УДК 373
ПУТИ И УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Реферат: несмотря на положительные тенденции, наметившиеся за последнее время в современном образовании, наблюдаются изменения, касающиеся роста и усложнения различных негативных норм и правил поведения асоциального характера среди обучающейся молодежи. Учащиеся и выпускники общеобразовательных организаций, имеющие отклонения в поведении, испытывают типичные психологические трудности (обида, одиночество, агрессивность и др.). Приходится констатировать, что в настоящее время отсутствует единый, оптимальный и системный подход к пониманию и реализации педагогической профилактики асоциального поведения рассматриваемой в статье категории граждан. В рамках обозначенной проблемы нами выделены основные направления педагогической профилактики асоциального поведения обучающейся молодежи: правовое просвещение воспитанников; воспитательно-разъяснительная деятельность различных категорий руководителей, специалистов и педагогов; психолого-диагностическая деятельность и коррекция; организационно-методические мероприятия профилактической деятельности; выявлены и обоснованы эффективные пути и условия педагогической профилактики асоциального поведения
© Соколов И. С., 2016
И. С. Соколов
обучающихся в общеобразовательных организациях; описана разработанная и апробированная поэтапная практико-ориентированная программа реализации рассматриваемого превентивного процесса профилактики асоциального поведения обучающейся молодежи общеобразовательных организаций. Первый этап программы направлен на выявление предрасположенности обучающихся к асоциальному поведению; второй - на установление первичных признаков асоциального поведения; третий этап касается профилактической деятельности с социально запущенными обучающимися; четвертый этап -профилактическая деятельность с исправившимися выпускниками общеобразовательных организаций. Подробно раскрыто содержание профилактической деятельности на каждом из этапов; описана проведенная экспериментальная работа, включающая в себя развитие у обучающихся позитивных потребностей к самопрофилактике.
Ключевые слова: асоциальное поведение, обучающийся, общеобразовательная организация, условия, этапы, педагогическая профилактика, превентивная деятельность.
В условиях сложного современного процесса образовательных преобразований российской средней школы, неоднозначного перехода к объедине-
нию общеобразовательных организаций меняются сложившиеся традиции и приоритеты в семейном воспитании, школьном обучении и развитии обучающихся. Наряду с некоторыми положительными результатами школьных преобразований в стране, осуществления реформы общеобразовательной школы наблюдается устойчивая тенденция к изменению направленности поведения обучающейся молодежи по асоциальному содержанию и формам его проявления, росту и усложнению различных негативных норм и правил поведения асоциального характера в современных условиях.
В широком смысле асоциальным является рискованное поведение, вступающее в противоречие с социально-нормативными требованиями, наносящее социальный вред обществу, общеобразовательным организациям и семьям, а в узком - поведение, не соответствующее позитивному социуму и нормам социального поведения обучающихся образовательных организаций.
Как показывает превентивная практика, в асоциальные группы входят обучающиеся в возрасте 13-15 лет (6-8-е классы), 16-17 лет (9-10-е классы), 17-18 лет (выпускники общеобразовательных организаций). Проведенное исследование и анализ литературы позволяют выделить наиболее типичные психологические трудности у детей и подростков с отклонениями в поведении:
- взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
- взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
- самоотношение, самопонимание;
- формирование жизненных ориентиров, идеалов, ценностей;
- внутреннее («психологическое») одиночество, невыраженность, непонятность другими;
- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований;
- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
- обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;
- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствия волевого контроля и способности к самообладанию;
- неорганизованность;
- зависимость от других, низкая сила своего Я;
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
- трудный характер, наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т. д.;
- отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
- чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д.), отсутствие уважения к родителям [2].
Анализ педагогических источников показал, что в настоящее время отсутствует единый, оптимальный и системный подход к пониманию процессуальной структуры педагогической профилактики асоциального поведения обучающихся в образовательных организациях.
Педагогическая профилактика асоциального поведения обучающихся в образовательных организациях состоит из четырех основных частей:
- правового просвещения воспитанников;
- воспитательно-разъяснительной деятельности различных категорий руководителей, специалистов и педагогов;
- психолого-диагностической деятельности и коррекции;
- организационно-методических мероприятий профилактической деятельности.
