Научная статья на тему 'Деятельность операторов по модернизации сетей мобильной связи'

Деятельность операторов по модернизации сетей мобильной связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
534
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Последние 7-8 лет скорость передачи по сетям мобильной связи по «каналу вниз» увеличилась в 2 тыс. раз, что отчасти произошло благодаря стремительному распространению сетей мобильной широкополосной связи. Если сравнивать с сетями стационарной связи, то для достижения такого уровня скоростей по этим сетям понадобилось более двух десятилетий. Суммарный трафик по мобильным сетям в настоящее время превышает этот показатель по стационарным сетям, и предполагается, что он будет удваиваться ежегодно в течение последующих 5 лет. Прогнозируется также, что к 2015 г. число пользователей услугами широкополосной мобильной связи достигнет 3,5 млрд человек. Понятно, что при таком динамичном развитии рынка глобальные операторы и их партнеры по бизнесу рассчитывают получить максимальный выигрыш от эксплуатации сетей широкополосной мобильной связи. На развитых и вновь появляющихся рынках изыскиваются возможности использования более высокочастотных диапазонов и снижения цены за передачу «бита» информации. С внедрением новых технологий мобильной связи (HSPA, LTE) потребители наконец-то получат возможность пользоваться действительно новыми и, что немаловажно доступными им по средствам услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность операторов по модернизации сетей мобильной связи»

ПРАКТИКА

И ч

sa

sas

aaa

aa

a

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Деятельность операторов по модернизации сетей мобильной связи

В течение последних 7-8 лет скорость передачи по сетям мобильной связи по «каналу вниз» увеличилась в 2 тыс. раз, что отчасти произошло благодаря стремительному распространению сетей мобильной широкополосной связи. Если сравнивать с сетями стационарной связи, то для достижения такого уровня скоростей по этим сетям понадобилось более двух десятилетий. Суммарный трафик по мобильным сетям в настоящее время превышает этот показатель по стационарным сетям, и предполагается, что он будет удваиваться ежегодно в течение последующих 5 лет. Прогнозируется также, что к 2015 г. число пользователей услугами широкополосной мобильной связи достигнет 3,5 млрд человек.

В; :

полне понятно, что при таком динамичном развитии рынка глобальные операторы и их партнеры по бизнесу рассчитывают получить максимальный выигрыш от эксплуатации сетей широкополосной мобильной связи. На развитых и вновь появляющихся рынках изыскиваются возможности использования более высокочастотных диапазонов и снижения цены за передачу «бита» информации. С внедрением новых технологий мобильной связи (HSPA, LTE) потребители наконец-то получат возможность пользоваться действительно новыми и,

что немаловажно, доступными им по средствам услугами.

Одним из пионеров по развертыванию сетей LTE является компания Telia Sonera, которая уже успела первой на европейском рынке построить сети LTE в Швеции и Норвегии. Она также стала первым оператором, приступившим к коммерческой эксплуатации сети LTE. Впоследствии к ней присоединится компания Telenor Norway, занимающаяся модернизацией своих сетей в плане подготовки к внедрению в 2011 г. сетей LTE.

Успешному развитию мобильной широкополосной связи способствуют но-

вые методы, включающие в себя повышение эффективности использования радиочастотного спектра за счет привлечения новых технологий и методов покрытия услугами в горячих точках. Например, компания China Telecom после года попыток реализовать нужную степень покрытия услугами при использовании технологии WCDMA разработала новое решение. Она пришла к выводу о необходимости трехразмерного покрытия в густонаселенных городских районах, высокой степени покрытия услугами внутри помещений и дополнительного покрытия услугами сетей WLAN, от-

крывая тем самым путь для дальнейшего развития мобильной широкополосной связи. Возможности компании были продемонстрированы в Гуанчжоу в ходе проведения Олимпийских игр.

После достижения базового значения покрытия услугами операторские компании могут вплотную заняться разработкой контента для сохранения своей конкурентоспособности на рынке.

