Научная статья на тему 'Пути максимизации возможностей мобильных широкополосных сетей'

Пути максимизации возможностей мобильных широкополосных сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Развертывание мобильных широкополосных сетей, имеющих большие перспективы, несомненно, относится к сфере большого бизнеса. Однако каким образом операторские компании могут реализовать подобные перспективы, не совсем ясно. В предлагаемой статье аналитики компании Informa Telecoms&Media рассматривают возможные пути максимизации преимуществ и разного рода выигрышей, которые можно получить от мобильного широкополосного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути максимизации возможностей мобильных широкополосных сетей»

ПРАКТИКА

S

SS

sss sss ss s

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Пути максимизации возможностей мобильных широкополосных сетей

I

V

астоящее время можно охарактеризовать как переходный период. Состояние экономики всех стран вынуждает операторские компании искать новые инновационные пути получения доходов от своего бизнеса. Конкуренция продолжает оставаться жесткой. Появление на вновь возникающих рынках новых «игроков» приводит к усилению ценовой конкуренции, которая в сочетании с ужесточением требований регулирующих организаций усиливает давление на АЯР11 и общие доходы операторских компаний. Операторы вынуждены ускорить разработку новых стратегий для снижения сИигп-эффект и повышения лояльности пользователей с целью не только сохранения, но и повышения доходов от своей деятельности.

Одной из концепций развития бизнеса операторов является конвергенция телекоммуникационных сетей и сети Интернет. Отрицательное влияние на их деятельность оказывают не только соперники в области предоставления услуг мобильной связи, но и операторы стационарных сетей. Проблема заклю-

Развертывание мобильных широкополосных сетей, имеющих большие перспективы, несомненно, относится к сфере большого бизнеса. Однако каким образом операторские компании могут реализовать подобные перспективы - не совсем ясно. В предлагаемой статье аналитики компании Informa Telecoms&Media рассматривают возможные пути максимизации преимуществ и разного рода выигрышей, которые можно получить от мобильного широкополосного бизнеса.

чается и во влиянии на телекоммуникационный бизнес Интернет-компаний, а также фирм, занимающих свое специфическое место в ценовой цепочке и намеревающихся получить свою долю в сфере предоставления услуг. Достаточно упомянуть о появлении таких конкурентов, как компания Skype в области предоставления VoIP-услуг, компании Google, успешно работающей в области систем поиска и размещения информации, электронной почты и немедленных сообщений (IM) или компании Apple, занявшей определенную нишу в области прикладных систем хранения информации.

По мере продвижения к эре мобильной широкополосной связи становится ясно, что глобальный трафик данных по мобильным сетям начинает превышать речевой трафик.

Взаимоувязанный мир мобильной связи

Прошло около тридцати лет с момента коммерческого ввода в эксплуатацию японской компанией NTT DoCoMo первой сотовой мобильной сети. За прошедшее время был достигнут невероятный прогресс в этой области.

Несмотря на некоторый спад числа подключений в 2010 г., мировой рынок мобильных услуг вырос на 16% по сравнению с 2009 г. Согласно статистическим данным, только в одной Азии в прошлом году было зарегистрировано 360 млн новых подключений, а количество подключений к службам мобильной связи во всем мире в октябре 2009 г. превысило 4,5 млрд.

Тенденции развития широкополосной мобильной связи до 2013 г.

Аналитики компании Informa Telecoms&Media отмечают, что во всем мире - от Африки до Азии и от Китая до Чили - делаются крупные инвестиции в развертывание мобильных широкополосных сетей. В настоящее время насчитывается около 400 таких самостоятельно действующих сетей, что является предпосылкой к покрытию всех стран мира широкополосной мобильной связью.

Согласно прогнозу аналитиков, в 2013 г. число пользователей услугами мобильной широкополосной связи должно составить 1,4 млрд человек. Наибольший рост будет зафиксирован в Северной Америке, Европе и на наиболее развитых телекоммуникационных рынках Азии - в Японии и Южной Корее. Начиная с 2011 г. вклад Азии в мировую пользовательскую базу станет существенно увеличиваться. В таких странах, как Китай, Индонезия, Индия и Вьетнам, уже сейчас делаются инвестиции в развертывание сетей 3G.

В течение последующих 3 лет доминирующей будет технология высокоскоростного пакетного доступа (HSPA). Число пользователей услугами сетей HSPA к 2013 г. достигнет 900 млн, что составит более двух третей от общего количества пользователей услугами мобильных широкополосных сетей. При этом 350 млн человек из этого числа составят пользователи, проживающие на территории стран Азии.

