Научная статья на тему 'Пути аккультурации трехмерного дзюдо в России'

Пути аккультурации трехмерного дзюдо в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККУЛЬТУРАЦИЯ / ACCULTURATION / БУСИДО / BUSHIDO / ДЗЕН / ZEN / MEDIA TECHNOLOGY / ORIENTALIZATION / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ / SYSTEM OF HEALTH FORMATION / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / SYSTEM OF DEVELOPMENT OF PERSONAL PHYSICAL CULTURE / ТРЁХМЕРНОЕ ДЗЮДО / THREE-DIMENSIONAL JUDO / МЕДИАТЕХНОЛОГИЯ / ОРИЕНТАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Д.А., Левицкий А.Г., Руденко Г.В.

The concept of "judo" can be interpreted in three dimensions such as spiritual, social and physical. The purpose of the present study was to analyze the concept and subject of three-dimensional judo. Judo is not only an Olympic sport, but, first and foremost, a system of formation of personal physical culture; it is perceived as lifestyle, as a certain "philosophy" and "psychology" of life, as a way of understanding reality, interaction with the latter, as a system of formation of social health. From the researchers' perspective, judo is an original media technology, is the mediator, transmitting an array of features of oriental (Japanese) culture in all corners of the globe. Thus, it is correct to consider judo in three dimensions. In every country and in Russia in particular, the intensity of development of judo as a media technology, that transmits Japanese culture in sport and beyond, is determined by the adequacy of the information that is available within a judo "training school" in this country, borrowed or developed in an experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути аккультурации трехмерного дзюдо в России»

УДК: 796.853.23

ПУТИ АККУЛЬТУРАЦИИ

трехмерного дзюдо в России

Кандидат педагогических наук Д.А. Михайлова Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Левицкий

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им.

П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Руденко

Национальный минерально-сырьевой университет "Горный", Санкт-Петербург

WAYS OF ACCULTURATION TO PHYSICAL CULTURE DEPENDING ON LEVEL OF ORGANIZATION OF PHYSICAL ACTIVITY IN FREE TIME D.A. Mikhaylova, Ph.D. A.G. Levitsky, professor, Dr.Hab. National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg G.V. Rudenko, associate professor, Ph.D.

National University of Mineral Resources (Mining University), St. Petersburg

Key words: acculturation, bushido, zen, media technology, orientaliza-tion, system of health formation, system of development of personal physical culture, three-dimensional judo. The concept of "judo" can be interpreted in three dimensions such as spiritual, social and physical. The purpose of the present study was to analyze the concept and subject of three-dimensional judo. Judo is not only an Olympic sport, but, first and foremost, a system of formation of personal physical culture; it is perceived as lifestyle, as a certain "philosophy" and "psychology" of life, as a way of understanding reality, interaction with the latter, as a system of formation of social health. From the researchers' perspective, judo is an original media technology, is the mediator, transmitting an array of features of oriental (Japanese) culture in all corners of the globe. Thus, it is correct to consider judo in three dimensions. In every country and in Russia in particular, the intensity of development of judo as a media technology, that transmits Japanese culture in sport and beyond, is determined by the adequacy of the information that is available within a judo "training school" in this country, borrowed or developed in an experiment.

V

Ключевые слова: аккультурация, бусидо, дзен, медиатехнология, ори-ентализация, система формирования здоровья, система формирования физической культуры личности, трёхмерное дзюдо.

Введение. Понятие «дзюдо» может быть интерпретировано в трёх измерениях: духовном, социальном и физическом [3].

Цель исследования - провести анализ понятия и предмета трехмерного дзюдо.

Методология исследования. Как

показано в табл. 1, каждое из трёх измерений дзюдо имеет своё содержание, основывается на определённом виде одарённости (как гипертрофированных анатомо-физиологических и психофизиологических задатках), предполагает воздействие на идентичное ему измерение человеческой природы, а также развитие и совершенствование отвечающих ему способностей и как следствие формирование у адепта соответствующих качеств (достижений) и уровня здоровья.