Рассмотрим более подробно деятельность компаний Северной Европы -Telia Sonera и Telenor Norway в области модернизации сетей мобильной связи, а также компании Telenor Serbia (Центральная Европа).

Деятельность компании Telia Sonera

Журнал «Век качества» уже рассказывал, что в 2009 г. компания Telia Sonera ввела в эксплуатацию первую сеть LTE (в городах Осло и Стокгольм). В настоящее время число ее подписчиков на услуги LTE составляет несколько тысяч человек. Нельзя сказать, что у новой сети большая абонентская база. Объяснить это можно тем, что многомодовые терминалы, то есть мобильные телефоны, совместимые с двумя или тремя технологиями передачи, стали доступны массовому потребителю лишь во второй половине 2010 г. Однако пользователям было обещано, что компания готова заменить имеющиеся у них одномодовые абонентские устройства на многомодовые. В этом случае ситуация должна резко улучшиться, то есть число пользователей услугами сети LTE, как полагают специалисты, должно существенно возрасти.

Telia Sonera разворачивала сети LTE весьма энергично и широко. В Швеции она предлагает услуги технологии LTE уже в пяти городах, где пользователи могут покупать донглы в обычных магазинах и затем подписываться на услуги сети. Недавно компания представила новый пакет услуг, позволяющий подписчикам комбинировать услуги LTE не только с различными услугами сетей UMTS, но и услугами домашних стационарных широкополосных сетей. Уже к концу 2010 г. жители 28 городов и развлекательных центров Швеции были обеспечены услугами технологии LTE. Предполагается, что к концу 2011 г. число городов, которые получат такую возможность, увеличится до 228 (сюда войдут и очень небольшие города Швеции).

Также активно Telia Sonera разворачивает сети LTE в Норвегии, где к концу 2010 г. их услугами были охвачены главные города страны и ряд зон отдыха.

Несколько более низкими темпами компания ведет строительство систем LTE

5

□г

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАКТИКА

□ С

а

в Финляндии, Дании, Узбекистане, а пока их опытные испытания начались в странах Балтии. Планируется, что эти сети должны иметь возможность подключаться к аналогичным сетям Швеции и Норвегии.

До определенного времени Telia Sonera была единственной компанией в Швеции и Норвегии по предоставлению услуг сетей LTE, хотя не единственной в мире. Системы LTE разворачиваются в США, а также в других странах мира, например в Индии.

Если при развертывании систем второго поколения и сетей UMTS возникали большие трудности, то ввод в эксплуатацию сетей LTE проходил и проходит достаточно спокойно. С учетом простоты развертывания сетей LTE и других преимуществ, которые они предоставляют, глобальные операторские компании тратят существенно меньше времени на внедрение соответствующих услуг на рынок.

Преимущества сетей LTE

Преимущества сетей LTE очевидны. Средняя скорость передачи по сети LTE (по «каналу вниз») компании Telia Sonera составляет 40 Мбит/с, а по «каналу вверх» - 35 Мбит/с. Это реальные значения средних скоростей передачи на сетях, поскольку компания не выбирает специально определенные точки при проведении соответствующих измерений. Средние значения скорости зафиксированы одними и теми же специалистами независимо от того, где проводились измерения(будь то территория Стокгольма или же в районе порта Гётеборг). К несомненным преимуществам сетей относится и небольшое время задержки сигнала. При высоких скоростях по «каналу вверх» и низком значении времени задержки появляется возможность создания новых приложений и новых видов их использования, что наглядно было продемонстрировано недавней телепередачей торжеств по случаю королевского венчания.

В июне 2010 г. в Швеции в течение всей процедуры венчания наследной принцессы Виктории и Даниеля Бест-линга и движения королевского эскорта мобильные ТВ-камеры, ноутбуки и LTE-донглы были установлены на карете невесты и придворных. Такое решение было принято каналом ТВ4 для получения хорошей передачи в течение всего маршрута передвижения королевской четы по городу.

Несмотря на большое количество автомобилей сопровождения с оборудованием для ТВ/РВ-вещания, канал ТВ4 Швеции дополнительно использовал десять мобильных групп, оснащенных печатающими терминалами, LTE-донглами и обычными ТВ-камерами.

