Научная статья на тему 'Пути достижения истинного счастья в философском учении Эпикура'

Пути достижения истинного счастья в философском учении Эпикура Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8770
707
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТИННОЕ СЧАСТЬЕ / ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПУТЬ К СЧАСТЬЮ / УДОВОЛЬСТВИЕ / СТРАДАНИЕ / БЛАГОРАЗУМИЕ / МУДРОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / МЕРА ВО ВСЕМ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / TRUE HAPPINESS / PHILOSOPHICAL WORLD VIEW / THE WAY TO HAPPINESS / PLEASURE / PAIN / PRUDENCE / WISDOM / JUSTICE / THE MEASURE OF ALL VIRTUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комарова Любовь Анатольевна

В статье речь идет о счастье как одной из основных человеческих ценностей. Автор показывает шесть путей, ведущих к истинному человеческому счастью, исходя из анализа философского учения античного философа Эпикура, рассматривает содержание и структуру философской системы древнегреческого мыслителя об истинном счастье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of Achieving True Happiness in Epicurus' Philosophical Teachings

Happiness is discussed as one of basic human values. Six 6 ways that lead to true human happiness are described based on the analysis of the philosophical doctrine of the ancient philosopher Epicurus, the content and structure of the philosophical system of ancient Greek thinker of true happiness.

Текст научной работы на тему «Пути достижения истинного счастья в философском учении Эпикура»

«Допустимы полемика, взаимная критика, но “не сожаления”, например, по поводу того, что религия (атеизм) до сих пор существует» [6, с. 105].

Подводя итоги вышесказанному, следует признать: толерантность, в том числе религиозная, является одним из важнейших условий выживания человечества в настоящем, сохранения цивилизации в будущем.

Как сказано в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 г. в Париже 185-ю государствами-членами ЮНЕСКО), «толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Альтернативы у человечества нет».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БайбуринА. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Азбука, 1993. 314 с.

2. Лоренц К. Агрессия. М.: Мысль, 1984. 295 с.

3. ПоршневБ. Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 229 с.

4. Соколова Л. Ю. Сравнительный метод во французской политической антропологии // Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. Компаративистика-2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. 297 с.

5. Стецкевич М. С. Представление о «чужих» в современных российских конфессиях (православие и ислам) // Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. Компаративистика-2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. 297 с.

6. Фокин В. И. Толерантность сквозь призму социальной антропологии // Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. Компаративистика-2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. 297 с.

7. http://www.patriarchia.ru/db/print/1794559.html

REFERENCES

1. Bajburin A. K. Ritual v traditscionnoj kul'ture. SPb.: Azbuka, 1993. 314 s.

2. Lorents K. Agressija. M.: Mysl', 1984. 295 s.

3. PorshnevB. F. Social'naja psihologija i istorija. M.: Nauka, 1979. 229 s.

4. Sokolova L. Ju. Sravnitel'nyj metod vo frantsuzskoj politicheskoj antropologii // Al'manah sravnitel'nyh sotsiogumanitarnyh issledovanij. Komparativistika-2. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2002. 297 s.

5. Stetskevich M. S. Predstavlenie o «chuzhih» v sovremennyh rossijskih konfessijah (pravoslavie i islam) // Al'manah sravnitel'nyh sotsiogumanitarnyh issledovanijah. Komparativistika-2. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2002. 297 s.

6. Fokin V. I. Tolerantnost' skvoz' prizmu social'noj antropologii // Al'manah sravnitel'nyh sotsiogumani-tarnyh issledovanij. Komparativistika-2. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2002. 297 s.

7. http://www.patriarchia.ru/db/print/1794559.html

Л. А. Комарова

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИСТИННОГО СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ЭПИКУРА

Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.

Ж. Ж. Руссо

В статье речь идет о счастье как одной из основных человеческих ценностей. Автор показывает шесть путей, ведущих к истинному человеческому счастью, исходя из анализа философского учения античного философа Эпикура, рассматривает содержа-

ние и структуру философской системы древнегреческого мыслителя об истинном счастье.

