Научная статья на тему 'ПУТЬ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ЧУДУ'

ПУТЬ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ЧУДУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
719
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО / ПОЛИТИКА РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ / ЭКОНОМИКА КИТАЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скориков Владислав Виталиевич, Мансур Дария Нумман

Анализируются элементы и сущность китайского «экономического чуда» - значительных успехов китайской цивилизации, которая большую часть ХХ века находилась в состоянии гражданских войн и противостояла внешней агрессии. Выявлены причины, факторы и условия, в результате сочетания которых страна не только сохранила свою политическую и экономическую целостность, но и набрала высочайшие темпы экономического развития. Рассмотрены политические элементы китайского экономического чуда, на основе ретроспективного анализа деятельности и решений Правительства, Коммунистической партии и лидеров Китайской Народной Республики. Впечатляющие параметры экономического роста страны констатируют итог, достигнутый ей к настоящему времени: Китай стал второй экономикой мира. Отмечается, что экономика Китая не останавливается в своем прогрессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA’S ROAD TO ECONOMIC MIRACLE

The elements and essence of the Chinese «economic miracle» - significant successes of the Chinese civilization, which was in a state of civil wars and resisted external aggression for the most part of the twentieth century - are analyzed. The reasons, factors and conditions, as a result of which the country not only preserved its political and economic integrity, but also gained the highest rates of economic development, are revealed. The political elements of the Chinese economic miracle are considered, based on a retrospective analysis of the activities and decisions of the Government, the Communist Party and the leaders of the People’s Republic of China. Impressive parameters of the country’s economic growth state the result achieved by the country to date: China has become the second economy of the world. It is noted that China’s economy has not stopped in its progress.

Текст научной работы на тему «ПУТЬ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ЧУДУ»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 1(33). С. 84—93.

Economic and Socio-Humanitarian Studies. 2022. 1(33). С. 84—93.

УДК 338.26

doi:10.24151/2409-1073-2022-1-84-93

Путь Китайской народной республики к экономическому чуду Владислав Виталиевич Скориков1. Дария Нумман Мансур2

1-2Российский университет дружбы народов, Факультет гуманитарных и социальных наук

1vlad.skorikov@inbox.ru 2dariyamansur@gmail.com

Аннотация: Анализируются элементы и сущность китайского «экономического чуда» — значительных успехов китайской цивилизации, которая большую часть ХХ века находилась в состоянии гражданских войн и противостояла внешней агрессии. Выявлены причины, факторы и условия, в результате сочетания которых страна не только сохранила свою политическую и экономическую целостность, но и набрала высочайшие темпы экономического развития. Рассмотрены политические элементы китайского экономического чуда, на основе ретроспективного анализа деятельности и решений Правительства, Коммунистической партии и лидеров Китайской Народной Республики. Впечатляющие параметры экономического роста страны констатируют итог, достигнутый ей к настоящему времени: Китай стал второй экономикой мира. Отмечается, что экономика Китая не останавливается в своем прогрессе.

Ключевые слова: Китай, экономическое чудо, политика реформ и открытости, экономика Китая.

Для цитирования: Скориков В. В., Мансур Д. Н. Путь Китайской народной республики к экономическому чуду // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 1(33). С. 84—93. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-1-84-93

The People's Republic of China's Road to Economic Miracle

Vladislav Vitalievich Skorikov1. Daria Numman Mansur 2

1-2RUDN-University, Friendship University of Russia, Moscow, Russia

1vlad.skorikov@inbox.ru 2dariyamansur@gmail.com

Abstrac:. The elements and essence of the Chinese «economic miracle» - significant successes of the Chinese civilization, which was in a state of civil wars and resisted external aggression for the most part of the twentieth century - are analyzed. The reasons, factors and conditions, as a result of which the country not only preserved its political and economic integrity, but also gained the

highest rates of economic development, are revealed. The political elements of the Chinese economic miracle are considered, based on a retrospective analysis of the activities and decisions of the Government, the Communist Party and the leaders of the People's Republic of China. Impressive parameters of the country's economic growth state the result achieved by the country to date: China has become the second economy of the world. It is noted that China's economy has not stopped in its progress.