Конечная цель сводится к воспитанию и перевоспитанию цельной личности человека и индивида. Вместе с тем профилактика является лишь частью превентивной педагогики, составляет основу предупреждения и преодоления асоциального поведения обучающихся в общеобразовательных организациях.
Опросы и анкетирование должностных лиц образовательных организаций г Калуги, целенаправленные наблюдения за фактами педагогической профилактики асоциального поведения обучающихся позволили выявить трудности реализации данного процесса в общеобразовательных организациях. Сложности заключались в том, что в общеобразовательных организациях практически отсутствовала первичная педагогическая профилактика асоциальных отклонений в поведении обучающейся молодежи и информирование об этом во время их учебы и деятельности, у школьных педагогов, специалистов и руководителей общеобразовательных органов отсутствуют возможности для изоляции трудных обучающихся от остальных обучающихся, когда первые оказывают негативное, асоциальное влияние на вторых, и т. д.
Нами выявлены и обоснованы эффективные пути и условия педагогической профилактики асоциального поведения обучающихся:
- разработка модульного обучения и сопровождения должностных лиц по педагогической профилактике асоциального поведения. Основными условиями его реализации стали: определение уровней превентивной подготовленности руководителей и педагогических работников, обучение и сопровождение различных категорий должностных лиц теории и практике педагогической профилактики, организация и планирование профессиональной деятельности должностных лиц;
- обоснование поэтапного внедрения профессиональной подготовки руководителей и педагогических работников к педагогической профилактике асоциального поведения обучающихся. Основными условиями его реализации были: разработка и характеристика подготовительного, реконструктивного, закрепляющего и заключительного этапов профессиональной подготовки должностных лиц; определение их ста-жировочных площадок и учебно-методического обеспечения; реализация содержания превентивной деятельности на каждой из них; подготовка отчетной документации;
- индивидуализация профилактической деятельности с социально запущенными обучающимися и их самопрофилактика. Условиями ее реализации стали: всестороннее и глубокое изучение и понимание индивидуальных особенностей социально запущенных обучающихся; выбор оптимальных форм и средств индивидуальных профилактических влияний на трудных обучающихся; реализация индивидуального подхода к социально запущенным обучающимся; формирование у них мотивации и потребности в самопрофилактике;
оказание индивидуальной помощи и поддержки в самоисправлении трудных обучающихся; организация постоянного руководства данным процессом в общеобразовательных организациях.
Основным итогом исследования стала разработанная и апробированная практико-ориентированная программа реализации процесса педагогической профилактики асоциального поведения обучающейся молодежи. Она представляет собой поэтапную педагогическую профилактику:
- первый этап - выявление предрасположенности обучающихся к асоциальному поведению (1-4-е классы);
- второй этап - выявление первичных признаков асоциального поведения (5-8-е классы);
- третий этап - профилактическая деятельность с социально запущенными обучающимися (9-10-е классы);
- четвертый этап - профилактическая деятельность с исправившимися выпускниками общеобразовательных организаций (11-й класс).
Цель первого этапа: организация и проведение целенаправленной и систематической превентивной деятельности с обучающимися по предупреждению и преодолению предрасположенности к асоциальному поведению.
