Научная статья на тему 'Пути гармонизации интересов субъектов внутреннего рынка агропродовольственной продукции'

Пути гармонизации интересов субъектов внутреннего рынка агропродовольственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути гармонизации интересов субъектов внутреннего рынка агропродовольственной продукции»

4. Прокопышак К. В. Развитие социальной сферы села в условиях становления рыночных отношений: Автореф. дис. ...д-ра. ек. наук: 08.09.01. - Львов, 2004. - 40 с. 7

5. Цимбал В.О. Вливание психологических факторов на управление в обслуживающих кооперативах // Сб. наук. трудов / Под ред. М. И. Бахматая. - Камянец-Подоль- 8 ский, 2004. - № 12. - Т. 2. - С. 163-165.

6. Шепотько Л.О., Прокопа И.В., Гудзинский С.О. Сельский сектор Украины на рубеже тысячелетий. - В 2-х томах. -

ПУТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

А.А. Красноруцкий, к.э.н., доц., Харьковского национального технического университета

сельского хозяйства им. П. Василенко

Т. 1. - Потенциал сельского сектора. - К.: Институт экономики НАН Украины, 2000. - 396 с. Юрчишин В.В. Сельские территории как системообразующий фактор развития аграрного сектора экономики // Экономика АПК. - 2005. - № 3. - С. 6-10. Швец Т.В. Предпосылки возникновения и функции кооперативов при сельских общинах // Таврический научный вестник, 2005. - Вып. 37. - С. 221-226.

Современная ситуация на внутреннем украинском рынке агропродовольственной продукции характеризуется наличием ряда проблем, которые не позволяют эффективно реализовывать экономические интересы товаропроизводителей. К наиболее актуальным из них следует отнести:

- усиление конкуренции между отечественными товаропроизводителями и поставщиками продукции иностранного происхождения;

- существование дисбалансов в реализации коммерческих интересов субъектов, обуславливающих доминирование интересов субъектов сферы обращения над интересами товаропроизводителей, что, в большинстве случаев, искусственно снижает эффективность производственной деятельности, а также не оставляет возможности осуществлять даже простое воспроизводство капитала;

- экстенсивная модель развития отечественного сельского хозяйства и доминирование декларативной доктрины аграрной политики, что привело к ликвидации механизмов стимулирования технологического роста аграрного производства, повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и их продукции, а также развития процессов агропромышленной интеграции и повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора экономики.

Основой успешного разрешения перечисленных проблем является создание условий для повышения эффективности основной деятельности

сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом главной научной и прикладной задачей является создание дееспособного механизма гармонизации экономических интересов всех участников рынка. Негармоничное и несправедливое распределение доходов между субъектами рынка агропродо-вольственной продукции, которые относятся к сферам производства и обращения, стало типичным для отечественной экономики. При этом основным индикатором этой неравномерности является характер воспроизводства капитала. По данным Госкомстата Украины удельный вес убыточных сельскохозяйственных предприятий в 2007 г. составлял 28 % в общем их количестве [1], а по данным наших исследований, менее чем 30% имеют возможности для осуществления расширенного воспроизводства своего капитала [2]. Средние показатели рентабельности в сферах производства и обращения отличалась в 2007 г. в 4,6 раза, при чем не в пользу производственной сферы (рентабельность производства сельскохозяйственной продукции составляла в 2007 г. - 15,6%, а средняя рентабельность торговых операций с сельскохозяйственной продукцией - 72,5%) [1, 3]. Такая ситуация не только не создает стимулов для притока средств в аграрное производство, а, наоборот, ведет к снижению инвестиционной привлекательности. Следствием этого является стабильное сокращение объемов внутреннего производства сельскохозяйственной продукции (рис. 1).

Годы

Ш Валовая продукция сельского хозяйства, млрд.грн. Н Валовая продукция растениеводства, млрд.грн. □ Валовая продукция животноводства, млрд.грн.

Рисунок 1- Динамика валовой продукции сельского хозяйства Украины в 1990-2007 гг.

Составлено по данным источника [1]

Безусловно, такая ситуация не могла не спровоцировать возникновения существенных сдвигов в структуре распределения добавленной стоимости не только между сферами производства и обращения, а и внутри самой сферы обращения, сделав маркетинговую инфраструктуру рынка агро-

продовольственной продукции неэффективной как для товаропроизводителя, так и для потребителя.

При выполнении данного исследования мы исходили из установленных ранее параметров функционирования каналов распределения на рынке агропродовольственной продукции. Структуру

каналов распределения продукции, на сегодняшний день, составляют производители, два-три уровня посредников, которые включают крупно- и мелкооптовую, а также розничную торговлю (в зависимости от объекта рынка), и потребители, которые представлены населением, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, а также экспортерами сельскохозяйственной продукции [7]. Обобщение полученных статистическими и монографическими методами данных позволяет формализовать характер распределения доходов между функциональными группами операторов рынка продукции растениеводства (табл. 1).

