Научная статья на тему 'ПУТИ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА'

ПУТИ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / PROTECTION FROM EMERGENCIES / КОНТРОЛЬНАЯ (НАДЗОРНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONTROL (SUPERVISORY) ACTIVITY / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / LICENSING / НАДЗОРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SUPERVISORY AND PREVENTIVE ACTIVITIES / ОРГАНЫ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ / BODIES AND UNITS FOR EMERGENCY SITUATIONS / РИСК / RISK / СЕРТИФИКАЦИЯ / CERTIFICATION / СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE / ЧЕК-ЛИСТ / CHECK-LIST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миканович Андрей Станиславович

На основании проведенного анализа действующих нормативных правовых актов предложены основополагающие принципы и перспективные направления развития в области контрольной (надзорной) деятельности по обеспечению пожарной безопасности на период 2018-2040 гг. Предполагается, что их реализация позволит перейти от контроля и надзора к системе управления пожарной безопасностью на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миканович Андрей Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways and means of improving the implementation of the state fire supervision

Purpose. The article is devoted to perspective directions of fire supervision activity for business entities. Methods. The analysis of the existing legal acts in view of the perspective directions of development for the next 22 years. Findings. Three perspective principles for the reorganization of supervision activities in the field of fire safety were considered. Application field of research. The results obtained in this article can be used to compile short-term and medium-term plans for the development of state fire supervision in the Republic of Belarus. Conclusions. Based on the analysis of existing normative legal acts, perspective principles and directions of development in the field of control (supervisory) activities to ensure fire safety for the period 2018-2040 are proposed. It is assumed that the implementation of these principles and directions will allow to move within the state from control and supervision to the fire safety management system.

Текст научной работы на тему «ПУТИ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА»

УДК 614.841.315

ПУТИ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Миканович А.С.

На основании проведенного анализа действующих нормативных правовых актов предложены основополагающие принципы и перспективные направления развития в области контрольной (надзорной) деятельности по обеспечению пожарной безопасности на период 2018-2040 гг. Предполагается, что их реализация позволит перейти от контроля и надзора к системе управления пожарной безопасностью на государственном уровне.

Ключевые слова: защита от чрезвычайных ситуаций, контрольная (надзорная) деятельность, лицензирование, надзорно-профилактическая деятельность, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, риск, сертификация, страхование, чек-лист.

(Поступила в редакцию 13 августа 2018 г.)

Введение. Одним из выводов комиссии Организации Объединенных Наций по снижению рисков бедствий в Глобальном аналитическом докладе за 2015 год о мерах по уменьшению опасностей стала констатация факта необходимости перехода общества от парадигмы «предотвращение рисков» к парадигме «управление рисками». Это требует от каждого из государств адаптации механизмов надзорной деятельности к реалиям текущего момента с учетом характерных для региона политических, ментальных и экономических факторов. В связи с этим в течение последних двух лет наблюдаются существенные изменения в подходах к осуществлению надзорной деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Основная часть. Основополагающим документом в области надзорной деятельности на территории Республики Беларусь, в т. ч. и для органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее - ОПЧС) МЧС Беларуси является Указ Президента Республики Беларусь от 1б октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» [1]. Одним из недостатков применения данного Указа явилось существенно возросшее количество проверок со стороны надзорных органов. Увеличение количества проверок привело к увеличению нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, резульатом чего стало существенное снижение как предпринимательской активности, так и деловой инициативы внутри страны по ряду объективных причин.

Во-первых, большая часть проверяющих только констатировала факт наличия нарушения. Устранять выявленные нарушения предлагалось субъекту хозяйствования. При этом отсутствовала какая-либо вариантная проработка и возможная экономическая оценка принимаемых субъектом решений из-за отсутствия законодательной и методологической баз по данному направлению.

Во-вторых, в ряде технических нормативных правовых актов, в т. ч. и входящих в систему противопожарного нормирования и стандартизации, содержались порой как взаимоисключающие друг друга, так и завышенные требования по обеспечению безопасности (так называемый «консервативный подход»), которые рассчитывались на наихудший вариант ЧС, например, развития пожара и на проектируемом, и на эксплуатируемом объекте. При этом риск возникновения такого пожара никоим образом не оценивался, в т. ч. и по причине отсутствия методологической базы.