Сети LTE начнут развертываться с конца 2010 г., а первые из них появят-

ся в Азии, Северной Америке и Европе. Но их количество будет невелико, и рынок терминальных устройств останется пока весьма ограниченным. Рост трафика данных по мобильным сетям

Следует отметить, что доходы от услуг передачи речи и в настоящее время составляют 70% от мирового дохода всех других услуг связи. Однако если учесть, что доходы от услуг операторских компаний в отрасли составляют 900 млрд долл., то и 20% от этой суммы - доля немалая. В 2008 г. доходы от трафика данных по мобильным сетям составляли 107 млрд, а доходы от услуги P2P SMS (peer-to-peer SMS - передача SMS в одноранговой сети) - 76 млрд долл. Если эти суммы объединить, то они и составят 23% от общего дохода от услуг связи.

Согласно прогнозам, доходы от передачи данных (ПД), включая доходы от услуги P2P SMS с 2008 г. (184 млрд долл.) увеличатся к 2013 г. до 330 млрд долл.

Портативный сегмент как новый ключевой источник доходов

Передача P2P SMS до сих пор является одним из основных источников доходов среди услуг ПД, но при этом появляются и новые источники поступлений. К одной из наиболее быстро развивающихся услуг ПД, которая в будущем принесет значительные доходы, относится обеспечение соединения с сетью Интернет через такие устройства, как USB-модемы, нетбуки, встроенные «лэптопы» и устройства подключения к ПК, называемые в совокупности «портативным широкополосным сегментом». На долю данного сегмента уже сейчас приходится 10 млрд долл.

Если рассмотреть глобальные доходы, полученные от услуг ПД в 2009 г., то становится очевидным, что широкополосное подключение становится одной из наиболее быстро развивающихся услуг у операторов, эксплуатирующих широкополосные мобильные сети. После услуг ПД и P2P SMS широкополосное подключение уже в 2009 г. было третьим по величине источником доходов операторских компаний, и глобальный доход от него составил 11 млрд долл.

Несмотря на то, что выпуск традиционных радиотелефонов будет существенно превышать объемы выпуска таких устройств, как донглы (портативные устройства наподобие флеш-диска), производство и потребление последних в ближайшие годы увеличится. Согласно прогнозам специалистов компании Informa Telecoms&Media, уже в настоящее время насчитывается до 60

G :: ::

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАКТИКА

:: :: н

млн пользователей этими устройствами, причем доминирующее положение среди них занимают USB-модемы.

В Азии уже сейчас более 20 млн пользователей отдает предпочтение дон-глам. Надо отметить, что на долю азиатских стран приходится около одной трети всего рынка носимых устройств, и предполагается, что к 2013 г. эта цифра увеличится до 107 млн единиц.

Операторские компании весьма преуспели в продвижении этих устройств, являющихся для них новым источником доходов. Это произошло не только благодаря розничным продажам таких устройств, как нетбуки и лаптопы, но и из-за субсидирования сегмента, который по предположению операторов должен привлечь большое количество пользователей, в том числе высокодоходных. Доход от указанного сегмента может составить в 2013 г. до 40 млрд долл.

Развертывание мобильного

широкополосного бизнеса ^BB)

Далее будут изложены проблемы, возникающие перед операторами при развертывании МВВ, и стратегии для их решения.

Готовность компаний к поддержке трафика эксауровня

За счет увеличения использования смартфонов и широкополосного портативного подключения в будущем можно ожидать появления так называемого эксатрафика, что должно привести к взрыву спроса на полосу частот радиоканала. Предполагаемый рост числа пользователей услугами портативного широкополосного подключения - с 60 млн в 2009 г. до 300 млн человек в 2013 г. - станет не только положительным фактором, обеспечивающим операторам дополнительные доходы, но и вызовет целый ряд проблем. По мере распространения широкополосных услуг через носимые устройства среднемесячное использование этих услуг будет возрастать. Средний объем трафика данных для пользователей портативными устройствами резко возрастет с 500 Мбайт в 2009 г. до 990 Мбайт в 2013 г.

