Научная статья на тему 'Пути дальнейшего развития высшего физкультурного образования в современной России: опыт, проблемы, перспектива'

Пути дальнейшего развития высшего физкультурного образования в современной России: опыт, проблемы, перспектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАЗОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / HIGHER PHYSICAL TRAINING EDUCATION / BASE SUBJECTS / MULTILEVEL EDUCATION / BACCALAUREATE / MAGISTRATE / MODERNIZATION / CONTENT OF EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хужин Р. А.

Модернизация высшей школы привела к необходимости реформы и в области физкультурного образования. Существующий государственный стандарт второго поколения не отвечает целям и задачам, поставленным переходом на многоуровневую систему подготовки специалиста. В статье автор излагает свое видение дальнейшего развития высшего физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хужин Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF THE FURTHER DEVELOPMENT OF THE HIGHER PHYSICAL TRAINING EDUCATION IN MODERN RUSSIA: EXPERIENCE, PROBLEMS, AND FUTURE

The modernization of the higher school has led to a necessity of reforms in the field of physical training. The exploring state standard of the second generation does not respond to aims and problems which have been postulated with the introduction of the multilevel system of education. The author presents his own opinion of the further development of the higher physical training education.

Текст научной работы на тему «Пути дальнейшего развития высшего физкультурного образования в современной России: опыт, проблемы, перспектива»

УДК 378.14: 796

ПУТИ дальнейшего развития высшего

ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Р. А. Хужин

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.

Тел./факс: + 7 (347) 243 19 56.

Е-ша1: rashitkhuzin@rambler.ru

Модернизация высшей школы привела к необходимости реформы и в области физкультурного образования. Существующий государственный стандарт второго поколения не отвечает целям и задачам, поставленным переходом на многоуровневую систему подготовки специалиста. В статье автор излагает свое видение дальнейшего развития высшего физкультурного образования.

Ключевые слова: высшее физкультурное образование, базовые дисциплины, многоуровневая система, бакалавриат, магистратура, модернизация, содержание образования, учебный процесс.

Особое влияние на ситуацию в сфере физкультурного образования оказало введение государственного образовательного стандарта второго поколения (2000 г., март). В блоке общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в качестве обязательных, сохранились: иностранный язык (340 часов), физкультура (408 часов), отечественная история (100 часов) и философия (102 часа). Остальные базовые дисциплины этого блока рекомендуется преподавать (или нет) на усмотрение вуза. Всего на блок выделяется 1275 часов учебного времени по федеральному компоненту, т.е. на дисциплины по выбору остается 450 часов. Вузовский и регионально-национальный компоненты дают еще небольшую возможность включать те или иные дисциплины указанного блока в учебные планы различных специальностей (обычно от 150 до 250 часов): правоведение, экология, валеология и др. Таковы номинальные возможности развертывания содержания учебных дисциплин [1, с. 14-26].

В последнее десятилетие XX века произошло резкое снижение бюджетного финансирования высшей школы, данное негативное явление дополнилось дроблением специальностей, неоправданным увеличением их числа. Возникло множество новых альтернативных коммерческих высших учебных заведений, которые не всегда обеспечивают высокое качество преподавания. В результате образовался разрыв между уровнем подготовленности специалистов, их квалификацией и запросами общества на современном этапе его развития. Основой методов управления является система регламентации деятельности образовательных учреждений, в которую входят самообсле-дование, лицензирование, аттестация, государственная и общественная аккредитация.

Попытки подготовки специалистов без учета потребностей общества в рамках традиционной системы обучения потребовали ужесточения учебных планов, насыщенных курсами специальных дисциплин, нередко не имеющих внутренних связей. Это привело к частичному нарушению системности в образовании, к перегрузке аудиторных занятий в вузах, к увеличению числа контрольных мероприятий. Существовавшая на протяжении длительного времени моноуров-

невая система потребовала определенного пересмотра и коррекции.

Кризис физической культуры - это не только российская проблема, но и явление всемирного масштаба. Во всем мире отмечается снижение статуса физической культуры в школе, ухудшение образовательных программ со стороны государственного, политического и школьного руководства, уменьшается количество уроков физической культуры в учебном плане. Физическая культура считается не таким важным предметом, как математика, физика, литература. В данном случае возникает непонимание цели и роли физической культуры в общем процессе, направленном на воспитание гармонично развитой личности, стремящейся к умственному, нравственному и физическому совершенству.

