Научная статья на тему 'Путешествие как бегство от себя'

Путешествие как бегство от себя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
458
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путешествие как бегство от себя»

Дискурс травелога

Шекурс Пи

тщательно проработанной и с точки зрения субъекта-объекта, условий и целей, средств и методов его разнообразного применения.

С этой точки зрения в исследовании продуктов травелога применим, эвристически продуктивен дискурс-анализ, который ныне широко используется в социально-гуманитарном познании. По необходимости, в значительной степени приходится упрощать картину современного состояния дискурс-исследований, учитывая весьма широкий разброс вариантов методологии дискурс-анализа. Дискурсология - междисциплинарная предметная область и воодушевляется главным образом стремлением нащупать методологию исследования специфических целостностей, рождающихся, как все человеческое, на стыке духовного и материально, сознания и практической деятельности, познания и оценки. Причем, эти «духовно-практические» целостности имеют не только свою определенную детерминацию, но и участвуют в обратной аффе-рентации, обладают значительным властным ресурсом, задают не только когнитивно-предметные области, но и через предметно-смысловые аспекты формируют новые реальности и миры, в которых, как в объективной реальности, данной нам в ощущениях, живет человек. Отсюда важно выделять и подвергать тщательной инвентаризации и изучению различные аспекты дискурса травелога (или травелог-дискурса): а)семиотический (мир знаков и значений); б)ценностно-аксиологический (мир ценностей и смыслов); в)властно-прагматический (ибо это всегда набор антропологических практик (практик себя, способов конструирования социальности, приемов и способов смысло-жизненного

ПУТЕШЕСТВИЕ КАК

ориентирования человека в мире), а также разнообразных социальных институтов, обладающих властными ресурсами.

Семиотический аспект травелог-дискурса прежде всего нацеливается на «инвентаризацию» мира знаков, в которых реализуется ряд архетипических категорий и мифологем, обращая внимание на то, что они очерчивают определенные предметные (теоретические и практические) области; задают определенный набор смысло-жизненных ориентаций, в поле зрения которых только и интерпретируются герои, события, предметы, действия. Огромную роль играет властно-прагматический аспект дискурса травелога: даже поверхностный взгляд показывает нам колоссальное воздействие на жизнедеятельность современного общества различных вариантов и отдельных категорий этого дискурса. Вспомним, как болезненно переживается обществом «застой» (стояние на месте), «исторические тупики» («не туда, не в том направлении «двигалось» общество), «регресс» (попятное движение), «ускорение» («большой скачок», «перестройка и ускорение», «прыжок азиатских тигров» и т.п.). Не меньшее интеллектуальное и эмоциональное переживание связывается с различными вариациями категории «Путник» (ведь это и «Вождь» (какой?), это и члены общества - то ли бредущие невесть куда, то ли в ужасе бегущие, то ли победоносно шествующие). Все эти элементы дискурса травелога самым активным образом используются для смысложизненного ориентирования и принятия решений (потому что «Путь» - это еще и «Древо», «Древо познания Добра и Зла», «дерево решений», выбора («дороги, которые мы выбираем»)).

Н.А. Быкова, Е.А. Куликова

гво от СЕБЯ

Быкова НА.

УрГУПС, г. Екатеринбург

Куликова Е.А.

УрГУПС, г. Екатеринбург

Бегство от себя ... Все-таки что-то в этом есть. Когда ты оказываешься один в совершенно незнакомом и загадочном мире, вырванный из привычного

окружения (надолго вырванный! лучше навсегда!), что-то в тебе потихоньку начинает просыпаться. Ты снова чувствуешь себя ребенком, исследующим

ь\л

Дискурс травелога

мир, которого не надо учить удивляться, радоваться и плакать. Все, что раньше было для тебя таким важным и значительными, становится мишурой, которую не жалко выбросить в придорожную канаву. Теперь ты такой, каков ты есть на самом деле.

Реальный мир будничен и невзрачен. Рутина и скука - обычные спутники земного обывателя. Его образ жизни вписывается в традиционную схему: исполнение обязанностей (служебных, домашних и др.) - отдых от исполнения обязанностей - исполнение обязанностей - отдых... Для того чтобы вырваться из этого круга, надо совершить определенные усилия. Эти усилия также весьма банальны: отправиться в путешествие, сменить декорации, местожительство, увлечение и т.п. В понимании известного психоаналитика и философа Эриха Фромма, все перечисленные способы есть «бегство от себя». Но бегство - в реальный мир.

В последнее время все чаще встречаются люди, которые, достигнув определенных карьерных высот и социального положения, бросают все ради мечты жить в теплой стране. Их вдруг перестают волновать непременные атрибуты успеха (большая зарплата. Модная машина и др.). Главное - чтобы солнце светило круглый год и не было стресса. Таких людей называют дауншифтерами. Например, подающий большие надежды сын бизнесмена, окончив американский вуз и получив предложение работать на Уолл-стрит, золотой мальчик уезжает в Африку помогать голодающим детям. Супруги, управляющие крупным бизнесом, продают его и уезжают в Египет. Сегодня у них есть небольшая школа дайвинга на побережье Красного моря. Доходы, конечно, несравнимы с прежними, но здесь они живут в полной гармонии с собой. Рижский бизнесмен переехал в Таиланд и живет на проценты, не переживая по поводу того, что в Риге мог бы заработать раз в 10 раз больше. Во всех этих историях - схема типичного дауншифтинга: человек многого добился, но неожиданно бросил все ради мечты.