Ключевые слова: истинное счастье, философское мировоззрение, путь к счастью, удовольствие, страдание, благоразумие, мудрость, справедливость, мера во всем, добродетель.

L. Komarova

Ways of Achieving True Happiness in Epicurus’ Philosophical Teachings

Happiness is discussed as one of basic human values. Six 6 ways that lead to true human happiness are described based on the analysis of the philosophical doctrine of the ancient philosopher Epicurus, the content and structure of the philosophical system of ancient Greek thinker of true happiness.

Keywords: true happiness, philosophical world view, the way to happiness, pleasure, pain, prudence, wisdom, justice, the measure of all virtue.

Каждый хоть немного образованный человек слышал в своей жизни имя греческого мыслителя Эпикура и производные от его имени выражения: эпикурейский взгляд на жизнь и мир, эпикурейский стиль жизни и др. Традиционно принято рассматривать учение любого философа через призму составляющих философского мировоззрения: онтологии (учение о бытии в целом), гносеологического компонента, логики, этических принципов, эстетических взглядов на мир. Взгляд Эпикура как одного из ярких представителей античной философии наиболее важен и любопытен для современника. Его философское мировоззрение на нравственность, на место человека в мире и отношение к обстоятельствам собственной жизни, на счастье заинтересовали нас в связи с изучением путей достижения истинного счастья человеком в современном мире.

Чем же так интересны и актуальны для нас, живущих более двух тысячелетий спустя, Эпикур и его философские воззрения? Наши вопросы о поисках путей к тому, что называется истинным счастьем, очень похожи на вопросы людей той, далекой эпохи. Чтобы лучше понять философское учение Эпикура о путях, ведущих человека к истинному счастью, необходимо окунуться в историческую эпоху эллинизма и проследить путь становления великого философа.

Эпикур родился приблизительно в 341/342 году до нашей эры на острове Самое в семье афинянина. Учился философии у Навсифана, в 310 году до н.э. основал философскую школу сначала в Колофоне и Митилене, затем — в Лампсаке. В 306 году до н.э. вместе с некоторыми учениками переехал в Афины и обосновался недалеко от Дипилонских ворот, где приобрел участок земли с садом. Школа получила название «Сад», просуществовала более восьмисот лет и стала главным центром античного материализма и атеизма.

Эпикур, по словам Диогена Лаэртия, был «изобильнейшим писателем и множеством своих книг превосходил всех» [2, с. 116].

Однако из написанных им 300 произведений до нас дошли лишь его три письма к ученикам, Геродоту, Пифоклу и Менекею (жанр философских писем был популярен в эпикуреизме), отрывки из писем к другим лицам, собрания изречений «Главные мысли» и так называемое «Ватиканское собрание» (обнаруженное в конце XIX века в греческом кодексе XIV века); довольно большое число цитат из разных трудов в сочинениях поздних эпикурейцев, их оппонентов, а также отцов Церкви; кроме этого

— фрагменты из фундаментального труда Эпикура в 37 книгах «О природе», обнаруженные при расшифровке геркуланских папирусов.

Философское учение Эпикура имело практическую цель — указать людям путь к счастью. Он отмечал, что пусты слова того философа, которыми не врачуется человеческое страдание. Евдемонические искания определили характер всей его философской системы.

Эпикура нередко упрекали и упрекают и поныне, что он — проповедник телесных удовольствий и даже разврата. Это такой же миф, как и утверждение, что любовь у Платона лишена телесных удовольствий и страсти. Он считал добродетельными и приятными только удовольствия, сообразные с природой, и отвергал порочные удовольствия, за которыми следует страдание, как несообразные с природой. Высшая добродетель — благоразумие, достигаемое в результате самостоятельного выбора. Эпикур проповедовал благоразумие как исходную точку наслаждений и радости. Это большая мудрость — жить согласно своим желаниям и не нарушать установленного порядка, ни законов моральных, ни общепринятых мнений.