Данный научный подход, с нашей точки зрения, в наибольшей степени соответствует взглядам отца-основателя дзюдо, Дзигоро Кано, и, являясь результатом анализа и обобщения информации из 350 отечественных и русифицированных библиографических источников, не представляет собой наиболее популярной версии понимания содержания дзюдо: из генеральной совокупности источников только в 6 % из них упоминается информация, которую возможно интерпретировать не только в контексте физического измерения дзюдо, но и в контексте его духовного и социального измерения. Такой научный подход в определённой степени перекликается с точкой зрения Я. Харасимовича [6], актуализировавшего в своей научной статье философские (теоретические), этические и методические (ментальные и телесные) основы обучения боевым видам спорта и боевым (военным) искусствам и выявившего в результате экспериментального исследования, что только 16% тренеров боевых видов спорта и боевых (военных) искусств достаточно хорошо владеют информацией, касающейся философских и этических

Таблица 1. Трёхмерное дзюдо как предмет научного анализа

Измерение дзюдо Параметры научного анализа Вид дзюдо

одарённость объект воздействия способности качества (достижения) здоровье

Духовное (культурно-гносеологическое) духовная (лидерская) дух интеллектуальные, культурно-трансляционные духовные духовное медиа-технология

Социальное (социально-психологическое) социальная душа коммуникативные, волевые душевные и социальные социальное технология формирования социального здоровья

Физическое (телесное) одарённость в сфере физической культуры (в том числе психомоторная, спортивная) тело физические физические качества и двигательные умения психотелесное система формирования физической культуры личности

аспектов практикуемого противоборства (единоборства), а также всего 13% тренеров в процессе обучения практикуемому противоборству (единоборству) затрагивают его философские аспекты и возможности переноса последних на «жизнь вне спорта». Упоминаемая в табл. 1 классификация здоровья перекликается с классификацией Р. М. Калины и Б. Я. Баржинского [7], включающей соматический, ментальный и социальный компоненты здоровья.

Таким образом, «трёхмерное дзюдо» - это терминологический вариант комплексной интерпретации понятия «дзю-до»,характеризующий синтез культурно-гносеологического, социально-психологического и телесного потенциалов его благотворного действия на практикующих адептов.

Результаты исследования и их обсуждение. Пути аккультурации дзюдо как медиатехнологии. Общеизвестно, что дзюдо как национальный вид спорта зародилось в Японии в 1882 г., а его отцом-основателем был Дзигоро Кано, который за счёт сокращения числа разрешаемых для применения приёмов джиу-джитсу [дзю-дзюцу (борьбы без оружия)] до безопасных (по представлениям тех времён), то есть не ориентированных на однозначное поражение противника (смерть), фактически создал новое противоборство, включающее два раздела: собственно спортивный (как мы его сейчас называем) и боевой (для подготовки специальных служб) [1]. Первый из этих разделов изначально, по мнению Дзигоро Кано, прямого отношения к олимпийскому спорту не имел, а был ориентирован на самосовершенствование, развитие специальных физических, экстрасенсорных и психомоторных способностей, а также навыков «мягкой» самообороны. Мировоззрение являлось главным компонентом подготовки дзюдоиста: оно направляло человека и предопределяло его выбор. В основе мировоззрения дзюдоиста в те времена лежало бусидо - кодекс чести самурая, который включал прямодушие (ги), храбрость (юу), сострадание (дзин), вежливость (рэй), искренность (мако-то), благородство (мейюо), преданность (тьууги) [4]. Мировоззренческая подготовка адептов основывается на соответствующих педагогических ориентирах: педагогических целях; теоретических моделях-результатах педагогического воздействия (обученности, воспитанности, уровня сфор-мированности тех или иных способностей либо качеств). С учётом культурных различий в странах Запада (индивидуалистический тип культуры) и Востока (коллективистский тип культуры) и педагогические ориентиры воздействия у представителей этих культур будут разными. Данный факт

