Научная статья на тему 'Этапы становления высшего физкультурного образования в Республике Корея (на примере национального университета г. Мокпо)'

Этапы становления высшего физкультурного образования в Республике Корея (на примере национального университета г. Мокпо) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ИНТЕГРАЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / HIGHER SPORTS EDUCATION / STUDY PLAN / EDUCATIONAL PROGRAM / INTEGRATION / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Ин-хван

Рассматриваются исторические этапы становления высшего физкультурного образования в Республике Корея, его программно-методическое обеспечение. Рассмотрены учебные планы и программы высших физкультурных учебных заведений и поиски путей их интеграции в мировое физкультурно-спортивное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of higher physical education in the republic of Korea (the case of the national university, city of

The article presents the historical stages of physical culture higher education in the Republic of Korea and its program and methodological support. The study plans, the programs of higher sports educational institutions and ways of their integration into world physical education were considered.

Текст научной работы на тему «Этапы становления высшего физкультурного образования в Республике Корея (на примере национального университета г. Мокпо)»

УДК 796.015

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА г. МОКПО)

Ли Ин-Хван

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

Рассматриваются исторические этапы становления высшего физкультурного образования в Республике Корея, его программно-методическое обеспечение. Рассмотрены учебные планы и программы высших физкультурных учебных заведений и поиски путей их интеграции в мировое физкультурноспортивное пространство.

Ключевые слова: высшее физкультурное образование, учебный план, учебная программа, интеграция, совершенствование.

Введение. Корея ведет свою историю с 2333 года до н.э. Первое корейское государство Кочосон (Древний Чосон) было образовано, как указывалось выше, в 2333 г. до н.э. и существовало до 36 г. н.э.

Следующим историческим этапом считается период Объединенного Силла (объединены три королевства - Когуре, Пэкче и Силла) - с 37 г. н.э. до 935 г. н.э.

Затем следует период правления династии Коре (935 до 1392 гг.) и династии Чосон (1392-1910 гг.). Именно в это время обозначаются предпосылки построения собственной системы физического воспитания корейского народа.

Но они не имели продолжения в силу того, что с 1910 года Корея находилась в японской оккупации и была вынуждена подчиняться политической воле японских правителей. Это продолжалось до окончания второй мировой войны, где Япония потерпела поражение и Корея освободилась от колониального господства и начала строить собственное государство, правда, под юрисдикцией США. В 1945 году Корея была разделена на два государства: Северную Корею под юрисдикцией СССР и Южную Корею под юрисдикцией США.

Несмотря на засилие американского образа жизни, Южная Корея, в дальнейшем, Республика Корея, все же нашла в себе силы выстраивать собственную линию в развитии национального высшего образования, хотя это было трудно сделать в условиях американского диктата.

В связи с вышеизложенным, автор сделал попытку проанализировать становление высшего физкультурного образования в Республике Корея. Таким образом, целью исследования является: характеристика исторических этапов развития высшего физкультурного образования в Республике Корея и определение основных путей его становления в содержательном и методическом аспектах.

Методы и организация исследования. Исследование обеспечивалось широким комплексом

научных методов: ретроспективный и элементный анализ, логический анализ программно-методических документов, логико-эмпирический анализ программ высшего физкультурного образования.

Исследование проводилось на базе Национального Университета г. Мокпо и Красноярского государственного педагогического университетов с 2005 по 2009 гг.

Результаты исследования и их анализ. В процессе решения первой задачи исследования был проведен ретроспективный и логико-эмпирический анализ истории образования в Республике Корея, в результате которого было выявлено, что первым учебным заведением, дающим среднеспециальное образование, стало педагогическое училище в г. Мокпо, где студенты обучались 4 года.

По прошествии времени (с 1945 года) в Северной и Южной Корее насчитывало сь 19 высших учебных заведений, в 4 из них имелись отделения факультета физической культуры. К 2007 году в Южной Корее уже насчитывалось более 1400 вузов, в 200 из них - факультеты и институты физической культуры, в основном в педагогических колледжах и университетах.