В-третьих, само понятие «риск» по состоянию на момент введения Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 [1] не имеет жестко закрепленного в нормативных правовых актах определения и может рассматриваться как:

- величина ожидаемого ущерба, нанесенного той или иной техногенной или природной чрезвычайной ситуацией;

- вероятность возникновения ЧС или воздействия на людей опасных факторов пожара, установленных ГОСТ 12.1.004 [2];

- произведение вероятности возникновения ЧС или воздействия на людей опасных факторов пожара на величину ожидаемого ущерба.

На сегодняшний день в ГОСТ 12.1.004 [2] закреплена величина допустимого уровня пожарной опасности в расчете на каждого человека в год (индивидуальный риск), равная

10-6. Однако действующие технические нормативные правовые акты (СТБ 11.05.03 [3] и ТКП 474 [4]) позволяют определить указанную величину только для производственных зданий и наружных технологических установок в случае возникновения аварийных ситуаций, связанных с разгерметизацией и последующим горением или взрывом топливовоз-душных смесей горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Нормативно закрепленные методы для других зданий и сооружений (например, объектов с массовым пребыванием людей) отсутствуют, поэтому для них приведенная в [3] методика расчета индивидуального риска может рассматриваться только в качестве общего подхода для проведения соответствующих оценок.

Кроме изложенного выше, специалисты в области пожарной безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации отмечают, что кроме технической составляющей в деле предупреждения ЧС в последнее время на первый план начинает выходить психологическая составляющая, ибо очень часто причиной пожара является не внешний фактор (окурок, короткое замыкание электрической проводки и т. п.), а сам человек, который развел костер в запрещенном месте, бросил окурок в мусорный контейнер с легковоспламеня-емыми отходами, подключил необходимое ему количество электрических приборов к электросети без учета максимально возможной нагрузки на нее [5].

Можно сказать, что перечисленные факторы являются частью тех предпосылок, на основании которых на сегодняшний день на территории Республики Беларусь проводится реформа в области осуществления надзорной деятельности работниками ОПЧС.

Проведение каких-либо реформ, в т. ч. и обеспечение перехода от парадигмы «предотвращение рисков» к парадигме «управление рисками», невозможно осуществить без разработки законодательной базы в данной области. Фундаментальными документами, на которых базируется процесс реформ в области пожарной безопасности, являются Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» [6] и проект Концепции развития в области защиты от чрезвычайных ситуаций на период 2018-2040 гг.

Основными положениями Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 являются:

- оптимизация форм осуществления государственного надзора и контроля;

- применение мер ответственности к субъектам хозяйствования только в том случае, если выявленные нарушения не устранены, нарушения выявлены повторно либо устранение выявленных нарушений невозможно;

- установление срока моратория на проведение проверок в течение 2 лет;

- определение исчерпывающего перечня субъектов, которые могут назначить внеплановую проверку во время моратория, и причин ее назначения;

- включение в надзорную деятельность таких понятий, как «чек-лист» и «высокая степень риска нарушения законодательства»;

- закрепление положения, что если в течение года необходимо проведение нескольких выборочных проверок различными надзорными органами, они должны быть проведены в форме совместной проверки;

- закрепление положени, что проверка проверяемого субъекта осуществляется за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки.

Проект Концепции развития в области защиты от чрезвычайных ситуаций на период 2018-2040 гг. по направлению «надзорно-профилактическая деятельность» определяет в качестве базовых следующие направления:

1. Создание и реализация Национальной платформы действий по уменьшению опасности бедствий, формирование комплексной законодательной системы по управлению рисками.

1.1. Развитие стратегических направлений по снижению риска возникновения ЧС.

1.1.1. Реализация приоритетных направлений деятельности по снижению риска ЧС.

1.1.2. Разработка раздела по обеспечению безопасности жизнедеятельности в составе Государственной программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

1.1.3. Реализация государственной программы (подпрограммы) в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.

1.1.4. Развитие законодательства в области безопасности с учетом уровня социально-экономического развития общественных отношений и технологий.

1.1.5. Разработка и внедрение оптимальных форм и методов по предупреждению ЧС и минимизации последствий от них.

1.2. Реализация стратегии повышения роли руководителей в деятельности по обеспечению безопасности.

1.2.1. Реализация комплекса мер по разграничению ответственности (руководителей, должностных лиц, работников и т. д.) за выполнение требований безопасности.