Сравнение расчетных показателей (табл. 1) с фактическими данными, характеризующими эффективность деятельности субъектов рынка продукции растениеводства, подтверждает достоверность полученных результатов. Так, рентабельность производства и реализации продукции растениеводства в 2007 г. составила - 32,7% [1], а объем доходов непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции составил менее трети цены ее потребления [1, 3].

Указанные диспропорции приводят к искривлению коммерческих интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и лишают их возможности осуществлять результативное развитие своей основной деятельности.

Что касается рынков продукции животноводства, то дисбалансы на них еще более глубоки, чем в рассмотренном примере. Это связано не только с упадком самой отрасли, но и со структурными сдвигами, которые произошли на протяжении последнего десятилетия - удельный вес продукции сельскохозяйственных предприятий в валовой продукции животноводства сократился с 64,8% до 36,4% [1] на фоне падения объемов производства валовой продукции в 3,47 раза (рис. 1). Данная ситуация обусловила вульгарный характер формирования маркетинговой инфраструктуры указанного рынка. На сегодняшний день около 80% валовой добавленной стоимости в структуре цены потребления продукции животноводства формируется субъектами сферы обращения [6, 7], что лишает отрасль экономического смысла своего развития.

Таблица 1- Расчетные показатели рентабельности операционной деятельности функциональных групп

операторов рынка продукции растениеводства

Продукция Цена в 2 маркетин г 007-2008 "овом году, рн. Амплитуда ценовых колебаний Нормативные затраты на производство продукции, грн./т Рентабельность операционной деятельности, %

минимальная максимальная грн. % по видам продукции производителей продукции растениеводства торгово-закупочных предприятий оптовых посредников и предприятий сферы хранения

Пшеница 3 класса 948 1332 384 41 533,79 78 31,3 95,8 88,0

Пшеница 4 класса 827 1243 416 50 504,09 64

Пшеница 5,6 классов 507 860 353 70 458,28 11

Рожь продовольственная 850 1330 480 56 513,69 65

Рапс 2000 2800 800 40 1083,59 85

Ячмень фуражный 637 1013 376 59 544,65 17

Подсолнечник товарный 1198 3102 1904 159 1124,71 7

Кукуруза фуражная 517 1213 696 135 484,43 7

* Собственные расчеты по данным источников [1, 3, 4, 5]

Основными путями ликвидации рассмотренных дисбалансов и разногласий в функционировании субъектов сфер производства и обращения рынка сельскохозяйственной продукции, по нашему мнению, являются:

1) решение в сельскохозяйственных предприятиях проблемы хранения продукции собственного производства с целью использования сезонных ценовых колебаний в качестве источника дополнительного экономического эффекта;

2) стимулирование процессов вертикальной агропромышленной интеграции субъектов рынка агропродовольственной продукции;

3) создание условий и стимулирование процессов прямого инвестирования ресурсов субъектов сферы обращения сельскохозяйственной продукции в сферу производства;

4) повышение уровня концентрации капитала в сфере производства;

5) упорядочение системы государственного регулирования аграрного рынка.

Реализация указанных мероприятий обеспечит стабильный рост эффективности деятельности субъектов рынка агропродовольственной продукции в условиях гармонизации их коммерческих интересов, а также позволит создать условия для успеш-

ной реализации инновационно-инвестиционной модели развития аграрного сектора экономики.

Источники

1. Стьське господарство УкраТни за 2007 р к. Статистич-ний щорчник / Державний комгтет статистики УкраТни; П ¡д заг.кер. Ю.М. Остапчука. - К., 2007. - 392 с.

2. Красноруцький О.О. Ресурсы i та ринковi аспекти забез-печення конкурентоспроможност альськогосподарських товаровиробник в / О.О. Красноруцький // Вюник ХНАУ. Сер. «Економп ка АПК i природокористування». - 2008. -Вип. 7. - С. 134-142.

3. Статистичний щорчник УкраТни за 2007 р к / Державний комгтет статистики УкраТни; За ред. О.Г. Осауленка - К.: «Консультант», 2008. - 571 с.

4. АПК-информ ОпПпе. Цены. [Електронний ресурс] - 2009. Режим доступу: http://www.apk-inform.com/pricedata.php.

5. Технологи вирощування зернових i технчних культур в умовах Л iсостепу УкраТни /За ред. П.Т. Саблука Д.1. Ма-зоренка, Г.е. Мазнева. - Харю в: ХНТУСГ. - 2007. - 633 с.

6. Пасхавер Б. Цнова конкурентнють аграрного сектора / Б. Пасхавер // Економi ка УкраТни. - 2007. - № 1. - С. 7887.

7. Красноруцький О.О. Структура систем розподл продукцп на ринках продовольства та сльськогосподарськоТ продукцп / О.О. Красноруцький // В iсник СНАУ. Сер. «Економ i ка та менеджмент». - 2008. - Вип. 4 (28). - с. 43-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.