УДК 343.85
Проблема совершенствования профилактической работы в области социальной запущенности обучающейся молодежи в образовательных организациях
■ О. С. АМОСОВА - старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук
В статье рассматривается понятие «профилактика», обозначаются концептуальные пути исследования проблемы совершенствования профилактической работы в области социальной запущенности обучающейся молодежи в образовательных организациях, анализируются различные методологические подходы профилактики данного явления.
Ключевые слова: профилактическая работа; социальная запущенность; обучающаяся молодежь; образовательные организации; основные методологические подходы.
The problem of improving preventive work in the field of social neglect of young people learning in educational institutions
■ O. S. AMOSOVA - Senior Lecturer of the Department of State and Law of the Law Faculty of the Vladimir Law Institute of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law
This article discusses the concept of «prevention», outlines conceptual ways to study the problem of improving preventive work in the field of social neglect of young people learning in educational institutions; discusses the various methodological approaches for the prevention of this phenomenon.
Kew words: prevention; social neglect; students; educational organizations; major methodological approaches.
Совершенствование профилактической работы в области социальной запущенности обучающейся молодежи в образовательных организациях не перестает быть актуальным в настоящее время. Девальвация культурных ценностей, неуверенность в завтрашнем дне, неспособность части населения (и особенно молодежи) справляться с жизненными трудностями - вот те предпосылки, которые способствуют проявлениям данного вида социальной патологии обучающихся.
При этом существует заметный разрыв между теорией и современной практикой профилактики социальной запущенности, что, безусловно, влияет на эффективность и результативность данной работы. Поэтому сегодня возникает острая потребность в систематизации теоретико-методологических оснований, направлений и методов про-
филактической работы в образовательной среде.
Профилактика (от греч. prophylaktikos -предохранительный), как правило, ассоциируется с запланированным предупреждением некого негативного действия, то есть с уничтожением оснований, способных вызвать ненужные результаты. Из этого следует, что профилактика социальной запущенности обучающейся молодежи должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого итога, но в то же время и на предотвращение возможных не очень благоприятных явлений.
Когда речь идет о мерах, то принято говорить об общих (общая профилактика), специальных (социально-педагогическая профилактика) и индивидуальных (индивидуальная профилактика) уровнях профилактики.
Исследование вопросов профилактики в области изучаемого феномена находит отражение в психологической науке в работах С. А. Беличевой, Е. В. Змановской, С. В. Ко-сарецкой, В. М. Миниярова, В. А. Момота, А. Б. Петровой, Р. С. Романова, Т. Г. Харитоновой, С. В. Шепелевой и др. Именно психологи пришли к мнению о том, что содержательный анализ понятия «профилактика»1 сводится к понятию «предупреждение»2, а оно, в свою очередь, логически связано с дефинициями «предвосхищение» и «предотвращение»3.
Наиболее общим понятием в психологической науке, охватывающим все формы проявления опережающего отражения, считается антиципация. Психологические процессы мониторинга и подготовки к грядущим мероприятиям, делам и поступкам свойственны любому виду активности. Что бы ни делал человек, у него имеется образ будущего. Антиципация рассматривается как способность действовать и принимать те или иные решения с конкретным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых событий. Таким образом, в психологии профилактика социальной запущенности обучающейся молодежи в образовательных организациях выступает как процесс предупреждения (упреждения), то есть заблаговременного устранения неблагоприятных факторов для развития молодого человека и реализации комплекса мер психологического воздействия на личность.
В педагогике также исследуются проблемы профилактики в области социальной запущенности обучающейся молодежи (О. В. Андрюшина, С. В. Доедалина, А. Д. Го-неев, Л. В. Годовников, Э. В. Зауторова, Е. В. Звягина, Ю. А. Клейберг, Д. А. Кураева, Н. Ф. Маслова, Л. В. Мардахаев, А. А. Кочин, Е. Н. Фанина, А. Б. Фомин, С. Н. Щербакова и др.). С одной стороны, как и психологи, педагоги рассматривают профилактику на уровне взаимодействия субъект-субъектных отношений, как учитывающую цели, задачи, интересы и потребности субъекта. С другой стороны, в педагогических концепциях акцент ставится на повсеместное обучение и педагогическое просвещение родителей, проведение социально-педагогических, психолого-педагогических консультаций по выбору форм и методов воспитания. Именно педагоги первыми заговорили об активном вовлечении во внеклассную и общественную деятельность обучающейся молодежи, об активизации организации свободного
времени молодых людей, склонных к рассматриваемому виду девиации.
Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития негативных процессов на ранних стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло. Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность профилактических действий4.
Таким образом, в педагогике превалируют социально-педагогические подходы к профилактике в области социальной запущенности обучающейся молодежи в образовательных организациях, предполагающие воздействие на образовательную среду, создание условий, которые снижали бы вероятность возникновения искомого феномена и повышали общую культуру всех субъектов образовательной среды.