Рассматривая одновременно рост числа пользователей и резко возрастающую потребность в услугах, нетрудно понять, что общество вступает в эру эксатрафика данных, составляющего квадрильон килобайт. Прогнозируется, что суммарный ежегодный трафик в 2013 г. достигнет 8 эксабайт по сравнению с 0,5 эксабайт в 2009 г. Если сравнивать с проигрывающими устрой-

ствами, то один эксабайт эквивалентен 50 тыс. годам показа фильмов на DVD-проигрывателях. Поддержка такого невероятно высокого трафика очень сложна, поэтому возникают естественные вопросы: каким требованиям должны соответствовать сети, пропускающие такие объемы трафика, и каковы реальные проблемы, которые при этом могут возникнуть? Трафик против доходов

Рост трафика данных существенно превышает рост доходов, получаемых от его передачи. Компания Informa Telecoms&Media исследовала этот феномен в течение шести месяцев 2008 г. и последних шести месяцев 2009 г. Согласно проведенному анализу, рост доходов с 2008 по 2013 гг. должен увеличиться на 180%, тогда как трафик увеличится в 17 раз по сравнению с данными на сегодняшний день.

Одна из причин такого явления - помесячная абонентская плата. Компания Informa провела переговоры с одним и операторов Азии, внедрившим технологию HSPA на своей сети в третьем квартале 2007 г., что привело к стабильному увеличению доходов. Однако при этом в течение последних двух лет операторская компания отметила увеличение трафика по своей сети в 900 раз.

В течение всего девяти кварталов (между вторым кварталом 2007 г. и вторым кварталом 2009 г.) средний доход в расчете на один гигабайт для данного оператора снизился с 5600 до 1100 долл. В мегабайтном исчислении оператор генерирует в среднем всего один доллар доходов. Ничто так ярко не демонстрирует то, каким образом мобильная широкополосная связь и плоская модель оплаты формирует совершенно новый мир бизнеса для сетевых операторов и почему необходимо проведение тщательного исследования экономики сегодняшней широкополосной мобильной связи и создание новых моделей ведения широкополосного бизнеса.

В 2009 г. компания Informa подсчитала, что средний доход на один мегабайт, генерируемый мобильными широкополосными услугами, электронной почтой P2P и P2P SMS, составляет 0,05, 0,37 и 260,72 долл. соответственно.

Более новые мобильные широкополосные услуги генерируют существенно меньшие доходы по сравнению с традиционными услугами передачи данных. В сетях, где доминирующей услугой является ПД, при условии использования тарифов с фиксированной ежемесячной оплатой объемы трафика растут практически экспоненциально. При этом доходы возрастают не намного, а

№ 4 • 2010 ВеККАЧЕСТВА

27

в

ES

ПРАКТИКА нзн ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ва в

на некоторых рынках могут даже уменьшаться. Такое явление создает двойственные проблемы для операторов. С целью максимизации доходов в расчете на один мегабайт они вынуждены внедрять новейшие сетевые технологии, разрабатывать новые модели оплаты и одновременно идти в направлении снижения производственной стоимости мегабайта информации. Увеличение объемов трафика и снижение стоимости в расчете на 1 Мбайт делают задачу оптимизации затрат еще более насущной. В результате фактор затрат подвигает операторские компании к развертыванию сетей LTE, аутсорсингу, совместному владению сетями, объединению управляющих и транспортных уровней сети и SDR-сетей доступа.

В то же время для получения допол-

нительной прибыли от существующих моделей доставки услуг операторские компании рассматривают возможность внедрения интеллектуального управления пакетами и открытия сетевых интерфейсов для программирования таких приложений, как определение местоположения абонента, хранение метаданных пользователя и доставка сервисов в реальном масштабе времени.

В ближайшем будущем по сетевым каналам будет проходить преимущественно трафик служб, генерирующих низкие доходы для операторских компаний. Если раздельно рассматривать трафик данных, инициируемый различными типами терминальных устройств, то можно отметить, что трафик от услуг более высокой стоимости (1,25 долл. за мегабайт), получаемых с помощью мобильного телефона, будет снижаться в пропорции к общему трафику сети с 40% в 2008 г. до 16,5% в 2013 г. Это означает, что по каналам будет проходить трафик от носимых устройств по цене 0,05 долл. за мегабайт, что составит 1/25 часть от общих доходов за один мегабайт данных, получаемых от других источников ПД. К 2013 г. средний доход

за мегабайт упадет до 0,20 долл. для услуг ПД посредством мобильных радиотелефонов и до 0,01 долл. для услуг ПД, предоставляемых для других типов портативных устройств. Другая дилемма: монополизация сетевых ресурсов

Распределение ресурсов сети пользователям редко оказывается сбалансированным, что является второй трудностью, возникающей из-за монополизации ресурсов сети небольшим числом пользователей, составляющим, как правило, всего 5-10% от общей пользовательской базы. Это именно та часть пользователей, которая увеличивает капитальные затраты операторов, идущие на развитие сетей.