На актуальный вопрос о любви и возможности найти истинное счастье в семейной жизни Эпикур давал простой, вызывающий неприятие многих ответ. Античный мыслитель считал, что мудрый человек не будет тратить время на столь далекое от благости занятие, и любовь даже может стать преградой для достижения настоящего, а не иллюзорного счастья. Достойное занятие — это мудрость и дружба.

Эпикур всю свою жизнь провел в достаточно скромных материальных условиях, но не видел в этом сколько-нибудь большой беды и преграды для своего благостного состояния. Его взгляд на благополучие так отличается от современного, когда в обществе превалирует гонка за всяческими благами. Довольствуясь скромной пищей и отвергая кулинарные изыски, Эпикур подчеркивал, что отвергает их не из-за них самих, а из-за последствий, которые затем наступают. С молодого возраста философ страдал болез-

нью желудка и был знаком с последствиями обжорства своих товарищей. Но опять же, Эпикур призывал не впадать в крайности, призывал к чувству меры. Известны его слова о том, что разумный не станет говорить пустой вздор даже пьяным.

Философская система Эпикура состоит из трех частей, включая физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). Каждая часть философского учения античного мыслителя рассматривает пути, ведущие к достижению истинного счастья.

В своей онтологии (физике) Эпикур был продолжателем атомического учения Демокрита. Всем известна из школьного курса эта атомическая теория. Разделяя ее, Эпикур подчеркивал, что атомы имеют свойство отклоняться от прямолинейного движения. Может возникнуть вопрос: причем здесь эти онтологические отступления и взгляды на счастье человека? Дело в том, что эта концепция «отклоняющихся» (своевольных) атомов позволяет мыслителю переложить этот принцип на объяснение человеческой свободы. Нет на земле и в жизни отдельного человека полной предопределенности и фатализма. А разве этот вопрос не волнует многих сегодня: неизбежна ли власть обстоятельств или есть у человека возможность менять их? В нашем понимании каждый человек сам прокладывает пути к своему счастью и является творцом своей судьбы. Эпикур указывал и на еще самую главную задачу, которую нужно решить человеку, чтобы стать свободнее и счастливее,

— это преодоление страха перед миром, что следует понимать так, что каждый должен в силу умственной потенции видеть причины событий и уметь предсказывать последствия. А познания, анализ, наблюдение делают человека смелее, свободнее, счастливее. А кто из людей не испытывает страха перед большими или даже малыми вероятными событиями? Например, перед концом света 21 декабря 2012 года, который предсказывают некоторые ученые, религиозные дея-

тели и др. Поэтому не лишено смысла вспомнить учения представителей философской мысли древности, оставаться мудрым и рассудительным и подвергать любую информацию анализу, осмыслению.

Не менее занимательна и вторая часть философских воззрений Эпикура, каноника (теория познания). В ней античный философ описывает свое отношение к богам. Необходимо отметить, что Эпикур отвергал традиционную религию, представление о бессмертии души, возможность мантики, отрицал пророческую силу снов. Посидоний, Цицерон, Плутарх считали его атеистом, лишь формально признающим существование богов. Имя его упоминается в списке атеистов Клитомаха Карфагенского. Однако известно, что у Эпикура было специальное сочинение «О богах» (не сохранилось). В дошедшем до нас письме Эпикура к Менекею [2, с. 124] определены важнейшие принципы его теологии: 1) боги существуют, так как имеется очевидное знание о них; 2) истинное знание о богах образуется за счет предвосхищения (пролепсиса); 3) обывательское представление о богах ложно; 4) боги бессмертны и блаженны. В схолии к «Главным мыслям» отмечено, что непрерывное течение атомарных образов определяет антропоморфизм богов: «боги познаваемы разумом, одни — существуя в виде чисел, другие — в подобии формы, человекообразно возникая из непрерывного истечения подобных видностей, направленного в одно место» [2, с. 139]. Боги атомарны и в силу изономии (т. е. равного количества смертных и бессмертных) бессмертны. Они блаженны, ни во что не вмешиваются и не нуждаются в культе. Бог — идеал для невозмутимого эпикурейского мудреца, который живет, по словам Эпикура, «как бог среди людей» [2, с. 135]. Это определило особенности благочестия Эпикура, выраженного в стремлении к подражанию богам и к общению с ними путем созерцания атомарных истечений. Он признает их существование, но считает, что высшим силам нет