Такое решение было принято, поскольку с момента начала венчания невозможно было использовать автобусы, оборудованные спутниковыми тарелками и другой телевизионной техникой. Что касается мобильных групп, то, естественно, они могли перемещаться по городу и передавать живое изображение в телевизионный центр на скоростях достаточно высоких, чтобы обеспечивать передачу процедуры венчания в реальном масштабе времени.

Присутствующие на процедуре венчания фотографы также получили определенные преимущества. Если до этого для подключения они использовали беспроводные сети 1_ДИ, то в случае королевского венчания 20 фотографов, находящихся в непосредственной близости, были оснащены ноутбуками с подключением к 1_ТЕ-сети. В результате они получили возможность мгновенной

В течение всей процедуры венчания наследной шведской принцессы Виктории и Даниеля Вестлинга и движения королевского эскорта мобильные ТВ-камеры, ноутбуки и LTE-донглы были установлены на карете невесты и придворных.

загрузки отснятых изображений на свои Web-сайты и продажи этих изображений в течение нескольких секунд. В итоге их доход от использования услуг LTE при передаче процедуры королевского венчания выразился в суммах, составляющих сотни тысяч долларов.

Это один из примеров эффективного применения услуг сетей LTE, которых со временем, надо полагать, будет гораздо больше.

Невероятный рост трафика и степень использования сети

В странах Северной Европы трафик по мобильным сетям удваивается практически каждый год. Как это происходит и почему именно в странах Северной Европы компании Telia Sonera удается быстрее внедрять услуги сетей LTE? Дело в том, что техническая грамотность большинства жителей этих стран и умение обращаться с современными «гаджетами» оказалось у них на достаточно высоком уровне. Согласно данным отчета Европейской комиссии (Europe Digital Competitiveness Report - май 2010 г.), Швеция, Норвегия и Дания относятся к

№ 3 • 2011 ВеК КАЧЕСТВА

ПРАКТИКА

в \ нн

ВЕН ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ BS

в

странам с самым высоким процентом населения, использующим мобильные радиотелефоны через сети UMTS для доступа к сети Интернет. Эти же страны отличаются наибольшим процентом населения, использующим ноутбуки и другие буквопечатающие терминалы для беспроводного доступа в Интернет. В связи с этим компания Telia Sonera считает, что ее мобильный бизнес может достичь наибольшего успеха именно здесь.

Каковы же источники мобильных данных? Как отмечалось Ассоциацией GSM, доля передачи по мобильным широкополосным сетям составляет значительную долю от всего мобильного трафика, хотя число пользователей услугами мобильных широкополосных сетей оказывалось существенно ниже количества владельцев смартфоном, которые и являются наиболее вероятными источниками высокоскоростного контента. Сдвиг в использовании широкополосных служб стал ощутим в течение последнего времени - все большее количество высокоскоростного трафика приходило от смартфонов, а профиль использования сетевых ресурсов отличался от профиля создаваемого буквопечатающими абонентскими устройствами. Одновременно с этим увеличивался и межкомпьютер-ный трафик, что давало операторам дополнительные прибыли и расширяло возможности корпоративных пользователей. При обслуживании частных клиентов сети технологии LTE обеспечивают такое же высокое качество передачи, как и при обслуживании корпоративных пользователей, что является одним из немаловажных преимуществ новой технологии.

Ценовые модели, ориентированные на увеличение доходов

Возникает вопрос, а смогут ли операторы, несмотря на положительную, но медленную динамику, получать значительные доходы от эксплуатации LTE? В действительности это вполне реально, но операторам необходимо более тщательно выбирать ценовые модели. Поскольку в бизнесе даром ничего не происходит, операторам необходимо установить некие стоимостные границы, например, ежемесячную оплату за определенную скорость передачи. Однако в случае необходимости операторы должны иметь возможность добавлять какую-то часть цены. Это касается дополнительного использования, более высоких скоростей, качества услуг - QoS и цен за VoIP или новые игры. Последующее ценообразо-

вание будет напоминать блоки ЛЕГО, а операторским компаниям придется использовать именно такой принцип ценообразования (с дополнительной стоимостью), поскольку в противном случае их бизнес просто рухнет.