На первый взгляд может показаться, что 95% пользователей - это высокодоходная часть абонентской базы оператора, поскольку она использует такой небольшой объем трафика. Однако на самом деле проблема заключается в том, что без активного управления ресурсами сети указанная выше небольшая группа приводит к более высоким пиковым нагрузкам в ЧНН, что вызывает перекос в распределении сетевых ресурсов и, в конечном счете, требует от оператора дополнительных инвестиций для обеспечения безопасного функционирования сети.

Руководство операторских компаний в настоящее время занимается разработкой стратегий интеллектуального управления пакетами, позволяющих создать модели взаимодействия с небольшой группой пользователей, приводящей к перекосам в использовании частотных ресурсов сетевых трактов. Для руководства компаний необходимо разработать пути сглаживания пиков спроса на полосу частот каналов и трактов сети и обеспечить оптимизацию показателей ее использования с тем, чтобы сдерживать указанные небольшие группы пользователей от создания пиковых нагрузок, приводящих к повышению капитальных затрат оператора. Пути выживания операторских компаний в новом мире

Учитывая прогноз, касающийся взрывного роста продаж в сегменте портативных устройств, рассмотрим пути подготовки операторских компаний к выживанию в этих условиях.

В преддверии новой волны трафика по сетям мобильной связи азиатского региона операторы разработали множество различных стратегий ведения бизнеса. Возможно, что наиболее удачной стратегией станет переход к развертыванию сетей следующего поколения. Реализация сетей технологии HSPA+ и сетей LTE должна способствовать сниже-

нию стоимости сервисного продукта в расчете на один мегабайт передаваемой информации и позволить операторским компаниям использовать рост трафика для получения большей прибыли. Компания Informa Telecoms&Media предполагает, что самые ранние опыты развертывания сетей LTE будут предприняты в Японии уже в 2010 г., затем, приблизительно в 2011 г. - в Китае, Гонконге и Южной Корее. В настоящее время в Азии в коммерческой эксплуатации уже находятся шесть сетей HSPA+, которые расположены на территории между Гонконгом, Сингапуром и Японией и принадлежат компаниям EMOBILE, StarHub, SoftBank и др.

Однако существующие технологии рассчитаны на достаточно длительный срок. Инвестиции, которые делают компании для уплотнения и расширения своих сетей, направлены на максимально быстрое удовлетворение запросов пользователей в отношении емкости сетей. Южнокорейская компания KTF объявила о получении уже четвертой лицензии на развертывание сетей технологии HSPA. Предполагается, что емкость сети будет практически полностью «съедена», как только будет введена в эксплуатацию.

Радиочастотный спектр является «предметом первой необходимости» для операторов. В настоящее время разрабатывается ряд инновационных подходов к наиболее эффективному его использованию в условиях возросшей роли мобильной широкополосной связи. Это означает не только получение таких новых полос частот, как частоты так называемого «цифрового дивиденда» (2,6 или 1,5 Ггц), но и предполагает более продуманное и рациональное использование радиочастотного спектра.

Разгрузка трафика и обеспечение покрытия внутри помещений относятся также к двум весьма сложным вопросам, решением которых занимаются операторы. Решить вышеуказанные вопросы можно с помощью технологии фемтосот и многомодового доступа. Обе эти стратегии уже приняты операторами стран Азии. О своих планах развертывания фемтосот заявили такие азиатские компании, как NTT DoCoMo, StarHub и SoftBank.

Максимизация возможностей современных мобильных широкополосных сетей

Для максимальной реализации возможностей мобильных широкополосных сетей операторы в первую очередь должны определиться, какую стратегию выбрать для развертывания сети, чтобы не ощутить потери прибыли.

Прежде всего, необходимо убе-

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ нн

G :::: :::::: :::::: :::: н

ПРАКТИКА

диться, что инвестиции будут способствовать увеличению скорости передачи сигнала в сети, повышать ее конкурентоспособность и осуществлять поддержку приложений, требующих высокой пропускной способности сети. Степень покрытия услугами мобильной связи - также весьма важный показатель. Очень важно обеспечить покрытие услугами внутри помещения, учитывая тот факт, что приблизительно 70% трафика инициируется именно из помещений.

