МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
2. Крылова Д.В. Малое и среднее предпринимательство в России. Высшая школа экономики. Москва 2013. www.hse.ru
3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс». www.consultant.ru
© А.В. Белозерская, 2015
УДК 332.13
Г.В. Бердюгин, студент Кафедра экономики и организации производства Дальневосточный Федеральный Университет, г. Владивосток, РФ
А.М. Кирейчук, студент Кафедра экономики и организации производства Дальневосточный Федеральный Университет, г. Владивосток, РФ
В.А. Давыдов, старший преподаватель Кафедра экономики и организации производства Дальневосточный Федеральный Университет, г. Владивосток, РФ
ПУТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ УЛУЧШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Аннотация
В данной статье представлен анализ инновационного климата в Дальневосточном Федеральном округе. По результатам этого анализа были выявлены факторы, которые необходимы для поддержания инновационного климата, а также те, которые будут препятствовать этому процессу. Также были выявлены пути, которых следует придерживаться для улучшения инновационного климата в регионе, и положительные изменения, возникающие в результате его улучшения. Предложенные пути и изменения носят дескриптивный характер, и поэтому в дальнейшем могут быть подвергнуты более подробному исследованию.
Ключевые слова
Инновационный климат, индекс инноваций, территории опережающего развития,
инновационная грамотность.
На Дальний Восток сегодня возлагаются большие надежды в плане экономического развития. Однако, Дальний Восток не так перспективен, как это может показаться на первый взгляд. Несмотря на существующую стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, принятую распоряжением В. В. Путина от 28 декабря 2009 года, ДВФО до сих пор остаётся не столь перспективным для «вливания» в его развитие большого количества инвестиций.
Зарубежные инвестиции привлекаются в основном качественными техническими и технологическими инновациями, которых в ДВФО практически нет. Но не стоит забывать о том, что любая инновационная деятельность - это большие затраты, которые могут и не увенчаться успехом, помимо этого инновации для бизнеса - это «крайняя мера», тот случай, когда нынешним товаром или технологией уже невозможно удовлетворить потребности потребителя. И при введении новаций в бизнес надо понимать, что для собственника это потери, риски и стрессы. Для большей заинтересованности предпринимателей необходимы более благоприятные условия, необходимо улучшение так называемого инновационного климата.
На сегодняшний день не существует единого точного определения инновационного климата, поэтому будет приведено обобщённое определение, основанное на мнениях различных авторов.
Инновационный климат - это состояние инновационной и иной научно-технической и технологической деятельности анализируемой области со всей совокупностью факторов, влияющих на интеллектуальную деятельность организаций, регионов и стран. Следует отметить показатели, которые
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
показывают уровень развития инновационного климата: наукоёмкость продукции, инвестиционная привлекательность и инновационная активность региона; показатели, измеряющие знания и их доля в ВВП (ВРП), структура и объём привлечённых инвестиций, характер и объём НИОКР и др.
Кроме этих показателей необходимо учесть индекс экономической свободы в целом по стране. Во-первых, он включает 10 составляющих, которые имеют непосредственное влияние на инновационную деятельность организаций; во-вторых, индекс экономической свободы показывает отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой[1]. Ниже приведено процентное соотношение 10 составляющих этого индекса для России: свобода бизнеса -70%, свобода торговли - 74,6%, налоговая свобода - 85,6%, свобода от правительства - 61,5, денежная свобода - 69,4%, свобода инвестиций - 25%, финансовая свобода - 30%, защита прав собственности - 25%, свобода от коррупции - 22,1%, свобода трудовых отношений - 55,8%. Общий индекс для РФ составляет 51,9% из 100, где 100 показатель максимально свободной экономики, а 0 максимально несвободной экономики[3]. Эти цифры говорят о том, что РФ является страной с несвободной экономикой, что свидетельствует о недостаточном внимании к регионам РФ со стороны инвесторов. По индексу надёжности прямых иностранных инвестиций, который отражает уровень доверия глобальных частных инвесторов к той или иной экономике, в 2013 году РФ имела показатель 1,72 (15% негативных отзывов и 28% позитивных), а в 2014 году и вовсе выпала из списка 25 стран, которым доверяют инвесторы[2].