Несмотря на то что ценовые модели должны тщательным образом изучаться и обоснованно внедряться на рынке, сохраняется опасение, что капитальные затраты (CAPEX) и оперативные затраты (OPEX) стремительно возрастут при резком увеличении коэффициента использования мобильных широкополосных сетей. Однако подобные опасения беспочвенны, по крайней мере, для компании Telia-Sonera, учитывая снижение цен на программное обеспечение и широкие возможности повторного использования инфраструктуры ее сетей. У Telia Sonera повторно может быть использовано до 70% ее базовых станций. В этом случае возможности сетей LTE дополняют существующие возможности UMTS-сетей, а сеть потребует вполне приемлемых затрат.

Сети LTE в отличие от систем технологии HSPA не требуют постоянной дорогостоящей модернизации аппаратного и программного обеспечения. В случае сетей LTE операторская компания при модернизации сети может получить от сети широкие дополнительные возможности за существенно меньшие затраты и даже оправдать свой мобильный широкополосный бизнес при правильном выборе ценовых моделей.

Контент

В процессе широких дискуссий об отношении операторов к контенту генеральный директор компании Telia Sonera подчеркнул: «Контент чрезвычайно важен для наших клиентов, поскольку именно он является предметом их бизнеса, который требует от них использования сети Интернет и сети Telia Sonera. Очень бы хотелось, чтобы наша компания также могла играть роль поставщика контента, однако пока она недостаточно хорошо соответствует этой роли. Компания может агрегировать информацию, то есть собирать ее от различных поставщиков, затем компоновать и доставлять пользователю, но генерировать контент она не может. Telia Sonera будет оставаться телекоммуникационным оператором. Существуют компании, которым удалось стать поставщиками контента. Примером может служить компания Apple, однако для достижения этой цели ей потребовались громадные усилия и очень крупные инвестиции, которые компания Telia Sonera делать не может».

Деятельность компании Telenor Norway

На долю компании Telenor Norway приходится приблизительно половина норвежского рынка услуг мобильной широкополосной связи. Стремясь увеличить емкость своих сетей и повысить навыки и опыт пользователей в овладении современными телекоммуникационными услугами, компания Telenor Norway в настоящее время приступила к модернизации инфраструктуры мобильных сетей с целью подготовить ее для внедрения технологии LTE. Модернизация инфраструктуры, начатая зимой 2009 г., должна обеспечить много преимуществ пользователям компании, включая повышение емкости сети и скорости передачи каналов, а также ускорить внедрение новых мобильных широкополосных услуг на рынок. Процесс модернизации захватывает оборудование сетей, включая базовые станции GSM/UMTS и LTE.

Согласно разработанным планам к концу 2011 г. замене подлежат 6500 базовых станций. Предполагается, что замена 180 базовых станций будет проходить еженедельно. Компания также намеревается увеличить число транспортных сетей, и более чем половина базовых станций компании будет иметь высокоскоростные транспортные сети, создаваемые с использованием оптоволоконного кабеля или многоканальных микроволновых линий. Кроме того, будет произведена замена оборудования опорной сети с пакетной коммутацией, создан высокоскоростной оптоволоконный или радиодоступ к определенным базовым станциям, модернизирована система эксплутационной поддержки (QSS).

Основные преимущества модернизации и смены технологий

В обозримом будущем подобная замена поможет компании Telenor Norway достаточно просто перейти к LTE (при этом будет использоваться решение компании Huawei, получившее название SingleRAN). Поскольку на сетях компании Telenor Norway использовались различные поколения телекоммуникационных технологий, выдвигаются большие требования к системе оперативного обслуживания (O&M). Модернизация существующей мобильной сети технологий GSM/UMTS поможет упростить структуру сети и создать оптимальное основание для систем будущих поколений.