1.2.2. Реализация дифференцированного подхода к определению ответственности за нарушения законодательства в сфере безопасности.

1.2.3. Усиление ответственности руководителя за обеспечение безопасных условий функционирования объектов.

1.3. Внедрение механизмов экономического стимулирования деятельности в области безопасности.

1.3.1. Внедрение механизмов обязательного страхования обеспечения безопасности субъектов хозяйствования.

1.3.2. Внедрение механизмов аудита в области обеспечения безопасности.

1.3.3. Внедрение механизмов государственного стимулирования деятельности по обеспечению безопасности.

1.3.4. Внедрение программных комплексов для формирования оптимальных вариантов по обеспечению безопасного функционирования объектов с учетом их специфики и использованием ВГМ-технологий.

1.4. Формирование комплексной законодательной системы по управлению рисками.

1.4.1. Разработка и внедрение механизмов оценки риска возникновения ЧС.

1.4.2. Внедрение национального механизма оценки ущербов от ЧС природного и техногенного характера.

1.4.3. Внедрение методики определения риска ЧС для зданий различного функционального назначения и конструктивного исполнения с целью выбора оптимальных систем (способов) и вариантов обеспечения их безопасности.

1.4.4. Внедрение расчетных методик оценки опасности технологических процессов, зданий и сооружений, их элементов для обеспечения вариантного проектирования систем безопасности объектов. Разработка и внедрение соответствующих автоматизированных расчетных комплексов.

1.4.5. Внедрение риск-ориентированных подходов при организации и осуществлении надзорной деятельности. Разработка научно обоснованных методик определения критериев отнесения проверяемых субъектов к высокой степени риска совершения нарушений в сфере обеспечения пожарной и промышленной безопасности.

2. Формирование и развитие интеллектуального общества, соответствующего принципу перехода от информации о существующих угрозах (опасностях) к знанию о них, внедрение культуры безопасности во все сферы жизнедеятельности.

2.1. Создание развитой системы обучения основам безопасности жизнедеятельности в учреждениях образования.

2.1.1. Формирование у детей дошкольного возраста полноценной системы знаний о безопасности жизнедеятельности.

2.1.2. Формирование у обучающихся в учреждениях общего среднего образования и колледжах устойчивой модели безопасного поведения в различных ЧС.

2.1.3. Формирование у обучающихся в высших учебных заведениях в рамках концепции «Студент будущего» культуры безопасности жизнедеятельности с опорой на глобальное мышление в области защиты от ЧС.

2.1.4. Развитие системы дополнительного образования взрослых с целью повышения личной ответственности в системе «человек - чрезвычайная ситуация».

2.1.5. Создание в рамках концепции «Университет 3.0» на базе Университета гражданской защиты единого центра научно-методического обеспечения в области защиты от ЧС:

реализация практической ориентированности образования на всех уровнях;

создание сети отраслевых лабораторий для формирования научного задела корпоративной науки;

создание центра систематизации информации о безопасности и информирования населения.

2.2. Создание и развитие сети образовательных центров безопасности для формирования и развития интеллектуального общества, соответствующего принципу перехода от информации о существующих угрозах (опасностях) к знанию о них.

2.2.1. Совершенствование методологических принципов обучения на основе научного понимания процесса формирования потребности в безопасности у общества.

2.2.2. Внедрение в образовательный процесс инновационных методик и обучающих технологий для формирования у населения моделей безопасного поведения, таких как:

технологии дополненной и виртуальной реальности;

обучающие комплексы, тренажеры, симуляторы и программное обеспечение;

голографические технологии.

2.2.3. Повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности за счет опосредованного воздействия в процессе жизнедеятельности.

2.3. Создание комплексной системы информирования и оповещения населения об опасности и необходимых действиях в местах массового его пребывания.

2.3.1. Совершенствование программных комплексов в сфере безопасности жизнедеятельности (в т.ч. мобильных), внедрение специальной программы (интернет-бот), выполняющей автоматически через интерфейсы передачу человеку команды по реагированию в различных ЧС и принятию правильных решений.

2.3.2. Развитие интеллектуальных сетей по информированию населения о ЧС.

2.3.3. Сокращение сроков гарантированного оповещения о ЧС.

2.3.4. Техническая реализация глобального информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения.