Key words: China, economic miracle, reform and opening up policy, Chinese economy.

For citation: Skorikov V. V., Mansur D. N. The People's Republic of China's Road to Economic Miracle // Economic and socio-humanitarian studies. 2022. No. 1(33). P. 84—93. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-1-84-93

Экономика китайской народной республики находилась в фазе стагнации после непродуманных действий «банды четырех». Тяжелое положение в стране, бедность населения, отставание по экономическим показателям от стран-соседей и Европейских держав стимулировало в Китае понимание необходимости срочных экономических реформ, начало которым было положено в 1978 году Дэном Сяопином. Основными задачами реформ были выход из кризиса и модернизация экономической системы. С 1978 года в Китае произошли чрезвычайные институциональные изменения, которые доказали свою эффективность в содействии его экономическому росту и повышению его международного статуса. Он добился институциональных изменений систематическим и поэтапным образом. Это существенно изменило его экономическую систему. Вместе с тем структура его политической системы практически не изменилась. Он по-прежнему остается однопартийным государством, которое в своем руководстве во многом полагается на Коммунистическую партию.

Еще в 1977 году Дэн Сяопин обратил внимание правительства на то, что самым важным показателем экономического развития страны является производительность, а важными факторами — профессионализм и результат; ученые и наука также являются неотъемлемой частью будущего экономического роста Китая. Теперь правительство нацелилось на реалистичные цели, что отлича-

лось от политики времен Мао, которая обусловлена желанием властей достичь значительных экономических показателей в кратчайшие сроки. В 1978 году коммунистическая партия Китая поддержала политику и приняла ее в конце года на третьем пленарном заседании одиннадцатого Центрального комитета: это заседание стало знаковым моментом в истории Китая. Дэн Сяопину было предложено стать главой коммунистической партии, но он отказался и вместо этого был назначен председателем Военной комиссии. С этого момента никаких политических препятствий для проведения новых реформ Дэн Сяопина не было. Середина 1981 года была ознаменована решением правительства Китая о необходимости продолжения модернизации экономики на основе систематических и поэтапных действий, на основе собственной политики с учетом китайской специфики и уровня доступных ресурсов в стране.

Целью экономических реформ было объединение капиталистической и коммунистической моделей развития экономики, развитие рыночной системы и снижение системы госконтроля [1]. Правительство контролировало процесс проведения реформ. Реформы осуществлялись поэтапно: сначала — в качестве эксперимента в некоторых регионах Китая, и лишь после удачной их реализации инновации вводились на общегосударственном уровне.

Новая экономическая политика была направлена на «открытие» (расконсервацию)

Китая для мирового сообщества: власти страны планировали максимальное расширение сотрудничества с другими государствами по вопросам экономики, инвестиций и торговли. Довольно быстро Китай стал более привлекательным для частных инвестиций, повысилась трудовая мобильность населения внутри страны, в Китай стали поступать товары из других стран, что увеличило предложение потребительских товаров и услуг, у населения появилась возможность путешествовать как внутри Китая, так и за границу. Имели место и значительные изменения в кадровой политике: Дэн Сяопин отмечал важность продвижения талантливых, способных и высококвалифицированных кадров на руководящие должности, что привело к улучшению показателей во всех сферах жизни страны.

Первый этап экономических реформ 1979—1984 гг. Этот период был ознаменован модернизацией экономики по следующим направлениям: агропромышленный комплекс, военный комплекс, промышленный комплекс, а также наука и развитие технологий. Реформы начались с изменений политики в области сельского хозяйства. На первом этапе Правительство поставило перед собой задачу стабилизировать развитие сельскохозяйственного и промышленного секторов и увеличить экспорт. В связи с тем, что сельское хозяйство имело большое значение для Китая, так как являлось основой его экономики, реформы начались именно в этом секторе. На начальном этапе были приняты законы, создавшие базис для децентрализации принятия решений и справедливого распределения ресурсов. Предприятия должны были принимать инвестиционные и производственные решения самостоятельно, а не следовать указаниям партии, решения должны были опираться на экономические, а не на политические основания, поскольку, согласно идеям Дэн Сяопина, экономика должна ориентироваться на стимулирование экономической системы и развивать эконо-

