Научная статья на тему 'Пути формирования и развития коммуникативной компетентности'

Пути формирования и развития коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2373
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY APPROACH / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / STUDENT-ACTIVITY APPROACH / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пец Ольга Ивановна

Рассматриваются деятельностный и личностно-деятельностный подходы к изучению коммуникативной компетентности, уточняется само понятие «коммуникативная компетентность», структура и основные направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article deals with the activity and student-activity approach to the study of communicative competence, clarifies the concept of «communicative competence», its structure and main directions of development.

Текст научной работы на тему «Пути формирования и развития коммуникативной компетентности»

• повышение скорости реагирования в условиях • умение действовать в новой нестандартной си-дефицита времени; туации.

• скоординированность ценностей, целей и действий, Все эти аспекты нейрокоучинга повышают эффек-направленных на достижение поставленных целей; тивность личности и помогают достичь высоких ре-

• экстраполяция желаемого результата; зультатов в различных областях деятельности.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.

2. Воронова А.А. Психологическая служба в вузе. Россия и мир: вчера, сегодня, завтра. Актуальные проблемы образования, психологии и социологии: Сб. ст. М., 2010.

3. Воронова А.А. Психотерапия — консультирование — коучинг. Психолог — 21: Избр. лекции для студентов отделения психологии. Ч. 1. М., 2011.

4. КовиР.С. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. М., 2008.

5. Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. М., 2003.

6. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. М., 2013.

7. Шишкова С.Ю. Нейрокоучинг как новое средство развития. Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: Проблемы психологии и межкультурной коммуникации: Сб. ст. М., 2013.

УДК 159.99

1ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

О.И. Пец*

Аннотация. Рассматриваются деятельностный и личностно-деятельностный подходы к изучению коммуникативной компетентности, уточняется само понятие «коммуникативная компетентность», структура и основные направления развития. Ключевые слова: деятельностный подход, личностно-деятельностный подход, коммуникативная компетентность.

WAYS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

O.I. Pets

Abstract. The article deals with the activity and student-activity approach to the study of communicative competence, clarifies the concept of «communicative competence», its structure and main directions of development. Keywords: activity approach, student-activity approach, communicative competence.

© Пец О.И., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

* ПЕЦ ОЛЬГА ИВАНОВНА,

заведующая кафедрой психологии

Московский институт экономики, политики и права

Контакты: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: pets-07@mail.ru

Научная специальность 19.00.07 — Педагогическая психология

Разработанная в русле современной психологии проблема коммуникативной компетентности находит свое отражение в целом ряде социально-психологических работ.

В исследовании коммуникативной компетентности можно выделить деятельностный и личностно-деятель-ностный подходы к ее изучению, в рамках которых:

• дается определение данного психологического феномена (И.Р. Алтунина [4], И.И. Барахович [3], Ю.А. Емельянов [5; 6], Ю.М. Жуков [7], В.Л. Зливков, В.И. Кашницкий [10], Л.А. Петровская [19] и др.);

• исследуются личностные составляющие коммуникативной компетентности (Г.А. Кудрявцева [13], В.М. Погольша [14], О.П. Санникова [21], Е.И. Холо-стова [23] и др.);

• определяется структура и уровни коммуникативной компетентности (Ю.М. Жуков [7], В.П. Захаров [8], Н.Ю. Хрящева [8] и др.);

• анализируются источники ее приобретения (И.И. Барахович [3], Ю.А. Емельянов [5; 6], В.В. Охот-никова [17], и др.);

• характеризуются средства ее коррекции (И.Р. Алтунина [4], Ю.А. Емельянов [6], Ю.М. Жуков [7], Ю.А. Конев [12], Л.А. Петровская [19], П.В. Растянни-ков, Е.В. Руденский [20] и др.);

• выделяются факторы, обусловливающие или блокирующие ее развитие (Ю.А. Емельянов [5], В.И. Кашницкий [10] и др.).

Как известно, каждый из названных подходов выделяет ключевую детерминанту, определяющую коммуникативную компетентность. В рамках деятельностного подхода, понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения коммуникативной деятельности.

Как отмечает А.П. Панфилова, коммуникативная компетентность — это наличие совокупности знаний, умений и навыков, включающих функции общения, виды общения и его основные характеристики, средства общения, репрезентативные системы и ключи доступа к ним [18]. Такое представление вполне вписывается в рамки деятельностного подхода в определении коммуникативной компетентности [18].