2.3.5. Техническая реализация глобального мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического наблюдения.

В Республике Беларусь с учетом направлений, определенных в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 и проекте Концепции развития в области защиты от чрезвычайных ситуаций на период 2018-2040 гг. проходит постепенный процесс реорганизации надзорной деятельности, в котором можно выделить три базовых принципа:

1. Усиление роли пропаганды безопасности жизнедеятельности.

2. Усиление ответственности руководителей за обеспечение пожарной безопасности субъектов хозяйствования, органов власти.

3. Усиление экономических механизмов, позволяющих осуществлять регулирование в области обеспечения пожарной безопасности.

При реализации первого принципа предполагается осуществить подготовку всего населения к деятельности в условиях возможных ЧС, без чего управление рисками неэффективно. Для этого выстроена многоступенчатая система. Вначале обучение проводится в рамках реализации образовательных программ: в курс средней общеобразовательной школы внесен для обязательного изучения предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», в профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения - «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». Проводится работа по расширению сети образовательных центров пожарной безопасности. Сейчас в Беларуси такие центры в трех городах - Гомеле, Лиде, Витебске, в планах создать их во всех областях. Стали регулярными республиканские конкурсы «Школа безопасности», «Студенты. Безопасность. Будущее», различные пропагандистские акции, в том числе 8 акций республиканского масштаба [7], нацеленные на максимально возможный охват населения. Достаточно интенсивно к этому процессу подключились и средства массовой информации.

Усиление ответственности руководителей органов местной исполнительно-распорядительной власти и субъектов хозяйствования за обеспечение пожарной безопасности -второй принцип, тесно связанный с проводимыми в Беларуси мероприятиями по либерализации экономики. Введение моратория на осуществление контрольно-надзорной деятельности в области пожарной безопасности на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 позволило снизить излишнее давление на экономику страны. За последние 10 лет в Республике Беларусь число пожаров сократилось на 44,11 % (с 9498 пожаров в 2007 г. до 5309 - в 2017 г.), погибших от них людей - на 54,8 % (с 1084 до 490).

С целью унификации противопожарных требований, оптимизации затрат на противопожарную защиту с момента образования системы противопожарного нормирования и стандартизации в Республике Беларусь было разработано 353 технических нормативных правовых акта (далее - ТНПА), из них: 114 - нормы пожарной безопасности, 43 - правила

пожарной безопасности, 165 - государственные стандарты Республики Беларусь, из которых 74 гармонизировано с требованиями стандартов Евразийского экономического союза 25 - технические кодексы установившейся практики, 6 - строительные нормы Беларуси.

В рамках исполнения поручения Президента Республики Беларусь по оптимизации требований нормативных актов и технических нормативных актов и приказа Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16 февраля 2017 г. № 62 «Об организации работ по оптимизации требований нормативных правовых и технических нормативных правовых актов» в 2017 году кардинально пересмотрены 127 действующих ТНПА. В результате проведена оптимизация требований в области пожарной безопасности, изложенных в действующих технических нормативных правовых актах, в том числе их разделение на обязательные и рекомендуемые. В результате подготовлены предложения Министерству архитектуры и строительства по исключению необоснованно завышенных либо некорректных требований.

В деятельность МЧС Беларуси с 2013 г. внедрена практика применения карт-опросников, так называемых чек-листов, являющихся перспективным направлением в проведении контрольно-надзорной деятельности. В Беларуси чек-листы позволяют осуществлять проверку 98,1 % субъектов хозяйствования, оценить состояние их пожарной безопасности. Для определения необходимости включения субъекта хозяйствования в перечень выборочных проверок разработана и внедрена Инструкция о порядке оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки в сферах государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности, утвержденная приказом МЧС Беларуси от 19 февраля 2018 г. № 65 «О критериях оценки степени риска».

Функционирует система обучения руководителей и работников республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, руководителей предприятий и учреждений, которая проводится в рамках программ повышения квалификации.

Усиление экономических механизмов регулирования, третий принцип, является одним из наиболее перспективных направлений. Для снижения надзорной нагрузки на субъекты средней и низкой группы риска проводится работа по внедрению противопожарного страхования. На сегодняшний день в мире применяются пять механизмов экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности:

1. Платежи за повышенную пожарную опасность объекта. Ставки платежей должны превышать затраты на приведение объекта в пожаробезопасное состояние.

