ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 130.2(09)
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИСТИННОГО СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ЭПИКУРА
© Любовь Анатольевна КОМАРОВА
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Республика Башкортостан, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и политологии, e-mail: Parislk@mail.ru
В статье речь идет о счастье как одной из основных человеческих ценностей. Автор показывает 6 путей, ведущих к истинному человеческому счастью. Исходя из анализа философского учения античного философа Эпикура, рассматривается содержание и структура философской системы древнегреческого мыслителя об истинном счастье.
Ключевые слова: истинное счастье; философское мировоззрение; путь к счастью; удовольствие; страдание; благоразумие; мудрость; справедливость; мера во всем; добродетель.
Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.
Ж.Ж. Руссо
Каждый хоть немного образованный человек слышал в своей жизни имя греческого мыслителя Эпикура и производные от его имени выражения: эпикурейский взгляд на жизнь и мир, эпикурейский стиль жизни и др. Традиционно принято рассматривать учение любого философа через призму составляющих его философское мировоззрение: онтология (учение о бытие в целом), гносеологический компонент, логика, этические принципы, эстетические взгляды на мир. Взгляд Эпикура, как одного из ярких представителей античной философии, наиболее важен и любопытен для современника. Его философский взгляд на нравственность, на вопрос места человека в мире и своего отношения к обстоятельствам собственной жизни, на счастье заинтересовал нас в связи с изучением путей достижения истинного счастья человеком в современном мире.
Чем же так интересны и актуальны для нас, живущих более двух тысячелетий спустя, Эпикур и его философские воззрения? Наши вопросы о поисках путей к тому, что называется истинным счастьем, очень похожи на вопросы людей той, далекой эпохи. Чтобы лучше понять философское учение
Эпикура о путях, ведущих человека к истинному счастью, необходимо окунуться в историческую эпоху эллинизма и проследить путь становления великого философа.
Эпикур родился приблизительно в 341/342 г. до н. э. на острове Самое в семье афинянина. Учился философии у Навсифана, в 310 г. до н. э. основал философскую школу сначала в Колофоне и Митилене, затем в Лампсаке. В 306 г. до н. э. вместе с некоторыми учениками переехал в Афины и обосновался недалеко от Дипилонских ворот, где приобрел участок земли с садом. Школа получила название «Сад» и просуществовала более восьмисот лет и стала главным центром античного материализма и атеизма.
Эпикур, по словам Диогена Лаэртия, был «изобильнейшим писателем и множеством своих книг превосходил всех» [1, с. 116].
Однако из написанных им 300 произведений до нас дошли лишь его три письма к ученикам, Геродоту, Пифоклу и Менекею (жанр философских писем был популярен в эпикуреизме), отрывки из писем к другим лицам, собрания изречений «Главные мысли» и т. н. «Ватиканское собрание» (обнаруженное в конце XIX в. в греческом кодексе XIV в.); довольно большое число цитат из разных трудов в сочинениях поздних эпикурейцев, их оппонентов, а также отцов Церкви; кроме этого фрагменты из фундамен-
тального труда Эпикура в 37 книгах «О природе», обнаруженные при расшифровке гер-куланских папирусов.
Философское учение Эпикура имело практическую цель - указать людям путь к счастью. Он отмечал, что пусты слова того философа, которыми не врачуется человеческое страдание. Евдемонические искания определили характер всей его философской системы.
Эпикура нередко упрекали и упрекают и поныне, что он - проповедник телесных удовольствий и даже разврата. Это такой же миф, как и утверждение, что любовь у Платона лишена телесных удовольствий и страсти. Он считал добродетельными и приятными только удовольствия, сообразные с природой, и отвергал порочные удовольствия, за которыми следует страдание, как несообразные с природой. Высшая добродетель - благоразумие, достигаемое в результате самостоятельного выбора. Эпикур проповедовал благоразумие как исходную точку наслаждений и радости. Это большая мудрость -жить согласно своим желаниям и не нарушать установленного порядка, ни законов моральных, ни общепринятых мнений.
На актуальный вопрос о любви и возможности найти истинное счастье в семейной жизни Эпикур давал простой, вызывающий неприятие многих, ответ. Античный мыслитель считал, что мудрый человек не будет тратить время на столь далекое от благости занятие, и любовь даже может стать преградой для достижения настоящего, а не иллюзорного счастья. Достойное занятие -это мудрость и дружба.
Эпикур всю свою жизнь провел в достаточно скромных материальных условиях, но не видел в этом сколько-нибудь большой беды и преграды для своего благостного состояния. Его взгляд на благополучие так отличается от современного, когда в обществе превалирует гонка за всяческими благами. Довольствуясь скромной пищей и отвергая кулинарные изыски, Эпикур подчеркивал, что отвергает их не из-за них самих, а из-за последствий, которые затем наступают. С молодого возраста философ страдал болезнью желудка и был знаком с последствиями обжорства своих товарищей. Но опять же, Эпикур призывал не впадать в крайности, призывал к чувству меры. Известны его сло-
ва о том, что разумный не станет говорить пустой вздор даже пьяным.