Исследователи, изучающие проблему развития коммуникативной компетентности, обозначают ее как способность «устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, как некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эф-

фективное протекание коммуникативного процесса» (Ю.М. Жуков [7], Л.А. Петровская [19] и др.).

По своей сути в рамках деятельностного подхода предложены верные представления о коммуникативной компетентности. Однако стоит отметить следующее: А.Г. Асмолов, В.А. Ганзен делают акценты на знаниях, умениях, навыках общения, личностная же составляющая данного феномена представлена меньше, с чем мы не можем согласиться, поскольку большинство специалистов склоняется к мнению, что личностные детерминанты являются обязательной составляющей коммуникативной компетентности. Это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, это понимание их системного взаимодействия в процессе деятельности и общения [2].

Категория «коммуникативная компетентность» может также рассматриваться с точки зрения личностно-деятельностного подхода, согласно которому она определяется как «сложное интегративное качество личности, опосредующее профессиональную деятельность, направленное на установление, поддержание и развитие эффективного общения» [13].

В русле данного подхода наиболее широкое определение коммуникативной компетентности дает Ю.Н. Емельянов, который понимает ее как «такой уровень сформированности межличностного опыта, т.е. об-ученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе» [6].

Коммуникативную компетентность автор соотносит со способностью человека брать на себя и исполнять различные социальные роли, а также с умением человека адаптироваться в различных жизненных ситуациях, свободно владеть вербальными и невербальными средствами социального поведения [6].

Г.А. Ковалев определяет коммуникативную компетентность через выделение индивидуальных качеств, являющихся внутриличностными детерминантами, отвечающими за процесс социального познания. Под коммуникативной компетентностью автор понимает такое целостно-личностное образование, которое обеспечивает возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица [11].

В рамках обоих подходов предпринимаются попытки выделения структуры коммуникативной компетентности, но наиболее удачно, на наш взгляд, определили структуру компетентности Ю.М. Жуков [7], В.И. Кашницкий [10], которые выделили в структуре компетентности несколько иерархических уровней, названные у данных авторов по-разному, но по своей сути есть одно и то же.

Согласно В.Л. Захарову и Н.Ю. Хрящевой коммуникативная компетентность является сложным образованием, имеющим определенную структуру [8]: знания в области психологии личности; умения и навыки общения; коррекция и развитие установок, необходимых для успешного общения; способность адекватно и полно воспринимать, оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми; коррекция и развитие системы отношений личности.

Т.Ю. Осипова считает, что есть первичная и вторичная коммуникативная компетентность. В структуру первой входят знания общепринятых норм и правил общения, вторичная же позволяет субъекту быть наиболее успешным в общении, совершенствовать свой коммуникативный опыт, вплоть до создания новых приемов, способов, тактик, поэтому в состав ее входит коммуникативная креативность [16].

В.А. Сластенин представляет совокупность перцептивных умений как основу коммуникативной компетентности. К перцептивным умениям автор относит: умение воспринимать и адекватно интерпретировать сигналы от партнера по общению, глубоко проникать в личностную суть других людей, устанавливать индивидуальное своеобразие другого человека, по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям, видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия [22].

Итак, коммуникативная компетентность предполагает совокупность личностных качеств, обеспечивающих эффективное протекание процесса общения, и является условием развития профессиональной компетентности в целом. Проявляется коммуникативная компетентность в особенностях взаимодействия, определяющих эффективность или неэффективность контактов с окружающими людьми.

Среди характеристик личности, влияющих на процесс общения и развитие коммуникативной компетентности, многими авторами выделяется направленность

личности (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.), ценности и смысл (А.Г. Асмолов и др.).

Наряду с трудами, в которых определяются коммуникативные качества, есть немало работ, в которых специально и глубоко рассматриваются отдельные качества, выступающие в роли составляющих коммуникативную компетентность.

Общительность стала предметом специального изучения исследователей общения [13]. О.П. Санникова выявила специфику общительности людей с различным типом эмоциональности [21].

Однако необходимо отметить, что исследования, проведенные В.Л. Леви, вносят некоторые коррективы в данное утверждение. В.Л. Леви предупреждает, что «люди сверхобщительные, как правило, те, кто компенсирует недостаток качества общения его количеством. Гений коммуникабельности не есть самый общительный человек» [15]. То есть можно предположить, что отсутствует прямая зависимость между общительностью и коммуникативной компетентностью. Ни высокая (иногда она может даже отвлекать от сути общения), ни низкая общительность не являются показателем компетентного общения. Подобные взгляды лишают права считать общительность главной составляющей компетентности.