Сети должны быть интеллектуальными. Интеллектуальное формирование трафика - это одна из фундаментальных стратегий, которая позволяет развивать услуги необходимого качества (с высоким показателем QoS) и обеспечивать гибкий, работающий в реальном масштабе времени биллинг. Сеть и подключение к ней сами по себе не являются услугами, а представляют собой лишь вспомогательные средства для создания и распределения сервисных продуктов. При развертывании новых сетей операторы используют и новые стратегии, позволяющие им осуществлять доставку услуг третьим фирмам, желающим вкладывать в мобильный бизнес собственные активы.

Монетизация с открытой сетевой стратегией

В странах с развитой экономикой, где операторы находятся на распутье, необходимо решить следующий вопрос: должна ли роль операторской компании быть ограничена процессом транспортировки потока данных? Основанием для такого вопроса является вполне обоснованные сомнения в том, насколько успешно операторы могут разрабатывать, внедрять на рынке и получать прибыль от созданного ими пакета услуг. В качестве примера успешного бизнеса оператора можно назвать компанию Vodafone 360, однако известны и неудачные попытки создания и монетизации брендовых услуг.

Появление новых приложений, а также онлайновые услуги сети Интернет могут снизить активность операторов и сделать их сети «молчащими магистралями».

Чтобы данная проблема больше не возникала, необходимо осознать, что сеть всегда была и будет ключевой формой дифференциации и инновации для любой операторской компании. Поэтому какие бы вопросы не возникали по поводу аутсорсинга или повсеместного покрытия услугами, нельзя допускать мыс-

ли, что сама по себе сеть не играет роли в ключевой стратегии оператора. Более того, сеть, действующая как гибкая и интеллектуальная магистраль, может играть роль услуги, приносящей высокий доход, что подтверждают заявления руководства таких компаний, как T-Mobile и Vodafone. Отнюдь небезосновательным может быть заявление о том, что в сегодняшнем мире более важно осуществлять контроль не за пользователем, а за сетью. Следовательно, необходимо развертывать новые сети и осознавать, что они призваны не только обеспечивать услугами непосредственно пользователей, но и действовать в качестве платформ для предоставления огромного количества приложений. Мотивации к открытию новых сетей Фактор снижения доходов от базовых услуг вынуждает операторов искать новые источники получения прибыли. Конкуренция на телекоммуникационном рынке приводит к тому, что им приходится разрабатывать новые формы поддержания лояльности пользователей и одновременно с этим реагировать на появление на рынке новых игроков, создавая массу новых приложений с помощью собственных сетевых интерфейсов для прикладно-

№ 4 • 2010 ВеККАЧЕСТВА

в

BS

ПРАКТИКА нзн ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

BS

в

го программирования. В частности, они могут создавать такие прикладные службы, как биллинг (и через него внедрять различные формы оплаты), службу определения местоположения, интеграции речи и сообщений, а также сотни других сервисов.

Кроме этого все большее количество третьих фирм осознает коммерческую, общественную ценность и положительное значение для среды обитания процесса интеграции беспроводного подключения к собственной производственной вертикали. Это явление создает новую волну спроса на подключение и использование сетей операторских компаний. Реализовать эту возможность позволяет создание открытой сетевой системы.

Наконец, предложение ресурсов сети разработчикам и эффективная передача части заказов сторонним организациям позволяет операторам снизить стоимость и риски, связанные с разработкой услуг, и одновременно сократить время их появления на рынке. Пользователи завтрашнего дня: B2А (Business to Anything)

В настоящее время операторы должны четко представлять, кто в ближайшем будущем станет пользователем их новых инновационных услуг. Основу абонентской базы сегодня составляет обычное население, однако в новом мире, где пользователем услуг может быть третья фирма (независимый поставщик или независимый производитель), пользователем может быть кто угодно или что угодно. Это переход от формы B2H (Business to Human) к форме B2Anything, то есть корреспондентом может быть мелкий служащий или даже правительственная организация.

Реализация стратегии построения открытой сети является важнейшим структурным сдвигом в отрасли мобильной связи, обеспечивающим огромный спрос на подключение к мобильной сети независимо от типа пользователя. Деятельность компании Vodafone - пример тенденции к созданию открытой сетевой платформы. По мнению ее руководства, создание эффективных магистралей, гибких сетей и «коммуникационно-центрических» платформ - наиболее достоверный прогноз на будущее. Пути увеличения новых доходов

Несомненно, ключевой вопрос заключается в том, каким образом операторы смогут получать денежные средства от открытия новых сетей. Какова стратегия монетизации (или подходы к монетизации для стратегии открытых сетей) в этом новом мире телекоммуникационных сервисов?