имеет прямое отношение к подготовке в дзюдо как в традиционно восточном виде деятельности, предполагающем для его полноценного освоения включение в особенности восточной культуры ориентализацию (востокизацию; вектор развития глобализации с Востока на Запад; поток глобализации, внедряющий в западную цивилизацию модели и культуры Востока и Юга), то есть вживание в роль ориен-тализированного дзюдоиста [2]. Наличие или отсутствие эффекта «погружения» - эффекта социально-культурной среды - приводит к следующему факту: даже склонные к ориентальному восприятию жизни люди, постоянно находясь в неориентальной среде, не могут полноценно «проникнуть» в сущность дзюдо. Из этого следует, что всеобъемлюще осваивать дзюдо могут, разумеется, не только японцы или другие представители ориентализированных стран, но проще и эффективнее этот процесс будет протекать на той территории, культура которой охватывает все грани восточного восприятия жизни.

Резюме. В связи с тем, что для России характерно присутствие различных ветвей культуры - и западных, и восточных, - к путям аккультурации духовного измерения дзюдо в России относятся два: ориентализация (как искусственная, так и естественная) и дзен (как высшая ступень совершенствования для уже ориентализированных дзюдоистов). Оба эти варианта аккультурации являются механизмами мировоззренческой подготовки дзюдоистов (которая с позиций японской теории и методики дзюдо является её первым по значимости компонентом [5]).

Пути аккультурации дзюдо как технологии формирования социального здоровья. В Японии считается, что вне зависимости от величины физической нагрузки (а для определённых этапов и циклов подготовки она может приближаться к предельной) вторым по значимости компонентом подготовки является формирование социально значимых качеств (скромности, послушания, смирения, уважения и других) посредством применения специальных физических упражнений (в первую очередь посредством соблюдения этикета дзюдо). Для сравнения можно упомянуть, что в современной «западной» теории спортивной борьбы существует довольно распространённая точка зрения о том, что сила - основа успеха в любом противоборстве. Несмотря на то что дзюдо (в одном из семантических значений) также является видом спортивной борьбы, в классической (японской, «восточной», ориентализированной) теории дзюдо ключевым компонентом успеха служит гармоническое развитие личности,

Таблица 2. Интегративный взгляд на дзюдо с позиций теории и методики физической культуры

Виды физического измерения дзюдо Видовые компоненты физического измерения дзюдо

№ п/п название № п/п название

1 элемент физкультурного образования

а система физического воспитания 1.1 средство самообороны

1.2 профессионально-прикладная физическая подготовка

2 фактор физического развития

1 олимпийский (большой)

2 неолимпийский (массовый)

б спорт 2.1 детско-юношеский

2.2 студенческий

2.3 спорт ветеранов / мастеров

2.4 соревнования по ката

в система физической рекреации 1 упрощённый вид спорта

2 вид физкультурного досуга

г система двигательной реабилитации 1 метод М. Фельденкрайза

1 система физического воспитания для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

2.1 паралимпийский вид спорта

система физической культуры для 2.2 сурдлимпийский вид спорта

д лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивное дзюдо) 2.3 вид спорта программы мировых специальных Олимпийских игр

3 система физической рекреации для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

4 система двигательной реабилитации для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

предполагающее эффективный синтез духовного и физического в человеке.

Однако в современных условиях большая часть нео-риентализированных дзюдоистов не проникает «вглубь» духовной составляющей дзюдо, воспринимая его только как вид спорта, а меньшая их часть только пытается «проникнуть», но не переносит навыков «мягкого» взаимодействия на другие сферы жизни, в частности на социальные отношения. В связи с этим уточним, что речь идёт не о применении силовых приёмов в общении, а об умении гармонизировать социальные контакты. В этом ключе приведём ряд примеров проявления этого умения, которые, с нашей точки зрения, можно считать критериями дзюдо как технологии формирования социального здоровья:

• способность бесконфликтно решать проблемные ситуации;

• способность не испытывать негативных эмоций, преодолевая негативные ситуации (отстраняться, «проходить» мимо, не позволять негативу «задевать» внутреннее спокойствие);

• способность добиваться выгодных для себя целей мирно-компромиссными путями («проходить сквозь стены»).