В связи с общепризнанными негативными процессами, отразившимися на состоянии физической культуры в обществе, реформированием государственной системы, социокультурными запросами общества в России происходит реорганизация всей образовательной системы и системы высшего физкультурного образования в частности. Сохраняя преемственность с образовательной структурой советского периода, в настоящий момент осуществляется переход к многоуровневой структуре и многовариантным формам подготовки специалистов по физической культуре и спорту. В ней появляется новое звено - магистратура, целью создания которой является организация процесса подготовки научно-педагогических и управленческих кадров для системы высшего профессионального физкультурного образования.

Новый этап развития общества предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов высшего профессионального образования. Переход к общепринятой в мире системе высшего образования, включающей в себя следующие ступени: бакалавр - специалист (1) или бакалавр - магистр - кандидат наук - доктор наук (2) - требует реорганизации старой "советской" системы высшего образования [2, с. 40]. Первая схема предполагает подготовку преподавателей-тренеров для практической деятельности в ДЮСШ, спортивных клубах,

общеобразовательных школах; вторая - научнопедагогических и организационно-управленческих кадров, которые смогут прийти на смену в научноисследовательские институты физической культуры, высшие учебные заведения, государственные органы управления. Перед прежней, моноуровневой образовательной структурой, не ставилась задача целенаправленной подготовки педагогов для высшей школы, в связи с чем в курс обучения не включалась целая гамма разнообразных учебных форм, специальная педагогическая практика, в процессе которой приобретались бы навыки чтения лекций студентам вуза, проведения семинарских занятий, развивался бы творческий подход к деятельности педагога. Преподавателями высшей школы становились аспиранты или выпускники вуза, которые приобретали опыт уже в процессе работы методом проб и ошибок. И не всем удавалось пройти этот путь безболезненно. Низкая эффективность этого способа профессионального становления личности очевидна по сравнению с педагогической теорией о развивающем обучении, согласно которой человек может рационально организовать свою деятельность, будь то умственная, двигательная или педагогическая. Таким образом, процесс подготовки педагога высшей школы должен проходить не хаотично, а руководствоваться современными теориями организации деятельности и сохранять свою целостность, т.е. в данном случае обязательно наличие трех составляющих его компонентов - обучения, воспитания, образования.

Введение в структуру высшего образования этапа магистратуры позволяет сконцентрироваться на процессе подготовки кадров для высшей школы. В течение двух лет студенты-магистранты должны не только получать новые теоретические знания, но и приобретать опыт ведения научно-исследовательской работы, предварительно освоив ряд научных методик, а на заключительном этапе - умение преподавать в вузе. То есть этот этап обучения позволит подготовить педагога, обладающего навыками организации и проведения научно-педагогической работы. Вследствие этого, вузам, в которых создаются магистратуры, придется создавать или укреплять имеющуюся научно-методическую базу, наличие и соответствие современным требованиям которой является основным условием подготовки преподавателей-исследователей и менеджеров высшей школы [3, с. 2].

Европейские университеты и институты физической культуры объединены в сеть высших учебных заведений, признанную Европейской комиссией. Европейская сеть спортивных наук в высшем образовании (ЕЖЗНЕ) была образована в 1989 году в Люксембурге в ответ на необходимость со стороны спортивного сектора внести свой позитивный вклад в реализацию Европейской модели общества. С этого момента Е№8НЕ была активно вовлечена в процесс европейской интеграции согласно Маастрихтскому Договору. ЕЖЗНЕ - одна из старейших тематических сетей, признанная Европейской комиссией. Она

работает в тесном контакте с дирекциями DG X и DG XXII по программе Socrates; в ее состав входят 250 организаций. Приоритет в ее деятельности - достижение соглашения в организации образовательных программ, наилучшим образом отвечающих потребностям рынка рабочей силы в Европейском Союзе. ENSSHE дает возможность своим членам принять участие в диалоге по спортивным проблемам, приглашая специалистов к кооперации в международных проектах, предоставляя право работать в интересующих рабочих группах и комитетах, содействуя сотрудничеству и обмену информацией, помогая обсуждению ряда вопросов по текущим проблемам Европейского спортивного сектора. Открытие представительства ENSSHE в Будапеште демонстрирует готовность расширения границ ее деятельности в Центральной и Восточной Европе.