дела до конкретного земного человека. Жизнь на земле развивается по своим собственным законам. Подобные взгляды среди философов получили в научной среде название деизма. Это тоже по-своему подтверждает немалую степень свободы человека и наличие возможности достижения счастья в жизни. Из всех страхов, например, Эпикур выделял страх человека перед смертью. Человеку трудно смириться с ее неизбежностью. Здесь он выступает, скажем так, с позиции оптимистического пессимизма. Каждый слышал в разнообразно переделанных вариантах его слова о том, что смерти бояться не умно, ведь когда ее нет — мы живы, а когда она присутствует, нас уже не будет.

Умирая в душевном спокойствии и умственной ясности, Эпикур напоминал окружающим его слушателям, что это — торжество закона: все имеет свой срок, свой конец. Не сильно же человек переживает по поводу того, что он не жил тысячу лет назад, так зачем огорчаться, что через тысячу лет ему существовать не суждено.

Уверенность Эпикура в возможности счастья в земной жизни без вмешательства божественных сил, наряду с отрицанием бессмертия души и загробной жизни, вызвала критику эпикуреизма в христианстве.

Интересен взгляд Эпикура на политику. В отличие от некоторых других мудрецов древности, Эпикур советовал последователям отстраниться от политики. Хотя бы потому, что как бы человек ни старался, его искренние усилия мало что могут изменить.

В третьей части своей философии Эпикур важное место отводит категориям справедливости, дружбы и мудрости. Понимая относительность справедливости, он сводил ее к тому, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от других. Эти идеи Э. явились одной из предпосылок теории общественного договора.

Учение Эпикура о дружбе носит утилитаристский характер: в основе дружбы лежит личная выгода индивида. Истинная

дружба, по Эпикуру, порождается мудростью: мудрость — благо смертное, а дружба — благо бессмертное.

Мудрость Эпикур рассматривал как врачебное искусство, исцеляющее людей от душевных страданий. Изучение философии и, как его результат, — мудрость не только обогащают людей знаниями, но и доставляют им величайшие духовные наслаждения. Высший жизненный идеал мудреца — атараксия (невозмутимость духа). Безмятежность, проповедуемая Эпикуром, достигается не уходом от жизни и отшельничеством, как в учениях стоицизма и скептицизма, а изучением природы, знанием ее сокровенных тайн. Мудрец в понимании античного философа — это знаток жизни, поднявшийся выше обыденной мирской суеты.

Содержание эпикурейской этики было воспринято и развито гуманистами Возрождения, Спинозой, французскими просветителями, английскими утилитаристами, Фейербахом. Идеи античного мыслителя и созданной им эпикурейской школы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие философии и естествознания.

Классики марксизма-ленинизма высоко ценили философию Эпикура. Маркс подробно проанализировал взгляды Эпикура и эпикурейцев в своей докторской диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» [3, с. 48] и в «Тетрадях по истории эпикурейской, стоической и скептической философии» [3, с. 99]. Ленин, защищая Эпикура от нападок Гегеля и других идеалистов, подчеркивал огромное значение этого выдающегося мыслителя античной философии и его последователей в борьбе против религии и идеализма [5, с. 219].