мическую ответственность. Правительство больше не декларировало готовность поддерживать неконкурентоспособные и убыточные предприятия, путем льготного кредитования. Дэн Сяопин прекратил коллективизацию земельных участков и отдал землю в частное владение крестьянам, при этом установив контрактную форму сбора урожая (крестьяне должны были продавать государству определенный процент урожая со своей земли, оставляя остальное для собственного пользования). Такая политика позволила за промежуток в 10 лет поднять уровень развитости аграрного сектора на 25 %. После апробации в сельском хозяйстве эти меры позже были применены к остальным сферам экономики.

Следующим направлением реформ стало повышение производительности путем установки двойной цены на выпущенную продукцию. Предприятиям разрешалось устанавливать цены выше плановых квот, разрешалось продавать товары как по плановым, так и по рыночным ценам. В 1980 году также была принята система промышленной ответственности, что позволяло отдельным группам самостоятельно управлять предприятиями. Данное решение было революционным, так как до этого коммунистическое правительство не позволяло работать частно управляемым предприятиям.

Период реформ характеризовался ростом экономической свободы. В Китае наблюдалась смена собственности предприятий, все больше и больше предприятий становились частными и уходили из-под государственного контроля. В 1978 году по объявлению Дэна Сяопина страна стала открыта для иностранных компаний, иностранному бизнесу было разрешено вести свою деятельность на своей территории Китая. Впервые с начала XX века в Китай привлекались иностранные инвестиции, были созданы особые экономические зоны, например, Шэньчжэнь. Данные зоны были свободны от бюрократии и государственного

вмешательства и впоследствии стали основными центрами экономического роста. Годом позже в Шэньчжэне была создана промышленная зона, которая являлась своего рода экспериментальной площадкой, опыт которой в дальнейшем распространился на всю страну.

Государственные компании становились менее важными экономическими субъектами. На данный момент порядка 60 % произведенных товаров и услуг приходится на частный сектор страны. В период модернизации экономической системы Китай создал благоприятный климат для иностранных инвестиций, результатом чего стало открытие иностранных предприятий, более того, заметно выросла степень открытости международной торговли, а также изменилась ее структура: Китай стал важным экспортером технологических товаров, качество которых также возросло по сравнению с прошлым. Также уровень собственных прямых иностранных инвестиций Китая значительно вырос.

Второй этап реформ 1984—1993гг. В целом правительство также продолжало ориентироваться на реформирование экономики. В 1985 году государство ослабило контроль за ценами, а также была проведена приватизация убыточных государственных предприятий, более того власти передали контроль за экономическим ростом и приватизацией гос. сектора руководителям регионов. В особой экономической зоне был создан первый акционерный коммерческий банк и аналогичная страховая компания. Годом ранее несколько городов КНР также стали открытыми для иностранного бизнеса. Сторонники консервативной политики настаивали на поиске баланса между либеральной рыночной экономикой и протекционизмом. В 1989 году из-за коррупции и инфляции прошли протесты, результатом которых стало снятие с должностей некоторых реформаторов, что могло поставить под угрозу проведение дальнейших реформ. 1990 год

ознаменован созданием фондовой биржи Шанхая, которая была закрыта при Мао, также в этом же году была основана Шэнь-чжэньская фондовая биржа. Несмотря на продолжающийся экономический рост, в государственном секторе продолжали появляться экономические проблемы. Огромные убытки покрывались из госбюджета, что наносило урон экономике. Частная экономика постепенно признавалась правительством Китая, сначала как дополнение к госсектору, затем, как важная составляющая часть экономики страны.

Несмотря на то что Дэн Сяопин ушел с руководящей должности, он продолжал поддерживать политику реформ, и в 1992 году он выступил с речью на юге Китая, в которой дал понять, что инициированная им политика реформ и открытости будет продолжаться и в дальнейшем. Приемники Дэн Сяопина — Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао — продолжали проведение экономических реформ в Китае и адаптировали их к изменяющимся макроэкономическим факторам. Их основным соображением по-прежнему было принятие политики, которая способствовала бы быстрому экономическому развитию Китая. В 1989 году Цзян Цзэминь обратил внимание, что неотъемлемой частью экономического роста Китая отныне является научно-технический прогресс и высококвалифицированная рабочая сила. Это означало, что Китаю удалось достичь экономических показателей стран с развитой экономикой, так как в этих странах экономика напрямую зависит от прогресса в области технологий и в высококвалифицированных специалистов.