Данные подразделения имеют свою особенность, в большей степени они ориентированы на спортивный менеджмент и развитие массового и коммерческого туризма (здесь сказался патронаж США).

В настоящее время в пед агогиче ских колледжах и университетах студенты обучаются по 4-летней программе (бакалавриат), по окончании которого студенты могут продолжить обучение в магистратуре (2 года).

При решении второй задачи исследования выявлялось и анализировало сь состояние программно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов физической культуры и спорта. Было выявлено, что вся система высшего физкультурного образования имеет специфическое содер-

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 22

15

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

жание и методическое обеспечение: в колледжах и факультетах с 4-летним обучением преимущественное значение придается практическим дисциплинам, т.е. традиционным и национальным видам спорта. В то же время в магистратуре особую роль играют теоретические знания в области спортивного досуга, спортивной медицины и спорта.

Помимо бакалавриата и магистратуры в спортивных вузах есть аспирантура и докторантура, где наблюдается интересная особенность - в Корее, в отличие от России, нет кандидатов наук, защищается диссертация и соискатель получает степень доктора наук.

Третья задача, постановленная нами в исследовании, заключалась в выявлении путей интеграции ВФО Кореи в европейское пространство и Запада (США, Канады и т.д.).

Было определено, что система корейского ВФО гораздо ближе к Европе и Западу, нежели Россия. Это, если говорить о структуре образования. Если же говорить о содержательной и методической сторонах, то здесь, на наш взгляд, наблюдается преимущество российских физкультурных вузов, так как научно-методические основы системы физического воспитания России лучшие, по признанию многих зарубежных ученых, в мире. Существовавший до 2009 года специалист (т.е. 5-летнее обучение, в частности в КГПУ, с 1988 года), был обеспечен прекрасно проработанным учебным планом, программой и УМК дисциплин и позволял получать высококвалифицированные кадры высшего звена. Как подтверждение тому - значительная армия специалистов из СССР и России работали и работают за рубежом и высоковостребованы.

Проведенная аналитическая работа позволила сделать следующие выводы:

1. Проанализирован исторический путь стано-

вления высшего физкультурного образования в Республике Корее, что проявилось в определении основных этапов его развития. Установлено, что в 1974 году было открыто первое физкультурное учебное заведение (в г. Мокпо). К 2007 году подобных заведений - свыше двухсот, в основном, это педагогические колледжи и университеты.

2. Установлено, что основная структура ВФО -бакалавриат и магистратура, где в первом, преимущественное значение придается практике, в магистратуре усиливается роль теоретических дисциплин, в большей степени, социального и специфического направления.

3. Определены и выявлены основные подходы к интеграции ВФО Кореи в европейское и американское пространство, где они ближе, нежели Россия. И тем не менее, определено, что содержание и методическое обеспечение подготовки спортивных специалистов высшего звена в России имеет высочайший научный потенциал, который может использоваться в вузах Кореи.

Литература

1. Вон, Кан Дон. Физическое воспитание / Кан Дон Вон // Журн. «Корейское спортивное образование». -1995. -№ 1. - С. 13-25.

2. У, Ким Дал. Роль и последовательность физического образования / Ким Дал У — Сеул: Сеульский национальный университет, 1994. - С. 49-64.

3. Хи, Джон Мен. Исследование спортивной политики для развития страны: дис. ... магистра пед. наук / Джон Мен Хи. — Сеул: Университет Генхи, 1993.

4. Хун, Джон Донг. Подготовка преподавательства в Южной Корее: дис. ... д-ра пед. наук / Джон Донг Хун. - Сеул: Университет Сонгюнкван, 1999.

Поступила в редакцию 25 марта 2009 г.

16

Вестник ЮУрГУ, № 6, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.