Таким образом, знаменитый философ Древней Греции Эпикур в своем философском учении обозначил нам, людям XXI века, пути, ведущие к истинному счастью. Первый путь к счастью — это благоразумие, которое является исходной точкой на-

слаждений и радости. Мудрость исцеляет людей от душевных страданий. Второй путь к истинному счастью — жить согласно своим желаниям и не нарушать ни моральных, ни общепринятых мнений. Третий путь к счастью — это избавление от каких-либо зол, душевных страданий, ведь жизнь и так коротка. Четвертый путь — четверо-лекарствие, способное излечить человечество от болезненного страха: 1) Бог не внушает страха; 2) смерть не внушает опасения; 3) благо легко достижимо; 4) зло легко претерпеваемо. Пятый путь к счастью — чувство меры во всем. Шестой путь к счастью — мудрость и дружба, ибо любовь может стать преградой для достижения истинного счастья. Именно шестой путь Эпикура к счастью вызывает неприятие многих, особенно это касается любви. Мы видим, что Эпикур ошибался, так как любовь приносит истинное счастье. Любовь в широком смысле — это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь занимает огромное место в жизни каждого человека. Человек, любящий людей, совершенно по-иному относится к окружающим, чем тот, который к людям безразличен. Любящий человек прислушивается к людям и по-настоящему слышит их, выявляет в каждом человеке сильные стороны, а не останавливается на его недостатках. Любовь предполагает проявление доброжелательности. Научиться любить — значит избавиться от страха быть недостаточно любимым, так как каждый получает столько любви, сколько он отдаёт.

Истинное счастье, по нашему мнению, это не только получение наслаждения, понимаемого античным философом как уклонение от страданий и достижение радостного, умиротворенного состояния духа. Счастье есть переживание полноты бытия, ощущение и осознание своей причастности к чему-то более высокому, нежели повседневные суетливые заботы каждого из нас.

Счастье есть итог длительного пути человека от порока к добродетели, результат борьбы с пороком, награда человека самому себе за свой упорный, целенаправленный труд. Кто из людей не ошибался? Несмотря на несогласие с Эпикуром в его понимании шестого пути, ведущего к истинному счастью, мы разделяем философские воззрения

античного мыслителя, которые до сих пор не потеряли актуальности. Автор данной статьи, проанализировав философское учение Эпикура об истинном счастье, выделил лишь шесть путей, ведущих к нему. Но их может оказаться гораздо больше, если внимательнее изучить все сохранившиеся философские труды Эпикура.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боричевский И. А. Древняя и современная философия науки в ее предельных понятиях. М.; СПб.,

2009.166 с.

2. Диоген Лаэрций. Об Эпикуре: Соб. соч. М., 1998. X книга. 345 с.

3. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура // К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 2006. 679 с.

4. Материалисты Древней Греции.: Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Мысль, 2008. 356 с.

5. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева. М.: Советская энциклопедия, 2009. 568 с.

REFERENCES

1. Borichevskij I. A. Drevnjaja i sovremennaja filosofija nauki v ee predel'nyh ponjatijah. M.; SPb.,

2009.166 s.

2. Diogen Lajertsij. Ob Epikure: Sob. soch. M., 1998. X kniga. 345 s.

3. Marks K. Razlichie mezhdu naturfilosofiej Demokrita i naturfilosofiej Jepikura // K. Marks i F. Engel's. Iz rannih proizvedenij. M., 2006. 679 s.

4. Materialisty Drevnej Gretsii: Sobr. tekstov Geraklita, Demokrita i Epikura. M.: Mysl', 2008. 356 s.

5. Filosofskij entsiklopedicheskij slovar' / Pod red. L. F. Il'icheva. M.: Sovetskaja entsiklopedija, 2009. 568 s.

И. Г. Лаверычева

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРКОДЕВИАНТНОСТИ И ДРУГИХ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ

Изучались вредные привычки учащихся в двух модельных училищах СПб: с высоким и средним уровнем девиантности. Системный анализ результатов опроса показал различные уровни риска и закономерности взаимовлияния вредных привычек, а также их связь с состоянием семьи. Наибольшую тягу к наркотикам проявляют учащиеся из полных семей, конфликтующие со своими родителями. Очевидно, и рост девиантности, и семейные разлады имеют общую внесемейную причину, которая заключается в нездоровом культурно-нравственном состоянии общества.

Ключевые слова: вредные привычки, девиантность, наркодевиантность, сквернословие, курение, половая безнравственность, алкоголизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.