Содержание профилактической деятельности включает в себя:
- формирование реальных представлений об учебе в начальных классах и об учебной дисциплине;
- накопление первичной информации и составление самого общего представления об обучающихся, их положительных и отрицательных качествах;
- выявление негативных симптомов асоциального поведения обучающей-
ся молодежи, его основных факторов и причин;
- изучение сущности, характера и наличие фактов асоциальных отклонений в поведении обучающихся; проведение конкретной профилактической работы с трудными обучающимися;
- активное вовлечение данных детей в работу патриотических клубов, групп и объединений;
- проведение специальных индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями;
- уточнение и составление первого представления о социально-демографических данных обучающихся (возраст, национальность, семейное положение, условия жизни и учебы, обстоятельств воспитания, особенности формирования личности, увлечения, склонности, жизненные планы и другие дополнительные данные);
- анализ информации руководителей и педагогов, школьных коллективов, работников правоохранительных органов и социально-педагогических, психологических и нравственных характеристик обучающегося контингента;
- ознакомление обучающихся с требованиями школьных уставов, жизнью и бытом начальных классов;
- доведение до сведения обучающихся основных правовых норм об учебе и дисциплине их ответственности за учебные результаты;
- тщательное медицинское обследование трудных обучающихся, оказание им целесообразной медицинской и психологической помощи;
- знакомство педагогов и классных руководителей с учебными картами, объективными методами изучения, личными делами и другими документами;
- по возможности проведение профилактических индивидуальных бесед с трудными обучающимися и их родителями;
- при необходимости проведение дополнительного медицинского обследования обучающихся группы риска;
- разъяснение правил поведения, информирование об ответственности за нарушение учебного порядка в школах;
- организация тщательного наблюдения за поведением трудных учащихся в школе, исключения контактов с девиантами, употребления наркотических, токсических веществ и алкогольных напитков;
- строгий контроль за обучающимися, своевременное и решительное пресечение у них фактов негативного поведения.
Цель второго этапа: осуществление организованного изучения обучающихся, своевременное выявление трудных обучающихся, качественное психолого-педагогическое изучение их личности в общеобразовательных организациях.
Содержание превентивной деятельности включает в себя:
- подбор и методическое инструктирование педагогов и родителей для приема и качественного изучения обучающейся молодежи, выявление трудных из них по признакам асоциального поведения;
- тщательное продумывание изучения трудных обучающихся, индивидуальное и дифференцированное их распределение по классам;
- индивидуальное и дифференцированное распределение по типам социальной защищенности;
- дача персональных заданий и поручений обучающимся, направленных
на решительное противодействие фактам глумлений и издевательств, грубости и высокомерия, изучение их личностных проявлений;
- накопление первичной информации и составление общего представления о трудных обучающихся;
- изучение сущности, характера и наличия у изучаемых воспитанников асоциальных качеств личности с последующей классификацией;
- выявление негативных симптомов асоциального поведения до учебы в старших классах;
- изучение положительных качеств у обучающихся, динамика их формирования и развития, поиск и создание условий их проявления;
- выявление основных причин различных признаков в асоциальном поведении обучающейся молодежи и условий их проявления;
- уточнение характера проявления различных признаков в асоциальном поведении учащихся во время учебы и других видов деятельности;
- проведение дополнительного психолого-медицинского обследования трудных обучающихся, неукоснительное выполнение медицинских и психологических рекомендаций;
- постановка и практическая реализация предварительного диагноза и прогноза, в котором указываются первые признаки социальной трудности личности, определяются основные социально-педагогические и психологические причины отклонений в поведении; даются первоначальные рекомендации по профилактике обучающихся с асоциальными качествами личности и др.
Цель третьего этапа: предупреждение и преодоление социальной за-
пущенности у трудных обучающихся и на этой основе формирование положительных качеств, позитивного отношения к учебе и трудовой деятельности.
Содержание превентивной деятельности включает в себя:
- осуществление наблюдения и контроля за асоциальным поведением обучающихся, имеющих неряшливый внешний вид, проявляющих пассивность в общении, замкнутость и уединение, выполняющих наиболее тяжелые и трудоемкие учебные и трудовые задачи и хозяйственные работы, пытающихся скрыть болезни, пристрастия и нанесение им увечья, травмы и т. д.;
- окончательное распределение трудных обучающихся по типам социальной запущенности;
- выполнение рекомендованных мер по предупреждению и преодолению социальной запущенности обучающихся: в деятельности педагогов, классных руководителей и специалистов; индивидуальной воспитательной работе; самоисправлении (разрабатывается комплекс мероприятий по искоренению каждого конкретного типа социальной трудности обучающихся);
- осуществление контроля и оценки результатов превентивной деятельности: социальная запущенность наблюдаемых обучающихся (преодолена полностью, частично, не преодолена, при этом указываются причины и намечаются дополнительные меры) и др.
