Научная статья на тему 'Пути логистизации менеджмента потоковыми процессами в сфере железнодорожного транспорта'

Пути логистизации менеджмента потоковыми процессами в сфере железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / TRAINS / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / LOGISTICAL APPROACH / ТЕРМИНАЛ / ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / TERMINAL HANDLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митько О. А.

В статье рассматривается современный рынок транспортных услуг, представленный большим количеством, в определенном масштабе, сегментированный перевозчиками, разрозненностью некоторых видов транспорта и присутствием большого числа ограничений в работе перевозчиков. Важной задачей автоматизированных систем, осуществляющих логистическое управление всеми процессами грузодвижения в крупных узлах, представляется согласованность подачи грузов и транспортных средств к стыковочным пунктам, портовым станциям, перевалочным пунктам и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper discusses the modern market of transport services represented by a large amount in a certain scale, segmented carriers, some fragmentation of transport and the presence of a large number of restrictions in the carriers. An important task of the automated systems, is a logistics management of all processes gruzodvizheniya in large units, it is the consistency of supply of goods and means of transport to the docking port at the points on the stations, transfer points, and so on.

Текст научной работы на тему «Пути логистизации менеджмента потоковыми процессами в сфере железнодорожного транспорта»

О. А. Митько

ПУТИ ЛОГИСТИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА ПОТОКОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация

В статье рассматривается современный рынок транспортных услуг, представленный большим количеством, в определенном масштабе, сегментированный перевозчиками, разрозненностью некоторых видов транспорта и присутствием большого числа ограничений в работе перевозчиков.

Важной задачей автоматизированных систем, осуществляющих логистическое управление всеми процессами грузодвижения в крупных узлах, представляется согласованность подачи грузов и транспортных средств к стыковочным пунктам, портовым станциям, перевалочным пунктам и т. д.

Ключевые слова

Железнодорожный транспорт, логистический подход, терминал, погрузочно-разгрузочные работы, оптимизация.

O. A. Mit'ko

WAYS OF LOGISTIZATION CONTROL FLOW PROCESSES IN THE FIELD OF RAILWAY TRANSPORT

Annotation

This paper discusses the modern market of transport services represented by a large amount in a certain scale, segmented carriers, some fragmentation of transport and the presence of a large number of restrictions in the carriers.

An important task of the automated systems, is a logistics management of all processes gruzodvizheniya in large units, it is the consistency of supply of goods and means of transport to the docking port at the points on the stations, transfer points, and so on.

Keywords

Trains, logistical approach, terminal handling, optimization.

Современный рынок транспортных услуг представлен большим количеством сегментированных перевозчиков, разрозненностью некоторых видов транспорта и присутствием большого числа

ограничений в работе перевозчиков. Данное обстоятельство значительно сокращает диапазон нахождения потребителями наиболее оптимального способа доставки грузов. В настоящее время в

2014 № 3 (47) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

сфере российской экономики транспортируемые грузы в редких случаях проходят весь цикл перемещения груза от поставщика к потребителю с участием только одного вида транспорта. Создание каналов распределения и управление ими в современной экономической ситуации требует от всех звеньев цепи, при организации системы транспортировки грузов, логистического подхода. Доставка грузов в нужное место, требуемого качества и в установленное время основывается на возможности совместимости соответствующего оборудования всех участников логистического канала распределения, в едином подходе к взаимосвязи представителей транспортных структур и потребителей в области применения современных информационных технологий. Подобное объединение операций и функций в создаваемых каналах распределения и кооперирование управленческих решений всех звеньев цепи поставок позволят достичь только принципы и методы логистики.

Рассмотрение основных направлений развития современного рынка услуг на железнодорожном транспорте на текущем этапе говорит о расширении применения логистических принципов в деятельности транспортных предприятий, которые были одними из первых во внедрении логистических подходов в своей ежедневной работе.

Практический опыт говорит о том, что применение логистических принципов к организации транспортного процесса в последние годы значительно изменился. Организация грузопотоков представляется одной из наиболее прибыльных областей экономики. Данная ситуация стала возможной благодаря современным экономико-хозяйственным взаимосвязям, возникающим между заказчи-мами-грузовладельцами и перевозчиками путем внедрения современных информационных технологий.

Основными факторами в области транспортной логистики являются каче-

ство и время, что влечет за собой соблюдение основного требования в логистике — доставка груза точно в срок.