Резюме. К путям аккультурации социального измерения дзюдо в России относятся ориентально формирующая социализация (для полностью либо частично неориентализи-рованных дзюдоистов) и праксиологически ориентированная (оптимальная) коммуникация (как ступень социального совершенствования для уже ориентализированных дзюдоистов).

Пути аккультурации дзюдо как системы формирования физической культуры личности. Физическое измерение подразумевает представление дзюдо как системы, формирующей физическую культуру личности. Традиционное дзюдо состоит из «вспомогательного раздела» (включающего подготовку к освоению технико-тактических действий) и собственно освоения и практики дзюдо. Интегративный взгляд на дзюдо с позиций теории и методики физической культуры (табл. 2) позволяет рассматривать его и как систему физического воспитания (в том числе как элемент физкультурного образования, и как фактор физического развития), и как вид спорта (олимпийский, неолимпийский), и как систему физической рекреации, и как систему двигательной реабилитации, и как систему физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивное дзюдо).

Дзюдо как олимпийский вид спорта - это наиболее стимулирующий эффективное проявление интеллектуальных

способностей (тактически гибкий / нестандартный, творческий / неповторяющийся / избирательный, адекватный ситуациям) вид спортивной борьбы.

Резюме. Физический уровень анализа понятия «дзюдо» позволяет рассматривать его как систему, формирующую физическую культуру личности и рассматриваемую в качестве комплекса из пяти компонентов (прототипом которых являются традиционные компоненты физической культуры), практическое освоение которых может быть интерпретировано в качестве аккультурации физического измерения дзюдо в России. Таким образом, к путям аккультурации физического измерения дзюдо в России относятся: дзюдо как система физического воспитания, дзюдо как вид спорта, дзюдо как система физической рекреации, дзюдо как система двигательной реабилитации, адаптивное дзюдо.

Возможные интегративные пути аккультурации трёхмерного дзюдо. Очевидно, что истинное дзюдо -японское дзюдо. И именно оно должно служить педагогическим ориентиром подготовки в дзюдо во всех странах мира, вне зависимости от их культурной ориентированности для его полноценного освоения. В процессе занятий дзюдо, безусловно, в любом случае происходит косвенная ориен-тализация, другой вопрос - её степень, обусловливающая уровень освоения всего диапазона дзюдо.

В плане расширения путей аккультурации трёхмерного дзюдо от суммирования путей аккультурации отдельных его измерений (духовного, социального, физического) до добавления к ним новых вариантов целесообразно учитывать, что если дзюдо - специфическая жизненная философия и психология, позволяющая в оптимальном режиме достигать максимальных результатов, то практика трёхмерного дзюдо будет, безусловно, полезна для развития и совершенствования адаптационных способностей сотрудников тех сфер деятельности, в которых:

- особо остра конкурентная борьба (например, политика, управленческая деятельность, спорт);

- особо важны результаты деятельности (например, медицина, наука);

- присутствуют повышенные энергетические затраты на выполнение функциональных обязанностей (например, тяжёлый физический труд, подготовка космонавтов);

- время деятельности минимально ограничено в сочетании со значимостью продуктов труда (например, проведение экспериментов в лабораторных условиях, проведение операций);

- присутствует повышенная физическая или психическая напряжённость (например, искусство, работа оператора, оперативно-следственная работа).

Указанные позиции, на наш взгляд, будут актуальны для представителей всех стран, вне зависимости от степени ориентализированности их культур, для россиян - в том числе.

К возможным интегративным путям аккультурации трёхмерного дзюдо в России целесообразно относить следующие из них: дзюдо как форма комплексной подготовки политиков, управленцев, спортсменов; дзюдо как форма комплексной подготовки врачей (особенно хирургов) и учёных; дзюдо как форма комплексной подготовки космонавтов и лиц, занимающихся тяжёлым физическим трудом; дзюдо как форма комплексной подготовки сотрудников лаборато-

рий по разработке вакцин; дзюдо как форма комплексной подготовки творческой интеллигенции, операторов, сотрудников сферы безопасности и других.

