Научная статья на тему 'Путешествие к антиподам: аллегорическое изображение Британской империи в морской трилогии У. Голдинга'

Путешествие к антиподам: аллегорическое изображение Британской империи в морской трилогии У. Голдинга Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
116
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макарова И.С.

В статье речь идет о романах морской трилогии У. Голдинга «На край света», создававшейся в период с 1980 по 1989 год. Аспект, затронутый в данном исследовании, связан с аллегорическим изображением Британской империи в морской трилогии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main subject of this article is the Sea Trilogy by W. Golding To the Ends of the Earth, written in the period between 1980 and 1989. The aspect touched upon in this paper concerns the allegorical picture of the British Empire in the trilogy.

Текст научной работы на тему «Путешествие к антиподам: аллегорическое изображение Британской империи в морской трилогии У. Голдинга»

И.С.МАКАРОВА

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, г.Санкт-Петербург

ПУТЕШЕСТВИЕ К АНТИПОДАМ: АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ В МОРСКОЙ ТРИЛОГИИ У.ГОЛДИНГА

В статье речь идет о романах морской трилогии У. Голдинга «На край света», создававшейся в период с 1980 по 1989 год. Аспект, затронутый в данном исследовании, связан с аллегорическим изображением Британской империи в морской трилогии.

The main subject of this article is the Sea Trilogy by W. Golding "To the Ends of the Earth", written in the period between 1980 and 1989. The aspect touched upon in this paper concerns the allegorical picture of the British Empire in the trilogy.

Морская трилогия Уильяма Голдинга «На край света» (To the Ends of the Earth: a Sea Trilogy, 1991) создавалась автором в течение девяти лет. В первоначальные планы писателя не входило создавать роман с продолжением. Об этом свидетельствует его собственное признание, сделанное в предисловии к трилогии. Спустя семь лет после выхода из печати первого романа трилогии «Ритуалы плавания» (Rites of Passage, 1980), за который Голдинг получил Букеровскую премию, был издан роман «Тесное соседство» (Close Quarters, 1987), а еще через два года роман «Огонь внизу» (Fire Down Below, 1989).

Идея написать книгу, в которой бы «аллегорично была изображена Англия» [3, с.56], ее история, национальные черты характера ее граждан, возникла у Голдинга в период его «литературного молчания», длившегося с 1971 по 1979 год. Итогом наблюдений и размышлений писателя за этот период стали сразу два романа: «Зримая тьма» (Darkness Visible, 1979) и «Ритуалы плавания» (Rites of Passage, 1980). Оба произведения полно и точно выразили мироощущение Голдинга, его взгляд на прошлое и настоящее Великобритании. Спустя семь лет писатель вернулся к персонажам «Ритуалов плавания», продолжив их одиссею в двух последующих романах.

Корабль как символ общества, государства - достаточно устоявшаяся в мировой

литературе метафора. К ней обращались в разные эпохи Брант, Шоу, Ибсен, Мелвилл, Портер, Барнс и др. Использование Голдин-гом в морской трилогии образа корабля в данной функции является скорее данью традиции, нежели новаторством. Значение символа угадывается быстро, и прочтение романов идет уже в определенном ключе: люди, собравшиеся на палубе «старой посудины» [2, с.7], списанного со счетов военного судна, являют собой типичных представителей всех слоев английского общества; белая линия, разделяющая палубу, становится непреодолимым социально-классовым барьером, издавна характеризующим британское общество как кастовое; поведение морских офицеров и священнослужителя представляет точное отражение политической и духовной жизни британского общества. Простым в прочтении оказывается лишь первый уровень повествования. Здесь корабль может рассматриваться и как символ только британского общества и как символ любого общества безотносительно его национальной принадлежности.

Более детальный разбор текстов трилогии раскрывает значительный исторический контекст, стоящий за морскими романами, который как раз и позволяет нам говорить об аллегорическом изображении в морской трилогии Голдинга именно Британской империи в контексте ее прошлого и настоящего. Особый интерес в данном случае пред- 141

Санкт-Петербург. 2008

ставляет то, как это делает Голдинг. Переплетая различные временные пласты, автор отсылает читателя к историческому контексту сразу двух эпох, указывая тем самым на их несомненную близость и, в то же время, противоположность.

Трилогия, стилизованная под классический морской роман, получивший особую распространенность в Англии в первой трети 19-го века, описывает события, датируемые началом 1800-х годов. Безымянный корабль, населенный подобно Ноеву ковчегу представителями всех классов общества, держит путь в Австралию, а именно к островам Антиподов (The Antipodes). Название островов использовано Голдингом для достижения сразу двух целей: указать на метафоричность всего повествования, а также задать вполне конкретное направление мысли читателя, ориентировать его на определенный период истории Великобритании. Как известно, активная колонизация Австралии англичанами пришлась именно на начало 19-го века, «период жестокого истребления коренного населения» [1, с.207] и захвата новых земель. Во всех отношениях данный период характеризуется обостренной общественно-политической ситуацией как внутри метрополии, так и ее доминиона. Не будем забывать, что трилогия создавалась в конце 20-го столетия, а значит, не могла не нести на себе отпечаток современных автору событий общественно-политической жизни. Примечательно, что при изучении событий соответствующего периода, но уже современной эпохи мы сталкиваемся одновременно и с их сходством с событиями предшествующего периода, и с их различием. То, что зарождалось в 19-м веке, пришло в упадок в веке 20-м, же-

сткая колонизация уступила место процессу предоставления колониям независимости. Но в то же время многое осталось прежним. Так, в конце 20-го века Великобритания была охвачена национальными забастовками рабочих и мятежами цветного населения. Так же как и в период наполеоновских войн, страна оказалась втянута в международные конфликты, повлекшие за собой бесчисленные жертвы. Как и в 19-м веке, в 20-м столетии Великобритания продолжала увеличивать свою обороноспособность.

Таким образом, две исторические эпохи, оказались теснейшим образом связаны друг с другом, с одной стороны, являясь почти зеркальным отображением друг друга, а с другой, представляя почти диаметрально противоположные эпохи. Сопоставляя свое время с историческим прошлым родной страны, писатель, так или иначе, приходил к выводу об их несомненной близости. Кроме того, очевидна попытка автора проследить причины глубокой кризисной ситуации, в которой оказалась Великобритания в конце 20-го столетия, и причины эти во многом оказались связаны с политикой страны в 19-м веке. В тексте романов трилогии события прошлого и настоящего тесно переплелись. Мы видим, как посредством тонких намеков и скрытых аллюзий Голдинг дает аллегорическое изображение Британской империи в историческом контексте ее прошлого и современного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая Советская Энциклопедия. М., 1970. Т.2.

2. Голдинг У. Ритуалы плавания. М., 2005.

3. Carey J., Golding W. The Man and his Books. A tribute on his 75th Birthday. Lnd, 1986.

142 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.