Первоочередными объектами рассмотрения в процессе организации системы транспортировки железнодорожным транспортом являются материальные и информационные потоки. В рамках железнодорожного транспорта, на наш взгляд, можно рассматривать ваго-нопоток или грузопоток, характеризующий физическое перемещение объектов, к которому можно отнести процессы перевозки, погрузочно-разгрузочные работы и т. д.

С учетом основных правил логистики, основной задачей процесса транспортировки является доставка груза нужного качества, в необходимом количестве (с учетом требований потребителей), в нужное место и с минимальными затратами. Транспортные предприятия часто сталкиваются с такими сложностями, как: определение условий поставки, оформление договоров с перевозчиком, определение всех этапов складирования и перевалки груза, предоставление информации обо всех стадиях транспортировки. Рассмотренные проблемы (и сопутствующие им) решаются с применением принципов и методов транспортной логистики и услуг в сфере транспортировки. Услуги, оказываемые на принципах логитических основ, требуют наличия широко развитой инфраструктуры и четкой взаимосвязи всех подразделений железной дороги на всех участках прохождения грузопотока. Подобная взаимосвязь базируется на основе системы диспетчеризации с применением комплекса взаимоувязанных информационных, организационных автоматизированных технологий и систем.

Важной задачей автоматизированных систем, осуществляющих логистическое управление всеми процессами грузодвижения в крупных узлах, представляется согласованность подачи информации о грузах и транспортных

средств к стыковочным пунктам, портовым станциямх, перевалочным пунктам и т. д., регулярное осуществление прогнозирования времени поступления и выбытия груза, и в месте с этим прогноз количества транспортных единиц, участвующих в процессе транспортировки. Прогнозирование времени подачи вагонов с грузом, для осуществления процесса разгрузки в транспортном узле, является весьма важным, поскольку позволяет обеспечить подготовленность транспортных средств для погрузочно-разгрузочных работ, а также трудовых ресурсов.

Наиболее важным для крупных промышленных предприятий является принцип доставки материальных ресурсов «точно в срок», сущность работы которого заключается в осуществлении непрерывного производственного процесса, сложности взаимосвязи внутрипроизводственных и внутрицеховых процессов, при которой приходится регулярно восполнять фиксированный запас материальных ресурсов на складах. При применении данной системы временные характеристики являются основополагающими, что отражается в соблюдении точных временных параметров, при поставке материальных ресурсов и молниеносном реагировании на изменения внешней среды. Эффективность логистического управления вплотную зависит от оптимизации временных параметров путем использования современных информационных технологий, применяемых в процессе продвижения груза.

Наиболее существенным фактором при логистизации управления потоковыми процессами на железнодорожном транспорте является оптимизация информационной составляющей всего процесса грузодвижения. Благодаря автоматизации организации документооборота перевозочного процесса облегчается процесс приема и выдачи грузов, уменьшается количество промежуточ-

ных пунктов передачи информации и ряда логистических операций.

Ярким отличием железнодорожного транспорта от других транспортных средств является непосредственно тесная взаимосвязь с заказчиками транспортной услуги (производственными, сельскохозяйственными предприятиями, крупными оптово-посредническими структурами и т. д.), которые обладают железнодорожными подъездными путями, объединяющими их с основными железными линиями, что дает возможность воплощения способа доставки груза «от двери к двери», поскольку большинство грузов перемещается по железной дороге.

Реализация транспортных услуг включает в себя подачу вагонов к точке погрузочно-разгрузочных операций. При заключении договора на организацию процесса транспортировки определяется число транспортных средств, необходимых для транспортировки, а также вид и тип подвижного состава. Существенную роль при организации грузопотока играют такие характеристики, как грузоподъемность и вместимость вагонов.

Современные экономические изменения выявили ряд трудностей, связанных с необходимостью сокращения расходов при организации каналов транспортировки. Формирование каналов физического распределения требует от участников товародвижения не только финансовых затрат, но и дает им существенные преимущества при эффективно организованной логистической системы управления.

