Научная статья на тему 'ПУТЕШЕСТВИЕ АЛИСЫ: ЖЕНСКИЙ ПЕРСОНАЖ В СОВЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 1980-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ «АЛИСЫ В СТРАНЕ ЧУДЕС» И «ТАЙНЫ ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ»)'

ПУТЕШЕСТВИЕ АЛИСЫ: ЖЕНСКИЙ ПЕРСОНАЖ В СОВЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 1980-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ «АЛИСЫ В СТРАНЕ ЧУДЕС» И «ТАЙНЫ ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
Алиса в Стране чудес / Тайна третьей планеты / советская мультипликация / советский миф / женский персонаж / образ ребенка / Alice in Wonderland / Secret of Third Planet / Soviet animation / Soviet myth / male gaze / female character / child

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пасынкова С.Д.

В работе представлен анализ центральных персонажей мультфильмов «Алиса в Стране чудес» (1981, реж. Е. Пружанский) и «Тайна третьей планеты» (1981, реж. Р. Качанов). Ключевые функции женского персонажа-ребенка в советской мультипликации предперестроечной эпохи выявляются посредством дискурс-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALICE'S JOURNEY: FEMALE CHARACTER IN SOVIET ANIMATION IN THE 1980S (BASED ON THE EXAMPLE OF "ALICE IN WONDERLAND" AND "SECRETIES OF THE THIRD PLANET")

The work presents an analysis of the central characters of the cartoons “Alice in Wonderland” (1981, directed by E. Pruzhansky) and “The Secret of the Third Planet” (1981, directed by R. Kachanov). The key functions of the female child character in Soviet animation of the preperestroika era are identified through discourse analysis.

Текст научной работы на тему «ПУТЕШЕСТВИЕ АЛИСЫ: ЖЕНСКИЙ ПЕРСОНАЖ В СОВЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 1980-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ «АЛИСЫ В СТРАНЕ ЧУДЕС» И «ТАЙНЫ ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ»)»

УДК 7.067

Пасынкова С.Д.

студент факультета креативных индустрий Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (г. Москва, Россия)

ПУТЕШЕСТВИЕ АЛИСЫ: ЖЕНСКИЙ ПЕРСОНАЖ В СОВЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 1980-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ «АЛИСЫ В СТРАНЕ ЧУДЕС» И «ТАЙНЫ ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ»)

Аннотация: в работе представлен анализ центральных персонажей мультфильмов «Алиса в Стране чудес» (1981, реж. Е. Пружанский) и «Тайна третьей планеты» (1981, реж. Р. Качанов). Ключевые функции женского персонажа-ребенка в советской мультипликации предперестроечной эпохи выявляются посредством дискурс-анализа.

Ключевые слова: Алиса в Стране чудес, Тайна третьей планеты, советская мультипликация, советский миф, женский персонаж, образ ребенка.

В 1981 году в СССР были выпущены два мультфильма про двух Алис, исследующих неизведанные территории. Речь идет об «Алисе в стране чудес» (реж. Е. Пружанский) и «Тайне третьей планеты» (реж. Р. Качанов). Оба мультфильма являются экранизациями книг: «Алисы в Стране чудес» Л. Кэрролла и «Путешествия Алисы» К. Булычева соответственно. Парадоксальным образом в эпоху застоя главными героями детских мультипликационных фильмов, ставших культовыми в истории советской анимации, были выбраны девочки-подростки. Что объединяет двух неугомонных девочек-путешественниц по имени Алиса и почему именно они стали представителями предперестроечной эпохи Советского Союза?

1779

Оба мультфильма повествуют о путешествии девочки по имени Алиса по удивительным мирам, поражающих не только зрителя, но и самих героинь. Мультфильм «Алиса в Стране чудес» практически полностью повторяет содержание одноименной сказки Кэрролла: Алиса, увидев Белого Кролика, следует за ним, проваливается в кроличью нору и оказывается в Стране чудес, где не действуют привычные законы физики, логики и морали. Там она знакомится с жителями Страны чудес - существами, обладающими волшебными свойствами или совершенно чуждым Алисе мировоззрением. В конце выясняется, что все приключения, случившиеся с Алисой в Стране чудес, просто-напросто приснились ей.

Сюжет «Тайны третьей планеты» несколько отличается от повести Булычева: в мультфильме пропущены описанные в книге эпизод со школьными приключениями Алисы Селезневой, а время действия перенесено более чем на сто лет вперед: с 2074 на 2181 год. Анимационный фильм повествует о космической экспедиции Алисы Селезневой, её отца профессора Селезнева и капитана Зеленого с целью найти новые виды животных. Путешествие оборачивается операцией по спасению экипажа другого космического корабля и раскрытию преступлений космических пиратов. Центральная тема мультфильма - исследование космоса - одна из самых популярных тем для советской фантастики. Нарратив развития космической сферы напрямую ассоциировался с успехами в построении коммунистического строя. Обращаясь к терминологии Р. Барта, можно сказать, что космический миф - часть советской коммунистической идеологии.