2. Платежи государственной противопожарной службе. Применяются единые или индивидуальные тарифы в зависимости от пожарной опасности объекта.

3. Налоги в ценах на пожароопасную продукцию (мягкая мебель, сигареты и т. д.).

4. Субсидии. Широко развиты в экологической безопасности. Представляют собой государственную поддержку при внедрении пожаробезопасных технологий.

5. Противопожарное страхование - самый распространенный механизм побуждения заинтересованности в обеспечении пожарной безопасности.

Предполагается создать условия, при которых владелец субъекта будет вынужден страховать риски в страховой компании, устанавлвающей соответствующие тарифы в зависимости от величины риска возникновения пожара. Для этого в Республике Беларусь Министерством финансов совместно с МЧС подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности», предусматривающий расширение перечня событий, являющихся страховым случаем, и дифференцирование размеров страховых взносов в зависимости от состояния пожарной безопасности объектов.

Осуществляется переход от лицензирования к сертификации организаций и отдельных специалистов.

Лицензирование в Республике Беларусь, в том числе и в области пожарной безопасности, осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2017 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» [8]. В соответствии с данным Указом в области пожарной безопасности лицензирование осуществляется по пяти направлениям:

1) проектирование, монтаж, наладка, техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противо-дымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией (либо выборка из перечня работ и систем);

2) создание и функционирование подразделений, осуществляющих тушение пожаров;

3) капитальный ремонт (перезарядка) огнетушителей, торговля средствами противопожарной защиты по перечню, утвержденному МЧС Беларуси (либо выборка из указанного перечня работ);

4) выполнение работ с применением огнезащитных составов;

5) экспертная деятельность по разработке паспортов пожарной безопасности, выполнение расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности (либо выборка из указанного перечня работ).

В настоящее время лицензирование деятельности в области пожарной безопасности теряет по ряду позиций свою актуальность. Это обусловлено тем, что наличие лицензии у организации не является гарантией качества выполненных работ, а говорит лишь о готовности субъекта хозяйствования к их выполнению. Фактически лицензирование - это лишь допуск на рынок оказания услуг. В настоящее время актуальным является лицензирование 3 видов работ: проектирование, монтаж и техническое обслуживание установок пожарной автоматики. Связано это с тем, что на сегодняшний день рынок составных компонентов систем пожарной сигнализации, противодымной защиты зданий, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, установок пожаротушения представлен значительным количеством фирм-поставщиков, имеющих свои неунифицированные методики расчета и методики проверки поставляемых систем. В этой связи достаточно сложно подготовить универсального специалиста как для проектной или эксплуатирующей организации, так и для надзорных органов.

В такой ситуации лидуирующие позиции занимает такое направление деятельности, как сертификация, позволяющая осуществлять контроль качества оказанных услуг, устанавливать требования к специалистам и организациям, оказывающим услуги в области обеспечения пожарной безопасности. Основная проблема такого перехода - отсутствие на территории постсоветского пространства стандартов, позволяющих осуществлять контроль качества услуг и проводить сертификацию специалистов и организаций. Данная проблема является актуальной и в рамках формирования странами ЕврАзЭС единого рынка трудовых ресурсов, подразумевающего их миграцию. Следовательно, перспективным направлением является разработка соответствующих межгосударственных стандартов.

Внедрение в Республике Беларусь в практику проектирования 709 ТНПА стран Евросоюза, часть из которых содержит расчетные методы, позволяет перейти к вариантному проектированию в области обеспечения пожарной безопасности. При этом применение расчетных методов становится обязательным условием развития «гибкого» проектирования. В этой связи наибольший интерес представляют методики, основанные на вероятностных методах, позволяющие полноценно перейти к риск-ориентированным подходам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. На основании проведенного анализа действующих нормативных правовых актов и проекта Концепции развития в области защиты от чрезвычайных ситуаций на период 2018-2040 гг.:

- определен ряд проблемных моментов в осуществлении контрольной (надзорной) деятельности по обеспечению пожарной безопасности субъектов хозяйствования;

- выделены базовые принципы процесса реорганизации надзорной деятельности МЧС Беларуси;

- рассмотрены возможные и уже применяемые подходы при реализации каждого из выделенных принципов, частично определены возможные проблемные моменты и перспективные пути развития.

