Научная статья на тему 'Пути и способы дестигматизации лиц, осужденных к лишению свободы'

Пути и способы дестигматизации лиц, осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
517
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щепкина Нэилэ Каюмовна

Дается характеристика осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, как стигматизированной группы. Раскрываются способы их дестигматизации с помощью социальных и личностных технологий. Показана роль образования, выступающего средством снятия в исправительном учреждении стигматизационного напряжения, ресоциализации и реадаптации осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути и способы дестигматизации лиц, осужденных к лишению свободы»

6. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд. М.: Наука, 1991.

7. Цареградская, Ж.В. Перинатальная психология / Ж.В. Цареградская. М., 1999.

8. Цареградская Ж.В. Ребенок от зачатия до года / Ж.В. Цареградская. М.: Астрель: ACT, 2005.

9. Чемберлен, Д. Разум вашего новорожденного ребенка/ Д. Чемберлен. М.: Независ. фирма «Класс», 2005.

10. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстиц-кис. СПб.: Питер, 1999.

Н.К.ЩЕПКИНА (Благовещенск)

ПУТИ И СПОСОБЫ ДЕСТИГМАТИЗАЦИИ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Дается характеристика осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, как стигматизированной группы.

Раскрываются способы их дестигматизации с помощью социальных и личностных технологий.

Показана роль образования, выступающего средством снятия в исправительном учреждении стигматизационного напряжения, ресоциализации и реадаптации осужденных.

Проблеме поиска путей дестигматизации разных групп, относящихся к социальным меньшинствам, в последние годы уделяется все больше внимания. Начало было положено в Германии при исследовании психически больных. Затем сфера стигматизированных групп стала расширяться (ВИЧ-инфицированные, сексуальные меньшинства и т.п.).

В настоящей статье представлена попытка раскрыть сущность феномена «стигматизированная группа» применительно к осужденным, показаны возможные пути их дестигматизации, в том числе в условиях организованной образовательной среды пенитенциарного учреждения.

В научной литературе стигма понимается как «определенное качество или признак индивидуума, который определяется индивидуумом как неприемлемый, негативный, неприятный» [2: 149]. Причем этот

признак явно носит негативный для личности характер, поскольку не соответствует как ее собственным принципам, так и актуальным ценностям общества.

Личность стремится перенести этот признак на другого человека или на социальную группу, тем самым иллюзорно, хотя бы внутри себя, освобождается от него. Создается ложное представление, что всем негативом обладает кто-то другой, но только не сам человек, оказавшийся в неприемлемых для себя условиях. Таков путь формирования группы, которую можно ненавидеть, бояться, презирать, ее можно оскорблять и унижать. Эта группа имеет заранее заданный характер поведения, в нее входят лица с определенными качествами и признаками. Дистанцируясь от этой группы, человек считает себя нормальным.

«Стигматизированная группа - это группа людей (группы-меньшинства), объединенных признаком (стигмой), неприемлемым для так называемой нормализованной группы (группа-большинство)» [2: 149]. К стигматизированной группе относятся лица, осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание в колониях. Подтверждением тому служит наличие 3 базовых условий: во-первых, эта группа малочисленна; во-вторых, обладает определенными характеристиками, неприемлемыми для группы-большинства, т.е. стигмой; в-третьих, стигматизированная группа изолируется нормализованной группой, отчуждающей у нее некоторые права или ограничивающей их.

Находясь в колонии, осужденные становятся более контролируемыми и более безопасными. Стигматизированной группе осужденных присваивается признак «изгои». Страх, который испытывает группа большинства перед стигматизированными группами, очень часто трансформируется в агрессию, неприятие и неприязнь, что подталкивает большинство к изолированию, отчуждению, отторжению от общества этих групп даже после их освобождения из мест заключения. Такое исключение из общества неявно сопровождается обесцениванием прав у стигматизированных групп (например, права на труд).

Изменение отношения большинства к объекту, когда он оказался в стигматизи-

© Щепкина Н.К., 2008

рованной группе, определяется понятием «стигматизационное напряжение». Проще говоря, когда некто узнает, что, например, сосед сидел в колонии, отношения между ними могут измениться. Во многом это обусловлено распространенным общественным мнением в отношении судимых. Следует отметить, что паттерн стигматизиро-вания спонтанно воспроизводится и у самых близких людей-родственников. Когда родным сообщают о совершенном их родственником преступлении, они долго не могут поверить в это. Возникает двойственное чувство: с одной стороны, это родной и близкий человек, с другой стороны, он - преступник.

Система ценностей и убеждений закладывается в детстве, далее во взрослой жизни человек ориентирует свое поведение в соответствии с извне делегируемыми оценками и убеждениями, сформированными ценностными установками и отношениями. Совершенно очевидно, к каким нарушениям в правильном формировании ценностных установок приводит отсутствие нормального обучения и воспитания. На сегодняшний день ситуация такова, что, например, в воспитательных колониях порядка 45 - 50 % подростков до осуждения нигде не учились и не работали. То же самое можно сказать и в отношении взрослых осужденных. Проведенное нами исследование в колонии строгого режима показало, что около 35 - 40 % попавших в исправительные учреждения лиц не имели образования, соответствующего их возрасту.