К другим преимуществам сетей LTE можно отнести значительно более низкие цены на услуги и большие возмож-

ности для передачи и распределения высокоинформативных услуг. Специалисты компании Telenor Norway полагают, что уменьшение количества поставщиков оборудования (с двух до одного) увеличит гибкость принимаемых решений при планировании и разработке системы, а также упростит соглашения о поставках.

Еще более важно то, что замена технологии мобильной связи и соответствующего оборудования позволит существенно снизить расход энергии. Компания Telenor Norway считает, что, используя оборудование SingleRAN, ей удастся построить сеть самым гибким способом. Старая базовая станция требовала больше площади для размещения трех стоек: GSM-, UMTS- и энергетического оборудования, включая аккумуляторные батареи. В настоящее время в одной стойке размещаются все необходимые устройства, включая источники электропитания, что, естественно, сокращает занимаемое пространство, снижает расход энергии и одновременно уменьшает капитальные затраты.

Как уже указывалось, модернизация сети даст клиентам компании Telenor Norway ряд существенных преимуществ, включая увеличение емкости сети, скорости передачи в часы наибольшей нагрузки, обеспечение новых услуг за счет более высокой скорости передачи и более быстрое продвижение услуги на рынок. Широкополосные услуги мобильной связи в настоящее время являются весьма привлекательными для клиентов компании. Однако экспоненциальный рост трафика данных пока не приносит операторским компаниям соответствующих доходов. Это связано с тем, что мобильные широкополосные технологии недостаточно гибки и приводят к усложнению сетей. В связи с этим специалисты компании Telenor Norway предпочитают всесторонне проанализировать данную проблему, прежде чем разрабатывать и пересматривать график перехода к сетям LTE.

В Норвегии количество передаваемых данных в расчете на одного абонента быстро увеличивается, однако предполагается, что этот рост несколько замедлится при увеличении количества пользователей. Для поддержания необходимого уровня передачи данных в расчете на одного пользователя компания планирует ускорить развертывание сетей технологии HSPA для покрытия услугами районов с числом жителей более 200 человек. Развертывание сетей LTE компанией Telenor в Норвегии планируется начать уже в текущем году.

g

qg

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАКТИКА

□ С

g

Постепенная замена и трудности ее реализации

Компания Telenor уже заменила оборудование приблизительно 200 базовых станций, практически не столкнувшись с какими-либо трудностями. Аппаратное обеспечение работало стабильно, что позволило специалистам компании улучшить многие характеристики, не изменяя такого показателя, как покрытие услугами, ключевые показатели передачи (KPI’s - Key Performance Indicators), включая передачу речи и данных.

Однако следует отметить, что определенные трудности все же существовали. Одна из них - время замены базовой станции. Чем дольше производилась замена, тем более длительное время пользователь не имел причитающихся ему по подписке услуг, что могло отрицательно сказаться на его лояльности по отношению к компании. Для базовых станций с использованием обеих технологий (GSM и UMTS) это не было большой проблемой. В случае если использовалась только технология GSM, в течение определенного времени пользователь находился вне зоны покрытия. Соблюдение нормативов по времени замены оборудования также очень важно для понимания того, что работа проходит в строгом соответствии с намеченным планом. Соблюдение графика работ очень важно, поскольку при такой быстрой замене оборудования (180 базовых станций за неделю) на каждую базовую станцию просто невозможно тратить много времени.

Вторым важным моментом для компании Telenor является качество работы в полевых условиях и правильно составленная документация. В мобильном пространстве Норвегии наблюдается бурная деятельность. С одной стороны, Telenor производит замену базовых станций, с другой - компания Telia Sonera развертывает сеть LTE. Кроме того строятся сети технологий GSM и UMTS. В результате чрезвычайно трудно найти нужное количество квалифицированного персонала. Компания вынуждена заниматься подготовкой персонала и тратить время на то, чтобы убедиться, что его знания отвечают предъявляемым требованиям. Поскольку работа ведется одновременно на старых и новых сетях, то необходимо сохранять стабильными показатели KPI. Если слишком много внимания уделять построению новой сети, то вполне возможно, что на старой сети произойдут неполадки.