В целом, философская система Эпикура состоит из трех частей, включая физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). Каждая часть философского учения античного мыслителя рассматривает пути, ведущие к достижению истинного счастья.
В своей онтологии (физике) Эпикур был продолжателем атомического учения Демокрита. Всем известна из школьного курса эта атомическая теория. Разделяя ее, Эпикур подчеркивал, что атомы имеют свойство отклоняться от прямолинейного движения. Причем здесь эти онтологические отступления и взгляды на счастье человека? - спросите вы. Дело в том, что эта концепция «отклоняющихся» атомов (своевольных) позволяет мыслителю переложить этот принцип в объяснение человеческой свободы. Нет на земле и в жизни отдельного человека полной предопределенности и фатализма. А разве этот вопрос не волнует многих сегодня: неизбежная власть обстоятельств или возможность человека менять их? В нашем понимании, каждый человек сам прокладывает пути к своему счастью и является творцом своей судьбы. Эпикур указывал еще на самую главную задачу, которую нужно решить человеку, чтобы стать свободнее и счастливее -преодоление страха перед миром. Это следует понимать так, что каждый должен в силу умственной потенции видеть причины событий и уметь предсказывать последствия. А познания, анализ, наблюдение делают человека смелее, свободнее, счастливее. А кто из людей не испытывает страха перед большими или даже малыми вероятными событиями? Например, перед концом света 21 декабря 2012 г., который предсказывают некоторые ученые, религиозные деятели и др. Поэтому не лишено смысла вспомнить учения представителей философской мысли древности, оставаться мудрым и рассудительным, и подвергать любую информацию анализу, осмыслению.
Не менее занимательна и вторая часть философских воззрений Эпикура, каноника (теория познания). В ней античный философ описывает свое отношение к богам. Необходимо отметить, что Эпикур отвергал традиционную религию, представление о бессмер-
тии души, возможность мантики, отрицал пророческую силу снов. Посидоний, Цицерон, Плутарх считали его атеистом, лишь формально признающим существование богов. Имя его упоминается в списке атеистов Клитомаха Карфагенского. Однако известно, что у Эпикура было специальное сочинение «О богах» (не сохранилось). В дошедшем до нас письме Эпикура к Менекею [1, с. 124] определены важнейшие принципы его теологии: 1) боги существуют, т. к. имеется очевидное знание о них; 2) истинное знание о богах образуется за счет предвосхищения (пролепсиса); 3) обывательское представление о богах ложно; 4) боги бессмертны и блаженны. В схолии к «Главным мыслям» отмечено, что непрерывное течение атомарных образов определяет антропоморфизм богов: «боги познаваемы разумом, одни -существуя в виде чисел, другие - в подобии формы, человекообразно возникая из непрерывного истечения подобных видностей, направленного в одно место» [1, с. 139]. Боги атомарны и в силу изономии (т. е. равного количества смертных и бессмертных) бессмертны. Они блаженны, ни во что не вмешиваются и не нуждаются в культе. Бог -идеал для невозмутимого эпикурейского мудреца, который живет, по словам Эпикура, «как бог среди людей» [1, с. 135]. Это определило особенности благочестия Эпикура, выраженного в стремлении к подражанию богам и общению с ними путем созерцания атомарных истечений. Он признает их существование, но считает, что высшим силам нет дела до конкретного земного человека. Жизнь на земле развивается по своим собственным законам. Подобные взгляды среди философов получили в научной среде название деизма. Это тоже по-своему подтверждает немалую степень свободы человека и наличие возможности достижения счастья в жизни. Из всех страхов, например, Эпикур выделял страх человека перед смертью. Человеку трудно смириться с ее неизбежностью. Здесь он выступает, скажем так, с позиции оптимистического пессимизма. Каждый слышал в разнообразно переделанных вариантах его слова о том, что смерти бояться не умно, ведь когда ее нет - мы живы, а когда она присутствует, нас уже не будет.
Умирая в душевном спокойствии и умственной ясности, Эпикур напоминал окру-
жающим его слушателям, что это торжество закона: все имеет свой срок, свой конец. Не сильно же человек переживает по поводу того, что он не жил тысячу лет назад, так зачем огорчаться, что через тысячу лет ему существовать не суждено.
Уверенность Эпикура в возможности счастья в земной жизни без вмешательства божественных сил, наряду с отрицанием бессмертия души и загробной жизни, вызвала критику эпикуреизма в христианстве.
Интересен взгляд Эпикура на политику. В отличие от некоторых других мудрецов древности, Эпикур советовал последователям отстраниться от политики. Хотя бы потому, что как бы человек ни старался, его искренние усилия мало что могут изменить.
В третьей части своей философии Эпикур важное место отводит категориям справедливости, дружбы и мудрости. Понимая относительность справедливости, он сводил ее к тому, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от других. Эти идеи Эпикура явились одной из предпосылок теории общественного договора.