В первую очередь такая педагогическая запущенность зависит не столько от государства и общества в целом, сколько от семьи, от того окружения, в котором человек рос, от образовательного учреждения, где он учился, поскольку именно в этот период и под воздействием этих факторов и происходило формирование личности. Молодой человек, ведя вольный образ жизни, не посещая школу, бездельничая, мало задумывается о своем будущем и начинает употреблять алкоголь, наркотики, а затем и совершать правонарушения. И если он попадает в колонию, то все негативные установки и предубеждения в отношении преступления и совершивших его личностей обращаются против него самого. Например, если была установка, что «у всех попавших в колонию слабый ха-

рактер и вряд они выйдут исправившимися», то это утверждение меняется на такое: «У меня оказался слабый характер, я ничего не смог сделать, чтобы не попасть сюда». Такое изменение представлений осужденного о самом себе называется са-мостигматизированием. Самостигматизиро-вание происходит в процессе размышления личности о своем положении, своих ощущениях и чувствах. С точки зрения перевоспитания, это-мощный фактор, снижающий стигматизационное напряжение.

Самостигматизирование является производным, вторичным по отношению к внешнему стигматизированию. Среди осужденных встречаются группы, которые стигматизируются только извне и никогда не стигматизируют себя сами. Отсюда следует, что первоочередной задачей образования осужденных является создание необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития каждого обучающегося осужденного, для его ресоциализации, формирования у него потребностей в активном участии в общественно полезной деятельности, способности противостоять асоциальному окружению.

Однако для некоторых осужденных все как раз наоборот: внешнее стигматизиро-вание только тогда оказывает свое действие, если сам осужденный стигматизирует себя. В этом случае недостаточно изменять среду, необходимо вызвать такое состояние человека, когда он видит себя как бы в двух ипостасях: до осуждения и после него. Он приходит к мысли, что это -два разных человека. В такой момент происходит осознание случившегося с ним как беды. Человек начинает испытывать чувство стыда и раскаяния.

В то же время это состояние таит в себе определенную опасность. Человек хочет спрятаться от чужих взглядов, блокирует любые контакты с другими осужденными, с персоналом, усиливая самоизоляцию. Это приводит к худшим последствиям. Во-первых, возникает опасность развития депрессии, апатии. Во-вторых, если глубоких, да и вообще каких-либо переживаний относительно своего присутствия в колонии нет, то осужденный перестает контролировать себя. Он считает себя выше всех остальных, а окружение - недостойным своего внимания. В этом случае он вряд ли захочет принимать какую-либо по-

мощь, будет игнорировать всяческие усилия со стороны персонала колонии. Оба способа реагирования опасны и для самого осужденного, и для его окружения, поскольку стигматизационное напряжение растет.

Совершенно очевидно, что напряжение необходимо снимать. Снижение стигмати-зационного напряжения означает восстановление утраченных связей с обществом, где признаки стигматизации целенаправленно устраняются. Такой процесс получил название дестигматизации.

Снижения стигматизационного напряжения можно добиться с помощью социальных и личностных технологий. К первым относятся деинституализация, образовательные технологии, социальная терапия и др. Ко вторым можно отнести технологии, основанные на восстановительном подходе, предполагающем активность самого субъекта в преодолении стигмы.

В пенитенциарной зарубежной практике существует широкий спектр форм деинституализации [3]. Например, в Соединенных Штатах распространено несколько программ, призванных служить альтернативному тюремному заключению. В последние годы все чаще применяется частичное лишение свободы для лиц, изъявивших желание работать и учиться. В этом случае такая возможность ему предоставляется вне мест заключения.

В Швеции заключенному может быть предоставлено разрешение покинуть пенитенциарное учреждение на короткий период, т.е. предоставляется так называемый предосвободительный отпуск. Это делается для того, чтобы облегчить его приспособление к жизни в обществе, найти работу, жилье. С целью расширения возможностей снижения стигматизационного напряжения, а также для интеграции освобождаемых осужденных в общество в Швеции в последние годы развивается сеть школ или учебных центров для заочного обучения осужденных.

В тюрьмах Норвегии для профессионального обучения заключенных практикуется модель «импорта». Эта модель реализуется в двух видах: с одной стороны, учителя из обычных школ приходят в тюрьму вести занятия, а с другой - большая группа осужденных ходит слушать лекции в школы, расположенные вне колоний. Практикуется такая форма как предостав-

ление осужденным увольнительных. Заключенный во время увольнения подыскивает себе работу и место жительства на будущее, посещает учреждения социальной поддержки и гражданские организации социальной защиты, восстанавливает разрушенные связи с семьей и др.