Наконец, третьим важным моментом является координация работ. В период осуществления перехода фирмы-поставщика, персонал, работающий в полевых условиях, и непосредственно

персонал компании должны осуществлять совместную работу над проектом и способствовать его продвижению.

Многослойная сеть будущего

Telenor Norway работает над построением многослойной сетевой платформы, рассчитанной на будущее. Норвегия достаточно крупная страна, а ее население рассредоточено по всей территории. Для обеспечения населения хорошим покрытием услугами требуется большое количество базовых станций, поэтому создать 99% покрытие услугами сетей UMTS практически невозможно. Специалисты компании хотят сохранить сеть стандарта GSM (900 МГц) для обеспечения сплошного покрытия услугами речи и услугами М2М, поскольку сеть GSM имеет длительный жизненный цикл и может существовать вплоть до 2020 г. Будет неудивительно, если сети технологии UMTS выйдут из строя до указанного времени.

Компания использует также сеть UMTS (2100 МГц) технологии HSPA для обеспечения покрытием услугами городских и пригородных районов. В ближайшем будущем планируется увеличить скорость передачи по данной сети до 21 Мбит/с. Построение сети UMTS (2100 МГц) для увеличения количества пользователей смартфонов представляется более важным, чем это могло показаться раньше. Похоже, чтобы вызвать резкое увеличение числа пользователей смартфонами, необходимо будет немного повысить емкость сети и показатель покрытия.

Telenor Norway

работает

над построением

многослойной

сетевой платформы,

рассчитанной

на будущее

№ 3 • 2011 ВеК КАЧЕСТВА

ПРАКТИКА

в \ вв

ВЕН ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

вв

в

Специалисты компании Telenor собираются также провести дифференциацию сетей, работающих на частотах 800 и 2600 МГц с точки зрения обслуживаемых территорий. Сеть LTE (2600 МГц) предполагается использовать для работы в так называемых горячих точках (центры городов), а сети, работающие на 800 МГц, - для обеспечения общенационального покрытия. Проведенные ранее исследования показали, что сети, действующие на частотах 2600 МГц, обеспечивают более высокую степень покрытия услугами внутри помещений, чем те, которые работают на частоте 2100 МГц. Было также проведено тестирование сетей, работающих на 800 МГц, результаты которого оказались положительными.

В «стадии зрелости» систем 3G, когда большая часть услуг передачи речи реализуется через сети UMTS и широко используются услуги передачи данных, диапазон частот 1800 МГц будет передан от сетей стандарта GSM сетям LTE. Для повышения степени покрытия внутри помещений компания Telenor проводит испытания фемтосот и пикосот, от результатов которых будет зависеть их дальнейшее использование.

Несмотря на то что множество технологий и типов терминальных устройств создает большие трудности для операторов в плане надежного обеспечения пользователей потоками приложений и услуг, тем не менее компания намерена преодолеть их.

Деятельность компании Telenor Serbia

Совершенно иная, чем в странах Северной Европы наблюдается картина в Сербии, получившей независимость в 2006 г. и наряду с другими странами попавшей в 2009 г. под влияние мирового экономического кризиса. При существующей в стране ситуации большинство компаний самого различного толка оказалось в затруднительном положении. Не составила исключение и компания Telenor Serbia.

Однако тяжелая ситуация в бизнесе -не единственная трудность, с которой Telenor Serbia пришлось столкнуться в последние несколько лет. Появившись на рынке во второй половине 2006 г. она стала вторым оператором сетей мобильной связи в стране после Mobi 63. Традиционным же оператором была и остается компания Telekom Serbia.