Управление затратами в сфере транспортировки на принципах логистики предполагает поиск решений по определению наиболее эффективной схемы транспортировки, выбора вида транспортного средства, принятие решений в области выбора между собственным транспортом и специальными транспортно-экспедиционными компа-

ниями. Таким образом, необходимо проанализировать все положительные и отрицательные моменты и принять наиболее оптимальное решение. Решение подобных задач вызывает большое количество вариантов логистического менеджмента, что невозможно осуществить без применения современных информационных логистических технологий. При решении проблем, возникающих в процессе организации процесса доставки, формирования маршрута, согласования графика перемещения груза к заказчикам, порту, необходима оптимизация большого числа различных показателей, расчет значительного количества возможных маршрутов транспортировки и нахождение наиболее оптимального с точки зрения логистики маршрута.

Наиболее важными факторами, необходимыми для организации процесса транспортировки, являются: число потенциальных поставок за определенный интервал времени, надежность доставки, возможность совместимости перемещаемого груза, грузоподъемность транспортного средства, скорость доставки, возможность доставки груза «до двери» потребителя, стоимость транспортировки, экспедиторские услуги и т. д. Сложности, вызванные не всегда качественным оказанием сервисных услуг, в процессе транспортировки и неточностью временных показателей в процессе доставки, могут повлиять на увеличение уровня запасов, некачественной организации сервисной составляющей в процессе транспортировки, что может привести к потере значительного уровня прибыли.

В современных экономических условия на железной дороге стали проводиться различные реорганизации, повышающие уровень специализации перевозок железнодорожным транспортом. Таким образом, традиционный подход к организации процесса транспортировки железной дорогой в области грузоперевозок трансформируется и

приобретает яркую логистическую направленность. С учетом значимости и экономической важности железных дорог для страны, несомненно, своевременным является организация логистического центра.

Попытки организации логистического центра на железных дорогах свидетельствуют о том, что важным фактором их работы является задача улучшения качества обслуживания заказчиков, повышение уровня качества обслуживания в соответствии с международными стандартами. Использование современных логистических технологий организации грузопотоков в рамках логистического центра развивает потребность в формировании и организации взаимосвязи графика погрузочно-разгрузочных работ, организации оптимальной системы взаимосвязи речного и морского порта, совершенствовании взаимосвязи железнодорожного транспорта и всех участников товародвижения.

Исследуя особенности изменения рынка транспортных услуг, можно заключить, что в будущем число железнодорожных транспортировок могут значительно возрастать, что связано с повышением необходимости в транспортировки у предприятий-производителей, крупных посреднических предприятий и т. д. Таким образом, увеличение количества перевозок позволяет выявить необходимость организации в структуре предприятий железной дороги логистического центра, в задачи которого должны входить как традиционные, так и координационные функции.

Важной задачей в работе логистического центра является информационная составляющая менеджмента грузо-транспортировки. Реализация данной деятельности предполагает создание обширной информационной системы. С этой точки зрения, необходима координация и взаимосвязь тактического и стратегического логистического менеджмента железнодорожных перевозок.

Сложность несформированного единого информационного и технологического пространства, при взаимосвязи железнодорожных предприятий с портами, заключаются в отсутствии одной юридической системы, информационной взаимосвязи железной дороги с портами при грузоотправке и перемещении груза с одного вида транспорта на другой, а также сложности создания единой информационной системы между портами и железнодорожными предприятиями.

Формирование такой системы является весьма важным, поскольку действующие правила организации движения грузопотоков предполагает использование классической, для железнодорожных предприятий, системы сменно-суточного планирования, с использованием различных количественных показателей технического нормирования эксплуатационной деятельности, что приводит к невозможности отвечать современным требованиям в имеющейся системе управления грузопотоками, и предъявляемым потребителям услуг железнодорожного транспорта, так как она не направлена на выполнение основной цели — осуществление доставки груза согласно договору.

Проблемным участком функционирующего процесса организации транспортировки на железнодорожном транспорте явилось недостаточное влияние заключительных этапов перевозки на первоначальные этапы, при возникновении потребности в постоянной корректировке планов транспортировки при возникновении различных сбоев в процессе транспортировки. В связи с этим важнейшей задачей железной дороги является оптимизация организации нормативно-правового регламентирования и регулирования порядка технологического, информационного и коммерческого взаимодействия, характеризующего экономическую ответственность всех участников процесса транспорти-

ровки за невовремя поданное транспортное средство, погрузочно-разгрузочный процесс, вывоз грузов из порта и территории транспортного узла.