Существует ещё один немаловажный показатель - это глобальный индекс инноваций. Он отражает располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (институты, человеческий капитал и исследования, инфраструктура, развитие внутреннего рынка, развитие бизнеса) и достигнутые практические результаты осуществления инноваций (развитие технологий и экономики знаний, результаты креативной деятельности). РФ по данном индексу имеет оценку 39,1 из 100[4].
Все приведённые выше данные показывают реальную сложившуюся ситуацию РФ в мировом рейтинге стран. Относительно ДВФО стоит привести данные рейтинга инновационного развития субъектов РФ для целей мониторинга и управления по субъектам: Амурская область - 0,26, Еврейская АО - 0,18, Камчатский край - 0,36, Магаданская область - 0,43, Приморский край -0,38, Республика Саха (Якутия) - 0,32, Сахалинская область - 0,33, Хабаровский край - 0,41, Чукотский АО - 0,16[5, 6]. Ни один из регионов не переходит даже за 0,5 по показателям данного рейтинга (в расчёт берётся 23 показателя).
Как мы можем видеть из вышеприведённых данных, субъекты Дальневосточного Федерального округа показывают недостаточно высокий уровень экономической свободы, низкие значения индекса инноваций, а также недостаточную благоприятность инновационного климата в регионе. В результате достаточно высокий инновационный потенциал региона остаётся практически нераскрытым. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что инновационный климат ДВФО нуждается в улучшении.
До того, как будут предложены какие-либо мероприятия, необходимо обозначить главные цели улучшения инновационного климата. Таковыми являются:
• ориентация на инновационное развитие;
• интеграция экономики с другими регионами Российской Федерации;
• повышение инвестиционной привлекательности региона;
• усиление инновационной активности предприятий и других структур;
• формирование региональных инновационных подсистем на всех уровнях (страна-регион-предприятие);
• усиление внешнеэкономической активности хозяйствующих субъектов.
Помимо этого, необходимо выделить три группы факторов, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий по улучшению инновационного климата. Рассмотрим их более подробно.
Обеспечивающие (жизненно важные факторы). К ним относятся:
• инновационный потенциал — до того, как будет возможно говорить об улучшении инновационного климата, необходимо понимать, что не в каждом регионе он может быть улучшен. Для того, что мероприятия
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
имели должный эффект, необходимо, чтобы в регионе наличествовали возможности, которые возможно реализовать с помощью инновационных ресурсов и таким образом улучшить климат;
• инновационные ресурсы — региону для развития необходимо не только наличие ещё не реализованных возможностей, но и ресурсы для осуществления этих самых возможностей. В зависимости от специфики проекта эти ресурсы могут быть природными, денежными, трудовыми, информационными и другими;
• инновационная активность — регион может обладать необходимыми ресурсами и потенциалом, но при этом не быть инновационно активным. Иными словами, в результате совокупности внешних и внутренних факторов (государственная политика, отсутствие инновационной инфраструктуры в регионе, неправильная политика региональных органов власти) регион может никак не проявить себя, не подавая никаких признаков активности, и таким образом так и не реализовать свой потенциал.