Дауншифтинг бывает идейным и не очень. Кто-то переезжает в бедную африканскую страну, чтобы помогать другим, а кто-то приобретает бунгало на океанском побережье с одной лишь целью - наслаждаться жизнью. Кто-то меняет место жительства, но продолжает работать по профессии.

Дауншифтером руководит желание вырваться из замкнутого круга бесконечного потребления и цен-

ностей, навязываемых обществом, ради жизни для себя, своей семьи и психологического комфорта.

В последнее время возникло новое понятие -синдром Гоа. Именно на этот райский индийский остров направляются многие вчерашние топ-менеджеры и бизнесмены.

Еще одно популярное направление для даун-шифтинга - Юго-Восточная Азия. Это не удивительно: там совсем иное восприятие жизни, люди не одержимы богатством и никого не впечатляет заявление о том, что ты бросил все на родине, чтобы просто наслаждаться жизнью.

Финансовый вопрос не главный для дауншиф-тера. Собственных накоплений плюс денег, полученных за распроданные вещи (машина, мебель и т.д.), вполне хватит на первое время. А потом можно открыть собственное дело на далеких островах - открыть бар под пальмами, засесть за книги, картины или заняться фотоохотой.

В любом случае, за дауншифтингом должен следовать апшифтинг. То есть, сначала ты добровольно спускаешься по лестнице чужих ценностей, а потом начинаешь медленно подниматься по лестнице своих собственных и стремишься к тому, что важно именно для тебя. Дауншифтинг - это и есть спуск по лестнице чужих желаний и целей ради начала новой жизни.

Движение дауншифтинга началось на Западе на рубеже XX-XXI веков как вызов в ответ на требования известных цитаделей коммерческой стабильности, таких как Procter&Gamble, Mars и др. Как раз такие компании и являются основными производителями дауншифтеров - корпоративная этика требует многого, давая взамен лишь деньги и статус, значащие для человека далеко не все. В итоге в крупных корпорациях стало появляться все больше корпоративных бунтарей, неожиданно бросающих все и уезжающих в места, где на работу не нужно ходить в костюме и галстуке. Или вообще не нужно ходить.

Сегодня дауншифтинг как социальное явление набирает обороты. Исследование, проведенное в Австралии, показало, что за последний десяток лет около 23 процентов жителей самого маленького континента перешли на более скромный уровень жизни. И там, и в других странах дауншифтеры объединяются, помогая друг другу добиваться новых целей. Их общая задача - к 2015 году обратить в свою веру каждого второго.

Галерея

Шекурс Пи

Покорение новых земель - еще одно неискоренимое желание человечества. В этом смысле мы мало отличаемся от животных, разве что масштабами территорий, которые стремимся «пометить».

Что чувствует человек, отправляющийся в путешествие - в командировку, в отпуск на море, в альпинистский поход? Эйфорию, возбуждение, выпадение из реальности. Ведь перемена места есть перемена времени. Отправляясь в путешествие, человек выпадает из линейного времени в некую область настоящего, позволяя себе погрузиться в «здесь и сейчас», хотя частенько кажется, что жизнь, не обремененная прошлым и будущим - не настоящая. Это объясняется, в частности тем, что путешествие обычно проходит в состоянии измененного сознания, своеобразного транса. Нет, мы понимаем - кто мы, где мы, но... Часто нам удается отложить мысль о возвращении к повседневности до самого трапа самолета. Человеку совершенно необходимо почувствовать себя в настоящем, избавиться от линейного времени, ибо только в этот

момент он становится самим собой. Но ощущая вину перед прошлым и будущим (долги, обязательства, планы), он объявляет настоящее ненастоящим и может позволить его себе только в качестве отпускной роскоши.

Путешествия являются одним из немногих социально одобряемых способов выпадения из реальности (в отличие от наркотиков, алкоголя, азартных игр). Линейное время плохо действует на психику человека, и каждый время от времени находит лазейку, чтобы из этого времени сбежать.

Есть три основных причины, по которым человек отправляется в путь: бегство, поиск и возвращение. Бегство от себя, поиск себя, возвращение к себе.

Вот и мы, как древние герои, подсознательно желаем в конце путешествия достигнуть чуда обновления, настоящего праздника. Но чаще путешествие не имеет конца потому, что мы духовные и душевные проблемы пытаемся решить путем перемещения в пространстве, а линия горизонта удаляется бесконечно.

Р.А. Зайнетдинова

предпосылки формирования структурно-семиотической концепции ю. лотмана

По выражению В.А.Канке, начиная с Ф.де Соссюра «лингвистика зазывает философию к себе в гости, в дом языка»1. В свою очередь, философия не уходит из этого дома без подарков: лингвистические методы проникают в исследовательские программы гуманитарного знания. Швейцарский

ученый считал лингвистику частью семиотики (семиологии, в его версии) - более общей науки. Семиотика как наука и как метод своим появлением и развитием обязана не только Соссюру, но и англо-американской ветви, представленной Ч.С.Пирсом и Ч.Моррисом, но в соссюрианском наследии семиотика тесно связана с другим методом - структурным. Язык - центральный и единственный объект лингвистики - рассматривается Соссюром как структура: со своими элементами, устойчивыми подсистемами различных уровней, определенными отношениями между элементами и подсистемами. Отсюда берет начало структурная лингвистика Р.О.Якобсона и Н.С.Трубецкого, структурное литературоведение В.Я.Проппа и Ю.Н.Тынянова, структурные методы в анализе социальных и культурных явлений французских исследователей - Р.Барта, А.Греймаса, К.Леви-Стросса, Ж.Лакана, М.Фуко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.