В работе железнодорожных предприятий возникла необходимость формирования и применения эффективного инструментария при поиске путей обеспечения своевременности доставки груза к конечным пунктам, при сокращении затрат на транспортировку, что привело к необходимости организации логистического центра, осуществляющего взаимодействие всех основных участников процесса транспортировки, для реализации основной задачи осуществления транспортировки грузов с минимальными затратами и наибольшей прибылью для всех участников.

Важно отметить, что значительной частью создания и функционирования логистического центра является создание информационной поддержки, которая может осуществляться информационно-вычислительным центром, обеспечивающим взаимодействие всех участников логистической цепи, а также расчет и контроль за графиком транспортировки, ведение расчетов с применением автоматизированных систем управления, а также современных средств связи.

На этом этапе развития важным является осуществление эффективной загрузки портовых мощностей грузами с учетом их максимальной перерабатывающей способности, а также согласованность действий со всеми участниками перевозочного процесса. Применение стратегической логистики основывается на проведении анализа сложных моментов, нахождении потенциала стратегического менеджмента с учетом принятия решений в будущем. Изменения логистического менеджмента с учетом стратегического направления характеризуют полную систему управления. Несмотря на это большинство участников рынка железнодорожных перевозок основываются в своей работе

на нерыночных методах ведения коммерческой деятельности, что связано с несовершенной кредитно-финансовой инфраструктурой, особенностью фондового рынка и другими показателями.

Весьма трудны изменения в работе железнодорожных предприятий без организации логистического процесса оказания транспортных услуг. В связи с этим возникает потребность в исследованиях, позволяющих реализовывать логистические подходы на железной дороге при решении ряда важных проблем, к ним можно отнести: неразвитость правовой составляющей, несовершенное информационное обеспечение участников рынка, тенденции монополизации экономики, недостаточную профессиональную подготовленность логистов в этой сфере и т. п.

В современной экономической ситуации важной является разработка системы мероприятий, составляющих комплекс соответствующих организационно-технических, информационных, правовых, социально-экономических, кадровых предпосылок организации оптимального логистического обеспечения действующих структур.

Логистический менеджмент организации потоковых процессов на предприятиях железной дороги связан с конкуренцией и развитием рыночных отношений, так как инфраструктуру регионального рынка можно рассматривать как макросреду; она оказывает влияние на применение логистических основ и в других областях экономики. Таким образом, весьма важным становится применение инструментов логистического менеджмента, нацеленного на поддержание оптимального уровня рентабельности, который во многом характеризуется применением инструментария логистики.

Можно заключить, что важнейшей частью менеджмента железнодорожных транспортировок на принципах логистики является формирование логистического центра. На сегодняшний

день крайне необходимо создание транспортных узлов во взаимосвязи с морскими и речными портами. Логистические методы управления грузоперевозками в процессе взаимосвязи же-лезнодожных предприятий и морских портов в настоящее время весьма важны как для железнодорожных предприятий России, так и для страны в целом.

Библиографический список

1. Пономаренко, В. С., Таньков, К. М., Лепейко, Т. И. Логистичний менеджмент / под. ред. В. С. Пономаренко.

— Харьков : ИНЖЕК, 2010.

2. Дыбская, В. В., Сергеев, В. И. Логистика. Полный курс MBA. — М. : Эксмо, 2011.

3. Молокович, А. Д. Транспортная логистика. — М. : Гревцов Паблишер, 2014.

4. Транспортная логистика [Электронный ресурс]. — URL : http://www.lobanov-logist.ru/library.

5. Проблемные отношения иностранного перевозчика и транспортной инспекции России: «3-х сторонние доз-волы» [Электронный ресурс]. — URL : http://l ogistic-forum.lv/statj i-po-logistike.

Bibliographic list

1. Ponomarenko, V. S., Tankov, K. M., Lepeiko, T. I. Logistic management / ed. by C. S. Ponomarenko. — M. : INZEK, 2010.

2. Dybskaya, V. V., Sergeev, V. I. Logistics. Complete MBA. — M. : Eksmo, 2011.

3. Molokovich, A. D. Transport logistics. — M. : Grevtsov publisher, 2014.

4. Transport logistics [Electronic resource]. — URL : http://www.lobanov-logist.ru/library.

5. Problematic relations foreign carrier and transport Inspectorate of Russia: «3-sided permitted» [Electronic resource].

— URL : http://logistic-forum.lv/statji-po-logistike.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.