Научная статья на тему 'Газета «Цзинцзи жибао» в современном медиапространстве КНР'

Газета «Цзинцзи жибао» в современном медиапространстве КНР Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
248
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ КНР / КИТАЙСКИЕ ГАЗЕТЫ / КИТАЙСКАЯ ГАЗЕТА «ЦЗИНЦЗИ ЖИБАО» / CHINESE NEWSPAPER «JINGJI RIBAO» / CHINESE MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лемешко Юлия Геннадьевна, Гордейчук Игорь Владимирович

Статья знакомит с китайской «Экономической газетой», начало становления которой пришлось на 80-е гг. ХХ в. Газета представляет регулярный всесторонний обзор новостей об экономике КНР, над созданием которых работают экономисты, коммерсанты, специалисты разных сфер. В настоящее время, будучи общенациональным изданием, «Экономическая газета» ежедневно выходит в 28 крупнейших городах Китая, гарантируя широчайшей аудитории своевременное информационное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лемешко Юлия Геннадьевна, Гордейчук Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the Chinese newspaper «Jingji Ribao». The newspaper is Chinese economic digest with timely, accurate, and comprehensive news about China's economy under creation of business executives, economists, and people from all trades and professions. As a nationwide newspaper, Jingji Ribao is currently printed seven days a week in 28 major cities across the country, which can guarantee a timely dataware to domestic readers in most areas.

Текст научной работы на тему «Газета «Цзинцзи жибао» в современном медиапространстве КНР»

УДК 070 (419)

Ю.Г. Лемешко, И.В. Гордейчук

ГАЗЕТА «ЦЗИНЦЗИ ЖИБАО» В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ КНР

Статья знакомит с китайской «Экономической газетой», начало становления которой пришлось на 80-е гг. ХХ в. Газета представляет регулярный всесторонний обзор новостей об экономике КНР, над созданием которых работают экономисты, коммерсанты, специалисты разных сфер. В настоящее время, будучи общенациональным изданием, «Экономическая газета» ежедневно выходит в 28 крупнейших городах Китая, гарантируя широчайшей аудитории своевременное информационное обеспечение.

Ключевые слова: СМИ КНР, китайская газета «Цзинцзи жибао».

THE CHINESE NEWSPAPER «JINGJI RIBAO» I Hi THE MODERN MEDIA OF CHINA

The article presents the Chinese newspaper «Jingji Ribao». The newspaper is Chinese economic digest with timely, accurate, and comprehensive news about China's economy under creation of business executives, economists, and people from all trades and professions. As a nationwide newspaper, Jingji Ribao is currently printed seven days a week in 28 major cities across the country, which can guarantee a timely dataware to domestic readers in most areas.

Key words: Chinese media, Chinese newspaper «Jingji Ribao».

В октябре 1984 г., подводя итог первому этапу китайской экономической реформы (1974 -1984), Дэн Сяопин в беседе с китайскими и иностранными представителями-участниками совещания по вопросам экономического сотрудничества Китая и зарубежных стран заявил: «После 3-го пленума ЦК партии 11-го созыва мы начали проводить политику, направленную на оживление экономики внутри страны и расширение экономических сношений с внешним миром. Без этой политики поставленной цели не достичь»1.

Политика реформ и открытости (гайгэ кайфан, Й^-^Ш), осуществляемая прагматиками КПК под руководством Дэн Сяопина (1904-1997), потребовала реструктуризации имеющихся газетных издательств и создания новых, которые должны были ежедневно работать над информационным обеспечением реформы. Руководители страны понимали, что при освещении реформы необходимо создать в материковом Китае качественное информационное пространство. Прежде всего сельские жители, составлявшие на тот момент 80% населения, активно включившиеся в реформирование деревни, должны были знать как об общем состоянии дел, так и о конкретных достижениях в конкретных районах. Во-вторых, «курс на открытость Китая внешнему миру», принятый в начале 80-х годов прошлого века и порывавший с традицией многовековой замкнутости страны, означал, прежде всего, расширяющийся доступ иностранного капитала в китайскую экономику: вначале на ограниченную территорию и в ограниченное число отраслей, а затем - во все более широкий масштабах»2.