Цель четвертого этапа: использование педагогических возможностей перевоспитанных обучающихся в превентивной работе другими обучающимися и продуманная организация завершения учебы в школе.
Содержание превентивной деятельности включает в себя:
- назначение перевоспитанных обучающихся шефами над трудными учащимися;
- обобщение и внедрение опыта профилактики и самоисправления трудных обучающихся в теорию и практику превентивной деятельности в общеобразовательных организациях;
- проверка обеспеченности каждого обучающегося вниманием и заботой;
- составление на каждого выпускника учебной характеристики и благодарственного письма с последующей отправкой родителям;
- занесение в Книгу почета школы лучших выпускников;
- поддержание по возможности тесных связей с выпускниками школ, проявление искренней заинтересованности к их дальнейшей судьбе и др.
Экспериментальная работа также включала в себя развитие у обучающихся позитивных потребностей в самопрофилактике. Человек очень активно воспринимает информацию посредством зрительных анализаторов, поэтому наглядный пример является действенным средством воспитания на всех ступенях обучения. Наибольшую воспитательную ценность представляют примеры поступков героев книг, фильмов. Пример окружающих людей как средство для подражания способен сформировать активную жизненную позицию и научить правилам поведения. Положительные примеры, воспитывающие доброту, благородство, порядочность, уважение к окружающим, должны быть главными образцами для подражания. В процессе общения складываются и проявляются чувства совести, доброты, порядочно-
сти, благородства, уважения друг к другу [1 ]. Определение целей и задач происходило одновременно с осознанием нравственного идеала как важного мотива самосознания обучающегося. В педагогическом эксперименте придавалось значение соответствию нравственного идеала и личных идеалов обучающихся, организации деятельности таким образом, чтобы достигалась реализация конкретных социальных идеалов на сознательной перестройке себя. Потребность в самопрофилактике формировалась путем использования устойчивых интересов обучающихся по ликвидации социальной запущенности. В основе таких интересов у трудных обучающихся было желание участвовать в различных видах школьной деятельности, овладевать методами самопрофилактики, формировать положительные качества.
Положительная направленность самостимуляции трудных обучающихся к самопрофилактике осуществлялась с помощью методов самоубеждения, самопринуждения, самокритики и др. Анализ фактов самостимуляции трудных обучающихся по своему исправлению показал ценность самоубеждения как побудителя к самопрофилактике.
Самопринуждение в процессе самопрофилактики включало способность действовать по принципу «не хочу» и «надо» с преимущественным доминированием последнего. При решении задачи по формированию у трудных обучающихся самопобуждения к самопрофилактике важно сформировать у них самосознание своих асоциальных отклонений.
Самопознание обучающихся реали-зовывалось посредством методов самонаблюдения, самоконтроля, самоанализа, самооценки и др. Самонаблюдение
помогло увидеть свои поступки глазами других людей и зафиксировать в памяти результаты учебы, труда и поведения. С помощью метода самоконтроля осуществлялась оценка и самооценка своего поведения. Самоанализ включал в себя учет объективных фактов и оценку динамики своего исправления.
В формировании адекватных самооценок у трудных обучающихся применялись их взаимооценки. При этом использовался прием сопоставления, то есть соотнесения качеств характеризуемого к своим собственным. В товарищеских беседах, спорах, в общении с одноклассниками, благодаря активной деятельности в жизни класса, трудные обучающиеся осознавали свое асоциальное поведение.
Индивидуальная программа самопрофилактики планировалась на весь период учебы в общеобразовательных организациях. Реализуемые цели и задачи индивидуальной программы самопрофилактики дополнялись правилами и нормами самовоспитания, позволяющими своевременно корректировать ее.
Активизация самопрофилактики и руководство ею, согласно разработанной программе реализации процесса педагогической профилактики асоциального поведения, явилась важным путем превентивной деятельности с трудными обучающимися.
Список литературы
1. Левченко Н. В. Духовно-нравственное воспитание будущих педагогов в условиях полиэтнического региона // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 227-232.
2. Соколов И. С. Педагогические аспекты девиантного поведения воспитанников школ-интернатов // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 112-113.