Вывод. Дзюдо является не только олимпийским видом спорта, но и прежде всего системой формирования физической культуры личности; оно воспринимается в качестве образа жизни, как определённая «философия» и «психология» жизни, как способ понимания реальности, взаимодействия с последней, как система формирования социального здоровья. С нашей точки зрения, дзюдо представляет собой оригинальную медиатехнологию, является посредником, транслирующим комплекс особенностей восточной (японской) культуры во всех уголках земного шара. Таким образом, корректно рассматривать дзюдо в трёхмерном измерении.

В каждой стране, и в России в том числе, интенсивность развития дзюдо как медиатехнологии, передающей культуру Японии в спорте и вне его, определяется полноценностью той информации, которая имеется в рамках «школы обучения» дзюдо данной страны, заимствованной или экспериментально разработанной.

Литература

1. Кано, Д. Кодокан дзюдо / Д. Кано; пер. с англ. Б. Заставной. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 448 с.

2. Коган, И.М. Образ человека и кросскультурные исследования. Два типа культур - два образа человека. Образ человека у детей и взрослых / И.М. Коган. - URL: http://www.portal-slovo.ru/ authors/44853.php (дата обращения: 26.03.2013).

3. Михайлова, Д.А. Трёхмерное дзюдо как предмет научного анализа / Д.А. Михайлова, А.Г. Левицкий // VI Междунар. конгресс «Спорт, человек, здоровье» 18-20 октября 2013 г., Санкт-Петербург, Россия: материалы конгресса / под ред. В. А. Таймазова. - СПб.: Олимп-СПб., 2013. - С. 46-47.

4. Нитобэ, И. Бусидо. Душа Японии / И. Нитобэ. - URL: http://mos-budokan.ru/public/bushido0.html (дата обращения: 04.11.2013).

5. Ямасита, Я. Боевой дух дзюдо. Уникальная техника мастера / Я. Ямасита; пер. с англ. Е. Гупало. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. -192 с.: ил. - (Боевые искусства).

References

1. Kano, J. Kodokan Judo / J. Kano; transl. from Engl. by B. Zastavnaya.

- Rostov-on-Don: Fenix, 2000. - 448 P. (In Russian)

2. Kogan, I.M. Man's image and cross-cultural research. Two types of culture - two of man's images. The image of man in children and adults / I.M. Kogan. - URL: http://www.portal-slovo.ru/authors/44853. php (date of access: 26.03.2013). (In Russian)

3. Mikhaylova, D.A. Three-dimensional judo as an object of research / D.A. Mikhaylova, A.G. Levitsky // VI Internat. congress "Sport, Man, Health" October, 18-20, 2013, St. Petersburg, Russia: Proceedings of the Congress / Ed. by V.A. Taymazov. - St. Petersburg: Olimp-SPb, 2013. - P. 46-47. (In Russian)

4. Nitobe, I. Bushido: The Soul of Japan / I. Nitobe. - URL: http://mos-budokan.ru/public/bushido0.html (date of access: 04.11.2013). (In Russian)

5. Yamashita , Ya. Judo fighting spirit. Unique master's technique / Ya. Yamashita; transl. from Engl. by E. Gupalo. - Мoscow: FAIR-PRESS, 2003. - 192 P.: illus. - (Martial arts). (In Russian)

6. Harasymowicz, J. Competences of combat sports and martial arts educators in light of the holistic fair self-defence model of training / J. Harasymowicz // Archives of Budo. - 2007. - Vol. 3. - P. 7-14.

7. Kalina, R.M.Archives of Budo Science of Martial Arts and Extreme Sports

- A reason for this new branch journal / R. M. Kalina, B. J. Barczynski // Archives of Budo Science of Martial Arts and Extreme Sports. - 2013.

- Vol. 9. - P. 1-9.

Информация для связи с автором: Panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 18.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.