Третий этап реформ 1993—2005гг. В 1990-е годы было проведено огромное количество радикальных реформ. Поначалу консервативно настроенная часть правительства поддерживала проведение реформ, но позже они осознали, что правительству необходимо контролировать крупный бизнес. Консерваторы использовали власть для регулирования

180% 160% 140% 120% 100% 80% 60% 40% 20%

2003

2005

2007

2009

2011

2013

2015

предприятия подконтрольные государству • предприятия неподконтрольные государству

Рис. 1. Сравнительный анализ динамики подконтрольных и неподконтрольных государству предприятий в Китае. Источник данных: Wind info China www.wind.com.cn

функционирования рынка и минимизирования негативных последствий капитализма для тех, кто не получал выгоды от свободного рынка. После смерти Дэна Сяопина проведение реформ продолжилось его приемниками, а именно Цзяном Цзэмином и Чжуном Жунцзи, но государство продолжало отвечать за основные области экономики. В период с 1997 по 1998 года была проведена еще одна приватизация, результатом которой стала ликвидация всех государственных предприятий за исключением монопольных компаний. К 2004 году количество госкомпаний сократилось почти на 50 %, также были снижены таможенные тарифы, торговые барьеры, была полностью реформирована банковская система и Китай вступил в ВТО. Китаю удалось обогнать Японию и стать крупнейшей экономикой Азии в 2005 году [2].

Четвертый этап экономических реформ 2005—2012 гг. К власти пришел Ху Цзиньтао, представитель консервативно настроенных кругов правительства. Он начал отмену некоторых реформ Дэна Сяопина, инициировав политику эгалитаризма. Государство направило ресурсы на регулирование сферы здравоохранения, увеличив субсидии в нее,

но прекратив процесс приватизации. В строительной сфере Правительство проводило мягкую кредитно-денежную политику, которая вызвала появление экономического пузыря, что, в свою очередь, привело к тройному росту цен на недвижимость. Основными «донорами» госинвестиций были компании, подконтрольные правительству, которые стали конкурентно способными на мировом экономическом рынке. В 2009 году Китай стал второй экономикой мира.

Пятый этап реформ 2012—2020 гг. В этот период администрация КПК во главе с Си Цзиньпином приняли ряд экономических реформ. Некоторые реформы были направлены на увеличение контроля над предприятиями, таким образом подконтрольных государству компаний стало больше, что видно на графике 1. Многим компаниям пришлось изменить корпоративный устав, для того чтобы коммунистическая партия могла регулировать их деятельность, данный феномен касался и гонконгской фондовой биржи. Но государство также прекращало поддерживать нерентабельные государственные компании. Продолжалась политика открытой экономики.

Рис. 2. Динамика инвестиционных проектов в 1979—2004 гг. в Китае. Источник данных: MOFCOM FDI Statistics.

Общий объем внешней торговли Китая в процентах от ВВП в 1978 году составлял 9,8 %, но это соотношение постоянно увеличивалось после 1978 года, в 2003 году достигло 60 %, и продолжает расти по сей день. В 1988 году Всемирный банк подсчитал, что валовой экспорт Китая составлял около 14 % его ВВП, а в 2008 году он составлял около 40 % его ВВП [3]. Это означает, что Китай в значительной степени подвержен макроэкономическим рискам.

Большая часть экспорта Китая основана на переработке импортируемых компонентов. Очень важным вкладом в развитие открытых дверей Китая стал приток прямых иностранных инвестиций. Китай стал основным глобальным получателем прямых иностранных инвестиций в период реформ [4].