Несколько лет назад, несмотря, на высказывания негативно настроенных оппонентов вступления России в Совет Европы, звучало мнение о том, что великое государство Восточной Европы, обладающее огромным культурным наследием, должно стать полноправным членом Совета Европы. Российские министерства и ведомства, общественные и образовательные организации делали первые шаги в формировании сотрудничества с его профильными организациями и подразделениями, подготавливая почву для вступления России в эту политическое объединение, что полезно обеим сторонам. Это сотрудничество, прежде всего, позволяет укрепить доверие между странами и обогатить культуру новыми знаниями, подходами, организационными моментами. И очень важно физкультурным вузам вовремя включиться в этот процесс, чтобы не оказаться в роли аутсайдера. Рабочая группа комиссии ENSSHE по магистерским программам в физкультурном образовании разработала программу подготовки "Европейского магистра физической культуры", цель которой - стремление к созданию общеевропейского образовательного пространства. Программа Европейской степени магистра физической культуры исходит от Комиссии по совершенствованию учебного плана, финансируемой фондом Socrates и включающей в себя представителей 17 университетов-партнеров, и способствует работе институтов в рамках Европейской сети спортивных наук в высшем физкультурном образовании. Курс отличается от других национальных программ на концептуальном и контекстуальном уровнях. Отличие состоит в общеевропейском подходе к учебному плану, диссертации или исследовательскому проекту, имеющим межнациональный, сравнительный характер. В этом курсе использованы междисциплинарный и интегрированный подходы к учебному плану, составленному согласно разделам программы, включающим факультативы и исследовательский проект, который может завершиться получением докторской степени. Учебная программа, основанная на нескольких разделах (научный проект, обязательные и факультативные предметы), способствует коопера-

ции институтов-партнеров в поиске способных студентов, исходя из европейского контингента учащихся, а также мобильности преподавателей. Инициативная ("пилотная") Программа магистра физической культуры действует с сентября 1999 г. после утверждения на 5-м Форуме ЕЖЗНЕ в г. Ювяскюля (Финляндия) ее окончательного варианта и привлекает к работе университеты, имеющие подписанные двусторонние соглашения.

Возвращаясь к нашей действительности, необходимо остановиться на задачах современного этапа развития высшего физкультурного образования в России.

В связи с изменением целевой установки в высшем образовании необходимо так организовать учебный процесс, чтобы обеспечить преемственность научно-педагогического образования на разных его этапах.

Обобщая вышесказанное, следует еще раз подчеркнуть объективную необходимость преобразования системы высшего физкультурного образования в России, что потребует проведения организационноструктурных изменений в вузах, перехода на новые образовательные программы и " стандарты" для разных этапов подготовки научно-педагогических кадров.

Одним из необходимых и важных условий не только сохранения, но и дальнейшего продуктивного развития теории и практики физического воспитания и спорта как одного из важных направлений научного знания, обеспечивающего теоретическую основу практического решения задач физического воспитания и спортивной подготовки современного поколения россиян, является широкое и системное проведение научных исследований.

Важной теоретической и прикладной базой научных исследований стали докторские и кандидатские диссертации по проблемам теории и практики физического воспитания и спортивной тренировки.

Следует отметить тенденции роста количества докторских и кандидатских диссертаций по указанной проблематике и расширения исследовательского поля диссертационных исследований.

Так, если в 1998 году было защищено 25 докторских и 122 кандидатские диссертации, то в 1999 году -39 докторских и 183 кандидатские. Диссертации защищены в 9 докторских и 12 кандидатских диссертационных советах, в среднем на один совет приходится 4.3 докторских и 9.3 кандидатских диссертаций, что является довольно высоким показателем эффективности работы диссертационных советов.

Как и в прошлые годы, крупнейшими научными центрами в области подготовки научных и научнопедагогических кадров по проблемам физической культуры и спорта остаются Москва и Санкт-Петербург. В диссертационных советах Москвы защищено 16 докторских и 89 кандидатских диссертаций, что составляет соответственно 41.0 и 47.8% от общего числа защищенных диссертаций, Санкт-Петербурга - 9 докторских и 34 кандидатских диссертации (23 и 18.3%).

Следует отметить, что неизменным остается интерес иностранных граждан к защите кандидатских диссертаций в России. Так, в диссертационных советах Российской государственной академии физической культуры кандидатские диссертации защитили граждане: Армении, Бразилии, Грузии, Кореи, Сирии, Эфиопии; в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена - граждане Кореи и Литвы.

В разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. в качестве одного из основных направлений модернизации выделено "обеспечение реальной многоуровне-вости высшего профессионального образования".

Высшее профессиональное образование представлено сегодня нормативно и методически тремя образовательными программами, имеющими различную длительность и направленность. Успешное освоение этих программ позволяет выпускнику высшего учебного заведения получить квалификацию (степень) бакалавра, специалиста и магистра.

Достоинства и недостатки действующей структуры высшего профессионального образования продолжают активно обсуждаться специалистами. Значительные разночтения в среде вузовской общественности вызывает бакалавриат. Анализируя опыт различных вузов, можно говорить о том, что сложилось два основных подхода к организации и содержанию подготовки бакалавров. Первый вариант с определенной степенью условности можно назвать университетским. Он предполагает структурирование образовательной системы по направлениям подготовки. Бакалавриат рассматривается как самостоятельная, законченная ступень в системе многоуровневой подготовки кадров. На ее основе строится фундаментальная образовательная программа подготовки магистра.