Поддерживающие факторы (не обязательны, но желательны):
• инвестиционный потенциал — наряду с инновационным потенциалом является достаточно важным фактором. Регион должен быть привлекательным для инвестиций, потенциальный инвестор должен быть заинтересован во вложении денежных средств в развитие региона, а также быть уверенным в том, что это принесёт свои плоды в виде его личной выгоды, а также улучшения инновационного климата в регионе;
• инновационная инфраструктура — для того, чтобы с успехом реализовать какие-либо инновации в регионе, необходимо сотрудничество различных структур (вузов, предприятий) с региональными властями и государством. В процессе инновационной деятельности все эти структуры должны поддерживать инновационную деятельность и быть взаимосвязанными;
• институциональная инфраструктура — помимо микроэкономического необходимо также осуществление макроэкономического регулирования экономики. С этой целью и создаётся институциональная инфраструктура, которая включает в себя организации, которые поддерживают и направляют экономику, кредитно-финансовые учреждения;
• внешнеэкономическая активность — для эффективной реализации своего инновационного потенциала региону просто необходимо иметь внешнеэкономические связи, в особенности в связи с тем, что по показателям инновационного развития в мировом масштабе Россия и её субъекты находятся далеко не на первом месте.
Последней группой являются сдерживающие факторы (нежелательные). К ним относятся:
• инвестиционные риски — инновационная деятельность в целом считается достаточно рисковым направлением инвестирования денежных средств, особенно в пределах РФ, где нормой для предпринимателей является получение 100-200% прибыли. В этом свете инвестиции средств в какие-либо инновационные проекты, которые могут и вовсе остаться нереализованными, не несут для них никакой привлекательности. Для каждого предпринимателя, который вкладывает свои деньги в инновации, существует риск неполучения выгоды;
• инновационная неграмотность — для того, чтобы эффективно осуществлять инновационную деятельность, необходимо знать о новейших достижениях техники и технологии в различных отраслях экономики, и действовать исходя из этих знаний для того, чтобы "не изобретать велосипед". Поэтому общая неграмотность и неосведомлённость о развитии инноваций в мире станет сдерживающим фактором для инновационного развития региона.
Теперь, когда все факторы, сопутствующие или препятствующие инновационному развитию региона, были рассмотрены, перейдём непосредственно к путям улучшения инновационного климата. Первым является создание на территории Федерального округа экономических зон следующих типов:
• агропромышленный;
• развитие аквакультуры;
• технико-внедренческий;
• биоресурный;
• портовый;
• туристко-рекреационный.
Данные типы экономических зон определяют направления инновационного развития, которые будут способствовать улучшению инновационного климата.
Следующий путь — создание на Дальнем Востоке территорий опережающего развития - специальных участков территории со значительными послаблениями в налоговой сфере, в вопросах привлечения иностранных работников, а также с отдельным, особым режимом государственного и муниципального контроля. Стоит отметить, что на Дальнем Востоке уже существуют такие территории, и одной из них является остров Русский в целом и кампус ДВФУ в частности.
Третий и последний рассматриваемый путь - повышение инновационной грамотности. Руководство и работники тех предприятий, которые потенциально могут участвовать в инновационной деятельности, должны получать информацию о новейших достижениях науки и техники в отрасли, в которой работает предприятие, а также в отраслях, смежных с ними. Базируясь на этих данных, предприятие сможет разработать какие-либо рекомендации по улучшению технологического процесса, по внедрению инноваций на предприятие, а в последующем и само сможет разработать более совершенные технологии для внедрения их сначала на предприятие, а потом и в отрасль.
Теперь отметим последствия улучшения инновационного климата для Дальневосточного Федерального округа. Эффект от улучшения климата также можно распределить по нескольким категориям:
• экономический эффект — производство высокотехнологичной продукции, которая будет конкурентоспособной и инновационной, обеспечит устойчивые и высокие темпы роста экономики региона;
• научно-технический эффект — внедрение изобретений, патентов и ноу-хау, что приводит к накоплению научно-технических знаний, увеличению научно-технической активности, что, в свою очередь, ведёт к модернизации структуры региональной экономики;
• инновационный эффект — эффективное использование имеющихся ресурсов и потенциала региона за счёт внедрения менее ресурсоёмких инновационных технологий, участие в международных и межотраслевых производственных альянсах, повышение значимости региона в масштабах РФ и мира;
• социальный эффект — развитие производства ведёт к созданию дополнительных рабочих мест. Кроме того, инновационные технологии повышают безопасность и комфортность труда работников, степень их удовлетворённости. Всё это ведёт к снижению социальной напряжённости в регионе. Также знакомство с инновационными технологиями позволяет работникам повысить свою квалификацию;
• экологический эффект — снижение за счёт инновационных технологий количества отходов производства и выброса вредных веществ, производство экологически безопасной продукции и поддержание уровня экологической безопасности, что соответствует рамкам концепции устойчивого развития.