Основным средством развития коммуникативной компетентности исследователи считают всевозможные тренинги: социально-психологический А.И. Еме-лин, Ю.М. Жуков, Ю.А. Конев [12], Л.А. Петровская, П.В. Растянников [4]; когнитивный тренинг самопознания Е.В. Руденский [20]; видеотренинг И.Р. Алту-нина [1] и др.

В этой связи правомерно встает вопрос: для того, чтобы развить коммуникативную компетентность, достаточно ли научить человека, дать ему знания о том, как правильно общаться с другими людьми? Ответ на этот вопрос, скорее всего, будет отрицательным, поскольку в последнее время проводятся многочисленные тренинги, практикумы, направленные на развитие коммуникативной компетентности за счет овладения определенными коммуникативными технологиями, но, тем не менее, участники данных тренингов не становятся компетентнее в общении (либо демонстрируют более высокий уровень общения с окружающими не долго, сразу же после тренинга, а затем общаются в привычном для себя стиле). «Бесспорное владение приемами общения ведет к исчезновению моральной озабоченности его результатами» [6]. По-видимому, причина плохой коммуникации может крыться в личностных особенностях общающихся, среди которых представление о себе и совершенствование себя может стать источни-

ком изменений в практике общения человека с окружающими его людьми и фактором развития его коммуникативной компетентности.

Анализ литературы позволил выделить ряд психологических феноменов, обусловливающих развитие коммуникативной компетентности: общительность [13; 21], адаптивность [14], стиль общения [9], коммуникативная совместимость, самооценка, контактность, социальный интеллект, эмпатия [14] и др.

Ю.Н. Емельянов считает, что коммуникативная компетентность есть определенное состояние сознания людей, стремящихся понять друг друга. Если исходить из положений гуманистической психологии (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс), то возникает совершенно опре-

деленный образ компетентной в общении личности. Как известно, основными понятиями данного направления психологии являются «конгруэтность», «эмпатия», «принятие», «самоактуализация», ряд экзистенциальных потребностей личности: поиск смысла жизни, стремление к самоактуализации, познанию и самопознанию, самосовершенствованию. Все эти компоненты играют важную роль в детерминации социального и психического бытия человека.

Таким образом, анализ психологической литературы показал, что коммуникативная компетентность является необходимым условием эффективности общения, деятельности личности в целом и ее определения социального положения (статуса).

Литература

1. Алтунина И.Р. Развитие коммуникативной компетенции старшеклассников и взрослых людей с помощью видеотренинга. М., 1999.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

3. Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: Дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2000.

4. Введение в практическую социальную психологию. М., 1996.

5. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л. Изд-во ЛГУ. 1985.

6. Емельянов Ю.Н. Активные методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. 1985.

7. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988.

8. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учеб. пособие. Л., 1989.

9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

10. Кашницкий В.И. Формирование коммуникативной компетентности учителя: Дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 1995.

11. Ковалев А.Г. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3.

12. Конев Ю.А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998.

13. Кудрявцева Г.А. Личностные характеристики социального педагога как основа развития его коммуникативной компетентности // Педагогика ненасилия в контексте проблем изменяющегося мира: Сб. науч. ст. и мат. XXI Всерос. науч.-практ. конф. по проблемам педагогики ненасилия (Санкт-Петербург 20 апреля 2000 г.) / Под ред. Козловой А.Г., Гавриловой М.С., Маралова В.Г., Ситарова В.А. СПб., 2000.

14. Куницына В.Н., Казаринова К.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001.

15. Леви В.Л. Искусство быть другим. М., 1980.

16. Обозов Н.Н. Эффективность групповой деятельности в связи с некоторыми социально-психологическими характеристиками членов малой группы / Человек и общество: Сб. ст. Вып. 9. 1986.

17. Осипова Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза (на мат. спецкурса «Психология общения»): Дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2000.

18. Охотникова В.В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях: Дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2000.

19. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2003.

20. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. М., 2001.

21. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокорекционные группы: теория и практика. М., 1990.

22. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии. М., 2001.

23. Хараш А. У. Индивидуальная деятельность и общение людей. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.