Политика открытости предполагала определенную доступность информации для иностранных читателей, в новой прессе ежедневно должна была появляться информация об успехах реформы, что способствовало бы формированию позитивного образа страны.

Появление газеты «Цзинцзи жибао» В Ж», дословно: ежедневная экономическая газета)

было определено требованием времени. Первый номер вышел 1 января 1983 г., «Экономическая газета» была учреждена на базе существовавшей ранее газеты «Дагунбао» («^^Ж»). Эта центральная партийная газета, как и многие другие центральные периодические издания, была подведомственна Госсовету КНР, за ее работу отвечал отдел пропаганды ЦК КПК. Кроме Пекина газета печаталась в городах Шанхай, Харбин, Ухань, Чэнду, Гуанчжоу. В период, когда экономика определяла развитие страны и реформа диктовала политический курс, все больше читателей обращалось за новостями к газете «Цзинцзи жибао». С постепенным расширением аудитории менялись ее объем и структура. В 1983 г. газета выходила на одном развороте, содержательная сторона не отличалась разнообразием, количество рубрик было ограничено. Позитивным моментом работы редакции являлось ее сотрудничество с Национальным бюро статистики, выпускающим ежегодные и ежеквартальные экономические сборники с отчетами об экономическом росте в целом и статданными по отдельным отраслям.

«Одной из важных тенденций развития китайской печати, начиная с середины 1990-х гг., стала концентрация газетного производства и формирование газетных корпораций. За прошедшие годы ее структура сильно изменилась - сформировалась достаточно развитая печатная индустрия, представленная более чем 40 ведущими газетными корпорациями, которые являются акционерными обществами со смешанным капиталом, современной системой управления и диверсификацией своего производства»3. В июне 1998 г., следуя общей тенденции, «Цзинцзи жибао» становится крупной газетной корпорацией, позиционируя себя как центральный печатный орган, представляющий информационное обеспечение продолжающихся реформ в области экономики и финансов. За время работы у редакции «Цзинцзи жибао» были установлены тесные отношения с центральными министерствами, бюро, региональными комитетами и учреждениями. На территории страны в общей сложности расположено около 60 корреспондентских пунктов (в каждой провинции, автономном регионе и городе центрального подчинения работает свое отделение), было открыто более 20 корпунктов за рубежом4.

В 2005 г. газета «Цзинцзи жибао» по тиражу заняла лидирующее положение среди центральных газет КНР и первое место среди экономической прессы. Типографии газеты оборудованы самым передовым и первоклассным печатным оборудованием, используется современная система лазерного набора текста, осуществляется спутниковая передача данных. Каждый номер газеты имеется в свободном доступе в сети Интернет (электронный адрес газеты - http://paper.ce.cn).

Одной из основных задач экономической газеты на момент ее образования, кроме первоочередной - информационной, была политическая, редакция рассказывала об общегосударственных политических кампаниях, предоставляла сводную информацию о политических процессах, происходящих в КНР. Сегодня «Цзинцзи жибао» выполняет сразу несколько функций - информационную, организаторскую, просветительскую, рекламно-справочную. Наиболее четко представлена аналитическая функция, специалисты различных отраслей на основании цифр и статистики проводят компетентный анализ, определяют тенденции развития, выступают с прогнозами. С различных профессиональных позиций осуществляется анализ сложных вопросов финансово-экономической области. Часто авторы статей разбирают ситуации удачного и ошибочного управления китайскими предприятиями с разной формой собственности. Специалисты предлагают свое видение развития отдельных секторов экономики. Аналитическая составляющая сообщений - важный показатель профессионализма большинства сотрудников редакции.