Абсолютный объем прямых иностранных инвестиций в Китае продолжал расти. Приток прямых иностранных инвестиций в Китай имел для страны много преимуществ: он принес с собой новые системы управления бизнесом, помог передать современные технологии в Китай, обеспечил Китай иностранной валютой и расширил его доступ к иностранным рынкам. К концу 1985 года

в страну поступило порядка 4,5 млрд долл., в этот период преобладали поступления в сферу услуг (гостиницы, рестораны, магазины). Процесс открытия также был постепенным и, как было отмечено ранее, начался сначала с создания специальных торговых зон. В течение первого этапа реформ правительство уделяло внимание благоприятному климату для привлечения иностранного капитала и создания совместных проектов. Постепенно в Китай поступало все больше иностранных инвестиций и выполнялось все больше инвестиционных проектов, что можно увидеть на графике 2.

Другой важной частью открытия Китая было увеличение его собственных прямых инвестиций за границу. Это стратегия, направленная на расширение присутствия Китая на рынке, помощь в передаче новых технологий из-за границы и обеспечение доступа к импортируемому сырью. Последнее также может оказать влияние на внешнюю политику Китая. Китай, например, является крупным импортером нефти, и его экспорт нефти также будет расти.

Результатом политики реформ и открытости, которую проводили на протяжении

30 лет, стал крупнейший экономический рост. Большинство компаний и предприятий агропромышленного комплекса были приватизированы, но правительство продолжает еще контролировать некоторые отрасли тяжелой промышленности. Продолжается расширение частного сектора в следующих отраслях: финансовый, телекоммуникационный, нефтяной и других важных сферах экономики, которые ранее в больше степени принадлежали государству. Политика в области ценообразования также стала свободной.

Реформы ускорили экономический рост Китая, страна опережала так называемых «Азиатских тигров». С начала реформ Дэн Сяопина ВВП Китая вырос в десять раз. Повышение совокупной факторной производительности было наиболее важным фактором, при этом на производительность приходилось 40,1 % прироста ВВП по сравнению со снижением на 13,2 % в период с 1957 по 1978 год — разгар маоистской политики. В период 1978— 2005 годов ВВП Китая на душу населения увеличился с 2,7 % до 15,7 % ВВП США на душу населения и с 53,7 % до 188,5 % ВВП Индии на душу населения. Население Китая также богатело: доходы на душу населения

росли на 6,6 % в год, средняя заработная плата выросла в шесть раз в период с 1978 по 2005 годы.

В период реформ Китайская экономика росла быстрее экономик остальных стран региона и мира в целом. В азиатском регионе наблюдался резкий рост экспорта, в связи со скачкообразным китайским спросом из-за торгового дефицита в самом Китае, что помогло оживить экономики стран Юго-Восточной Азии. Азиатские лидеры рассматривают экономический рост Китая, как «двигатель роста всей Азии».

Экономический рост также отразился и на уровне жизни населения Китая, благодаря реформам удалось его повысить. Бедность в крупных городах страны почти исчезла, а в сельских регионах снизилась до минимальных значений, что видно на графике 2. Экономические реформы резко увеличили неравенство в Китае, что объясняется сокращением влияния государства на многие сектора экономики. Некоторые западные ученые полагают, что для уменьшения неравенства, правительству было необходимо заново начать контролировать и регулировать экономику. В свою очередь, китайские ученые,

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Уровень бедности

1985

1990 1995 2000 2005

количество бедного населения

2010

Рис. 4. Сокращение бедности в Китае.

наоборот, склоняются к более либеральной политики в области экономики и выступают за приватизацию монополистических государственных предприятий.

За годы реформ были полностью изменены налоговая и банковская системы. Часть банков перешли на коммерческую основу, но ряд банков остаются государственными и проводят экономическую политику правительства. Государство отменило официальный валютный курс и ввело курс, регулируемый рынком. Все вышеперечисленные факторы свидетельствуют об успешном проведении реформ и их благоприятном воздействии на экономику Китая.

Таким образом, наше исследование «экономического чуда» Китая свидетельствует, что феномен экономического чуда возник в Китае не случайно: ему предшествовал ряд тяжелых для страны кризисных времен, которые побудили правительство пересмотреть политику в отношении экономики и изменить методы ее ведения.