Второй подход, реализуемый, в том числе и в вузах физической культуры, предполагает, что бакалавриат рассматривается в значительной степени как составная часть подготовки дипломированных специалистов или магистров. То есть на базе 4-летней бакалаврской образовательной программы выстраиваются годичная программа подготовки дипломированных специалистов и двухлетняя магистерская образовательная программа.

Сторонники университетского подхода считают, что должны существовать две относительно независимые структуры, реализующие самостоятельные цели и задачи подготовки квалифицированных кадров. Основная аргументация сводится к тому, что при подготовке специалиста практической направленности специализация должна присутствовать начиная уже с первого курса. В этом случае неизбежно страдает фундаментальность образования. Программа подготовки бакалавра, которая не включает в полном объеме специальных дисциплин, теряет профессиональную прикладность, приобретая выраженный академический характер. Если же образовательная про-

грамма бакалавра предполагает подготовку магистра, ориентированного на научно-исследовательскую деятельность, то необходимо начиная уже с младших курсов обеспечивать должным образом фундаментальность образования. С этих позиций построение единой образовательной программы бакалаврского уровня, которая, с одной стороны, ориентирована на подготовку дипломированного специалиста, а с другой - на подготовку магистра, представляется малоэффективной. С позиций становления университетского образования главной проблемой реализации программ бакалавриата остается определение основного целевого назначения этих программ подготовки в системе образования в области физической культуры и спорта. Соответственно требует уточнения и соотношение между общепрофессиональными дисциплинами направления и специальными дисциплинами.

Несмотря на то, что второй образовательный уровень формально позволяет студенту получить высшее образование, признания полноценности диплома бакалавра в обществе еще не наступило. Минтруда существенно запаздывает с внесением в тарификационные справочники изменений, связанных с появлением диплома бакалавра. Естественно, что выпускники, имеющие диплом бакалавра, оказались по сути невостребованными на рынке труда. Сложившаяся ситуация существенно сдерживает развитие системы многоуровневой подготовки в сфере физической культуры и спорта [4, с. 40].

Рассматривая основные направления развития университетского образования в области физической культуры и спорта, следует особо подчеркнуть возрастающую роль подготовки магистров. Становится крайне актуальной задача совершенствования концептуальной и нормативной базы магистратуры, которая существенно отстает от перспектив развития отрасли. Магистерская подготовка сегодня официально сводится к одной возможной ее ветви - подготовке научных и педагогических кадров. Однако современные потребности отрасли заставляют рассматривать вопрос о признании и другой ее ветви - конкретно-прикладной профессиональной подготовки. Учитывая характер профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта высших достижений, было бы правильно признать два типа маги-

стерской подготовки и два типа диплома - диплом магистра наук и диплом магистра по профессии. Есть необходимость особо подчеркивать проблему подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием к работе с учащимися в плане укрепления их здоровья. «Знание о формировании и развитии представлений о здоровье можно получить только на основе комплексного подхода. Ученые, проводившие исследования в данной области предлагают руководствоваться комбинацией традиционных подходов, а именно структурного функционализма, постструктурализма и гендерной теории. Необходимо также учитывать, как взгляды людей на проблему здоровья формируются под воздействиеми социума и определенной культуры [5].

Остается концептуально не проработанной схема продолжения послевузовского образования. Действующие законодательные и распорядительные документы не регламентируют в должной степени процедур перехода с образовательных программ бакалавриата на программы специалитета и программы непрофильной магистратуры. Актуальной методической задачей, не решенной в должной степени в настоящее время, является сопряжение учебных планов магистратуры и аспирантуры. Возможность приема в аспирантуру, минуя магистерский цикл, постепенно будет приводить к снижению уровня подготовки кадров через аспирантуру.

Содержание и направленность учебного процесса в каждом вузе России, в том числе и в физкультурном вузе, строится в рамках генеральной концепции развития высшего образования, разрабатываемой Министерством образования России, соответствующих нормативных документов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание официальное. М.: ГК РФ по высшему образованию, 1995. -28 с.

2. Зволинская Н. Н., Маслов В. И. // Теория и практика физ. культуры. 2003. № 12. С. 40^4.

3. Маслов В. И. // Теория и практика физ. культуры. 1994. № 12. С. 2-8.

4. Захаров А. А. // Теория и практика физ. культуры. 2003. № 5. С. 40-44.

5. Усманов И. М. // Вестник Башкирск. ун-та. 2007. Т.12. № 4. С. 178.

Поступила в редакцию 23.10.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.