Существует несколько путей получения прибыли операторскими компаниями от реализации новых сетевых моделей.

Первый - модель двухсторонней оптовой торговли. Специалисты компании Informa Telecoms&Media представляют эту модель как развитую форму оптовой торговли. На ее основе предлагается оптовый доступ к услугам своих сетей (включая услуги ПД), которые могут быть интегрированы в поток услуг, предлагаемых третьими фирмами. Классическим примером может служить модель Kindle, внедрив которую компания Sprint получает высокую надбавку к своим доходам за счет оптовой продажи пропускной способности своей сети. Каждый пользователь услуги Kindle, подключенный к сети, привносит в ARPU компании Sprint ежемесячно всего 2 долл., которые являются дополнительным доходом, учитывая то, что нет необходимости в поддержке этого пользователя службой CRM (Customer Relationship Management), равно как не нужны инвестиции в маркетинг, рекламу и распределение сервисных продуктов.

Второй и достаточно простой путь - подлежащие оплате API's (Application Platform Interface) - оплата за подключение к ресурсам сети операторской компании. Это может быть ежемесячная оплата, позволяющая разработчику использовать биллинговую платформу оператора для расчетов за приложения.

Третий путь - совместное владение доходами. Это классическая модель, когда операторская компания забирает себе часть от суммарного дохода. Например, оператор может взять себе 30% дохода от любого приложения, загружаемого в память его собственного хранилища приложений.

Четвертый путь - поток монетизации, получаемый за счет объемов данных, создаваемых на сети оператора благодаря интеграции услуг по передаче речи и сообщений. Примером успешного использования такого рода пути является монетизация в компании Orange (Франция) приложений, используемых фармацевтическими фирмами для доставки предписываемых пациенту рецептов. Нельзя сказать, что данный вариант относится к мощному двигателю трафика, тем не менее это новый оплачиваемый вид трафика.

В период внедрения услуг следующего поколения эта тенденция к монетизации далеко не единственная для обеспечения прироста доходов. Существует много стратегических мотиваций для разработки открытых и инновационных платформ доставки услуг

следующего поколения, которые включают в себя: приобретение пользователей, лояльность по отношению к ним, снижение churn-эффекта, дающие дополнительный приток доходов, а также рейтинг рыночного бренда и его дифференциация на рынке сервисов. Все это направлено на активизацию притока новых, приносящих высокие доходы пользователей.

Таким образом, наряду с новыми моделями получения доходов открытая сеть может создавать прибавочную стоимость за счет привлечения новых пользователей ее услугами. Особенно это характерно для стран, где фирмы, имеющие известные интернетовские бренды, работают в одной команде с операторскими компаниями. Например, в Швеции компания TeliaSonera, являющаяся традиционным оператором сетей мобильной связи, для доставки музыкальных услуг работает в сотрудничестве с компанией Spotify. Основной целью такого партнерства является сохранение старой пользовательской базы и приобретение новых пользователей, что чрезвычайно важно для успешного существования в конкурентной среде.

Важно понимать, что предоставление услуг следующего поколения - это путь к повышению стоимости сети и ее авторитета у пользователей. Приложения, в которых интегрированы функции биллинга и определения местоположения абонента, имеют большую ценность для пользователя, также как технология VoIP, позволяющая оператору повышать качество услуг (QoS). Программа электронного считывания (e-reader) с подключением к мобильным сетям является ценным предложением для пользователей. Все дополнительные предложения становятся для оператора важной составляющей получения новых доходов. Для их предоставления требуется проведение серьезной структурной реорганизации, но выигрыш от нее совершенно очевиден.

В заключение следует отметить, что мобильная широкополосная связь с предлагаемыми ею возможностями и прогнозируемыми доходами в 38 млрд долл. в 2013 г. является для сетевых операторов и источником множества проблем. Компании должны делать крупные инвестиции в интеллектуальное управление пакетами, осуществлять сегментацию пользователей по их потребности в мобильной широкополосной связи, создавать новые возможности получения дополнительных доходов и более эффективно управлять ресурсами сети. ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По материалам журнала tammunicate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.