэтому для России важно немедленно начать перевод экономики на развитие человеческого капитала и отраслей, требующих применения всё более квалифицированного персонала. В свое время Россия, наверное, допустила просчёты, ориентируясь на чисто рыночный механизм и уход государства из экономики, так и не воспользовавшись преимуществами в использовании государственных механизмов регулирования экономических процессов. Экономические советские хозяйственные реформы начала 90-х годов были нацелены на переход к традиционной рыночной экономике, от которой развитые страны начинают отказываться в настоящее время, а Китайская Народная Республика, успешно сочетая плановые и рыночные механизмы, выходит в лидеры мировой экономики. При этом сейчас для России важно определиться с подходом к развитию энергетики, от чего во многом будет зависеть развитие экономики. Как заявил на Тюменском нефтегазовом форуме вице-премьер Ю. Борисов, Россия должна идти своим путём, а не

1 Загайнов М. Считая прибыль // Российская Газета. - М., 2021. - 25 сентября.

2 Винокуров Е. Риски планов // Российская Газета. - М., 2021. - 15 сентября. - С. 11.

путём, который нам навязывают, в частности, западные партнёры. Россия будет учитывать все тренды, но мы не должны лишаться наших естественных преимуществ1.

Переход на «зелёную экономику», в конечном итоге, связан не с изменениями климата, не с экономией ресурсов и ограничения потребления, а с достижением значительной экономической выгоды при переходе от ископаемых видов топлива к возобновляемым энергоресурсам. И главное здесь - не опоздать в формировании энергобаланса, максимизирующего экономию от потребления различных ресурсов в масштабе страны.

В научной литературе уже было отмечено, что на глобальном уровне проблема широкого использования возобновляемых источников энергии является предметом пересечения политических и экономических интересов различных стран и групп стран. Как показывает мировая практика, использование возобновляемых источников энергии имеет в мире необратимое развитие, они не заменят использование традиционных энергоносителей, роль которых по-прежнему будет достаточно велика2.

Таким образом, анализ выдвигаемых положений об истощении ресурсов Земли, необходимости ограничения их потребления и перехода к устойчивому развитию показал, что эти положения не вытекают из экономической теории существования человека, а являются инструментом сдерживания экономического развития конкурентов странами, достигнувшими в данный период преимуществ социально экономического развития. Эти инструменты не основаны на теоретических положениях, а выдвигаются странами для закрепления преимуществ отдельных стран. Вследствие действия закона о неравномерном развитии стран на смену одним странам-лидерам приходят другие.

1 Львов В. Не зацепиться за «зеленый крюк» Российская Газета. - М., 2021. - 30 февраля,

2

Минерально-сырьевая база топливно-пов, Е.А. Козловский. - М., 2004. - С. 374-375.

2 Минерально-сырьевая база топливно-энергетического комплекса России. Состояние и прогноз / Гл. редакторы В.З. Гари-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.