Отметим, что во всех Скандинавских странах заключенный обязан заниматься социально полезной деятельностью: работать или учиться. При этом и работа, и учеба оплачиваются государством. Например, в некоторых странах на период обучения пенитенциарной администрацией предусматривается выплата стипендий. Практикуется также создание домов промежуточного пребывания (дом на полпу-ти), консультативных служб, реабилитационных центров, групп самопомощи и са-моподдержки и др.

Кроме деинституализации в практике работы по снижению самостигматизацион-ного напряжения существует большое разнообразие применяемых форм социальной терапии. Так, трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность осужденных, снять состояние напряженности и беспокойства, а также болезненные переживания, связанные с изоляцией от родных и близких, в целом от общества. Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. В этом смысле она соответствует личностной технологии. Терапия самовоспитания также носит характер личностной технологии, поскольку включает в себя самооценку, самоизучение, самоанализ, переоценку собственной личности и прошлой жизни и поведения. Большое значение имеет социальная коррекция, направленная на исправление тех особенностей психологического и социального характера у осужденных, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

В личностных технологиях снижения стигматизационного напряжения в современной практике социальной помощи осужденным преобладает восстановительный подход, который означает проявление восстановительной функции человека по отношению к себе и окружающей социальной среде [1]. В слово «восстановительный» вкладывается следующий смысл: происходит воссоздание разрушенного,

забытого, утерянного, искаженного в человеке, в его взаимоотношениях с другими людьми. В обобщенном виде это - восстановление в человеке способности к полноценному бытию и движению в направлении нравственной состоятельности. Этот подход нацелен на дестигматизацию снизу, на активность самого осужденного.

Среди множества средств дестигматизации наиболее приемлемыми, с точки зрения восстановительного подхода, являются различные кампании, ориентированные на повышение общественной толерантности. Для таких кампаний характерно взаимодействие СМИ с пенитенциарными учреждениями для создания терпимой позиции в отношении осужденных. Это группы самопомощи, десгигматизированной основой деятельности которых является рефлексия, а также взаимодействие с людьми, имеющими опыт преодоления напряжения в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды. Паралельно идет работа с родственниками по вовлечению их в многоступенчатый процесс дестигматизации (информирование, семейная терапия, психологическое консультирование, семинары и тренинги для изучения процесса стигма-тизирования и преодоления повреждающего действия стигмы).

Таким образом, дестигматизация является признаком повышения толерантности общества к социальным меньшинствам, отбывающим наказание в исправительном учреждении. Дестигматизация - сложный и длительный процесс, в котором важна роль самого осужденного к лишению свободы в восстановлении своих прав. Существует большое количество социальных и личностных технологий, которые могут оказать серьезную поддержку осужденному, его родным и близким. Образование является фактором, существенным образом влияющим на снятие в исправительном учреждении стигматизационного напряжения, способствующим ресоциализации и реадаптации осужденных после освобождения.

Литература

1. Восстановительный подход в социальной сфере. Теория и практика. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2001, 221с.

2. Кнуф, А. Стигма: теория и практика /

А. Кнуф, Л.Ю. Эпов // Знание. Понимание. Умение. 2006. №2. С. 149-153.

3. Социальная работа в уголовно-испол-нительной системе: учеб. пособие / С.А. Луз-гин, М.И.Кузнецов, В.Н.Казанцев [и др.]; под общ. ред. Ю.И.Калинина. 2-е изд., испр. Рязань: Акад. права и упр. Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. 355 с.

В. В. КОНСТАНТИНОВ (Пенза)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации трудовых

мигрантов в Пензенском регионе. Сделан сравнительный анализ процесса социально-психологической адаптации трудовых мигрантов

из постсоветских государств и трудовых мигрантов- граждан России.

В последнее десятилетие наблюдается массовая трудовая миграция из постсоветских государств в Российскую Федерацию и внутренняя трудовая миграция из экономически неблагополучных регионов России в развитые. Подавляющее большинство прибывающих мигрантов не являются высококвалифицированными специалистами, выполняют физическую работу или обслуживающую, что, в свою очередь, усугубляет статусный разрыв между местным населением и большинством трудовых мигрантов. Статистические данные свидетельствуют, например, что, по состоянию на август 2007 г., на учете в Миграционной службе УВД Пензенской области состояли 3500 граждан Узбекистана, более 1000 граждан Азербайджана, около 2000 граждан Киргизстана и Казахстана.Трудовая миграция породила целый комплекс болезненных социально-психологических, социально-экономических, политических, социокультурных проблем, вызвав интерес исследователей к данному вопросу. Нередко факт соседства с трудовыми мигрантами воспринимается представителями коренного населения как угроза экономической и социальной безопасности, вследствие чего появляются националистические настроения. Известно, что миграция детерминирует развитие многочисленных

© Константинов В.В., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.