Учение Эпикура о дружбе носит утилитаристский характер: в основе дружбы лежит личная выгода индивида. Истинная дружба, по Эпикуру, порождается мудростью: мудрость - благо смертное, а дружба - благо бессмертное.
Мудрость Эпикур рассматривал как врачебное искусство, исцеляющее людей от душевных страданий. Изучение философии и как его результат - мудрость не только обогащает людей знаниями, но и доставляет им величайшие духовные наслаждения. Высший жизненный идеал мудреца - атараксия (невозмутимость духа). Безмятежность, проповедуемая Эпикуром, достигается не уходом от жизни и отшельничеством, как в учениях стоицизма и скептицизма, а изучением природы, знанием ее сокровенных тайн. Мудрец в понимании античного философа - это знаток жизни, поднявшийся выше обыденной мирской суеты.
Содержание эпикурейской этики было воспринято и развито гуманистами Возрождения, Спинозой, французскими просветите -лями, английскими утилитаристами, Л. Фейербахом. Идеи античного мыслителя и созданной им эпикурейской школы оказали ог-
ромное влияние на дальнейшее развитие философии и естествознания.
Классики марксизма-ленинизма высоко ценили философию Эпикура. Маркс подробно проанализировал взгляды Эпикура и эпикурейцев в своей докторской диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» [2, с. 48] и «Тетрадях по истории эпикурейской, стоической и скептической философии» [2, с. 99]. Ленин, защищая Эпикура от нападок Гегеля и других идеалистов, подчеркивал огромное значение этого выдающегося мыслителя античной философии и его последователей в борьбе против религии и идеализма [3, с. 219].
Таким образом, знаменитый философ Древней Греции Эпикур в своем философском учении обозначил нам, человечеству XXI в., пути, ведущие к истинному счастью. Первый путь к счастью - это благоразумие, которое является исходной точкой наслаждений и радости. Мудрость исцеляет людей от душевных страданий. Второй путь к истинному счастью - жить согласно своим желаниям и не нарушать ни моральных, ни общепринятых мнений. Третий путь к счастью - это избавление от каких-либо зол, душевных страданий, ведь жизнь и так коротка. Четвертый путь - четверолекарствие, способное излечить человечество от болезненного страха: 1) бог не внушает страха; 2) смерть не внушает опасения; 3) благо легко достижимо; 4) зло легко претерпеваемо. Пятый путь к счастью - чувство меры во всем. Шестой путь к счастью - мудрость и дружба, ибо любовь может стать преградой для достижения истинного счастья. Именно шестой путь Эпикура к счастью вызывает неприятие многих, особенно, что касается любви. Мы видим, что Эпикур ошибался, т. к. любовь приносит истинное счастье. Любовь в широком смысле - это нравственноэстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь занимает огромное место в жизни каждого человека, особенно дома. Человек, любящий людей, совершенно
по-иному относится к окружающим, чем тот, который к людям безразличен. Любящий человек прислушивается к людям и по-настоящему слышит их, выявляет в каждом человеке сильные стороны, а не останавливается на его недостатках. Любовь предполагает проявление доброжелательности. Научиться любить - значит избавиться от страха быть недостаточно любимым, т. к. каждый получает столько любви, сколько он отдает.
Истинное счастье, по нашему мнению, это не только получение наслаждения, понимаемого античным философом как уклонение от страданий и достижение радостного умиротворенного состояния духа. Счастье есть переживание полноты бытия, ощущение и осознание своей причастности к чему-то более высокому, нежели повседневные суетливые заботы каждого из нас. Счастье есть итог длительного пути человека от порока к добродетели, результат борьбы с пороком, награда человека самому себе за свой упорный целенаправленный труд. Кто из людей не ошибался? Несмотря на несогласие с шестым путем, ведущим к истинному счастью, по Эпикуру, мы разделяем философские воззрения античного мыслителя, которые до сих пор не потеряли актуальности. Автор данной статьи, проанализировав философское учение Эпикура об истинном счастье, выделил лишь шесть путей, ведущих к нему. Но их может оказаться гораздо больше, если внимательнее изучить все сохранившиеся философские труды Эпикура.
1. Диоген Лаэрций. Об Эпикуре: собрание сочинений. М., 1998. Кн. 10.
2. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура / К. Маркс, Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 2006.
3. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева. М., 2009.
Поступила в редакцию 27.01.2012 г.
UDC 130.2(09)
WAYS TO ACHIEVE TRUE HAPPINESS IN THE PHILOSOPHICAL TEACHINGS OF EPICURUS Lubov Anatolyevna KOMAROVA, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Republic Bashkortostan, Russian Federation, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of Philosophy, Political Science and Sociology Department, e-mail: Parislk@mail.ru
In the article we are talking about happiness as basic human values. The author shows 6 ways that lead to true human happiness. Based on the analysis of the philosophical doctrine of the ancient philosopher Epicurus, the content and structure of the philosophical system of ancient Greek thinker of true happiness are considered.
Key words: true happiness; philosophical outlook; way to happiness; pleasure; pain; prudence; wisdom; justice; measure of all virtue.