Содержание повести Булычева, опубликованной в 1974 году, соответствует тенденциям в искусстве в эпоху оттепели, в то время как мультфильм, вышедший полутора десятилетиями позднее книги, принадлежит к «культурному дискурсу» периода застоя (БИпЬта, 2022). Поэтому перенос событий, описанных в книге, на сто лет вперед в мультфильме, свидетельствует о «горькой утрате надежды на возможность осуществления мечты о светлом

1780

будущем, господствовавшей в обществе в годы поздней оттепели» (Shubina, 2022).

Другая оптика дискурс-анализа мультфильмов «Алиса в стране чудес» и «Тайна третьей планеты» лежит в области гендерных исследований. Героями мультфильмов становятся не юноши, которым в детских приключенческих нарративах свойственно примерять роль исследователя и сорванца, вечно ищущего авантюры, а девочки-подростки. И хотя Алиса, путешествующая по Стране чудес, действительно выглядит феминно - как девочка викторианской эпохи, отличается внешне от Алисы Селезневой, коротко стриженной и одетой в космический скафандр, обе героини характеризуются бунтарским духом, бесстрашием и тягой к знаниям. Это нарушает стереотипный женский образ, зафиксированный в советской анимации: обычно женские персонажи или не представлены вообще, или представлены антигероями или трусливыми, беспомощными, порой даже глупыми. К жертвам «male gaze» (Mulvey, 1975) -можно отнести капризную Забаву из «Летучего корабля» (1979) или принцессу из «Бременских музыкантов» (1969), несчетное количество злобных Бабок Ёжек, мачех и сестер, колдуний (как Снежная королева из одноименного мультфильма 1957 года) и просто вредных Шапокляк («Крокодил Гена», 1969) и Фрекен Бок («Малыш и Карлсон», 1968).

Важно также отметить, что акцент в обоих мультфильмах сделан на герое-ребенке: именно его действия продвигают сюжет, несмотря на наличие взрослых персонажей. Во-первых, концентрация на детских образах объясняется тем, что ребенок воспринимался властью как «материал для создания нового советского человека», соответственно образ ребенка в искусстве можно было наделить необходимыми партии чертами (White, 2020). Впрочем, использование образа ребенка в качестве символа будущего характерно не только для советского искусства. Во-вторых, герой-ребенок становится поводом для размышления о семейном дискурсе в советском кинематографе и литературе. На примере Алисы Селезневой прослеживается, что именно она, а не ее отец наделена агентностью и авторитетом, она отвечает за принятие решений, в то

1781

время как профессор Селезнев показан несколько инфантильным (ЗЬиЫт, 2022). То же самое можно сказать и про Алису из экранизации сказки Кэрролла: несмотря на опасность некоторых ситуаций, сомнительность авантюр, в которые от эпизода к эпизоду ввязывается героиня, она сохраняет сознательность, хладнокровие и критическое мышление, порой рассуждая более адекватно с моральной и логической точки зрения, чем некоторые взрослые персонажи.

Мультфильмы про неугомонных девочек по имени Алиса содержат множество тем, достойных подробного дискурс-анализа. Например, любопытно рассмотреть мультфильмы с точки зрения антропо- и биоцентризма, так как в обоих случаях люди взаимодействуют с животным миром так или иначе доминируя над животными или одушевленными волшебными существами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. — 5-е изд.— М.: Академический проект, 2019. — 351 с;

2. Mulvey L. Visual Pleasure and Narrative Cinema. Screen 1975. Vol. 16. № 3. P. 6-18;

3. Shubina A. Alisa Selez^va, a girl alone in outer space: rethinking gender, family and state in late-Soviet children's science fiction and animation, Studies in Russian and Soviet Cinema, 2022 Vol. 16. №2. P. 141-158;

4. White, E. A Modern History of Russian Childhood. From the Late Imperial Period to the Collapse of the Soviet Union. London: Bloomsbury. 2020; Эмпирические источники:

5. «Алиса в Стране чудес» (реж. Е. Пружанский, 1981);

6. «Тайна третьей планеты» (реж. Р. Качанов, 1981)

1782

Pasynkova S.D.

Higher School of Economics (Moscow, Russia)

ALICE'S JOURNEY: FEMALE CHARACTER IN SOVIET ANIMATION IN THE 1980S

(BASED ON THE EXAMPLE OF "ALICE IN WONDERLAND" AND "SECRETIES OF THE THIRD PLANET")

Abstract: the work presents an analysis of the central characters of the cartoons "Alice in Wonderland" (1981, directed by E. Pruzhansky) and "The Secret of the Third Planet" (1981, directed by R. Kachanov). The key functions of the female child character in Soviet animation of the pre-perestroika era are identified through discourse analysis.

Keywords: Alice in Wonderland, Secret of Third Planet, Soviet animation, Soviet myth, male gaze, female character, child.

1783

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.