Подводя итоги, можно сказать о том, что только совместные действия федеральных, региональных властей, а также хозяйствующих субъектов различных уровней помогут достичь значительного улучшения инновационного климата, что позволит, в свою очередь, увеличить все показатели инновационного развития как в масштабах ДВФО, так и в масштабах РФ и мира.
Список использованной литературы:
1. About the index. 2014 Index of economic freedom [Электронный ресурс]. URL: http://www.heritage.org/index/about (дата обращения 05.05.2015)
2. Foreign Direct Investment (FDI) Confidence Index. [Электронный ресурс] URL: http://www.atkearney.com/research-studies/foreign-directinvestment-confidence-index (дата обращения 06.05.2015)
3. 2014 Index of economic freedom [Электронный ресурс] URL: http://www.heritage.org/index/country/russia (дата обращения 06.05.2015)
4. The global innovation index 2014. [Электронный ресурс] URL:
http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=data-analysis (дата обращения 05.05.2015)
5. Индикаторы инновационного развития регионов России для целей мониторинга и управления. [Электронный ресурс] URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/25359/3957.pdf (дата обращения 05.05.2015)
6. Проблемы формирования инновационного климата в регионе. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.rU/article/n/problemyformirovaniya-innovatsionnogo-klimata-v-regione-1 (дата обращения 07.05.2015)
© Г.В. Бердюгин, А.М. Кирейчук, В.А. Давыдов, 2015
УДК 332.14
Л.Л. Богомолова
профессор кафедры Экономики ИМЭК ЮГУ кандидат экономических наук Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы социально-экономического развития нефтегазодобывающих регионов в условиях геополитической нестабильности. Падение цен на нефть значительно влияет на формирование бюджетов северных территорий, но вне зависимости от геополитической ситуации формирование бюджетов имеет социально-экономическую направленность на фоне увеличивающейся инновационно-инвестиционной деятельности. Стратегические приоритеты развития нефтяных провинций ориентированы на выполнение социальных задач и улучшения качества жизни населения северных территорий. Цель работы: провести оценку стратегическим приоритетам социально-экономического развития экономики Югры на предстоящую перспективу.
Ключевые слова
Нефтяные провинции, кризис, социально-экономическое развитие, стратегические приоритеты, инновационно-инвестиционная направленность, экономика, развитие, человеческий капитал.
Экономика нефтегазодобывающих провинций России зависит от формирования цен на природные ресурсы на международном рынке. Кризисные составляющие: падение рубля на фоне снижения цен на главный сырьевой ресурс - нефть, увеличение уровня инфляции и рост потребительских цен на товары и услуги. Усиление санкций и многое другое, что происходит в российской и мировой экономике в связи с нестабильной геополитической ситуацией значительным образом влияют на развитие экономических процессов северных территорий и, особенно на формирование бюджетов предстоящего года. В условиях предстоящей корректировки бюджетов на период до восстановления мировых цен на нефть и стабилизации рынка в следующем году очень сложно сохранить стратегические приоритеты развития экономики северных регионов, намеченные до кризисных ситуаций и, особенно социально-экономической направленности. В условиях складывающегося кризиса конца финансового года приостанавливаются многие проекты, но остается социально-экономическая направленность бюджетирования и формирования бюджета следующего года. Так, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры придерживается политики социально-экономического развития региона вне зависимости от кризисных явлений в мировой и российской экономике.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одним из стратегических регионов России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам России и лидирует