Предполагается, что реализация указанных принципов и направлений позволит перейти в рамках государства от контроля и надзора к системе управления пожарной безопасностью, что в полной мере согласуется с общемировыми тенденциями.

ЛИТЕРАТУРА

1. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

2. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования [Электронный ресурс]: ГОСТ 12.1.004-91 // Полнотекстовая информационно-поисковая система «СтройДОКУМЕНТ». - Минск: НПП РУП «Стройтехнорм», 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Пожарная безопасность технологических процессов. Методы оценки и анализа пожарной опасности. Общие требования: СТБ 11.05.03-2010. - Взамен: СТБ П 11.05.03-2006; введ. 01.01.2011. -Минск: Госстандарт, 2010. - 74 с. - (Система стандартов пожарной безопасности).

4. Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности: ТКП 474-2013. - Введ. 15.04.13. - Минск: М-во по чрезв. ситуациям Респ. Беларусь, 2013. - 51 с.

5. Причина пожаров, теория разбитых окон и развитие пожарного дела [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fireevacuationplan.ru/putnews.php?id=142. - Дата доступа: 13.08.2018.

6. О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2017 г., № 376 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

7. Сборник методических материалов по проведению пропагандистских акций [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://mchs.gov.by/upload/iblock/4f8/4f8c08651eca16bb4f64a09728da134 e.pdf. - Дата доступа: 13.08.2018.

8. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 сент. 2010 г., № 450 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

WAYS AND MEANS OF IMPROVING THE IMPLEMENTATION OF THE STATE

FIRE SUPERVISION

Andrei Mikanovich, PhD in Technical Science, Associate Professor

State Educational Establishment «University of Civil Protection

of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus», Minsk, Belarus

Purpose. The article is devoted to perspective directions of fire supervision activity for business entities.

Methods. The analysis of the existing legal acts in view of the perspective directions of development for the next 22 years.

Findings. Three perspective principles for the reorganization of supervision activities in the field of fire safety were considered.

Application field of research. The results obtained in this article can be used to compile short-term and medium-term plans for the development of state fire supervision in the Republic of Belarus.

Conclusions. Based on the analysis of existing normative legal acts, perspective principles and directions of development in the field of control (supervisory) activities to ensure fire safety for the period 2018-2040 are proposed. It is assumed that the implementation of these principles and directions will allow to move within the state from control and supervision to the fire safety management system.

Keywords: protection from emergencies, control (supervisory) activity, licensing, supervisory and preventive activities, bodies and units for emergency situations, risk, certification, insurance, check-list.

(The date of submitting: August 13, 2018) REFERENCES

1. On improving supervisory (supervisory) activities in the Republic of Belarus: Decree of the President of the Republic of Belarus, October 16, 2009, No. 510. National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. Minsk, 2018. (rus)

2. Occupational safety standards system. Fire safety. General requirements. Interstate Standard 12.1.004-91. The full-text information retrieval system «StroyDOKUMENT». Minsk, NPP RUP «Stroytechnorm», 2007. 1 electronic optical disc (CD-ROM). (rus)

3. Fire safety of technological processes. Methods of assessment and analysis offire hazard. General requirements: The state standard of the Republic of Belarus 11.05.03-2010. Minsk: Gosstandart, 2010. 74 p. (Fire Safety Standards System). (rus)

4. Categorization of premises, buildings and external installations for fire and fire hazard: Technical Code of good practice 474-2013: approved by the MES of the Republic of Belarus 29.01.2013. Minsk: MES of the Republic of Belarus, 2013. 51 p. (rus)

5. Prichina pozharov, teorija razbityh okon i razvitie pozharnogo dela, available at: http://fireevacuationplan.ru/putnews.php?id=142 (accessed: August 13, 2018). (rus)

6. On Measures to Improve Control (Supervisory) Activities: Decree of the President of the Republic of Belarus, 16 October 2017, No. 376. National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. Minsk, 2018. (rus)

7. Sbornik metodicheskikh materialov po provedeniyu propagandistskikh aktsiy, available at: https://mchs.gov.by/upload/iblock/4f8/4f8c08651eca16bb4f64a09728da134e.pdf (accessed: August 13, 2018). (rus)

8. On licensing of certain types of activities: Decree of the President of the Republic of Belarus, September 1, 2010, No. 450. National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. Minsk, 2018. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.