Смене экономического курса и перехода на рыночную экономику предшествовали годы командной экономики. Правительство под руководством Мао Цзэдуна проводила политику «Большого скачка», которая заключалась в достижении нереальных планов

в кратчайшие сроки. Результатом данной политики стал голод и кризис. Далее следовала «культурная революция». В период 1966— 1976 годов проводились масштабные репрессии, закрывались университеты, уничтожались культурные объекты и наследия. Страна потеряла огромное количество высококвалифицированных специалистов, что нанесло урон развитию промышленности, аграрного и технологических секторов. Все данные события стали поводом для смены экономической политики и инициации новых реформ.

По итогам данного исследования можно сделать вывод, что реформы поспособствовали улучшению экономической ситуации в Китае, повышению благосостояния населения страны, сокращению числа бедного населения и почти ликвидации абсолютно бедного населения. Открытость Китая изменила его положение на мировой арене и привела к тому, что страна стала привлекательной для иностранного капитала и инвестиций, в свою очередь Китай также является важным инвестором в другие страны. Все экономические показатели выросли с начала инициации политики реформ и открытости, что вывело Китай в экономические лидеры среди азиатских стран, обогнав Японию и сделав его второй экономикой мира.

Политика реформ и открытости продолжается и сегодня. Китай является сильнейшим игроком на мировой арене, мировым лидером по некоторым экономическим показателям, например доля Китая в мировом ВВП составляет чуть больше 18 %, также он лидирует по добыче угля, железа и древесины. По оценкам многих экспертов, если правительство КНР будет продолжать данную политику, то развитие экономики страны будет идти быстрыми темпами, и к 2028 году Китай станет первой экономикой мира, опередив США.

Список источников

1. —МА, шт "Anilfr

S Ш Ш Щ // Ш Ш ^ Ш (Wängxiäoqln, wänghöngmei. "Renku höngli" xiaoying y zhöngguo jlngji zengzhäng // jingji xue jiä). 2007. Vol. 1. №. 1. С. 104-110.

2. фншш^ШОД

// Ф&ШШ'ШШ. (Yanggöngql. Zhengf xlngwei qiye hua: Zhöngguo jlngji qljl de yl zh ng jieshi // huadöng jlngji guänli). 2008. Vol. 22. №. 8. С. 20-24.

3. THE WORLD BANK ANNUAL REPORT 2008 [Electronic resource]. URL: https://openknow-ledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/7524/4 62560WBAR00EN1ry0Sept020080English.pdf?se-quence=1&isAllowed=y (дата обращения: 17.12.2021).

4. шш, rnrnrn. й^&тшшт^

кшщшж — м "яж^ш" т^шшш

// (Chenzöngsheng, lldefu.

Nei sheng nöngye jishu jinbu de er yuan jlngji zengzhäng möxing — dui "döngya qljl" he zhöngguo jlngji de zai jieshi // jlngji yanjiü) 2004. №. 11. С. 16—27.

5. Тайна китайского экономического чуда [Электронный ресурс] / Институт экономического анализа. URL: https://www.lib100.com/su-ccess/chinese_miracle_secret/html/?page=9 (дата обращения 02.02.2022).

6. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа: пер. с кит. М.: Ин-т Дал. Востока РАН, 2001. 367 с.

7. Непомнин О. Е. Социально-экономическая история Китая. 1894—1914 гг. М.: Наука, 1980. 367 с.

8. Самбурова Е. Н., Мироненко К. В. «Китайское экономическое чудо» в мирохозяйственном измерении // Региональные исследования. 2016. №. 3. С. 149—157.

9. Фицжеральд Ч. П. История Китая: пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2004. 458 с.

10. World development report [Electronic resource] / The World bank. Access mode: https://www.world-bank.org/en/search?q=World+development+report (Access date: 10.03.2022); Отчеты WDR [Electronic resource] / The World bank. Access mode: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr/wdr -archive (Access date: 10.03.2022).

11. тш, ш^. ш^ШЙ^ФНШМ

® // ^Щ (Yanghongxing, zhao dingxin. Jixiao hefa xing y zhongguo jingji qiji // xue hai). 2013. №. 3. С. 16—32.

12. ^ФНШШ^ШЖЯ^&Ш //

(Guo zhongyi. Lun zhongguo jingji qiji de yishi xingtai yuanyin // zhexue yanjiu). 2008. №. 9. С. 120—124.