В настоящее время «Цзинцзи жибао» выходит в будние дни на 16 страницах, первые четыре страницы, как правило, объединены рубрикой «важные новости» (^Н, яовэнь), пятая-восьмая страницы отведены для финансово-экономических новостей (М^ШН, цайцзин синьвэнь), 9-12 страницы

представлены ежедневными специальными публикациями (^ТУ", чжоуканъ чжуань), последние четыре страницы - «директивы сегодняшнего дня» (^ В ^ТУ, цзинъжи даоканъ). В выходные дни объем сокращается до 8 страниц; кроме новостей, редакция предлагает «специальные сообщения» (^^УЖЖ, тэбе баодао) и разные еженедельные приложения. Направленность приложений «Экономической газеты» разнохарактерная, но в основном публикации объединены одним сюжетом - реализация экономических программ в центре и регионах, направленных на повышение благосостояния простых граждан, на реализацию «китайской мечты» («Ф Д^», чжунгомэн).

Внимание редакции сконцентрировано в основном на актуальных экономических проблемах общенационального характера. Вопросы мировой экономики обсуждаются преимущественно в контексте китайской проблематики - тенденции развития мировой торговли, где Китай занимает ведущие позиции, политика МВФ в отношении Китая, влияние мирового экономического кризиса, членство КНР в ВТО, членство КНР в международных и региональных экономических организациях и блоках (БРИКС, ШОС), интеграционные процессы в АТР и т.д. Проблемы и анализ развития мировой экономики представляет рубрика «Мировые финансы и экономика» (^ШМШ., хуанъцю цайцзин), материалы которой оперативно обновляются собкорами из-за рубежа, иногда редакция публикует информацию со ссылкой на национальное агентство «Синьхуа» и ведущие мировые медиакорпорации.

По мнению ведущего отечественного ученого Я.М. Бергера, «выдвижение именно экономических, а не политических преобразований в качестве приоритетной сферы приложения усилий правящей партии и государства в Китае при переходе к курсу реформ имеет свой особый социокультурный смысл. Отход от тысячелетней конфуцианской традиции пренебрежения коммерцией как низкой сферой человеческой деятельности и все более тесная уния государства с бизнесом, с рынком означают и расширение возможностей вертикальной мобильности для талантливых людей из нижних слоев общества. Формирование «человека экономического», развитие его предпринимательских и организаторских способностей открывают существенно более разнообразные шансы, нежели только продвижение по бюрократической лестнице властных структур в рамках непотизма и протекции»5. Откликаясь на все трансформации в обществе, «Цзинцзи жибао» активно формирует аудиторную ориентацию газеты.

Таким образом, в настоящее время газета «Цзинцзи жибао» инициирует всех субъектов рынка прилагать максимальные усилия к расширению их деятельности, упорядочению и совершенствованию методов руководства, развитию отношений с иностранным капиталом, созданию совместных предприятий на территории КНР. Профессионалы корпорации «Цзинцзи жибао» под руководством Госсовета и ЦК КПК в заданном направлении формируют экономическое создание и культуру в китайском обществе.

1 Сяопин, Дэн. Основные вопросы современного Китая / пер. с кит. - М.: Политиздат, 1988. - С. 84.

2 Бергер, Я.М. Экономическая стратегия Китая. - М. ИД «Форум», 2009. - С. 339.

3 Линь, Го. Газетные корпорации в условиях формирования рынка печатных СМИ в КНР: их структурные особенности и тенденции развития: Автореф. ...канд. филол. наук. - М., 2009 [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ: офиц. сайт. - Режим доступа: http: //medi ascope.ru/ node/362.

4 Тинли шидай чаотоу Шусе цзицин хуачжан «Цзинцзи жибао» чуанкань 30 чжоунянь цзотаньхуэй цзюй-син. 27.03.2013 (Состоялся официальный прием по случаю 30-ой годовщины деятельности газеты «Цзинцзи жибао»: быть на острие эпохи, создавать лучшие статьи) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// finance.chi-na.com.cn/roll/20130327/1352605.shtml ФЭй. 2013-03-27.

5 Бергер, Я.М. Экономическая стратегия Китая / Я.М. Бергер - М.: ИД «Форум», 2009. - С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.