В начале 2007 г. на рынке появился еще один оператор - Vip Mobile, входящий в состав группы Telekom Austria. Уже в марте 2009 г. компания владела 10% сербского рынка мобильной связи. С приходом нового оператора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Telenor Serbia потеряла значительную часть своих пользователей. Предполагается, что приход нового генерального директора исправит существующую ситуацию. В первую очередь необходимо было решить внутренние проблемы компании, набрать и подготовить новый персонал. Это было обусловлено тем, что значительная часть старого персонала перешла на работу в другое предприятие. Проведенный анализ рынка мобильной связи, новый персонал, выработка новой стратегии привели к положительным результатам. Уже в III квартале 2010 г. у компании появилось 102 тыс. новых пользователей. Кроме того, она стала первой в стране в области мобильной широкополосной связи. В настоящее время Telenor Serbia занимается популяризацией мобильной широкополосной связи и подготовкой к развертыванию в стране сетей LTE.

Мобильный рынок Сербии отличается от других европейских рынков низкой степенью использования услуг мобильной связи. Причина - в ценовой политике в области стационарной связи. Население Сербии предпочитает вести длительные телефонные переговоры по своим стационарным телефонам, оплата за которые существенно ниже по сравнению с оплатой мобильных переговоров. Однако это не означает, что степень проникновения услуг мобильной связи недостаточна - она практически стопроцентная, но степень использования радиотелефонов чрезвычайно низка.

Увеличение доходов компании в самое ближайшее время, скорее всего, будет происходить не за счет покупки новых радиотелефонов и новых подписок на услуги, а от ее умения управлять churn-эффектом, получать преимущества от перехода к ней пользователей других компаний и повышения лояльности собственных абонентов компании. Специалисты Telenor Serbia рассылают своим абонентам всякого рода заманчивые предложения, одним из примеров которых может служить предложение новой услуги с «постоплатой», получившей название Prenesi. Услуга предусматривает перенос неиспользованных минут разговора с предыдущего месяца на последующий.

Вторым источником получения доходов является мобильный доступ в Интернет. Однако с ним могут возникнуть определенные трудности, поскольку в стране не очень много людей жаждет покупать радиотелефоны с широкими функциональными возможностями. Чтобы преодолеть эту проблему Telenor Serbia пытается перенести не-

которые особенности смартфонов на обычные мобильные телефоны, которые преобладают в Сербии. Специалисты компании недавно выпустили на рынок мобильный телефон, позволяющий использовать такие новые приложения, как Opera Mini, и мобильный телефон с функцией электронной почты и чата. В результате обычные мобильные телефоны могут работать наподобие высококлассных моделей. Услуга Telenor Klik разработана для предоставления пользователям на их мобильные телефоны возможности подключаться к Интернету. При подписке на указанную услугу компания предлагает каждому подписчику бесплатную передачу 150 Мбайт данных до конца года. Со следующего года оплата будет по вполне приемлемым расценкам. Учитывая быстрое распространение мобильного Интернета, предложение оказалось полезным для населения.

Согласно последним статистическим данным, Сербия находится на одном из первых мест в Европе как по увеличению числа просматриваемых страниц в Интернете (каждый пользователь услугами сети Интернет ежемесячно пролистывает не менее 385 страниц). С учетом невысокой покупательной способности населения компания также занимается поиском фирм-поставщиков недорогих смартфонов. Все перечисленные выше меры должны обеспечить компании Telenor Serbia высокие доходы и получение большей доли на рынке. Однако это касается лишь ближайшего будущего, а на более отдаленный период компания имеет весьма амбициозные планы.

Со временем покупательная способность населения, несомненно, возрастет, что приведет к повышению спроса на более совершенные модели мобильных телефонов. Это, в свою очередь, выразится в увеличении трафика и соответственно вызовет необходимость переоснащения сети. Для того чтобы убедиться, что ее сеть готова для следующей волны спроса на услуги, Telenor Serbia разрабатывает планы по развертыванию в стране систем LTE.

На телекоммуникационном рынке Сербии грядут перемены, и продажа традиционного оператора компании Telekom Serbia уже не за горами. Средства массовой информации даже называют некие фирмы, которые намерены совершить покупку. В их числе Telekom Austria, владеющая третьим мобильным оператором страны - компанией Vip Mobile. В таком случае на рынке Сербии окажутся снова две операторских компании ■

По материалам журнала WinWin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.