13. шш, -m шжшнФштп

// A^ffi^A^^m (Wu lianda, gan han. Jingji zhiliang zhibiao y zhongguo jingji qiji shiz-heng fenxi // tianjin shangye daxue xuebao). 2011. Vol. 31. №. 1. С. 22—27.

References

1. ffi/MA, шт "APfii"

ЩЩ^ // ШЩ^Ш (Wangxiaoqin, wanghongmei. "Renku hongli" xiaoying y zhongguo jingji zengzhang // jingji xue jia). 2007. Vol. 1. №. 1. S. 104—110.

2. тля. ФНШШ^Ш^-

// Ф&ШШ'Шт. (Yanggongqi. Zhengf xingwei qiye hua: Zhongguo jingji qiji de yi zh ng jieshi // huadong jingji guanli). 2008. Vol. 22. №. 8. S. 20—24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. THE WORLD BANK ANNUAL REPORT 2008 [Electronic resource]. URL: https://open-knowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/7 524/462560WBAR00EN1ry0Sept020080English.pdf? sequence=1&isAllowed=y (data obrashhenija: 17.12.2021).

4. fê^E, mmm.

- m

// i . (Chénzongshèng, lldéfu. Nèi sheng

nongyè jishù jinbù de èr yuan jïngji zengzhang môxing — dui "dongyà qijï" hé zhongguo jïngji de zài jieshi // jïngji yanjiu) 2004. №. 11. S. 16—27.

5. Tajna kitajskogo jekonomicheskogo chuda [Je-lektronnyj resurs] / Institut jekonomicheskogo analiza. URL: https://www.lib100.com/success/chi-nese_miracle_secret/html/?page=9 (data obrashhe-nija 02.02.2022).

6. Lin' Ifu, Caj Fan, Li Chzhou. Kitajskoe chudo: strategija razvitija i jekonomicheskaja reforma: per. s kit. M.: In-t Dal. Vostoka RAN, 2001. 367 s.

7. Nepomnin O. E. Social'no-jekonomicheskaja istorja Kitaja. 1894—1914 gg. M.: Nauka, 1980. 367 s.

8. Samburova E. N., Mironenko K. V. «Kitajskoe jekonomicheskoe chudo» v mirohozjajstvennom iz-merenii // Regional'nye issledovanija. 2016. №. 3. S. 149—157.

9. Ficzheral'd Ch. P. Istorja Kitaja: per. s angl. M.: Centrpoligraf, 2004. 458 s.

10. World development report [Electronic resource] / The World bank. Access mode: https://www.world-bank.org/en/search?q=World+development+report (Access date: 10.03.2022); Otchety WDR [Electronic resource] / The World bank. Access mode: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr/wdr -archive (Access date: 10.03.2022).

11. m^mi^^mtmn

® // (Yanghongxïng, zhào dïngxïn. Jïxiào héla xing y zhongguo jïngji qijï // xué hai). 2013. №. 3. S. 16—32.

12. //

^^ffift (Guo zhongyi. Lùn zhongguo jïngji qijï de yishi xingtài yuanyïn // zhéxué yanjiu). 2008. №. 9. S. 120—124.

13. -m

// (Wu liànda, gan

han. Jïngji zhiliàng zhïbiao y zhongguo jïngji qijï shiz-hèng fenxï // tianjïn shangyè dàxué xuébào). 2011. Vol. 31. №. 1. S. 22—27.

Информация об авторах В.В.Скориков — студент 4 курса бакалавриата кафедры Теории и истории международных отношений по направлению международные отношения, Факультет гуманитарных и социальных наук РУДН (ул. Миклухо-Маклая, 10, корп. 2, Москва) Д.Н. Мансур — ассистент кафедры иностранных языков ФГСН РУДН.

Information about the authors

V. V. Skorikov — 4th year student of the Department of Theory and History of International Relations in the direction of international relations, faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN-University). D. N. Mansur — assistant professor of the Department of foreign languages, faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN-University).

Статья поступила в редакцию 16.02.2022.

The article was submitted 16.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.