Одним из классических считается информационный подход, который исходит из представления, что отклонения в поведении молодых лиц от социальных норм происходят потому, что они не понимают их. Уже теоретическая посылка данного подхода подразумевает, что профилактическая работа обязана направляться по пути информирования обучающейся молодежи в образовательных организациях о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и социумом. Это значит, что необходимо интенсивное использование в данных целях средств массовой информации, а также кино, театра, литературы и иных передовых средств. Вместе с тем следует учитывать, что влияние информатизации может быть и негативным, что обусловлено снижением качества самой информации5.
Информационный подход основан на распространении информации об опасности того, что влечет за собой социальная запущенность обучающейся молодежи. Концептуальной основой подхода является донесение информации о том, как опасно, например, употребление наркотиков и к чему это может привести (стратегия запугивания). Это может дать определенный толчок к уменьшению проявления данных отклонений в среде молодых людей, однако практика показывает, что в последнее время данный подход не эффективен, так как информируем мы об одном, а в интернет-пространстве воспитуемый знакомится с другой информацией по этому же вопросу,
родители или ближайшие родственники демонстрируют в своем поведении уже следующий вариант и т. д.
В области юриспруденции (Д. И. Аминов, Р. М. Абызов, А. А. Глухова, И. В. Севастьянова, В. Л. Цветков, Г. Г. Шиханцов и др.) в качестве основного подхода к профилактике в области социальной запущенности обучающейся молодежи рассматривается вик-тимологический подход, связанный прежде всего с мерами по устранению ситуаций (обстоятельств), способствующих отклонению от общепринятых социальных норм. Одним из успешных направлений считается изучение личности молодого человека, допускающего в своем поведении те или иные формы отклонений, раскрытие причин, влияющих на деформацию, выявление позитивных сторон его личности.
Вопросы профилактики социальной запущенности исследуются и в медицине (Н. А. Гусева, Е. Г. Дозорцева и др.). Предлагаются прежде всего подходы, основанные на укреплении здоровья обучающейся молодежи в образовательных организациях. Важной составляющей концепции укрепления здоровья является жизненная компетентность.
Как показывает опыт, использование различных подходов без решения ряда организационных проблем профилактической работы оказывается недостаточно действенным. Социальная запущенность обучающейся молодежи в образовательных организациях может проявляться в нескольких областях: как особенность отдельных психических процессов, как социально обусловленное качество личности и черта характера, как низкая общая культура, отрицание нравственных норм и правил поведения, как вредоносная привязанность.
Наиболее перспективными при внедрении комплекса дополнительных мер по профилактике социальной запущенности обучающейся молодежи в образовательных организациях является системный, инте-гративный, программно-целевой, компе-тентностный подходы и подход, основанный на формировании жизненных навыков, навыков личного поведения и межличностного общения.
Основателем системного подхода считается австрийский биолог Карл Людвиг фон Берталанфи, определивший его основные принципы: целостность, иерархичность, структуризация, множественность и системность. Данный подход позволяет отделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и
сравнить их друг с другом, объединив в единое целое. Системный подход рассматривает проблему профилактики социальной запущенности как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющих определенную цель, подкрепленных ресурсами, имеющих связь с внешней средой (например, социокультурная деятельность субъекта, его общение, ценностные ориентации, социальные установки, владение знаниями социально-этического характера и т. д.).
Интеграция в педагогике позволяет молодым людям быстрее адаптироваться в окружающем пространстве. Она находится в неразрывной связи с системой и придает целостность всему процессу обучения. Представляет собой определенный процесс, а также результат взаимодействия разнообразных элементов, которые приводят к появлению чего-то целостного, нового. Кроме того, интеграция в педагогике имеет четкую структуру, состоит из множества связанных между собой компонентов всех частей системы образования. Конечная цель интеграции - разностороннее саморазвитие личности.
Развитие социальных качеств личности осуществляется на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, сотрудничества и сотворчества. Они определяются как способы воздействия, содействия, взаимодействия среды образовательной организации (институт образования, преподаватель, психолог, куратор, наставник) с обучающимся с целью активизации его внутренних ресурсов (через социальное творчество, организацию и самоорганизацию, формирование тактики и стратегии развития) и достижения намеченной цели. Диалоговое взаимодействие участников определяет стиль общения, методы и приемы взаимодействия, приводит к качественным изменениям субъектов воспитания, повышает педагогический эффект формирования и развития социальной активности личности6.
Программно-целевой подход является органичным продолжением развития классических гуманистических концепций образования, согласно которым человек выступает высшей ценностью. На наш взгляд, данный подход обеспечивает эффективность управления учебной деятельностью в системе непрерывного образования, логически связывает все образовательные ступени и имеет главной целью воспитание профессионала. Программно-целевой подход ориентирует молодежь на осознанное и всестороннее освоение ценностей культу-
ры, являющихся базовыми в определении своего «Я», а профессионализм становится неотъемлемой частью культуры личности.
Компетентностный подход появился в результате смены ценностных ориентиров и целей образования. Этот подход признает значимыми результаты обучения за пределами системы образования. На сегодняшний день основным содержанием компе-тентностного подхода являются: усиление личностной направленности образования (обучающийся должен сам исследовать и построить свое знание); решение социально значимых и важных задач путем освоения новых способов деятельности; ориентация на саморазвитие личности. С учетом данного подхода изменяются учебный процесс, цель, содержание и средства обучения. Предполагается единство знаний и умений у обучающихся, интегрирующее в себе их социальные и личностные качества, отношение к будущей профессиональной деятельности7.
Подход, основанный на формировании жизненных навыков, базируется на понятии изменения поведения. Жизненные навыки приобретаются в результате личного поведения и межличностного общения и позволяют людям направлять свою жизнедеятельность, контролировать поведение, развивать умение жить с другими в окружающей среде. Целью рассматриваемого подхода является повышение у молодежи устойчивости к различным социальным влияниям, повышение индивидуальной компетенции путем обучения личности социальным навыкам.
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
2 См.: Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М., 2008.
3 См.: Беличева С. А. Основы превентивной психологии.
4 См.: Зауторова Э. В. Характеристика асоциального поведения воспитанников детского дома // Социализация в образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (г. Калуга, 21-22 мая 2015 г.). Калуга, 2015. С. 161-165.
5 См.: Оботурова Н. С. Влияние информатизации образовательной среды на формирование общекультурных компетенций обучающихся // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4 (36). С. 83-86.
6 См.: Зауторова Э. В. Технология развития социального лидерства у курсантов ведомственного вуза // Социальное лидерство в образовательной среде : материалы все-рос. науч.-практ. заочной интернет-конф. Ярославль, 2017. С. 79-85.
7 См.: Она же. Повышение профессиональной коммуникативной компетенции студента при обучении иностранному языку // Лингвистика. Коммуникация. Образование : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Луганск, 9 апр. 2015 г.). Луганск, 2015. С. 170-172._
Теории социального научения и проблемного обучения позволяют, с одной стороны, приблизиться к пониманию причин социальной запущенности обучающейся молодежи в образовательных организациях, а с другой - создать потенциально эффективные профилактические стратегии. Под научением понимаются изменения в поведении, возникшие в процессе жизнедеятельности или в результате тренировки. Научение - это процесс и результат выработки навыков. Научение может происходить при воздействии на организм определенных стимулов и при осознании и когнитивной оценке личностью внешних событий. Суть обучения состоит в передаче и организации знаний. Сущность проблемного обучения состоит в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, имея приобретенные знания, самостоятельно осмысливает учебную проблему, ищет и обосновывает наиболее оптимальный вариант ее решения. По сравнению с другими подходами данные модели оцениваются исследователями как имеющие шансы быть наиболее успешными.
Таким образом, одним из путей совершенствования профилактической работы в области социальной запущенности обучающейся молодежи в образовательных организациях является использование различных методологических подходов, что позволяет организовать данный процесс с наибольшей эффективностью, способствует развитию социально важных качеств у молодых людей во время их обучения.
1 Sm.: Belicheva S. A. Osnovy preventivnoj psihologii. M., 1993.
2 Sm.: Zmanovskaja E. V. Deviantologija: psihologija otklonjajushhegosja povedenija. M., 2008.
3 Sm.: Belicheva S. A. Osnovy preventivnoj psihologii.
4 Sm.: Zautorova Je. V. Harakteristika asocial'nogo povedenija vospitannikov detskogo doma // Socializacija v obrazovatel'nom prostranstve detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja, detej-invalidov, detej-sirot, detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, detej, nahodjashhihsja v trudnoj zhiznennoj situacii : sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Kaluga, 21-22 maja 2015 g.). Kaluga, 2015. S. 161-165.
5 Sm.: Oboturova N. S. Vlijanie informatizacii obrazovatel'noj sredy na formirovanie obshhekul'turnyh kompetencij obuchajushhihsja // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2016. № 4 (36). S. 83-86.
6 Sm.: Zautorova Je. V. Tehnologija razvitija social'nogo liderstva u kursantov vedomstvennogo vuza // Social'noe liderstvo v obrazovatel'noj srede : materialy vseros. nauch.-prakt. zaochnoj internet-konf. Jaroslavl', 2017. S. 79-85.
7 Sm.: Ona zhe. Povyshenie professional'noj kommunikativnoj kompetencii studenta pri obuchenii inostrannomu jazyku // Lingvistika. Kommunikacija. Obrazovanie : materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Lugansk, 9 apr. 2015 g.). Lugansk, 2015. S. 170-172.